Иулиания и евпраксия зачатьевские молитва

Советуем ознакомиться иулиания и евпраксия зачатьевские молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Святые сестры святителя Алексия

Преподобные Иулиания и Евпраксия …

Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва)

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

Иулиания и Евпраксия

Житие первой настоятельницы Зачатьевского (Алексеевского) монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии, родных сестер святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, и описание чудес по их молитвам.

От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

По плоти были они родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода бояр Черниговских.

Икона преподобных Иулиании и Евпраксии.

Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей — 1300 году Ульяну, в 1302 году Иулию.

Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним.

Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.

Икона «Святитель Алексий Московский с предстоящими преподобными Иулианией и Евпраксией».

Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата-инока Алексия (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг — Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской (+304, память 21 декабря по ст. ст.), а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавенской (413, память 25 июля по ст. ст.).

Самостоятельных женских монастырей в Москве не было — обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату-митрополиту, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя их брата митрополита. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от Кремля близ Москвы-реки находились владения, подаренные еще Святителю Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище получило название — Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище было уединенным, что вполне благоприятствовало устроению монастыря, находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля и орошалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой — Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом-то месте, принадлежавшем Святителю Алексию по праву митрополита Московского, благословением и иждивением его в 1360 году был основан первый женский монастырь.

В начале был построен небольшой деревянный храм в имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анны.

По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским; по престолу во имя Алексия, человека Божия — Алексеевским; а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним женскими монастырями на Москве — стародевичьим.

Святитель Алексий, будучи сам строгим подвижником “от юности своея”, любил и почитал только истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Боге, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительство. Тем более, что к этому времени общежительный устав уже был введен в монастыре преподобного Сергия.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату, рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обители опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян. Верной помощницей преподобной Иулиании была её сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Повелением митрополита для обители из всех московских монастырей отобрали 30 сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста— числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

Преподобные матушки имели любящее и милующее сердце, и всегда были готовы прийти на помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. Не окончилось еще годовое поминовение Сергия Радонежского, игумена множества мужских монастырей, как монашество постигла новая утрата и великая скорбь об игумении Иулиании — начальнице женского общего жития.

Шёл 1393 год. Весна вступила в свои права, церкви Божии огласились песнопениями Христовой Пасхи — весны духовной, освящены были весенние воды в день Преполовения Пятидесятницы, наступила суббота четвертой недели по Пасхе. В ночь на 3 мая (по ст. ст.) спокойствие обители нарушено было троекратным ударом колокола, возвещающим о кончине досточтимой матушки игумениии. Плач и стенания наполнили монастырь. Все спешили поклониться умершей, воздать последнее целование благочестивой подвижнице. Соединив слезы дочерней любви с радостным пением “Христос воскресе”, сестры простились со своей духовной матерью и погребли ее с подобающей честью около монастырского храма. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: “По великом дни на четвертой недели (по Пасхе) в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви.” Через год отошла в мир иной и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Из числа собранных ею на общежитие 90 сестер некоторые удостоились особенного приближения к ней и были свидетельницами и исполнительницами благих её советов. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня, Позднее, в 1766 году на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”, который в 1887 году соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех призывающих их на помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления совершавшееся по молитвам основательниц.

Лишь с закрытием обители в 1925 году была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни возобновилась и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих.

Прославление основательниц Зачатьевского монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии

16 мая 2001 года состоялось прославление в лике святых основательниц Зачатьевского ставропигиального монастыря столицы игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Они происходили из знатного рода Черниговских бояр. Их родителям Феодору и Марии Бяконт Господь даровал пятерых сыновей, старшим из которых был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий, митрополит Московский) и двух дочерей – в 1300 году Ульяну, а через 2 года Иулию. С ранних лет детей воспитывали в страхе Божием и любви к ближним, прививая им христианские добродетели.

