Советуем ознакомиться молитва для ловли щуки с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Заговор на хорошую рыбалку
Безусловно, никто из рыбаков не признается в этом, но очень часто успешность рыбалки зависит от применяемых магических заклинаний. Ведь не секрет, что собираясь на рыбалку, каждый рыбак проводит тщательную подготовку. А поскольку, рыбаки народ суеверный, то большинство из них использует магические обряды для привлечения успеха во время рыбной ловли.
Популярные ритуалы для рыбалки
И в наши дни существует множество примет, связанных с рыбалкой. К примеру, нельзя желать рыбаку удачи или считать пойманную рыбу. При этом многие рыбаки обязательно произносят перед рыбалкой специальные заговоры.
Заговаривание снастей
Практически все рыбаки являются суеверными, поэтому перед тем, как пойти на рыбалку обязательно заговаривают снасти. Делать это нужно непосредственно перед выходом из дома.
Заговор на удачную рыбалку звучит так:
Такой заговор на рыбалку повторяется трижды, после чего можно выходить из дома.
Помимо такого заговора, перед рыбалкой, можно воспользоваться и другими заклинаниями, которые следует произносить на берегу водоема.
Заговор на первую пойманную рыбку
Издавна наши предки-рыбаки придавали огромное значение первой пойманной рыбе. В некоторой степени они наделяли первый улов магическими свойствами, поэтому первая рыбка всегда отпускалась в водоем. Сегодня очень популярным является следующий ритуал.
Поймав первую рыбку, на нее следует прочитать такой заговор на рыбу:
После таких слов рыбку нужно обязательно отпустить обратно в природный водоем. Это очень сильный обряд и если вы искренне верите в магию, то, скорее всего, вернетесь домой с хорошим уловом.
Ежемесячный обряд
Если вы регулярно ходите на рыбалку, то один раз месяц в полнолуние можно проводить очень действенный обряд, позволяющий привлечь удачу. Желательно выполнять такое целенаправленное магическое действо в четный день.
Нужно стать в такое место, чтобы вас освещал лунный свет, и проговорить такие слова:
Магические слова повторяются пять раз. После такого обряда удачливой уже будет следующая рыбалка.
На различную наживку
Существуют очень сильные заговоры, которыми заговариваются определенные виды наживки. Так, насадив червяка на крючок, следует каждый раз проговаривать заговор.
Если вы ловите на хлебный мякиш, то нужно произнести другие магические слова:
Существует и универсальный заговор на любой вид наживки. Звучит он следующим образом:
Простые наговоры на ловлю
Кроме специальных обрядов, существуют простые наговоры – молитвы рыбака, которые применяются в процессе ловли рыбы. Если их регулярно проговаривать во время выполнения определенных действий, то рыбалка будет в удовольствие.
Каждый раз при замене наживки нужно произносить:
После такого заговора, как правило, клев начинается очень быстро. Также для усиления клева рекомендуется бросить в воду:
- Пару древесных угольков;
- Две монеты любого достоинства;
- Кусочек подсохшего хлеба.
Забрасывая удочку нужно проговорить:
После того, как будет заброшена удочка нельзя моргать до тех пор, пока поплавок не установится на воде. Это связано с поверьем, что можно проморгать удачу.
Кроме того нужно, уходя на рыбалку обращать внимание на приметы. Если во время того как вы направляетесь на рыбалку вас провожает лай собак и крики птиц, то есть вся живность ведет себя очень активно, значит, рыбалка будет удачливой.
Несмотря на то, что подготовка к рыбалке – дело очень важное, долго собираться нельзя, так как вас постигнет неудача. И самое главное ловить рыбу в хорошем настроении.
Молитва для ловли щуки
Пошли отца, пошли мать.
Пошли тётку, пошли дядьку.
Пошли старших своих.
Если вы — заядлый рыбак, на Страстную неделю отправьтесь в церковь к Христовой заутрене и принесите оттуда домой свечу. Её надо сохранить до того дня, когда соберётесь на рыбную ловлю. Подожгите её и окурите удочку, спиннинг, ловушку, приговаривая:
Сколько было в церкви народу,
столько бы в моей ловушке рыбы.
Все мои слова лепки и крепки!
Тем моим словам рот, зубы — замок,
Язык — ключ, в море брошены. Аминь.
Этот заговор читается в определённое время: должно быть полнолуние, любое чётное число.
Идёт Фома, несёт рыбу,
а с ним — я и удача моя„
Ключик несу домой, несу свою снасть,
То, что из воды вынимаю, на заговор закрываю.
Ключ, замок, удача и рыба на порог.
Аминь. Аминь. Аминь.
Наговорить на рыболовные снасти:
Буди моя рыбина неприкослива, неурослива.
Иди ко мне, рабу Божию (имя),
Скоро беспопятно и бесповоротно,
Против быстрыя воды, осенния реки.
Назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся.
Иди ко мне, рабу Божию (имя), ежечасно.
На утренней заре, в мои железныя уды —
Рыбица налим большеголовый,
Красная рыбица сёмга, иди ко мне,
По всяк день и по всяк час:
На утренней заре и на вечерней заре,
В день под солнцем и в ночь под месяцем,
И под частыми звёздами,
И под всей окружностью Божиею.
