Молитва мусульманского поста

Советуем ознакомиться молитва мусульманского поста с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва мусульманского поста

[ 20/08 / 20 0 5 ] Мусульманский пост (ураза)

Пост на практике

В классических работах, посвященных богослужебным правилам Ислама, не выделяется раздел о том, как на практике проходит мусульманский пост. Подразумевается, что в регионах, где соблюдение этой вековой традиции не прерывалось, мусульмане все без исключения имеют хотя бы общее представление о посте. Поэтому авторы указанной литературы рассматривают лишь частные вопросы, связанные с соблюдением поста. Однако в России немало мусульман, которые выросли в отрыве от религиозной практики Ислама и зачастую не имеют должного представления о его обрядах. Поэтому прежде, чем приступить к подробному раскрытию нашей темы, была решено устранить данный пробел.

Пост (арабск. саум или сыям; перс, ураза) является одним из наиболее значимых способов поклонения Всевышнему Творцу.Когда говорится о мусульманском посте, в первую очередь подразумевается пост, соблюдаемый на протяжении девятого месяца па лунному календарю — Рамадана (или Рамазана). Этот пост является обязательным для всех полноценных членов общины, физически способных к его соблюдению. Формально пост заключается в воздержании от принятия пищи, питья и вообще чего бы то ни было внутрь, а также от супружеской близости в светлое время суток. Точнее, в период, начинающийся с рассветом и заканчивающийся с заходом солнца. Фактически же пост подразумевает воздержание от любых плотских желаний и представляет не что иное, как своеобразную школу нравственного самоочищения. Помимо поста в месяц Рамадан существуют и другие, дополнительные посты, которые соблюдаются по тем же правилам, что и основной пост.

Накануне поста ранним утром мусульмане соблюдают утреннюю трапезу (сухур). Это, как правило, делается даже в том случае, когда отсутствует необходимость (в короткие зимние дни), ибо такова святая традиция, установленная Пророком Мухаммадом (сав). Для того чтобы остатки пищи не попали внутрь, перед началом поста тщательно прочищается ротовая полость, после чего читается короткая молитва, выражающая намерение человека соблюсти пост:

Навайту ан асума саума шахри Рамадан мина ль-фаджри иля лъ-магриби. Халисан ли-ль-Ляхи Тааля. Аллаху акбар!

«Я вознамерился соблюсти пост месяца Рамадан искренне ради Всевышнего Аллаха. Аллах превелик!».

Учитывая, что, как говорил Пророк (сав), все дела судятся по намерениям, указанное действие является значимым элементом поста, отличающим его от простого голодания.

Как уже было сказано, воздержание начинается с началом рассвета и заканчивается с заходом солнца. На протяжении этого времени постящийся продолжает вести свои обычные мирские дела. Однако ему предписывается сторониться всякого рода развлекательных мероприятий и стараться посвящать свободные минуты как можно большему числу богоугодных деяний, в особенности молитвам.

В том случае, если человек стеснен некоторыми жизненными обстоятельствами, грозящими обернуть пост ему во вред (изнурительная дорога, болезнь, беременность у женщин и др.), то ему на собственное усмотрение разрешается отложить соблюдение обязательного поста до более благоприятных времен. В обязательном порядке пост откладывается женщинами, имеющими ежемесячное или послеродовое кровотечение. Хронические больные и немощные старики при наличии возможностей заменяют пост искупительной милостыней в пользу бедных (фидья).

Неоправданно нарушенный пост подлежит восполнению, а за его наиболее грубое несоблюдение налагается в добавление обязательное религиозное наказание — епитимья (каффарат).

С заходом солнца пост прекращается, о чем благозвучно оповещает муаззин (глашатай), созывая верующих на вечернюю молитву. Еще до молитвы постящиеся разговляются (ифтар), вкусив немного пищи, которой по традиции являются финики или глоток воды. Разговение завершается обращением ко Всевышнему, как бы подводящим итог непростому служению:

Аллахумма! Ляка сумту уа бикя аманту уа ‘алейка тавак-кальту уа ‘аля ризкыкя афтарту. Фа-гфир-ли ма каддамту уа ма аххарту!

