Молитва как духовное оружие

Советуем ознакомиться молитва как духовное оружие с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Оружие молитвы

Для того, чтобы мы могли наступать и разрушать твердыни врага, Бога дал нам соответствующее духовное оружие. Во 2 Коринфянам 10:4 Павел пишет:

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы.

О каких твердынях здесь речь? Конечно, о сатанинских. Другими словами, Бог обеспечил для нас духовное оружие. На основании изучения, а также личного опыта, я верю, что Писание называет четыре главных типа оружия нападения — духовного оружия нападения. Вот они: молитва, хвала, проповедь и свидетельство. Сейчас мы будем беседовать об оружии по имени «молитва».

Конечно, я желаю сказать, что молитва — это нечто больше, чем оружие. Молитва имеет много аспектов, но один из этих аспектов состоит в том, что молитва является оружием духовной войны. Я верю, что это самое мощное из всех оружий, которые Бог нам вручил.

В Ефесянам 6 после перечисления Павлом шести элементов защитного духовного оружия, он, продолжая, пишет в 6:18 такие слова:

Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых.

Здесь апостол переходит от защиты к наступлению. Я верю, что это не случайность, что сразу же после перечисления оружия защиты он немедленно переходит к молитве. Я уверен, что здесь он говорит о самом сильном оружии нападения, наступления, которым является молитва.

Подумайте о молитве, как о межконтинентальной баллистической ракете. Знаете, что это такое? Я не специалист, но знаю, что это снаряд, запускаемый с одного континента на другой и управляемый электроникой, радаром, направляющими его к цели, находящейся на другом континенте. Попадая в эту цель, этот снаряд уничтожает объект. Молитва также неимеет пределов. Для нее не существует ограничений во времени или в расстоянии. Молитва — это как межконтинентальный баллистический снаряд. Она может разрушить сатанинские твердыни и крепости, вместе со всей областью поднебесной.

Давайте рассмотрим пример молитвенной атаки в книге Деяний. Откроем Деяния 12:1-6. Здесь описание ситуации преследования царем Иродом Церкви. Такой лидер, как Иаков, был уже уничтожен Иродом, Петр был арестован и был назначен к такой же участи.

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем; видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, — тогда были дни опресноков, — и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу. Когда же Ирод хотел вывести его, в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу.

Перед нами усиленно охраняемая тюрьма, внутренняя тюрьма. Ирод сделал все, чтобы никто не мог спасти Петра. Шестнадцать солдат стерегут Петра днем и ночью. Один солдат был прикован к руке Петра. Так выглядит усиленная охрана. Физически никакие попытки спастись были невозможными. Но Церковь прилежно молилась.

Я хочу заметить, что кризис в жизни часто меняет к лучшему наши инстанции обращения за помощью. У этой Церкви был внезапно отнят Иаков, потом угрожала опасность смерти Петру. Таковы были причины искренней, прилежной молитвы. Эта Церковь молилась не только в дневное, но и в ночное время. Бывают периоды, когда дневных молитв недостаточно. В Луки Иисус сказал, что Бог избавит Своих избранных, вопиющих к Нему день и ночь. Иногда молитву нужно сделать интенсивной, если есть нужда в Божьем вмешательстве. Я также хотел бы напомнить обещание, данное Христом Петру. В Иоанна 21:18-19 Христос сказал Петру:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Интересно, размышлял ли Петр над этим обещанием Христа, сидя в тюрьме? Христос сказал: «А когда состаришься. » В это время Петр не был еще старым человеком. Я считаю, что он по видимому думал, что что-то должно произойти в тюрьме, потому что слова Христа должны же исполниться! И молитва Церкви сделала это «что-то» эффективным.

Давайте посмотрим, как Бог выслушал молитву Церкви. Ангел явился, чтобы освободить Петра! Вот описание этого события с 8 по 11 стих:

И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Прошедши первую и вторую стражу, они вышли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им; они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало. Тогда Петр, пришед в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский.

Вот как отвечает Бог на молитвы Церкви — Он отвечает сверхъестественным вмешательством через ангела. Однако, освобождение Петра из тюрьмы было только частью ответа на молитву Церкви. Второй частью был суда ангела над Иродом, преследовавшим Церковь. Об этом говорят стихи 19-23, главы 12 книги Деяний:

Ирод же, поискав его и не нашед, судил стражей и велел казнить их; потом он отправился из Иудеи в Кесарию и там оставался. Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и склонивши на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от области царской. В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним, а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер.

