Советуем ознакомиться молитва александру чагринскому с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Акафист cвятому праведному Александру, Чагринскому чудотворцу
Содержание
Избранный угодниче Христов и предивный чудотворче, земли нашея изрядная похвало, прославляюще прославльшаго тя Господа, приносим ти от любве сердечныя хвалебное пение сие: ты же, праведне Александре, молися о нас благодарно почитающих священную память твою, да в радости сердца зовем ти: Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Ангел предстатель у престола Пресвятыя Троицы явился еси, праведне Александре, о людех зело бедствующих и скорбящих в мире сем, недоуменьми и соблазны века сего люте обуреваемых, мы же воспоминающе чистое и боголюбивое житие твое, яко священника Бога Вышняго почитаем тя, возглашающе с любовию сицевая:
Радуйся, благодати Божия сосуде избранный;
радуйся, издетска на служение Богу себе предуготовивый.
Радуйся, рода священническаго добрая леторасле и многоплодная;
радуйся, отца твоего Стефана чадо благопослушное.
Радуйся, яко того стопам усердно последовал еси;
радуйся, учению духовному прилежно внимал еси.
Радуйся, словеса наставников твоих в сердце твоем слагал еси;
радуйся, Закону Божию день и нощь трудолюбно поучался еси.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Видя благое изволение сердца твоего, Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос благодать священства дарова тебе, благоговейно восприим, священник непорочен Бога Вседержителя явился еси, вопия Ему в молитве и дерзновении мнозе: Аллилуиа.
Разум Божественных писаний стяжав, со тщанием и благоговением служение священническое совершал еси: люди окрест живущия, в расколе пребывающия, благолепным Богослужений церковных совершением в храм Божий привлекл еси. Тии же от заблуждений погибельных ко истине обратившеся, вопияху тебе сицевая:
Радуйся, священниче наш новый и предивный;
радуйся, благочестия образе.
Радуйся, красоту Православия нам являяй;
радуйся, словом Божиим нас богатно питаяй.
Радуйся, раскола ревностный обличителю;
радуйся, пагубных пороков и суеверий неленостный искоренителю.
Радуйся, неврежденныя веры Христовы пламенный возвестителю;
радуйся, нравов благочестивых добрый насадителю.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Сила Духа Божественнаго осени тя, всеблаженне отче, егда умершаго без напутствия таинством покаяния со скорбию узрел еси, таже дерзновенною верою окриляем, возгласил еси умершему: востани и исповедуйся, яко тебе подобает исповедатися и с близкими твоими проститися. Абие умерый отверзе очи, знамением же крестным осенив себе, по исповедании прияв в радости Тело и Кровь Христову, паки мирно почи о Господе. Ты же благодарную песнь воспел еси Богу, иже несть Бог мертвых, но живых: Аллилуиа.
Имеяй велию ревность о славе Божией и присное попечение о пастве твоей, новый храм вместо ветхаго Святей Троице многими молитвами и трудами воздвигл еси, идеже Безкровную Жертву непорочно Богу Живу приносил еси. Вернии же вкупе с тобою в новом храме ликовствующе, глаголаху:
Радуйся, помощию Божиею храм Святей Троице из камене воздвигл еси;
радуйся, прежде онаго обиталище Духа Святаго в сердце твоем устроил еси.
Радуйся, Православно покланятися Триипостасному Божеству паству твою научивый;
радуйся, добрый путевождь ко спасению многим явивыйся.
Радуйся, стадо Христово на пажитех евангельских добре упасл еси;
радуйся, плевелы суеверий и раскольнических мудрований далече отогнал еси.
Радуйся, заблуждшия овцы во ограду Святыя Церкви возвратил еси;
радуйся, покаянию онех вельми возрадовался еси.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Бурею житейских бед и скорбей потопляемии, к тебе яко к доброму пастырю и отцу чадолюбивому вседушно притекаху: зряще милостивное к Ним добросердечие твое и сострадание, праведне Александре, утешения духовнаго исполняеми, со умилением пояху Богу: Аллилуиа.
Слышаша людие боговдохновенныя поучения твоя, к покаянию и исправлению жительства своего устремившеся, от грехов и страстей отвращающеся, в разум истинный прихождаху, и твоею учительною беседою назидающеся, образом же жития твоего умиляющеся, глаголаху:
Радуйся, покаяния велегласный проповедниче;
радуйся, добродетельнаго жития богомудрый наставниче.
Радуйся, пастырю наш предобрый;
радуйся, учителю наш кроткий.
Радуйся, алчущия и жаждущия души Хлебом Небесным питаяй;
радуйся, скорбящия и обремененныя упованием на Матерь Божию укрепляяй.