«Боже! Ради Тебя я постился и в Тебя я уверовал, на Тебя положился и Твоим пропитанием разговелся! О, Прощающий! Прости мои [грехи], что я совершил иль совершу!»

После вечерней молитвы мусульмане принимают полноценную еду, от которой они воздерживались на протяжении всего дня. С заходом солнца все запреты снимаются и верующий может проводить время так, как если бы шел простой месяц, а не Рамадан, Однако желая сподобиться благодати этого месяца, верующие и с прекращением поста стараются сохранить его духовную атмосферу, совершая соответствующие благодеяния. По случаю Священного месяца Рамадан ночью исполняется особая молитва — таравих. Поэтому после вечерней трапезы мусульмане спешат в мечеть для того, чтобы принять участие в этом торжественном действии, Молитва таравих может совершаться и в индивидуальном порядка дома. С рассветом начинается новый день поста.

Одна из ночей последней декады Рамадана является особенно благодатной и именуется ночью Могущества. Ее надлежит проводить в благочестивых бдениях. Однако на какое число она приходится ни в Коране, ни в Сунне Пророка (сав) не конкретизируется. Наиболее вероятной является ночь на 27 Рамадана, ставшая своеобразным праздником, который отмечается совместными молитвенными бдениями в мечети. Мусульмане, стремящиеся непременно застать величественную ночь, в богослужебных бдениях последние десять дней Рамадана проводят в благочестивом уединении (и’тикаф), полностью отгораживаясь от мирской жизни и целиком посвящая себя молитвенному поклонению.

Накануне завершения Рамадана постящиеся мусульмане раздают скоромную милостыню (садака аль-фитр) с тем, чтобы очистить свой пост от возможно допущенных погрешностей. Окончание же поста знаменует собой праздник Разговения, являющийся одним из двух великих религиозных праздников Ислама — праздником Ураза-байрам.

Предыстория мусульманского поста

Сегодня обязательный пост соблюдается мусульманами в месяц Рамадан. Данный факт настолько общеизвестен, что кажется: подобное положение дел было всегда. Однако это не так. Ибн-Касир в своем толковании Корана повествует историю о том, как предписывался мусульманский пост, запечатленную в пяти аятах суры «Корова» (2:183-187). Ниже приводится его версия предыстории поста, дополненная автором сведениями из других источников.

Первоначально Пророк (САВ) и верующие постились на протяжении трех дней в каждом месяце, следуя древней традиции, восходящей еще ко временам пророка Нуха/Ноя. По словам супруги Пророка Аишы, в те времена среди курайшитов был распространен и другой обычай – пост в день Ашура, который Посланник Аллаха (САВ) соблюдал наряду с ежемесячным трехдневным постом и по прибытии в Медину. Однако по свидетельству Ибн-Аббаса про пост в этот день Пророк (САВ) узнал лишь после переезда: «Пророк (САВ) приехал в Медину и увидел иудеев, соблюдающих пост в день Ашура.

— Что это? – спросил он.

— Благой (салих) день, — ответили они.

— В этот день Бог, всемогущ Он и велик, спас сынов Израилевых от врагов их. Моисей проводил его в посте.

— Я ближе (ахакк) к Моисею/Мусе, чем вы! — сказал он и стал поститься, повелев поститься и другим».

Пророк (САВ) послал человека донести до мусульман это повеление: «Тот, кто уже поел, пусть начнет соблюдать пост сегодня с этого момента, а тот, кто еще не ел, пусть проведет этот день в посту. Сегодня Ашура!».

Затем во втором году по хиджре Всевышний ниспослал знаменитые аяты: «О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас — быть может, вы будете богобоязненны! — в определенные дни. ». Считается, что это предписание было ниспослано в месяц шабан, т.е. накануне Рамадана, а под определенными днями подразумевались дни этого месяца, который заменил ежемесячные трехдневные посты. Хотя некоторые толкователи Корана полагают, что как раз они-то и имелись ввиду под определенными днями.

