Советуем ознакомиться молитва на нарушение поста с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
О силе поста и молитвы Как велика сила поста и молитвы!
Не мудрено: во время поста душа становится господствующей над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а через плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть, и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии.
Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественной природой, но и падшими духами.
Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь?
Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам?
Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему?
Возможно ли работать Богу и мамоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно. Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть? Не из-за яди ли единой?
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объедением и пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а через то отпадаем от Источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья.
Он (пост усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под ее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу, дает место действию благодати Божией. Kто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах.
Источник: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Пост. М., 2007. С. 455–464.
Комментарии (5)
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (24 апреля). В Лазареву субботу (23 апреля) разрешается рыбная икра. В страстную пятницу (29 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы. Постная кухня| Пісна кухня
Когда Навуходоносор, царь Вавилонский, отводил иудеев в плен в Вавилон, то вздумал взять для воспитания при своем дворе нескольких детей из лучших еврейских семейств. Между этими детьми были двенадцатилетний отрок Даниил и три его товарища — Анания, Азария и Мисаил. Получая обильную, но запрещенную Моисеевым Законом пищу с царского стола, они не захотели оскверняться ею и просили поставленного над ними приставника, чтобы он давал им в пищу только овощи и воду. Приставник сначала отказал им в просьбе, сказав: «Боюсь царя. Если он увидит вас изнуренными, тогда лишит меня жизни». На это Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт в продолжение десяти дней. Если после этого времени отроки, вкушающие царскую пищу, окажутся полнее нас, то откажи нам в нашей просьбе, в противном случае исполни ее». Приставник согласился, и что же? По окончании срока ..явишася лица их блага и крепка плотию паче отроков ядущих от трапезы царевы (Дан. 1, 15). (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 284.) +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++ 845. Ангелы среды и пятка сопровождали мертвого, всю жизнь соблюдавшего пост в среду и пяток
Об авве Пахомии говорили, что однажды труп мертвого несли по дороге. Встретив погребальную процессию, авва Пахомии увидел двух Ангелов, сопровождающих мертвого сзади одра, и, размышляя о них, просил Бога, чтобы Он открыл ему касательно их. Пришли два Ангела к нему, и спросил он их: «Зачем вы, будучи Ангелами, сопровождаете мертвого?» И сказали ему Ангелы: «Один из нас — Ангел среды, другой — пятка. И поскольку до тех пор, пока не умер он, душа его не переставала поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем этот труп. Так как даже до смерти своей сохранял он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа». (Древний патерик. 1874. С. 406. № 26.) +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 846. Молодой боярин, соблюдавший пост в понедельник, был избавлен Ангелом из татарского плена
Однажды татары взяли в плен двух родных братьев-бояр. Один из них постился в понедельник, не вкушая в этот день скоромной пищи. Когда же агаряне начали принуждать братьев есть их кушанья, они не покорились и остались голодными в течение целого дня. На другой день не привыкший поститься не выдержал и начал есть агарянские яства. Брат, соблюдавший пост по понедельникам, не покорился и продолжал оставаться голодным. Агаряне начали бить его и принуждать к повиновению. Пребывая три дня без пищи, перенося побои, брат не покорялся. Видя его крепость и терпение, агаряне связали его и бросили под телегу. Страдалец, перенося муки, молился. В полночь пришел к нему светоносный муж и говорит: «Встань». Он же отвечал: «Как же мне встать? Я связан крепко». Пришедший второй раз говорит ему: «Вставай, не бойся». Страдалец попытался встать, и тотчас развязались его веревки. И сказал ему светоносный муж: «Не бойся и следуй за мной», — и повел его через орду, проведя мимо бесчинствующих татар. Выведя его из стана, чудный муж повелел беглецу взобраться на дерево и сказал: «Ничего не бойся, только молчи». Брат спросил своего избавителя: «Кто ты, господин?» Свето-носец ответил: «Я — Ангел понедельника». После этого он стал ьевидим. Брат же был в великой радости и трепете. Когда агаряне обнаружили исчезновение одного из братьев-пленников, то стали истязать и бить второго брата и предали его злой смерти. Они сожгли бго на огне, как палят свиней. Когда рассвело, вся орда двинулась
на поиски бежавшего, но никто из них не взглянул на дерево, на котором скрывался беглец. Когда опасность миновала, он слез с дерева, пришел на родину и, не заходя к родным, направился в Пафнутьев монастырь, где и принял монашеский постриг. (Волоколамский патерик. Л. 28.) +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Архимандрит Кронид поведал о себе: «Проезжая однажды через Москву на родину, я остановился у своего дяди, помощника начальника Николаевского вокзала. Жизнь, которую вел дядя, была светская. Он ни в среду, ни в пятницу пост не соблюдал. Бывая в семье дяди, я, садясь за стол и зная, что этот день среда или пятница, все же вкушал молоко или яйца. В моем сознании тогда обычно возникала мысль: «Что я за человек, чтобы для меня специально приготовляли пищу отдельно». Потому я ел все, что мне предлагали. За год до своего пострижения в монашество я вижу как-то раз сон. Будто бы я стою в каком-то храме. Храм необычен, как бы небесной красоты, и весьма обширен. Сзади правого клироса вижу икону больших размеров с изображением Богоматери и Предвечного Младенца на Ее руках.