Тем словам ключ и замок,
Именем Господним, Духом Святым.
Во веки веков. Аминь.
Придя на берег реки или озера, прежде чем закинуть удочки, произнесите шёпотом:
Окуни и щуки, и линищи в руку.
Приходите к сему месту.
Место это водное и для вас пригодное.
Есть для вас кормушка, и червяк, и мушка.
Насадив червячка, поплюйте на него со словами:
Иди в воду, червячок,
и приманивай собой большую рыбу на крючок.
Ловись, рыбка, карасики и лини,
По аршину длины, по пуду весу,
А мелочь вся иди к бесу. Марш!
При насадке не только червяка, но и любой другой наживки на крючок рыболову надо сказать:
Рыба свежа, нажива сильна,
Клюнь да подёрни, ко дну потяни.
Ловись, рыбка, мала и велика!
Сколь много рыбы в воде бьётся,
Столь долго она не переведётся.
Так и мне таскать домой рыбу — не перетаскать,
Ловить рыбу — не переловить.
Ключ да замок — Нептун мне под бок! Аминь.
Заговоры (молитвы) рыбаков. Рыбацкая магия.
Что бы там не говорили убежденные скептики, а все люди хоть немного, но суеверны, и с этим ничего поделать нельзя. Различные магические обряды были присущи всем народам и славяне не были исключением. Свои приметы, заговоры, молитвы есть у многих профессий, в том числе и у рыбаков. Что желают охотникам перед охотой: «Ни пуха, ни пера!». «Ни чешуи, ни хвоста!» – говорят рыбакам. Интересно откуда появились такие странные пожелания? Ведь не советуют грибникам возвратиться без грибов, а дачникам – без урожая! Эти заговоры и поверья появились не случайно. Рыбаки с незапамятных времен, промышляя рыбу, находили слова, которые помогали им верить в свою удачу. Видно, в этих словах отражен давний языческий опыт наших предков – отзвук бытовой магии. По их убеждениям эти заговоры имеют целью обмануть злых духов, которые могут помешать рыбаку и одновременно ввести в заблуждение добрых духов-хранителей рыбы.
Говорили: «Не на рыбалку мы идем, нет, так себе, погулять вышли». Такие отрицательные заговоры крепко вошли в психологию и нынешних рыбаков. Подойдите тихонечко к рыбаку, который сидит на берегу. Спросите учтиво: «Что-нибудь поймали?». Если садок пуст, рыбак только трагически мотнет головой. А если рыбака постигла удача, когда около него красноречиво сверкает боками немаленькая добыча, он не будет восхваляться, а на ваш вопрос ответит сдержанно: «Есть, но небольшая» и довольно улыбнется.
В одной серьезной газете я прочитал заговор: Чтобы поймать большую рыбу: Поймав маленькую рыбку, побейте ее легонько со словами: «Пришли деда, пришли бабу, пришли папу, пришли маму, пришли тетю, пришли дядю». Освободите рыбку от крючка и отпустите ее обратно в реку. На эту же тему существует и всем известное рыбацкое заклинание «Ловись рыба большая, да малая», которое нужно повторять несколько раз для усиления магического действия. Хотя сказочному волку, «автору» этого заклинания, оно не помогло – его хвост вмерз в полынью. То есть, полагаться на рыбацкий заговор можно, но учитывая все естественные факторы. По крайней мере, вдохновенно сказанная фраза не навредит рыбаку. Только долго не медитируйте – пропустите весь клев.
Кроме заговоров перед рыбалкой, есть еще один «раздел» рыбацкой магии: предание определенным видам или конкретным рыбинам сверхъестественных свойств. По сказочному сюжету: грозная зубастая хищница, «хозяйка» реки, щука взамен свободы дарит рыбаку возможность осуществлять свои желания. «По щучьему велению, да по моему хотению!». Такой себе прообраз золотой рыбки.
Серьезный конкурент щуки на подводный престол – сом. Этого пресноводного гиганта люди издавна побаивались. Старые рыбины, обросшие водорослями, паразитами и моллюсками, и действительно похожие на «водяного». Кроме того, еще несколько сотен лет тому назад сомы достигали 300 килограммового веса. Таких рыбин ловили на четверть телячьей туши и вытягивали на берег волами. Таким образом, именно сом становится магической рыбиной номер один. Согласитесь, что ловля сома на квок (деревянное приспособление, которое при ударе о воду выдает квакающие звуки) выглядит как какое-то магическое действо.
Правда существует и такое поверье: когда поймаешь царь-рыбу (наибольшего и наистарейшего представителя вида), то тебя в дальнейшем на рыбалке будут преследовать только неудачи.
Так или иначе, но магические верования рыбаков – неотъемлемая часть рыбалки. И даже если все это – самые обычные выдумки и суеверия, то, согласитесь, что они не злые и даже несколько романтичные. И если эти верования учат бережному отношению к окружающей среде, то это прекрасно.
