Молитва александры федоровны

Советуем ознакомиться молитва александры федоровны с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Александра Федоровна Романова

Днесь, благовернии людие, светло почтим/ седмерицу честную царственных страстотерпец,/ Христову едину домашнюю Церковь:/ Николая и Александру,/ Алексия, Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию./ Тии бо, уз и страданий многоразличных не убоявшеся,/ от богоборных смерть и поругание телес прияша/ и дерзновение ко Господу в молитве улучиша./ Сего ради к ним с любовию возопиим:/ о святии страстотерпцы,/ гласу покаяния и стенанию народа нашего вонмите,/ землю Российскую в любви к Православию утвердите,/ от междоусобныя брани сохраните,/ мир мирови у Бога испросите// и душам нашим велию милость

Избраннии Царем царствующих и Господем господствующих/ от рода царей Российских,/ благовернии мученицы,/ муки душевныя и смерть телесную за Христа приимшии/ и венцы Небесными увенчавшиися,/ к вам, яко покровителем нашим милостивым,/ с любовию благодарне вопием:/ радуйтеся, царственнии страстотерпцы,// за Русь Святую пред Богом усерднии молитвенницы.

О святый страстотерпче царю мучениче Николае!

Господь тя избра помазанника Своего, воеже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление.

Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Икона Святой Александры — значение, история, в чем помогает

Уже много столетий Православная церковь хранит память о подвиге царицы Александры, которая была супругой римского императора. На иконах святая Александра изображена в царских одеждах, молодое прекрасное лицо выражает спокойствие. Перед лицом мученической смерти она сумела сохранить достоинство и твердую веру, являясь примером для многих поколений христиан.

Жена императора Диоклетиана

В православии много икон, посвященных разным святым с именем Александра. Но самой известной, пожалуй, является жена императора Диоклетиана. Жила она в конце 3 в., пострадала в начале 4 в. Имя ее тесно связано со святым Георгием Победоносцем, даже праздник установлен в тот же день. О подвиге женщины известно из жития святого. Видя его пытки, она не смогла больше скрывать свою веру, неугодную при дворе.

Шумная толпа окружала место, где мучили связанного Георгия. Царица стала молиться Господу, чтобы Он помог ей подойти к нему. Она открыто признала себя христианской, чем повергла в шок всех, в том числе императора. Это его очень сильно уязвило, потому что Диоклетиан считал своего бывшего военачальника не более, чем могущественным колдуном.

Икона мученицы Александры не показывает ее страданий. Она изображается уже в обновленном состоянии, как и все святые. Встречаются как поясные иконы, так и в полный рост. Узнать Александру Римскую можно по нескольким признакам:

  • в правой руке императрица держит крест;
  • левая рука либо прижата к груди, либо открытой ладонью направлена вперед;
  • на голове — корона;
  • длинные богатые одежды, обычно красного и голубого цвета.

Императрица может стоять на фоне города с рекой, либо просто на золотом фоне. Этот цвет является типичным для многих икон, обозначает сияние вечности, райские обители, иногда — самого Бога. Так иконописцы сообщают, что святые пребывают там, где нет больше боли, страданий и смерти.

Смерть святой

Наверное, многие задаются вопросом — откуда у святых брались мужество и силы, чтобы выносить муки? Ответ прост — источником силы и всех благ является Господь. О том, как должны быть построены отношения Бога и человека много написано в Библии: например, Христос говорил, что надо просить — и просящий получит, стучать — и тогда дверь будет открыта. То есть верующий должен сам проявить инициативу, не быть пассивным.

Мученица Александра не испытала тех страданий, которые выпали на долю Георгия. Она тихо скончалась по дороге к месту казни. Хороший пример того, что Бог не дает испытаний, которые человеку не по силам.

Александра Федоровна

В самом начале нынешнего века Русская православная церковь официально признала святой семью последнего российского императора, в том числе его жену Александру Федоровну. Принцесса немецкого происхождения поначалу не была одобрена в качестве кандидатки на корону, но Николай был упрям. Ему удалось связать жизнь с любимой. Жили они дружно, и пострадали тоже всей семьей.

Существует отдельная икона царицы Александры, есть и образ, на котором представлены ее муж и дети. Императрица заслужила любовь народа еще при жизни, хотя находятся и критики, которые не щадят заграничную принцессу. Много шума наделала, например, тесная связь Распутина с царской семьей. Но время все расставляет по местам — только добродетельная жизнь становится основанием для канонизации.

  • На ряде икон царица держит в одной руке дворец, в другой — крест. Одежды ее расшиты двуглавыми орлами, на голове — белоснежный платок. Есть образы, имеющие очень большое портретное сходство, на лице — макияж, на шее — дорогие украшения. Вероятно, это не совсем канонически выдержанные иконы, от приобретения которых лучше воздержаться, поскольку они скорей похожи на фотографию, а икона должна показывать душу человека.

На рождение младенцам принято заказывать мерные иконы, они делаются по росту малыша. Такие образы становятся семейными реликвиями, которую ребенок со временем сможет передать уже собственным детям.

