Конспект молитва как жанр в лирике лермонтова

Советуем ознакомиться конспект молитва как жанр в лирике лермонтова с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Урок литературы в 10-м классе на тему "И в небесах я вижу Бога…" (Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова)

Цели урока: через молитвенную лирику М.Ю. Лермонтова показать детям необходимость внутренней гармонии человека.

  • провести вектор от трагической судьбы поэта к его богатейшему внутреннему миру;
  • сподвигнуть учащихся на психологический анализ молитвенной лирики;
  • показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;
  • развивать навыки интерпретации поэтического текста;
  • передать учащимся ценностные и душевные основы религиозной лирики;
  • воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;
  • повысить уровень эмпатии учащихся.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Вид урока: урок по рефлексивной технологии.

  1. Предметные: презентация (Приложение 1), сборник стихотворений.
  2. Технические: компьютер.
  3. Практические: составление плана – конспекта урока, индивидуальные сообщения учащихся.
  4. Интеллектуальные: анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, выделение главного.
  5. Эмоциональные: эмпатия, душевное вдохновение, внутренняя радость.

Опережающее домашнее задание:

  • подготовить сообщения по самостоятельно найденным источникам о В.Лопухиной;
  • подготовить сообщение о молитве как речевом жанре;
  • подготовить выразительное чтение стихотворений «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».

Основные виды работы на уроке:

  • лекция с элементами беседы, сообщения учащихся;
  • запись установочного рассказа учителя;
  • выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.

Учащиеся должны знать:

  • основные факты жизни и творчества М.Ю.Лермонтова;
  • стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…».
  • анализировать и интерпретировать поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать стихотворения;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • составлять план-конспект лекции учителя.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний учащихся.

Мы продолжаем наше знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова, но урок мне хотелось бы начать с вопроса, на первый взгляд не имеющего ничего общего с поэзией. Что такое молитва?

(Это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.)

– Кто создавал молитвы?

(Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.)

– Это так, но каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова – но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Известны ли вам такие примеры?

(Например, стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…» и др.)

– В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв и укажите сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической.

3. Примерное сообщение ученика.

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов». [4]

В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.

Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.

Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.

Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую молитву.

Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы. [1]

Примерные записи в тетрадях:

а) Типы молитв канонических: молитва-хваление и молитва-покаяние.

б) Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической:

– Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Очевидно, речь пойдет о стихотворениях М.Ю.Лермонтова, написанных в жанре молитвы).

– Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Учащиеся записывают в тетради тему урока. (См. Приложение 1. Слайд 1)

Определим задачи урока: (См. Приложение 1. Слайд 2)

5. Лекция учителя с элементами беседы.

Обычно стихотворения, созданные в жанре молитвы принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

В Лермонтове, несмотря на чувство «безочарования», как назвал преимущественное состояние его духа один из критиков, и на то, что временами он не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, все-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах. Жизнь временами казалась Лермонтову полной, бьющей через край, обещающей счастье. О таких минутах поэт писал в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»: (См. Приложение 1. Слайд 3).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога… [2]

Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,

Если дух твой изнемог,

Но не молишь в покаянье:

Не простит великий Бог!

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».

Ученик читает стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация.

– Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?

(Данное стихотворение, скорее, не молитва, а рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.)

Звуки в чудной молитве непонятны, но обладают «силой благодатной», исцеляя больную душу, внося в нее мир и избавляя от страданий. Однако такие минуты в жизни и в творчестве Лермонтова редки. По большей части, поэт ничего уже не просит у Бога. В другой «Молитве» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») он обращается даже не к Богу – Творцу мира, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница за всех грешников перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьей.

Чтение учителем или заранее подготовленным учеником стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» (См. Приложение 1. Слайд4)

История создания стихотворения.

Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение создано Лермонтовым в сложных условиях. В 1837 году поэт был арестован за политическую неблагонадежность. Поводом к аресту послужило знаменитое стихотворение «Смерть поэта». И «Молитву» он записывал, находясь в заключении, на клочках серой бумаги, куда завертывали приносимый ему хлеб, при помощи вина, печной сажи и серных спичек. Стихотворение посвящено Вареньке Лопухиной.

