Советуем ознакомиться инокиня варвара молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Православные иконы и молитвы
Содержание
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Молитва Святой Варваре Великомученице
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
Имя святой Варвары связано с старинной и грустной историей. В 317 году в городе Иллиополе на свет появилась красивая, здоровая девочка. Она росла в богатой и знатной семье, но эта семья верила только в старых богов. Девочка очень рано потеряла мать, поэтому ее воспитанием полностью занимался отец — Диоскор.
Девушка выросла и полностью посвятила себя христианской вере, что очень не понравилось упрямому отцу. Когда попытки отца переубедить дочь не увенчалось успехом — он с другими язычниками ее казнил.
С тех пор Варвара становится одной из самых почитаемых Святых на территории Руси. Многие девицы приходят к мощам, чтобы почитать молитву святой Варваре о замужестве, женщины просят о детях, а люди опасных профессий о защите от бед. Мощи в восьмом веке были перевезены в Киевский собор князя Владимира, где находятся и по сегодняшний день.
Молитвы святой Варваре
Перед своей смертью мученица попросила Всевышнего, чтобы он всегда помогал верующим христианам, которые будут обращаться с . С того времени все кто просит Великомученицу об удачном замужестве, о семейном счастье, об исцелении болезней или о защите от внезапной смерти, от нечаянной беды, все верующие люди найдут помощи и заступничества.
Целительная и чудотворная сила мощей мученицы была известна народу давным-давно. Ведь не удивительно, что сколько раз Русь и Киев были полностью разрушены и разграблены, а святой храм, где хранятся мощи все беды обходят стороной.
17 декабря каждый год православные крестьяне отмечают день памяти святой Варвары.
В чем помогает молитва Варваре Великомученице
С самого начала Варвару считали покровителем ремесленников, так как девушка очень любила рукоделие при жизни. Но как показывает время, часто возносят молитвы Варваре от внезапной смерти. С этой мольбой к ней обращаются все, кто боится умереть без покаяния. Это часто люди, которые связаны с опасными профессиями:
Молитвословия к Великомученице возле ее мощей способны заряжать божественной силой разные предметы. Многие на время молитвы кладут возле раки с мощами свои кольца, крестики и другие нательные предметы. Такие предметы потом носят как могущественные защитные и чудотворные талисманы.
Молитвословие к святой Варваре о женском счастье:
«Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»
Храни Вас Господь!
Смотрите так же и видео о житие Великомученицы Варвары:
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара
Преподобномученицы Варвара и Елисавета Алапаевские
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: “Я оставляю блестящий мир . но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих”.
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: “Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность”. Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: “Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы. должны устремить свои мысли к Небесному Царствию. и сказать с покорностью: “Да будет воля Твоя”.
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: “Господи, прости им, не знают, что делают!”.
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Варвара была убита вместе с другими Алапаевскими мучениками.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Инокиня Варвара
От славы царственныя, вземши Крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас: молите о душах наших.
О святыя новомученицы Российския, великая княгине Елисавето и сестро ея крестовая пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, евангельския заповеди делом во Обители милосердия совершившия, веры ради православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем, Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякаго зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.
Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»
Авторизуйтесь
Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.
Инокиня варвара молитва
Преподобномученицам Елисавете, великой княгине и инокине Варваре (тропари, кондаки и молитва)
С мире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, / богому́драя Елисаве́то, / сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и / Христа́ почти́ла еси́. / Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, / я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́. / Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, / я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: / свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 2:
В красоте́ земне́й красоту́ Небе́сную показа́ла еси́, свята́я преподобому́ченица Елисаве́то, и жена́м-мироно́сицам Мари́и и Ма́рфе подража́ла еси́, в служе́нии Бо́гу и лю́дем стра́ждущим. Те́мже просла́ви тя Христо́с Бог, я́ко еди́ну от святы́х жен росси́йских, да́рующих вам мир и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 4:
С трастоте́рпица преподо́бная Варва́ро, в напа́стех с наста́вницей свое́ю да́же до сме́рти пребы́вшая, Христо́во бо Ева́нгелие испо́лнив, положи́ла еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́. Ны́не же предстоя́ с собо́ром святы́х жен росси́йских, моли́ оставле́ние грехо́в дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Ин тропарь, глас 4:
К ро́тость и смире́ние и любо́вь всели́вши в ду́шу свою́, усе́рдно послужи́ла еси́ стра́ждущим, страстоте́рпице свята́я княги́не Елисаве́то, та́же с ве́рою претерпе́ла еси́ страда́ния и смерть за Христа́, с му́ченицею Варва́рою. С не́ю же моли́ о всех с любо́вию почита́ющих вас.
