Мезуза и молитва на иврите

Советуем ознакомиться мезуза и молитва на иврите с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Call of Zion

Еврейская культура и традиция

  • Праздники Израиля
  • Еврейская традиция
  • Еврейский юмор
  • Известные люди
  • Художники
  • Еврейская поэзия и проза
  • Проза
  • Стихи
  • Видеотека клипов
  • Фонотека еврейских песен
  • Еврейская Кухня
  • Учим иврит
  • Аудиокнига Бориса Васюкова “ТЫ МОЙ”

Сила пророчеств. 9 ава

Широко известно, что Девятое ава — траурная дата еврейского календаря, что в этот день в память о разрушении Первого и Второго храмов иудеи держат суточный пост; что вообще весь период с 17 тамуза (когда в городской стене была пробита первая брешь) до 9 ава — тяжелое для еврейского народа время. Два других поста — пост Гедальи и пост 10 тевета — также связаны с различными этапами этого же катастрофического процесса, но основные бедствия происходили в период «бейн а‑мецарим», «меж теснин», как принято называть.

Обручение (или помолвка): ТаНаХ и Новый Завет

Мудрецы говорят, что мужчина без женщины – лишь “половина тела”, ведь они разделены Всевышним при сотворении. Во время женитьбы Божественное воссоединение происходит вновь: они становятся единым целым. Посмотрим на приготовления к свадьбе «по-еврейски». Один из аспектов добрачных отношений, после которой женщина становится обрученной, называется «помолвка» – «тенаим», что буквально означает «слово» или «условия». Из термина понятно, что кто-то с кем-то о чем-то договорился.

Мезуза – исполнение заповеди

Проходя по городским улицам Израиля, вы можете увидеть на дверных косяках многих домов и магазинов небольшой продолговатый предмет. Это — мезуза. Нередко ее прикрепляют и те евреи, которые не считают себя «религиозными» и далеки от последовательного соблюдения еврейских традиций.

Мезуза — доступный способ координации человеческих действий с Творцом в еврейском жилище. В Пятикнижии дважды упоминается повеление нанести слово Господа на косяки дома: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и на воротах твоих». (Втор. 6:9, 11:20) Этими словами Тора говорит о заповеди «мезузы».

Мезуза (מזוזה, буквально «дверной косяк») — свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного с двумя фрагментами Торы, написанными на иврите, прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме. Это первые два абзаца молитвы Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом.

Слова, нанесенные на свиток, являются прямыми цитатами из текста Торы (Втор. 6:4-9, 11:13-21), в которых упоминается заповедь мезузы: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь один! Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоей, и всем существом твоим. И будут эти слова, которые Я заповедовал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их сыновьям твоим, и произноси их, сидя в доме твоем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку твою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих. …И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, любя Господа, Бога вашего и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, — и соберешь ты свой хлеб, и вино свое, и масло олив своих. И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь ты есть досыта. Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнет небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти Мои слова сердцем вашим и душою вашей, и повяжите их как знак на руку вашу, и будут они знаками вашими. И научите им сыновей ваших, чтобы все вы произносили их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на дверных косяках дома твоего и на воротах твоих, чтобы вы и сыновья ваши жили в стране, о которой Господь клялся вашим отцам, [обещав] даровать [ее] им так долго, как долго существуют небеса над землей» (цитаты из совр. перевода Торы – прим. ред.).

Первый отрывок содержит в себе признание единства Творца Вселенной и выражает готовность еврея подчиниться верховной власти Вс-вышнего и любить Его. Второй – готовность исполнять все повеления Вс-вышнего, помня о благословении и проклятии.

Мезуза должна быть написана от руки глубоко религиозным и высоко квалифицированным софером (писцом). Текст мезузы состоит из 15 стихов, пишется в 22 строки, содержит 170 слов из 713 букв. Изготовить мезузу в домашних условиях практически невозможно — для этого нужно обладать очень широкими знаниями, найти опытных учителей и обладать специальным оборудованием. Прикрепляя мезузы к дверным косякам своего дома, еврей исполняет заповедь Творца, то есть живет согласно инструкциям Того, Кто создал этот мир.