Посеянное семя дало добрые плоды. Сестры, презрев мирские блага, которые в изобилии открывались им благодаря знатности рода и прекрасному воспитанию, вслед за старшим братом уходят в монастырь и принимают постриг, Ульяна с именем Иулиания, а Иулия с именем Евпраксия. В 1360 году по благословению святителя Алексия они основывают в Москве первый женский монастырь, который по соборной церкви нарекают Зачатьевским, по престолу в честь Алексия, человека Божия, – Алексеевским, а по старшинству среди других обителей первопрестольного града – Стародевичьим. Ведя строгую подвижническую жизнь, подобную житию святых жен Древней Церкви, они своим личным примером пробуждали и укрепляли в насельницах обители ревность о Господе, любовь и сострадание к ближним. За милосердие и кротость, духовную мудрость и смирение основательницы еще при жизни почитались в народе как святые.

Более 30 лет управляла монастырем игумения Иулиания. Она мирно почила о Господе 3/16 мая 1393 года, через год скончалась и ее верная помощница монахиня Евпраксия. С тех пор их святыми молитвами совершалось множество чудес и исцелений. К концу XIX века были подготовлены документы для канонизации подвижниц, но события 1917 года помешали осуществиться этому благому делу.

Годы лихолетья минули и наступили благоприятные для Православной Церкви дни: восстанавливаются монастыри, реставрируются храмы, возрождается из небытия и Зачатьевская обитель. Почти сразу после возобновления монастырской жизни стали готовиться документы к прославлению преподобных основательниц. И вот, наконец, после томительных дней ожидания, 6 марта 2000 года эти документы были утверждены.

Целый месяц все кипело в обители. Сестрам вызвались помогать прихожане многих московских храмов. Вывозили горы мусора, стригли газоны, белили деревья, сажали цветы, красили двери и ворота, и многое-многое другое делали к прославлению матушек. За несколько дней до торжества около школы, стоящей на месте разрушенного собора, поставили сень, в которой был устроен алтарь. Уродливое здание учебного заведения завесили огромным полотном с изображением Воскресшего Спасителя. Но самым прекрасным местом в монастыре стали могилки основательниц. Земля была устлана зеленым бархатным ковром травы, на крест и деревянную оградку спустились воздушные облачка белоснежных роз и хризантем, а сами надгробия были покрыты пестрым воздухом из разнообразных цветов. Это был чудный уголок земного рая.

В день торжества с раннего утра сияло солнце, после долгого ненастья согревая мир своими лучами. Постепенно стекался народ. Все вокруг пестрело от пасхально-красного облачения духовенства: на торжество прибыло 6 архиереев и около 100 священнослужителей. Но вот радостно зазвонили колокола, хор запел «От восток солнца» и чрез святые врата ступил на монастырскую землю Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Началось торжественное богослужение. Пение клироса, которому вторили трели птиц и шелест листьев, возносилось к голубому куполу неба, восхваляя и прославляя Господа. Духовенство и молящиеся слились в одно целое в молитве ко Творцу всяческих. Обитель превратилась в громадный храм, в величественный дом Божий.

В середине Литургии, после чтения Евангелия, на месте погребения игумении Иулиании и монахини Евпраксии отслужили последнюю литию, последний раз провозгласили матушкам «Вечную память», после чего Святейший Патриарх Алексий зачитал акт о канонизации. Все замерло в трепетном ожидании, и вот, подобно раскату весеннего грома, зазвучал, загремел неведомый доселе тропарь преподобным основательницам. Казалось, сами матушки невидимо пребывают здесь, а все – и земля и Небо – ликуют, прославляя их.

После первого молебна, завершившего Божественную литургию, настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) обратилась к Первоиерарху Русской Православной Церкви со словами приветствия и пожелания помощи от преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии, сестер святителя Алексия, в нелегком патриаршем служении. В память о совершившемся торжестве матушка игумения преподнесла в дар Святейшему Владыке икону святителя Алексия с его родными сестрами.

