Советуем ознакомиться коллективная молитва хадисы с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Коллективная молитва хадисы
Содержание
005 глава о достоинстве коллективного намаза и его обязательности (хадисы 55-57)
55 ― Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз». — [аль-Бухари, 645; Муслим, 650].
56 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Коллективная молитва (в которой принимает участие) человек, превосходит молитву (совершаемую) им на рынке или у себя дома, в двадцать пять раз, поскольку если любой из (мусульман) совершит омовение должным образом, а затем явится в мечеть с единственной целью совершить молитву и ничто, кроме молитвы не будет побуждать его (к этому), то пока он не войдёт в мечеть, за каждый сделанный им шаг он обязательно будет возвышаться на одну ступень и с него будет сниматься одно прегрешение. После того, как он помолится, ангелы не перестают обращаться за него с мольбами (к Аллаху), всё то время, пока он остаётся на месте совершения своей молитвы, говоря: ‘‘О, Аллах, благослови его! О, Аллах, прости его! О, Аллах, помилуй его!‘‘ И человек не перестает находиться в молитве, пока он ожидает (наступления) следующей молитвы». — [аль-Бухари, 647; Муслим, 649].
57 ― Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, для лицемеров нет молитв более тяжких, чем ночная (‘иша) и утренняя (фаджр), однако, если бы знали они, какая награда ждёт людей за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться) ползком. Бывало так, что я хотел велеть объявить о начале молитвы, потом [поручить] кому-нибудь провести её с людьми, а потом отправиться вместе с [другими] людьми, у которых будут вязанки дров, к тем, кто не приходит на молитву, и сжечь их дома дотла!» — [аль-Бухари, 657; Муслим, 651].
Коллективная молитва хадисы
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Интерактивная карта ислама в России
© Духовное управление мусульман Российской Федерации 2017 г.
«Кто, трижды услышав азан, не совершил намаз с коллективом, того причислят к лицемерам»
Коллективный намаз обязательно нужно совершать во всех населенных пунктах, в противном случае весь джамаат впадает в грех. Но для каждого человека это настоятельная сунна, которой Пророк (мир ему и благословение) придавал большое значение. Между мусульманами, совершающими коллективный намаз, укрепляются дружеские отношения, они узнают радости и беды друг друга, так как встречаются пять раз в сутки. Для этого и построены мечети. В этом состоит одна из многочисленных мудростей предписания коллективного намаза.
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Коллективный намаз ценнее совершенного индивидуально в 27 раз». Сподвижник Усман передает от Пророка (мир ему и благословение): «Кто посетит коллективный ночной намаз, тот подобен проводившему половину ночи в поклонении Аллаху (ибада). А кто пришел на утренний намаз – тот будто всю ночь провел в поклонении». В хадисе также говорится: «Кто совершает все пять намазов коллективно, то его поклонением будут заполнены вся суша и море».
Хотя Шариат не обязывает строго каждого посещать коллективный намаз в мечети, упускать такую возможность глупо, тем более, что мало кто может совершать намаз полноценно, выполнив все условия, чтобы Аллах принял его у нас. Если же человек совершает намаз в коллективе, то Аллах принимает его хотя бы ради того, что эти люди собрались на намаз, выполняя повеление Аллаха. Не забывайте о том, что шайтан старается всеми силами помешать нам посещать коллективные намазы, особенно в мечети. Вспомните, сколько раз, имея возможность, мы не пошли в мечеть для совершения коллективного намаза! С намазом, совершенным коллективно в Доме Аллаха — мечети, не сравнится никакой другой вид поклонения.
Следующие изречения помогут нам понять, какое значение придавали коллективному намазу в мечети праведные мусульмане:
Саид ибн Мусайаб, один из табиунов, сказал: «В течение 20 лет я не слышал азана, оглашенного муэдзином, кроме как находясь в мечети». То есть он всегда приходил в мечеть еще до наступления времени намаза. Он также говорил, что за 40 лет ни разу не опоздал на вступительный такбир («Аллаху акбар»). В хадисе говорится: «Я ничего не желаю из этого мира, кроме брата по вере, который поправляет меня, когда я ошибаюсь, дозволенного достаточного пропитания и коллективного намаза, который совершается с хузуром сердца». Хузайфатбину аль-Ямани передал хадис: «Придет время, когда не будет ничего дороже трех вещей: дозволенных средств существования, приветливого, дружелюбного брата по вере и Сунны, которую ты соблюдаешь».
Праведные люди первых поколений говорили, что три вещи являются лучшими: следование Сунне, дозволенные деньги и коллективный намаз.
