Молитва к назарию

Советуем ознакомиться молитва к назарию с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий

Память святых мучеников Назария, Гервасия, Протасия и Келсия совершается в Православной Церкви 27 октября по новому стилю.

Жизненный путь святых страдальцев проходил в первом веке, а принятие святых венцов мученичества произошло во время правления императора Нерона, по приказу которого было убито большое количество христиан.

Родиной святого Назария был город Рим, а основы христианского вероучения он впитал с молоком матери – благочестивой христианки Перпетуи, хотя отец святого Назария, носивший имя Африкан, придерживался иудейского вероучения. Таинство Святого Крещения святой Назарий принял от правящего епископа. Еще в детском возрасте в душе будущего подвижника загорелась искорка пламенной любви к Господу и желания посвятить служению Ему всю свою жизнь. С возрастом это стремление крепло, и юноша стал проповедовать основы христианского вероучения другим людям и помогать страждущим христианам. Он отправился в город Милан, где при посещении заключенных подружился с двумя братьями-близнецами Протасием и Гервасием. Родиной этих братьев был город Милан, где они произошли от весьма состоятельных христиан Виталия и Валерии. Родители святых братьев пострадали за свои религиозные убеждения, не пожелав отречься от веры Христовой и поклониться языческим идолам.

После смерти отца с матерью благочестивые братья потратили оставшееся им в наследство состояние на помощь нуждающимся людям, а всем рабам, которые находились у них на служении даровали свободу. Все свое время Протасий и Гервасий стали посвящать молитве, а свои плотские страсти обуздывали строгим воздержанием. По прошествии некоторого времени языческим властям стало известно о религиозных убеждениях святых братьев-христиан. После того, как они публично заявили о своей приверженности к христианству, их наказали тюремным заключением. У святого Назария с заключенными братьями сложились очень теплые отношения: долгое время они проводили в духовных беседах и совместных молитвах. Святой Назарий всеми силами старался облегчить несение уз своим друзьям. Узнав о его помощи братьям, языческие власти подвергли его побоям и изгнали из своего города. Но все произошло по попустительству Божию для спасения душ людских: после изгнания из Милана святой Назарий в Галлии стал проповедовать учение Христа, в результате чего многие жители обратились из тьмы языческих заблуждений к свету христианского познания Бога.

Проповедь святого Назария проходила в городе Кимеле, где подвижник крестил в христианскую веру Келсия. Мать этого юноши воспитывала его в духе учения Христовой Церкви и, когда познакомилась со святым Назарием, с радостью отпустила своего сына, чтобы он разделил труды по проповеди христианства среди язычников. Даже угроза смертной казни не страшила верных Своему Спасителю христиан, сердца которых горели стремлением разделить радость общения с Богом с максимальным количеством людей, чтобы привести их души ко спасению.

Проповедь святых Назария и Келсия была настолько убедительной, что большое количество язычников стало верными христианами. Но, правители находились в тьме языческого идолопоклонства, смертно карая последователей Господа Иисуса Христа. За проповеднические труды святые Назарий и Келсий были отданы диким голодным зверям для принятия лютой смерти, но хищники даже не тронули угодников Божиих. Многие свидетели этого чуда вразумились и осознали ошибочность языческого учения. После этого было приказано бросить святых Назария и Келсия в пучину морских вод, но дивным образом они смогли шагать по поверхности волн, как по дороге. Те военные служители, которые приводили смертоносные приказы в жизнь, убедились в суетности язычества и правдивости христианского учения, а затем приняли Святое Крещение. Мученикам они даровали свободу.

После своего освобождения святые мученики пришли в Милан, где навестили томящихся в заключении святых братьев-близнецов. Узнав об этом, император Нерон отдал приказ об их казни, а в скором времени были обезглавлены святые Гервасий и Протасий.

В пятом веке святитель Амвросий Медиоланский по откровению Божию открыл мощи угодников Божиих, от которых стали происходить многие чудеса. Затем состоялось торжественное перенесение святых мощей в городскую соборную церковь.

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости.// Тех молитвами спаси души наша.

Светильницы светлии явльшеся,/ Божественнии мученицы,/ тварь светом чудес озаряете,/ недугов разрешающе глубокую нощь всегда/ и Христу Единому Богу молящеся// непрестанно о всех нас.