Сообщение ученика о В.А.Лопухиной.

(На экране проецируются портреты М.Ю. Лермонтова и Вареньки Лопухиной в костюме испанской монахини). (См. Приложение 1. Слайды 5,6).

Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма «Лермонтов» режиссера Н.Бурляева.

Анализ стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»

В тексте стихотворения содержится обращение к Богородице, почитавшейся в народе всеобщей заступницей и покровительницей. («Теплой заступнице мира холодного». Отметим игру антонимов: эпитет «холодный» – дань романтическому сознанию, равно как и позиция лирического субъекта – «безродного странника». Не сразу поэт открывает нам, о чем же он, собственно, просит (прием растянутого ожидания заимствован из фольклорной поэтики). Только во 2-ой строфе выясняется, что молится он не о личном благе, а о счастье любимой им женщины.

– С каким пушкинским стихотворением созвучна лермонтовская «Молитва» («Я вас любил…»)

– В чем сходство и различие этих произведений?

(У Лермонтова здесь нет никакой жертвенности: он желает героине не счастливой любви с кем-то другим, а счастливой жизни, полной света и благодати, и – что очень важно – «покойной» старости.)

– О чем же просит лирический герой у Богородицы для своей возлюбленной?

(Вручая «душу достойную» Богородице, лирический герой просит, чтобы судьба «девы невинной» была счастливой и защищенной до смерти. Здесь примечательны те признаки, которые, по мнению поэта, делают человека счастливым:

В последней строфе даже смерть рисуется в гармоничных тонах, наполненных красотой.)

Итак, поэт молится о том, чтобы вся участь «девы невинной» от рождения до «часа прощального» проходила под благим присмотром Богородицы. С точки зрения Лермонтова, только в этом случае человеку обеспечено естественное и спокойное пребывание в земном мире. Косвенным свидетельством такого натурального порядка служит необычное для поэта употребление эпитетов в их прямых предметных или эмоционально устойчивых значениях: молодость светлая, старость покойная, час прощальный, утро туманное, ночь безгласная, ложе смерти печальное. [2]

Все это касается смысла стихотворения. Того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили (со-пережили) с ним вместе его трепетную мольбу за «деву невинную». В его стихе все живет и меняется вместе с его чувством: окраска слов и звуков, ритм. Мы уже заметили антонимичные противопоставления в 1-ой строфе, необычные эпитеты.

– Проследите за «одеждой» слов – звуками. Каким главным звуком создается звуковой фон стихотворения? Что, по- вашему, он помогает передать?

(Звуковой фон стихотворения создается повторяющимся «у». Здесь во 2-ой строфе – 15, в 3-ей – 13, в 4-ой – 13 раз повторяется этот звук. Он помогает почувствовать заунывность молитвы, страстность мольбы. (Ср. звуковой фон стихотворений «Нищий», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим им тест. (См. Приложение 1. Слайд 7).

– Обратите внимание на лексический строй речи.

Благородная простота образной структуры стихотворения покоряет читателя своей ненадуманной естественностью. Очень уместно использована церковная лексика – «образ» (в значении «икона»), «покаяние», «упование», элементы церковнославянского стиля: («дева», «сопутники», «безгласная», «ложе», «восприять», т.е. «принять»

-Какую смысловую нагрузку несет ритмический строй стихотворения? (См. Приложение 1. Слайд 8).

(Ритмические перебои в движении четырехстопного дактиля (имеются в виду сверхсистемные ударения) почти зримо отражают колыхание пламени свечи перед иконой, «яркое сияние» которой служит герою страннику поддержкой в его простой молитве).

Если учащиеся затрудняются ответить на вопрос, предложим тест. (См. Приложение 1. Слайд 9)

Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы не потерять целостного восприятия, впечатления от этого произведения.

Каким вам видится лирический герой данного стихотворения?