Радуйся, немощныя и страждущия благостию твоею покрываяй;
радуйся, всем требующим твоея помощи милостивно сию подаваяй.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Боготечней звезде уподобился еси, угодниче Божий Александре, указуя спасительный путь во тьме греховней блуждающим, светом заповедей Христовых всех просвещая и вразумляя, добрых сердца в Православии утверждая, ленивых и нерадивых присно воздвизая к пению Богу: Аллилуиа.
Видеша множайшия люди благонравное житие твое, страннолюбие и нищелюбие, в храм Божий со усердием приходяще, святолепным лица твоего зраком утешахуся, в немже яве красота Божественнаго образа и подобия являшеся, и возглашаху тебе тако:
Радуйся, Божественныя благодати приятелище;
радуйся, дарований духовных нетесное вместилище.
Радуйся, священства велелепая красото;
радуйся, пастырскаго подвига премудрая доброто.
Радуйся, велию веру ко Христу стяжал еси;
радуйся, непрестанную молитву в сердце твоем возгревал еси.
Радуйся, пламенную любовь к Богу и ближним показал еси;
радуйся, чистотою сердечною и смиренномудрием украсился еси.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Проповедник Православныя веры и благочестия чрез все житие твое быв, праведне Александре, словом и делом сие запечатлевый; егда же престаревся, восхотел еси мало почити от трудов твоих, обаче Господь на вящший подвиг тя подвизая, в Чагринскую Покровскую обитель стопы твоя направи, ты же, повинуяся Промыслу Божию, вся во благое устрояющему, со смирением воспел еси Богу: Аллилуиа.
Возсияша сугубо во обители Чагринстей духовная дарования твоя, яже стяжал еси благодатию Святаго Духа, в тя всельшагося, отче праведне. Темже обитель оная и насельницы ея, обретши таковаго пастыря и кормчаго, укрепляющаго их на пути иноческаго делания, в радости сердечней сия ти глаголаху:
Радуйся, добраго подвига вождю;
радуйся, новоустроенныя обители утверждение.
Радуйся, молитвы непрестанное возношение;
радуйся, к Богу присное собеседование.
Радуйся, чистых дев со Христом непорочный обручителю;
радуйся, в трудех и подвизех их усердный соревнователю.
Радуйся, яко наставлении твоими инокини в терпении укрепляхуся;
радуйся, яко воздыхании твоими козни вражия нивочтоже вменяхуся.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Хотя Человеколюбец Господь ниспослати милость Свою людем земли нашея, дарова тя в скорбех помощника, в недузех врача благодатна, отчаявшимся надеяние, лютыми помыслами и унынием смущаемым кроткаго вразумителя, и всем во всякой нужде и обстоянии сущим добраго наставника, зовущим непрестанно ко Творцу своему: Аллилуиа.
Новаго тя и преславнаго чудотворца яви Господь в земли Поволжстей, егда не токмо в ближних, но и в дальних странах услышано бысть о многих чудесех, твоими молитвами совершающихся во обители Чагринстей, болящия бо от многоразличных недугов исцеляхуся, бесныя свобождахуся и вси в скорби сущия ослабу и помощь приемше, глаголаху:
Радуйся, болящих скорое врачевание;
радуйся, скорбящих благое утешение.
Радуйся, бесных от демонов избавление;
радуйся, недугующим и страждущим благодатное вспоможение.
Радуйся, помазанием освященным елеем болезни врачевавый;
радуйся, воды святыя причащением и окроплением исцеления сподобивый.
Радуйся, с верою приходящим помощь неоскудно подаваяй;
радуйся, молитвами твоими от скорбных обстояний многажды избавляй.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Странное и дивное бысть таинство, егда Сердцеведец Господь даром прозрения обогати тя, отче Александре, тайны сердечныя и деяния сокровенныя не скрышася от тебе, яко всем приходящим еже житию их потребная и душеспасительная благодатию Духа Святаго возвещал еси. Людие же, слышаще таковая, со страхом и умилением вкупе с тобою вопияху Богу: Аллилуиа.
Всего себе на служение Богу и ближним предал еси, отче праведне, состраданием бо и милосердием ко страждущим преклоняем, не преставал еси врачевати недуги душевныя и телесныя, благодатию Божией в таинствах церковных преизобильно подаваемою. Тии же благодать сию восприемше, взываху тебе тако:
Радуйся, немощи немощных долготерпеливно понесый;
радуйся, упования еже на тя не посрамивый.
Радуйся, врачу кроткий и милостивый;
радуйся, смиренных сердцем отец чадолюбивый.
Радуйся, кающихся во гресех своих непостыдное упование;
радуйся, на путь спасения обращающихся любвеобильное ободрение.