С самого начала путникам и больным разрешалось откладывать соблюдение поста: «тот из вас, кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни». Данное правило действует и поныне. Изменилось другое. Поначалу пост в Рамадан не был строго обязательным, каким мы его знаем сегодня. Верующие по своему усмотрению могли заменить его на благотворительную трапезу: «. а кто в состоянии осилить его [но не делает этого], на того возложено во искупление кормить бедняка». Следует подчеркнуть, что, как видно из аята, речь идет о верующих, физически способных к соблюдению поста и не стесненных трудностями, мешающими провести его без ущерба для своего здоровья. «Поначалу, —- вспоминал сподвижник Пророка Муаз, — кто желал, тот постился, а кто не желал — скоромничал и кормил за каждый день [поста] бедняка». Позднее данное правило утратит свою силу, в связи с чем комментаторы Корана назовут его отмененным (мансух). Другие же толкователи последнего Откровения Всевышнего предпочитают другое объяснение. Слова «кто в состоянии осилить его» они трактуют противоположно по отношению к его буквальному смыслу, говоря, что здесь имеются ввиду те, кто не в состоянии осилить пост и подразумевают под ними немощных стариков и неизлечимо больных мусульман. Но это, несомненно, уже более поздняя интерпретация.

Как бы там ни было, оговорка о подобной возможности вместо поста кормить бедняка действовала недолго и была лишь этапом к окончательному утверждению общеобязательности обряда. Ведь уже по последним фразам этого же аята можно было предугадать окончательную волю Всевышнего: «. а кто добровольно примет лучшее, то ему же во благо. Так вот, коль станете поститься, то это лучше для вас, о если бы вы знали!».

Так оно вскоре и произошло, ибо Пророку (САВ) было открыто следующее: «Месяц Рамадан — тот, в котором ниспослан Коран в руководство людям и как разъяснение прямого пути и мерило [добра и зла]. И вот, кто из вас застанет этот месяц, то пусть проведет его в посту». Ключевой для нас является последняя фраза. Она – прямой, уже безоговорочный, приказ соблюдать пост тем, кто в состоянии осилить его. Отныне им не допускается, как раньше, вместо поста кормить неимущих. Причина этого была изложена Творцом в предыдущем аяте. О тех же, кто продолжает пользоваться послаблением, Всевышний повторяет вновь: «. а кто будет болен или в пути, то [пусть постится] в другие дни: Аллах желает для вас облегчения, но не желает затруднения, дабы вы восполнили [пропущенный] срок и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас на путь — быть может, вы будете благодарны!».

Отныне пост в течение тридцати дней девятого месяца по лунному календарю стал единственно обязательным постом. «Пост в Рамадан отменил всякий другой пост», — сказал Пророк (САВ). Что же до дня Ашуры и трех дней в течение каждого месяца, то мусульмане и по сей день отмечают их постным воздержанием, что осталось в качестве богоугодного, хотя и не обязательного обычая.

Однако на этом предыстория поста не заканчивается. Дело в том, что поначалу правила поста были несколько иными. Первые мусульмане приступали к воздержанию не с рассвета, как мы сейчас, а с момента окончания ночной молитвы. При этом, если постящийся хотя бы немного поспал перед последним намазом, то его воздержание уже начиналось после пробуждения. Соответственно и последняя трапеза принималась не перед рассветом, а перед ночным намазом или предшествующем ему сном. Таким образом, на восстановление сил оставалось совсем немного времени, т.к. ночная молитва исполняется в строго фиксированное время (примерно через 1-1,5 часа после разговения). Иначе говоря, постное воздержание длилось около 23 часов, что, конечно же, переносилось мусульманами крайне тяжело.

Однажды один из мединских мусульман-ансаров по имени Кайс б. Сарма после изнурительных сельскохозяйственных работ на своем поле вернулся домой сильно уставшим и голодным. Но он так и не успел поужинать, ибо сон сморил его прежде, чем был накрыт стол. Через некоторое время после сна ему ничего не оставалось, как приступить к воздержанию, не вкусив даже куска хлеба и не испив глотка воды. На следующий день он, измученный, упал в обморок, о чем было поведано Пророку (САВ). По другому рассказу, Кайс не смог устоять перед длительным голодом и все же отведал еды в уже запретное время, после чего сам рассказал об этом Посланнику Аллаха (САВ).