Все стадии рыбалки сопровождаются определенными приметами, призванными помочь рыбаку узнать предстоящую погоду, а по ней и клев рыбы. И в лесу и на реке человек гость, и неправильное поведение может не только оттолкнуть промысловое счастье, но и оказаться опасным для жизни – нельзя ругаться, кричать, перевалившись через край лодки, пить воду, бессмысленно рвать ветки и т.д. Внимательность тоже залог удачливости – рыбаку, например, нужно с вечера приметить каким будет закат: если красное солнышко село за горизонт, то можно смело идти на промысел – погода установится такая, какая рыбе нравится. По приходе на реку рыбак сразу замечает, куда дует ветер: если против течения, то лов будет удачным; а если вместе с течением, то все приготовления были напрасными – мало рыбы принесет он домой. Эти приметы в основе своей имеют рациональный характер.
Однако кроме примет существовало еще и множество особых ритуалов, молитв и заговоров, задача которых притянуть к рыболову удачу. Рыбацкий заговор – один из видов устного магического искусства, наряду с приговорками, заклинаниями, приговорами, молитвами и т. п. Его цель – заговорить, обеспечить успех на рыбалке или же, наоборот, навлечь неудачу на другого рыбака. Иногда речь в заговоре сопровождается действием с каким-нибудь предметом. Они исполняются шепотом или втихомолку. Ни в коем случае не читайте заговоры на людях – от этого заговор может потерять силу или вообще вы лишитесь способности читать заговоры, в магическом плане. Не надо выбрасывать слова из заговора или добавлять свои – от этого заговор тоже может потерять силу. Удильщик, произносящий заговор должен непременно обладать сильной волей, не пить и не курить. Заговор надо использовать только по назначению. Нельзя заговор за деньги продавать – от этого заговорщик теряет силу произносить их. Некоторые из них произносятся в строго определенном месте, в определенное время. Обычно заговоры, несущие пользу, произносятся по светлым дням (вторник, среда, суббота), отрицательные – по темным дням (понедельник, пятница). Многие заговоры читаются натощак, на пороге, в чистом поле, лицом к востоку, на ущерб луны, Другие произносятся на ветер, над проточной водой, на восходе или закате Солнца, под осиной, под связанными сучьями двух березок над ковшом или черпаком воды и т.д. Силу заговора, как и сам заговор, можно передать только младшему летами. Заговор действует только на тех, кто верит в их силу. Считается, что только тот умеет произнести заговор как следует, кто его произносит не только языком, но и душою, соблюдая при этом некоторые условия. И самое главное – заговор имеет смысл только тогда, когда рыбак, просчитавший его, стремится к цели, идет ей навстречу, как в духовном, так и материальном смысле.
Ниже привожу несколько заговоров (молитв) применяемых нашими предками для успеха при ловле рыбы. Хочу обратить ваше внимание на то, что всё написанное взято из старых книг. Поэтому утверждать, что всё абсолютно верно, не берусь. Но заговоры проверенны годами и они как утверждают источники, действительно помогают. Заговорное слово и молитва, по суеверным представлениям наших предков, якобы имели магическую силу и могли влиять на успех рыбалки. Кто из рыбаков пожелает сделать свою рыбалку удачной и поверит в предлагаемые рыболовные заговоры, обязательно будет с уловом. Главное, никому не передавайте выбранный вами заговор, а то точно не повезет. Произносить нужно заговор про себя перед началом рыбалки на зорьке, повернувшись лицом на восток, то есть на восход солнца.
Для удачного лова рыбы.
“Пойду я на быстру реку, на ей есть рыбки потрепущи, и спустили бы мы невод, как шелков пожок, и в этот неводок, в каждый поводок наскакало бы рыбы, как чины”.
Доставил заговор г-н Никольский из г. Мезени
Наговор на рыбную ловлю.
“Как ты, матушка … река, течешь быстро и яро, берега смываешь, травы омываешь, кореньица сдираешь, так смывай и сдирай с моей, раба Божия (имярек), вшетовки, с резки и с мешени, с огненного боя, со всей оружейной приправы, ото всякого злого и лихого и от помышленного, от колдовства и от всей нечистой думы. К тем моим словам небо и земля — ключ и замок: аминь”.
Записал А. Харитонов в Шенкурском уезде.
Для рыбной ловли и для налимов, и для щук, и для семги, и для всякой рыбы, какую Бог даст на уду.
“Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Стану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из дверей воротами, пойду в чистое поле под восточную сторону, в зеленую дубраву, и стану я, раб Божий, на восточную сторону лицом и помолюся и поклонюся истинному Христу, Царю Небесному, и буди я, раб Божий, промышленник не урослив и не прикослив от своей крови и от своей думы, и от буйного ветра, и от своего глаза, и от своего сердца, и от людской думы, и от молвы, от людского глаза. А кто злой, лютой человек подумает на мой добыток и на промысел, и то бы ему себе да в пазуху, а что он радеет себе, то и мне на мой добыток и на промысел. По всяк день, по всяк час и по всяку ночь, и тем моим наговорным словесам ключ и замок именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь”.
Передал крестьянин Леонтьев из Холмогорского уезда
Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Бог даст:
“Буди, моя рыбица неприкослива, неурослива, иди ко мне, рабу Божию, скоро, беспопятно и бесповоротно, против быстрые воды, осенние реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне, рабу Божию, ежечасно на утренней заре и на вечерней заре, в мои железные уды, рыбица налим большеголовый и востроносица щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу Божию (имярек); по всяк день и по всяк час, на утренней заре и на вечерней заре, в день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами, и под всею окружностью Божиею. Тем моим словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков аминь. А которое я, раб Божий, слово узабыл, узапамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь”.