Радуйся, подвизающимся на пути сем всесильное укрепление;
радуйся, благотекущих присное радование.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Все житие твое от юности даже до глубокой старости в молитвенном предстоянии Богу и пастырском служении провождаемое, к концу приближися. Егда же приспе время твоего отшествия, благоволил еси, да канон пасхальный пропоют тебе, таже лицу твоему светло озарившуся, тихо и мирно предал еси душу твою Богу, блаженне Александре, предстоящим окрест и надгробное пение поющим: Аллилуиа.
Витийства суемудрых и лютых отступников посрамишася, не могущих благодарную память изкоренити из сердец верных чад твоих. Всуе бо труждающеся непокоривии, горце разориша обитель Чагринскую, обаче место погребения твоего, Промыслом Божиим сохраненное, николиже забвению предано бысть, любовию посещающим тя и зовущим:
Радуйся, блаженною кончиною Богоугодное житие твое запечатлевый;
радуйся, от земных во обители Небесныя преселивыйся.
Радуйся, по трудех и подвизех твоих блаженное упокоение приявый;
радуйся, вечную жизнь со Христом во Царствии Его улучити сподобивыйся.
Радуйся, лицем к лицу радостно ныне Того созерцаяй;
радуйся, и нас ко гробу твоему приходящих умиления исполняяй.
Радуйся, паству твою по отшествии своем не оставивый;
радуйся, и нас от Небесных с любовию назираяй.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Спасения нашего всячески взыскуя, Всеблагий Господь дарова роду сему благоутробную милость Свою: прешедшим бо летом стом по кончине твоей, приснопамятне отче Александре, обретошася целебныя мощи твоя, да вси зрящии благодать таковую, воспоют дивному во святых Своих Богу благодарственную песнь: Аллилуиа.
Стена твердая и заступление необоримое обители Иверстей, восприявшей со благоговением и радостию святыя мощи твоя, явился еси, праведне Александре. И паки монашествующии и простии людие с верою и любовию притекающии к честным мощем твоим, чающе прияти от тебе помощь в нуждах своих, усердно зовут ти:
Радуйся, заре пресветлая, нощи прешедшей возсиявшая;
радуйся, луче, тьму греховную разгнавший.
Радуйся, яко моления наша исполняти не престал еси;
радуйся, яко отступления и согрешения отец наших не помянул еси.
Радуйся, и нас врагом прощати по заповеди Христовой научаяй;
радуйся, на путь спасительнаго покаяния наставляяй.
Радуйся, иночествующих от искушений избавление;
радуйся, от нападений демонских крепкое заступление.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Пение умиленное от любве чистыя приносим ти, святче Божий, скорбьми и искушениями века сего колеблемыя, зряще бо нищету свою духовную, маловерие и малодушие, друг пред другом возношение и окаменение сердечное, молим тя смиренно: испроси у Господа грехов прощение, житию исправление, да добродетельми просветившеся, воспоем Богу: Аллилуиа.
Светильник веры Православныя и столп благочестия явился еси в земли Самарстей, праведне Александре, словом, житием, верою и любовию, чистотою и смирением просиял еси, темже и нас светом твоим озари и укрепи вслед тебе непреткновенно путем заповедей Христовых ходити, да благодарственное сотворим ти пение:
Радуйся, светильниче, не под спудом, но на свещнице церковней поставленный;
радуйся, от Света Присносущнаго богатно осияваемый.
Радуйся, у престола Святыя Троицы о нас всемощный предстателю;
радуйся, милосердия Божия к нам ходатаю.
Радуйся, молящихся к тебе скорый слышателю;
радуйся, смиренных и незлобивых сердцем покровителю.
Радуйся, греховнаго сна разгнателю;
радуйся, духовныя бодрости подателю.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
Благодать велию и дерзновение в молитве еще в земнем житии твоем богатно стяжал еси, праведне Александре, темже тоя благодати и нас причастники сотвори твоими богоприятными молитвами, да от греховных страстей избавльшеся, в чистоте и правде поживем до конца дней наших, вопиюще Спасителю Богу: Аллилуиа.
Поюще твое богоугодное житие на земли, и на небеси в явлении честных мощей твоих прославление, молим тя смиренно, блаженне Александре: утверди молитвами твоими Православную веру в стране нашей, от неверия, ереси и расколов ограждая и защищая нас, да безболезненное и мирное житие поживше, тебе благодетелю и заступнику нашему хвалебное пение воспоем сицевое:
Радуйся, обители Покрова Пресвятыя Богородицы известная похвало;
радуйся, Самарския Иверския обители предивное украшение.
Радуйся, обитель сию от всякаго зла сохраняяй;
радуйся, милостиво свыше на нас призираяй.
