Советуем ознакомиться молитва ипполиту римскому с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитва ипполиту римскому
Содержание
Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.
Опубликовано: Рига, 1992 г. Стр. 29-38.
> Глава 2. СОСЛУЖЕНИЕ
> I. Епископ, как совершитель Евхаристии
> Никаких нет сомнений, что “предстоятель”, о котором говорил Иустин, есть епископ, если даже он так еще не назывался в Римской церкви во время Иустина. Он предстоятель потому, что он предстоятельствует всему народу Божьему, собранному на служение Богу, на Евхаристическом собрании он занимает то место, которое занимал Христос на Тайной вечери. Как предстоятель церкви, он священнодействует с помощью диаконов, которые приносят ему хлеб и вино и которые после “благодарения” раздают дары, или только чашу, всем верным, участвующим на собрании, и относят тем, кто не мог быть на собрании. Мы несколько недоумеваем, где же пресвитеры? Иустин не только не указывает, что они “сослужат” предстоятелю, но даже о них не упоминает. Почему о них умолчал Иустин? Потому ли, что, может быть, их еще не было в Римской церкви во время Иустина?
> Оставим на некоторое время Римскую церковь и обратимся на восток к другой церкви, которая была после Рима наиболее значительной. О ней мы имеем свидетельство Игнатия Богоносца, относящееся к самому началу II-го века. Мы не можем сомневаться, что пресвитеры в это время были в Антиохийской церкви, т.к. Игнатий почти в каждом своем послании говорит о пресвитериуме, называя его “синедрионом” Церкви. Они были и не могли не быть, т.к. сам Игнатий говорил, что церковь там, где с епископом имеется пресвитериум и диаконы, но когда Игнатий упоминал об Евхаристическом собрании, го он говорил, как мы уже видели, только об епископе. Только та Евхаристия действительна, которую совершает епископ или тот, кому епископ поручит. Диаконы “сослужители” епископа, сослужители в литургической области, а не в служении управления, которое совершалось епископом с его “сенатом”. Предстоятель у Иустина и епископ у Игнатия совершитель Евхаристии с помощью диаконов. Картина Евхаристического собрания, насколько мы можем ее восстановить по посланиям Игнатия, совпадает с описанием Иустина. Если в Антиохии были пресвитеры в начале II-го века, то они должны были быть и в Римской церкви в середине II-го века. Не забудем, что Иустин был уроженцем Востока, а не Запада, поэтому он знал практику не только западной, но и восточной церкви, а мы не можем предположить, что пресвитериум, существовавший в начале II-го века, исчез к середине того же века.
> Вернемся вновь к Римской церкви и попытаемся в ней найти указания, которые бы подтвердили наше предположение. Послание Климента Римского, написанное в конце I-го века, дает категорический ответ о существовании пресвитеров в это время и в Римской, и в Коринфской церкви. Он, говоря о том, что в церкви должен соблюдаться порядок, ссылался на ветхозаветное сакральное устройство. Для него ветхозаветное храмовое устройство было образом новозаветного устройства, хотя он еще не думал отождествлять одно и другое. Тем не менее, он невольно, что вполне естественно, вкладывал в ветхозаветные термины церковное содержание. “Первосвященнику, писал Климент, вручены особые священнослужения, священникам назначено особое место и левитам положены особые служения ( idiai diakoniai )”. [25] В сознании Климента ветхозаветный первосвященник был образом епископа, священники пресвитеров и левиты диаконов. На основании этих слов попробуем определить служение епископа, пресвитеров и диаконов. Епископу принадлежало совершение священнодействия ( leitourgia ), т.е. совершение Евхаристии, т.к. во время Климента Церковь не знала иной “литургии”, кроме Евхаристии. [26] Пресвитерам особые места, которые они занимали в Евхаристическом собрании, а диаконам особое служение ( diakonia ). Термин ” diakonia ” имеет непосредственное отношение к служению на Евхаристическом собрании. Для служения были поставлены “семь” (Деян.6,1-6). На Тайной вечери Христос был среди своих учеников, как служащий: “Ибо кто больше, возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А я посреди вас, как служащий” (Лук.22,27). Если мы вспомним слова Игнатия Богоносца, что диаконы исполняют служение Христа, то нам станет ясно, в чем заключалось преимущественно их служение: они были на Евхаристическом собрании, как служащие. В конце I-го века в Риме и в других церквах совершителем был один епископ, т.к. ему одному принадлежало совершение ” ekklhsia “, Его помощниками были диаконы. Пресвитеры восседали на особо почетных местах, но не “сослужили” по нашей терминологии епископу.