Велича́ем вас, / страстоте́рпцы святи́и, / и чтим честна́я страда́ния ва́ша, / я́же за Христа́ / претерпе́ли есте́.

РУССКИЕ ПОДВИЖНИКИ 19-ГО ВЕКА

ОТЕЦ НАЗАРИЙ, ИГУМЕН ВАЛААМСКИЙ

Отец Назарий, в миру Николай Кондратьевич, сын причетника села Аносова, Тамбовской губ., и жены его Мавры, родился в 1735 г.; на семнадцатом году ушел в Саровскую пустынь, в 1760 г. пострижен и в 1776 г. посвящен в иеромонахи. О. Назарий строжайшим образом соблюдал устав. Чтение священное было пищею его души. Его мысль была настолько проникнута божественным, что для дел мирских он не знал и слов, как говорить о них. Когда же говорил он о Боге, то слушатели забывали время. Все свои беседы он основывал всегда на изречении Св. Писания. Слово его было прямо, право и резко; с виду он был строг и как бы неприступен, но сила его слов привлекала к нему сердца. Одежда его близка была к рубищу. Слава о его подвижнической жизни достигла и до Петербурга.

Митрополит Гавриил, задумав восстановить древнюю обитель Валаамскую, искал способного и духовного инока в настоятели, и выбор его остановился на о. Назарии. Из епархии и пустыни, желая удержать подвижника, ответили, что он человек малоумный и неопытный в духовной жизни. Митрополит, понимая смирение Назария, ответил: "У меня много своих умников, пришлите мне вашего глупца". В 1782 году о. Назарий определен строителем Валаама.

Обитель, расположенная на острове Валааме, среди Ладожского озера, представляющая особое удобство для иноческой жизни, давшая таких великих отцов, как преп. Александр Свирский, Кирилл Белозерский, Герман, Савватий, находилась в полном упадке. Она состояла за штатом, средств к содержанию не было, здания рушились, немногочисленное братство состояло из престарелых людей. Некому было служить, некому стоять на клиросе.

При о. Назарии возник внутренний четыреугольник обители, состоящий из каменных собора, двух церквей, ризницы, трапезы и келлий. Монастырь включен в число штатных монастырей, и штат определен в 30 человек; строитель возведен в сан игумена; императором Павлом пожалованы монастырю Кюменские рыбные ловли, главный источник его содержания. По воле митрополита Гавриила, о. Назарий ввел в Валааме общежительный устав Саровской пустыни и установил три рода жизни: общежительный, схимнический и пустынный. Слава о Валааме стала расходиться по православному миру; даже приходившие в него афонские иноки смотрели на него с удивлением, говоря, что по внутреннему устройству он выше афонских монастырей.

Всюду подавал о. Назарий всем пример своею жизнью. Строгий исполнитель устава, во всех трудах общежития, во всех работах монастырских подвизался он впереди всех. Особенно любил он безмолвие и удалялся на целые недвли в уединенную пустыню.

Кроме восстановления древнего Валаама, о. Назарий оказал великую услугу делу православной проповеди в русских северо-американских владениях. По благословению Св. Синода, он избрал из братии Валаама десять человек миссионеров. Из них особенно памятны: архимандрит Иоасаф, начальник миссии, возведенный в сан архиерея и утонувший, иеромонах Ювеналий, принявший мученическую кончину, и монах Герман.

Сохранились рассказы о следующих двух случаях из жизни о. Назария.

В царствование Екатерины II у Петербурга произошло морское сражение со шведами. Весь город был в страхе, митрополит молился, заключившись в келлии. В это время о. Назарий настоятельно потребовал свидания с митрополитом и уверил его в победе и безопасности. В подтверждение своих слов показал на стороне моря души убитых воинов, восходящих на светлых облаках к небу. Тогда митрополит ободрил императрицу.

При императоре Александре I сановник К. подвергся царской немилости; его жена умоляла о. Назария молиться за мужа. Тот обещал попросить царских приближенных.

– Всех уже просила, – отвечала жена опального.