Радуйся, избранниче Божий в сонме святых земли Российския прославленный;
радуйся, заступниче наш во дни сия многотрудныя нам дарованный.
Радуйся, всем в доброделании труждающимся помощь от Господа подаваяй;
радуйся, память твою почитающих любвеобильно посещаяй.
Радуйся, праведне Александре, молитвенниче о нас пред Богом теплейший.
О всеблаженне праведне Александре, земли нашея пресветлый светильниче и изрядный чудотворче! Малаго сего моления, от недостойных устен наших тебе приносимаго, не презри, но буди нам в вере и покаянии наставник, во благочестии подвизающимся благий помощник и о спасении нашем неусыпный пред Богом молитвенник, о тебе вопиющих Господу: Аллилуиа.
Сей кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.
О великий и пречудный угодниче Христов, отче наш праведне Александре, земли Поволжския благое прозябение и ходатаю о всех зде живущих и повсюду труждающихся Православных христианах: воззри ныне на нас, недостойных, милостивым твоим оком и виждь яко зело умножишася скорби и злострадания в мире сем, во грехах и беззакониях иждиваем дни своя, данное же нам время на покаяние в суетных и многомятежных страстех провождающе, умильно просим и молим тя, заступниче наш: помози нам, чадом твоим, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце вся яже к житию и благочестию полезная и благопотребная: болящия исцели, немощныя подкрепи, печальныя и унылыя ободри, скорбящия утеши и поверженныя возстави. Вознеси, угодниче Божий, всемощную молитву твою, да утвердится в державе нашей мир и благоденствие, благочестие и единомыслие, да пребудет во благих человецех правда и милость, в злых же страх и раскаяние, во еже престати им от зла и творити добрая, да тобою наставляеми и вразумляеми, прославим дивнаго во Святых Своих Бога: Емуже Единому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва александру чагринскому
Праведному Александру, Чагринскому чудотворцу (тропарь, кондак, молитва и величание)
Д а возра́дуется земля́ Сама́рская, обре́тши тя предста́теля и засту́пника у Престо́ла Влады́чня, па́стырю наш до́брый и чудотво́рче преди́вный, святы́й пра́ведный о́тче Алекса́ндре, моли́ Христа́ Бо́га в Ве́ре Правосла́вней и исполне́нии Ева́нгельских за́поведей непоколеби́мым пребы́ти и спасти́ся душа́м на́шим.
Я ви́лся еси́ Правосла́вныя Це́ркве столп, Христо́вых за́поведей усе́рдный де́латель, приходя́щим к тебе́ с ве́рою ско́рый помо́щник, в ско́рбех и ну́ждах уте́шитель и му́дрый наста́вник: те́мже и нам любо́вию почита́ющим тя, грехо́в оставле́ние испроси́, оби́тель и град сей невреди́мы сохрани́, пра́ведне Алекса́ндре, о́тче наш, моли́твенниче о нас пред Бо́гом тепле́йший.
О вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, о́тче наш пра́ведне Алекса́ндре, земли́ Пово́лжския благо́е прозябе́ние и хода́таю о всех зде живу́щих и повсю́ду тружда́ющихся Правосла́вных христиа́нах: воззри́ ны́не на нас, недосто́йных, ми́лостивным твои́м о́ком и виждь я́ко зело́ умно́жишася ско́рби и злострада́ния в ми́ре сем, во гресе́х и беззако́ниих иждива́ем дни своя́, да́нное же нам вре́мя на покая́ние в су́етных и многомяте́жных страсте́х провожда́юще, уми́льно про́сим и мо́лим тя, засту́пниче наш: помози́ нам, ча́дом твои́м, и испроси́ предста́тельством твои́м ко Всевы́шнему Влады́це вся я́же к житию́ и благоче́стию поле́зная и благопотре́бная: боля́щия исцели́, немощны́я подкрепи́, печа́льныя и уны́лыя ободри́, скорбя́щия уте́ши и пове́рженныя возста́ви. Вознеси́, уго́дниче Бо́жий, всемо́щную моли́тву твою́, да утверди́тся в держа́ве на́шей мир и благоде́нствие, благоче́стие и единомы́слие, да пребу́дет во благи́х челове́цех пра́вда и ми́лость, в злых же страх и раска́яние, во е́же преста́ти им от зла и твори́ти до́брая, да тобо́ю наставля́еми и вразумля́еми, просла́вим ди́внаго во Святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же Еди́ному подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
У блажа́ем тя, святы́й пра́ведный Алекса́ндре, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
- 22 Ноябрь 2017
Обновления на сайте
Обновления на сайте
В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.
