Молитва к св лазарю

Советуем ознакомиться молитва к св лазарю с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва к св лазарю

Праведному Лазарю Четверодневному, епископу Китийскому (тропарь, кондак и молитва)

Тропарь перенесению мощей, глас 4:

Я́ ко вели́ко сокро́вище и бога́тство некрадо́мо/ к нам прии́де из Ки́пра, Ла́заре,/ Про́мыслом всех Бо́га, повеле́нием царя́ благочести́ва,/ подая́ чту́щим тя исцеле́ния да́ром,/ избавля́я от бед и от вся́каго вре́да,/ ве́рою взыва́ющих ти:// спаси́ всех моли́твами свои́ми, Ла́заре о́тче наш.

Кондак перенесению мощей, глас 8:

В зы́де, я́ко звезда́ пресве́тлая,/ от Ки́пра честны́я мо́щи твоя́, Ла́заре,/ Ца́рствующий град освяща́ющи и христолюби́ваго царя́ веселя́щи/ и лю́ди своя́ обогаща́ющи,/ тобо́ю благода́ть исцеле́ния подаю́щи, ве́рно зову́щим ти:// ра́дуйся, Ла́заре, дру́же Бо́жий.

О, зело́ преди́вный и изря́дный дру́же Христо́в святы́й пра́ведный Ла́зарю, Вифа́нии похвало́ и всей вселе́нней превели́кое удивле́ние! Благослове́н дом твой, его́же Госпо́дь наш Иису́с Христо́с во днех пло́ти Своея́ с любо́вию посеща́ше, ви́дя ве́ру и добро́ту души́ твоея́ и боголюби́вых сесте́р твои́х Ма́рфы и Мари́и, зане́ ты возлюби́л еси́ Его́ всем се́рдцем твои́м, все́ю душе́ю твое́ю, все́ю мы́слию твое́ю и Тем до конца́ возлю́блен был еси́. Ди́вны та́йны твоя́, на тебе́ Боже́ственным Дру́гом твои́м и Го́сподом на́шим явле́нныя, я́ко изво́лися Ему́ пре́жде Креста́ Своего́ и Воскресе́ния показа́ти на тебе́ всему́ ми́ру сла́ву Свою́ и сотвори́ти тя предвозве́стника пресве́тлаго Своего́ из ме́ртвых тридне́внаго Воскресе́ния. Сего́ ра́ди Той, я́ко Влады́ка живота́ и сме́рти, попусти́ тебе́ сме́ртным сном усну́ти, и погребе́ну бы́ти, и да́же до а́довых глуби́н сни́ти, иде́же ты узре́л еси́ су́щия от ве́ка уме́ршыя во мно́жестве неисче́тном а́довыми у́зами содержи́мыя, и стра́шные стра́хи ви́дел еси́. И та́мо, егда́ те́ло твое́ возсмерде́нию сме́ртному уже́ предаде́ся, по четыре́х днех ты услы́шал еси́ Боже́ственный глас Дру́га твоего́, на гроб твой прише́дшаго: “Ла́заре, гряди́ вон!” И по гла́су сему́ ты а́бие из гро́ба возста́л еси́ и та́ко Вифа́нию возвесели́л еси́ и Ма́рфины и Мари́ины сле́зы утоли́л еси́, фарисе́и же и кни́жники, в ожесточе́нии серде́ц су́щих устраши́л еси́. Утоли́ же, святы́й дру́же Христо́в, и на́ши сле́зы, грех ра́ди на́ших пролива́емии, оживотвори́ на́ши ду́ши и телеса́, в возсмерде́нии страсте́й и нечисто́т грехо́вных су́щии, воздви́гни нас из гро́ба отчая́ния и лю́таго уны́ния, всех же нас изба́ви от ве́чныя сме́рти, я́коже и тебе́ Госпо́дь наш возста́ви от успе́ния сме́ртнаго. И умоли́ ми́лостиваго Бо́га, да сподо́бит нас прича́стницы бы́ти ве́чныя жи́зни, е́юже и ты по труде́х святи́тельства на о́строве Кри́тстем сам ны́не наслажда́ешися во оби́телех ра́йских, прославля́юще Всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • 22 Ноябрь 2017

Обновления на сайте

Обновления на сайте

В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.