– Да не тех, кого надо, – ответил о. Назарий и, взяв у К. много мелких денег, отправился раздавать их бедным. Только к вечеру он роздал все, и вернулся в обеспокоенную семью со словами: "Ну, слава Богу, обещали все приближенные царские просить за вас". Вслед затем пришло известие, что дело кончилось благополучно. Тогда, отвечая на вопрос, объяснил о. Назарий, кто те приближенные, которых он просил и какого царя.

Когда был предпринят перевод с греческого великой подвижнической книги "Добротолюбие", митрополит Гавриил предписал ученым переводчикам советоваться во всем с духовными старцами и прежде всего указал на о. Назария. "Они из опыта лучше вас понимают духовные истины", – сказал митрополит.

В 1801 году о. Назарий испросил себе увольнение на покой. Сперва он уединился на Валааме в своей отшельнической келлии, куда удалялся и раньше, занимаясь молитвою и рукоделием. Но обстоятельства принудили его покинуть Валаам.

Выбирая место для пустынножительства, о. Назарий отправился в область черноморских казаков. По дороге, в Воронежской губернии, о. Назарий пристал однажды у одного священника. Когда пришло время для служения воскресной всенощной, священник объявил старцу, что он никогда не служит, так как храм бывает пуст, и не для кого служить.

– Храм не может быть пуст, – отвечал старец, – в нем находится ангел, блюститель престола Господня. И потом, если не пойдут прихожане, то пойдут ангелы, хранители душ их; ибо при всяком славословии Божием ангелы первые бывают и сослужители и сославословители, и они бы наполнили вашу церковь. Если бы вы молились о пастве вашей, Господь повелел бы ангелам возбуждать их души к молитве. Какой же ответ, в день страшного суда, дадите вы о погибели ее, когда не употребляете никаких мер для ее спасения!

Священник просил старца наставлять его, и о. Назарий посоветовал немедленно отслужить всенощную, которую они вместе и отправили по чину. В церковь пришли старики, созвали еще кой-кого из своих, так что всего собралось до 30 человек. При выходе из церкви старец пояснил необходимость ходить в церковь. К обедне народу собралось несколько больше. После обеда стал собираться на погост народ, для веселья. "Пойдем и мы, сказал о. Назарш священнику, возьмите Четью-Минею". Придя на погост, они сели, и священник стал читать житие дневного святого, в промежутках о. Назарий говорил от себя наставления. Сперва подошли старики, потом кое-кто и помоложе. Ежедневно священник стал служить обедню, и число прихожан умножалось, о. Назарий не пропускал случая беседовать, пока не отправился в дальнейший путь.

Не найдя себе удобного места в земле черноморских казаков, о. Назарий поехал назад чрез то же село, и как раз прибыл туда в воскресный день, к благовесту. Народу было у церкви множество, и народ с восторгом встретил старца, которого успел полюбить. После обедни священник, указывая о. Назарию на то, что не только храм, но и паперти полны молящимися, сказал предстоящим, что это – плод молитв о. Назария. До конца жизни о. Назарий поддерживал переписку с этим священником.

Вернувшись в Саров, где полагал начало монашеству, о. Назарий устроил себе пустынную келлию в лесу, при речке Саровке. Когда хватало сил. он в ночное время ходил по лесу, совершая на память молитвословие 12 псалмов, и к рассвету возвращался в келлию. Не раз встречался он с медведями, которые не трогали его, и он их не боялся.

Многие отшельники поверяли ему свои помыслы. В Тамбовском и Нижегородском краю образовалось под его руководством много женских общежитий. Имея дар прозорливости, о. Назарий видел обнаженными человеческие мысли и грехи. Делатель умной молитвы, так писал о ней старец: "Помолимся духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в слова апостола Павла: "Хощу реши лучше пять слов умом, нежели тысячу языком". Изобразить не могу, сколь мы счастливы, что сии пять слов удостоилися говорить. Что за радость! Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного. Вообразите-ка: Господи, кого я называю? Создателя, Творца всего, Кого вся небесныя силы трепещут. Ум и сердце собрать во едино, глаза закрыть, мысленные очи возвести к Господу. О сладчайший и дражайший Господи, Иисусе Христе Сыне Божий!"

После пятилетнего пребывания в Сарове, о. Назарий скончался, 74 лет – 23 февраля 1809 г. и погребен у алтаря теплой церкви.