В ответном слове Его Святейшество, в частности, сказал:

«Сегодня для Зачатьевской обители нашего первопрестольного града особый день. После разорения, опустошения, которые постигли обитель, мы прославляем в лике святых основательниц этой обители игумению Иулианию и монахиню Евпраксию. Я думаю, что те, кому выпало на долю покидать обитель в момент ее закрытия и разорения, не могли себе и представить, что придет время ее возрождения и прославления ее преподобных основательниц. Мы верим, что молитвами Алексия, митрополита Московского, великого святого, утвердившего землю Русскую, Церковь Христову, осуществится возрождение основанной им обители в честь Зачатия праведной Анны».

Святейший Патриарх поблагодарил архипастырей и священнослужителей за совместную молитву, «которую совершали здесь под открытым небом, перед тем местом, где стоял величественный собор, который был разрушен. Но изображение Воскресшего Господа Спасителя закрывало от нас то, что было сооружено на месте разрушенного храма, соборного храма этой обители».

Торжество завершилось, духовенство и паломники разъехались, все утихло, но вновь и вновь возносится ко Всеблагому Господу молитва занявших днесь место в сонме святых преподобных Иулиании и Евпраксии о духовном процветании своей Зачатьевской обители.

Молитва преподобным игумении Иулиании и монахини Евпраксии

О, преподобнии Иулиание и Евпраксие, аще и скончали свою временную жизнь, но духом своим не отступайте от места сего святаго. Молим вы, имея дерзновение ко Всемилостивому Спасу и Пречистой Его Матери, принесите к престолу Царя всех наши недостойныя и грешныя моления о скорбях, нуждах и напастях наших; не оставьте вашею помощию. Укрепите нас шествовать по стезям заповедей Господних, и безропотно нести крест свой до конца. Сохраните нас от врагов видимых и невидимых. Даруйте нам христианскую кончину и на Страшном суде Христовом явитесь нашими заступницами и ходатаицами. Да вашими молитвами соблюдаеми и сохраняеми пребудем, славяще Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Иулиания и евпраксия зачатьевские молитва

О ЧУДЕСАХ И ЯВЛЕНИЯХ ПРЕПОДОБНЫХ ИГУМЕНИИ ИУЛИАНИИ И МОНАХИНИ ЕВПРАКСИИ

часть 1 часть 2

См. также: Зачатиевский монастырь (на нашем сайте)

Прославление основательниц Зачатьевского монастыря

В 1875 году одна женщина страдала зубной болью; после усердной молитвы у преподобных она избавилась совершенно от мучившего ее недуга.

Одна барышня приехала служить панихиду по преподобным, взяла масла из неугасимой лампады и дома дала своей няне натереть ее больные ноги. Няня на другой день почувствовала себя лучше и ноги ее понемногу стали двигаться. Потом она смогла сама приехать и отслужить панихиду в благодарность за исцеление.

Одна девушка, будучи на балу, простудилась и сильно заболела. Несмотря на лечение докторов, ей становилось все хуже, она стала раздражительной, начала буйствовать, никого к себе не подпускала. Одна из служивших в этом доме поехала в Зачатьевский монастырь, отслужила по преподобным панихиду и взяла песочка с могилы. Приехав домой, она всыпала песок в воду и с великим трудом заставила больную выпить немного этой воды, после чего та скоро заснула. После продолжительного сна она проснулась и сама просила переменить на ней белье, чего она не позволяла делать во время свой болезни. Потом попросила покушать и совершенно пришла в себя, а потом и выздоровела. В благодарность за исцеление она сама приехала служить панихиду.

В 1890 году московская мещанка рассказывала об исцелении своей дочери по молитвам преподобных. Совершеннолетняя ее дочь, умная, трудолюбивая, без всякой видимой причины стала задумываться, а потом и совсем потеряла разум. Пришлось ее поместить в больницу для душевнобольных. Как только мать стала свободна, она отправилась в Зачатьевский монастырь служить панихиду по преподобным: она слышала от многих, что преподобные игумения Иулиания и монахиня Евпраксия помогают в скорбях и болезнях. Во время панихиды она со слезами молилась и просила угодниц Божиих исцелить ее несчастную дочь. После молитвы она, взяв песок с могилок преподобных, пошла прямо к дочери. Та встретила мать приветливо и послушно исполнила желание матери: приняла песок и всю себя им осыпала. Больная быстро выздоровела.

