Молитва для не внимательных людей

Советуем ознакомиться молитва для не внимательных людей с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

О внимании

В духовной практике – при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда – сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания – важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом.

Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью.

Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

Тот же пустынник замечает: «Диаволу особенно ненавистны горячо верующие, и потому он все средства употребляет для победы над ними, старается войти в их сердца. Когда ослабевает действие Божественной благодати, “тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12: 45; Лк. 11: 26). Вот в чем опасность, вот где поджидают страдания и испытания. Мысли о прошлом или мечты о будущем – самые легкие нападения диавола. Кознями диавола в сознании человека появляются разные мысли – и добрые, и злые, главное назначение которых – отвлечь человека от общения с Христом, перекрыть дорогу Богу к сердцу человека. Диавол всячески старается отвлечь внимание человека от Господа, и тем паче – от выражения любви к Нему. Диавол делает так, чтобы при молитве в сознании всплывали разные житейские эпизоды, связанные с нашим падением, случившиеся с нами в недавнем или далеком прошлом. Таким мечтам и раздумьям мы всегда и незамедлительно должны противопоставлять горячий призыв имени Христа, полную сосредоточенность на словах и содержании молитвы. При молитве молящийся должен проявлять твердость, стоять мужественно и не думать ни о чем постороннем, ни о своих добродетелях и ни о своих прегрешениях».

Рассеянность в молитве связана не только с действием злых демонических сил, ее причинами могут быть и какие-то обычные человеческие, житейские явления, например усталость. Наше утомление напрямую связано со степенью концентрации внимания, которая при этом сама собой ослабевает, так что это обязательно отрицательно скажется на всем, чем бы мы ни занимались в это время.

Сказывается это и на молитве. Когда человек утомлен, будет лучше, если, прежде чем молиться, он немного отдохнет. Отдых весьма поможет достижению необходимой для молитвы степени собранности: наши мысли в значительно меньшей степени будут рассеиваться, и плоды, приносимые молитвой, будут несравненно большими. Допустим, нам надлежит чтение Псалтыри, и, придя домой утомленными, мы сразу же примемся за это. Естественно, в этом случае мы весьма поверхностно воспримем содержание псалмов. А если сначала немного отдохнем и лишь затем приступим к чтению, то тем самым поможем более глубокому восприятию священных текстов. Как же часто верующие не учитывают этот важный психологический момент!

Иногда бывает и так, что верующие стараются исправно исполнить свое молитвенное правило, пропеть акафист или прочесть канон, не задумываясь о том, что их душевное состояние не имеет должного настроя к этому. Многие христиане не знают об этом и не умеют настроить себя должным образом к молитве.

Когда человек бодр и свеж, сознание просветлено, это само собой способствует максимальной собранности, концентрации внимания.

Святые отцы дают и такой совет: если в каком-то месте нашего правила мысли начинают рассеиваться, и мы принимаемся думать о чем-то постороннем, то нужно заметить, на какой молитве случилось это рассеяние, и потом вновь вернуться к ней, чтобы должным образом прочувствовать слова молитвы, упущенной из-за рассеянности. Но не следует злоупотреблять этим правилом, необходимо соблюдать осторожность. Применение этого правила не должно создавать иллюзию того, что с его помощью мы быстро сможем овладеть усердной молитвой и поднимемся на более высокую ступень духовности. Для этого требуются годы и большое старание. Один христианин, только недавно воцерковившийся, большим усилием воли попытался быстро овладеть нерассеянной молитвой. Как только во время молитвы он замечал, что думает о другом, то, сколько бы раз это ни происходило, он возвращался к тому месту, с какого, по его мнению, его внимание отвлекалось на иное. В конце концов это так его утомило и истощило, что у него вообще пропало всякое желание молиться.

Одним из факторов, способствующих поддержанию внимания на должном уровне, является воля. Иногда необходимо заставлять себя максимально концентрировать свое внимание и успешно совершать то действие, исполнение которого в тот момент необходимо.

Для христианина это имеет огромное значение. Жизнь христианина – это постоянная борьба, битва, которая требует проявления твердости духа. Царство Небесное нудится, то есть достигается через борьбу с самим собой, преодолением множества видимых и невидимых препятствий и сложностей. Этот путь совсем не легок, он не устлан цветами, но усеян шипами. К сожалению, современные христиане склонны иногда с небрежением относиться и к молитве, и к чтению духовной литературы, и к посещению храма, и даже к исповеди. Они ленятся, говорят, что «нет настроения» или «не видят смысла во всем этом», приводят и иные причины. Вот тогда-то и нужно взять себя в руки, усилием воли принудить себя делать должное. Так ведут себя в моменты отчаяния, гнева, при атаках других порочных страстей, и если поддаться им, уступить и не противостоять им так, как учит это делать Церковь, то тогда внутреннее состояние человека станет еще более тягостным, он еще прочнее окажется в сетях невидимого врага.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, настрой.

Все, что связано с появлением интереса, само собой привлекает внимание, попадает в поле нашего зрения. Так, голодного привлекает приятный запах еды. Уставший человек глазами ищет, где бы присесть, и сразу же замечает стул. Потребность, в широком понимании этого слова, определяет интересы человека, их направленность и силу. Что нам интересно, на том мы легко сосредотачиваемся и сохраняем эту собранность в течение необходимого времени. Так, при чтении интересной книги восприятие изложенного в ней материала происходит легко. И наоборот, кажущееся неинтересным рассеивает внимание, быстро утомляет. Эта опасность подстерегает при неверном подходе к чтению духовной литературы. Показавшаяся нам весьма полезной книга сначала заинтересовывает нас, но через какое-то время уже кажется нам не столь привлекательной, и от нас требуются немалые усилия для продолжения ее чтения. Это часто вызвано тем, что мы сразу же, в течение короткого времени (как можно скорей) хотим ознакомиться со всей книгой, стремимся как можно больше почерпнуть из нее. А в результате ум наш утомляется и информация воспринимается поверхностно, запоминается плохо.

Когда человек постепенно, вдумчиво знакомится с книгой, тем более духовного содержания, то тогда дольше сохраняется его интерес к изложенному в ней материалу, он лучше усваивается, а благодаря всегда сосредоточенному вниманию все, о чем говорится в книге, крепче запечатлевается в сознании. А чтобы интерес к той или иной книге не пропадал, иногда полезно ненадолго сделать перерыв и переключить внимание на какую-нибудь другую книгу. В это время происходит некое отвлечение, незаметно для нас сознание и разум перерабатывают и лучше усваивают то, с чем мы недавно познакомились.

Одним из определяющих факторов, способствующих максимальной концентрации внимания, является настрой. В зависимости от того, каков настрой человека, удается в той или иной мере концентрировать это психическое свойство. Уставшую мать может не разбудить сильный шум, но она тут же отреагирует на малейший шорох своего дитя. Связанная с ребенком внутренняя готовность вызывает усиление внимания в этом направлении.

Соответствующий настрой имеет большое значение и при молитве. Некто однажды обратился к великому афонскому старцу Паисию с такими словами: «Вот я каждый день молюсь, но после вечерних молитв ничего не чувствую, словно бы и не молился. Почему?» Ответ был таков: «Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

Феофан Затворник отмечал, что раньше на Руси существовало такое правило: прежде, чем приступить к молитве, члены семьи садились и какое-то время молча готовились к этому, и только после этого принимались за молитвенное правило. А сейчас совсем иная ситуация. Часто люди без всякой подготовки, благоприятного настроя пытаются приступить к молитве. Они, уставшие, только что пришедшие домой или сразу же после просмотра телепередач, машинально берут в руки молитвенник и приступают к молитве. Но ведь не так-то легко переключиться на святые темы, перейти к возвышенному, чистому, духовному. Поэтому и не удается должным образом сконцентрироваться. Механически читают текст, а мысли вновь продолжают витать над дневными проблемами и впечатлениями. Легко представить, каковы будут результаты для души от таких молитв. Такой молитвой мы ни на шаг не приблизимся к Господу. А если подождать, хоть какое-то время молча подготовиться, то и польза для души от молитвы была бы значительно большей.

Без внимания, сосредоточенного и полностью осознанного исполнения христианских правил, в том числе молитвы, мы не сподобимся Божественной благодати, а ведь к этому всем сердцем должен стремиться каждый православный.

Перевел с грузинского Мераб Джикия

17 марта 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Как преодолеть рассеянность на молитве?

Советы пастырей

Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.

Надо обратиться к опыту святых

– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.

Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах

– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.

Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.

Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.

Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».

Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам

– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.

А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.

По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.

Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски

Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову

– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Рассеянность происходит от несмирения

– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?

Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.

Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.

Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет

Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.

Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.

Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.

Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись

– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!

Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве

Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас

– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!

Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.

Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Советы пастырей Как сохранить молитвенный настрой в течение поста?

Мы приблизились к концу третьей недели Великого поста, и уже многие из нас в суете повседневности чувствуют некоторое охлаждение по сравнению с первыми днями. Как сохранить молитвенный и сосредоточенный настрой в течение всего поста? Как не растерять духовные плоды, приобретенные в первые дни? В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Ответы пастырей В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри Иисусова молитва для мирян

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих ситуациях. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё в душе и сердце успокаивается. Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности

Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходит граница миссии, какие формы допустимы и какие таят в себе опасность? Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника? Разговор с подростками о вере

Сложный вопрос Разговор с подростками о вере

Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский

Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам. Путь к единомыслию

Рассуждают пастыри Путь к единомыслию

В День народного единства, отмечаемого в России 4 ноября, православным христианам будет не лишним задуматься над тем, что же такое подлинное единомыслие между нами. Достаточно ли мы помним об этом понятии и состоянии, неразрывно связанном с нашей церковной жизнью? Увидеть Покров

Слово пастырей Увидеть Покров

О том, почему сегодня многие христиане не видят, как Господь и Матерь Божия пекутся о нашем спасении, и что лишает нас духовного зрения, а что может помочь нам прозреть, рассуждают пастыри. Почему мы теряем теплоту и отзывчивость

Рассуждают пастыри Почему мы теряем теплоту и отзывчивость

В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? И что мы можем сделать для того, чтобы в повседневной жизни преодолеть эту сердечную холодность? Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Советы пастырей Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Священник Валерий Духанин, Священник Димитрий Шишкин, Священник Святослав Шевченко, Игумен Лука (Степанов),Священник Игорь Сильченков, Священник Павел Коньков

Преподобный Григорий Синаит предупреждает: «Увидишь свет или огонь вне себя… или образ какой, Христа, например, или ангела… не принимай это, чтобы не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в себе такие образы – это ведет к прелести».

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
Оценка 4.8 проголосовавших: 964
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here