Объявления

  • 08 Июль 2014

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Молитва к св лазарю

Страничка паломника. Рассказы о святых местах.

Святыни острова Кипр

Кипр иногда называют “островом святых”, так как он освящен подвигами множества угодников Божиих. Христианство на Кипре было проповедано Святыми Апостолами Павлом, Варнавой и Марком. Но еще до прибытия на Кипр апостолов здесь были отдельные христиане. Согласно Книге Деяний Апостольских, святые апостолы Павел и Варнава прошли весь Кипр от Саламина до П&#225фа. Епископом на Кипре был святой Лазарь Четверодневный, воскрешенный Господом Иисусом Христом. На Кипре родился святитель Спиридон Тримифунтский, а также святой Иоанн Милостивый. На Третьем Вселенском Соборе была утверждена Автокефалия Кипрской Церкви. Греки-киприоты – народ очень благочестивый. Здесь множество храмов, которые по воскресным и праздничным дням наполнены молящимися. Много монастырей. В одной небольшой деревеньке может быть несколько храмов. Одним из наиболее почитаемых святых является на Кипре святой великомученик Георгий Победоносец. Очень почитают здесь праведного Лазаря Четверодневного, мученика Маманта, великомученика Харалампия, мучеников Тимофея и Мавру.

В 1974 году северная часть острова была оккупирована турецкими войсками. Множество храмов было осквернено и разрушено, часть из них преврещено в мечети и развлекательные центры. Церковное имущество было разграблено. Многие христиане приняли мученическую кончину от рук турецких оккупантов.

Ларнака. Храм святого Лазаря.

Кипр. Ларнака. Храм праведного Лазаря

Одной из главных святынь Православного Кипра является храм святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Китион, Китий – древнее название Ларнаки. Собственно, “ларнак” – означает, переводе с греческого, “саркофаг”. В этом храме почивают мощи святого, а в подземной крипте находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Там же, в крипте, расположен и святой источник. Мощи праведного Лазаря были обретены в 9 веке здесь, в городе Китионе, где они лежали в земле в мраморном ковчеге, на котором было написано: “Лазарь четверодневный, друг Божий”. Тогда же над мощами был построен и храм в старинном редком архитектурном стиле. А иконостас, который мы видим ныне, датируется 18 веком. Выполнен он с удивительным мастерством и является одним из самых лучших образцов резьбы по дереву на Кипре. В иконостасе 120 икон, в основном, 18 века, византийского письма. Есть и старинные иконы. А русский паломник сразу заметит большую икону Пресвятой Богородицы работы руссских иконописцев.

На судьбе этого храма отразились многочисленные перипетии истории Кипра. Когда-то при храме святого Лазаря был монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили храм в Бенедектинский монастырь, заием некоторое время он им владели армянские римо-католики. Когда в 1570 году Кипр был захвачен турками, то они захватили храм. В 1589 году церковь святого лазаря была возвращена православным. А римо-католикам было позволено дважды в год совершать там службу в маленькой часовне, которая примыкала к алтарю с севера. Эта привилегия была отменена в 1794 году, потому что католики стали предъявлять претензии на владение всем храмом. До сих пор в храме можно заметить некоторые следы былого католичкского присутствия.

При византийском императоре Льве Мудром часть мощей святого Лазаря была перенесена в Константинополь, а на Кипре осталась честная глава святого. Впрочем, та часть мощей, которая была перенесена в Константинополь, была впоследствии похищена крестоносцами и увезена на Запад.