Перед тем как вложить «мезузу» в футляр, ее скатывают в трубочку слева направо, так, чтобы имя Вс-вышнего «Шаддай» (שדי — «Всемогущий», толкуется также как акроним слов «Шомер длатот Исраэль»: «Охраняющий двери Израиля»), написанное на внешней стороне полоски пергамента, оказалось видным снаружи. Таким образом, на внутренней стороне свитка написаны стихи двух из трёх частей молитвы Шма, на внешней стороне — «Шаддай», в нижней части – «ירושלים» (Иерусалим). Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, который крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. В большинстве своем мезуза наклонена внутрь верхним концом.

Мезузы крепятся на дверные косяки всех используемых помещений, которые принадлежат еврею (жилых или рабочих). Исключения составляют помещения, прямое использование которых относится к сфере отправления физиологических потребностей (туалет, ванная комната). Мезузы не крепят на дверях помещений, не предназначенных для жизни людей: хлев для скота и птицы, конюшни, склад. Мезуза на каждой двери дома напоминает о том, что все дела этого дома и все, что происходит в его стенах, должно быть служением Б-гу. Мезуза также символизирует взаимную преданность Б-га и еврейского народа, поскольку в ней записано краткое содержание договора между ними. Переходя с места на место в доме, еврей постоянно сталкивается с напоминанием о своих обязанностях по этому договору. В то же время, мезуза на каждой двери напоминает следующий стих: «Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Втор. 28:6). Это свидетельствует о выполнении Б-гом его части завета.

Еврей обязан исполнить заповедь о «мезузе» немедленно после въезда в новую квартиру.

По обычаю, проходя мимо «мезузы» – при входе в дом или при выходе из него, – прикладывают к ней руку, которую затем целуют. Смысл этого обычая – напоминать о великих духовных ценностях, которые хранит в себе «мезуза».

• Из-за чувствительности пергамента к внешним условиям мезузы часто продают уже в защитном футляре, и некоторые люди полагают, что мезуза — это сам футляр (иногда дело доходит до того, что покупают и используют футляр без пергамента).

• Самая древняя мезуза была найдена в Кумране (местность близ Мертвого моря) ее возраст определяется более, чем 2000 лет.

• В дверных проемах Иерусалимского Храма мезуз не было. Исключениями были «Парэдрин» (место, где жил первосвященник накануне служения в Йом Кипур) и врата Никанора (ведущие в Храмовый двор).

• Мезузы не прикрепляют к косякам настоящей синагоги. «Настоящей» синагогой называется помещение, которое используется лишь для молитв.

• Сохранилось предание о том, что несколько легионов римской армии, узнав о смысле мезузы от Онкелоса, приняли решение стать евреями (т.е. пройти «гиюр», процесс приобщения к еврейскому народу).

• Однажды римский вельможа Артабан преподнес Рабби Йеуде а-Наси в подарок драгоценный камень и предложил рабби Иуде ответить ему не менее ценным подарком. Рабби послал императору мезузу. Император был разочарован: «Я послал тебе драгоценности, а ты отплатил мне куском пергамента». Рабби ответил: «Верно, но ты подарил мне то, что я вынужден охранять, а мой подарок будет хранить тебя и твой дом».

• Для изготовления одной мезузы в среднем требуется: 10 – 15 мл особых чернил, 100 – 225 см2 особого пергамента, 1,5 – 7 часов работы и от 3-х до 12-ти месяцев предварительной учебы.

• На дверных косяках домов современного Иерусалима укреплено около 500 000 мезуз.