> Теперь наше недоумение относительно умолчания Иустина о пресвитерах до некоторой степени разрешается. О них он не упомянул, т.к. они не были совершителями Евхаристии в том смысле, в каком им был епископ. Поэтому, описывая порядок Евхаристии, он не имел нужды специально о них упоминать.
> К сожалению, история первых двух веков сохранила крайне мало сведений о литургической жизни, но одну для нас драгоценную подробность передает Евсевий. Ириней Лионский писал папе Виктору следующее: “Когда блаженный Поликарп при Аниките приходил в Рим, то оба они касательно других предметов не много спорили между собою, но тотчас согласились, а об этом вопросе (т.е., вероятно, о праздновании Пасхи) и спорить не хотели: потому что ни Аникита не мог убедить Поликарпа не соблюдать того, что он соблюдал всегда, живя с Иоанном, учеником Господа нашего, и обращаясь с другими апостолами; ни Поликарп не убедил Аникиту соблюдать, ибо Аникита говорил, что он обязан сохранять обычай предшествовавших себе пресвитеров. Несмотря на такое состояние дела, они однакож находились во взаимном общении; так что Аникита, по уважению в Поликарпу, позволил ему совершать (в своей церкви) Евхаристию; и оба они расстались в мире, равно как в мире со всею церковью находились и соблюдавшие тот обычай, и не соблюдавшие”. [30] Для нас всё это необычайно. Мы бы поступили не так, как поступил Аникита: вместо того, чтобы предоставить Поликарпу совершение Евхаристии, т.е. предстоятельствование на Евхаристическом собрании, мы бы предложили совместное “сослужение”, т.е. совместное предстоятельствование. Предоставление Поликарпу, епископу смирнскому, предстоятельствования на собрании Римской церкви было знаком общения церквей, а не личного общения епископов через совместное служение, т.к. Евхаристия не есть личное общение того или иного числа членов, а совместное действие всех, собранных вместе. Аникита был епископом Римской церкви и оставался им, когда Поликарп совершал Евхаристию, не переставая быть смирнским епископом, но в момент совершения им Евхаристии в Риме Поликарп, а не Аникита, был предстоятелем Евхаристического собрания, а Аникита занял, вероятно, место среди своих пресвитеров.
