Советуем ознакомиться как читается пятничная молитва в мечети с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1].
Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3].
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5].
Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.
Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8].
Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.
По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.
Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9].
По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.
Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.
Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10].
Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11].
Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.
По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Намаз
Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети.
- Польза коллективного намаза;
- Порядок совершения коллективного намаза;
- Мечеть;
- Архитектурные особенности мечетей;
- Культура поведения в мечети;
- Пятничный намаз (джум‘а) и порядок его совершения;
- Праздничные намазы и порядок их совершения;
- Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – такбир «ат-ташрик»;
- Намаз «ат-таравих»;
- Намаз путника;
- Возмещение пропущенных намазов (када);
- Совершение намаза сидя и глазами;
- Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа».
польза КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Коллективное (джама‘) совершение намаза имеет большое значение. Во время коллективной молитвы мусульмане ощущают духовную близость. После намаза, общаясь с единоверцами, они берут с них пример, пополняют свои знания, со временем оставляют вредные привычки. Благодаря постоянному общению между верующими возникают чувства братства и взаимопомощи. К тому же, вознаграждение за намаз, совершенный коллективно (джама‘), больше вознаграждения чем за намаз, совершенный в одиночку.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Тот, кто коллективно совершил ночной намаз (аль-‘иша’), будто бы совершал намаз половину ночи. А тот, кто коллективно совершил утренний намаз (аль-фаджр), будто бы совершал намаз всю ночь» [2] .
«Намаз двух людей (совершающих его вместе) лучше намаза одного человека, а намаз трех людей лучше, чем намаз двух. И чем больше людей, тем это более любимее Аллахом» [3] .
«Если три человека в деревне или в пустыне не станут совершать свой намаз коллективно, то ими непременно овладеет Сатана (шайтан). Будьте внимательны к коллективному намазу, совершайте его вместе, поистине, овцу, отделившуюся от стада, обязательно поедают волки» [4] .
Намазы-фарды можно выполнять индивидуально, но совершение их коллективно для мужчин считается более желательным (сунна муаккада).
Намазы-сунны и дополнительные намазы (нафиль) не совершаются коллективно, за исключением намаза «ат-таравих» в месяц Рамадан, который, будучи сунной, может выполняется как коллективно, так и индивидуально. Намаз «аль-витр», относящийся к категории ваджиб, можно совершать коллективно только в месяц Рамадан.
Пятничный (джум‘а) и праздничные намазы совершаются только коллективно.
ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО НАМАЗА
Перед началом совершения коллективного намаза молящийся должен оговорить в намерении желание совершать молитву коллективно, следуя за данным имамом. Предстоятель на молитве – имам также должен в своем намерении оговорить желание совершить намаз будучи имамом.
Рассмотрим порядок совершения полуденного намаза (аз-зухр) коллективно.
Действия тех, кто совершает намаз, следуя за имамом с первого ракяата:
- Намерение: «Я намерился совершить 4 ракяата полуденного фард-намаза (аз-зухр), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха».
- После вступительного такбира (такбираль-ифтитах), произносимого имамом, следующие за ним повторяют этот такбир. После этого, сложив руки, читают ду‘а «Сана» и умолкают. Во всех последующих ракяатах в положении «стоя» никто из следующих за имамом больше ничего не произносят. Только после чтения имамом вслух суры «Аль-Фатиха» говорят про себя: «Аминь».
- Во время поясного поклона (руку‘) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-‘азым». Имам, сказав «Сами‘ал-лаху лиман хамидах», выпрямляется, те же, кто следует за имамом, выпрямившись, произносят про себя «Раббана ва лякаль-хамд». Во время земного поклона (суджуд) молящиеся за имамом 3 раза про себя произносят «Субхана Раббияль-а‘ля».
- Во время первого сидения имам и следующие за ним читают шепотом «Ат-тахият», а во время последнего сидения читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а«Раббана атина» и вслед за имамом совершают приветствие (ас-салям).
Совершающий намаз коллективно во время такбира, поясного поклона (руку‘), последующего выпрямления, во время земного поклона (суджуд) и выпрямления после земного поклона (суджуд), а также во время приветствия (ас-салям) должен следовать за имамом, ни в чем его не опережая и не отставая.
Если опоздавший успел сделать намерение, вступительный такбир и совершить поясной поклон (руку‘) до того, как имам выпрямится после поясного поклона (руку‘), то этот ракяат считается совершенным.