В ели́чие по́двига ве́ры кто пове́сть: / во глубине́ земли́, я́ко в раи́ све́тлости, / страстоте́рпица вели́кая княги́ня Елисаве́та / со А́нгелы во псалме́х и пе́ниих ра́довашеся / и, убие́ние претерпева́ющи,/ о безбо́жных мучи́телех взыва́ше: / Го́споди, прости́ им грех сей, / не ве́дят бо, что творя́т. / Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, // поми́луй и спаси́ ду́ши на́ша.
О т сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
В оспое́м днесь сла́ву святы́м новому́ченицам Росси́йским, благове́рной княги́не Елисаве́те с Варва́рою ве́рною, в Гефсимани́йстей ве́си погребе́нным, о́браз бо вам показа́вшим му́жества духо́внаго во испове́дании ве́ры Правосла́вныя. Те́мже мо́лим вас, моли́теся Христу́ Бо́гу, да изведе́т на жа́тву де́латели Своя́, просвети́ти све́том и́стинныя ве́ры страну́ ея́же возлюби́ли есте́, и спасе́т ду́ши на́ша.
О святы́я новому́ченицы Росси́йския, вели́кая княги́не Елисаве́то и сестро́ ея́ кресто́вая пречестна́я иноки́не Варва́ро, ку́пно путь свой во мно́зех му́ках сконча́вшия, Ева́нгельския за́поведи де́лом во Оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди Правосла́вныя подвиза́ющися до сме́рти в после́дняя времена́ сия́, и до́брый плод в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и оте́чество на́ше, кро́вию и страда́ньми новому́чеников искупле́нныя, и не даст в расхище́ние враго́м Росси́и достоя́ния на́шего. Се бо лука́вый враг вооружи́ся на ны, хотя́ нас погуби́ти в междоусо́бных бране́х, ско́рбех, нестерпи́мых печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся немощны́я де́рзости их; ве́ру в сердца́х люде́й росси́йских укрепи́те, да егда́ на́йдет на ны испыта́ния час, му́жества дар восприи́мем ва́шими моли́твами, отве́ргшеся себе́ и взе́мше крест свой, после́дуем, Христу́, распина́юще плоть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те нас от вся́каго зла, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и мир душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода всем нам мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дники бы́ти со все́ми святы́ми, от ве́ка угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.
- 22 Ноябрь 2017
Обновления на сайте
Обновления на сайте
В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.
Объявления
- 08 Июль 2014
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
ЧАСТИЦА МОЩЕЙ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
Икона святой великомученицы Варвары
1. МОЛИТВЫ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ
2. ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
3. МОЩИ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
4. АКАФИСТ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ
5. ФИЛЬМЫ О СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ
В нашем храме находится частица мощей святой великомученицы Варвары. Каждый пришедший может обратиться за молитвенной помощью к святой, заказать молебен.
Видя необыкновенную красоту Варвары, отец решил воспитать её, скрывая от посторонних глаз. Для этого он построил башню, где кроме Варвары пребывали только её языческие учителя. С башни открывался вид горнего и дольнего мира Божиего. Днём можно было смотреть на лесистые горы, на быстротекущие реки, на равнины, покрытые пёстрым ковром цветов; ночью согласный и величавый хор светил являл зрелище невыразимой красоты. История почитания святой великомученицы Варвары насчитывает 1700 лет со дня её мученической кончины.
Святой великомученице Варваре молятся об избавлении от внезапной и насильственной смерти, о спасении от бури на море и от огня на суше. Её считают покровительницей шахтёров и артиллеристов.
1. МОЛИТВЫ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ
Частица мощей святой великомученицы Варвары в храме святых апостолов Петра и Павла в Шелехове
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Премудрая и всекрасная святая великомученице Христова Варваро! Блаженна еси, яко Премирная мудрость Божия плоть и кровь не яви тебе, но Сам Бог, Отец Небесный, Иже тебе, веры ради от невернаго отца оставленную, изгнанную и умерщвленную, в дщерь Себе возлюбленную прият; за тленное земнаго имения наследие плоти нетление дарова; труды мученическия упокоением Небеснаго измени Царствия; временное твое житие, смертию Его ради пресеченное, сицевою воспрослави почестию, яко душу с лики Небесных вчини духов, тело же, на земли в храме их ангельском положенное, Ангелом заповеда сохранити цело, честно и многочудесно. Блаженна еси, Христу Сыну Божию, Жениху Небесному, уневещанная дево, Егоже доброты твоея Рачителя имети желающи, всю себе страданием, ранами, удов резанием и самыя главы усечением, аки утварьми дражайшими, потщалася еси украсити: да тако, яко жена, верна главе своей — мужу, Христу духом и телом соединишися неразлучно, глаголющи: «Обретох, Егоже возлюби душа моя, удержах Его и не оставих Его». Блаженна еси, яко Святый Дух на тебе почил есть, имже духовными духовная разсуждати научена, вся духи лукавствия во идолех яко пагубныя отринула еси и Единаго Бога Духа познавши, яко истинная поклонница, духом и истиною кланятися изволила еси, проповеднически глаголющи: «Троицу чту, Едино Божество». Сию Святую Троицу, Юже в животе и смерти исповеданием и страданием своим прославила еси, умоли о мне, предстательнице моя, яко да и аз всегда тройственною веры, любве и надежды добродетелию, Туюжде Святую Троицу почитаю. Имам светильник веры, но празден благих дел елеа; ты, мудрая дево, страдальческую плоть твою, крове исполненную и ранами преливающуюся, аки светильник имущая, даждь от елеа твоего, да тем душевную мою свещу украсивши, сподоблюся по тебе в Чертог Небесный внити. Пресельник аз есмь на земли и пришлец, якоже вси отцы мои; благ вечных наследнице и блаженныя вечери в Царствии Небеснем причастнице, яко в странствии жития, Трапезы Божественныя угодения, сице и во исходе от мира желаемаго сподоби мя напутствования; и егда в конец сном смерти начну усыпати, коснися тогда изнемогающия плоти моея, яко иногда Ангел Илии, глаголющи: востани, яждь и пий; яко да благодатию Божественных Тела и Крове Тайн укреплен, преиду в крепости яди тоя далекий путь смерти, даже до Горы Небесныя: и тамо, Егоже ты чрез три окна банныя прежде верою Бога Троицу узрела еси, Сего купно с тобою лицем к лицу да удостоюся видети и славити Его в некончаемыя веки. Аминь.
2. ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
День памяти: 17 декабря (4 декабря по ст. ст.).
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить её общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Созерцая с высоты башни красоту Божьего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка: «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5).
Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у неё появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара с ещё большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно — во образ Троичного Света. Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчёта о сделанном. «Три лучше, чем два, — говорила Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришёл в ярость. Он бросился на неё с обнажённым мечом, но Варвара успела выбежать из дома. Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашёл Варвару и с побоями притащил мученицу в дом. Наутро он отвёл Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от неё, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жёсткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моём». На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний. Видя такое чудо, одна христианка по имени Иулиания открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа. Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали. Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком. От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор. Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.
Святая великомученица Варвара была дочерью знатного язычника Диоскора, жила с отцом в городе Илиополе Финикийском в царствование Максимиана Галерия (305—311). Она рано лишилась матери. Овдовев, Диоскор сосредоточил всё своё внимание на воспитании единственной дочери. Варвара радовала его способностями и красотой. Он поселил дочь в башне, скрывая от посторонних глаз. К ней имели доступ только языческие учителя и служанки.
В уединении Варвара наблюдала жизнь природы, красота которой вносила в её душу неизъяснимое утешение. Она стала задумываться над тем, кто создал всю эту красоту. Бездушные идолы, сделанные человеческими руками, которым поклонялся её отец, не могли быть источником жизни. Руководимая Духом Святым, Варвара пришла к мысли о Едином, Животворящем Боге, Создателе вселенной.
Многие знатные и богатые юноши, слыша о красоте и целомудрии Варвары, добивались её руки. Диоскор предложил дочери выбрать себе жениха, но Варвара решительно отказалась. Диоскор огорчился настойчивостью дочери и уехал из Илиополя, рассчитывая, что в его отсутствие Варвара будет скучать и переменит своё решение. Он предоставил ей полную свободу, надеясь, что беседы с разными людьми и новые знакомые повлияют на дочь и она согласится вступить в брак.
Вскоре после отъезда отца Варвара познакомилась с девушками-христианками, которые рассказали ей о Боговоплощении Иисуса Христа и Его искупительной жертве, о всеобщем воскресении и будущем суде живых и мёртвых, о вечных муках грешников и идолопоклонников и блаженстве праведников. В сердце Варвары, давно жаждавшей слышать слово истины, загорелась любовь ко Господу Иисусу Христу и желание быть христианкой. Промыслом Божиим в то время в Илиополе находился пресвитер из Александрии. От него Варвара научилась основам христианской веры и приняла святое Крещение.
Перед отъездом Диоскор приказал построить баню с двумя окнами в честь солнца и луны. Варвара же упросила рабочих сделать три окна — во образ Троичного Света. Рядом с баней была купель, обнесённая мраморной оградой. На восточной стороне ограды Варвара начертала пальцем крест, который запечатлелся на камне, как будто был выбит железом. След стопы святой отпечатался на каменной ступени, и из него забил источник целебной воды.
Вскоре вернулся Диоскор и, узнав о распоряжении Варвары, остался им недоволен. При объяснении с ней он с ужасом узнал, что его дочь — христианка. Диоскор в ярости выхватил меч и хотел ударить им Варвару, но она бросилась бежать. Когда Диоскор стал догонять её, дорогу Варваре преградила гора. Святая обратилась к Богу за помощью. Гора расступилась, и она вошла в расселину, по которой вышла на вершину горы. Там Варвара укрылась в пещере.