Святой праведный Лазарь жил вместе с сестрами Марией и Марфой недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Святого Лазаря Сам Господь называет Своим другом: “Лазарь, друг наш, успе. “, – говорит Спаситель ученикам. 1 Евангелие повествует нам, что Господь наш Иисус Христос очень любил праведного Лазаря и его сестер – Марию и Марфу. Когда Лазарь заболел, сестры его послали сказать об этом Спасителю, на что Господь ответил, что эта болезнь не к смерти, но для того, чтобы явилась слава Божия. Вскоре Лазарь умер, и прошло уже четыре дня со дня его смерти, когда пришел Господь. Подойдя к пещере, в которой был погребен умерший, Христос воззвал к нему: “Лазаре, гряди вон!” И воскрес Лазарь, и вышел из пещеры, причем пролез в очень узкое отверстие, обвязанный по рукам и ногам погребальными пеленами. Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу 6-й недели Великого поста, которая ради этого именутся Лазаревой субботой. Это чудо яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Всемогуществе Господа Иисуса Христа, о Его владычестве над жизнью и смертью человеческой, а также служило для уверения людей в истине воскресения мертвых и было прообразом воскресения Самого Господа. Многие тогда, видев воскрешенного Лазаря, веровали в Господа. И Святая Церковь именует святого Лазаря Четверодневным, напоминая нам об этом чуде – воскрешении Спасителем четверодневного мертвеца.

Одержимые завистью иудейские начальники хотели убить святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом (его рукоположили апостолы Павел и Варнава), удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками. 2

Память святого праведного Лазаря Четверодневного Святая Церковь совершает 17(30) октября, а также в субботу 6-й седмицы Великого Поста.

Рядом с храмом святого Лазаря есть небольшой музей, в экспозиции которого представлены старинные иконы, облачения, церковная утварь. И каждый раз, посещая этот музей, открываешь для души что-то новое, вглядываясь в старинные иконописные изображения. Вот древняя икона святого Лазаря. А вот очень интересная икона, изображающая мч.Трифона с серпом (19 век). А вот остановился у иконы Входа Господня в Иерусалим (17 век) и поражает взгляд Спасителя. Привлекает внимание старинная икона Рождества Христова. Матерь Божия обращена к Богомладенцу, и взгляд Ее полон бесконечной любви и печали. И даже удивительно, как мог так глубоко передать это иконописец.

Монастырь Ставров&#253ни (Святого Креста)

Кипр. Монастырь Ставровуни

На вершине высокой горы, вдали от мирской суеты расположен древний монастырь Ставров&#253ни, что в переводе с греческого означает: монастырь Святого Креста (“Ставрос” – Крест, “вуно” – гора). Основана была эта обитель святой равноапостольной царицей Еленой. Главной святыней обители является частица Животворящего Креста Господня, которую святая Елена оставила в монастыре.

Ранее эта гора называлась Олимп, а на ее вершине находилось языческое капище. Согласно древнему преданию, корабль святой императрицы Елены, которая везла часть обретенного ею Животворящего Креста Господня, по пути из Палестины в Константинополь вынужден был, спасаясь от шторма, пристать у берегов Кипра. В то время на острове была ужасная засуха, повсюду развелись ядовитые змеи, свирепствовал мор. Святой Елене явился Ангел Господень и возвестил ей повеление Божие: воздвигнуть на Кипре христианские храмы и оставить здесь частицу Животворящего Креста. Повинуясь воле Божией, святая Елена основала на Кипре несколько храмов. Святой же Крест был чудесным образом перенесен на вершину горы Олимп (ныне Ставровуни), указав, таким образом, место, где должен был быть построен храм в честь Животворящего Креста Господня. Тогда было разрушено находившееся здесь языческое капище и воздвигнут христианский храм, в котором царица Елена оставила частицу Святого Креста, часть креста покаявшегося разбойника и Гвоздь из Распятия.