Действия тех, кто следовал за имамом со 2-го ракяата:
Опоздавший на первый ракяат совершает намерение, вступительный такбир и начинает следовать за действиями имама. В последнем сидении опоздавший читает только «Ат-тахият». После того, как имам начнет совершать приветствие (ас-салям) в правую сторону, не совершая его, встает со словами «Аллаху Акбар», чтобы самостоятельно совершить один ракяат, который не успел совершить вместе с имамом.
Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, после чего совершают поясной поклон (руку‘), 2 земных поклона (суджуд) и выполняют последнее сидение, читая «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина». После этого совершают приветствие (ас-салям) в обе стороны и на этом завершают намаз.
Действия тех, кто следует за имамом с 3-го ракяата:
Те, кто успел на 3-й ракяат 4-х ракяатного намаза, во время последнего сидения читают только «Ат-тахият». Затем, после того, как имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершая приветствие (ас-салям), чтобы самостоятельно совершить два ракяата, которые не успели совершить с имамом. Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, затем, выполнив поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), после чего со словами «Аллаху Акбар» встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, потом совершают поясной (руку‘) и 2 земных (суджуд) поклоны. В последнем сидении читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», совершают приветствие (ас-салям) и завершают намаз.
Если намаз 3-х ракяатный, например, вечерний (аль-магриб), то опоздавшие к началу намаза, но успевшие совершить с имамом 3-й ракяат, читают вместе с имамом в конце «Ат-тахият», после чего, когда имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, встают со словами «Аллаху Акбар», не совершая приветствия (ас-салям). Во время стояния последовательно читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана, затем, выполнив поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). Затем, в последнем сидении, читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», совершают приветствие (ас-салям) и завершают намаз.
Действия тех, кто следует за имамом с 4-го ракяата:
Во время последнего сидения имама опоздавшие читают только «Ат-тахият». После того, как имам начнет выполнять приветствие (ас-салям) в правую сторону, со словами «Аллаху Акбар»встают. Стоя, читают ду‘а «Сана», «А‘узу-Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Затем, выполнив поясной (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд), садятся и читают только «Ат-тахият». Сказав «Аллаху Акбар», встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха» и другую суру, совершают поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). Затем, сказав «Аллаху Акбар», снова встают, читают «Бисмиллях», суру «Аль-Фатиха», совершают поясной поклон (руку‘) и 2 земных поклона (суджуд). В последнем сидении читают «Ат-тахият», «Салават», ду‘а «Раббана атина», выполняют приветствие (ас-салям) и завершают намаз.
Если опоздавшие присоединяются к имаму после того, как он выпрямился из поясного поклона (руку‘) последнего ракяата, то после приветствия (ас-салям) имама в правую сторону встают и продолжают намаз самостоятельно.
Человек считается успевшим на коллективный намаз, если он присоединился до того, как имам начал выполнять приветствие (ас-салям). При этом считается, что опоздавший, но присоединившийся к коллективной молитве, получит вознаграждение (саваб), как тот, кто совершал намаз за имамом от начала до конца.
Мечеть – это место, где человек вместе со своими единоверцами поклоняется Всевышнему Аллаху. Мечеть, по-арабски «масджид», в переводе означает «место совершения земного поклона (суджуд)». Соборные мечети, где люди собираются для совершения пятничных и праздничных молитв, также называют «джами». Мечети – это «дома Аллаха», потому что в них люди поклоняются Ему.
Посещение мечетей вселяет спокойствие в души людей. Это место очищения от суеты бренного мира и размышления о вечном. В мечети читается Коран и возвещаются проповеди. Мечеть – это место сбора мусульман и центр религиозной общины. Все мусульмане могут приходить туда без приглашения, как к себе домой. В мечети верующие обмениваются между собой знаниями, жизненным опытом, решают личные и общественные проблемы, оказывают друг другу помощь и поддержку. Пришедшие в мечеть – это гости Всевышнего Аллаха. Мечеть – это место духовного возрождения, где люди могут набираться духовных сил и получить знания. Мечеть создает особое пространство общения с Богом, настраивающее на созерцание и размышления. Мечеть всегда открыта для всех людей, и каждый может найти там духовное пристанище.