Источник: (по материалам сайтов: http://www.jewish.ru/tradition/classics/practics/, http://ru.wikipedia.org/wiki/, http://chassidus.ru/library/lau/mezuza.htm, http://www.moshiach.ru/study/judaism/mezuza.html http://www.jewishpetersburg.ru/ – подготовила Андрейкина В.П.)

ирина – 11.07.2013 в 13:59

спасибо за статью.объясните, пожалуйста,можно ли написать мезузу на русском языке с глубоким отношением почитания Всевышнего.если вам не трудно.

Зима 1944 года, разгар Холокоста…. Еврейский фотограф Генрик Росс хоронит коробку фотографий в земле. Через год он вернулся, чтобы раскопать фотографии, и трагическая история, которую они рассказали, резонирует по сей день. Генрик Росс из Лодзи, Польша, был просто новостным и спортивным фотографом, когда немецкие войска вторглись в его родной город в 1939 г. Он выжил, официально работая фотографом Департамента Статистики, что подразумевало съемку портретов-идентификаторов каждого заключенного.

«Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него говорит: вот, я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и так же для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли» (Зах.12:1-3). «Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы.

Рассмотрение понимания остатка Израиля в контексте ветхозаветных пророчеств и Послания апостола Павла. Прежде всего, процитируем стих из Послания к Римлянам: «Исаия же кричит за Израиль: Если будет число сыновей Израиля как песок моря, остаток будет спасён…» (Рим.9:27, здесь и далее приводится подстрочный нелитературный перевод Нового Завета, РБО 2002). Если говорить о каком либо остатке, не может не возникнуть сразу вопроса: об остатке в какой временной отрезок идет речь? Об остатке к какому моменту?

Мезуза и молитва на иврите

Согласно еврейской Традиции, Всевышний заповедал всему человечеству через пророков Адама и Ноя исполнение 7 основных законов (Ноев Завет).

Позднее, через Своего величайшего пророка Моисея (-14 век) Творец Вселенной дал еврейскому народу кодекс из 613 законов для построения образцового государства на Святой земле.

Мезуза — сакральный манускрипт. В мезузе, во исполнение одного из вышеупомянутых 613 законов Торы, на пергаменте написана цитата из Пятикнижия.

Свёрнутый манускрипт помещают в специальный корпус, который затем прикрепляется на внутреннюю сторону правого косяка дверного проёма жилого помещения еврейского дома.

Полный текст Свитка Торы состоит из 669 абзацев. В 2 абзацах указана заповедь о мезузе словами "и напиши эти слова на дверных косяках". Эти 2 абзаца (Деварим 6:4-9 и Деварим 11:13-21) пишутся в святости на одном пергаменте. Свёрнутый пергамент прикрепляется на дверные косяки жилых помещений еврейского дома и воротах еврейских городов и кварталов.

кошерный пергамент, разлинованный для написания мезузы

Слово "мезузá" буквально переводится с иврита как "дверной косяк". Правила написания мезузы более строгие, чем правила написания Свитка Торы и тефиллин, несмотря на то, что мезуза уступает им по святости.

Известная поговорка гласит: "Мой дом — моя крепость". Для каждого человека его жилище, его недвижимая собственность – символ защищённости. Но над всеми символами и силами мироздания есть Абсолют, по отношению к Которому всё относительно и условно. Небольшой пергаментый свиток, укреплённый на входе в жилище служит напоминанием об одном-единственном Боге, любви к Нему и верности Его заповедям.

Если какие-то две буквы касаются друг друга – вся мезуза некошерна. Поэтому, после того, как мезуза написана и проверена самим переписчиком, она вторично проверяется экспертом («баал-магиа» на идиш). Его обязательная мануальная проверка включает в себя орфографическую проверку текста и графическую проверку каждой из 713 букв. Желательность дополнительного компьютерного теста орфографии, всё чаще применяемой в наши дни, подтверждена практикой.