Другие святые жены

Православие знает многих святых с именем Александра. Выбрать покровительницу себе можно по личному желанию, ознакомившись с житием.

  • В числе 7 дев, пострадавших за веру при Диоклетиане, была одна под именем Александра. Женщины уже достигли старости, но это не остановило мучителей. Узнав, что они являются христианками, их подвергали унизительным мучениям, затем утопили в озере.
  • Благочестивая дворянка Агафья, жившая в 18 в., по иконам известна как преподобная Александра. Будучи из богатого рода, женщина искала лишь тишины монашеской жизни. Потеряв малолетнюю дочь, она расценила это как знак окончательно уйти в монастырь. Матушка Александра была насельницей Дивеева, помогала бедным, строила церкви, много молилась.

Подарок на крестины

Многие считают, что именная икона будет ангелом-хранителем для малыша. Если ребенок назван в честь мученицы Александры, то такой образ в доме действительно не помешает. Совсем необязательно вешать его над кроваткой — это не оберег. Многие уверены, что достаточно купить в храме свечку, повесить дома «сильные» иконы — и счастье обеспечено. Но подобных «христиан» ждет разочарование. Откупиться от Господа нельзя — ему не нужны свечи или деньги.

Защита для ребенка — Божья благодать, которая пребывает везде на земле, а не только вокруг освященных предметов. Чтобы ребенок был здоров, необходимо молиться, посещать службы, участвовать в жизни церковной общины. Господь благоволит тем, кто хранит в сердце его заповеди, а не приходит в храм пару раз в год. Именная икона Александры вполне может находиться в домашнем иконостасе. Только следует понимать, что сама по себе доска с изображением никакой силы не имеет.

Святые наставницы

О чем напоминают нам святые? Хотя на иконах лики лишены отпечатков повседневной жизни — морщин, усталости, это все были живые люди, из плоти и крови. Но они смогли так исповедать веру, что даже после смерти по их молитвам творятся чудеса. Икона святой Александры напоминает, что женщина должна хранить добродетель, быть верной, скромной, послушной Господу. Тогда она для своих близких сможет стать той вдохновляющей силой, которая сможет их привести к Богу.

  • Икона святой Елены
  • Икона святой Ольги — здесь
  • Икона св. Анны — https://bogolub.info/ikona-sv-anny-istoriya-znachenie-v-chem-pomogaet/

Молитва первая святой Царице-мученице Александре

О преславная страстотерпице, боговенчанная царице Александро Новая, скорая наша помощнице и заступнице и неустанная о нас молитвеннице.

Предстояще пред образом святым твоим и тя, яко живу сущу, зряще, припадающе, молим тя: приими прошения наша и вознеси их ко Престолу милосерднаго Отца Небеснаго, яко велие и преславное дерзновение к Нему имущая; испроси всем, притекающим к тебе, и всем, чтущим святую память твою — вечное спасение и временное благодействие, от всяких бед и скорбей — скорое избавление. Ей, чадолюбивая мати наша и царице, тебе, предстоящей Престолу Божию ведомы нужды наша, духовныя и житейския, призри на нас материнским твоим оком, и твоими молитвами отврати от нас колебания всяким ветром учения, злых и богопротивных обычаев умножение; утверди же во всех веры согласное ведение, взаимную любовь и единомыслие; да всем: словесы, писании и делы славится посреди нас Всесвятое имя Отца, и Сына, и святаго Духа, Единаго Бога, в Троице славимаго и поклоняемаго, Ему же честь и слава во веки веков. Аминь.

Молитва вторая ко святой Царице-мученице Александре новой

О святая царице-мученице Александро Новая, милостивая сирых заступнице, крестоносная мати, щедрою твоею десницею озари и нас, тебе ныне молящихся и испроси у Всещедраго и Премилостиваго Бога, Ему же имя есть Любовь, богатыя милости и буди: во браце сущим — чистоты и любве святая хранительнице; чад малых и юности — мудрая окормительнице; сирых и скорбных — жалостивая утешительнице; грехи обуреваемых сострадательная врачебнице; от врагов искушаемых — крепкая защитнице; и всем твоего заступления просящим — милостивая пред Богом и Царицею Небесною ходатаице; наипаче же умоли, святая мати наша и царице, даровати нам благодать Всесвятаго Духа; да ею в житии сем охраняемы и спасаемы, с тобою сподобимся во веки прославляти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает со Всеблагим Его Отцем и Святым Прещедрым Духом во веки веков. Аминь.

Главная Описание икон Икона святой Натальи — значение, в чем помогает. . Икона Святой Александры —…

Главная Описание икон Икона святой Татьяны — значение, в чем помогает. . Икона святой Александры — здесь.

Главная Описание икон Икона святой Елены — значение, в чем помогает, история. . Икона Святой Александры —…

Олицетворением мужества, мудрости, силы для россиян является князь Александр Невский. В лике святых он назван “правоверным” – это означает.