После отца Назария осталось "Старческое наставление" – содержащее советы монашествующим. Вот некоторые отрывки из него.

Наставление о молитве, особенно в церкви. – Рассмотри, любезный брате, нижеследующее предписание, служащее ко спасению нашей души, а именно: 1) в полунощи непременно восстани, прежде утреннего славословия, стани перед Богом и чистосердечную пролей к нему молитву несколько времени, так, как сказано о сем ниже.

Приспевшу же времени утреннего славословия, с усердием, восстани и поспеши, как можно, к началу богослужения церковного; а притекши в церковь, на соборную молитву, стани на удобном месте, собери все силы мыслей твоего разума, дабы не мечтали и не летали по всем странам, качествам злым и предметам, возбуждающим наши страсти.

Старайся как можно углубить крепко в сердце твое чтение и пение церковное, и оное напечатлеть на скрижалях его.

Внимай без лености, не ослабевай телом, не прислоняйся к стене или к столбу церковному; но нозе соедини равно одну с другою, и руки приложи к персям; главою поникни к земли, а ум устреми в небесные селения.

Берегись, как можно, чтоб отнюдь не сметь не только о чем-нибудь разговаривать, но ниже бы на кого, или на что очима воззреть. Внимай чтению и пению церковному, старайся, как можно, не допустить празднословити уму своему.

Если не можеши понимати, слушая пение и чтение церковное, то с благоговением тайно твори молитву имени Иисусову, следующим образом: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного". Старайся углубить сию молитву в душу и сердце твое; твори оную умом и мыслью, не попускай оной ни на малое время удалиться от уст твоих; соединяй оную как можно с дыханием твоим и сколько сил твоих есть, старайся при сем нудить себя к сокрушенью сердечному, да не без слез каешися о гресех твоих. Если же нет слез, то должны быть, по крайней мере, сокрушенье и стенанье сердечные. Наблюдай, дабы церковные службы не проходили без сего.

Наставление для времени после церковного богослужения. По окончаньи церковного славословья, исходя в келлью свою из церкви, берегись, как можно, дабы отнюдь ни с кем не стати и ничего не глаголати. Паче же всего хранися вредного празднословья и смеха; но гряди спешно в келлию свою, не испущая из уст ума своего и мыслей молитву Иисусову.

Пришедши в келлию, затвори дверь, и, аще можеши, то стани, и с усердьем, вниманьем и благодареньем, помолись немного о себе, о родителях, благотворителях и о всем мире; положи несколько земных или поясных поклонов с молитвою.

Посем возьми книгу и мало почитай.

Аще же изнеможеши от утружденья, либо от болезни, или от старости лет своих, то можешь по сим причинам и отменить сии труды; а вместо сего несколько молиться, сидя или лежа с четками.

При выполнении всего показанного обуздай, как можно, ум и мысли твои молитвою; берегись, дабы и мысли твои не парили к предметам неполезным и вредным душе.

Тако подобает творити и оберегать себя непременно после всякого церковного правила. Отдохнувши же мало и соделавши по наставлению, как сказано, если имеешь врученное тебе какое дело или общее послушание для телесных трудов, то принимайся за оное так, как за определенное тебе от самого Христа, а не как от человека. Посему восставай спешно, с любовью пребывай в служении, без роптания трудися, измождая свою плоть.

Если ж нет порученного тебе дела служения, то делай свое, какое имеешь рукоделие, или чтением книжным насыщай и назидай душу твою или иным чем, не препятствующим нашему спасению. Внимай сему крепко, чтоб отнюдь не быть в своей келлии праздному. Ибо праздность первая всему злу учительница, и аще она вкоренится в кого, тому много трудов предлежит для истребления оной.

О пребывании в келлии и о исхождении. – Береги себя прилежно и в сем: не исходи безвременно из келлии твоей, кроме необходимой нужды, чтоб послушать, любви ради ближнего, или чтоб немощному послужить, или если от настоятеля или от ближнего по любви куда пошлешися, или к отцу духовному, по Бозе наставляющему тя, пойдеши.