Дословный* перевод текста мезузы:

*У Творца Вселенной нет имени. Под "именем" Бога в еврейской Традиции подразумевается то, как человек воспринимает проявление Высшей Силы. Непереводимое на русский язык четырёхбуквенное "имя" Бога означает "Тот, Кто осуществит обещанное". Согласно Традиции, при чтении Танаха вслух вместо Четырёхбувенного Имени произносится "Адонай" , то есть "Господь" или "Элоим" – Бог. В данном переводе текста мезузы используется слово "Творец".

классическое объяснение Раши смысла первого стиха:

"Творец, Который наш Бог ныне, а не Бог народов.

Он в грядущем "Творец один", как написано — "Ибо тогда верну народам уста чистые, чтобы все призывали Имя Творца и служили ему единодушно" Цефанйа 3:9, и написано "И Творец будет царём над всей землёй; В тот день Творец будет один, и имя Его – Один" Зеxapйа 14:9 [Сифре].

Текст кошерной мезузы должен быть написан точь-в-точь на языке оригинала – библейском иврите – на разлинеенном листе пергамента, специально выделанном для этого из кожи животного кошерного вида.

Текст пишется специальными чернилами профессионально подготовленным и аттестованным переписчиком сакральных еврейских текстов, который именуется на иврите «софэр-стам». Он должен быть не только глубоко верующим и праведным евреем, но и досконально знать все законы канонического написания каждой из 27 букв священного шрифта.

Жемчужина и мезуза.

“Я ведь послал тебе бесценную жемчужину, а ты подарил мне кусок пергамента, который можно купить за малые деньги?”

Ответил ему рабби Йеуда а-Наси: “Царь Артабан! Ты подарил мне вещь, имеющую конечную (хоть и значительную) денежную стоимость. Я же подарил тебе мезузу, которая более ценна, чем все сокровища Торы. Ты дал мне подарок, который мне надо хранить и оберегать от воров, мой же подарок будет охранять тебя, как сказано: “Когда пойдешь- она направит тебя, когда ляжешь – она охранит тебя. (Мишле 6:22)”.

(По Иерусалимскому Талмуду, трактат “Пэа” стр. 4)

*Рабби Йеуда а-Наси (135-217гг.) – выдающися еврейский законоучитель и кодификатор Мишны (устной части Торы), прямой потомок царя Давида.

Некоторые правила установления мезузы. Пергамент сворачивают слева направо текстом внутрь, помещают в корпус и прикрепляют к косяку двери. Мезузу прикрепляют в нижней части верхней трети косяка двери с правой стороны входящего в дверь. Согласно обычаю евреев-ашкеназов, мезуза закрепляется не в строго вертикальном положении, а в слегка наклонном – верхней своей частью вперед, по направлению к помещению.

Традиция целовать мезузу. По обычаю, проходя мимо мезузы,- при входе в дом или при выходе из него – прикладывают к ней руку, которую затем целуют. Смысл этого обычая – выразить нашу любовь к заповеди Творца.

Имя Всевышнего “ШАДДÁЙ”, написанное на оборотной стороне пергамента мезузы означает “Всемогущий”. Но в каббалистических книгах указывается, что оно имеет также символическое значение, непосредственно касающееся заповеди о мезузе: как аббревиатура – “Охраняющий двери домов народа Израиля” (Шомэр- Далтот- Исраэль).

Вопрос: Может ли нееврей укрепить в своём доме мезузу? ОТВЕТ

Для того, чтобы знать где и у кого купить кошерную мезузу, а не фальшивку, и также по законам, определяющим правильное место установки мезуз и произносимые благословения, следует обратиться к раввину.

С технической стороной исполнения заповеди мезузы можно ознакомиться по нижеследующим ссылкам из ресурсов Рунета:

Благословение, произносимое перед установкой кошерной мезузы:

Copyright © Авраам Борщевский, Иерусалим

All rights reserved © Avraham Borshevsky, Jerusalem

Мезуза — знак еврейского дома

«Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Дварим 6:9).

Что такое мезуза?