> При совершении епископом Евхаристии пресвитеры восседали на особых местах. По Ипполиту Римскому в молитве, читаемой при поставленин пресвитера, ему испрашивался “дух благодати и совета, чтобы он имел часть (или удел) в пресвитериуме и чтобы он управлял народом Божьим в простоте сердца”. [31] Ему испрашивалась часть или удел в пресвитериуме, а это участие выражалось в занятии им “места topoV ” среди пресвитеров. Это “место” не есть образ или символ, а есть действительное место, которое занимал каждый пресвитер в помещении, где происходили церковные собрания. Это есть место в “tablinum’e” римского дома с двух сторон епископа, о котором говорил также Климент Римский. Поэтому пресвитеры вместе с епископом были “первоседящие”. Занимая место в пресвитериуме, пресвитер разделял с епископом служение управления народом Божьим, на которое он был поставлен. Примечательно, что Ипполит ничего не говорит, что поставленный в пресвитеры после своего поставления совершает Евхаристию или “сослужит” епископу. Нет об этом упоминания и в молитве поставления в пресвитеры. До своего поставления он занимал на Евхаристическом собрании, на котором председательствовал епископ, место среди верных, если он еще не состоял в клире, а после поставления он восседал среди пресвитеров. В нашем распоряжении имеется один оффициальный документ, который рисует нам картину Евхаристического собрания. Это протокол “изъятия” церковных ценностей и книг, составленный римскими чиновниками. Протокол датирован 303-м годом. Изъятие имело место в Цирте (теперешний Константин в Алжире). Предупрежденный о прибытии римской полиции клир церкви с епископом собрался в помещении, где происходили Евхаристические собрания. Все разместились так, как всегда размещались при совершении Евхаристии: епископ воссел на свой трон, который находился в конце помещения, с двух его сторон стали диаконы, а на седалишах с одной и другой стороны епископского трона воссели пресвитеры. Верные не были позваны, чтобы не подвергаться опасности, а потому их места не были заняты. В начале IV-го века порядок размещения на Евхаристическом собрании был тот же, какой был в конце I-го века.
> 2. Мы оказались в IV-м веке. Эпоха героической борьбы, начатая двенадцатью неведомыми миру евреями с Римской империей, закончилась. После признания церкви римским кесарем начинается новая эпоха истории церкви, не менее тяжелая в другом отношении, чем предыдущая. Было ли это поражение римской империи и римского кесаря, это особый вопрос, который не подлежит здесь рассмотрению, но одно несомненно: долгожданный мир нес свои соблазны и свои скорби. С Никейского собора, на котором присутствовал римский император, еще не ставший христианином, начался процесс глубоких внутренних и внешних перемен в церкви из которых некоторые уже падают на эпоху продолжительного мира в III-м веке. Одним из свидетельств этих перемен в церковном сознании и в церковной практике является 18-е правило 1-го Никейского собора. “Дошло до святого и великого собора, что в некоторых местах и градах диаконы преподают пресвитерам Евхаристию, тогда как ни правилом, ни обычаем не предано, чтобы не имеющие власти приносить преподавали приносящим тело Христово. Также соделалось известным, что даже некоторые из диаконов и прежде епископов Евхаристии прикасаются. Сие убо все да пресечется: и диаконы да пребывают в своей мере, зная, что они суть служители епископа, и нисшие пресвитеров. Да приемлют же Евхаристию по порядку, преподаваемую им епископом, или пресвитером. Но ниже сидеть посреде пресвитеров не позволено диаконам. ” [32]
> Этот же порядок причашения объясняет нам, каким образом диаконы могли “прикасаться” к дарам ранее епископов. Конечно, речь идет не об епископе, предстоятельствующем на Евхаристическом собрании, а об епископах-гостях, которые, как мы видели, восседали на наиболее почетных местах. Возможно, что в начале IV-го века утвердился обычай в некоторых церквах, что сам председательствующий епископ преподавал евхаристические дары епископам гостям, тогда как в других церквах сохранялся обычай, что евхаристические дары приносили им диаконы.
> Никейский собор изменил древний порядок причащения, предписав, чтобы диаконы не преподавали пресвитерам ни евхаристический хлеб, ни евхаристическую чашу. Для нас сейчас более важно отметить не столько порядок причащения, сколько то, что Никейский собор исходил по прежнему из основного принципа, в силу которого один епископ при содействии диакона совершал Евхаристию. Таким образом, 18-е правило Никейского собора есть автентичное свидетельство, что единственным совершителем Евхаристии, несмотря на ряд литургических перемен, которые произошли, был епископ и ни о каком “сослужении” в нашем смысле не знали отцы собора. Только имея в виду этот принцип, нам станет понятным само правило собора. Если же мы будем вносить в эпоху Никейского собора наш современный принцип “сослужения”, то его правило останется для нас загадочным. [35] Меняя порядок причащения, собор нисколько не думал касаться основного принципа совершения Евхаристии одним епископом, освященного всей предыдущей историей церкви. [36]
22. Иустин М. 1-ая апология, гл. 65. Русский перевод: Москва, 1864 года, стр. 106.