Богата российская земля на преподобных праведников – они защищали свой народ от нашествий вражеский войск, наставляли в вере, напоминали о вечности.

Главная Описание икон Икона святой Натальи — значение, в чем помогает. . Икона Святой Александры —…

Главная Описание икон Икона святой Татьяны — значение, в чем помогает. . Икона святой Александры — здесь.

Главная Описание икон Икона святой Елены — значение, в чем помогает, история. . Икона Святой Александры —…

Олицетворением мужества, мудрости, силы для россиян является князь Александр Невский. В лике святых он назван “правоверным” – это означает.

Богата российская земля на преподобных праведников – они защищали свой народ от нашествий вражеский войск, наставляли в вере, напоминали о вечности.

Оставить комментарий Cancel Reply

Похожие статьи

Главная Описание икон Икона святой Натальи — значение, в чем помогает. . Икона Святой Александры —…

Главная Описание икон Икона святой Татьяны — значение, в чем помогает. . Икона святой Александры — здесь.

@2017 Боголюб – первый интернет-журнал о христианстве. Бог любит нас.

Российская Императрица Александра Федоровна

25 мая / 7 июня родилась принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская …

Родилась будущая Российская Императрица Александра Федоровна в Дармштадте 7 июня 1872 г. в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери царствующей в то время Английской Королевы Виктории Великой. Девочку назвали Алисой в честь матери, в домашнем кругу ее называли Аликс.

Прекрасное образование, полученное ею, в дальнейшем помогло в решении многих вопросов, она видела и могла правильно их решать.

21 октября 1894 г. принцесса Гессен-Дармштадтская Алиса присоединилась к Православию и стала называться Александрой Федоровной.

14 ноября состоялось бракосочетание Николая Александровича с Александрой Федоровной.

Через два года, в мае 1896 г. в Успенском Соборе в Москве состоялась коронация, на которой Александра Федоровна стала официально Императрицей России – Соправительницей.

К великому сожалению, во время соправления, честь и достоинство Императрицы Александры Федоровны было опорочено заведомо ложной информацией о ней.

Анна Александровна Танеева (мон. Мария) пишет в своих воспоминаниях: «Вскоре после Рождества Государь заболел гриппом, причем я видела его больным первый раз за все двенадцать лет моей жизни в Царской семье. Он вошел в комнату Государыни в своем домашнем халате и вслух с трудом читал Государыне наиболее важные телеграммы. Как раз в это время я рассказала Государю, каких чудовищных размеров приняла клевета на Государыню. Государь посмотрел на меня больными, уставшими глазами, и сказал: «Ни один порядочный человек, конечно же, не поверит этому, клевета в конце концов приносит вред тем, кто ее начал»[2].

Отношения Вдовствующей Государыни Марии Федоровны и Александры Федоровны не сложились. «Мария Федоровна была супругой Наследника более десяти лет, прежде чем стать Государыней, у нее было время подготовиться к своим обязанностям. Она постепенно и основательно изучила Россию, специфичность и интриги Русского Двора. Обстоятельства были совершенно другими, когда Александра Федоровна стала Государыней. Она была обвенчана сразу же после смерти Александра III. Государыня рассказывала мне, что часто она путала свадебные и похоронные церемонии. Свадьба была почти что продолжением похорон. Ей сразу же пришлось исполнять все обязанности Государыни, времени на осведомление было очень мало». [3]

«Наилучшими качествами, характеризующими Государыню, были абсолютная честность, верность и правдивость. Сразу же по прибытии в Россию она встретила совершенно другое. Вначале она пыталась приветливо и с уважением приблизиться к Вдовствующей Государыне, но все же вскоре начались трения и недоразумения. Я замечала, что взгляд Вдовствующей Государыни был всегда холодным, когда она обращала его на Александру Федоровну.

После смерти Александра III Вдовствующая Государыня очень неохотно оставила свои права. Она любила представительства и привыкла к ним. По сути дела, она их и не оставила, так как на всех Высочайших выходах она шла впереди Государыни Александры Федоровны. Когда Императорская семья прибывала к месту, на Высочайшем выходе вначале были Царь и его мать, а после этого Государыня с кем-либо из Великих князей. Этот порядок был, конечно, по воле Вдовствующей Государыни, но, однако, Государь ему послушно подчинялся. Отверженное положение, конечно же, не нравилось молодой Государыне, она пыталась скрыть свою горечь и старалась показать себя как можно более гордой и холодной, хотя слезы поневоле выступали на ее глазах.

Свет одобрял порядок, не видя в этом ничего удивительного, – настолько большая была популярность, которой пользовалась Вдовствующая Государыня. Одним из последствий этого стало то, что в России образовалось два Двора: Двор Вдовствующей Государыни, который был более влиятельным, в него входили Великие князья и высший свет, и небольшой Двор Государыни с ее несколькими верными приближенными, а также Государь, хотя и не всецело».[4]

Неприятие Вдовствующей Императрицей Александры Федоровны дало повод для безнаказанности сплетен, исходивших из высших кругов и пошатнувших царский трон.