На правом косяке двери есть прямоугольный предмет. Это мезуза — знак еврейского дома. Тора предписывает прикреплять мезузу на косяке каждой двери жилища еврея, а также на воротах, ведущих во двор с улицы.

Мезуза (מזוזה, множественное число — мезузот) — это свиток с двумя фрагментами Торы (Дварим 6:4-9 и 11:13-21), написанными на иврите. Это первые два абзаца Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование завета между Ним и еврейским народом.

Мезуза должна быть написана от руки квалифицированным софером, писцом на пергаменте. Пергамент — это внутренний слой кожи животного, обработанный так, чтобы он стал гладким. Это один из древнейших известных нам материалов для письма. Для его изготовления может быть использована только кожа кошерного животного. Пергамент из кожи кашерной птицы непригоден, потому что в нем много отверстий от перьев.

Если вы посмотрите на дверь еврейского дома, вы вероятно не увидите никакого пергамента. Он обычно помещается внутри защитного футляра. Это привело к определенной путанице по поводу того, что же такое мезуза. Некоторые ошибочно считают, что мезуза — это свиток вместе с футляром. Другие полагают, что футляр и есть мезуза. Люди даже покупают пустые футляры, считая что покупают мезузу! Мезуза — это свиток пергамента. Футляр нужен только для того, чтобы предохранить его от пыли и влаги. Некоторые евреи обходятся вовсе без футляров для мезузот внутри дома. Они оборачивают свиток в прозрачную пленку, чтобы видеть мезузу, а не футляр.

Под защитой Творца

Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает — не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом — еврейский.

Однако главное в содержании заповеди о мезузе состоит в том, что присутствие мезузы у входа в дом освящает его, наполняя его особой святостью. Поэтому крайне важно приобретать мезузу только у благочестивого еврея, тщательно исполняющего все заповеди Торы, — иначе можно купить мезузу негодную, не способную произвести нужный эффект.

Мезуза превращает дом в маленький Храм, находящийся под особой защитой Творца. Причем подчеркнем, что эта защита распространяется также на всех обитателей дома — даже тогда, когда они сами не находятся в нем.

Об этом сказано в книге Псалмов Давида: «Г-сподь будет хранить тебя, когда ты отправишься в путь и когда станешь возвращаться — отныне и вовеки!»

Мезуза на каждой двери дома постоянно напоминает о том, что все дела этого дома и все, что происходит в его стенах, должно быть служением Б-гу. Мезуза также символизирует взаимную преданность Б-га и еврейского народа, поскольку в ней записано краткое содержание договора между ними. Переходя с места на место в доме, еврей постоянно сталкивается с напоминанием о своих обязанностях по этому договору. В то же время, мезуза на каждой двери напоминает следующий стих: «Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем» (Дварим 28:6). Это свидетельствует о выполнении Б-гом его части завета.

Следует относиться к исполнению заповеди о мезузе с чрезвычайным вниманием, так как ее исполнение продолжается непрерывно. В самом деле, каждый раз, когда мы выходим из дома или входим в него, мезуза на нашей двери напоминает нам о единстве Творца Вселенной, благословен Он, заставляет нас отвлечься от повседневных забот и осознать, что нет на свете ничего вечного и незыблемого, кроме нашего знания о Всевышнем. Поэтому, проходя мимо мезузы, мы целуем ее (обычно прикладываем к ней пальцы правой руки и затем целуем их).

Охрана дома

Люди часто спрашивают: «Правда ли, что точно так же, как хорошая мезуза охраняет дом и всех, кто живет в нем, негодная мезуза способна причинить несчастье?»

Ответ на первую часть вопроса: верно. Мезуза охраняет наш дом со всем, что в нем, и всеми, кто в нем живет, — даже в то время, когда они в дальней дороге. Мудрецы наши предупреждали, что за тщательное соблюдение этой заповеди Тора обещает долголетие — так как сказано в ней сразу после упоминания о мезузе: «. дабы продлились дни ваши и дни сынов ваших» (Дварим, 11:21).