Объявления
- 08 Июль 2014
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Молитва александру чагринскому
Изображения в галерее
Житие святого праведного отца Александра Чагринского
«В век апостольский для христиан первенствующей Церкви Христовой были особые, чрезвычайные дарования Святого Духа. Может быть, и в нынешние времена для возбуждения спящей совести у людей маловерных или ищущих Господа также необходимы личности с особыми духовными дарованиями, с духом и ревностью Илииною, как отец Иоанн Кронштадтский, как подвизавшийся в затворе ученый епископ Феофан Вышенский, Амвросий Оптинский. К числу таковых, без сомнения, принадлежит и наш отец — Александр Юнгеров!» — писали в 1896 году «Самарские епархиальные ведомости».
Протоиерей Александр Юнгеров был одним из пяти детей благочестивых супругов — Стефана Игнатьевича и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии, когда родителям было уже за тридцать. Его отец в то время служил причетником в церкви. Спустя некоторое время после рождения Александра Стефан Игнатьевич получил священнический сан и был направлен в село Юнгеровку. По месту служения он и получил свою необычную фамилию.
За время своего непродолжительного служения в Юнгеровке отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан — помещиков и крестьян, поскольку службу совершал тщательно и благоговейно, не отказывал в исполнении треб, был внимателен и сердечен к людям.
Умер он в 1831 году неожиданно, но в обстоятельствах его смерти усматривается милость Божия. Чтобы придать присущие христианскому таинству венчания чинность и благолепие, отец Стефан принял участие в свадебном застолье, где ему непреднамеренно поднесли такое угощенье, от которого батюшка занемог насмерть и уже приготовлен был к погребению, но через сутки ожил и сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть недель. На вопрос, что же с ним было, отвечал, что был в загробном мире, видел места райского блаженства и адских мучений. Были показаны также уготованные его родным и различным известным ему людям будущие посмертные судьбы, но не велено о том рассказывать, чтобы не внести смуту в народ. На просьбу хотя бы годик еще пожить, так как у него остается пятеро малолетних детей, получил ответ, что о них позаботится Сам Господь лучше, чем живой родитель.
Как и было предопределено, отец Стефан проболел шесть недель, в течение которых исповедался и причастился несколько раз, пособоровался, а к концу срока созвал родных, простился с ними и, почувствовав, что засыпает, велел перенести себя в передний угол, где тихо скончался.
Оставшись вдовой, Прасковья Кузьминична сильно скорбела, представляя безрадостную будущую жизнь для себя и сирот. На сороковой день по кончине супруг явился ей в полусне и сказал: «Зачем ты безутешно плачешь и меня этим огорчаешь? Не плачь, а радуйся и пой: Хвалите имя Господне. исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его».
Александру шел тогда одиннадцатый год, и он хорошо запомнил все обстоятельства смерти отца, которые, безусловно, оказали влияние на его будущую жизнь.
В сентябре того же года он был определен в Саратовское Духовное училище, а через пять лет он перешел в Саратовскую Духовную семинарию. Учеба давалась Александру трудно, поскольку был он робок и особыми способностями не отличался. А кроме того сама организация обучения была поставлена так, что не развивала способности. Он брал прилежанием: не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал под подушку книги и как только просыпался, начинал повторять задания. Господь помог ему окончить в 1842 году полный курс семинарии.
Александр Юнгеров был рукоположен в священника 20 октября 1842 года. До этого состоялась его женитьба на бедной сироте Елизавете Ивановне.
Недолго отец Александр прослужил в селах Третьяки и Неверкино, но успел в первом селе решить вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей, а во втором многих язычников-чувашей привлек к Православной Церкви.
С июля 1843 года началось сорокалетнее служение отца Александра в Троицкой церкви села Балаково. Со времен Екатерины II в этих местах селились раскольники, и столь велико было влияние на местное население старообрядческих иргизских и черемшанских скитов 1 , что казалось, будто искоренение раскольничьих традиций здесь невозможно.
Отец Александр прежде всего обратил внимание на главное священническое дело: сам благоговейно, тщательно, согласно с церковным уставом совершал богослужения и от притча требовал тщательности в исполнении церковных служб. Этим он привлек в храм не только свой приход, но и все село, и иногородних, приезжавших в Балаково по торговым делам. Очевидцы свидетельствовали, что всегда со слезами, струившимися по лицу, он благословлял за литургией освящаемые во время Евхаристического канона Святые Дары. В храме отец Александр обыкновенно произносил поучения, направленные на искоренение пороков и суеверий и вселявшие православные понятия о предметах веры. Во время проповедей и священник, и прихожане стояли с влажными от слез глазами. Также и праздничные рождественские и пасхальные хождения отца Александра по приходу сопровождались наставлениями о православной жизни, спасительности установлений Святой Церкви, о необходимости частого посещения храма Божия, исповеди и причастия. Батюшка подавал пример усердной молитвы искренним, от сердца произношением молитвенных слов, частыми поклонами. На исповеди никто не отходил от аналоя без слез. Так трудами мудрого пастыря полу раскольничий приход стал постепенно преображаться в православный.