Диоскор нашёл дочь с помощью пастуха, жестоко избил её, а затем закрыл в небольшой тёмной комнате и стал морить голодом и жаждой, чтобы заставить отречься от христианской веры. Не добившись этого, он предал свою дочь в руки правителя Мартиана, гонителя христиан.
Мартиан долго старался уговорить святую Варвару поклониться идолам. Он обещал ей всякие земные блага, а затем, видя её непреклонность, отдал на истязания. Святую Варвару били воловьими жилами до тех пор, пока земля вокруг не обагрилась кровью. После избиения раны натёрли власяницей. Едва живую Варвару бросили в темницу. В полночь темницу осиял несказанный Свет, и Сам Господь Иисус Христос явился к страждущей великомученице, исцелил её раны, ниспослал её душе радость, утешил надеждою блаженства в Небесном Царстве.
На следующий день великомученица Варвара вновь предстала перед судилищем Мартиана. Видя её исцелённой от ран, правитель не вразумился и вновь предложил ей принести жертву идолам, убеждая, что это они исцелили её. Но святая Варвара прославила Господа Иисуса Христа — истинного целителя душ и телес. Её подвергли ещё большим мукам.
В толпе стояла христианка Иулиания (ум. ок. 306), которая с возмущением стала обличать жестокость Мартиана и объявила перед всеми, что она тоже христианка. Её схватили и начали истязать так же, как и великомученицу Варвару. Мучениц подвесили и стали бить воловьими жилами и скрести железными скребками. Затем великомученице Варваре отрезали сосцы и обнажённую повели по городу. Но Ангел Господень прикрыл великомученицу: её наготу не увидели смотревшие на это истязание.
Правитель приговорил обеих мучениц к усечению мечом. Над святой великомученицей Варварой казнь совершил её отец. Это произошло около 306 года. Мартиан и Диоскор сразу после казни получили возмездие от Бога: они погибли от удара молнии.
В предсмертной молитве святая великомученица Варвара просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к её помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое. Тела святых мучениц похоронил Галентиан, впоследствии он же устроил над их могилой церковь. В VI в. мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. По промыслу Божию дочь византийского императора Алексия I Комнина (1081—1118), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Святополком Изяславовичем (во святом Крещении Михаилом), привезла с собой в Киев в 1108 году мощи святой великомученицы Варвары, где они и ныне почивают во Владимирском соборе.
3. МОЩИ И ПОЧИТАНИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ
Рака со святыми мощами великомученицы Варвары во Владимирском соборе в Киеве
Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была построена церковь во имя Варвары. В VI в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, ещё в IV в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти.
В Константинополе известны ещё несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары. Кроме того, император Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-западной части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).
Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира. Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца X — начала XI в.; в настоящее время это событие датируют 1005–1006 гг. Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437–1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Другая часть мощей, принесённая из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в её церкви в 1348–1349 гг. Стефан Новгородец.
1 июня 2003 г. частица мощей Варвары, хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвящённом великомученице.
В 1644 г. при Киевском митрополите Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки Варвары. Когда в 1650 г. Киев был захвачен литовским гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдавского господаря Василия Лупу, затем хранилась в городе Каневе, а впоследствии была перенесена в монастырь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католическому епископу Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.
В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы, и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.
Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, тёмные и очень твёрдые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе.
Левая рука Варвары, привезённая в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм святой Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).
Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной церкви (существовавшей ещё в 1138-м) новый каменный храм во имя Варвары (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привёз с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей Варвары и часть гроба этой святой (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).
О руке Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465–1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица её мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки — в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.
В Москве, в церкви Иоанна Воина на Якиманке, чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви великомученицы Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875–1882).
За молитвенной помощью к Варваре обращаются в опасности внезапной смерти или при угрозе от огня. Она считается покровительницей шахтёров и артиллеристов. В 1998 г. Варвара стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ. А в 2000 г. её икона, находящаяся в настоящее время в Самаре, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II побывала на борту орбитальной станции «Мир».
Память великомученицы Варвары — святой, которая приняла смерть за Христа в IV веке, — празднуется 17 декабря. В этот день в 1995 году президент России подписал указ об установлении Дня ракетных войск стратегического назначения. В том же году, побывав в Главном штабе РВСН во Власихе, Святейший Патриарх передал ракетчикам икону святой великомученицы Варвары. Её изображение теперь есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России.
4. АКАФИСТ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ
Избранной Богом от идолослужительнаго рода и призванной во язык свят, в люди обновления, невесте Христове, яко избавляющиися тобою от различных зол и обстояний, благодарственная пения и хваления восписуем ти молитвенницы твои, святая и всехвальная великомученице: ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти:
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Ангелом честную и вселюбезную чистоту непорочно сохранши, честная Варваро, Ангелом сожительница быти сподобилася еси, с нимиже егда поеши троическую песнь Богу на Небеси, услыши нас, поющих тебе на земли похвальная пения сия:
Радуйся, отроковице, Богом Отцем предуставленная быти сообразна в страдании образу Сына Его; радуйся, Сыном Божиим, Светом от Света, призванная из тьмы в чудный свет веры и благодати Его.