Хатам аль-Асам рассказывал: «Когда я пропустил один коллективный намаз, с соболезнованием ко мне пришел только Абу Исхак, а если бы у меня умер сын, то пришли бы десятки тысяч, потому что религиозная беда людям кажется незначительной по сравнению с мирской». Действительно, пропуск коллективного намаза многие не считают бедой, проявляя равнодушие, хотя все должно быть наоборот.
Ибну Аббас сказал: «Кто услышит азан, но не придет, чтобы совершить намаз с коллективом, тот как будто не желает себе добра». Абу Хурайра сказал: «Сыну Адама лучше заполнить уши горячим свинцом, чем слышать азан и не совершать намаз с коллективом без уважительной причины».
Во многих хадисах говорится о важности и значимости коллективного намаза. В одном из них сказано: «Кто, трижды услышав азан, не совершил намаз с коллективом, того причислят к лицемерам». В некоторых хадисах говорится, что намаз таких людей Аллах не принимает.
Когда Маймун бину Махран пришел к мечети, ему сказали, что люди ушли, совершив коллективный намаз. Тогда он сказал то, что обычно произносят в несчастье: «Инна лиллаhи ва инна илайhи раджи‘ун! Этот коллективный намаз для меня ценнее, чем власть над Ираком!».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто совершит в течение 40 дней все пять намазов в коллективе, не опаздывая на вступительный такбир вместе с имамом, того Аллах очистит от лицемерия и спасет от Ада». Некоторые говорят, что это относится к намазам в мечети Пророка (мир ему и благословение) в Медине.
В другом хадисе говорится: «Кто в течение сорока дней будет совершать утренний и ночной намазы с коллективом в мечети, тот спасется от Ада и лицемерия». А также: «Кто в течение 40 дней, не опаздывая на вступительный такбир, совершит в мечети пять намазов с коллективом, тот заслуживает Рая». Все эти достоверные хадисы передали имамы Бухари, Тирмизи, Байхаки, Ахмад.
Говорят, что в Судный день некоторые люди воскреснут с лицами, подобными сверкающим звёздам. Ангелы спросят их, чем они занимались. Они ответят: «Услышав азан, мы начинали готовиться к намазу, не отвлекаясь ни на что другое». Другие воскреснут с лицами, подобными луне. Они скажут: «Мы ждали времени намаза и готовились к нему еще до азана». Лица некоторых воскресших будут подобны солнцу. Они скажут: «Мы всегда слышали азан, находясь в мечети в ожидании намаза».
Рассказывают, что праведные мусульмане первых поколений соболезновали друг другу в течение трёх дней, если опаздывали на вступительный такбир, т. е. на начало джамаат-намаза, и в течение недели, если опаздывали на весь намаз. Все это показывает ценность коллективного намаза, особенно совершенного в мечети, и его значимость для истинных верующих.
О важности коллективного намаза (джамаат намаз)
КОЛЛЕКТИВНЫЙ НАМАЗ
Совершение коллективного намаза (джамаат-намаза) является одной из особенностей общины (уммы) нашего Пророка Мухаммада, солляллаху алайхи васаллам. Первым из сынов Адама, кто совершил джамаат-намаз, является наш досточтимый Пророк Мухаммад, солляллаху алайхи васаллам. Впервые коллективный намаз совершили в Мекке. Из-за преследований неверующих и слабости ислама в то время его совершали скрытно. После переселения Пророка, солляллаху алайхи васаллам, и его последователей из Мекки в Медину его стали совершать открыто.
Сказано в Священном Коране (Смысл):
«…кланяйтесь вместе с совершающими коленопреклонения в совместной молитве предо Мной, чтобы получить воздаяния за молитвы…» (Сура «Аль-Бакара», аят 43 Тафсирульуль Мунтахаб).
Передают со слов Абу Хурайры, радыяллаху анху, что Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, (бывало так, что) хотел я приказать насобирать дров, потом велеть призвать людей на молитву, потом велеть кому-нибудь быть имамом, а потом явиться к людям, (которые не пришли на молитву) и сжечь их дома дотла! Клянусь тем, в Чьей длани душа моя, если бы кто-нибудь из них узнал, что получит здесь кость с куском жирного мяса или пару добрых овечьих копыт, он непременно явился бы на вечернюю молитву!» (аль-Бухари).
По мазхабу имама аш-Шафии совершение джамаат-намаза является фарз-уль-кифаятом (т. е. обязанностью, которую должны исполнить хотя бы два человека из джамаата). Если джамаат-намаз будут совершать так, чтобы люди не узнали об этом, фарз-уль-кифаят коллективного намаза считается не исполненным. Если из жителей определенного населенного пункта никто не будет совершать джамаат-намаз или если совершат его втайне, обязанность, возложенная на всех жителей этого населенного пункта, считается не исполненной, и все они впадают в грех.