Другой сподвижник Пророка, Умар ибн Хаттаб также нарушил запрет. Ночью, после короткого сна он имел супружескую близость. По другой версии, перед близостью поспала его жена. Совершив проступок, Умар наутро покаялся перед Пророком (САВ). Подобное нарушение допустил и Каб б. Малик.

Необходимость нового повеления стала очевидной, и Всевышний ниспослал: «В ночь поста разрешается вам приближаться к своим женам: они — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, простил вас и помиловал. А теперь прикасайтесь к ним и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах [т.е. к рождению ребенка]. Ешьте и пейте, пока не станет отличаться перед вами белая нить от черной нити, до рассвета, а после поститесь вплоть до ночи». Этого аята ждали, и потому мусульмане «очень сильно обрадовались ему», — вспоминал один из сподвижников Пророка аль-Бара (ра). Впрочем, ему же принадлежит также и другое объяснение смысла аята: «Когда был предписан пост в месяц Рамадан, мусульмане не приближались к женам в течение всего Рамадана, но мужчины обманывали самих себя».

Поначалу не все сподвижники понимали суть последней фразы в Откровении Всевышнего, утвердившего новое правило. Передают, что Али ибн Хатим рассказывал: «Когда был ниспослан аят «. пока нельзя будет отличить белую нитку от черной. », я решил воспользоваться черными и белыми путами, которые положил себе под подушку. Ночью я стал смотреть на них, но ничего не мог различить, а утром отправился к Посланнику Аллаха (САВ) и рассказал ему об этом, на что он сказал: «Поистине, это чернота ночи и белизна дня».

После этого аята, разъясненного Пророком (САВ) правила поста уже не изменялись, и вплоть до сегодняшнего дня мусульмане постятся так, как изложено в нем: от рассвета до захода солнца, с которого по мусульманской традиции и начинается ночь. Запрет же на супружескую близость сохранился лишь в отношении тех, кто посвятил себя благочестивому уединению: «И не прикасайтесь к ним, когда вы уединяетесь в местах поклонения (масджид). Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах людям Свои знамения — может быть, они будут богобоязненными!».

Таким образом, обряд поста был ниспослан Всевышним в три этапа. Сначала был предписан Рамадан в качестве месяца поста, затем — отменена возможность вместо поста кормить бедняка и, наконец, установлена его окончательная продолжительность, в связи с чем Муаз ибн Джабал сравнивал заключительное становление правил поста со становлением правил канонической молитвы. В отношении намаза напомним, что сначала было изменено ритуальное направление (кибла), затем определена форма призыва на молитву и, наконец, урегулирован вопрос, связанный с опозданием на коллективную молитву. Запрет на вино также налагался в три этапа (2:219; 4:43; 5:90). Во всем этом следует усматривать безграничную мудрость и заботу о человеке со стороны Всевышнего, ниспосылающего Свои повеления лишь в соответствии с готовностью и потребностью верующих понять и принять их.

Для многих мусульман праздничная атмосфера Рамадана ассоциируется с особой молитвой, совершаемой в течение всего этого месяца, с молитвой таравих. Молитва таравих совершается ночью исключительно по случаю Рамадана и буквально переводится как «отдохновения». Это связано с тем, что первые мусульмане, собиравшиеся на нее, после каждых четырех молитвенных циклов (ракатов) немного отдыхали. «Кто в Рамадан совершает молитву, – говорил о таравих Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), – с верой и покорностью, тому будут прощены его прежние грехи».

Основы этой традиции были заложены самим Пророком Мухаммадом, который совершал таравих поначалу исключительно дома (или в месте уединения), и поэтому никто, кроме близких, не знал, как же молился в этот месяц Пророк. Однако в отдельные дни Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) все же выходил к людям для дополнительных молитв по случаю этого месяца. Но все же в Пророк в Рамадан практически не совершал ночных молитв вместе с людьми, а редкие исключения воспринимались не как требование, а как пожелание самих молящихся.