Созидая духовный храм в душах прихожан, отец Александр не мог оставаться равнодушным, видя бедность и ветхость деревянного Троицкого храма, в котором служил; он начал хлопотать о построении новой церкви. За то время, какое потребовалось для принятия решения, в удельном ведомстве сменилось несколько чиновников, занимавшихся этим вопросом. В 1861 году новая каменная, построенная из красного, «певучего» кирпича церковь, была освящена. В 1875 году она была расширена почти втрое, также трудами о. Александра на средства привлеченных им добровольных жертвователей.
Подвигом добрым подвизался отец Александр, нередко родные заставали его от переутомления заснувшим над развернутой книгой или на молитвенном правиле, с канонником в руках при земном поклоне. При этом он сохранял неизменную сердечную приветливость ко всем людям. Эта приветливость, как было сказано в некрологе отца Александра, «дар Божий в награду за чистоту сердца и любовь к людям, ею обычно отмечаются все христианские подвижники».
Сохранилось воспоминание о том, как по молитве отца Александра ожил почивший в Бозе усердный и добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С «дерзновенною верою» обратился батюшка к усопшему: «Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе нужно исповедаться и проститься с родными». Мертвый ожил, он был причащен, после чего, выслушав благодарственные молитвы и получив напутственное благословение отца Александра, упокоился навечно.
Часто рассказывали, что по молитве батюшки останавливалось распространение пожара; он обыкновенно со святым крестом обходил горевшие здания.
Дом Юнгеровых, стараниями отца Александра и, особенно, его супруги, Елизаветы Ивановны, славился своим страннолюбием — здесь находили приют многочисленные богомольцы; поэтому, видимо, на надгробном памятнике Елизаветы Ивановны († 1890 г.) в Чагринском монастыре была сделана надпись: странен бех, и введосте Мене (Мф. 5,35). Добрый пример пастыря влиял и на паству и побуждал подражать ему в этом святом деле; а наслышавшись от паломников о святых местах, и сами прихожане стали совершать поездки на богомолье.
С почтением относились к отцу Александру не только прихожане, но и окрестное духовенство именно его избрало в своем благочинии духовником.
В 60-летнем возрасте отец Александр, ссылаясь на плохое здоровье, попросил уволить его за штат, но вместо этого получил назначение в Чагринский Покровский женский монастырь, бедный и малоизвестный. История этой обители началась в 70-х годах XIX века, и лишь спустя четыре года по прибытии сюда отца Александра, летом 1884 года община получила статус монастыря. В обители церковная служба была тогда не ежедневная, треб по домам не совершали, поэтому батюшка большое внимание уделял образованию учащихся в монастырской школе девиц и соседних крестьян, которых привлекал к Церкви поучениями за богослужениями и беседами на дому. Постепенно народ, прежде не знавший о существовании Чагринского монастыря, стал интересоваться жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось число его насельниц. Как прежде балаковский, так теперь монастырский храм стал тесен для богомольцев, и усердием игумении Серафимы, отца Александра и благотворителей была построена новая теплая церковь.
Многочисленные заботы, связанные с завершением строительства храма и с жизнью обители, после смерти игумении Серафимы († 1890 г.) в основном выпавшие на долю отца Александра, потеря в течение одного года многих близких, подорвали его здоровье, и в апреле 1893 года он был уволен за штат.
С этого времени началось его более широкое служение, сделавшее отца Александра известным далеко за пределами не только пустынной, находившейся в степи, Чагринской обители, но и всей Самарской губернии. Господь, готовивший Своего избранника еще с детства, подкреплявший многократно в последующем пастырском служении, прославил его на отдаленные места России даром чудотворений. Больные, отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями потекли к нему с разных концов православной России. Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более человек в день. В Чагру собирались толпы разноплеменного народа, как к древним пустынножителям; они получали здесь духовное и телесное врачевание и со слезами благодарили Господа за свое исцеление.
Вот как описывал священник, служивший в то время в Чагринском монастыре, «чин» приема народа.
«По прибытии в странноприимный дом, отец Александр входит в особую небольшую комнату, из которой минут через 5-10 выходит потом в общую просторную комнату к собравшемуся народу и после обычного ласкового приветствия приглашает всех на молитву Господу Богу. Начинается общая вслух всех молитва, но какая молитва; это излияние чувств вдохновенной, восторженной души; это молитва, в которой каждое слово исполнено глубокого покаянного чувства и невольно исторгающее то же чувство в душах всех предстоящих и молящихся. Начинается она с обычных церковных молитвословий и переходит в импровизацию, в которой предстоящие выставляются великими грешниками, недостойными приступать к величию, святости и правде Божией, но все же дерзновенно приступающими по вере и упованию на милосердие Божие. Эта вдохновенная молитва производит такое потрясающее действие на всех, что и самые черствые сердца смягчаются и изливаются в чувствах слезного умиления. Возбуждается общий покаянный плач. Многие плачут навзрыд.