«Государь хорошо знал, что почти все близкие родственники настроены против него и замышляют свержение его с престола, чтобы наречь Государем Кирилла Владимировича. Но ни Государь, ни Государыня не принимали серьезно семейных сплетен, так как они были уверены в верности престолу народа и армии». [5]

Принявши православие, Императрица Александра Федоровна глубоко восприняла его духовную сущность. «Вера ее всем известна. Она горячо верила в Бога, любила Православную Церковь, тянулась к благочестию, и непременно к древнему, уставному; в жизни была скромна и целомудренна».[6]

«Особым утешением ее была молитва. Непоколебимая вера в Бога поддерживала ее и давала мир душевный, хотя она всегда была склонна к меланхолии. «Никогда нельзя знать, что нас завтра ожидает, – говорила она и всегда ждала худшего. Молитва, повторяю, была ее всегдашним утешением». [7]

Более всего Императрица Александра Федоровна почитала Богородицу. «Бывали счастливые дни, когда нас не узнавали, и Государыня молилась – отходя душой от земной суеты, стоя на коленях на каменном полу никем в углу темного храма не замеченная. Возвращаясь в свои царские покои, она приходила к обеду румяная от морозного воздуха, со слегка заплаканными глазами, спокойная, оставив свои заботы и печали в руках Вседержителя Бога». [8]

«Они оба, и Государь, и Императрица, носили в своей душе это стремление к Богу, и вся их внутренняя интимная жизнь была полна религиозным содержанием. Как истинные носители религиозного света, они были носителями не показными, а тихими, скромными, почти незаметными для большинства. <.> Мы вошли, никем не замеченные, в церковь и смешались с молящимися. <.> Нас вскоре узнали, толпа около нас зашевелилась. <.> Императрица ничего не замечала – она ушла в самое себя. Она стояла с глазами, полными слез, устремленными на икону, с лицом, выражавшим беспредельную тоску и мольбу. губы ее беззвучно шептали слова молитвы, она вся была воплощение веры и страдания. О чем молилась она, за кого страдала, во что верила? – дома тогда все было благополучно, все, даже Алексей Николаевич, были здоровы, но Россия, изнывая в войне, была уже безнадежно больна. не о чуде ли ее исцеления и вразумления так настойчиво и горячо просила русская Царица?». [9]

Императрица Александра Федоровна жила идеалами Святой Руси. Она любила посещать монастыри, встречаться с подвижниками. Еще до прославления преподобного Серафима Саровского, Императрица Александра Федоровна горячо молилась ему о даровании им сына – Наследника. В Дивеевской обители она присутствовала на его прославлении, ночью купалась источнике преподобного Серафима. В Феодоровском Соборе был устроен подземный храм его имени, в котором она молилась никем не замеченная.

Религиозные чувства Государыни вызывали у светского общества неприязнь к ней. Еще при жизни Императрица Александра Федоровна была бескровной мученицей.

«Вот идет мученица – царица Александра», – такими словами встретила ее в 1916 году блаженная Марья в Десятинном монастыре. Старица протянула к ней высохшие руки, обняла ее и благословила. Через несколько дней старица почила.

Вера в Бога помогала Императрице Александре Федоровне во всех сложных обстоятельствах. Находясь в условиях заключения, она не ропщет, со смирением и кротостью переносит злоключения. «Теперь я все иначе понимаю и чувствую – душе так мирно, все переношу, всех своих дорогих Богу отдала и Святой Божией Матери. Она всех покрывает своим омофором. Живем, как живется. Господь Бог видит и слышит все. <.> Храни вас Бог от всякого зла». [10]

Императрица Александра Федоровна имела искреннее желание быть полезной России и русскому народу. Анна Александровна пишет: «Воспитанной в Англии и Германии, Императрице не нравилась пустая атмосфера петербургского света, и она все надеялась привить вкус к труду. С этой целью она основала «Общество рукоделия», члены которого, дамы и барышни, обязаны были сработать не менее трех вещей в год для бедных. Сначала все принялись работать, но вскоре, как и ко всему, наши дамы охладели, и никто не мог сработать даже трех вещей в год. Не взирая на это, Государыня продолжала открывать по всей России дома трудолюбия для безработных, учредила дома призрения для падших девушек, страстно принимая к сердцу все это дело».[11]

Но такие нововведения не приветствовались при Дворе. Идеи благотворительности вызывали пересуды, недовольство.

«Одной из великолепных идей Государыни Александры Федоровны было оказывать помощь, давая возможность для работы. Именно для этих целей молодая Государыня учредила в разных местах России дома трудолюбия, в которых безработные получали работу и обучались разным родам деятельности. Особенно в голодные годы эти дома были большой милостью.

В Царском Селе Государыня основала «Школу нянь», в которой молодые девушки и матери обучались уходу за детьми. Государыня была также старшей покровительницей национальных школ, находящихся в Петербурге. Следует упомянуть организованную ею «Школу народного искусства» для обучения кустарному делу российских крестьянских девушек».[12]

Императрица Александра Федоровна, будучи глубоко образованной, еще до того, как стать Соправительницей, изучила историю Самодержавной России, особо отметив при этом преданность Богопомазаннику. С чем же она столкнулась?