В Священном Коране говорится:
«(Славят Господа) в домах (мечетях), которые Аллах позволил возвести и в которых поминается Имя Его…» [6]
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«День Сбора (Судный День), когда не будет никакой тени, тень от ‘Арша укроет тех, кто ходил в мечеть в темноте» [7] .
«Человек, который сделал дома омовение и направился в мечеть, чтобы совершить намаз, подобен тому, кто наделихрам (специальная одежда паломника) и отправился в хадж» [8] .
«Для того, кто утром и вечером ходит в мечеть, за каждое движение его Аллах готовит угощение в раю» [9] .
О достоинстве совершения намаза в трех главных мечетях пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Чтение намаза в Заповедной мечети (аль-Харамв Мекке) подобно чтению ста тысяч намазов в обычной мечети. Чтение намаза в моей мечети (мечети Пророка в Медине) равно чтению одной тысячи намазов в обычной мечети. А чтение намаза в мечети «Аль-Акса» (в Иерусалиме) приравнивается к чтению пятиста намазов в обычной мечети» [10] .
АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЧЕТЕЙ
Мусульмане издавна уделяли большое внимание строительству мечетей. Первую мечеть возвел сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, со своими сподвижниками. С распространением ислама разные народы внесли свои национальные особенности в архитектуру мечетей, поэтому стили разных мечетей могут значительно отличаться друг от друга. Многие мечети по праву считаются мировыми архитектурными шедеврами.
Существует ряд архитектурных особенностей мечетей, которые, хотя и не являются ее обязательными элементами, встречаются в большинстве из них.
- михраб – полукруглое углубление в одной из стен мечети, указывающее направление на Кыблу. В михрабе во время совершения коллективного намаза находится имам;
- минбар – кафедра, с которой имам произносит пятничную и праздничную проповеди. Обычно представляет собой специальную лестницу справа от михраба;
- минарет – башня при мечети, откуда возглашается азан (призыв к молитве);
- алям – полумесяц на верху мечети или минарета, который является своего рода символом Ислама.
- шарафа – балкон на минарете, с которого муэдзин призывает людей к молитве; на минарете обычно находится один, но может быть и несколько балконов;
- курси – специальный стул, с которого читаются лекции (ва‘аз).
КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ В МЕЧЕТИ
Мечеть – это место, где люди поклоняются Аллаху. Её посещение способствует поддержанию единства мусульманского сообщества и приносит человеку духовную пользу. Мечети, которые называют «домами Аллаха», возвеличены Самим Господом. Обязанность каждого мусульманина – уважать мечеть. Существуют определенные правила поведения в мечети:
- перед посещением мечети желательно совершить омовение (гусль и вуду), одеть чистую одежду;
- заходить в мечеть следует с правой ноги, читая при этом «Салават», а выходить – с левой ноги;
- перед входом в мечеть тщательно вытирать обувь;
- при входе в мечеть надо снять обувь;
- входить с уважением и благоговением;
- желательно (сунна) прочитать намаз приветствия мечети («Тахийят аль–масджид»);
- поприветствовать присутствующих;
- сидеть в направлении Кыблы;
- не желательно сидеть, вытянув ноги;
- не следует кричать, шуметь, беседовать на мирские темы;
- не обсуждать вопросы купли-продажи.
- не заниматься посторонними делами, кроме молитвы, чтения или обучения;
- внимательно слушать чтение Корана, проповедей и лекций;
- пришедший на проповедь или коллективный намаз с опозданием должен занять ближайшее свободное место и не пробираться в первые ряды;
- не причинять беспокойство другим людям;
- не следует делать того, что может вызвать недовольство окружающих, в частности, перед посещением мечети есть чеснок или лук, источать другие неприятные запахи;
- не мусорить и не просить милостыню.
[1] Аль-Бухари, «Азан», 30; Муслим, «Масаджид», 249.
[2] Муслим, «Масаджид», 260.
[3] Абу Дауд, Насаи, «Имамат», 45.
[4] Абу Дауд, «Салят», 46; Насаи, «Имамат», 48.
[8] Фадаилуль А’маль, 275.
[10] Аскалани, Булюгуль-Марам, II, 574, также см. Ибн Маджа, Икама, 195, №1406.
- Главная _
- Ислам _
- Намаз _
- Коллективный намаз. Мечеть. Правила поведения в мечети.
142184, Московская область, г.о. Подольск,
мкрн. Климовск, ул. Революции, д. 3, пом. 1