Точных сведений о том, когда здесь возник монастырь, нет. Первые упоминания о нем относятся к XI – XII векам. Первоначально обитель была совсем небольшой. Во время латинского правления (1192 – 1571) православные монахи были изгнаны из монастыря и обитель вплоть до 1471 года находилась во владении бенедектинцев. В 1426 году монастырь был разграблен мусульманами во время одного из египетских нашествий. А летом 1570 года на Кипр вторглись турки-оттоманы. Завоеватели разорили обитель Святого Креста, а большинство насельников и мирян, которые укрывались в стенах монастыря, приняли мученическую кончину или были уведены в плен. Однако, через некоторое время киприотам удалось получить у турецких властей разрешение на выкуп захваченных монастырей. Тогда монашеская жизнь в обители Ставровуни возродилась. Британское колониальное правление (1878 – 1960) принесло очередные испытания, пока, наконец, в 1960 году Республика Кипр не обрела независимость.

Поднимаемся по живописным горным склонам. Это cейчас машина доставит вас к святым вратам обители совсем быстро. Удобная дорога, комфортабельный автомобиль. А раньше добраться до монастыря Ставровуни было непросто – высоко-высоко приходилось подниматься по горным тропочкам. Долгим и нелегким был этот путь. Обитель отличается строгостью устава, женщинам вход в нее возбранен. Для их утешения у врат монастыря выстроена часовня в честь Всех Кипрских Святых. В часовне можно приложиться к Святому Кресту. Хотя та частица Животворящего Креста, что была принесена сюда святой царицей Еленой, находится в самом монастыре. Также в часовенке можно помолиться у икон Апостола Варнавы и святителя Спиридона, которые были родом с Кипра. Вплоть до 1983 года в обители не было ни электричества, ни телефона, ни водопровода. Водой насельники обеспечивались только при помощи цистерн для сбора дождевой воды.

С вершины горы открываются необыкновенные по красоте виды. С одной стороны – вид на Ларнаку, с другой – на Никосию (нынешнюю столицу Кипра).

Деревня Кит&#250. Храм Ангелоктисти.

Рядом с Ларнакой в небольшой деревне Кити есть храм, который назвается Ангелоктисти, то есть, “Созданный Ангелами”. В алтаре этого храма сохранились уникальные древние фрески. А также благочестивый паломник надолго остановится у чудотворного образа святого Архангела Михаила. С этой прекрасной иконы взирает на вас Святой Архистратиг Михаил. и взгляд его проникает в душу, и трудно уже бывает отойти, приникнув с молитвой к Небесному заступнику.

Московская иконописная мастерская “Фавор” уже более 20 лет трудится в области иконописания, фрески, резьбы по дереву, и других видах церковного искусства.

Все работы в нашей мастерской выполняются по традиционному иконописному канону, опираясь на древнерусскую, византийскую, сербскую школы иконописи.

В настоящее время работы (иконостасы, фреска. резьба) мастерской находятся в России, Австралии, Германии, Франции, Голландии, США, Финляндии, и других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Наши мастера Вершинин Сергей, Красиков Максим, Чубаков Артемий, Паромов Алексей, резчик Владимир Быков.

Святой Лазарь в православной иконографии

Апрель 12th 2014 –

Протопресвитер Стаматис Склирис

В тропаре Лазаревой субботы поется: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

Такими словами наша Церковь прославляет воскресение почтенного Лазаря и одновременно обнаруживает более глубокий смысл чуда Воскресения и связанного с ним церковного праздника. Ведь это чудо Господне являет собой не просто одно событие из жизни Лазаря, но обещание всеобщего Воскресения всего человеческого рода. Эту истину Церковь выражает не только с помощью литургической поэзии и духовной музыки, но и посредством особого языка церковной иконографии. Тема нашего исследования – как и каким образом церковная живопись прославляет и воспевает святого Лазаря. Православная иконография посвящает святому Лазарю два иконографических сюжета. Первый связан с его воскрешением, второй – особенное изображение Лазаря как иерарха. Мы опишем оба этих сюжета и в конце сделаем вывод о месте и значении святого Лазаря в православной иконографии и богословии Воскресения.