Давайте посмотрим, как молитва действует в ситуации, когда она является оружием нападения. Молитва прорвалась через все небеса и высвободила вмешательство ангела. Мы можем сравнить ее с молитвой Даниила в книге Даниила, главе 10, когда Даниил молился и ангел пришел с небес с ответом.

Следующее сообщение в 24 стихе:

Слово же Божье росло и распространялось.

Здесь изображено распространение Слова Божьего, включая обетование Иисуса Петру о сроке его смерти. Но для осуществления обетований Божьего Слова необходима молитва. Это нам нужно понять раз и навсегда, что обетования Божьего Слова не заменяют ценности наших молитв, они побуждают нас молиться, и чтобы обетования Божьего Слова стали эффективными — необходимы молитвы, исходящие из нашего духа. Молитва также необходима для высвобождения вмешательства ангелов в нашу пользу.

Писание говорит, что ангелы являются служебными духами, посланными нам в помощь, но они не приходят, как правило, если мы не будем об этом молиться. Своими молитвами мы высвобождаем вмешательство ангелов, что является Божьим ответом. Уясните себе, что молитва прорывается через сатанинское царство в поднебесье и высвобождает вмешательство ангелов.

Молитва как духовное оружие

11 Апр Конспект: Духовное оружие христианина No8 – Молитва к Богу – 3, часть 83

Мы продолжаем изучать тему «Духовная война христианина». Сегодня будет 20-я проповедь по этой теме и 87 проповедь по посланию Ефесянам.

Посвящена сегодняшняя проповедь будет теме: «Духовное оружие христианина №8 – Молитва к Богу»!

Значение молитвы в жизни христианина?

1) Молитва – спасение от разрушительной гордыни (молитва смиряет)

2) Молитва – объединяет с людьми

3) Молитва – изменяет реальность

4) Молитва – великая гавань для души христианина

1. Роль молитвы в духовной войне

Роль молитвы в духовной войне заключается в том, чтобы мы смиренно, с правами сыновства обращались к самому Богу. Речь не идет о том, чтобы обращаться к демонам, бесам, сатане. Молитвой является обращение к Богу и ни к кому иному!

«Молитвы духовной битвы» – прием, которым сегодня активно пользуются представители движения духовной войны. Это означает, что во время молитвы человек вступает в открытую конфронтацию с сатаной и бесами. Один пастор объясняет данное явление следующим образом: Когда мы молимся об изгнании бесов, мы разрываем оковы, которыми они опутали нас, сдерживаем их силу и, в конце концов, изгоняем их… Обычно я говорю: «Во имя Иисуса я запрещаю тебе, злой дух! Ты больше не имеешь власти над жизнью этого человека». (John Wimber and Kevin Springer, Power Healing [San Francisco: Harper & Row, 1987], pp. 209-10) Что можно сказать о таком изгнании бесов? Есть ли для него библейское основание? К кому обращается экзорцист во время изгнания беса? Не к Богу, а к бесу. Поэтому ни о какой молитве здесь не может быть и речи!»

2Пет.2:9-11То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,А наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,Тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда

Примером правильного воинствования молитвой мы можем встретить практически в каждом псалме.

«Восстань, душа моя, и пробудись от сна, Ты молись и трезвись,

Будь всегда бодра.

Не застать тебя врасплох Лукавому врагу,

Держит он в цепи оков,

Не будь жертвою ему.

Празднует жатву он,

Где христиан одолевает сон.

Бодрствуй против его козней,

Чтоб не застал тебя во сне.

Приложит он всё, что возможно,

Чтоб уловить тебя себе,

Только те жертвой падут, кто спят.

Бодрствуй и трезвись, не иди ты вспять.

Но притом не забудь опять

К Богу с моленьем ты взывать:

«Господи, благослови в нужде,

Следовать дай Тебе везде,

Чтобы ничто меня не могло От воли Твоей отвратить,

Помоги всем сердцем Тебе служить».

Чуть больше ста лет тому назад Шарлотта Эллиот написала слова другого гимна:

«Будь бодр и молись, христианин,

В мире порока греха,

Стоишь ты средь врагов один,

Удаляйся от зла.