Передал крестьянин Леонтьев из Холмогорского уезда.
Заговор для удачи на рыбном промысле
“По благословению Господню идите, св. ангелы, ко синю морю с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте синее море ветром и вихрем и сильною погодою и возбудите красную рыбу и белую рыбу и прочих разных рыб и зверей морских. И гоните их из-под моху и кустов, от крутых берегов и желтых песков, и чтоб они шли к нам, рыболовам и звероловам (перечисляются имена всех промышленников), и не застаивались бы при красном солнце, и не залеживались бы на льдинах среди моря, и шли бы в наши заводы, сети и ловушки и не пятились бы наших ленных и конопляных сетей и всяких разных ловушек, и не пужались бы наших выстрелов и колотушек. Не дайте, св. ангелы, тем зверям и рыбам: очам их — виду, ушам их — слуху, и еще, святые ангелы, сохраните нашу рыбную и звериную ловлю от уроков и от прикосов, от еретика и еретицы, от клеветника и клеветницы, от мужней жены и вдовицы, и от девки простоволоски, и всякого ветреного, проходящего человека и порченика, отныне и до века, аминь. Христос воскресе”.
Доставил заговор “на рыбный промысел” г-н Никольский из г. Мезени.
Заговор на удачную рыбалку.
Придя на место ужения, прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор:
“Окуни, и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка и червяк, и мушка».Насадив червячка и поплевав на него, говорят:»Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбку на крючок, ловись, рыбка, карасики и лини, по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу! Марш! “.
На большую рыбу.
Для того чтобы, на удочку попадалась более крупная рыба, делают так: поймав на крючок маленькую рыбку, берут стебель водоросли и секут, приговаривая:
“Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца, всех, кто старше, посылай, а ты вновь иди играй”. После этого снимают рыбку с крючка и осторожно пускают снова в воду.
Такой заговор трижды подряд начитывается на каждую наживку:
“Рыбица трепещущая, рыбица свежая, рыбица морская, рыбица речная, наживка моя сильная да крепкая: клюнь, рыбица трепещущая, рыбица свежая, рыбица морская, рыбица речная, да подерни ее, да потяни ее к самому дну”.
Заговор для удачной рыбалки на речную рыбу.
Такой заговор читают трижды подряд перед началом рыбалки:
“Как поп стоит на реке Иордане, стоит не шевельнется, фне шелохнется, так и у меня, раба Божиего (имя), в сетях мои рыболовецких всякая рыбица пусть не шелохнется, не шевелится на вечерней заре и на утренней заре, каждую минуту, каждый час, посреди темной ноченьки, на молодом месяце, на перекрое месяца, на старом месяце. Заговор мой сей крепок и нерушим отныне и присно и во веки вечны. Словам моим есть замок да ключ: небо и земля. Аминь, аминь, аминь”.
Чтобы улучшить клев в неудачные дни, рыбак должен заговорить трижды рыболовные снасти этот заговор на удачный улов:
“Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка – проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так! ” Заговор должен начитать сам рыбак, после чего он должен проследить, чтобы до удочек, до рыбалки, никто не дотрагивался.
Рыбак воспринимается как человек “знающий”, общающийся с нечистой силой. Довольно часто рыбак, охотник и пастух на этом основании ставятся в один ряд: “Приметы разные есть. Какие приметы? Как рыбу ловить, как пасти, как што. Рыбу тоже. Надо что-то знать. Старики были, они знали. У того и у другого есть специальный заговор – “отпуск” (или “статья”): “Рыбаки знают, у них такая статья есть. И они по этой статье и ловят. Вот который не знает статьи, дак им никогда и не попадает ничего. А как у них статья есть, они прочитают статью, и им и попадает”
Если пошёл рыбачить, назад не оглядывайся, при этом нужно говорить три раза:
“Стану благословесь, пойду перекрестесь из ворот в ворота, на святое поле, во святом поле стоит три дуба, под треми дубами строит три святых мученика: первый Федосей, второй Елисей, третья Елена Пресвятая. Елена Пресвятая, возьми ключи потойные, открой тюкачи месные. По реке плывет три лебеди, три гуся, три утки; рабу Ивану открой жертву”.
Ритуально-магическая практика рыбаков Севера. с. Тихманьга.
Рыбацкая молитва для удачного лова рыбы:
” Пойду я на быстру реку, на ей есть рыбки потянущи, и опустили бы мы невод, как шелков ложок, и в этот неводок, в каждый поводок наскокало бы рыбы как чины”.
Переписано из тетрадки Куценко А.Ф., 1941 г.р. и Куценко М.И., 1935 г.р., с. Нокола).
Чтобы заговор сбылся, в конце следует произнести:
“Кто Бел-Горюч Камень Алатырь изгложет, тот мой заговор превозможет”.
У рыбаков выработались правила, касающиеся их внешности, которым они следовали во время лова:
“Да, пока я на рыбалку не съезжу, я не бреюсь. Вот я, например, – я с продольником езжу – начинаю насаживать продольник – я уже не бреюсь. В этот день и потом. Пока не выберу продольник обратно”.