В 1900 году тринадцатилетний мальчик из села Карачарово, по имени Василий, страдал сильными припадками: часто падал, бился с пеной у рта. Мать долгое время его лечила, но ничто не помогало. Она привела его в Зачатьевский монастырь к преподобным Иулиании и Евпраксии. Находящаяся при гробнице монахиня посоветовала ей положить рубашку больного мальчика на гробницу и потом надеть на него, взять песочек с могилы, положить в воду и поить его; мать так и поступила. Через некоторое время она стала замечать, что припадки с ее сыном стали значительно слабей, наконец и совсем прекратились. Благодарная женщина не замедлила прийти поблагодарить угодниц Божиих и отслужить панихиду.

У одной госпожи была единственная дочь, которая была неспособной к учению: несмотря на все заботы и старания матери, учение бедной девочке никак не давалось. В 1902 году одна знакомая посоветовала ей сходить в Зачатьевский монастырь и отслужить панихиду по преподобным. Так как она была очень верующая, то с радостью приняла добрый совет, отслужила панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии и помолясь у гробниц, взяла песочек. После этого вскоре она стала замечать, что ее девочка начала гораздо прилежнее учиться и затем сделалась очень способной ученицей.

В 1905 году одна женщина, проживавшая в Москве и имевшая расслабленного сына, пришла помолиться преподобным: отслужила панихиду, взяла масла из лампады и песочка с могилок. Придя домой, она вытерла больного мальчика маслом и стала поить его водой, налитой на песок. Вскоре она заметила, что у больного стали укрепляться все члены, и в самом непродолжительном времени он совершенно окреп, выздоровел и начал учиться. Мать в избытке благодарных чувств приписала выздоровление своего сына молитвам и помощи угодниц Божиих игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

В 1907 году крестьянка Нижегородской губернии, Ардатовского уезда, села Селезнева, Пелагея Артамонова долгое время не владела руками и ногами и ужасно страдала от невыносимой боли. Не получая от местных врачей помощи, она попросила свою невестку съездить в Москву к более сведущим докторам. Но в Москве знакомая посоветовала ее невестке обратиться не к врачам, а прибегнуть с молитвой к преподобным Иулиании и Евпраксии, что верующая женщина с усердием исполнила. Придя в монастырь, она в церкви у гробниц преподобных долго со слезами молилась о своей больной. Во время панихиды она положила сорочку на гробницу преподобных. Когда же возвратилась домой, то тотчас надела на больную привезенную сорочку. Больная в это время с верой и горячими слезами умоляла угодниц Божиих помиловать ее и дать ей исцеление. И вот молитва ее была услышана. “Как только надели на меня рубашку, так, — говорила сама бывшая больная, — как будто все тяжелое с меня спало и я почувствовала совершенное облегчение и болезни моей как ни бывало”. После сего бывшая больная несколько раз бывала в Зачатьевском монастыре и служила панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии, благодаря угодниц Божиих за исцеление.

Крестьянка Калужской губернии, Тарусского уезда, по имени Марфа, была долгое время гонима своим мужем, он все время сильно пил и страшно буйствовал. Совместная их жизнь стала невозможной, и бедная женщина решилась навсегда расстаться с ним. Но прежде чем уехать она отслужила панихиду по преподобным Иулиании и Евпраксии, к которым имела сильную веру. У гробницы угодниц Божиих она излила всю скорбь своей измученной души, прося с горькими слезами молитв и заступления святых. Мольба ее была услышана: не прошло и недели, как ее буйный муж совершенно изменился, перестал пить и сделался хорошим семьянином. Благочестивая женщина с благодарностью отнесла все свершившееся к помощи угодниц Божиих.