23. Иустин Мученик, 1-ая Апология, гл. 67. Русский перевод, стр. 107-108.
24. Ипполит Римский. “Апостольское Предание”, ХХП.
26. Глагол ” leitourgew ” и существительное ” leitourgia ” в переводе LXX обозначало священническое служение, имеющее прямое отношение к приношению жертв в Храме. См. статью Н.Strathmann. Th. W. N. Т. В. IV, S. 225-236.
27. “Ап. Предание”, IV. Здесь же говорится о том, что на принесенную диаконом ” prosfora oblatio” епископ возлагает руки совместно со всем пресвитериумом. В этом возложении рук пресвитеров, как и в возложении их рук при поставленин пресвитера не следует видеть выражение “сослужения” (вопреки тому, что так категорически утверждает Dom В. Botte в своем переводе “Ап. Предания”, стр. 30). Как поцелуй мира, который каждый дает епископу, так и возложение рук пресвитеров означает согласие церкви на поставление и свидетельство Церкви о достоинстве поставленного. В крещальной Евхаристии ничего уже не говорится о возложении рук епископа или пресвитеров на дары. Если бы идея “сослужения” в нашем смысле была бы известна Римской церкви, то она, несомненно, выразилась бы в “сослужении” епископов, участвовавших в поставлении.
28. “Ап. Предание”, III: Da cordis cognitor pater super hunc servum tuum quem elegisti ad episcopatum pascere gregem sanctam tuam et primatum sacerdotii tibi exhibere sine repraehensione.
29. “Ап. Предание”, II.
30. Enseb. h. е. V, с. XXIV. Русский перевод, т. I. СПБ. 1858 г., стр. 284-285.
31. “Апостольское Предание:”, VIII.
32. 18-ое правило Никейского собора в переводе “Книги правил”.
33. 7-ое правило Трулльского собора в том же переводе.
34. “Апостольское Предание”, XXIII.
35. Классический пример такого толкования мы находим у Никодима Милаша в его “Правила православной церкви с толкованиями”, т. I. СПБ. 1911 г., стр. 230-233.
36. Нужно отметить указание Дидаскалии которое как-будто говорит о практике “сослужения” епископов в Ш-м веке: “Если же придет пресвитер из другой общины, то вы, пресвитеры, возьмите его в общение на ваше место, а если это епископ, то он должен сидеть при епископе и последний должен считать его достойным почетного места, как самого себя. И скажи ему ты, епископ, чтобы он держал речь к народу, ибо ободрение и увещание пришельца очень полезно, к тому же написано: “Нет пророка приятного в своем отечестве”, и если вы приносите жертву, то он должен говорить; но если он, будучи, мудр, из уважения к тебе, не пожелает совершать Евхаристию, то пусть по крайней мере говорит над чашею”. (ХII; русский перевод П.А.Прокошева, Томск, 1913 г., стр. 92-93). Это свидетельство Дидаскалии стоит совершенно особняком и не подтверждается ни одним другим памятником. Поэтому естественно ставится вопрос, не было ли это исключительной особенностью той среды, в которой возникла Дидаскалия, или, м. б. мы имеем дело с поздней интерполяцией первоначального текста. Соответствующее место в “Апостольских Постановлениях” читается следующим образом: “Позволь также ему (т.е. епископу) и Евхаристию совершать. Если же он, как мудрый, из уважения и почтения к тебе, не захочет совершать Евхаристии, то принудь его по крайней мере благословить народ” (II, 58; русский перевод, Казань, 1864 г., стр. 93-94). Совершенно невероятно допустить, что составитель “Ап. П.” переделал текст Дидаскалии относительно сослужения епископов. В самом деле, можно ли предположить, что практика сослужения епископов, существовавшая в середине III-го века, исчезает к концу IV-го или началу V-го века? Наоборот, как мы увидим ниже, идея сослужения начинает проникать в церковное сознание в V-м веке.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше) , и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников
Хрисия дева Римская
Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников пострадали в III веке.