1. Иконографический сюжет «Воскресение Лазаря».

Это одновременно Евангельский и исторический сюжет. Он основывается на Евангельских повествованиях (Иоанн 11:1 – 44) и представляет собой не просто символ или притчу. Это отражение исторического факта, случившегося в конкретном месте и в конкретное время. Это произошло в Вифании, где жил друг Иисуса Христа со своими сестрами, за несколько дней до Его страстей. Таким образом, икона «Воскресение Лазаря» отражает следующие исторические детали:

1) Захоронения проводились за пределами Вифании – город виден на заднем плане.

2) Показана пещера, от которой люди отодвигают плиту.

3) Лазарь изображен стоя или сидя в глубине пещеры, завернутый в саван.

4) Один из изображенных людей прикрывает нос платком, ожидая неприятного запаха от «четверодневного» умершего.

5) Человек, отодвигающий от пещеры плиту, очевидно, прикладывает большую силу, чтобы поднять этот тяжелый камень.

6) Друзья, соседи и ученики с изумлением наблюдают за происходящим.

7) Марфа и Мария преклоняются перед Господом и с благоговением припадают к Его ногам.

8) Иисус присутствует на иконе и обращается к Лазарю с призывом, благословляя его десницей. Здесь живописи придаются черты, выходящие за пределы исторических данных, поднимающие изображение на новый уровень. Однако даже при помощи исторических элементов этого изображения удается представить Иисуса как Источник силы и жизни. Живопись – это визуальный вид искусства, а не акустический, это искусство места, а не времени. Оно не может показать нам движение и дать нам возможность услышать: «Лазарь! иди вон». Живописное изображение показывает нам кульминационный момент, когда Иисус предстает как Вседержитель и Господин жизни и смерти. Он, бросая на своего умершего друга сверкающий взгляд, властно простирает руку и благословляет его. Благодать Иисуса возвращает Лазаря к жизни.

Запомним этот образ Христа, занимающий ключевое место в сюжете, и оставим исторические данные для последующего развития нашей темы. Если мы предпримем попытку вписать изображение «Воскресения Лазаря» в общий контекст иконографии, то мы убедимся, что Церковь придает этому иконографическому сюжету особую ценность. Воскресение Лазаря считается не просто одним из чудес Христа или эпизодом из жизни святого. Оно включено в число двунадесятых праздников – иконографического цикла из двенадцати сюжетов, являющихся ключевыми в земном воплощении Христа. Эти сцены изображены в сводах, образующих крест, лежащий в основе византийского храма, или на отдельных иконах, создающих иконостас.

Очевидно, что этот сюжет имеет целью направить нас от росписей нижних регистров, изображающих отдельных святых, сцен из их жизни и чудес, к воплощенному смотрению Христа, которое изображают находящиеся в верхних регистрах храма сцены двунадесятых праздников, а от них – к куполу храма с изображенным в нем «Солнцем Правды» Вседержителем Христом.

Изображения на иконостасе сосредотачивают наше внимание на священном Престоле, на евхаристической атмосфере, чаянии последних времен и грядущего пришествия Христа, открывающего нам Царство Отца, Сына и Святого Духа.

Иными словами, помимо чисто исторического аспекта, мы должны искать в сюжетах двунадесятых праздников (в том числе и Воскрешения Лазаря) другой смысл и значение. Функциональное расположение этих росписей между небом и землей, на отдельных иконах между престолом и наосом, говорит о месте этих событий в истории и в последних временах. И действительно, если мы внимательно рассмотрим икону «Воскресения Лазаря» и поместим ее в общий контекст православной иконографии, то мы придем к выводу, что за историческим уровнем скрывается нечто иное. В каждой исторической детали, которую мы можем видеть на иконе «Воскресения Лазаря», заметна известная византийская установка на создание, помимо исторического, эсхатологического плана. На это указывают следующие факты.