В отношении же вопроса о том, приводит ли негодная мезуза к несчастью, то ответ здесь следующий: это не совсем так. Негодная мезуза не причиняет несчастья, но и не защищает от него.

Любавичский Ребе שליט”א Король Мошиах сравнивает мезузу с каской. Если солдат пренебрежет каской,не наденет ее и будет поражен — будет неверным сказать,что это следствие того, что он не надел каску. Однако верно, что если каска целая, и он ее наденет, весьма велика вероятность того, что она спасет ему жизнь.

«Подобно этому, — говорит Ребе, — нужно рассматривать мезузу. Хорошая мезуза не предоставляет человеку гарантии абсолютной безопасности, но она может защитить его и домочадцев и предотвратить многие несчастья».

Именно поэтому столь важно быть уверенным в том, что хорошие (кашерные) мезузы укреплены на всех косяках дверей дома.

Еще сказали мудрецы наши: «Каждый еврей, который возлагает тфилин, носит цицит и к двери дома которого прикреплена мезуза, огражден от грехов».

Как написать мезузу?

Прежде чем начать писать мезузу, софер нарезает пергамент на квадраты размером от 5х5 см. для маленьких мезуз до 15х15 см. для довольно больших. Затем он чертит едва заметные линии поперек листа, чтобы писать ровно. Буквы пишутся под каждой линией, как бы свисая с нее.

Мезуза пишется последовательно по порядку. Это означает, что если писец написал слово неверно и обнаружил это только, когда написал следующие слова, он не может просто вернуться и исправить слово. Если он это сделает, исправленное слово окажется написанным после слов, которые должны следовать за ним. Поэтому он должен стереть все, что было написано до ошибки и написать это все заново. Если одно из слов, которые нужно стереть – это имя Б-га, мезузу нельзя исправить, потому что имя Б-га нельзя стереть. Мезуза с ошибкой, которую нельзя исправить, псула, то есть непригодна к употреблению и должна быть похоронена. Такие мезузы и тфиллин, а также старые потрепанные священные книги должны быть захоронены на еврейском кладбище.

Закончив написание мезузы, писец отдает ее другому квалифицированному писцу на проверку. Некоторые проверяют свои мезузы сами. На писце лежит большая ответственность. Мезуза должна быть правильной, поэтому обращение к другому соферу – это мера предосторожности.

К сожалению, в последние годы некоторые недобросовестные (и совершенно нерелигиозные) люди стали продавать поддельные мезузы. Они напечатаны на пергаменте или на бумаге, похожей на пергамент. Это возмутительная практика. Обманутые евреи покупают эти не имеющие никакой ценности листочки, считая, что они выполняют мицву. Однако, любой раввин или квалифицированный писец может легко обнаружить такую подделку.

Где купить мезузу?

Правильно поступят те, кто купит мезузы в месте, исключающем возможность «подделок». К сожалению люди, пренебрегающие этим правилом часто приобретают фальшивые мезузы (напечатанные или скопированные).

Мнгие переписчики пишут мезузы на пергаменте, покрытом тонким слоем извести («мезузот мешухот»), что разрешается еврейским законом. Однако подобная «смазка», облегчая написание текста, значительно сокращает срок службы мезузы, которая поэтому больше подвержена изменениям внешней среды (температуры, влажности и др.)

Подобные мезузы, конечно дешевле. Но все же выгоднее приобрести мезузы более высокого качества, которые сохранят пригодность на долгие годы.

В каждом центре Хабада (Бейт-Хабад) продаются надежные, высококачественные и недорогие мезузы. Здесь всегда можно получить ответы на любые вопросы, связанные с исполнением заповедей и обычаев иудаизма — причем в атмосфере благожелательности и внимания.

Как прикрепить мезузу?