«Когда Александра Федоровна только что прибыла в Россию, она написала графине Ранцау, фрейлине своей сестры, принцессы Ирен: «Моего мужа отовсюду окружают лицемерие и лживость. Чувствую, что нет никого, кто мог бы быть его действительной опорой. Немногие любят его и свое Отечество, и я чувствую, что еще меньше тех, кто действительно выполняет свои обязанности по отношению к моему мужу. Все делается ради личных выгод, и повсюду интриги, и всегда только интриги».[13]

Исходя из истории, по личному убеждению Александры Федоровны Русский Царь должен быть Самодержцем! «В отношении политики она была истой монархисткой, видевшей в лице своего мужа священного Помазанника Божия. Став русской Царицей, она сумела возлюбить Россию выше своей первой родины».[14] «Она не хотела даже и слушать тех, кто говорил, что Государю надо отказаться от своей Монаршеской власти». [15]

Императрицей Александрой Федоровной руководило чувство ответственности перед Богом за сохранение русской государственности. Она была против подписания Государем Манифеста о создании Думы. Своего сына Алексея Государыня видела приемником Царя и делала для этого все возможное. Учителя, любившие одаренного ученика, предсказывали, что «Из него со временем выйдет сильный правитель с твердой волей. Они и называли его «маленьким Петром Великим».[16]

Императрица Александра Федоровна была бесконечно искренна в своей любви к России и русскому народу. Во время войны она, возможно, больше, чем кто-либо из светских лиц пыталась сделать все возможное для того, чтобы привести войну к решительной победе. «Всё же больше всего Государыня боялась войны, так как она видела в этом конец России. Государь скрыл от неё всеобщую мобилизацию. Я была свидетелем её неописуемой скорби, когда она узнала об этом, все ещё желая всеми своими силами как-то спасти Россию. Она чувствовала приближение гибели и искренне пыталась делать всё возможное, что может сделать любящая женщина для спасения, как России, так и своей семьи. <.>Скорбное состояние Государыни продлилась недолго. За одну ночь она стала совершенно другим человеком. Она забыла о своей болезни и слабости и сразу же принялась за обширную организаторскую работу по устройству складов бельевых и медицинских принадлежностей, лазаретов и санитарных поездов. Все должно быть готово как можно скорее, так как Государыня знала, что после первых же сражений множество раненых будут поступать с фронта. Она разработала широкую сеть лазаретов и центров военно-медицинской службы, которая простиралась от Петербурга и Москвы до Харькова и Одессы на юге России. Было совершенно непостижимым, какой сильной и способной к организаторской деятельности Государыня была, как она, трудясь изо всех сил для облегчения страданий других, забывала о своей болезни».[17]

Государыня с двумя старшими дочерьми и Анной Александровной Танеевой оканчивают курсы сестер милосердия при дворцовом госпитале. «Опытные сестры милосердия руководили нами в нашей работе, и Государыня очень скоро стала равной профессиональной сестре милосердия. Я видела Государыню России в операционной, держащую наготове эфирные бутылки, владеющую хирургическим инструментом, помогающую в сложнейших операциях, принимающую, не колеблясь, ампутированные руки и ноги. Я видела ее, снимающую с раненых запачканную кровью одежду, полную паразитов, терпящую тошнотворные запахи, не отступающую ни перед каким повседневным ужасом военного госпиталя. Однажды Государыня сказала мне, что вряд ли чем-либо она была так горда, как свидетельством, которое она получила по окончании курсов сестер милосердия». [18]

В самом начале войны широко были распространены слухи якобы Императрица Александра Федоровна – немецкая шпионка. Ее обвиняли и в прямой измене, она в выдаче государственных секретов Германии.

«Уже в начале войны по отношению к Государыне возникли подозрения. Ее называли «немкой», так же, как и Марию Антуанетту в свое время «австрийкой». Распространялись слухи, что Государыня была якобы на стороне немцев и в контакте с ними. Но истина в том, что Государыня никогда не любила своего двоюродного брата, Кайзера Германии Вильгельма, также я никогда не слышала ее говорящей особо похвально о нем. Насколько мне известно, у Государыни не было никакой переписки с Германией во время войны – не считая одного или двух писем, которые она через Швецию получила от своего брата. В письмах, однако, не было никаких дел, связанных с политикой.