Радуйся, яко позвавшему тя Святому Духу, и сама телом и духом свята еси; радуйся, яко от скверны плоти и духа непорочну себе соблюла еси.
Радуйся, рожденному от Девы Жениху Христу деву тя чистую обручившая; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотевшая.
Радуйся, крине девства, посреде терния идольскаго прорастший доле; радуйся, цвете чистоты, в неувядаемой славе цветущий горе.
Радуйся, в Небесном вертограде Христова благоухания наслаждающаяся; радуйся, Краснейшаго паче сынов человеческих зрением тамо утешающаяся.
Радуйся, убелившая ризы твоя в Крови Агнчей на земли; радуйся, в лице девственном последующая Божиему Агнцу на Небеси.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Видящи святая Варвара себе на высоком столпе от отца поставлену, помышляше себе манием Божиим к Небеси быти возводиму. Разумная убо восхождения в сердце своем положиши, теми от тьмы к Свету и от прелестных идолов ко истинному Богу умне восхождаше, поющи Ему: Аллилуиа.
Разум неуразуменный о Едином всея твари Творце разумети дева святая Варвара ищущи, беседоваше со своим си разумом, глаголющи: «От темных кумиров чудным светилам небесным како бе создатися мощно, рцы ми». К нейже он со Псаломником рече: «Вси бозе язык бесове, Един же есть Бог и Господь, Иже небеса и вся светила их сотвори». Таковому твоему, мудрая дево, разуму дивящеся, глаголем:
Радуйся, паче старец идолослужительных разумнейшая; радуйся, паче мудрецев мира сего мудрейшая.
Радуйся, яко тебе безвестная и тайная премудрости Своея Бог явил есть; радуйся, яко тебе истиннаго богословия Сам Бог Слово научил есть.
Радуйся, всех звездочетцев умом Христовым превозшедшая; радуйся, явственнее паче оных Небесный круг прозревшая.
Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самаго Творца усмотрела еси; радуйся, яко в созданных светилах Несозданный Свет узрела еси.
Радуйся, ныне уже кроме зерцала свет лица Божия на Небеси зрящая; радуйся, тем светом неизреченно веселящаяся.
Радуйся, умная звездо, еяже озарением лице Божие, яко солнце, светло нам является; радуйся, мысленная луно, еюже нощь заблуждения яко день просвещается.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Сила Вышняго даде тогда святей Варваре, якоже древле пророку Иезекиилю, лице адамантово, сильно пред всеми идолослужительми, во еже не убоятися ей от зверскаго лица их, ни ужасатися лютаго прещения. Темже со дерзновением мужемудренная дева взываше: «Троицу чту, Едино Божество, и Той верою покланяющися, велегласно пою: Аллилуиа».
Имущи святая Варвара свыше данную себе мудрость, востече к делателем бани отеческия, и онем проявляя тайну Святыя Троицы, повеле три окна в бане устроити. «Аще,— рече,— идолослужителие уста имут и не глаголют славы истиннаго Бога, то каменныя в сей бане стены треми окнами, аки треми устнами, да свидетельствуют, яко Един есть Бог, в Троице Святей от всея твари славимый и покланяемый». За таковое убо мудрование, святая Варваро, приими похвалу сию:
Радуйся, в треоконной бане купель Святаго Крещения, во имя Троицы Пресвятыя, изобразившая; радуйся, в купели воды и Духа, к сим же и крове твоея мученическия, тебе измывшая.
Радуйся, яко треми окнами тьму многобожия, Троице Святей противнаго, прогнала еси; радуйся, яко окнами треми Свет Троический ясно узрела еси.
Радуйся, яко теми треми окнами призре на тя Солнце Правды, тридневно возсиявшее от гроба; радуйся, яко теми тебе возсия день Троическаго спасения.
Радуйся, сердце твое Единому в Троице Богу всегда отверсто имевшая; радуйся, чувства твоя пред бранию триех врагов, плоти, мира и диавола, крепко заключившая.
Радуйся, яко в души твоей три мысленная окна, веры, надежды и любве, устроила еси; радуйся, яко теми треми окнами при Троическом Божестве треми деньми воздвиженную Тела Христова Церковь усмотрела еси.
Радуйся, яко тебе Небеса от триех иерархий ангельских отверзошася; радуйся, яко тебе Горния обители Троическия радостно прияша.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Буря ярости велия отца твоего, дышущаго прещением и убийством, возшуме на храм души твоея, святая Варваро, но того не возможе поколебати: основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, мудрая дево, неподвижимо стоящи, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевала еси: Аллилуиа.