Сопоставьте стихотворение “Молитва” (“Я, матерь Божия, ныне с молитвою. ” с другими “Молитвами” Лермонтова. Найдите в них общее и особенное. Можно ли утверждать, что от молитвы к молитве у лирического “я” все меньше просьб в Богу. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. [3]

  1. Жигалина С. Жанр молитвы в лирике М.Ю.Лермонтова. www.school-conference.narod.ru/thesis/literature/Jhgalkina_Svetlana_literature.do.
  2. Коровин В.И., Вершинина Н.Л. и др. Методические рекомендации к учебнику В.И, Коровина и др. «Русская литература XIX века». М., Просвещение, 2004.
  3. Миронова Н. Изучение литературы в 10 классе. М.Ю. Лермонтов. www.pereplet.ru
  4. Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр.// Прямая и непрямая коммуникация: workinggroup.org.ua/publzulinsk.shtml

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Учебник Ю. В. Лебедева. Тема урока: Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема урока: Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Второй этап урока. Практикум.

Контрольная работа по литературе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин», лирике М. Ю. Лермонтова, роману М. Ю. Лермонтова «Герой.

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения

Творчество композитора – исполнителя – слушателя. Песня, танец, марш как 3 типа связи музыки и жизни. Опосредованное выражение в.

Расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии, о путях развития русской баллады

Базовый учебник: Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.

Конспект урока литературы в 9-м классе по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Мечта поэта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений

Цель урока: исследование системы изобразительно – выразительных средств, используемых поэтом

Г. Меркин: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учр.: В 2ч. – 9 изд. – М.: Ооо «тид «Русское слово рс».

Цель урока: сформировать представления о предельных углеводородах как представителях органических соединений

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

Данный конспект урока разработан для изучения творчества М.Ю.Лермонтова, в частности для изучения молитвы как жанра в лирике поэта.

Просмотр содержимого документа

«Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова»

Конспект урока по литературе

1.Тема урока: Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова

5. Форма проведения урока: индивидуальная

Деятельностная цель: показать место и значение данного жанра в лирике Лермонтова; выявить особенности лермонтовской молитвы; анализ стихотворений.

Содержательная цель: передать учащимся ценностные и душевные основы религиозной лирики; воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, контроль, оценка.

Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи: русский язык, история России

9. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, электронная доска, компьютер, проектор.

10. Оформление доски: число, тема урока

Этап урока, хронометраж этапа

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1. Организационный момент (2 мин)

– Здравствуйте, ребята! Рада вас всех вдеть на нашем уроке. Дежурные, назовите отсутствующих на уроке.

Слушают учителя. Называют отсутствующих в классе.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Мы продолжаем наше знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова, но урок мне хотелось бы начать с вопроса, на первый взгляд не имеющего ничего общего с поэзией. Что такое молитва?

– Что ж, вы оказались правы. Молитва – это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства.

– Как вы думаете, кто создавал молитвы?

– Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви.

– Каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова – но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати. Однако в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Известны ли вам такие примеры?

– Молитва – это разговор с Богом.

– Молитва – разговор с Богом и со своей душой.

– Молитва – это форма поклонения, через которую человек может выразить преданность, благодарность, может исповедаться или обратиться к Богу с просьбой.

– Молитвы создает сам человек.

– Например, стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны…».

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.), логические (П.)

3. Актуализация знаний. Постановка цели

– В чем же художественное своеобразие поэтической молитвы и чем она отличается от молитвы канонической? Послушайте сообщение вашего одноклассника и выпишите в тетрадь типы молитв, укажите сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической.

– Итак, какие типы молитв вы выделили?

– Разговор наш о молитве не случаен, как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Совершенно верно, тема нашего урока «Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова»

– Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Изначально коммуникативная функция канонической молитвы – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью.

Мишланов В.А. в своей статье «Молитва как речевой жанр» утверждает: «Отречение реальной обратной связи сближает молитву с любым поэтическим произведением. Собственно говоря, молитва и есть одно из древнейших поэтических творений, более того, лирическая поэзия опирается на молитву как на один из основных её прототипов».