Святой Кенсорин был первым сановником в царствование римского императора Клавдия II (268 – 270). По доносу он был взят и заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Господа Иисуса Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов – темничных стражей. Вместе со святым Кенсорином они были обезглавлены. Тогда же была приведена к допросу девица Хрисия, которая мужественно исповедала себя христианкой и была подвергнута мукам. После зверских истязаний она была утоплена в море.
Святого Савина избивали тяжелым молотом, а затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу святую душу.
Со святой Хрисией пострадали: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор, Тривун, Максим пресвитер, Архелай диакон и Кирин епископ.
Святой Ипполит, епископ Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на свои преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал святого епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.
Эти мученики пострадали в 269 году. Мощи священномученика Ипполита были положены в Риме, в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса. Святой священномученик Ипполит был учеником святого Иринея, епископа Лионского, известен как христианский Богослов, написавший много сочинений против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и пророку Даниилу. Слова его являются образцом искусства древней церковной проповеди.
Молитва ипполиту римскому
АКАФИСТ Священномученику Ипполиту епископу Римскому
От Бога свыше благодать приял еси духовную // священномучениче Ипполите, // душу твою привел еси кровию ко Христу, // мученик истинен был еси, // соборы страдальцев водяй, // и еретических учений зломыслие победив, // яко добрый пастырь душу твою положивый за овцы своя, // спасаяй от бед и напастей вся верныя, // благоприятными молитвами твоими, // отче преславне.
Светлостию огня Божественнаго // возсия душа твоя, // благодатию Христовою, // окормляя словесное стадо, // явился еси священномучениче изряден, // радуйся Владыце поя, // Ипполите, отче наш.
Избранный чудотворче, великий пред Господом о нас молитвенниче, // многоцелебный источниче благодати Духа Святаго исполненный, // Ипполите священномучениче // Ты же яко имеяй дерзновение возносити молитвы о нас пред Престолом Бога Всевышнего, от всяких нас бед, скорбей и напастей свободи, // благодарственно тебе зовущих:
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Ангелом земным явися светлое житие твое, священномучениче Ипполите во Остии Римской пристани. Ты бо стадо словесное, от Христа врученное, добре упасл еси, сугубым венцем от Него украшен быв, блаженне. Приношение Авелево превошел еси в страданиях за веру Христову. Сего ради приими прославления наша, вопиющия ти с умилением сице:
Радуйся, пастырю любвеобильный, душу свою положивый за други своя.
Радуйся, веру Христову во страданиях своих зело прославивый.
Радуйся, кровию своею многия неверныя ко Христу обративый.
Радуйся, славы Христовой верный ревнителю.
Радуйся, веру, надежду и любовь ко Творцу до конца сохранивый.
Радуйся, Церкве Христовой страже неустрашимый.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Видя Господь чистоту веры твоея и ревность стояти за истину, даде ти разум просвещен и светел, яко учении и писании твоими толковати Священныя Писания во спасение верны и обличение еретичествующих. Подвиги и труды твоими верныя чада паствы твое укрепляшеся и в радосте пояху Богу: Аллилуйя.
Разум просвещен имея, блаженне Ипполите, потщался еси Господеви служити молитвами твоими, внимая Божественным словесем Его в служении паствы твоея. Плоть твою духове поработил еси, и незлобием побеждая враги, возвещал еси людем спасительную веру Христову. Сего ради и мы с любовию тебе зовем:
Радуйся, веру Христову во Остии насадивый.
Радуйся, яко тамо же мутныя воды многобожия истребивый.
Радуйся, идолопоклонников к вере спасительной направивый.