В Германии говорилось, что в России крайне плохо обращаются с немецкими военнопленными. Брат Государыни писал, что он чрезвычайно удивлен тем, что Государыня, которая все-таки была немкой, не проявляет лучшей заботы о немецких заключенных, которым приходится переносить недостойное обращение в России. Письмо доставило Государыне большое мучение. Я помню, как она, горько плача, сказала, что ей невозможно вмешиваться в дела немецких пленных, так как и ее саму травили из-за немецкого происхождения. С другой стороны, в России говорилось, что с русскими пленными обращались в Германии плохо, что будто бы в Касселе четыре тысячи пленных умерли от сыпного тифа. Государыня организовала комитет, задачей которого было заботиться о русских пленных в Германии. Я помню, как «Новое время» писало, что было легко понять деятельность комитета, но на благо немецких, а не русских пленных. Газеты использовали эти высказывания в своих статьях против Государыни. [19]

День ото дня Государыня становилась все более сломленной горем. Мы, которые были рядом с ней, особенно жалели ее. По характеру она была замкнутой и во многих отношениях недоступной, часто была грустной, и становилась все более и более подавленной. Японская война и последующее за ней время тягостной атмосферы отнюдь не принесли облегчения в горе Государыни. Ее здоровье ухудшилось, часто она чувствовала себя усталой и больной, но умела сверхчеловеческими усилиями скрыть свою болезнь. Терпела годами, прежде чем это стало известно придворному кругу.

Из-за своей болезни Государыня двигалась ограниченно. В Крыму она часто лежала в саду. Возили ее в коляске или в маленькой карете, запряженной пони, если она желала перемещаться с одного места в другое. На «Штандарте» часто оставалась на борту». [20]

Среди козней и несправедливостей Императрица Александра Федоровна все время вела себя с достоинством и мужеством – не жалуясь и не упрекая, не ища справедливости. Ее молитвами удерживалось зло в Петербурге, когда Государь находился в Ставке. Государыня в трудное время войны делала все возможное для поддержки Государя, для укрепления его сил.Ее телеграммы к Государю возвращались обратно с издевательской надписью на конверте: «Место пребывания адресата неизвестно». Государыня испытывала невыносимые страдания.

Готовилось ее и Анны Александровны убийство.

«В одну из ночей, перед тем как Государю возвратится из Могилева, Государыня с Великой княжной Марией пошли в Сводный полк Их Величеств. Полк собирался покинуть Государя и Государыню, чтобы присягнуть в верности Временному правительству. Государыня разговаривала с солдатами не так, как правительница с подданными, а как мать со своими заблудшими детьми, и просила их защитить семью Государя от насилия дебоширствующей толпы.

Я обратила внимание на возможность уехать за границу, но Государь сказал, что он никогда не покинет свою Родину. Он был готов жить простой жизнью крестьянина и зарабатывать свой хлеб физическим трудом, но Россию он не покинул бы. То же утверждали Государыня и дети. Они надеялись, что смогут жить скромными землевладельцами в Крыму». [21]

Боль за Россию, за ее народ переполняла душу Государыни, и в ссылке. Она писала Анне Александровне: «Какая я стала старая, но чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка и люблю мою родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже, несмотря на черную неблагодарность к Государю, которая разрывает мое сердце, но ведь это не вся страна, болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию!». Молюсь непрестанно». [22]

Императрица Александра Федоровна была матерью для народа России. «Описывая жизнь в Крыму, я должна сказать, какое горячее участие принимала Государыня в судьбе туберкулезных, приезжавших лечиться в Крым. Санатории в Крыму были старого типа. Осмотрев их все в Ялте, Государыня решила сейчас же построить на свои личные средства в их имениях санатории со всеми усовершенствованиями, что и было сделано. Часами я разъезжала по приказанию Государыни по больницам, расспрашивая больных от имени Государыни о всех их нуждах. Сколько я возила денег от Ее Величества на уплату лечения неимущим! Если я находила какой-нибудь вопиющий случай одиноко умирающего больного, Императрица сейчас же заказывала автомобиль и отправлялась со мной, лично привозя деньги, цветы, фрукты, а главное – обаяние, которое она всегда умела внушить в таких случаях, внося с собой в комнату умирающего столько ласки и бодрости.

Сколько я видела слез благодарности! Но никто об этом не знал; Государыня запрещала мне говорить об этом. Императрица соорганизовала четыре больших базара в пользу туберкулезных в 1911, 1912, 1913 и 1914 годах; они принесли массу денег. Она сама работала, рисовала и вышивала для базара, и, несмотря на свое некрепкое здоровье, весь день стояла у киоска, окруженная огромной толпой народа. Полиции было приказано пропускать всех, и люди давили друг друга, чтобы получить что-нибудь из рук Государыни или дотронуться до ее платья; она не уставала продавать вещи, которые буквально вырывали из ее рук. Маленький Алексей Николаевич стоял возле нее на прилавке, протягивая ручки с вещами восторженной толпе. В день «Белого цветка» Императрица отправлялась в Ялту в шарабанчике с корзинами белых цветков: дети сопровождали ее пешком. Восторгу населения не было предела. Народ, в то время не тронутый революционной пропагандой, обожал Их Величества, и это никогда нельзя забыть». [23]

«Государыня была прирожденной сестрой милосердия. Когда она шла рядом с больными, от нее веяло нежностью и духовной силой, заставляющей все взоры обратить на нее. Она была всегда – также и перед войной – там, где сестра милосердия особенно остро требовалась.