О достоинствах джамаат-намаза есть достаточно много хадисов, но если человек, который, воистину, боится своего Господа, любит Его Посланника, солляллаху алайхи васаллам, и признает его пророчество, прочтет хотя бы один из этих хадисов, он поймет, какое место занимает джамаат-намаз в исламе и какое внимание ему уделяется. Для разумного человека было бы достаточно даже одного этого хадиса. В хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, переданном от Тирмизи, сказано: «Кто бы ни совершал 40 дней намаз в джамаате, успевая на первый призыв «Аллаhу акбар» вступления в намаз вместе с имамом (т.е. начиная намаз сразу вслед за имамом), Всевышний Аллаh ему записывает два спасения: от Ада и от лицемерия».
Истинный мусульманин, очистившийся от лицемерия, в дальнейшем тоже не может сидеть дома и не ходить на джамаат-намаз. Ибн Мас’уд сказал: «Сподвижники Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, считали того человека, который не приходит на джамаат, явным лицемером». Из слов этого великого сподвижника следует, что все сподвижники нашего Пророка, алайхи ссалату васаллам, считали совершение джамаат-намаза признаком искренней веры человека. Совершение мусульманином пятничного и джамаат-намаза есть самый большой признак, свидетельствующий о вере человека в Аллаhа. Если даже и лицемер участвует в коллективном намазе из боязни или по другой причине, то есть большая вероятность, что он умрет искренне верующим во Всевышнего благодаря благодати молитвы мусульман. В другом хадисе нашего Посланника Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, говорится: «Если бы знал тот, кто не приходит на коллективный намаз, какое воздаяние получает тот, кто совершает намаз коллективно, то он бы пришел на джамаат-намаз, даже если пришлось бы ползти» (Хадис передан Табарани).
Пророк, алайхи ссалату васаллам, сказал: «Совершенный в джамаате намаз превосходит (в вознаграждении) в 27 раз тот намаз, который совершается в одиночку» (аль-Бухари). В другом хадисе сказано, что однажды один слепой пришел к Посланнику Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, и попросил разрешения пропустить джамаат-намаз, так как не было никого, кто мог бы показать ему дорогу. Пророк, алайхи ссалату васаллам, разрешил ему остаться дома. Но когда тот собирался уйти, Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, сказал: «Ты слышишь призыв на молитву?» Тот ответил: «Да». Пророк, алайхи салам, сказал: «Тогда ты приходи на намаз».
Сами подумайте, дорогие братья, если Пророк, алайхи ссалату васаллам, не разрешил остаться дома даже слепому, разрешил бы он оставаться дома здоровым людям Конечно же, нет. Если мы будем пренебрегать тем, чему Посланник Аллаhа, солляллаху алайхи васаллам, уделял такое внимание, не будет ли это пренебрежением его Сунной? Не приведет ли человека к плохому концу такое отдаление от пути Пророка, алайхи салам?
В другом хадисе Пророка, алайхи ссалату васаллам, говорится: «…Вы постарайтесь совершать намаз в джамаате. Поистине, волк унесет овцу, отбившуюся от стада». Комментируя этот хадис, алимы говорят: «Тем человеком, который не совершает намазв джамаате, овладевает шайтан (дьявол)». Несомненно, что после того, как шайтан овладеет человеком, он поведет его по своей дороге прямо в Ад. Дорогие братья, подумайте над тем, какие плоды может нам дать пренебрежение тем, что сказал Посланник Аллаха, алайхи ссалату васаллам, и его Сунной?
Когда салафу-ссалихины (праведные мусульмане, которые жили во времена Пророка, алайхи салам) опаздывали или не успевали на джамаат-намаз, они считали это бедой или поспешным наказанием Всевышнего Аллаха за какой-нибудь грех. Однажды сын Умара Абдуллах, радыяллаху анху, не успел на ночной намаз с джамаатом. Чтобы исправить свою вину, в ту ночь он до утра молился. Случилось так, что один из салафу-ссалихинов пропустил джамаат-намаз, работая в саду. Тот сад, ставший причиной упущения, он отдал как милостыню для бедных. Таких примеров много, но для разумного и этого достаточно.