Мезузу прикрепляют у входа в жилое помещение площадью не менее 3.68 кв. м., причем ведущая в него дверь должна иметь и косяки, и притолоку. Относительно помещений меньшей площади, а также веранд, балконов и т.п. следует проконсультироваться у раввина. Следует ли прикреплять мезузу на входе без косяков и притолок или на двери иной формы или иного типа, кроме створчатой, также надо спросить у раввина. На дверях в магазины, офисы, рабочие помещения и т.п. также должны быть мезузы.

Мезузу свертывают в трубку слева направо текстом внутрь. Желательно обернуть ее целлофаном и т.п. прежде, чем вложить в футляр — это предохранит ее от сырости. Затем ее помещают в футляр, который прикрепляют к косяку двери — чуть наискось, верхним концом вперед, по направлению входа.

Мезузу вставляют в футляр таким образом, чтобы имя Всевышнего (ש-ד-י), написанное на ее оборотной стороне, было обращено вовне — в сторону, противоположную от косяка.

Мезуза должна располагаться в нижней части верхней трети высоты косяка, не дальше 8 см от его внешнего края. Если дверь настолько высока, что мезуза, прикрепленная к верхней трети, оказывается заметно выше плеча человека среднего роста, ее следует прикрепить ниже; если дверь, наоборот, низка, мезузу следует прикрепить выше — но не ближе 8 см от притолоки. Следует закрепить оба конца мезузы, в противном случае заповедь не исполняется (недопустимо, например, чтобы она висела на одном гвозде).

Перед тем, как прикрепить мезузу к косяку, произносят благословение: «Борух Ато Адей-ной Элей-эйну Мелех о-Ейлом Ашер Кидешону Бемицвейсов Вецивону Ликвоа Мезузо» («Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам устонавливать мезузу»), и немедленно приступают к этому делу. Если прикрепляют несколько мезуз подряд, достаточно произнести благословение один раз, но все время, пока не прикрепили последнюю мезузу, нельзя отвлекаться — даже говорить на посторонние темы. Если мезуза была плохо закреплена и упала, ее прикрепляют снова и произносят благословение.

В отношении выбора косяка, на котором должна быть прикреплена мезуза, правила таковы. Для входной двери дома — прикрепляют к косяку — справа от входящего. На остальных дверях дома положение мезузы зависит от того, в какую сторону открывается дверь. Если дверь открывается вперед от входящего в комнату (т.е. по направлению движения входящего), мезузу прикрепляют справа; если, наоборот, дверь открывается навстречу ему, — то слева.

Мезуза, находящаяся с внутренней стороны двери в комнате, где находятся маленькие дети, которых подмывают и пеленают, должна быть прикрыта. Так же следует поступить с мезузой, находящейся в спальне супругов.

Проверка мезузы

Даже самые лучшие мезузы с течением времени могут испортиться. Причин для этого много: это и перемены температуры, и сырость, и сухость воздуха. Особенно подвержены этому самые дешевые мезузы. Достаточно, чтобы лишь от одной буквы исчезла крупица чернил, чтобы вся мезуза стала негодной.

Люди иногда совершают ошибку, не снимая мезузу перед ремонтом. Краска, попавшая в мезузу, может сделать ее непригодной.

Поэтому необходимо время от времени отдавать свои мезузы на проверку квалифицированному и богобоязненному переписчику текстов Торы («софер стам»). Иногда слегка испорченные мезузы могут быть заново прописаны свежими чернилами. Если же повреждение более серьезное, мезузу следует заменить.

По букве закона Торы мезузы в жилом помещении следует проверять дважды за семилетье, а в общественном — раз в 50 лет. Однако весьма желательно проверять их значительно чаще, так как они могут легко прийти в негодность из-за влажности, изменения температуры и т.д. Поэтому принято проверять мезузы всякий раз, когда в жизни семьи происходят изменения: например, если забеременела жена, после переезда на жительство в другую страну и т.д.

Обычай ХАБАДа — проверять тфиллин и мезузы каждый год в месяц Элул.

Оценка 4.5 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here