Будь бодр и молись, христианин,

Силы греха, сомкнувшись стеной,

Ждут ослабленья и сна;

Трезвись и не падай душой.

Будь бодр и молись, христианин,

На этом лишь всё стоит.

Проси, чтобы Бог тебе помог,

Возьми ты веры щит».

Эти оба гимна подчёркивают, что для одержания победы над сатаной и его полчищами нам необходимо непрестанно и прилежно молиться.

2. Характеристики победоносной молитвы

18. «Всякою молитвою и прошением молитесь»

«Всякою» означает, что молиться надо многообразными молитвами.

Люди молятся по-разному, стоя, сидя, лежа… Одни считают, что единственное положение, в котором надо молиться, – стоя на коленях. Другие считают, что при молитве руки обязательно должны быть подняты к небу. Третьи полагают, что необходимо складывать руки вместе. Есть и такие, кто думает, что молиться нужно только словами из молитвенника. Но если вы хотите молиться всё время, непрерывно, вам придется делать это по-разному, потому что невозможно находиться в одной и той же позе в течение всего дня.

Вы можете молиться на людях или в уединении, с громким плачем или тихим шепотом. Ход молитвы может быть обдуманным, а может быть и стихийным. Молитва может представлять собой прошение, благодарение, исповедание и хвалу. Можно молиться на коленях, и стоя с поднятыми руками и даже лежа. Не бывает таких ситуаций, в которых вы не могли бы молиться.

Слово молитва на греческом языке относиться к общим молитвам, в то время как слово «прошение» относится к конкретным ситуациям, проблемам и духовным битвам!

  • Молитесь чаще!
  • Используйте любую возможность для молитвы!
  • Будьте смелее, чтобы начать молиться в неудобное время!
  • Сфорируйте традиции молитвы!
  • Молитесь непрестанно (Корам Дэо)!

Молитвенная жизнь – это самый точный показатель того, насколько глубоки ваши взаимоотношения с Богом.

Мартин Ллойд-Джонс сказал: «Главное, что показывает, насколько я понимаю учение Писания, – это количество времени, которое я провожу в молитве. Так как теология, в конечном счете, представляет собой знание о Боге, то, чем больше теологических знаний я приобретаю, тем боль-ше они должны подталкивать меня к стремлению познавать Бога. Это стремление должно быть направлено не на то, чтобы больше знать «о» Нём, а чтобы знать лично Его! Вся суть спасения заключается в том, чтобы привести человека к познанию Бога… Если все мои знания не приводят меня к молитве, значит, здесь что-то не так. (The Christian Soldier [Grand Rapids: Baker, 1977], p. 342)

«молтесь во всякое время духом»

Речь не идет о мистицизме в молитве! Так как Библия не призывает нас мистицизму, но к вере, основанной на Слове Божьем!

Речь идет о том, чтобы молиться будучи исполненным Духом Святым. А, что это значит мы изучали , когда разбирали Еф.5:18…

Речь идет о наполненности Словом Божьим и подчинении своего сердца ему! Тогда мы будем молиться в соответствии с волей Божьей, мы будем молиться с верой, с правильным сердцем. А такие молитвы обладают силой, так как Бог отвечает на них!

«и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением»

«старайтесь … со всяким постояннством» – значит будьте усердны, будьте настойчивы

Слово «моление» подразумевает конкретность молитвы.

Молиться за других – великое благословение! Однако ваша молитва не будет плодотворной до тех пор, пока вы не будете знать, что происходит в жизни человека, за которого вы молитесь. Вы хорошо знакомы со своими собственными проблемами, но не им вы должны посвящать основную часть молитвы. Молитесь за других людей, следя за их нуждами. Правда этому всегда мешает эгоизм.

Многие из нас никогда не задумываются о важности молитвы, пока не испытают серьезных трудностей. Зачастую мы тратим в десять раз больше времени на свои нужды, чем на нужды других. Это свидетельствует о нашем эгоцентризме.

Что вы можете сказать о людях, окружающих вас? Знаете ли вы их духовные нужды? Молитесь ли вы за своего мужа, детей, друзей, соседей и людей из вашей группы по изучению Библии? Или вы не обращаете на них внимания?