Молитва на некоторое время прекращается, затихает. Отец Александр берет с аналоя святой крест Господень, поднимает его правой рукой кверху в виду всех предстоящих, начинает свою простую, но глубоко вдохновенную речь в таком приблизительно роде: “Братья христиане! Вы признаете себя грешными, вы затем и пришли сюда, чтобы принести Господу Богу искреннее покаяние во грехах своих? Кайтесь же пред Ним! За покаяние вы получите от Него прощение и велию милость. Господь не отвергает никого из кающихся. И как же вам не каяться и не сокрушаться пред Ним, когда вы проводите жизнь свою совсем не по закону Божию?” Далее в речи следуют изображения жизни, как она проявляется у людей в отношении их веры в Бога: о недостатках молитвы, о холодной бессердечности, небрежности и неумелости в молитве, о различных счастливых и несчастливых обстоятельствах в жизни, и как в этих обстоятельствах люди поступают, о забвении Бога и неблагодарности к Нему, об обращении в несчастиях и различных болезнях к ворожеям и знахаркам; о семейной жизни, о взаимных отношениях супругов, об отношениях детей к родителям и, наоборот, о воспитании детей, о вреде пьянства и табакокурения, о несчастном и гибельном состоянии той семьи, где муж или отец предаются пьянству и другим порокам. Долголетняя практика пастырского служения, в особенности же опыты собственной духовной жизни дают отцу Александру возможность и средства проводить такой глубокий и всесторонний анализ нравственно греховной жизни и деятельности человека, что каждый из послушающих его не может не видеть свою жизнь представленною и изображенною пред ним во всей ее безобразной наготе.
Изобразив таким образом греховное и погибельное состояние коснеющих в греховной жизни, проповедник начинает, так сказать, стучать в двери сердца кающихся такими приблизительно вопросами: “Долго ли еще вы, братие и сестры, такою жизнью и такими скверными делами будете прогневлять милосердного, но вместе и строгого и правосудного судию Бога? Не пора ли образумиться и пожалеть себя, свои души? Не время ли поплакать о своей прежней греховной жизни, и, возненавидев грехи, начать с помощью Божией новую, духовную, христианскую святую жизнь?”
В среде слушателей опять поднимаются воздыхания, всхлипывания, слезы и затем громкий вопль, заглушающий речь проповедника, который, прекращая слово, обращается опять к молитве; к ней же за ним и весь народ обращается, с преклонением колен и глав своих.
После краткой молитвы и некоторого успокоения народа батюшка Александр опять обращается ко всем с вопросами: “И так вы раскаиваетесь в грехах своих? Искренно ли и чистосердечно ли вы исповедали их? Решились ли оставить прежнюю дурную жизнь и начать с Божией помощью новую, добрую, христианскую жизнь?” И получив на эти вопросы ответы: “Раскаиваемся, искренно исповедали, думаем перестать, оставить прежнюю жизнь и начать новую”, — отец Александр, сказав: “Да поможет вам Господь”, — приглашает всех преклонить главы и читает разрешительную молитву. Проговорив молитвенный отпуст, отец Александр допускает всех к целованию святого креста Господня и при этом опять делает внушительные наставления или всем вообще, или в частности кому-либо. Всех подходящих к целованию креста он окропляет святой водой, а затем велит подводить к нему и приносить всех одержимых различными недугами. Записав имена всех приведенных больных, он начинает молиться о всех требующих помощи Божией и заступления Пресвятой Владычицы Богородицы, читая громко молитву из последования таинства елеосвящения или составляя молитвенное прошение к милосердому Господу Богу из тех слов, которые подскажет ему на сей раз глубоко верующее и искренно любящее сердце. После того всех, за кого принесена молитва, он помазывает елеем, взятым от лампады особенно чтимой в монастыре Табынской иконы Божией Матери, и при этом говорит: “Веруй в целебную силу благодати Божией и будешь здоров!”
В числе приходящих богомольцев можно встретить таких, которые пришли по обету, данному Богу, вследствие разных причин или житейских обстоятельств. А еще больше таких, которые пришли во второй или третий раз и, собственно, затем, чтобы поблагодарить Господа Бога и Матушку Владычицу Богородицу, подавшую исцеление недуга по молитвам батюшки Александра».