Слышав от тебе, мудрыя дщери, отец твой Диоскор неслышанная о Святей Троице словеса, яко аспид глухий затка уши своя и по подобию змиину с жалом ядоносным устремися со острием меча на твое убийство; но ты, невесто Христова Варваро, подражающи Жениха твоего Иисуса, бежавшаго от меча Иродова, бегала еси от меча Диоскорова, желающи сердце его от зверския ярости в любовь отеческую обратити. Мы же разумное твое бегство звании почитаем сими:
Радуйся, блаженная, изгнанная из дому земнаго Правды ради; радуйся, богатая в Бога, лишенная отеческих богатств Христа ради.
Радуйся, яко твоего обнищания есть Царствие Небесное; радуйся, яко тебе уготовася вечных благ сокровище.
Радуйся, словесная агнице, от злаго волка мучителя к Доброму Пастырю Христу прибегшая; радуйся, во двор праведных овец Его, одесную стоящих, вшедшая.
Радуйся, незлобивая голубице, от земнаго врана в покров Небеснаго Орла прелетевшая; радуйся, в крове крилу Его добрый себе покров обретшая.
Радуйся, Небеснаго Отца дщи честная, яко от земнаго родителя с безчестием на смерть гонима была еси; радуйся, яко от безсмертнаго Господа Славы в Жизнь Вечную со славою прията еси.
Радуйся, тояжде и нам жизни присножелающая ходатаице; радуйся, прилежная о нас к Богу молитвеннице.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Боготечной звезде была еси подобна, святая великомученице Варваро: бежащи бо пред отцем твоим, наставляла еси того таинственне на путь, ведущий ко Праведному Солнцу, от Девы возсиявшему, Христу Богу. Обаче он душевныма ослеплен очима, абие и телесныма не узре тя пред собою бежащую: ты бо сквозе каменную, тебе велением Божиим разступившуюся гору прошедши, скрылася еси от очию его в каменней пещере, да от среды камения, яко птица, даси глас Богу, воспевающи: Аллилуиа.
Видевше тя пастырие, верху горы овцы пасущии, в камени крыющуюся, дивляхуся, глаголюще: что сия словесная агница? Коего волка бегает? И се Диоскор, паче волка лютейший, востече на гору, и тебе, тамо крыющуюся обрет, и похитив за девическия твоя власы, влечаше ко своему дому по жестокому пути, на немже тя вернии сретаем приветствии сими:
Радуйся, младому еленю на горах ароматских уподобившаяся; радуйся, горняя паче дольних восхождения в сердце твоем полагающи, возлюбившая.
Радуйся, избывшая погибельнаго идолослужения рова; радуйся, на гору Троическаго поклонения востекшая. Радуйся, сквозе камение прошедшая, от каменносердаго бегающи гонения; радуйся, среде камения Камень Христа, утверждающаго тя, обретшая.
Радуйся, в пещеру каменную вшедшая, видети Иисуса во гробе каменном бывша положенна; радуйся, уже Того видящая на Престоле Славы седяща.
Радуйся, яко власы главы твоея за Христа, хранящаго, да и влас главы человеческия не погибнет, исторжени суть на земли; радуйся, яко тии от Христа изочтени суть ко увенчанию твоему на Небеси.
Радуйся, власы твоя кровию доле, яко цветами, обагрившая; радуйся, заплетение власов твоих окровавленных в венец тебе златый обратившая.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Проповедником богоносным, апостолом Христовым поревновавши дерзновенно, пред лицем мучителей проповедала еси Христа Истиннаго Бога; и Его ради лютыя раны, власяными рубы и острым чрепием болезненно потираемыя, мужественно претерпела еси, святая Варваро. Таже в темницу всаждена, в ней аки в чертозе о Христе Иисусе ликовала еси, поющи Ему: Аллилуиа.
Возсиявый в сердце твоем просвещение истиннаго богоразумия, возсия и во очесех твоих свет Божественнаго лица Своего Христос Господь: Той бо, яко возлюбленный твой Жених, в полунощи к тебе, непорочней Своей невесте, в темницу пришед, любезно тя посети, от ран исцели, и светлостию лица Своего неизреченно душу твою возвесели, нас же верных научи пети тебе сицевая:
Радуйся, за страдавшаго биение Христа нещадно биенная; радуйся, биения терпением невидимаго врага убившая.
Радуйся, язвы Господа твоего на теле твоем носившая; радуйся, от всех язв, Темжде Господем, на теле твоем исцелевшая.
Радуйся, яко Сам Господь, Свет мира, тебе в темнице бывшей Себе явил есть; радуйся, яко Сам души и тела Врач тебе больную посетил есть.
Радуйся, чрез земную темницу в Небесный Чертог светло вшедшая; радуйся, от кровей твоих брачную тебе одежду исткавшая.
Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от всех болезней с верою тя призывающии уздравляются.