Может возникнуть вопрос: в чем причина того, чтобы так возвеличивать джамаат-намаз? Почему джамаат-намаз превосходит намаза, совершаемый в одиночку, в 27 раз? В первую очередь, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане оказываются в гостях у Всевышнего Аллаhа. А Всевышний повелел нам, Своим рабам, оказывать почести гостям, и Своего раба, который пришел в мечеть с чистым намерением, Сам Господь тоже возвеличит. Даже если не было бы других достоинств коллективного намаза, совершенного в мечети, одного этого было бы достаточно. Во-вторых, приходя в мечеть на джамаат-намаз, мусульмане общаются друг с другом и между ними укрепляются дружеские отношения. В-третьих, при этом незнающий получает знания от знающего. В-четвертых, увеличивается вероятность того, что намаз будет принят Всевышним, ведь у людей в поклонении разные степени, и из-за благодати людей, избранных Всевышним, принимается поклонение и у других. В-пятых, как провинившийся раб, чтобы просить прощения у своего хозяина, отправляет к нему людей, так и молящийся является тем, кто просит прощения у Аллаhа, и он, приходя на джамаат-намаз, как бы собирает людей для заступничества перед Всевышним Аллаhом. В-шестых, молитву можно сравнить с накрытым столом, и благородный человек не накроет свой стол, кроме, как для джамаата (группы людей). В-седьмых, после джамаат-намаза, выходя из мечети, мусульмане говорят друг другу о своих проблемах и дают друг другу советы. Это тоже укрепляет дружбу между ними. В-восьмых, в мечети, кроме вознаграждения за то поклонение, которое мусульманин совершает, он может получить вознаграждение за и’тикаф (намерение поклоняться Аллаhу, находясь в мечети), если есть, конечно, соответствующее намерение. В девятых, такое объединение мусульман устрашает неверующих и говорят, что если бы мусульмане всегда объединялись, совершая джамаат-намаз или посещая другие подобные маджлисы (собрания), ислам не был бы ослабленным. Нельзя забывать, что если мы не будем вести себя как подобает в мечети, вместо вознаграждения мы заслужим гнев Всевышнего Аллаhа.
Вознаграждение за совершение намаза в коллективе
Самый вознаграждаемый коллективный намаз – это намаз-джума, затем утренний намаз пятницы, затем ночной, послеобеденный, обеденный и вечерний. Коллективный намаз, где людей больше лучше, чем тот, на котором людей меньше. Намаз, совершенный за богобоязненным алимом лучше, чем совершенный за невеждой. Для мужчины намаз лучше совершать в мечети, а для женщины – дома. Если намаз совершить отдельно от коллектива, то полноценного воздаяния не получить. Это люди, не совершающие Сунну Пророка, солляллаху алайхи васаллам, у них есть шанс сбиться с истины, над ними сатана имеет власть и, как волк убивает овцу, отбившуюся от стада, губит такого человека. Это большое несчастье. Ему будет легче залить в уши расплавленный свинец, чем пропустить коллективный намаз.
Дай Аллаh нам тауфик постоянствовать в джамаат намазах в мечетях, так чтобы Всевышний был доволен нами, нашими деяниями! Амин.
40 достоверных хадисов о намазе
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ат-Таялиси). Он также сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!» (Ахмад, Ибн Маджах)
«Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд, Ахмад, Ибн Маджа, ан-Насаи)
«Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона» (Муслим)
«Первое за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения — будет намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными» (Ат-Табарани)
Ханзаля аль-Катиб, да будет доволен им Аллах, слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто оберегал пять обязательных намазов, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», — или же: «Тому обязателен Рай», — или же «Тот будет запретен для Огня!» (Ахмад)
Науфаль ибн Му’ауия, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан)
«Кто забыл о намазе или проспал его, то искупление этому будет совершение этого намаза, как только он вспомнит о нем» (Муслим)
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Для того, кто будет бережлив к своему намазу, он станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет бережлив к нему, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом» (Ахмад, Ибн Хиббан)
Хадисы о временных границах намаза
Ангел Джабраил (Гавриил), мир ему, пришел (однажды) к Пророку Мухаммаду ﷺ и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад ﷺ совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего ﷺ совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил), мир ему, явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк ﷺ совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк ﷺ помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]” Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Не совершается молитва после утренней молитвы и до восхода солнца, а также за послеполуденной молитвой до исчезновения солнца за горизонтом» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Кто застал один ракаат намаза, тот застал сам намаз» (Аль-Бухари, Муслим)
Со слов Умм Фаруа, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что когда посланника Аллаха ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?» Он ответил: «Намаз, совершенный в начале его времени!» (Абу Дауд, ат-Тирмизи)
«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) послеобеденной (‘аср) молитвы, прежде чем зашло солнце и тот, кто успел совершить саджда утренней молитвы, прежде, чем взошло солнце, тот застал молитву» (Муслим)
Хадисы об утреннем намазе (Фаджр)
«Время утреннего намаза с момента зари до восхода солнца» (Муслим)
От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть» (Аль-Хаким, аль-Байхаки) В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволен намаз и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для намаза и запретное для еды!»