Радуйся, теми же истину веры Христовой прославивый.
Радуйся, велия подвиги во служении показавый.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Силою Божественною укреплен, невозвратно Господу последовал еси, наставляя верныя ко спасению, да познают вси неверующии Творца своего и Бога нашего и да поют Ему благодарне: Аллилуйя.
Имея велие дерзновение, священномучениче Ипполите, ко исполнению заповедей Господних, душу твою, любве ради, положил еси за други своя. Небоязненно явился еси ты на суд неправедный и обличив мучителя в бесчеловечности и называя его кровопийцем. Воспоминая подвиги и страдания твоя прославим мы с любовию тя сице:
Радуйся, судилищу неправедному дерзновенно представый.
Радуйся, мучителя в бесчеловечности обличивый.
Радуйся, безбоязненноего же кровопийцей назвавый.
Радуйся, соборища нечестивых не убоявыйся.
Радуйся, мучений лютых не устрашивыйся.
Радуйся, Божественную истину пред всеми защитивый.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Буря гонений и страданий не устраши тя, священномучениче Христов, егда разъяренный мучитель предаде тя на мучения лютыя. Твердейша адаманта явися душа твоя во исповедании веры Христовой. Не убоялся еси ни прещения, ни мучительства, Богоизбрание, но дерзновенно пред всеми в радостей воспевал песнь Богу: Аллилуйя.
Слышавше от тебе Божественныя глаголы, блаженне Ипполите, нечестивый судие злобою распыхахуся, видя яко многолюдие от пути нечестия отвращахуся и веру Христову исповедаху, взывая, яко велик Бог христианский. Сие воспоминая, блажим тя похвалами сими:
Радуйся, священномучениче Христов, мучении своими веру прославивый.
Радуйся, страдании твоими, многия к вере Христовой призвавый.
Радуйся, безбожных и нечестивых безбоязненно обличивый.
Радуйся, иго Христово мужественно на себе возложивый.
Радуйся, адского змия уста заградивый.
Радуйся, венцем мученическим чрез страдания украшенный.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Боготочный источниче глаголов уст твоих явися, досточудне, в дерзновении твоем. Наставлял бо и укреплял еси вся верныя в вере Христовой, прелести тьму отгоняя. Яко многосветлая звезда был еси пастве твоей, вразумляя и укрепляя с любовию пети Богу: Аллилуйя.
Видевшие еретичествующих глагольное зломыслие Духом победив, блаженне, священномученик изряден любовию Владыки был еси, призывая верныя дерзновенно исповедати Истину Христа. Мы же укрепляемии поручениями сими смиренномудренно взываем ти:
Радуйся, правды Божественнней служителю ревностный.
Радуйся, Церкви Христовой светильниче богосветлый.
Радуйся, звездо лучезарная чистотою сияющая.
Радуйся, яко маслина, дому Божию плоды приносящая.
Радуйся, святителей собеседниче предивный.
Радуйся, воине Христов, во страданиях непобедимый.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Проповедником истины Христовой ты был еси, блаженне Ипполите, и мученическим венцем блистая, от Господа увенчан был еси. Ты, яко мученик истинен священником был еси, и мучеником во святительстве пребыл еси, сугубыми блистая даровании призывал верныя во умилении пети Богу: Аллилуйя.
Возсия миру всему христианскому честная память твоя. Ты бо явился людем светом Божественным ко просвещению языков и славою Бога Вышняго. И память твоя в роды родов прославляема бысть и по смерти твоея. Ученейшем бо христианским богословом ты был еси, и труды твоя вещаху о тебе, яко образцы древне- церковнаго учительства. За таковыя деяния твоя прими и похвалы сия:
Радуйся, яко словесныя овцы Христовы в послушании Божии воспитавый.
Радуйся, яко и в самом себе храм Бога жива уготовавый.
Радуйся, яко многия души верныя Христу уневестивый.