Молитва требует того, чтобы мы общались друг с другом, ведь только так мы будем знать, о чём молиться. Вот какой пример подает нам апостол Павел в своем обращении к Эфесской церкви:

  • Голгофа поразила дракона, и я сражаюсь с побежденным врагом, который, несмотря на свою хитрость и силу, уже приговорен к погибели.
  • Когда я почувствую приближение змея к моей пяте, дай мне вспомнить о том, кто поражал дьявола в голову, когда тот жалил его в пяту.
  • Моя душа исполнена радостью, и я превозношу Тебя, Могущественный Победитель.
  • Исцели меня, если я буду ранен в духовной битве,
  • если я осквернюсь чем-либо,
  • если вера моя ослабнет,
  • если моя надежда угаснет,
  • если моя любовь остынет,
  • если что-то земное станет источником
  • моего утешения и если моя душа
  • будет гибнуть под огнем сражения.
  • О Господь, каждое Твое обетование – как бальзам; каждое Твое прикосновение рождает жизнь.
  • Не оставляй Своего обессиленного воина.
  • Обнови мои силы, чтобы я смог снова подняться и неустанно продолжать борьбу, пока мой враг не будет повержен.
  • Пребудь со мной, чтобы я с неземной радостью, которую никто не в силах затмить, мог противостоять сатане, неверию, плоти и миру.
  • Дай мне испить из вечного источника
  • Твоей неизменной, безграничной любви и воли.
  • И только если источником моей силы станет Твое могущество,
  • тогда моя рука не устанет, моя нога не споткнется, мой меч не затупится, мой щит не заржавеет, мой шлем не расколется и моя броня не упадет.

(Cited in The Valley of Vision: A Collection of Puritan Prayers and Quotations, edited by Arthur Bennet [Carlisle, Penn.: The Banner of Truth Trust, 1975], p. 181)

МЕЧ ДУХОВНЫЙ

Молитва всемогуща по причине действующего в ней всемогущего Бога. Она — меч духовный, иже есть глагол Божий.

Продай одежду свою и купи меч

И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч, ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу (Лк.22:35-37).

Возьмите меч духовный, который есть Слово Божие

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно (Еф.6:10-20).

Христианину предстоит двоякая брань, а именно: внутренняя и внешняя

Кто хочет истинно благоугождать Богу и поистине возненавидел противную сторону злобы, тому должно вести брань в подвигах и борениях двоякого рода, именно: в видимых делах мира сего удаляться от земных развлечений, от любви к мирским связям и от греховных страстей, а в делах сокровенных бороться с самыми духами злобы, о которых сказал Апостол: «несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы, поднебесным» (Еф. 6:12).

Человек, преступив заповедь, и будучи изгнан из рая, связан двояким образом и двоякого рода узами: в мире сем — делами житейскими, любовию к миру, т. е. к плотским удовольствиям и страстям, к богатству и славе, к имению, к жене, к детям, к родным, к отечеству, к месту и одеждам, одним словом, ко всему видимому, от чего слово Божие повелевает отрешиться по собственному произволению (потому что каждый ко всему видимому и привязывается по доброй воле), чтобы, отрешась и освободив себя от всего этого, мог он стать совершенным исполнителем заповеди; втайне же опутывают, окапывают, остеняют и оковами тьмы связывают душу духи злобы; почему, не может ни, сколько желает, любить Господа, ни, сколько желает, веровать, ни, сколько желает, молиться, потому что, со времени преступления первого человека, противление и явно и тайно во всем овладело нами.

А кто истинно отрекся от мира, подвизается, сверг с себя земное бремя, освободил себя от суетных пожеланий, от плотских удовольствий, от славы, начальствования и человеческих почестей, и всем сердцем удаляется от сего, тот, — когда Господь в сем явном подвиге помогает ему тайно, по мере отречения воли от мира, и когда сам он всецело, т.е. телом и душою утвердился и постоянно пребывает в служении Господу, — находит в себе противление, тайные страсти, невидимые узы, сокровенную брань, тайное борение и тайный подвиг. И таким образом, испросив у Господа, прияв с неба духовные оружия, какие исчислил блаженный Апостол: броню правды, шлем спасения, щит веры и меч духовный (Ефес. 6:14-17), и вооружившись ими, возможет противостать тайным козням диавола в составляемых им лукавствах; приобретши себе сии оружия молитвою, терпением, прошением, постом, а паче верою, в состоянии будет подвизаться во брани с началами, властями и миродержителями, а таким образом, победив сопротивные силы при содействии Духа и при собственной рачительности во всех добродетелях, соделается достойным вечной жизни, прославляя Отца и Сына и Святого Духа. Ему слава и держава во веки! Аминь.