Наблюдай же прилежно и сие: если выйдеши из келлии твоей по объявленным благословным причинам, то, идучи, старайся, как можно, не глядеть никуда по сторонам и не любопытствуй очами ни на что.

А если на пути нечаянно встретится кто с тобою, или увидишь вредное что, или неких усмотришь между собою безвременно беседующих; то берегись, да не сядеши или станеши с ними; даже берегись и помысла сего, не стать ли мне с ними, и услышать, что глаголют; но с молчанием поклонися им, и мимо их иди за своим делом в путь свой. И аще будут они к тебе что говорити, или останавливати, то ты паки поклонися им, говоря: простите, иду за делом, и имею нужду поспешить исполнением послушания; и отбегай скорее на свое дело или к пославшему тя. Помышляй сии Давидовы слова: "Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста".

Пришедши к тому, к кому ты послан, также старайся, как можно, чтобы излишнего не говорить, или не сидети без нужды; но, исполнив порученное тебе, скорее в келлию твою возвращайся с покойным духом.

О причащении Божественных Тайн. – Как скоро увидишь иерейскую руку, простираемую со святым таинством и ко устам твоим приносящую, то не думай, что ты от иерейской руки оный божественный дар принимаешь, но воображай и веруй от всея души, что приемлешь от руки самого Христа невидимо стоящего и во уста тебе оный влагающего. Воображай и веруй несомненно, что ты точно яси самую Владычню плоть, теперь от живого и животворящего состава телеси Его отделенную, и аки теперь из самого ребра Христова текущую кровь и воду пиеши; что видиши на кресте висящего Христа, и теперь из ран Его сосеши кровь и свет, и жизнь. Тако причащайся, тако веруй несомненно; тако воображай беспрестанно в уме своем.

Святой мученик Назарий и иже с ним

Святой мученик Назарий и иже с ним

Назарий родился в Риме, в еврейской семье, но мать его Перпетуя уверовала во Христа, и великий апостол Петр крестил ее. Она много молила Бога даровать святую веру Назарию, и Господь услышал ее. Назария крестил святой Лин, преемник Петра, и на юношу снизошел Святой Дух, а придя в зрелый возраст, он явился и совершенным христианином.

Тогда царствовал нечестивый Нерон (1 век нашей эры), открывший великое гонение на Церковь. Верующих сажали в тюрьмы и мучили, а Назарий посещал их, служил им и утешал духовной беседой. В темнице он познакомился с Гервасием и Протасием и так полюбил их, что хотел бы и умереть вместе с ними. Но Назария не убили, а побили палками и изгнали из города.

Ночью ему явилась в видении Перпетуя и велела идти в Галлию (Францию) проповедовать там веру Христову. Он пошел обращать язычников и в городе Мелии (близ нынешней Ниццы) встретил маленького мальчика Келсия, которого крестил и воспитал в благочестии. Мальчик вырос и, оставив родителей, последовал за Назарием и скоро сравнялся в премудрости со своим учителем.

Проповедуя слово Божие, Назарий и Келсий дошли до Тимира, где их схватили язычники и отослали к Нерону. В Риме Назария били ногами, а Келсия — розгами. Потом их привели в идольский храм, но по слову святых истуканы упали на землю. Тогда Келсия и Назария отдали на съедение зверям, но звери не тронули их. Наконец их бросили в море, но святые пошли по воде, как по полю, и вышли на берег. Пораженные этими чудесами, царские слуги уверовали во Христа и крестились.

После этого Назарий и Келсий посетили в темнице Гервасия и Протасия и нашли их еще живыми. А через несколько дней Назария и Келсия вновь арестовали, и им вместе с Протасием отрубили головы, а Гервасия забили до смерти оловянными прутьями.

Души мучеников отошли ко Христу, а тела их, пролежав в земле много лет, не истлели и, благоуханные, были обретены христианами. Больные от прикосновения к ним исцелялись, слепые прозревали, бесноватые освобождались от демонов.

Молитвами святых Твоих, Господи, просвети наши душевные очи, чтобы мы ходили во свете Лица Твоего и о имени Твоем возрадовались вовеки. Аминь.

Читайте также:

Оставить комментарий

Заходите на наш второй сайт “Семья и Вера”!

Милости просим на наш второй сайт Семья и Вера >>

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here