Советуем ознакомиться когда читаются утренняя и вечерняя молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Когда читаются утренняя и вечерняя молитва
Содержание
Краткий молитвослов
Молитвы утренние
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь.
(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)
Молитвы на сон грядущим
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Господи, помилуй. ( 12 раз )
“Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав”. (Трижды) От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со “Святый Боже. “, опуская все предшествующие. Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
Всю Светлую седмицу вместо этого правила читаются часы Святой Пасхи.
** От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона:
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего».
Эти замечания относятся и к молитвам на сон грядущим.
Как научиться домашней молите. Москва, «Ковчег», 2004. Трифонов Печенгский монастырь
Молитвы утренние и вечерние
На этой странице содержатся все основные молитвы, которые необходимо твердо знать и регулярно совершать всякому христианину. Порядок этих молитв для чтения утром несколько отличается от того, как они читаются вечером.
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас (поклон). Аминь.
При совместной молитве нескольких христиан старейший из них по возрасту мужчина или хозяин дома возглавляет общую молитву (произносит возгласы или «замолитвует»). В этом случае и три поклона перед возгласом: «За молитв…» совершает только он один. Вечером, пропустив нижеизложенные молитвы, читай Царю Небесный, и далее — по ряду. Утром же, сотворив крестное знамение без поклона, говори:
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради (трижды).
Затем читай молитву утреннюю Св. Макария Великого.
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворйх пред Тобою (поклон), но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон), да неосуждено отверзу уста моя недостойная, и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
Затем, утром и вечером, сотворив крестное знамение без поклона, читай:
Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинныи, Иже везде сыи, и вся исполняя, сокровище благих, и жизни Подателю, приидй и вселйся в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже, душа наша.
Святыи Боже, Святыи Крепкий, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды, и поклонов три).
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша; ймене Твоего ради. Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Отче наш, Иже есй на небесех; да святится Имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Сия молитва, называемая молитвой Господней, предана самим Исусом Христом, как о том сказано в Евангелии (Мф., 6, 913, Лк., 11, 24). Далее старший глаголет Исусову молитву с поклоном:
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас (поклон).
Мы же: Аминь. Господи помилуй (12 раз).
В церковнослужебных книгах часто после молитвы «Отче наш» следует указание «Возглас»; и, если службу совершает священник, он произносит возглас: «Яко Твое есть царство и сила и слава…». В отсутствие священника его возгласы заменяются произнесением Исусовой молитвы, с совершением Крестного знамения и поясного поклона. Сказывает вслух Исусову молитву, совершает Крестное знамение и поклон только один: тот, кто «замолитвует» т.е. возглавляет эту молитву или службу. Остальные молящиеся Крестное знамение и поклон не совершают, однако кто-то один из них (или хором) отвечают: «Аминь».
Утром далее читай следующую молитву Пресвятой Троице:
От сна востав, благодарю Тя, Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения не прогневася на мя грешнаго, и лениваго раба Твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбьствова, и в не чаянии лежаща, воздвиже мя утреневати и славословити державу Твою непобедимую; и ныне, Владыко Боже Пресвятый, просвети очи сердца моего, и отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем, воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь.
Вечером же вместо вышеуказанной молитвы читай: Слава, и ныне.
Далее как утром, так и вечером читай:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).
Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).
Приидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу,
Цареви и Богу нашему (поклон).
Сия молитва имеет частое употребление; указание о ней делается так: «Приидите поклонимся, трижды».
Затем — Псалом 50 (покаянный).
Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих, и победиши внегда судити. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся, омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренный. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушено и смирено Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.
Затем, сотворив крестное знамение без поклона, читай Символ Веры:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при понтийстем Пилате, страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь.
Затем — Архангельское поздравление Пресвятой Богородице. Эта молитва напоминает нам о словах архангела Гавриила, когда он явился Пресвятой Деве для Благовещения (Лк., 1, 26).
Богородице Дево радуйся, обрадованная Марие, Господь с тобою, благословенна Ты в женах, благословен Плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, избавителя душам нашим (трижды и поклонов три).
О Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти, Аллилуйя (трижды с поклонами земными).
Затем помолись своему святому, также святым, празднуемым в сей день, также и иным святым, кому хочешь или имеешь обыкновение. Молиться святому, имя которого носит христианин, хотя бы несколько поклонов, принято каждый день. Затем помолись епитимию, какие поклоны имеешь от своего духовного отца. Ежедневное совершение епитимий — неотложная обязанность каждого христианина.
Затем помолись о здравии родителей и близких.
Милостиве Господи, спаси и помилуй раб своих (назови имена, за кого молишься; поклон). Избави их от всякия скорби, гнева и нужды (поклон), от всякия болезни душевныя и телесныя (поклон), прости им всякое согрешение вольное и невольное (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон).
Эту молитву повтори трижды, и всех поклонов будет пятнадцать.
Покой Господи душа усопших раб твоих (назови их имена; поклон). И елика в житии сем яко человецы согрешиша, ты же яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй (поклон). Вечныя муки избави (поклон). Небесному царствию причастники учини (поклон). И душам нашим полезная сотвори (поклон).
Эту молитву повтори трихшы, и всех поклонов будет пятнадцать.
Затем читай Достойно и поклон земной.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон).
И ныне и присно и во веки веком, аминь (поклон).
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон).
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
И, наклонясь до земли, без Крестного знамения, читай прощение:
Ослаби, остави, отпусти Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Встав, читай молитву сию:
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечный (поклон).
В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим исправи и поспеши (поклон).
Помяни Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон).
Помилуй Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй (поклон).
Помилуй Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечный (поклон).
Помяни Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).
Помяни Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь (поклон).
Затем сотвори исходные поклоны (малый начал) и в конце еще молитву мытаря. Утренние молитвы могут быть совершены в удобное время, начиная с полуночи наступающего дня, и примерно до полудня. Весьма желательно все же именно молитвою начать день, а не посылать молитву «вдогонку», когда изрядная доля дел уже сделана. Нет погрешности в том, чтобы, например, совершив рано утром положенные молитвы, после этого еще раз прилечь: повторять их не потребуется.
Также и вечерние молитвы могут быть совершены в любое удобное время, начиная с послеобеденного времени и до полуночи. Каждый христианин, сообразуясь со своими обстоятельствами, должен подобрать наиболее подходящее время (равно как и место) для ежедневной домашней молитвы.
Молитвы перед сражением
Молитва Николая Чудотворца изменяющая судьбу
Что еще почитать?
Добавить комментарий Отменить ответ
- ИОААНН к записи Молитвы святой великомученице Екатерины
- Виктория к записи Чудотворная молитва об исцелении к Блаженной Матроне Московской
- Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
- Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
- Людмила к записи Молитва от воздействия на детей колдунов и экстрасенсов
© 2017 Молитвы.ОНЛАЙН · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Молитвенное правило
Моли́твенное пра́вило – ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане. Их тексты можно найти в молитвослове.
Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2 ; 30:6).
Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;
2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.
утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.