1) Мертвый Лазарь не просто пребывает в спокойствии, а смиренно преклоняется перед Господом, как будто его воскрешение – это результат послушания тленной природы Иисусу, Который изображен на иконе не просто как историческое лицо, но как эсхатологический Иисус Христос, Которому все подчиняется. Это объясняет и то, почему таким властным Он представлен на иконе. Таким образом, православной иконографии присущ особый взгляд, сочетающий историю и эсхатологию.

Она смотрит на исторические события и видит за ними их конец, эсхатологическое завершение.

2) Такой подход – это не результат вдохновения иконописца. Этот эсхатологический мотив преодоления смерти, тления и всех законов природы красной нитью проходит через всю иконографию, и этому канону следует любая икона, написанная в рамках православной иконографии, независимо от вдохновения и благочестия своего создателя. Характерной является и другая деталь. Человек, отодвигающий плиту, прикладывает огромную физическую силу, чтобы поднять этот тяжелый камень. Но если мы вглядимся в изображение плиты, то заметим, что она представлена легкой и невесомой. Такой эффект достигается за счет отсутствия на иконе материального источника света, например, солнца. Свет исходит из неизвестного источника и не следует закону прямого распространения. Таким образом, плита не отбрасывает тень на землю и сама лишена светотени, толщины и объема, вследствие чего не производит впечатления тяжеловесности. То есть, с одной стороны, изображение показывает зрителю чувство тяжести, но с другой стороны, свет, особенным образом освещающий эту сцену, лишает нас впечатления тяжести. Таков живописный язык Церкви. Он показывает материальный мир, абстрагированный и освобожденный от тленности, а реальные исторические события поднимает на новый ирреальный и эсхатологический уровень.

3) Теми же особенностями характеризуются изображения гор и построек, которые, лишенные теней и целиком освещенные, не производят впечатления тяжеловесности.

4) Горы на большинстве икон «Воскресения Лазаря» имеют особенную форму призмы, характерную для византийской живописи, и представлены как невесомые пружины, стремящиеся вверх и лишенные своего собственного веса.

5) Икона освещена таким образом, что не создает впечатления рассвета или заката, словно действие происходит не в какое-то определенное время суток.

Эти эсхатологические элементы сосуществуют с историческими реалиями изображения, представляя пространство и время не раздробленным, а единым. История и эсхатология соединяются в лице исторического Христа, воскресившего Лазаря, и грядущего всесильного Сына Божьего и Пантократора. Таким образом, в православной иконографии на иконах «Воскресения Лазаря» изображено Воскресение не отдельного человека, а всего человеческого рода и преображение всего творения. Суть этого праздника, воспеваемая, как мы сказали в начале, поэзией и гимнографией, оказывается в равной степени выраженной и языком церковной живописи.

Приглашаем Вас побывать в Ларнаке, юной и древней, наследнице славного Китиона, городе, о котором мы находим упоминание в Библии.

Иеромонах отец Сафрониус Михаелидес написал эту небольшую книгу, чтобы рассказать о храме, о его истории и истории Ларнаки всем кто прибудет сюда.

Этот рассказ увлекательный и интересный, написанный глубоким специалистом, человеком, любящим свой город и знающим историю своего народа. Ниже помещены некоторые пояснения и комментарии, подготовленные переводчиком, некоторые сделаны после разъяснения отца Сафрониуса, за что переводчик выражает глубокую благодарность автору книги. Благодарю также господина Ашодиса, за помощь и поддержку во время работы над переводом.

Источники: http://www.luchmir.com/Religiya/LAZARUS10.htm, http://www.hram-ks.ru/kipr.shtml, http://www.icon-favor.ru/?rec=43552326&nm=&p=&page=1378&pgl=1&lonp=50&mcat=378, http://alchevskpravoslavniy.ru/ikony/obretenie/svyatoj-lazar-v-pravoslavnoj-ikonografii.html, http://ricolor.org/europe/kipr/pm/sv/8/NULL Комментариев пока нет!

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here