Во времена Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах) все сохранилось без изменений и так продолжалось до тех пор, пока однажды Умар (да будет доволен им Аллах) в свою бытность халифом не вышел в одну из ночей Рамадана в мечеть и не увидел, как совершенно вразнобой молятся люди. «Я думаю, – сказал он, – было бы превосходно, если всех их собрать стоящими за одним чтецом». Так он и сделал, поручив Убайе б. Кабу (да будет доволен им Аллах) возглавить намаз. На следующую ночь мусульмане уже молились, руководимые им. И когда Умар увидел это, он воскликнул: «Как хорош этот новый закон!» С тех пор каждая ночь Рамадана вплоть до сегодняшнего дня – это праздник совместной молитвы.

Но не получилось ли так, что Умар допустил нечто выходящее за рамки желаний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)? Примерно такой же вопрос задал однажды Абу-Йусуф своему учителю. И Абу-Ханифа ответил: «Таравих – это установившаяся традиция самого Пророка. Умар ничего не выдумывал от себя и не был нововведенцем. Люди собирались на коллективную молитву во главе с Убайей б. Кабом, на которую приходило немало сподвижников Посланника Аллаха. И никто из них не выступал против. Наоборот, они содействовали ему, поддерживали его и повелевали в пользу этого, так как знали, что такова сунна Посланника Аллаха».

Учитывая, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не оставил прямых указаний в отношении молитвы таравих, в дальнейшем среди мусульман возникли споры относительно должного числа составляющих ее ракатов. Например, Аиша (мир ей) говорила о восьми молитвенных циклах, в то время, как другие сподвижники Пророка (например, Али) упоминали двадцать. Видимо, правильно и то, и другое.

Таравих можно совершать ночью, в любое время вплоть до рассвета, но обязательно после ночной молитвы. После таравиха совершается витр (хотя их и допускается менять местами). Витр в Рамадан проводится под руководством имама, что практикуется только лишь в этом месяце. Рецитация Корана как в таравихе, так и в витре осуществляется имамом вслух . При этом молитва кунут при исполнении витра читается про себя. Молитвы после салавата опускаются, а сам салават допускает свой сокращенный вариант. Порицается быстрое чтение Корана, когда не проговариваются буквы. Таравих можно читать как по два, так и по четыре раката.

Как мы уже видели, таравих Пророка (САВ) длился весьма долго. Поэтому отличие этой молитвы заключается в том, что после каждых четырех ракатов мусульмане некоторое время отдыхают. Татарский богослов XX в. Ахмадхади Максуди, указывая, что во время подобного отдыха поощряются прославления Аллаха, говорит о молитве, используемой «в наших городах» с этой целью :

Субхан а зи- ль- мул ь ки ва ль-малякут . Субхан а зи – л ь -иззати ва ль-азамати ва ль-кудрати ва ль-кибрияи ва ль-джабарут. Субхан а л ь -м а лики ль-хайи ль-лязи ля ямут. Суббухун куддусун раббу ль-маляикати ва р-рух. Ля иляха илля л-лаху настагфиру л-лах. Нас-алюкя ль джанната ва на узу бикя мина н-нар.

Эта красивейшая как по смыслу, так и по своему звучанию молитва читается в российских мечетях по сей день.

Молитву таравих допускается читать как в индивидуальном порядке дома, так и в мечети под руководством имамам. При этом второй вариант особенно рекомендуется тем, кто не владеет свободным умением читать Коран. Учитывая, что людей, которые не владеют Кораном, подавляющее большинство, ряд ученых считает таравих вместе с имамом более предпочтительным. Это особенно справедливо для России, перенесшей семидесятилетний период запрета религии и атеизма.

ВНИМАНИЕ : В Нижнем Новгороде молитва таравих проходит ежедневно на протяжении всего месяца Рамадан в Нижегородской Соборной мечети на Сенной площади. Начало молитвы : 18.30

Кроме того, молитва таравих проводится и в других мечетях города, узнавайте время в мечетях.

Из книги «Мусульманский пост (ураза)» Рустама Батрова

Оценка 4.8 проголосовавших: 956
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here