В зависимости от того, какая из частей (восхваление или покаяние) доминирует, можно говорить о двух отдельных типах молитвы: молитве-хвалении и молитве-покаянии.

Молитва – хваление включает лишь обращения к Богу и возвеличивающие эпитеты.

Молитва – покаяние содержит, помимо стандартных обобщённых фраз о «безнравственности, неправедности, греховности» творящего молитву, страстные просьбы о прощении, милости.

Для настоящей молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Очень часто бывает сложно отнести то или иное поэтическое произведение к жанру молитвы. Оно как будто замаскировано, тайный смысл его скрыт от глаз, так что угадать жанр молитвы в обычном поэтическом произведении можно в основном только благодаря общему молитвенному настрою: поэт испытывает примерно те же чувства, что и творящий каноническую молитву.

Поэтическая молитва многое взяла от канонической: содержание, состояние лирического героя, адресация, деление на жанры, поэтические приемы.

– Молитва – хваление, молитва – покаяние.

– Возможно, сегодня на уроке мы будем говорить о молитве в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

– Тема молитвы в лирике Лермонтова играет значительную роль. Рассмотрим подробнее. Молитва в лирике Лермонтова, пожалуй, даже может обозначать и особый своеобразный «жанр». Однако отношение самого поэта к Богу противоречиво. Молитва как жанр в лирике Лермонтова постоянно развивается. С 1829 по 1832 года лермонтовские «молитвы» построены, можно сказать, по определённому, привычному для всех принципу, и лирическое «я» действительно взывает к Богу и просит у Него защиты и помощи, относясь к вере с надеждой, а также сочувствием. Но если брать более поздний период, то мы можем наблюдать в молитвенных стихах поэта уже некое противление воле Всевышнего, подкреплённое иронией, дерзостью и порою просьбами о смерти. Такой поворот в лирике может быть связан с бурным и бунтующим характером Лермонтова, перепадами в его поведении и настроении, о чем говорят и знакомые поэта, и биографы. Может быть, ни у кого больше — ни до, ни после Лермонтова — если изучать русскую поэзию, мы не найдём столь «молитвенных» стихов, как у Михаила Юрьевича, но, что очень важно, молитва как жанр в лирике Лермонтова почти обязательно имеет характер некоего таинства.

Мысль о том, что М.Ю. Лермонтов пишет молитвенные произведения выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь. В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

– Религиозные мотивы проявляют себя в лирике Лермонтова с самых ранних его произведений. Уже в 1829 году он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,

Если дух твой изнемог,

Но не молишь в покаянье:

Не простит великий Бог!

Тема молитвы, заявленная юным Лермонтовым, будет не только реализовываться им в других стихотворениях, но даже станет одним из его любимых жанров. Некоторые из них так и будут названы – «Молитва».

-Сейчас я попрошу одного из учеников выразительно прочитать стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Внимательно слушают учителя. Записывают в тетради основные моменты.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Общеучебные (П.), логические (П.), смыслообразование (Л.)

Первичное закрепление и контроль

– Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. Мягкая лирическая интонация. Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы?

– Сколько строф в данном стихотворении?

– Верно, композиционно произведение делится на три части (по количеству строф). Что происходит в первой строфе с лирическим героем?

– Характерно, что состояние лирического героя здесь обозначено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом, поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обозначает сферу «человеческого».

Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них.

Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. На душу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спасает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помощью безличных глаголов: «верится», «плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сферу Божественного. Таким образом, первая и третья части композиционно противопоставлены в этом произведении.

– Данное стихотворение, скорее, не молитва, а рассказ о самом откровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не найдя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.

– В данном стихотворении три строфы.

– В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

6. Домашнее задание

– Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание на следующий урок: подготовить выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Молитва» (Я, матерь божия, ныне с молитвою…) наизусть; произвести анализ этого стихотворения.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

– «Жанр» молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова претерпевает эволюцию. В лирике 1829-1832 годов «молитвы» поэта построены по каноническому образцу, и лирический герой действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно.

– Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

Похожие файлы

Рекомендуем

Лучшие сайты

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here