Абу Муса, да будет доволен им Аллах, передал: «Пророк ﷺ начинал совершение утреннего намаза, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце». Пророк ﷺ также сказал: «Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее». Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракаат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Однако крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Совершивший ночной намаз коллективно подобен тому, кто оживил полночи! А совершивший утренний намаз коллективно подобен оживившему всю ночь!» (Муслим)
«Совершивший утренний намаз находится под защитой Аллаха!» (Муслим)
«Кожа идущих во мраке на намаз будет светить полноценным нуром в День великого суда!» (Абу Дауд)
«Тот, кто будет совершать намазы аль-бардайни, войдёт в Рай! Намазы аль-бардайни – это утренний и вечерний намазы» (Аль Бухари, Муслим)
«Не войдёт в ад ни один совершивший намаз до восхода солнца и до его заката» (Муслим)
«Два ракаата утреннего намаза лучше, чем весь мир и то, что в нём!» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ангелы, уполномоченные над вашими деяниями, поочередно сменяют друг друга, одни следят ночью, а другие днём. Они встречаются во время утреннего намаза и во время послеобеденной молитвы, затем поднимаются, те которые следили ночью. Аллах спрашивает их: «Как вы оставили моих рабов?» И ангелы отвечают: «Мы их оставили совершающими намаз, и когда мы пришли, то также обнаружили их молящимися!»
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, передал, что однажды в присутствии Пророка ﷺ кто-то упомянул об одном человеке и сказал: «Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на намаз». На что Пророк ﷺ ответил: «Шайтан помочился ему в ухо» (Аль-Бухари). Хафиз Ибн Хаджар передал слова имама аль-Къуртуби, который сказал, что “моча шайтана подлинная, так как известно, что шайтан кушает, пьет и женится” (“Фатхуль-Бари” 3/28)
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «О Аллах, всели благодать для моей уммы в её ранних начинаниях!»
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Когда любой из вас засыпает, шайтан завязывает у него на затылке три узла, ударяя по каждому из них и говоря: “Ночь твоя будет долгой, спи же!” Если человек проснётся и помянет Всемогущего и Великого Аллаха, развяжется один узел; если он совершит омовение, развяжутся два узла, а если совершит молитву, то развяжутся [все] узлы, и человек проснётся утром бодрым и довольным, иначе же он встанет ото сна в дурном расположении духа и будет вялым [весь день]» (Муслим)
Хадисы о полуденном намазе (Зухр)
«Время полуденного намаза (зухр) начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте» (Муслим)
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды Пророк ﷺ во время поездки сказал муаззину, когда тот хотел призвать к молитве: «Подожди, пока не спадет жара». Затем он сказал: «Сильная жара от дыхания Ада, и если она становится слишком сильной, то задержите молитву, пока она не спадет» (Аль-Бухари, Муслим)
Хадисы о послеполуденном намазе (‘Аср)
От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте послеобеденный намаз (‘аср) тогда, когда тень предмета равна ее длине» (Ан-Насаи, ат-Тирмизи)
«Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср» (Аль-Бухари, Муслим)
В один из пасмурных дней Бурайда, да будет доволен им Аллах, сказал: «Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, Пророк ﷺ сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!» (Аль-Бухари)
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего ﷺ о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: «Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно (немного)» (Муслим)
Хадисы о вечернем намазе (Магриб)
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Совершайте вечернюю (магриб) молитву, как только зайдет солнце» (Ат-Табарани)
«Время вечерней (магриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари» (Муслим)
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд» (Ахмад, Абу Дауд). Рафи‘ ибн Хадидж, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Когда кто-нибудь из нас заканчивал вечернюю (магриб) молитву, которую мы совершали вместе с Посланником Аллаха ﷺ, он еще мог ясно видеть места падения своих стрел» (Аль-Бухари, Муслим)
Хадисы о ночном намазе (‘Иша)
«Время намаза ‘иша длится до середины ночи!» (Муслим)
Айша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Однажды посланник Аллаха ﷺ задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей» (Муслим)
Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджах)
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Иногда Пророк ﷺ торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз» (Аль-Бухари, Муслим)
Смотрите также:
Подборки хадисов
Мусульман ский календарь
Самое популярное
Рецепты Халяль
Наши проекты
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна
Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн