Молитва и внимание

Советуем ознакомиться молитва и внимание с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва и внимание

Симеон Новый Богослов

МЕТОД СВЯЩЕННОЙ МОЛИТВЫ И ВНИМАНИЯ СИМЕОНА НОВОГО БОГОСЛОВА

Перевод с древнегреческого и примечания А. Г. Дунаева

Три суть образа молитвы и внимания, которыми душа возводится или низводится: возводится, пользуясь ими своевременно, а низводится, владея ими не вовремя и несмысленно. Трезвение и молитва связаны, как душа с телом: одно не существует без другого. Соединяются они двояко. Сначала трезвение противостоит греху, будучи неким передовым разведчиком, а следом молитва сразу уничтожает и истребляет связанные стражей /охранением/ постыдные помыслы, чего не может совершить одно внимание. Это дверь жизни и смерти, то есть внимание и молитва, которую если мы очищаем трезвением, то улучшаемся, если же неосторожно уменьшая /ослабевая/ ее оскверняем, то становимся негодными.

Итак, поскольку мы сказали, что внимание и молитва разделяются на три [части], следует разъяснить и свойства каждой из этих [частей], чтобы хотящий достичь жизни и желающий совершить /потрудиться/, из этих различенных состояний твердо избрал лучшее, дабы, держа по неведению худшее, не упустить лучшего.

О первой молитве

Свойства первой молитвы таковы. Когда кто-либо стоит на молитве и руки и очи вместе с умом воздевает к небу, а ум воображает божественные мысли и представляет небесные красоты, ангельские чиноначалия, обители праведных; говоря попросту, все, что слышал из Писания, собирает в уме во время молитвы, – он побуждает свою душу к божественному вожделению, явно всматриваясь в небо. Бывает и так, что у него текут слезы из глаз, и потихоньку он начинает кичиться в сердце, возноситься, мнить происходящее божественным утешением и молиться, дабы всегда пребывать в таковом делании. Это признаки прелести, ибо добро перестает быть добром, если совершается не должным образом. Значит, если таковой человек станет безмолвствовать неисходно, то невозможно ему не сойти [с ума]. Если же он случайно и не впадет в эту страсть, то стяжать добродетели или достичь бесстрастия ему невозможно. Этим вниманием обольщены чувственно видящие свет, обоняющие некие благовония, слышащие голоса и многое иное того же [рода]. Одни и вовсе стали одержимы бесами, бродя в помешательстве с места на место и из области в область. Другие, не узнав “преобразившегося в ангела светом” (2 Кор. 11, 14) и возгордившись, прельстились, впредь пребыв неисправимыми до конца, не принимая никакого вразумления от людей. Иные наложили на себя руки и стали самоубийцами, побужденные к этому обманщиком их: кто-то бросился с кручи, кто-то удавился. Да и кто рассказал бы обо всех различиях дьявольской прелести? Уже из этих слов [человек] разумный может узнать, что за прибыль рождается от первого внимания. Если же кому-то удастся избежать этих напастей благодаря общежительству (с отшельниками это случается), без преуспеяния тем самым они проходят всю жизнь.

О второй молитве

Вторая молитва такова. Когда ум отправляется [в путь], собираясь от чувств и охраняемый внешним чувством, собираясь со всеми помыслами и тщетно [стараясь] забыть их, иногда испытывая помыслы, иногда же внимая мольбам к Богу, произносимым устами, иной раз привлекая к себе плененные помыслы, в другой же и сам, объятый страстью, снова начинает принудительно возвращаться в себя, ” то невозможно так воюющему когда-либо умиротвориться или увенчаться победным венком. На самом деле таковой похож на человека, сражающегося в ночи, который хотя и слышит голоса врагов и получает раны, но ясно увидеть, кто они, откуда пришли, как и ради чего ранят, нельзя, потому что виновник такого урона ” мрак ума. Так воюющий не избежит сокрушения от мысленных иноплеменников и, подъемля труд, все же лишается мзды. При этом, скрадываемый тщеславием, он мнит себя внимательным и, находясь во власти этого [тщеславия] и будучи его игрушкой, иногда даже порицает остальных, что они не таковы, и превозносится, ставя себя пастырем овец и уподобляясь слепцу, обещающему показывать дорогу слепцам.

Таковы образы второй молитвы, по которым трудолюбивый может узнать о вреде ее. Впрочем, вторая настолько превосходит первую, насколько полнолунная ночь лучше беззвездной и беспросветной.

О третьей молитве

Итак, начнем говорить и о третьей молитве: вещь странная и неудобосказуемая, а для неведающих не только неудоборазумеемая, но и почти что невероятная; дело, не во многих обретаемое. Кажется мне, что и такое благо исчезло вместе с послушанием. Ибо послушание уводит возлюбленного своего от настоящего века сего лукавого, являет его беззаботным и беспристрастным, соделывает [его] легко и незамедлительно текущим к искомому пути, если только сможет он разыскать надежного проводника. Ибо что преходящее отторгнет ум умерщвленного послушанием для всякого пристрастия мирского и телесного? Какой заботой отвлечется возложивший на Бога и своего отца всякое попечение души и тела, более не живя для себя и не “желая дня человеческого” (Иер. 17, 16)? Отсюда постигаемые умом обстояния отступных сил, наподобие веревок опутывающие и окружающие ум тысячами помыслов, прорываются, так что оказывающийся свободным, властно воюя и исследуя вражеские замыслы, искусно изгоняет и воссылает молитвы с чистым сердцем. Таково начало уединенного жительства. Не так начавшие будут сокрушены зря. Начало же третьей молитвы берет начаток не от взирания горе, воздеяния рук, собирания мыслей и призывания помощи с неба: все это, как мы сказали, признаки первого прельщения. Но опять-таки, и не от второго [заблуждения] берет начаток ум, обращая внимание на внешние чувства, но не видя внутренних врагов. Таковой, как мы сказали, поражается, а не поражает; ранится, и не знает ; в плен уводится, и не в силах отразить пленивших. Все время “на спине” его, скорее же на лице “строят [ковы] грешники” (Пс. 128, 3) и исполняют его тщеславием и самомнением.

Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда. Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. отцом же своим , чтобы делать ” ни добавляя, ни убавляя ” все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи ” пище, питье и одежде; говоря проще ” делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.

[Теперь], когда мы расчистили и предуготовили путь к истинному вниманию, поговорим, если угодно, ясно и кратко и о свойствах его. Истинное и неложное внимание и молитва состоит в том, чтобы ум хранил сердце в молитве, всегда обращался внутри его [сердца] и из оной глубины воссылал ко Господу моления. Тогда, “вкусив, яко благ Господь” (Пс. 33, 9), ум более не извергается из обители сердечной, поскольку и сам он говорит вместе с апостолом: “Хорошо нам здесь быть” (Мф. 17, 4), и, постоянно обозревая те места, на посеваемые [там] вражеские помыслы нападая, преследует . Конечно, несведущим такое жительство покажется слишком суровым /жестоким/ и неудобным да и в самом деле оно трудно, так что от него захватывает дух не только у непосвященных, но и у крепко выдержавших искус, однако не восприявших и не пославших радость вглубь сердца. Вкусившие же сию радость и ощутившие эту сладость гортанью сердца могут и сами восклицать с Павлом: “Кто отлучит нас от любви Христовой” (Рим. 8, 35), и следующее. Ведь святые наши отцы, услышав слова Господа: “Из сердца вашего исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, <.> кражи, лжесвидетельства <.>, и это оскверняет человека” (Мф. 15,19-20) и увещание Его очищать внутренность чаши, дабы и снаружи стала она чистой (Мф. 23, 26), подвизались в хранении сердца, не помышляя о всяком другом упражнении в добродетелях, точно зная, что вместе с этим деланием они без труда овладеют любым другим, но без него добродетель устоять не может. Это [делание] одни отцы прозвали “сердечным безмолвием”, другие – “вниманием”, иные “сердечным хранением”, некоторые “трезвением и противоречием “, остальные – “исследованием помыслов и блюдением ума”, но все они одинаково возделывали землю своего сердца, благодаря чему получили в пищу божественную манну. Об этом говорит Екклезиаст: “Веселись, юноша, в юности твоей <.>, и ходи в путях сердца твоего непорочен <.>, и оставь гнев сердца твоего” (Еккл. 11, 9:10). “Если дух владеющего восстанет на тебя, места своего не оставь” (Еккл. 10, 4). Сказав “место”, он подразумевал сердце, как и Господь говорит: “Из сердца исходят злые помыслы” (Мф. 15, 19), и еще: “Не возноситесь” (Лк. 12, 29), и опять: “Сколь узки врата и узок путь, ведущий в жизнь” (Мф. 7, 14), и: “Блаженны нищие духом” (Мф. 5, 3), то есть не стяжавшие в себе никакого помышления о веке сем. И апостол Петр говорит:

“Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, яко лев рыкающий [Пс. 21, 14], ища, кого поглотить” (1 Петр. 5, 8), и далее. И Павел чрезвычайно ясно о хранении сердца пишет к Ефесянам: “Наша брань не против крови и плоти” (Еф. 6,12), и т.д. А сколько и божественные отцы наши в своих писаниях о хранении сердца говорили, ясно тем, кто трудолюбиво исследует эти [творения]. Но прежде всего должно тебе приобрести три вещи и так начать [путь] к взыскуемому: непопечительность о вещах неразумных и благоразумных /благословных/, сиречь мертвенность ко всему; чистую совесть, хранясь, чтобы не упрекала собственная совесть; беспристрастие, не склонное ни к чему [от] века сего или самого тела.

Затем, сев в безмолвной келье и наедине в одном углу, постарайся сделать то, что я говорю тебе.

Затвори дверь и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь ” о чудо! ” непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения. Отныне призыванием Иисуса Христа он изгоняет и истребляет помысел при [его] появлении, прежде чем тот завершится или сформируется. С этого времени ум, памятуя о бесовской злобе, воздвигает естественный гнев и, преследуя, поражает мысленных врагов.

Прочему ты научишься, с Божией, в хранении ума, держа Иисуса в сердце. Ведь, говорит , “сиди в келье своей, и это всему тебя научит”.

ВОПРОС. Но почему первое и второе хранение не могут усовершить монаха?

ОТВЕТ. Поскольку он проходит их не по чину. Ведь лествицей установил /утвердил/ их Иоанн Лествичник, говоря так”: “Одни умаляют страсти; другие поют псалмы и предаются псалмопению большую часть [времени]; некие [терпеливо> пребывают в молитве; иные проводят [жизнь], устремляясь в глубину созерцания. Пусть, говорит он, задача исследуется по образу лествицы”. Следовательно, желающие шествовать по лестнице шагают не сверху вниз, а снизу вверх, взбираясь сначала на первую ступеньку, затем на следующую и по порядку на все [остальные]. И таким образом возможно подняться от земли и вознестись на небо. Итак, если мы хотим прийти “в мужа совершенного <.> полноты Христовой” (Еф. 4, 13), то начнем по утвержденной лестнице, [как и] подобает /подобно/ младенцам, согласно [чреде] детских возрастов, дабы, идя мало-помалу, достичь мер и мужа, и старца.

Первый возраст иноческой степени есть умаление страстей, что свойственно начинающим.

Вторая ступень духовного повзросления, превращающая отрока в юношу, привязанность к псалмопению. Ибо после упокоения и умаления страстей псалмопение становится сладостным для языка и причисляется у Бога , ибо невозможно “петь <.> Господу в земле чужой” (Пс. 136, 4), то есть в страстном сердце.

Третья же ступень духовного возрастания юноши в мужа – прилежание к молитве, что свойственно преуспевшим. Ведь молитва отличается от псалмопения, как совершенный муж от юноши и отрока, соответственно степени, на которую мы восходим.

За этими четвертая ступень духовного возрастания – ступень седого старца, то есть неуклонная пристальность созерцания, каковое свойственно совершенным. Вот и завершен путь, и лестница достигла конца.

Значит, поскольку эти [ступени] так положены и возвещены /установлены/ Духом , то невозможно младенцу возмужать и взойти в состояние седого иначе, кроме как начав с первой ступеньки, как мы сказали, и, успешно пройдя по [всем] четырем, достичь совершенства.

Началом же продвижения к свету для желающего духовно возродиться является умаление страстей, или хранение сердца, ибо иначе невозможно страстям умалиться.

На втором месте – усиление псалмопения, ибо, когда страсти улегаются и умаляются благодаря сердечному противлению страстям, желание примирения’ с Богом воспламеняет ум. С этого времени /поэтому/ окрепший ум, преследуя, изгоняет с помощью внимания помыслы, овевающие поверхность сердца. И вновь он, как обычно, прилепляется ко второму вниманию и молитве. Тогда взвихряются духи, а духам страстей привычно возмущать сердечную глубь, но призыванием Господа Иисуса Христа они распадаются и исчезают, словно воск. Будучи изгнанными оттуда, они возмущают через чувства поверхность ума; посему если даже и чувствуется / или: он [ум] чувствует/ вскоре затишье, все же совершенно избежать их и не воевать невозможно. Свойственно же сие одному пришедшему в “мужа совершенного” (Еф. 4, 13), пребывающему всегда в уединении и непрерывном сердечном внимании.

Затем стяжавший внимание возвышается мало-помалу и до мудрости седин, то есть восходит к созерцанию, что есть [удел] совершенных.

Итак, именно проходящий это в свое время и размеренно может после изгнания из сердца страстей и псалмопению предаваться, и законно защищаться как от помыслов, пробужденных чувствами, так и от возмущения на поверхности ума, а также, когда нуждается в этом, устремлять к небу чувственное око вместе с духовным и поистине чисто молиться, да и то в единичных и редких [случаях] из-за подстерегающих в воздухе . На самом деле только то от нас требуется, чтобы сердце было очищено хранением; если же, по апостолу (Рим. 11, 16), “корень свят”, то ясно, что “и ветви”, и плод. Желающий же возводить взор и ум к небу кроме того способа, о котором мы говорили, и воображать что-то умопостигаемое, видит, словно в зеркале, скорее призраки, а не истину. Ибо из-за того, что сердце нечисто, второе и первое внимание не преуспевают. Ведь как при строении дома мы не закладываем прежде кровлю, а затем фундамент (поскольку это невозможно), но, напротив, сначала фундамент, затем строение и напоследок крышу, так мысли и тут: сначала хранением сердца и умалением в нем /букв. из него/ страстей мы полагаем духовное основание храмины; затем, отталкивая вторым вниманием напор лукавых духов, пробуждаемый внешними чувствами, скорее избегая войны, утверждаем над фундаментом стены духовного дома; и [уже] потом при помощи совершенного приникновения к Богу или отшельничества мы простираем кровлю дома и тем самым завершаем духовное жилище во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

О молитве: краткий сборник советов и практических рекомендаций.

Подборка тезисов о молитве вообще и обретении внимательной молитвы. Эту памятку составил для себя один православный христианин по имени Кирилл (его фамилия, к сожалению, нам не известна).

Преподобный Иоанн Лествичник называет молитву матерью и вместе с тем царицей добродетелей, так как молитва – это средство Богообщения. Недаром в древности монахи зачастую приветствовали друг друга одним вопросом: «Как молитва?», ведь молитва – это барометр духовной жизни человека.

Молитва – общение и единение человека с Богом, дверь в Царство Божие, источник всех добродетелей, путь к Богу, пища души, средство исполнения Заповедей, главное дело жизни, высочайшая форма человеческого бытия, разрушительница скорбей, мать исправления жизни и очищения от грехов, путеводитель сквозь искушения, показатель духовного возраста.

Виды молитвы

  1. Молитва бывает личная и общественная (в данной статье рассматривается только личная молитва). Молиться можно о себе и о ближних: живых и усопших, друзьях и врагах.
  2. В молитве обращаются как к Единому Богу, так и к каждому из Лиц Пресвятой Троицы; Богородице, Ангелам, святым.
  3. По содержанию молитвы условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
  4. По качеству молитвы можно выделить три ступени: устную (гласную), умную (в уме) исердечную.
  5. По времени совершения молитва может быть периодческая и непрестанная (одна из её форм – Иисусова молитва).
  6. Молитва может быть как словесной, так и созерцательной, то есть совершаемой в безмолвном предстоянии перед Богом.

Периоды в молитве

  1. Молитве новоначальных свойственны лёгкость и особое возвышенное чувство, Сам Бог обильно дарует человеку Свою благодать (она называется призывающей).
  2. Затем наступает период молитвенного охлаждения, когда уже требуются человеческие усилия. Эти периоды сравнивают с младенчеством, когда новорождённого сначала носят на руках, но с возрастанием требуют от него усилий для того, чтобы он и сам учился ходить.
  3. Третий период – период вновь благодатной, нерассеянной и тёплой молитвы.

Основные принципы правильной молитвы

  1. Молитва – это личное обращение, а не механическое чтение текста. Бог – Личность, в молитве мы обращаемся не просто к абстрактной “энергии”, а к Отцу Небесному, безмерно любящему нас и желающему нашего спасения.
  2. Молитва – устремлённость к Богу, выражение любви к Нему. Это общение с Богом, а общение предполагает, что обе стороны не только говорят, но и слушают друг друга. Если мы хотим, чтобы беседа с Богом состоялась, наша главная задача – научиться слушать, что говорит нам Бог, осознавать Его волю в той или иной ситуации.
  3. Любой прогресс в молитве синергиен, он зависит от Божественной благодати при условии человеческого усилия, напряжения воли.
  4. Молитва – это искусство, требующее кропотливой постановки молитвы: от молитвословия до умной и сердечной.
  5. Главный враг молитвы – формализм. Попробуйте посмотреть на себя со стороны: убедительны ли ваши молитвенные слова? К любому молитвенному действию следует прикладывать неторопливость, внимательность и усердие (ума и тела). К молитве должны быть подготовлены душа (спокойна), разум (свободен от впечатлений) и тело (не в изнеможении). Оценивайте вашу молитву не по совершённым действиям (поход в храм, прочтение молитвословий перед иконами), а по её искренности.
  6. Критерий совершенной, правильной молитвы – действие Святого Духа в сердце, дающего чувство сердечной теплоты, радости, бодрости душевной.
  7. Следует предпочитать молитву о других молитве о себе.
  8. Нужно иметь надежду, что Господь исполнит наши молитвы.

Почему Господь иногда долго не исполняет наших молитв?

  1. Когда мы просим того, что нам не полезно.
  2. Когда мы молимся небрежно.
  3. Чтобы удержать нас на молитве, если нам нужна конкретная помощь, а не Бог.
  4. Потому, что ещё не пришло время.
  5. Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение.

О внимании в молитве

  1. Подготовка – семя молитвы.
  2. “Странно твое желание, чтобы Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!” – говорит святитель Димитрий Ростовский.
  3. Молитва – это обращение к Творцу Вселенной. Следует осознать, с Кем мы беседуем, в присутствии Кого находимся! Молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием и потому требует благоговения.
  4. Современный человек порабощен изобретенными им механизмами, ему очень сложно оторвать себя от того, что занимает сознание как постоянный фон (телевизор, приёмник, плеер с наушниками, телефон), и в то же время не требует прикладывать усилие.
  5. Наша молитва является отражением нашей жизни и того, что у нас в сознании. При суетной, напичканной ненужной информацией жизни не стоит ожидать собранной, сосредоточенной молитвы. Поэтому те, кто жаждет Бога более, чем последних новостей, должны стремиться сократить до разумного минимума число внешних суетных впечатлений (светской литературы, вводящих в соблазн компаний, развлечений. ).
  6. Требуется уединение и окружающая тишина. Именно в тишине мы можем услышать как голос своей души, так и глас Божий, подобно как Илия познал Бога во “гласе хлада тонка”(3Цар.19:12).
  7. Для того, кто научится внимательно молиться и почувствует благодать, потеря благодати станет главным признаком расеянности молитвы. Вкусивший сладкого уже не захочет горького.

Следствия невнимание в молитве

  1. Без внимания молитва превращается в молитвословие.
  2. Невнимательная молитва – лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк. 7:6).
  3. Чем заняты наши мысли, помимо Бога, тому мы и молимся: людям, вещам, событиям.
  4. Обычная лукавая мысль при невнимательной молитве: главное – вычитать определённое количество молитвословий. Поэтому лучше принять установку – невнимательная молитва фактически не прочитана, так как и молитвой не является.

Условия правильной молитвы

  1. Нераскаянные грехи и страсти являются препятствием для общения с Пресвятым Богом.
  2. Условием искренней молитвы является покаяние и смирение души. Следует постараться наполнить душу раскаянием и любовью.
  3. Злопамятность делает молитву бесплодной.
  4. Душа должна быть наполнена доверием ко Творцу, готовностью принять Его волю.
  1. Идеально молиться в уединенном помещении, по возможности защищенном от внешних шумов. (При отсутствии такового помещения некоторые подвижники молились даже в шкафу.)
  2. Если такого уединенного помещения нет, то молиться можно, закрывшись в ванной или даже в туалете. (Кстати, при освящении квартиры не пренебрегаем священником и туалет.)
  1. “Господь даёт молитву молящемуся” – свидетельствуют св. отцы. Количество переходит в качество, Господь даёт чистую молитву тому, кто приоритетом в своих делах ставит общение с Ним, упорно борется с рассеянностью и ленью.
  2. Установить чёткий режим дня, чтобы не молиться сквозь сон.
  3. Не стоит стремиться к количеству (вычитать всё правило) за счёт качества молитвы. Можно отмерить по будильнику строго определённое время для молитвы, чтобы не спешить.
  4. Утром молятся до завтрака. Вечером неподготовленный человек не должен молиться слишком поздно.
  5. Уединению и вниманию в молитве способствует бдение (ночная и ранне-утренняя молитва).

Отсутствие внешних раздражителей

  1. Заранее позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало.
  2. Лучше всего молиться, когда окружающие уже (ещё) спят.
  3. Следует отключать мобильный телефон на время молитвы. Не переводить сигнал в виброрежим, а отключать звук совсем или унести телефон в дальнее помещение.
  4. По возможности нужно убрать из поля зрения раздражители, например, занавесить окна.
  1. Молитва – это время духовной борьбы, внимание – один из необходимых её этапов.
  2. Желательно не начинать молитву сразу, а постоять или присесть перед началом в тишине, стараясь отключиться от забот и суеты, отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов (это важнейший пункт достижения внимательной молитвы. ).
  3. Лучше стоять перед иконами, желательно, чтобы они были большие и хорошо писанные. Перед ними хорошо затеплить свечу или лампаду.
  4. Произнесение слов молитвы должно быть совершенно отчётливым, каждое слово должно проговариваться без комканья или проглатывания окончаний.
  5. Особенно поначалу важна неторопливость. Окончание молитв не следует ускорять.
  6. Стараться держать в памяти всё произносимое предложение.
  7. Не делать больших пауз между молитвами.
  8. Дремота и рассеянность изгоняются земными поклонами. Задумался – сделай земной поклон.
  9. Не молиться заунывно, делать акцент в молитвенных прошениях.
  10. Читать по одной фразе с паузами между ними.
  11. Можно закрыть глаза (дверь для внешних впечатлений) во время молитвы.
  12. Не следует тараторить, стремиться побыстрее «вычитать правило» (держа в уме следующие дела), медленное чтение молитвословий упрощает контроль за вниманием! Темп молитвы должен позволять осознавать каждое произнесённое слово.

Воспитание дисциплины ума

  1. Молитва отражает наше духовное состояние, рассеянность в молитве является следствием рассеянности ума.
  2. Нужно искать причины рассеянности и постепенно избавляться от них, раскручивая, как клубок (не поздно молиться, молиться днём, понимать содержание молитвословий, молиться Иисусовой молитвой…). Чистота жизни, борьба со страстями влияет на качество вашей молитвы.
  3. Навык дициплины ума приходит через чтение Нового Завета и святых отцов. Такое чтение уже является разновидностью молитвы и средством воспитания внимания, оно упорядочивает ум и даёт иную глубину в отношении к Богу.
  1. Для лучшего сосредоточения и понимания смысла молитвословий новоначальные должны безусловно практиковать устную (то есть, устами) – гласную молитву, молиться про себя (умом) только при других.
  2. Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети».
  3. При невозможности молиться вслух приемлемо делать это шёпотом.
  1. На молитве правильно стоять в струнку, с некоторым напряжением тела.
  2. Поклоны – телесное выражение Богопочитания, их качество не зависит от рассеянности, как у самой молитвы.
  3. Молиться лучше до еды, желудок не должен быть обременён пищей.
  4. Во внешнем виде не должно быть небрежности, это поможет сосредоточению на молитве.
  5. Свт. Феофан: «никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени».
  6. Возможно и желательно, что после молитвы будет чувствоваться незначительная физическая усталость.
  7. Поклоны могут быть уже излишни при наступлении духовного умиления, когда лишние телодвижения лишь отвлекают от главного – нерассеянной молитвы и богопредстояния
  8. Обычай первых веков христианства – поднятие рук в молитвенном обращении к Богу (см. 1Тим.2:8) – в настоящее время вышел из употребления в общественной молитве мирян, но в уединении вполне можно усилить молитвенное прошение поднятием рук.
  9. При болезни молиться можно и сидя, и лёжа. В этом нет отсутствия благоговения, ведь Господь видит, что это делается по необходимости. Как известно, лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя.

Какие молитвословия использовать. Объём молитвословий. Молитва своими словами

  1. В молитвослове можно найти утреннее и вечернее молитвенные правила. Это замечательные молитвы, составленные великими подвижниками. Тем не менее, не следует считать их неким догматизированным текстом, который непременно нужно «вычитать».
  2. Во дни Светлой Седмицы принято читать вместо обычного Правила – Часы пасхальные. Во дни Великого Поста – включать в Правило молитву прп. Ефрема Сирина. В периоды Великих праздников есть традиция перед трапезой читать тропарь, а после трапезы – кондак праздника.
  3. Молитвословия необходимо понимать, Бог создал нас разумными существами, а не роботами-ридерами, бездумно повторяющими данный им текст. Желательно узнать авторов и историю происхождения некоторых молитв (например, Отче наш, Трисвятого, “Достойно есть”). Всё это есть в толковых молитвословах.
  4. Серафимово правило было дано конкретным монахиням, учитывая их молитвенную практику вне правила. Пользоваться им можно в крайнем случае, так как молитва – это труд и опыт приобретается временем и терпением.
  5. Не нужно противопоставлять молитвословия, составленные святыми, и молитву своими словами. Они должны дополнять друг друга.
  6. Свои молитвы надо произносить с детской простотой и безыскусственностью. Желательно начинать со славословия и благодарения, затем – покаяние и в конце помещать свои прошения.
  7. Бог знает нас и наши нужды гораздо лучше нас самих, потому незачем вдаваться в долгие объяснения.
  8. Желательно согласовать с духовником продолжительность ежедневного молитвенного правила, чтобы его величина позволяла научаться молитве и избегать уныния или тщеславия.
  9. “Пробыл всю ночь в молитве к Богу” (Лк.6:12) – даёт нам пример Христос. О запрете же многословия в молитве см. подробнее здесь.
  10. Богу нужно отдавать лучшее (в том числе и время), а не вставать на молитву в крайней усталости и рассеянности.

Начало и окончание молитвы

  1. Перед началом молитвы нужно остановить поток мыслей и образов в уме, постоять некоторое время в тишине, постаравшись ощутить вечность, отсутствие времени. Естественно, что это не имеет ничего общего с медитацией (см. по ссылке о различии молитвы и медитации).
  2. Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом.
  3. Св. отцы рекомендуют начинать молитву с обращения к Богу о помощи в достижении угодной Ему молитвы.
  4. Сосредоточиться нужно сразу с начальных молитв, а не быстро проговаривать их, как «необходимое вступление».
  5. Прошения следует завершать оговоркой “да будет воля Твоя”, так как мы не можем быть уверены, что в нашем падшем состоянии просимое будет во благо, то есть, согласно с волей Божьей.
  6. Не будем забывать о благодарении, о котором Сам Господь напомнил нам в притче о десяти прокаженных.

Опасности и искушения в молитве

  1. Не следует впадать в уныние, а тем более совсем переставать молиться из-за трудностей в обретении внимания. Для Господа важны не столько результаты, сколь наше усердие и искренность. Даже святые подвижники до конца дней вели жесточайшую борьбу за правильную молитву.
  2. Однако от нас требуется готовность к испытаниям: к тому, что мы вступаем в духовную битву и тьма помыслов и искушений окружит нас в этот момент, «как тучи мошек».
  3. Следует убрать все образы из памяти, избегать восторженности в молитве, душевная, эмоционально-чувственная сфера не должна превалировать над умом. Нельзя пытаться искусственно искать сладостные ощущения и переживания, воспалять воображение, так как это прямой путь к духовной прелести.
  4. Чередование периодов сухой и тёплой молитвы свойственно не только новоначальным.
  5. Не стоит стесняться лишний раз “побеспокоить” или “отвлечь” Творца Вселенной. Ведь Бог всемогущ и не имеет нужды в отдыхе. Также неверно считать прошение более “низким” видом молитвы, чем остальные три. Прошение свидетельствует о нашем доверии Богу, признании Его всемогущества, надежде на Него, уверенности в Его любви к нам.
  6. Нехорошо мирянам пренебрегать служением ближним ради достижения спокойствия в молитве.
  1. Каждый раз при потере внимания просите Господа: «Господи, научи нас молиться!».
  2. При отвлечении внимания – продолжайте чтение ещё медленнее и внимательнее, возвратившись к тем словам, которые удержались в памяти.
Оценка 4.9 проголосовавших: 941
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here