У Клинского мещанина, служившего машинистом на Ярославской железной дороге, заболели глаза, он обратился к глазному доктору, но пользы не было, болезнь настолько усилилась, что он должен был лишиться места. И вот убитая горем жена его пришла в Зачатьевский монастырь к знакомой монахине попросить совета, как выйти из тяжелого положения. Та посоветовала ей обратиться с молитвой к преподобным Иулиании и Евпраксии и дала ей песочка с могилы преподобных. Успокоенная монахиней она с верой в помощь преподобных поспешила домой и положила принесенный ею песок в воду, которой тотчас умыла глаза своему мужу. На другой день больной почувствовал, себя намного лучше. Как велика была радость мужа и жены, когда доктор после осмотра сказал им, что он не находит никакой болезни в глазах и они совершенно здоровы. Получив милость от Бога по молитвам преподобных, все семейство с благодарной радостью приходило служить панихиду по преподобным.

Одна девушка, жившая в Москве, сильно страдала зубной болью, от которой совершенно не могла спать. Прибегнув с молитвой к преподобным, она взяла песок с их могилы, натерла больную щеку и тотчас заснула крепким сном. Во время сна к ней подошла монахиня и сказала: “Твою зубную боль мы исцелили, ты же приходи и отслужи по игумении Иулиании и монахине Евпраксии панихиду у гробниц наших в Зачатьевском монастыре”. По пробуждении больная не чувствовала никакой боли.

Крестьянин Рязанской губернии, по имени Василий, сильно злоупотреблял спиртными напитками и сделался неспособным ни к какому труду, ходил босой и полураздетый. Мать его очень скорбела и лечила его всем, чем ей только ни посоветуют, но все было напрасно. Наконец она собралась пойти помолиться в Зачатьевский монастырь, отслужила панихиду по Преподобным, взяла песочка с их могил и тайком посыпала им несчастного сына во время сна, а также давала ему в пище и питье. Через некоторое время мать стала замечать, что сын реже напивается и наконец совсем перестал пить. Такое неожиданное исправление благочестивая женщина приписала молитвам угодниц Божиих.

Один человек жил в Москве, в Сокольниках; он был долгое время без места, прожил все, что имел в запасе, и очень скорбел, не зная, как выйти из своего горького положения. Ко многим лицам обращался с просьбой, но никто ничего не сделал. И вот в своей безысходной нужде он обратился к ходатайству преподобных Иулиании и Евпраксии в Зачатьевском монастыре; попросил отслужить панихиду по преподобным, помолился усердно, прося их помощи. И действительно помощь не замедлила явиться ему. Вскоре он получил очень хорошее место и был уверен, что это дано ему по молитвам преподобных. В избытке благодарности он принес денег на масло для неугасимой лампады над гробницей угодниц Божиих Иулиании и Евпраксии.

Мещанка Верейского уезда Наталия Кузнецова, старушка шестидесяти лет, страдала болезнью рук: они страшно чесались и постоянно мокли, так что ей нельзя было ничего делать. Она обратилась к врачам, но никто помочь ей не мог. Она часто ходила в Зачатьевский монастырь помолиться и имела глубокую веру в помощь преподобных. Когда прикладывалась к изображению Угодниц Божиих, то незаметно для присутствующих она прикасалась своими больными руками к пелене и ничем более не лечила их. Вскоре руки ее совершенно зажили, и она могла все делать.