В «Воспоминаниях об отце Александре Юнгерове» его духовного чада крестьянина А.Н.Н., жившего недалеко от Чагринской обители, описывается частная беседа батюшки с приехавшими к нему паломниками.
Первый его вопрос: «Вы зачем ко мне? Или чем больны?»
К первой женщине обратился с вопросом:
— Ты чем, матушка, больна?
Она ему отвечает:
— Батюшка! Я вот рождаю детей, и они у меня не живут.
Отец Александр говорит ей:
— Почему же не живут они у тебя?
— Батюшка, в грудях моих молоко тонет.
На это он ей отвечает:
— А много ли у тебя их было?
— Да семеро, батюшка!
— Так теперь и ни одного нет?
— Нет, батюшка! — а сама так слезно плачет.
— Успокойся, матушка, чай ведь один есть?
Она ему говорит:
— Батюшка! Он теперь не жив, я его оставила у бабушки, он чуть дух свой переводил.
— Нет, он живой, только веруй; на святках зачем наряжалась и плясала? Вот проплясала молоко-то, не станешь больше? Говори: «грешница, Господи», молись да проси Бога.
Погребение было совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа и усердной общей молитве.
На этот вопрос в некрологе дан ответ:
1) постоянное предзрение Господа (Пс. 15,8) пред собою. Мысль о Божественном всеведении, кажется, никогда не покидала покойного отца Александра и заставляла его всю жизнь быть крайне осторожным не только в делах, но и в словах и в помышлениях. То же он всегда советовал и всем помнить, и забвением об этом объяснял приходившим грешникам как тяжкие преступления между людьми, так и постигавшие их болезни и страдания;
2) непоколебимая вера и упование на Бога, можно сказать, паче всякого естественного упования. Здесь был источник утешения и для обращавшихся к нему за советом. Памятно всем часто употребляемое им сравнение людей с Ноем, находившемся во время потопа в ковчеге: какие бури, какие волны вздымались тогда! Но ковчег носился и спас Ноя. Так и среди житейских бурь христианин остается с верою в Бога цел и невредим;
3) любовь к Богу паче всего. Такой ежедневный его всем совет и постоянное правило его жизни. Вся его жизнь прошла в построении и расширении храмов Божиих, в богослужении и домашней молитве. Ничего не щадил он из-за любви к Богу: ни здоровья, ни сил, ни средств — вся жизнь посвящена была этому, все было принесено в жертву на алтаре этой высокой христианской любви. В ней весь смысл его жизни;
4) горячая, тоже пачеестественная, любовь или, как он говорил, «жалость» к людям. Ею проникнута была вся деятельность его приходская, ею освящена вся жизнь его для обители, ею согрета и ею же объясняется вся деятельность его для приходивших богомольцев. «Жалость» к ним, к их болезням душевным и телесным и к их страданиям заставляла его, пересиливая собственные, может быть, не меньшие их страдания, молиться, плакать вместе с ними и целить их душевные и телесные язвы.
«Отечественные подвижники благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь. Часть вторая». Издание Введенской Оптиной пустыни. 1995. Репринтное издание книги Афонского Русского Пантелеимонова монастыря 1910 года «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков. Декабрь».
«Воспоминания об отце Александре Юнгерове (Чагринском)». Казань. 1913.
«Душеполезное чтение», № 11,1897.^
Будучи современником святого отца Иоанна Кронштадского, отец Александр Чагринский в своей жизни явил подобный ему образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения.
Подвиг святого старца весьма назидателен для нашего времени. Упражняясь в христианских добродетелях, уделяя большое внимание богослужению и миссионерству, угодник Христов со тщанием трудился в деле созидания храма, в котором он служил. Как же необходимы ныне нашему духовенству и мирянам такие силы для возрождения Святого Православия на Родной земле. Да ниспошлет их нам Милосердный Господь по молитвам святого старца!
Прославить как местночтимого Самарской епархии в лике святых праведных протоиерея Александра Юнгерова (1821-1900), Чагринского чудотворца.
Честные останки новопрославленного святого именовать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
Службу святому праведному о. Александру Чагринскому чудотворцу составить особую, а до времени составления таковой после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, по соответствующему чину.
Местное празднование памяти святого совершать дважды в год:
в день его блаженной кончины — 22 декабря/4 января и в день обретения его мощей — 9/22 июня.
Напечатать житие новопрославленного подвижника для назидания в благочестии чад церковных.
Правящему Архиерею и клиру объявить о сей благой и благодатной радости прославления нового святого Самарской пастве.
Слава Богу за то, что Самарская земля обрела еще одного святого молитвенника за всех, кто с верою и смирением будет притекать к его предстательству. Того молитвами да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам свое благословение. Аминь.