Фокин М.Ф., 1931 г.р., пос. Льнозавод.
“Я вот даже стараюсь в одной и той же одежде на рыбалку ходить. Одел новые валенки – все, значит рыбу не наловишь”
Придеин А.Н., 1954 г.р., с. Усачево.
Подготовка к рыбной ловле играла весьма существенную роль. Обычно перед ловом снасти окуривали вересом (можжевельником), который воспринимается как “чистое” и “очищающее” дерево и широко используется в обрядовой практике:
“Ты говориш, как поежжают в озеро? У нас свекровка это тоже знала. Вот приежжают мужики – два рыбака – сюда заносят снасть, она берет вересинку, зажигает вересинку и этой обносит эту снасть и перешархивает (читает)Молитву Воскресную :
” Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь”.
При артельном лове снасти часто не окуривались, но сами рыбаки должны били пройти сквозь дым. Это обычай иногда соблюдали только в вслучае неудачного лова:
“Тетка ево учила, если не ловица рыба, дак окуривали, жечь дымком. Верес дак вот, чертей отгонять, [если] рыба не ловица. Не ловица рыба, надо окурица, кааца говорили”.
Старцев М.Ф., 1929 г.р., с. Печниково.
Перед тем как идти на рыбалку надо посмотреть в печь:
“Когда на рыбалку хотят, в печь смотрят.. Вот тут и говоря: “Пець-пець, попецелься обо мне”. Вот если ты пойдешь на рыбалку, так рыбы наловишь. Пець попецелице”.
Авдеев А.В., 1929 г.р., с. Ошевенск.
Рыбаку давали с собой предметы, которые должны были обеспечить удачу:
“Из головы, в рыбине есть кресты, кресцовая кость. Она вот как раз и похожа, как крест. И эту кость ты берешь и надо зашивать, в общем, в шапку ли, в фуражку ли куда-то. Уж ты пойдешь на реку, дак это ты уж точно рыбы наловишь”.
Евсеев И.Н., 1929 г.р., с. Шильда.
Наиболее уязвим рыбак бывает, когда отправляется на просмысел. Поэтому нельзя спрашивать, куда он идет. Напутствовать рыбака следовало формулой, предвещающей ему неудачу, чтобы не “сглазить. Рыбаку говорили:
“Ни головы, ни хвоста!” , – а тот отвечает: “Поди ты к черту!”
Османов А.А., 1929 г.р., с. Нокола.
Неудачу предвещает проклятие жены в этот момент:
“Отправит с руганью – хрен принесешь. Понимаете, летом сенокос – надо то, другое помогать. А нам охота сбегать рыбки половить. А эти требуют, чтобы дома помогал. А если туча начинается – ну что делать – идите с Богом. Принесем с братом – щуки висят на ремне, и все на удочки”.
Челнокова А.В., 1913 г.р., с. Ухта.
В каждой деревне всегда есть человек, встреча с которым по пути на рыбалку предвещает неудачу:
“Старуха есть в деревне такая: если пошол рыбак, и ее увидит – ворочаеца обратно, уже ничево не наловица, сглазит”
Старцев М.Ф., 1929 г.р., с. Печниково.
Иногда “вредный” для рыбака человека определяется по другим признакам:
“Плохо встретить говорят, троезуба. Где зубы еще: зубы есть, а еще третий зуб есть. От Пошлячиха – чисто, имянно [троезубая], упокой, Господи, как пришла – мы еще не ушли в озеро – лучше хоть не ходить.
Османова М.С., 1926 г.р., с. Нокола.
Удачу или неудачу могут принести слова-напутствие, сказанные рыбаку случайным встречным: “Да, у рыбаков тоже были приметы. Вот у бабушки, вот на горе-то бабушка, она мне двоюродная сестра. Вот они пошли рыбу ловить . А вот Агриппина Михайловна, бабка, и говорит: “Подьте с Богом, ловите, да и меня старуху накормите”. Вот они пошли по реке Лейбуше туда наверх. Столько наловили рыбы! Дак и корзина, и пестерь деревенский. Столь наловили шук, дак прямо не знаю. И Иван Григорьевич сразу, только вытряхнул и самую первую щуку схватил и этой бабушке утищил. Снес, все: “Ой, Иванушко!”. Вот на второй день бродец пошли опять. Попаласе другая, старуха другая: “Ой, батюшки! Вчерась кучу наловили, а сегодня уж, наверно, за моей рыбой пошли”. Дак вот мама все рассказывала. Говорит: “Видали, как вот рыба-то по ногам бежит нам, а в невод не попадает”. Двух вот только щук поймали, и он, покойник, первую щуку, которую поймали, он схватил да этой Настасье сходил в избу бросил. Вот, вот, видишь, какие слова”.
Каменко Н.А., 118 г.р., с. Волосово.
Рыбак должен задобрить водяного “жертвой”. Обычно в этой функции выступала водка:
“В воду выливали рюмку водки? Выливали бутылку даже, не только рюмку. Вот в Тихманьге ловили, я ловил, в Гослове . бригадир, приехали, как вырубили пролубь, он вынимат бутылку и выливат. Это как водяному. Подачка, штоб лучше улов был”.
Капустин А.А., 1931 г.р., с. Нокола.
“В воду-то вина лили, первый раз на рыбалку пойдешь”.
Дебина А.В., 1930 г.р., с. Лекшма.
Иногда бросали хлеб:
“Вот, кстати, тоже примета. Когда щуку идешь ловить, нужно хлеб с собой взять. И бросить кусочек хлеба, так сказать, чтобы река была милостлива. Как щуку поймаешь, надо еще бросить кусочек”.
Гулянин А.С., 1927 г.р., с. Волосово.
“Ак вот, там чего, на рыбалку походят – тоже девают, хто чево может дать. Кусок хлеба бросят ли сахару кусок. В воду. Это бросают, бросают вот, кто рыболовы, рыбу-ту ловят постоянно-то. Больше рыбы дает”.
Черепанова А.Ф., 1921 г.р., с. Ловзаньга.
Н.А. Иваницкий приводит такие данные:
“Рыбаки бросают лапоть с портянкой в воду с приговором: “На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу”.
Т .А. Бернштам пишет о дарах водяному поморов:
“Так, у старообрядцев кормление водяного ограничивалось бросанием в воду табака, сопровождавшимся бранью: табак и ругань как порождение “нечистого” должны были служить угодным ему подношением”.
Нельзя вести себя так, как не понравится водяному: “Будешь вести себя как водяной – не поймаешь”
Сафонов В.А., 1931 г.р., с. Усачево.
Существуют озера, на которых нельзя шуметь: “У нас вот там озерко есть в лесу. Я от мамы слыхала, што раньше там ловили старики, зимой даже ловили, дак на ем говорят, нельзя розговаривать. Вот кода ловят, надо, штобы все молчали, а то рыба не попадет, кто будет розговаривать”.
Боус И.Н., 1940 г.р., с. Нокола.
“Особенно лесные вот эти глухие озера. Вот Боровое тоже, дедко росказывал: придеш, место найдеш там, среди лопухов, небольшое отверстие такое. Туда удочку прям опускаеш, и окуни клюют один за одним. Штук сто – сто двадцать. Пока не оторвеца, а оторвеца, – если лапнул по воде окунь, оторвался, шлепнулся по воде – все: хоть сколько стой – бесполезно. Лучше сразу место меняй”.
Никонов И.В., 1948 г.р., с. Рягово.
Во время рыбной ловли рыбак (и профессионал, и любитель) пользуется приговорами:
“Невод идет, тянут матицу и приговаривают: “Попадай, рыбка крупная и мелкая!” Османова М.С., 1926 г.р., с. Нокола.
“При наживке червей. Рыба свежа, наживка сильна, клюнь да подерни, ко дну потяни”.
Переписано из тетрадки Куценко А.Ф., 1941 г.р. и Куценко М.И., 1935 г.р., с . Нокола.
С первым уловом и первой рыбой связан целый ряд ритуалов и запретов:
“У деда вот какой еще замечал. Вот сети поставит, ну, пробегамем, как только первая рыбина попадет, он обязательно ей поцелует. А он этова секрета никому не рассказывал. Сети поставим, подождем полчасика, вот и потом берем”
Калитин В.А., 1928 г.р., с. Нокола.
“Перву рыбину выудишь, таку небольшую, съесть живком. Чтобы ловилось хорошо”.
Сафонов А.А., 1931 г.р., с. Усачево.
“Слыхала, что первая рыбина, которую поймал в новом году, говорят, надо ведь растюкать, да ей в реку отпровадить. Розрезать и опустить”.
Дебина А.В., 1930 г.р., с. Лекшма.
“На уху давать нельзя. Ну вот, допустим, привез, пришли на уху просить первый улов. Лучше не давай. Хоть скоко, центер может тебе попал, а все равно не давай”.
Капустин А.А., 1931 г.р., с. Нокола.
Аналогичные данные есть и из Вологодской губернии:
“Первую заостроженную рыбу зарывают в землю для удачи”.
Когда рыбу ловили артелью, был обычай устраивать коллективную уху после лова, при этом произносили заговоры и совершали действия, которые должны были обеспечить успешный промысел и в дальнейшем:
“Общую уху, так конешно, поднимают, котелок с ухой над столом. И говорят: “Попадись. Ловись, рыбка крупная и мелкая. Пошли, Господи, рыбакам на тоне, а нам на столе! Тоня – это пролубь, закидывают когда снасть”.
Клочева А.А., 1920 г.р., с. Нокола.
“Потом, варят вот первый день, ежели рыба попадется крупная, вот и варят на том илибо на другом конце села коллективную уху, у ково-нибуть, вот, например, у меня. Я пришла, маме говорорю: “Мама, затопи пець, мужики велели уху сварить”. Вот, нальют – сперва один бульен хлебают, а потом рыбу. Отломят кусоцек маленькой, тожо зафатят (захватят) все и трясут: “нам на столе, рыбакам на тоне, нам на столе, а рыбакам на тоне!” Поднимают] миску, блюдо. За края с кусоцком и приговаривают: “Нам на столе, а рыбакам на тоне!”.
Османова М.С., 1926 г.р., с. Нокола.