Одна женщина, жительница Москвы, рассказывала о себе, как ей помогли Преподобные Иулиания и Евпраксия избавиться от великой беды. “У меня был муж и трое детей; к великому моему несчастью, муж начал пить и перестал быть полезным семье. Как я его ни уговаривала, но все было напрасно, моих увещаний он не слушал, продолжал пить, и мы стали бедствовать. Я через силу работала недорогие вещи и тем кое-как кормила детей. Моего заработка было недостаточно, и мы терпели крайнюю нужду. Наконец здоровье мое расстроилось, и я впала в отчаяние: начала думать, как бы мне лишить себя жизни. Эти ужасные мысли наводили на меня страх, и я в это время прибегала к Богу и молила о помощи. Однажды, измученная горем, я заснула и увидела во сне двух монахинь, которые с участием стали расспрашивать меня о моем житье; я все им рассказала, и о том, что хотела покончить с собой. Одна из них сказала: “Зачем ты так отчаиваешься, приди к нам, и мы тебе поможем”. Я говорю им: “Матушки, я вас не знаю”. Они мне сказали, чтобы я шла в Зачатьевский монастырь и там отслужила бы панихиду по игумении Иулиании и монахине Евпраксии, и приказали мне взять песочка с их могил и записать о здравии на псалтирь моего больного мужа. Проснувшись, помня виденное, я поторопилась сходить в Зачатьевский монастырь, исполнить все, что было мне сказано во сне. Я со слезами молилась преподобным и просила их помощи. И действительно, они не замедлили избавить меня и моих малолетних детей от беды и напасти. С этого времени муж мой как бы очнулся и начал приходить в себя, вскоре перестал пить, совершенно исправился и начал опять заниматься делом. Мы теперь благодарим Господа, что по молитвам угодниц Божиих избавились от ужасной беды”.

Московской губернии мещанин Алексий Фролов, служивший на железной дороге машинистом, при крушении поезда остался жив, но от сильного испуга сошел с ума, почему и был помещен в больницу для душевнобольных. Пробыв там три месяца, он был признан врачами неизлечимым. Жена его слышала от многих, что в Зачатьевском монастыре служат панихиды по преподобным Иулиании и Евпраксии и многие получают исцеление. Пришла и она, отслужила панихиду и положила рубашку мужа на гробницу матушек. С верой помолясь, взяв масла из неугасимой лампады и песочка с могилы преподобных, она отправилась в больницу к мужу. Когда она надела рубашку на больного, то он почувствовал (как впоследствии сам рассказывал), что будто все тело его охватило легким холодом и тотчас голова его сделалась совершенно свежей. С этого времени он быстро стал приходить в себя и настолько выздоровел, что его опять взяли на прежнюю службу. С благодарными слезами он рассказывал монахиням о своем чудесном исцелении. И, с тех пор часто приходил отслужить по преподобным панихиду.

Один мальчик, по имени Алексий Горбылев, пятнадцати лет тяжело заболел брюшным тифом; родители пригласили доктора, который, после нескольких визитов, предупредил их, что больной не перенесет такой сильной болезни. Тогда мать, убитая горем, обратилась за помощью к преподобным Иулиании и Евпраксии. Отслужила заупокойную обедню и панихиду по преподобным, приложила рубашку к их гробнице; возвратясь домой, сейчас же надела рубашку на сына, и тут же ему стало лучше, и вскоре он совершенно выздоровел.

Одна молодая девица, проживавшая в монастыре послушницей-белицей, около двух лет страдала сильной болью в груди. Много лечилась, но лекарства не помогали. Наконец она перестала лечиться и обратилась с молитвой о помощи к угодницам Божиим, брала масло из лампады, терла им больное место и по несколько капель глотала. По вере ее преподобные ее исцелили.

Крестьянка Калужской губернии, деревни Беляево Екатерина Фетисова, по словам родственницы, которая привозила ее в Зачатьевский монастырь помолиться, была одержима беснованием несколько лет. При виде или прикосновении какой-нибудь святыни Екатерина билась и падала в обморок; при том же временами она пила вино и, конечно, для семьи не была работницей. Когда ее привели к гробнице преподобных, помазали маслом из лампады, отслужили панихиду, то она тут же почувствовала, что свободно без всякаго страха может подойти к гробнице, и с охотой приложилась к преподобным. Вскоре ей было предложено выпить вина, но она почувствовала такое к нему отвращение, что положительно не могла слышать даже его запаха, не только пить. После того она несколько раз была у преподобных и с великой радостью рассказывала, что теперь она чувствует себя совершенно здоровой по молитвам угодниц Божиих.

Московская мещанка Анна Евграфова долгое время страдала бессонницей тоской, так что была близка к помешательству, но когда отслужила панихиду по преподобным, вернувшись домой, почувствовала себя совершенно успокоенной и в эту ночь крепко заснула, чего давно с ней не было. Вскоре она окрепла и стала здорова.