Радуйся, истиный подражателю Христова смирения.
Радуйся, учителю смирения Божия и кроткаго послушания.
Радуйся, неверных богомудренное обличение.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Хотяще всем спастися и в разум Божий приити, призывал ты еси, священномучениче Ипполите, на судилищи неправедном вся предстоящии ко спасению, познати Бога Истиннаго. Ему Единому воспевати хвалебную песнь: Аллилуйя.
Новаго исповедника и священномученика прослави Господь за страдания твоя и истязания, блаженне Ипполите. Яко град на верху горы укрытися не может, тако и ты, святителю Божий.Преклонныя годы и немощное естество показа силу Божию в немощах совершающуюся. Не устраши тя истязания и смерть в руце Бога Твоего предал еси душу твою. Зряще ревность твою по славе Божией поем ти:
Радуйся, блаженне, ни во что же вменивый истязания мучителей.
Радуйся, яко преклонныя годы твоя явилися венцем святости.
Радуйся, небоязненно веру Христову даже до смерти проповедавый.
Радуйся, научающий не боятися веру Божию пред неверными прославляти.
Радуйся, верующих в Промысел Божий укрепляющий.
Радуйся, нечестивых пред всеми обличающий.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Странно и прискорбно видети старца, убеленнаго сединами, пред разъяренным судиею за веру Христову
страдавшаго. Ты еси, яко агнец Божий, блаженне Ипполите, после долгих истязаний, связанный по рукам и ногам был еси брошен в море. Не убояся сего, ты и из пучины моря дивному во святых Своих, взывал еси Богу: Аллилуйя.
Всего себе предав Творцу своему, душа твоя возсия на тверди небесней, прия по смерти твоея светлый венче за страдания от Господа. Слики святых, предстоя у Престола Вседержителя немолчное пение приносиши о всех чтущих тя, с верою тебе молящиися и прославляющии тако:
Радуйся, яко житием своим ты Богу угодивый.
Радуйся, вси заповеди Господни в чистоте сохранивый.
Радуйся, злонамерения богомерзких мучителей истребивый.
Радуйся, цевнице Божественныя, во страданиях всех украшающая.
Радуйся, зрителю славы Божественныя неизреченныя.
Радуйся, всех молящихся тебе усердно помогающий.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Всякия напасти, скорби и мучения, ты священномучениче Ипполите, претерпел еси в земной жизни твоей. Крепость мужества души твоея удиви естество ангельское, узревша тя непобидима мученика Христова. Море отдаде тело твое на брег Остии пристани Римской, и чада паствы твоея со благоговением взяша е, положи тело твое во храме града Рима, поя дивному во святых Богу: Аллилуйя.
Витийство человеческое не возможе по достоянию своему изрещи подвиги и труды твоя, мучения и страдания за веру Христову претерпевша. Ты, яко пастырь добрый, упасл еси стадо твое на ниве Христовой, наставляя и обличая, наказуя и милуя, вся к Богу приводяй, да ничтоже погибе, но имать живот вечен. Темже и нам, к тебе пребегающим испроси у Господа спасения, блаженне Ипполите, вопиющих тебе:
Радуйся, яко истинную мудрость и страх Божий всегда имевый.
Радуйся, иго Христово благое восприявый.
Радуйся, язвы Господа на теле твоем понесший.
Радуйся, в жертву Христову самаго себе принесший.
Радуйся, яко чрез тебя многи к Богу обратишася.
Радуйся, яко ко преславным мученикам приложивыйся.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Спасти хотя паству твою и многия верныя во Христе живущия не убоялся еси убивающих тело, блаженне Ипполите, истину рекл еси на судилище неправедном, не убоялся еси мучителей, не устрашился истязаний тела твоего, сохранив непорочность Богоугоднаго жития твоего, поюще Богу в мученическом подвиге песнь: Аллилуйя.