Когда Государь в начале своего правления заболел в Ливадии тифом, Государыня ухаживала за ним с утра до самой ночи, не оставляя его никогда одного на попечении врача или слуги, хотя сама ожидала ребенка. В 1907 году Анастасия заболела дифтерией. Отправив всю остальную семью жить в другой дворец Петергофа, Государыня сама лечила свою больную дочь. В течение всего месяца она встречалась с Государем только на вечерней прогулке в парке, и даже тогда на некотором расстоянии, так как боялась, что Государь перенесет инфекцию другим детям. Государыня также сама все годы заботилась о Наследнике, не выпуская его никогда из вида, а если сын был болен, была возле него ночи напролет без сна.[24]

У Государыни были свои должностные обязанности. Под ее покровительством было много различных учреждений. Она рассматривала их самые важные дела и почту, затем давала устные или письменные указания моему отцу, докладывавшему о них, и директорам учреждений. Государыня была не только хозяйка семьи и мать, но ко всему прочему у нее были ответственные должности, на исполнение обязанностей которых уходило больше времени, чем у обыкновенной государственной служащей на исполнение ее обязанностей. После завтрака Государыня работала еще три часа или, если у нее случалось свободное время, гуляла или играла с детьми.

Когда часы били шесть, Государь возвращался в свой рабочий кабинет, дети отправлялись наверх, и Государыня принималась за свою работу».[25]

С появлением детей Императрица Александра Федоровна не оставляла их без внимания: неотступно бывала в детской, на уроках, не доверяя своих детей никому. Бывало, что, держа на руках ребенка, она обсуждала серьезные вопросы своего нового учреждения или, одной рукой качая колыбель, она другой подписывала деловые бумаги. «Александра Федоровна хотела быть властительницей в детской комнате. Будучи здоровой или больной, она имела обыкновение прежде, чем идти спать, хотя могло быть уже за полночь, пойти в детскую, чтобы благословить своих спящих детей. Государыня поднималась на лифте наверх и просила слугу везти ее в кресле по коридору в комнату Алексея. С ним она молилась на ночь, прежде чем укрыть сына в постели». [26]

Материнские обязанности не оставляет Государыня и во время заключения Царской семьи. В письме из Тобольской ссылки она писала: «Занята целый день, уроки начинаются в 9 час. (еще в постели): встаю в 12 часов. Закон Божий с Татьяной, Марией, Анастасией и Алексеем. Немецкий 3 раза с Татьяной и раз с Марией и чтение с Татьяной. Потом шью, вышиваю, рисую целый день с очками, глаза ослабели, читаю «хорошие книги», люблю очень Библию, и время от времени попадают в руки романы. Грущу, что они могут гулять только на дворе за досками, но, по крайней мере – не без воздуха, благодарны и за это».[27]

«Государыня не любила ни роскоши, ни блеска, была равнодушна к туалетам настолько, что камеристкам приходилось напоминать ей о заказах новых платьев. Она носила одно и то же платье годами, в военные годы она не заказала себе ни единой принадлежности туалета.

Своих детей она весьма строго воспитывала в нетребовательности. Одежда переходила от старших к младшим, совсем как в бедных буржуазных семьях; в финских шхерах Императорские дети часто носили скромные хлопчатобумажные платья. Если бы им довелось жить после революции, то они хорошо прожили бы в очень простых условиях.

Государыня, которая распоряжалась сравнительно большими средствами на приобретение убранств, не использовала деньги на себя, а раздавала их бедным или жертвовала на благотворительные цели до такой степени, что часто оставалась без денег, когда действительно был нужен новый праздничный наряд.

Со своим обслуживающим персоналом Государыня обращалась всегда справедливо, но требовала от всех безусловной честности, возмущаясь даже незначительной неправдой. Она не умела притворяться, не могла улыбаться и разыгрывать себя приятной просто по привычке или по обязанности. Мой отец часто говорил, что чашка чая могла бы избавить от многого, – то есть, если бы Государыня устраивала больше приемов, меньше обособлялась, больше путешествовала бы по России, а прежде всего – улыбалась, тогда, пожалуй, ее могли бы больше ценить.

Но для обособленности Государыни были свои причины. Трагическая болезнь Наследника и болезнь сердца у самой Государыни почти сразу же после рождения сына повлияли так, что большие торжества при Дворе и приемы были ей непосильны. Она не в силах была стоять на них столь долгое время, как к тому обязывалось. Русских аристократов, которые хотели получить аудиенцию и быть представленными ей, было много, но из-за своей болезни Государыня не в состоянии была принять их. Действительную причину отказов публично не объявляли. Таким образом, Государыня невольно наносила обиду широкому влиятельному кругу. [28]

Александра Федоровна не любила помпезности и всякого рода церемониальные обязанности Двора; кроме того, ее застенчивость часто вызывала слухи о ее высокомерности. «Я не виновата, что застенчива. Я гораздо лучше чувствую себя в храме, когда меня никто не видит; там я с Богом и народом. мне тяжело быть среди людей, когда на душе тяжело».