Дуща получит через веру и добродетельное свое гражданство меч духовный

Нам нужно взять также и меч духовный

Не один щит и шлем нам нужно взять, но также и меч духовный, дабы не только обезопасить себя от стрел, бросаемых в нас диаволом, но поразить и его самого. Действительно, владея этим мечом, душа, быв при этом еще ограждена от разжженных стрел, может с полной смелостью стать против врага и не опасаться за свой успех; она в силах будет, разорвав броню неприятеля, убить дракона и отсечь ему голову. И сам Павел тем же мечом рассеял и пленил умыслы диавола. Глаголом Божиим он называет здесь заповедь, или учение, которое завещал Иисус Христос Апостолам и которое они повсюду проповедовали, совершая во имя Его чудеса. Будем же наблюдать одно: как бы сохранить во всем заповеди Божии. Ибо исполнение их поведет нас к тому, что таким образом мы низложим и умертвим диавола — этого хитрого змия.

Ум, да прибегает к Господу… извлекши меч духовный

Бывают у демонов передачи и преемства, когда кто из них изнеможет в брани, но успевши привесть в движение любимой своей страсти. Сделавши над этим наблюдение, я нашел следующее: когда какой-нибудь страсти помыслы долгое время редко приходят к нам, а потом она вдруг нечаянно придет в движение и начнет жечь, тогда как мы никакого не подавали к тому повода каким-либо нерадением, тогда ведайте, что за нас взялся злейший прежнего демон и, заняв место отбывшего, исполнил своим злом. Видя это, ум, да прибегает к Господу, и восприяв шлем спасения, облекшись в броню правды, извлекши меч духовный, подняв щит веры (Еф. 6:14 – 17) и воззревши на небо со слезами, да глаголет: Господи Иисусе Христе, сила спасения моего (Псал. 139:8). Приклопни ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя (Псал. 30:3). Особенно же пощениями и бдениями пусть сделает блестящим меч свой. После этого хоть и постраждет он еще несколько времени, боримый и осыпаемый разжженными стрелами лукавого, все же, наконец, и этот демон мало-помалу сделается таким же, каков был предшественник его, и стихнет, пока не прибудет еще иной злейший для замещения его.

Авва Исайя

Они обрели меч духовный, и отсекли вожделения плоти

Вот дела нового и ветхого человека! Кто любит душу свою, тот, чтобы не погубить ее, делает дела, свойственные новому человеку. Кто же в сем кратком течении жизни ищет покоя, тот делает то, что свойственно ветхому человеку; но тем погубляет душу свою. Господь наш Иисус Христос, являя в теле Своем нового человека, говорил: «Любяй душу свою, погубит ю, а иже погубить душу свою, Мене ради, приобрящет ю» (Иоан. 12:25; Матф.10:39). Он есть Господь мира, и Им «разорися средостение ограды» (Ефес. 2:14). Но между тем Он же говорит: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» (Матф. 30:34). И еще: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» (Лук. 12:49). Это есть тот огнь Божества Его, который возгорелся в душах, последовавших Его святому учению. Тогда они обрели меч духовный, и отсекли все вожделения плоти. После сего Он даровал им радость, сказав: «мир оставляю вам, мир мой даю вам» (Иоан.14:27). Так-то подвизавшиеся спасти душу свою, отсекали свои хотения, и соделались Его овцами, освященными в жертву. Когда же Иисус Христос явится во славе Божества Своего, то призовет их одесную себя, говоря: «Приидите благословенные Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» и проч. (Матф. 25:34). Вот как погубившие души свои в сей кратковременной жизни, не только обретут их во время нужды, но и получат награды, и притом несравненно большие, нежели как ожидали. Напротив, те, кои, исполняя свои похотения, по-видимому блюдут души свои в сем веке, порабощенном греху, и надеясь на суетное богатство свое, небрегут о заповедях Божиих, думая вечно жить в мире сем, в день же суда познают стыд и слепоту свою; и как козлища проклятые услышат страшный приговор Судии: «Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его», и проч. (Матф.25:41, 42). Тогда уста их заградятся, и не найдут, что отвечать, вспоминая о своем немилосердии. Ибо хотя и скажут: «Господи, когда тя видехомь алчуща, и не послужихом тебе» (Матф.25:44), но им сказано будет в ответ: благосотворивший единому из сих уверовавших в Меня, Мне сотворил (Мф.25:45).