Радуйся, уз греховных скорая рещительнице; радуйся, язв многозлобных добрая целебнице.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Хотящу безумному мучителю желание свое улучити и еще покушающемуся ласкательными словесы тебе, святая Варваро, от Истиннаго Бога отвратити ко прелестным идолом, ты, яко мудрая дева, отвещала еси тому: «Первее твердый адамант в мягкий воск претвориши, нежели мене отвратиши от Христа Бога моего: Того бо, со Отцем и Святым Духом, Единаго Истиннаго Бога исповедую, славлю, хвалю и пою Ему: Аллилуиа».
Новую показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, святая великомученице Варваро, повеле на древе повесити и ноготьми железными тело твое строгати, и свещами горящими твоя опаляти ребра, еще же и млатом во главу тяжко бити. Сие пачеестественное терпение твое благоговейно воспоминающе, похвалами блажим тя сими:
Радуйся, яко повешена была еси на древе Христа ради, на Кресте распятаго; радуйся, яко строгана по ребром Иисуса ради, копием в ребра прободеннаго.
Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем возжегла еси; радуйся, яко за Того огненными свещами палима была еси.
Радуйся, твердейшая адаманта в терпении невредимом; радуйся, крепчайшая каменнаго столпа в мужестве непоколебимом.
Радуйся, яко млатом, бившим тя по главе, венец Царствия тебе исковася; радуйся, яко темже млатом глава врага твоего сокрушися.
Радуйся, яко со Христом, Его ради, на земли страдала еси; радуйся, яко с Ним и о Нем на Небеси прославляешися.
Радуйся, всех врагов наших крепкая победительнице; радуйся, во всех бедах наших скорая помощнице.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Странное и страшное святыя Варвары страдание видящи, благоверная в женах Иулиания удивися зело, како млада отроковица в юностнем телеси таковыя мужественно за Христа терпит муки; таже, слезнаго исполнившися умиления, благодарственно и та возопи Христу Богу: Аллилуиа.
Весь Сладчайший Иисус сладость, весь желание тебе бысть, святая Варваро; сладце бо Его ради горькия терпела еси муки, глаголющи: «Чашу страданий, юже даде ми Возлюбленный мой Жених, не имам ли пити?» Темже и сама показалася еси чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем вопиющим к тебе сицевая:
Радуйся, отвергшая во адское горе идольскую горесть; радуйся, возлюбившая Небесную Иисусову сладость.
Радуйся, мысленная стамно, манну брашна творения воли Божия в себе имущая; радуйся, верных во благих желание исполняющая.
Радуйся, реко, исполненная благодати Божия водами; радуйся, источниче, кипящий чудес излиянии.
Радуйся, яко пчела, от зловоннаго идольских жертв дыма отлетевшая; радуйся, во благоуханную мира Христова воню сладце притекшая.
Радуйся, яко твоими по всем теле язвами была еси подобна соту; радуйся, яко крове твоея капли сладчайшия паче меда быша Пресладкому Иисусу.
Радуйся, яко всем верным воспоминание твое пресладко; радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Все естество ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, святая и непобедимая мученице Варваро: видевше бо Ангельстии чинове ветхаго врага, прегордаго князя тьмы, со всем его бесовским и идольским полчищем от тебе, единыя младыя девы, посрамленнаго, побежденнаго же и под нозе твои поверженнаго, велиим гласом возопиша Богу: Аллилуиа.
Витии многовещаннии риторскими своими языки не возмогут изрещи величества твоих болезненных страданий, о Варваро: кто бо скажет болезнь твою, колика бе, егда сосца твоя урезана быша? Кто изречет студ лица девическаго, егда обнажена по всему граду от беззаконных мучителей водима была еси? Сицевую болезнь и безчестие твое мы точию воспомянувше, содрогаемся и со умилением глаголем сице:
Радуйся, добрая леторасле сада Иисусова; радуйся, истинная лозо винограда Христова.
Радуйся, два сосца твоя отрезанная, аки два грезна в честь Господеви твоему принесшая; радуйся, кровь твою, аки вино умиления, от тех источившая.
Радуйся, яко Христа ради обнаженнаго и ты риз твоих совлечена была еси; радуйся, яко Его ради, во Иерусалиме ругательне водимаго, и ты по граду на поругание водима была еси.
Радуйся, от Ангела светлою одеждою в наготе твоей одеянная; радуйся, тою от студных очес невидимо покровенная.
Радуйся, чудный Ангелом и человеком позор бывшая; радуйся, и самех мучителей терпением твоим удивившая.
Радуйся, яко Сам Господь свыше призре на твоя страдания; радуйся, яко Сам Той Подвигоположник похвали подвиги твоя.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Спасти хотя душу твою, о теле твоем всячески нерадила еси, святая Варваро: егда бо на тя мечное на смерть осуждение изыде, ты под меч острый, аки под венец красный, радостно идущи, Богу, в мученическом подвизе тебе укрепляющему, воспевала еси песнь: Аллилуиа.