Государыня не любила ни минуты оставаться праздной, и своих детей она приучила к труду. Нередко в комнате Императрицы проводились семейные вечера. На этих вечерах дети занимались рукоделием, читали. «Иногда Государь приходил на наши вечерние чтения, но тогда за ним оставалось право выбирать произведение, которое читалось. Иногда Государь читал нам вслух, и было наслаждением слушать его приятный голос при великолепном искусстве чтения». [29]

«Жизнь Их Величеств была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви. За 12 лет я никогда не слышала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга. Государь называл Ее Величество «Sunny». Приходя в ее комнату, он отдыхал, и Боже сохрани какие-нибудь разговоры о политике или о делах».[30] «Я скажу про них просто, – это была самая святая и чистая семья». [31] В семье был дух единства.

Государыня одна из первых, кто предвидел дальнейшую судьбу России, ее «болезнь, после которой она окрепнет». «Ты знаешь, Аня, с отречением Государя все кончено для России, – сказала Государыня, – но мы не должны винить ни русский народ, ни солдат: они не виноваты». Слишком хорошо знала Государыня, кто совершил это злодеяние.[32]

«В крушении царской власти в России нельзя обвинять Государыню. Напротив, самая большая ответственность лежит на тех, кто пытался всеми средствами свалить ответственность на нее. Имею в виду, в частности, Великих князей, которые затевали интриги против Императорской Четы. Когда отречение от престола все же произошло, было поразительно, как Государыня несла бремя изменившихся условий. Никто не слышал ее, жалующуюся на утрату господствующего положения. Многочисленные письма, которые ей удалось написать мне во время заключения, говорят об исключительном спокойствии, с которым она приспосабливалась к злоключениям. Она была Государыней до последнего, и я уверена, что за все время заключения она не впала в отчаяние. Последняя Русская Государыня была верной и безупречной супругой, которая больше всего любила своего мужа и своих детей. Если бы она не была Государыней, она была бы радостной и счастливой матерью семейства».[33]

Императрице Александре Федоровне было всего 46 лет, когда она вместе с семьей была расстреляна в Екатеринбурге в 1918 году. Продолжилась ее жизнь Небесная, добродетели которой она приобрела еще при жизни.

В наше время, когда исчезает любовь, единство духа, взаимопонимание, взаимоподдержка в семьях, когда на смену приходит узаконенный грех, к святой мученице Александре Новой обращаются с молитвой, испрашивая благочестия, любви, святости в браке, она помогает детям, женам в семейном благополучии.

[1] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 287, СПБ, 2012.

[2] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 134, СПБ, 2012.

[3] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 62, СПБ, 2012.

[4] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 144, СПБ, 2012.

[5] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 135, СПБ, 2012.

[6] Из Воспоминаний последнего протопресвитера русской армии и флота о. Георгия Шавельского.

[7] Из воспоминаний А.А. Танеева «Страницы моей жизни». Стр. 54. «Верная Богу, Царю и Отечеству». СПБ, 2005.

[8] Из воспоминаний А.А. Танеева (Вырубова) «Страницы моей жизни». Стр. 55. «Верная Богу, Царю и Отечеству». СПБ, 2005.

[9] Из воспоминаний Флигель-адъютанта А. Мордвинова.

[10] Из письма Императрицы А.А. Вырубовой. 9 января 1918 г., Тобольск.

[11] Из воспоминаний А.А. Танеева (Вырубова) «Страницы моей жизни». «Верная Богу, Царю и Отечеству». Стр. 20, СПБ, 2005.

[12] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 148, СПБ, 2012.

[13] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 152, СПБ, 2012.

[14] Из воспоминаний последнего протопресвитера русской армии и флота о. Георгия Шавельского.

[15] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 153, СПБ, 2012.

[16] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 160, СПБ, 2012.

[17] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 115, СПБ, 2012.

[18] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 116, СПБ, 2012.

[19] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 122, СПБ, 2012.

[20] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 60, СПБ, 2012.

[21] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 175, СПБ, 2012.

[22] Из письма Императрицы к А.А. Вырубовой. Март 1918 г., Тобольск.

[23] Из воспоминаний А.А. Танеева (Вырубова) «Страницы моей жизни». Стр. 43, «Верная Богу, Царю и Отечеству». СПБ, 2005.

[24] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр.120, СПБ, 2012.

[25] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 65-66, СПБ, 2012.

[26] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 170, СПБ, 2012.

[27] Из письма Государыни АА.Вырубовой. 10 декабря 1917, Тобольск.

[28] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 147-150, СПБ, 2012.

[29] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 67, СПБ, 2012.

[30] Из воспоминаний А.А. Танеева (Вырубова) «Страницы моей жизни». Стр. 50, «Верная Богу, Царю и Отечеству». СПБ, 2005.

[31] По словам камердинера Волкова.

[32] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 274, СПБ, 2012

[33] Из воспоминаний «Анна Вырубова – фрейлина Государыни». Стр. 153, СПБ, 2012.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме

Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл № ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here