Меч духовный, который есть Слово Божие

В вышесказанном Павел нас вооружил, чтобы не причиняли нам вреда враги, а теперь дает оружие, которым мы сами можем причинять сильный вред врагам. Итак, мечом Духа называет иносказательно или Самого Духа, или духовную жизнь, которой сокрушается глава дракона. Духовный же сей меч есть слово Божие, то есть заповедь. Ибо если мы будем исполнять Его заповеди, то будем умерщвлять змея лукавого, как говорит Исаия (Ис.27:1). Или же слово Божие есть выражение: во имя Иисуса Христа встань и ходи (Деян.3:6), и тому подобные. Или же мечом Духа называет просто мудрость духовную. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча (Евр.4:12), и имеющий дар сего духовного меча и глаголющий божественное — неодолим, каков был сам Павел.

Молитва — меч духовный

Возлюбленный брат! не отвергни ига некоторой скуки и некоторого понуждения, приучаясь первоначально к иноческим келейным занятиям, особливо к келейному молитвенному правилу. Запасись благовременно всесильным оружием — молитвою, благовременно научись действовать им. Молитва всемогуща по причине действующего в ней всемогущего Бога. Она — меч духовный, иже есть глагол Божий. Молитва, по качеству своему, есть пребывание человека при Боге и соединение человека с Богом; по действию своему она — примирение человека с Богом, мать и дщерь слез, мост, по которому переходят чрез искушения, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, бесконечное делание, источник добродетелей, причина духовных дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, отсечение отчаяния, указание надежды, разрешение печали, богатство монахов. Сначала нужно понуждаться к молитве; вскоре она начнет доставлять утешение, и этим утешением облегчать понуждение, ободрять к понуждению себя. Но к молитве нужно понуждение в течение всей жизни, и редкие подвижники избавились, по причине обильнейшего благодатного утешения, от понуждения себя: молитва действует убийственно на нашего ветхого человека; доколе он жив в нас, дотоле противится молитве, как вкушению смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее благотворное действие, стараются всячески отвлечь от нее подвижника, подучая употреблять время, назначенное для молитвы, на другие дела; или же они стараются уничтожить и осквернить ее суетною и греховною рассеянностию, принося во время совершения ее бесчисленные житейские и греховные помыслы и мечтания.

ТОЛКОВАНИЕ НА ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ

Над всеми же, восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити.

Следует новый ряд оружий духовных — щит веры, шлем спасения, меч духовный. И их, судя по обороту речи, надлежит истолковать так, чтобы понятия, ими подаваемые, состояли в соответствии (были тоже координаты) между собою. И не только это,— но и в известном соотношении с тремя предыдущими. Полагать можно, что щит веры имеет соотношение с обутием ног в сказанную готовность, шлем спасения — с облечением в броню правды, меч духовный — глагол Божий,— с препоясанием истиною. Идут в восходящем порядке. Если первый ряд орудий весь — указывает, что должно быть от нас, то второй укажет, что есть от Бога и порядка спасения, Им учрежденного. Так будем вести и толкование.

И меч духовный, иже есть глагол Божий.

Что есть меч духовный, изъясняет сам Апостол, говоря, что это есть глагол Божий, то есть Богооткровенное слово. Как сим словом поражать можно врага, показал Сам Господь, когда, искушаемый в пустыне, все хитросплетения диавола рассекал мечом слова Божия. Восприять такой меч, значит — знать на память Божественные изречения и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским. Условие действенности такого оружия есть не вера только и любовь к слову Божию, но и расположение по нему жизни. Поелику такое состояние благодатию Божиею производится, то произносящий возлюбленное и делом осуществляемое слово в нем износит и благодатную силу, которая опаляет врага. Опытные борцы с диаволом — подвижники — говорят, что если в час искушения начнешь читать псалмы и особенно такие, в которых говорится что-либо относящееся к искушению, то оно тотчас исчезнет, как исчезает дым от дуновения ветра. Иные говорят: собери и содержи в памяти наготове изречения Писания против всякой страсти, и, когда случится быть искушаему какою, припоминай и читай вслух, если можно, сии изречения,— и искушение отойдет.