По молитвам преподобных Иулиании и Евпраксии явлена была милость Божия одному страдальцу. 9 января 1909 года привезли в Зачатьевский монастырь крестьянина из деревни Саларево Московской губернии, по имени Иван Макаров. Три сильных человека едва могли ввести его в церковь, где почивают преподобные. Он страшно буйствовал и сквернословил, все на себе рвал и поносил все святое. Немало труда стоило напоить его святой водой и помазать маслом из лампады угодниц Божиих, но так как он страшно бранился, то заставили вывести его из храма. Жена его очень плакала и усердно молилась преподобным Иулиании и Евпраксии. На третий день он вторично явился в церковь, но уже не буйным и не сквернословцем, а смиренным богомольцем, прося у всех присутствующих монахинь прощения. Извиняясь, он говорил, что тяжесть в голове и какая-то злобная сила заставляли его все рвать на себе и ругаться. Он с благодарными слезами говорил монахине, что истинно по молитвам угодниц Божиих получил исцеление от своей ужасной болезни.

В 1925 году монастырь был ликвидирован, его насельницы вынуждены были покинуть свою родную обитель. Трудно, очень трудно им было без монастыря, и некоторые из них думали перейти в другие монастыри, Так последний монастырский регент — монахиня Маргарита все искала для себя другую обитель. Однажды ей во сне явилась игумения Иулиания и сказала: “Ты овца из моего стада, никуда не ходи”.

После закрытия монастыря большинство монастырских сестер поселились в соседних домах и проходили послушания при храме Илии Пророка, что в Обыденном переулке. Последняя насельница монастыря схимонахиня Нина скончалась 23 ноября 1984 года, и ее отпевали в день “Милостивой” иконы Божией Матери.

В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия при храме Илии Обыденном было создано сестринство во имя “Милостивой” иконы Божией Матери, основной целью которого являлось возрождение древнейшей Зачатьевской женской обители столицы.

Много писем было написано настоятелем Ильинского храма в различные государственные инстанции с просьбой передать Церкви комплекс монастыря, но никаких решений принято не было, пока духовник и старшая сестра сестринства не попали на прием в комиссию при Моссовете, занимающуюся вопросами передачи храмов и монастырей Церкви. Представитель этой комиссии очень доброжелательно встретил их, попросил принести все необходимые документы и обещал на ближайшем заседании рассмотреть их вопрос. Заседание состоялось 17 сентября 1991 года, в день праздника иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”. В монастыре в честь этого образа Богородицы был храм, в котором покоились останки преподобных основательниц игумении Иулиании и монахини Евпраксии. Следующее заседание комиссии было 18 октября того же года, в день памяти святителей Московских, в том числе святителя Алексия. Так матушки начали, а брат их продолжил дело по передаче монастыря. И вопрос был постепенно решен.

В Лазареву субботу 10 апреля 1993 года был освящен иерейским чином надвратный храм во имя Нерукотворного Образа Спасителя.

После Пасхальной службы старшая сестра сестринства Мария пошла на место, где ранее был храм “Неопалимой Купины”, пропеть матушкам Пасху. По дороге она упала и ушибла ногу. На следующий день нога распухла, поднялась температура, Марии становилось все хуже и хуже. Начались непонятные приступы, во время которых сердце ее еле билось, она переставала дышать и ни на что не реагировала. Врачи помочь ничем не могли. В один из таких приступов, продолжавшийся около двух часов, сестры уже хотели читать отходную. Когда Мария пришла в себя, она попросила отслужить панихиду на могилке преподобных. Место храма “Неопалимой Купины” тогда не было никак обозначено, только на асфальте был нарисован крест, и здесь положили рубашку и платок больной. Отслужили панихиду, Мария одела рубашку и платок и сразу почувствовала сильное облегчение, приступы тяжелой болезни прекратились. Это произошло 6 мая 1993 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца.