“Устраивали неводом ловили обязательно значит, уху общую варили. Не говори што наелся: “Ел бы да мало” – штобы ловилась рыба больше. Миску с ухой над столом приподнимали. Во время общей ухи говорили ловись, рыбка, большая, маленькая”.
Сафонов А.А., 1931 г.р., с. Усачево.
В некоторых местах общая уха была приурочена к празднику Петра и Павла: “Петров день што? Петры и Павлы дык рыба. Они веть рыбные святые. И их уж славили. В перву очереть как рыбы наловят, собираюца к озеру все. Малые и старые старики и рыбы наловят и оттуда привозят уже в Петров день. Варят общий котел ухи там сколько полный накладывают рыбы. Эту рыбу сварят, эту уху каждый со своими сухарями. Заливают крошанку, ну вот пошли Петра да Павла славить. “Петры и Павл, пошлите нам. Господи, рыбки. Большой и маленькой”. Как проговорим, так все, пошли крошанку заливать этой ухой” (Бирюкова А.А., 1917 г.р., с. Кречетово).
Эти ритуальные трапезы призваны сохранить и приумножить рыболовецкую удачу – собираться всей деревней по случаю окончания жатвы, который был повсеместно распространен в Каргополье. Комплекс рыболовецких обрядов охватывает целый год, составляя замкнутый цикл. С исчезновением рыболовецкого промысла как артельного, коллективного занятия, многое из ритуально-магической практики бригад рыболовов постепенно перешло в обиход любителей, которые сохраняют и развивают традиции рыболовов.
Чтобы была рыба, в Великий четверг рыбаки лезут с батогом на князек избы, привязывают веревкой лапоть к батогу и черпают. При этом говорят: “Ловись, рыбка, как лапоть поймается”.
На Велик четверг, что утром наговоришь, то и сбывается. Мужики, у кого сети есть, старухи нарочно растянут сети по ограде и дров туда набросают и говорят: “Ой, сколько рыбы-то попало!”
Для рыбной ловли и для налима, и для щуки, и для семги, и для всякой рыбы, какую бог подаст на уду.
” Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Стану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из дверей воротми, выйду в чистое поле, под восточную сторону, в зеленую дубраву, и стану я, раб Божий (имя), на восточную сторону лицом, и помолюсь и поклонюсь истинному Христу, Царю Небесному, и буди я, раб Божий (имя), промышленник, не урослив и не прикослив от своей крови, и от своей думы, и от буйного ветра, и от своего сердца, и от людской думы, и от молвы, и от людского глаза. А кто злой лихой человек подумает на мой добыток и промысел, и то бы ему себе да в пазуху, а что он радеет себе, то и мне на мой добыток и на промысел, по всяк день и по всяк час, и по всяку ночь, и тем моим наговорным словам и словесам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь”
Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Бог даст:
“Буди моя рыбица неприкослива, неурослива, иди ко мне, рабу Божию (имя), скоро, беспопятно и бесповоротно, против быстрие воды, осенние реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне, рабу Божию (имя), ежечасно на утренней заре, в мои железные уды, рыбица налим большеголовый, и востроносица щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу Божию (имя), по всяк день и по всяк на утренней заре, и на вечерней заре, в день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами и под всей окружностью Божию. Тем моим словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым, во веки веков. Аминь. А которое я, раб Божий (имя), слово узабыл, узапамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь”.
“Если выжать из крапивы сок, натереть им ладони – рыбу можно будет ловить голыми руками”.
Считается, что для удачного лова рыбы нужно угостить водяного сразу, как устраиваешь привал. Если что едите – бросьте кусочек в озеро или реку, если пьете – тоже немного вылейте в воду со словами:
“Дедушка-водяной, тебе гостинец”. Если сделаете так, как положено, – водяной сам в рыбной ловле поможет.
Поплавки для рыбной ловли, которыми когда-то пользуются рыбаки, чтобы сети держались на плаву, также считаются обладающими защитной силой, если их положить в доме или подвесить вместе с сетью снаружи. Хотя эти поплавки и производятся сегодня промышленным способом, наиболее эффективны которые вы найдете на берегу, поскольку их действительно использовали в водоеме – неисчерпаемом источнике энергии.
Заговоры на удачную рыбную ловлю.
Заговор при наживке червей на крючок.
“Рыба свежа, на¬живка сальна (жирна), клюнь, да подерни, ко дну потяни”.
Заговор на удачу. Сказать трижды:
“Идите, рыба и малая ры¬бица, в мой матер невод, широку мотню”.
При ловле рыбы, чтобы ваша рыбалка принесла свои плоды, наговорите на свои рыболовные снасти или удочку 3 раза этот заговор:
“Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне рабу Божьему (ваше имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне рабу Божьему (ваше имя) на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь по звездами и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь”.
Прежде чем закинуть удочки, произносят шепотом следующий заговор:
“Окуни и щуки, и линищи в руку, подходите к сему месту, место это водное и для вас пригодное, есть для вас кормушка, и червяк, и мушка”.
Насадив червячка и поплевав на него, говорят:
“Иди в воду, червячок, и приманивай собой большую рыбу на крючок, ловись, рыбка, карасики и лини по аршину длины, по пуду весу, а мелочь вся иди к бесу! Марш!”