Святой Златоуст говорит на это: «Не один щит и шлем нам нужно взять, но также и меч духовный, дабы не только обезопасить себя от стрел, бросаемых в нас диаволом, но поразить и его самого. Действительно, владея этим мечом, душа, быв при этом еще ограждена от разжженных стрел, может с полной смелостью стать против врага и не опасаться за свой успех; она в силах будет, разорвав броню неприятеля, убить дракона и отсечь ему голову. И сам Павел тем же мечом рассеял и пленил умыслы диавола. Глаголом Божиим он называет здесь заповедь, или учение, которое завещал Иисус Христос Апостолам и которое они повсюду проповедовали, совершая во имя Его чудеса. Будем же наблюдать одно: как бы сохранить во всем заповеди Божии. Ибо исполнение их поведет нас к тому, что таким образом мы низложим и умертвим диавола — этого хитрого змия».

В этом разумении меч духовный, глагол Божий, будет стоять в соответствии с препоясанием истиною, подавая обильный источник, откуда почерпать истину. Так эти новые три оружия стали в параллель с предыдущими, то есть союз с Господом в Церкви, что то же есть, что принадлежание Православной Церкви, — принятие таинств и слово Божие. Все это имеет всякий под руками и силою всего пользоваться может к преодолению вражеских падений.

Не можем пропустить без внимания особое понимание меча духовного, выраженное блаженным Феодоритом. Он говорит, что «мечом духовным (τοθ πνευματος — Духа) Апостол назвал действенность Духа, по которой духовный человек запрещает диаволу и обращает его в бегство. «Мысль та, что духовный человек, в котором благодать Духа начала явно действовать, по очищении страстей, получает особую силу на бесов. Почему говорит им: именем Господа Иисуса Христа повелеваю тебеизыди и ктому не вниди, — и бесы бежат. — Это и есть действенность Духа. Огнь Духа опаляет их. Христианам совершенным всегда принадлежала и принадлежит такая власть». — Не ее ли и разумел Апостол? Эту мысль, между прочим, приводят и Экумений с Феофилактом.

Наша жизнь – духовная война

Нестъ наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12); равно и оружия воинства нашего не плотския, но духовные, способные на разорение твердем вражиим (2 Кор. 10:4), о коих также пишет св. Апостол: сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф. 6:13). Он велит препоясаться истиною, облечься в броню правды, обуть нозе в утотование благовествования мира, восприять шит веры, в немже возможно все стрелы разжженные лукаваго угасити, и шлем спасения восприять, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6:14—17). Вооружась сими оружиями, надобно приступать к брани со многим смирением, а не с самонадеянием, а что брань сия необходима для хотящих спастися, то и премудрый Сирах возбуждает: чадо! аще приступавши работами Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2:1). Видишь, что хотящим спастися неминуемо предлежит брань духовная со врагами душ наших, которые нас борют и побеждают чрез наши же страсти, что вижу и в твоем устроении, описанном тобою.

Всем нам предлежит борьба с невидимыми духами злобы. О чем святые апостолы Петр и Павел довольно ясно в своих Посланиях пишут. Первый: бодрствуйте, стойте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити; ему же противитеся твердо верою (1 Пет. 5:8—9). А второй: несть наша брань к крови и плоти. (Еф. 6:12). И оба они учат нас вооружаться против него верою в Господа нашего Иисуса Христа. К сим оружиям потребно и смирение. Ибо оному Сам Спаситель научил нас, говоря: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).

Упомянули вы в своем писании, что Бог не требует более от человека, как исполнения обязанностей звания, в котором он рожден, которые, по разумению вашему, стараетесь исполнить без укору совести. Как сей пункт немаловажен, то и о нем надобно получше рассудить. Обязанность сия состоит в исполнении заповедей Божиих, по обету, данному нами в крещении, в каком бы кто звании ни был, но нам в исполнении оных предлежит сопротивление от врага рода человеческого диавола, о чем пишут святые Апостолы. Видите, какую мы имеем невидимую войну: он всегда старается бороть род христианский противными действиями заповедям Божиим, чрез наши страсти; к сему служат главные его оружия страсти: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие. Побеждены быв сими, или одною из них, и прочим страстям даем свободный вход действовать в сердцах наших. Из вашего же разумения видно, что вы о сей брани или сопротивлении имеете несовершенное понятие и не столько осторожности, а только старание ваше, без укора совести, исполнять свою обязанность, но и в сию не проникли, как должно, в чем оная состоит. Ежели бы вы исполнили и весь долг свой без укору совести, а лучше сказать, без смирения, то никакой нет пользы.