В обитель приехала из Ростова раба Божия Н. Она страдала женскими заболеваниями, и духовный отец благословил ее поехать в Москву в Зачатьевский монастырь отслужить молебен святым праведным Иоакиму и Анне. В обители ей рассказали об основательницах монастыря и предложили отслужить по ним панихиду, попросив у них помощи. Во время панихиды на могилку основательниц больная положила свои рубашку и платок и усердно молилась. Вечером, придя в гостиницу, она еще раз попросила матушек-основательниц о помощи, одела рубашку с платочком и легла спать. Во сне она увидела, как две монахини, подойдя к ее кровати, склонились над ней и прикоснулись к ее животу. Проснувшись утром, больная почувствовала облегчение.

В обитель пришла молодая женщина и поведала о своем горе. Несколько дней назад на улице избили ее мужа и металлической балкой пробили ему голову. Муж находился в реанимации в тяжелом состоянии. Врачи сказали, что вряд ли он выживет, а если останется жить, то будет инвалидом — идиотом. У этой женщины было трое маленьких детей. Сестры монастыря, как могли постарались ее утешить, предложили послужить панихиду на могилке матушек, положив рубашку мужа на могилку. Так и сделали, все усердно молились, прося у матушек помощи. Через некоторое время эта женщина опять пришла в обитель, но уже не в слезах, а радостная и счастливая — муж ее выздоровел и приступил к работе. Врачи только развели руками, сказав: “Такого не может быть, он у вас в рубашке родился”. Женщина улыбнулась, а про себя подумала, что она знает, какая это рубашка.

В монастырь пришла молодая женщина вся в слезах заказать молебен о своем сыне. Мальчик попал в автокатастрофу и в тяжелом состоянии на аппарате искусственного дыхания находился в реанимации. Врачи готовили несчастную мать к самому худшему. Насельницы монастыря предложили кроме молебна послужить панихиду на могилках основательниц обители и стали поминать болящего отрока при чтении Неусыпаемой Псалтири. Неоднократно служили панихиды по игумении Иулиании и монахине Евпраксии, клали вещи больного, прося матушек о помощи. Около трех недель мальчик находился на аппарате искусственного дыхания, и вдруг мать перестала приходить в монастырь. Сестры уже решили, что что-то случилось, и вдруг приходит благодарная мать вместе с сыном, Мальчик поправился и теперь часто вместе с мамой и сестрой бывает в обители.

У одной благочестивой вдовы родился внук. Мальчик рос, а невестка никак не давала согласия на крещение младенца. Несколько раз назначали день крестин, но каждый раз невестка придумывала какие-то причины, и крещение откладывалось, что приводило в глубокую скорбь отца и бабушку. Благочестивая женщина припала с молитвой к матушкам-основательницам, и на следующий день сын сообщил ей, что младенца крестили.

Послушница обители сильно страдала зубной болью и каждый день пила по несколько таблеток анальгина. Как-то вечером, измучившись от боли, она припала к матушкам с молитвой, помазала больное место маслом, сорвала листочек цветка с могилки и положила его на больной зуб. Боль прекратилась.

Раба Божия Л. в 1998 году тяжело заболела: врачи обнаружили у нее опухоль. Л. слышала о исцелениях больных, происходивших на могилках преподобных Иулиании и Евпраксии. Она пошла в Зачатьевский монастырь и горячо помолилась святым Божиим угодницам. Очередное медицинское обследование, которое проходила Л., через месяц установило, что опухоль уменьшилась до небольших узелков и необходимость в операции практически отпала. Л. горячо благодарила Бога за чудесное исцеление по молитвам преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии и письменное свидетельство о том передала настоятельнице монастыря.

Во время искушений, скорбей и недоумений насельницы возрождающейся обители приходя на могилку основательниц монастыря, молятся там, рассказывают матушкам о своих скорбях и получают утешение, разъяснение, облегчение и силы на дальнейшее несение иноческого креста. По молитвам преподобных совершается и возрождение обители.

Сказания о чудесах и явлениях преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии.Часть 2

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here