Для того чтобы на крючок попались большие рыбины, в старину делали так: поймав на крючок маленькую рыбку, брали стебель водоросли и секли рыбку, приговаривая:
“Иди, рыбка, снова в воду, пошли дядю, пошли мать, пошли брата и отца, всех, кто старший, посылай, а ты вновь иди играй”.
После этого снимали рыбу с крючка и осторожно пускали снова в воду.
На удачную рыбалку – “Пойду я на быструю реку, на ней есть рыбки трепетушки, а спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке”.
Возвращение с рыбалки – “Как на мой булатный нож никто не может думой подумать, мыслей помыслить, речи выговорить, так же на меня, (имя), на все мои крючки и удочки, сети и вентеря. Иду я, (имя), с промыслом рыбацким за огнем забытым; ежели завидит человек, черный, черемный, частозубый, редкозубый, женка белоголовка, девка простоволоска, поп, попадья, дьякон, дьяконица, дьяк, дьячиха, пономарь, пономарица, чернец, черница, от своей думы, от своей молвы и помолви, от товарищевой думы, от своей семьи, черь моей думы, черь моей речи, черь моей крови от колдуна, от колдуний, от говодуна, от говодуньи, от всякаго злого человека и всякую злую завидущую кровь, злому, лихому соля в глаз, смолы в глаз, древа в глаз. Всегда, ныне и присно и во веки веков. Тем моим словам небо – ключ, земля – замок.” Говорить три раза на нож, или на сук дерева, или на ком снега.
Рыбаки шли во время ледохода на реку и, бросали в воду монеты, при этом приговаривали: “Я тебе – ты мне”. Считалось, что русалка любит деньги и в дальнейшем поможет во время рыбалки.
Чтобы на удочку поймалась крупная рыба, пойманную маленькую отпускают обратно в воду, сказа при этом:
Пошли отца, пошли мать. Пошли тётку, пошли дядьку. Пошли старших своих.
Если вы – заядлый рыбак, чтобы был улов, надобно взять свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у Христовой заутрени, и принесите её оттуда домой. Сохранить свечу до того дня, когда соберётесь на рыбную ловлю. Подожгите её и окурите удочку, спиннинг, все рыболовные снасти и принадлежности, приговаривая:
Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы.
Все мои слова лепки и крепки! Тем моим словам рот, зубы – замок, язык – ключ, в море брошены. Аминь.
Этот заговор читается в определённое время: должно быть полнолуние, любое чётное число:
Идёт Фома, несёт рыбу, а с ним – я и удача моя. Ключик несу домой, несу свою снасть,
рыбе страсть. То, что из воды вынимаю, на заговор закрываю. Ключ, замок, удача и рыба на порог.
Аминь. Аминь. Аминь.
Наговорить на рыболовные снасти:
Буди моя рыбина неприкослива, неурослива. Иди ко мне, рабу Божию (имя),скоро беспопятно и бесповоротно,против быстрыя воды, осенния реки.
Назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся. Иди ко мне, рабу Божию (имя), ежечасно. На утренней заре, в мои железныя уды – рыбица налим большеголовый, и востроносица-щука. Красная рыбица сёмга, иди ко мне, рабу Божию (имя), по всяк день и по всяк час: На утренней заре и на вечерней заре, в день под солнцем и в ночь под месяцем, и под частыми звёздами,и под всей окружностью Божиею.
Тем словам ключ и замок, именем Господним, Духом Святым. Во веки веков. Аминь. А которое я, раб Божий, слово забыл, запамятовал, то слово мое буди в том же кругу и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом Святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь”.
При насадке не только червяка, но и любой другой наживки на крючок рыболову надо сказать:
Рыба свежа, нажива жирна, клюнь да подёрни, ко дну потяни.
Ловись, рыбка, мала и велика!
Сколь много рыбы в воде бьётся, столь долго она не переведётся.
Так и мне таскать домой рыбу – не перетаскать, ловить рыбу – не переловить.
Ключ да замок – Нептун мне под бок! Аминь.
В период глухозимья, был у известной целительницы бабушке Марфы. Дала заговор на удачную рыбалку. Надо обойти, подготовленные лунки, с горящей свечей три раза по часовой стрелке. Затем по два раза, плюнуть в каждую из них и смачно высмаркаться. Действует безотказно.
Умение умением, а лучше лишний раз и заговор знать.
Спаси, боже, снасти от напасти!
Ловись рыбка большая, а маленькая плыви мимо!
На небе звезд сетями не достать, в уме-разуме не сосчитать. Так бы и я без счета много рыбы доставал. Таскал бы ее, не перетаскал. Вся рыба в воде, плыви ко мне.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Темной ночью мать-сыру землю не видать, голоса ее не слыхать.
Так бы всякая рыба сеть мою не замечало и в неё попадало людям на изумление,
А мне, Божиему рабу (имя), на умиление. Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ну и напоследок заговор, как рыбаку повредить.
Если так поступить, рыбак вернется с пустым ведром, не уловит ни одной рыбки. Глядя на окладную (нижнюю) жердь в огороде, говорят:
Ходи, рыбак, как поп ходит с кадилом. Чтоб тебе было пусто.