Посему, какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмущающих наши страсти и понуждающих нас к действию греховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения, а оно так велико, что и кроме дел может нас спасти, как пишет св. Исаак в 46 Слове.

Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы. Они возмущают нас залогственными нашими страстьми и побуждают к поступлению заповедей Божиих. Когда вникнем и рассмотрим внимательно, то найдем, что на всякую страсть есть врачевство заповедь, противоположная оной, а потому враги и стараются не допустить нас до сего спасительного врачевства. В письме твоем ты упоминаешь о минутах трудной брани с ненавистником нашего спасения. Точно, трудно без помощи Божией и когда мы вознадеемся на свой разум и силы или предадимся нерадению, но даже и самые падения всякого рода бывают попущением за возношение. Св. Иоанн Лествичник пишет: «где падение, там предварила гордость». Итак, нам должно всемерно стараться о приобретении смирения, потому что имеем брань с гордыми бесами, а смирение на них беструдная победа. Чем же стяжем сие сокровище смирение? Надобно поучаться в писаниях святых отцев о сей добродетели и иметь во всем самоукорение, а ближних видеть лучшими себя; ни в чем их не укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать как посланные от Бога ко уврачеванию наших душевных болезней.

Христианин, провождающий жизнь по заповедям Божиим, должен быть испытуем различными искушениями: 1) потому что враг, завидуя нашему спасению, всякими кознями старается сделать нам препятствие к исполнению воли Божией; а 2) потому что не может быть тверда и истинна добродетель, когда не будет испытана противным ей препятствием и останется неколеблемою. Почему в жизни нашей есть духовная брань всегдашняя.

Брань настолько нам необходима, что, не имея ее, мы не можем спастись

Невозможно и спастись, чтобы не иметь браней от врага; он имеет оную с нами неотдышною, по слову старца Онуфрия Молдавского, и борет нас нашими же страстьми, но не надобно ужасаться сего, а стоять твердо, уповая на помощь Божию и молитвы матери. Когда же кто и борьбы не имеет никакой от врагов, то это опасно, ибо, как он познает кроющиеся в нем страсти? Как придет в познание своей немощи? И как смирится? Он только будет питать внутреннего фарисея мнимыми своими исправлениями и дойдет до бедственного устроения прелести.

Он чрез святое Свое слово и чрез учение отцев наших духовных возбуждает нас к течению и противоборству браням вражиим и укрепляет Своею благодатию, и аще бы на всяк день и тысящу язв кто принял, не должно оставлять подвига, в чем св. Иоанн Лествичник очень утешительно ободряет в 26 Слове о рассуждении: «неленостная душа воздвигает бесов на брань против себя; с умножением же брани умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца. А кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангел и, как храброго воина». Итак, не унывайте, но бодрствуйте, стойте и заключайтесь в твердыне смирения, недоступного никаким татям, по слову св. Иоанна Лествичника, и найдете успокоение после бури и волн, восстающих на вас и отвне и отвнутрь.

Борьба с страстьми необходима: ибо тьма и мгла страстей помрачает душевные наши очи, дабы не видеть Солнца Правды, Иисуса.

Знай, что ты, живя в монастыре, находишься на поприще брани, как духовный воин, и раны приемлешь, и венцев сподобляешься, а удаляясь с сего поприща, уже не имеешь и брани и мнишь иметь спокойствие, но ложно, ибо оно скоро может превратиться в свирепую бурю.

Будь благодарна Господу, что Он смотрительно тебя призвал на служение Себе и на брань против невидимых врагов. Там [в миру] тебе не было бы и брани, и все пороки тебя оставили бы, кроме одного, могущего все прочие дополнить [т. е. гордости].

Наша духовная брань – противиться страстям

Не в том только состоит дело [спасения], что сходить в церковь да сесть за пяльцы, а надобно смотреть за сердцем своим и истреблять страсти: гордость, самолюбие, тщеславие, гнев, ярость, злобу, обжорство, похоть плоти и прочее; в том-то и состоит наша духовная брань противиться страстям, истреблять их помощию Божиею.

Оценка 4.5 проголосовавших: 101
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here