Стена еси спасительная и твердость веры укрепления был ты еси всем верным христианом, священномучениче Ипполите. Ты был еси учеником святаго Иринея епископа Лионскаго, и яко известный богослов Христовой Церкви, написаны тобою многи сочинения, крепивших веру в Бога. Слова твои являлися спасительны и просты крепя вся верныя в единстве к Богу, за вся труды твоя восхвалим тя мы сице:
Радуйся, пастырю добрый, о славе Божией ревновавый.
Радуйся, яко феникс, в дому Божием процветший.
Радуйся, светильниче Божий, седящих во тьме озаривший.
Радуйся, дивная величия Божия верным открывший.
Радуйся, источниче Божий, жажду духовную многим открывший.
Радуйся, соблазнами мира себе не прельстивший.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Пение похвальное Господу совершашеся в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса града Рима, идеже положися тело твое. Вси бо вернии, приходящии в храм сей святый, молят тя, священномученика Христова, якоже хранил еси паству твою от всякого вреда и озлобления в земной жизни твоея, тако буди и по смерти твоея помощь и заступление твое всем чтущим тя. Богу же поющим хвалу: Аллилуйя.
Светозарная свеща, просвещающая души верныя бысть душа твоя, священномучениче Ипполите, у Престола Божия предстоящая. Молим тя, угодниче Божий, умоли Господа Сил о всех кающихся грешниках, и всех нас укрепи на твердом камени веры Христовой святыми поучении твоими, во умилении тебе поющими:
Радуйся, веры Христовой непоколебимый столпе.
Радуйся, претыкающихся о камень соблазна наставниче.
Радуйся, душепагубных ересей искоренителю.
Радуйся, премудрый наставниче паствы твоея и учителю.
Радуйся, древней церковной проповеди блюстителю.
Радуйся, ревностный пастырю Богом прославленный.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
Благодать Божия прослави тя, священномучениче Ипполите, в житии твоем, и по смерти твоея яко дивнаго во святых Своих Бог прославляет тя во святых мощех твоих. Вси бо притекающии с верою к тебе приемлют благодатныя врачевания, их же и мы просяще тя молим избави и всех нас от всякия нужды и болезней, да поем во смирении сердец наших Богу: Аллилуйя.
Поюще досточудныя подвиги и страдания твоя, со умилением сердец славим тя, славнаго священномученика Божия, яко не устраши тя ни печения, ни смерть. Подвигом добрым подвизался еси, веру в чистоте сохранив, и всем явился еси, яко истинный светоч Христов, и праведных духов сопричастниче. Мы же недостойнии память твою чтущии, глаголем ти:
Радуйся, дивная величия Божия всем возвещающии.
Радуйся, скоропредстательный помощниче бедствующих.
Радуйся, иго Христово на рамо свое восприемый.
Радуйся, пламенную любовь ко Господу во страданиях своих показавый.
Радуйся, образ жития твоего всем нам по смерти оставивый.
Радуйся, чтущих любовию память твою от бед и скорбей покрывающий.
Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.
О, предивный священномучениче Ипполите, приими нынешнее похвальное сие моление от нас недостойных и твоим ходатайством у Престола Божия испроси нам в вере Христовой укрепление, от бед и напастей избавление, миру умирение, ересей избавление. Болящим здравие и благоденствие по молитвам твоим Господь ниспошлет всем нам, да сподобимся с тобою пети Всеблагому Творцу и Богу нашему: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1.)
О, преславный и дивный страстотерпче, Архиерее Христов, священномучениче Ипполите. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, приисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял от Господа благодать и силу за тяжкая и многая страдания твоя, чтущия память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений. Божественным венцем украшенный и каплями кровей твоих священства одежду украсил еси, всеблаженне Ипполите, украси благолепием святительства Архиереи и вся священноначалия. Нас же всех, призывающих тя с верою и любовию избави от всякаго злаго обстояния, наипаче от еретического зломыслия и басней эллинских. Мир умири предстательством пред Господом, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас грешных Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.