Стены каменныя твердее окамененный сердцем бысть Диоскор, твой, святая Варваро, не уже родитель, но лютый мучитель: той бо, яко услыша твое мечное на смерть осуждение, не точию о смерти твоей не поболе, но и сам своим мечем на месте осуждения твою святую усече главу, и тако, по предречению Господню, окаянный отец предаде на смерть свое чадо. В той убо блаженней твоей кончине приими от нас пения сия:
Радуйся, за главу Церкве — Христа под меч главу твою преклоншая; радуйся, за любовь к Небесному человеколюбивому Отцу Безсмертному на смерть от земнаго безчеловечнаго отца тленнаго преданная.
Радуйся, течение мученическаго пути скончавшая добре; радуйся, веру безсмертному Обручнику Христу до смерти сохраншая бодре.
Радуйся, силою свыше на брань противу сил преисподних препоясанная; радуйся, победоносною славою в Вышних от Христа Победителя одеянная.
Радуйся, оружием благоволения Божия венчанная на земли; радуйся, цветом нетления украшенная на Небеси.
Радуйся, девам доброто и похваление; радуйся, мучеником красото и радование.
Радуйся, христианом крепкое прибежище; радуйся, верным твердое заступление.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Пение наше похвальное, аще бы и тьмочисленное, вемы, яко несть довольно по достоянию восхвалити тя, святая и всехвальная мученице Варваро: обаче мы, Божиих тобою нам обильно подаваемых дарований благодарни суще, Богу, в тебе Своими благодеянии прославляемому, благодарственными усты поем: Аллилуиа.
Светоприемную свещу, на Небеснем свещнице пред Престолом Святыя Троицы поставленную, зрим умныма очима тебе, святая дево Варваро: отонудуже, егда нощный грехов наших мрак лучами молитв твоих просвещаеши и нас на светлую спасения стезю наставляеши, по долгу достойна еси от нас званием быти почитаема сим:
Радуйся, светоумная луче, во светлость немерцающую прилученная; радуйся, мысленная деннице, день невечерний озаряти возшедшая.
Радуйся, благовонная смирно, Церковь Христову благоухающая; радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас к Богу приносящая.
Радуйся, мироположнице исцелений неоскудная; радуйся, сокровище Божиих даров неиждивительное.
Радуйся, чаше, от обилия дому Божия черплющая радость; радуйся, сосуде, от исполнения Христова приемлющий всех благ Небесных сладость.
Радуйся, адаманте, перстень безсмертнаго со Христом обручения украсивый; радуйся, венче доброты, в руце Господней держимый.
Радуйся, яко на тя Царь Славы, Господь Сил, славу и велелепие возложил есть; радуйся, яко тебе Царь царствующих и Господь господствующих Царство Свое и господствие даровал есть.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
Благодать от Бога дана ти есть, хранити и соблюдати от внезапныя болезни и наглыя смерти всякаго человека, верою, любовию и благоговением честная твоя страдания воспоминающаго и почитающаго; тоя благодати не лиши и нас, добрая дево Варваро, да и мы, здрави суще телом и духом в нынешней и будущей жизни о тебе поем Богу: Аллилуиа.
Поем твоя крепкия подвиги, почитаем страдания, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощнем теле показавшееся непобедимое мужество, имже на земли и на Небеси прославилася еси, святая и добропобедная великомученице Варваро, и в честь твоих победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти сия:
Радуйся, от ангельских чинов в сожительство их любезно приятая; радуйся, от девственных ликов в чертог Небесный радостно введенная.
Радуйся, от мученических полков под венец славы провождаемая во гласе радования; радуйся, от всех жителей Небесных приемшая о Господе целование.
Радуйся, яко мзда твоя многа есть на Небесех; радуйся, яко радость твоя вечна есть во светлости святых.
Радуйся, от враг видимых и невидимых крепкая нам заступнице; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечныя ходатаице.
Радуйся, душевных и телесных недугов наших целительнице; радуйся, спасительных благ земных и небесных подательнице.
Радуйся, яко тобою от нечаянныя и вечныя смерти сохранени быти уповаем; радуйся, яко тобою вечную жизнь улучити благонадежно чаем.
Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.
О многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуиа. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 «Ангелом честную…» и кондак 1 «Избранной Богом…»).
5. ФИЛЬМЫ О СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ ВАРВАРЕ
Великомученица Варвара
Святая великомученица Варвара (тропарь и кондак)
СВЯТЫЕ: Великомученица Варвара (ТВ.3)
2 комментария на “ ЧАСТИЦА МОЩЕЙ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ ”
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЧЕ ВАРВАРА МОЛИ БОГА О МОЕМ СЫНЕ МИХАИЛЕ,ИЗБАВИ ЕГО ОТ НАСИЛЬСТВЕННОЙ И ВНЕЗАПНОЙ СМЕРТИ,ПОСПОСОБСТВУЙ ЕГО КРЕЩЕНИЮ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ ДУШЕВНОМУ,ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТАГО ДУХА