Божия Матерь была изображена в рост человека, в короне. Иконные черты ее напоминали изображение на Черниговской иконе Божией Матери. Видя чудный лик Богоматери и поражаясь Ее красотой, я преклонил свои грешные колена перед святым образом и стал просить милости и предстательства Ее перед Господом. К моему ужасу, я увидел, что Матерь Божия отвращает от меня Свое Святейшее лицо. Тогда я в страхе и трепете воскликнул: «Матерь Божия, Матерь Божия, чем я оскорбил Тебя, что Ты отвращаешь Свой Божественный лик от меня, недостойного». И слышу Ее ответ: «Нарушением поста. Ты в среду и пяток позволяешь себе вкушать скоромную пищу и не почитаешь страданий Сына Моего. Этим оскорбляешь Его и Меня». На этом видение закончилось. Но оно было уроком для моей души на всю последующую жизнь». (Троицкие листки с луга духовного. С. 66.)
[B] [+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ [B] 847. Спутники преподобного Макария Унженского, испытывая затруднение в пище во время Петрова поста, поймали лося, но преподобный не разрешил им нарушать пост, и они отпустили лося; в день же Апостолов этот же лось сам пришел к ним, и они утолили голод
На дороге в Галичскую страну у преподобного Макария и его спутников кончился хлеб, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время Апостольского поста, за три дня до праздника. Путники просили у Макария дозволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых Апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братие, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост, потерпите еще три дня, Господь сохранит вашу жизнь». Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил его слабых товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника Апостолов. В праздник Макарий, отойдя в сторону, преклонив колена и воздав благодарение Творцу, молил Его напитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого отпустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — прибавил он. — Он не оставит нас и впредь». И точно, после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя и так благополучно дошли до Унжи. (Троицкий патерик. С. 350.) http://www.orthlib.ru/other/otechnik/p.html
А польза от Поста. праведнику во спасение, злому человеку в погибель. Что мне пост, если сердце мое камень?
Об укреплении в перенесении поста
Содержание
Великомученику Феодору Тирону
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси, многострадальче, и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
Стихира на стиховне, глас 2-й:
Божественных даров тезоименита тя, треблаженне, почитаю, Феодоре: света бо Божественнаго незаходимое светило явлься, просветил еси страданьми твоими всю тварь, и огня крепчайший явився, пламень угасил еси, и льстиваго змия главу сокрушил еси. Темже во страданиих твоих Христос приклонився, венча Божественную главу твою, великомучениче страдальче. Яко имея дерзновение к Богу, прилежно молися о душах наших.
Святый великомучениче Феодоре! Призри с небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас грешных по беззаконием нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны и да укрепит во всем мире Свою Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть честною Своею Кровию. Молися прилежно, святий мучениче, да благословит Христос Бог державу, да утвердит во святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на небеси, благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва на нарушение поста
- Mar. 4th, 2016 at 2:22 AM
Пост призывает нас к совершенствованию, к победе над грехами и объединяет всех верующих во Христа и верных Его святым заповедям. Пост – это наше добровольное воздержание, путь к стяжанию Духа Святого, а также и наше свидетельство о том, что мы православные христиане. Господь даровал три способа борьбы со злом – Исповедь, пост и молитва.
Молитва на нарушение поста
1. Зачем нужен пост?
Святые отцы наставляют, что пост – это ничем не заменимое средство для достижения духовного обновления и возрастания, без него человеку невозможно бороться со страстями и искушениями и приготовлять свою душу для действия спасающей благодати Божией.
Архимандрит Рафаил (Карелин):
2. Польза поста
Святые отцы пишут о благотворном действии поста на душу христианина, созидающей себе постом господство над похотями тела, исцеление от страстей, очищение грехов и богообщение :
Kто постится по-христиански, разумно, свободно, тот по неложному обещанию Господа удостаивается воздаяния за свой подвиг от Отца Небесного. Отец твой, сказал Спаситель об истинном постнике, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 4). А воздаяние это, без сомнения, всегда бывает щедрое, истинно отеческое, служащее к самой существенной нашей пользе.
3. Каким должен быть пост
Церковь учит, что телесный пост должен соединяться с постом духовным, с борьбой со страстями (телесными и душевными), делами милосердия, с молитвой и смирением. Телесный же пост – это не только ограничение себя отдельными видами пищи, но и умеренность в питании, отказ от разносолов и роскошного (пусть и постного) стола, ради борьбы и над страстями и похотями плоти.
4. Почему искушения во время поста усиливаются
Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1) подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2) духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, – и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство.
5. Обязательно ли соблюдать посты?
На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином – не добродетель, но долг послушания Богу.
6. Рассуждение в деле поста
Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье , а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя.
Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (м.б. не охочею рассуждать). Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа».
7. Послабления поста
Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста.
( из книги “Православный пост”, М., Сретенский монастырь, 2005 ).
Сил и так нет, а пост телесный и утомление тела и вовсе не дадут силы для духовного делания.
Желаю Вам здоровья и разума духовного. Господь да благословит и укрепит Вас!”
8. Пост перед Причастием для больных
Священник Алексий Уминский:
9. Пост супружеский
Церковь, по слову апостольскому, предписывает супружеское воздержание « по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве » (1 Кор. 7, 4–5).
накануне среды, пятницы, и воскресенья в течение всего года, двунадесятых, храмовых и великих праздников, в продолжении многодневных постов (Великий, Рождественский, Успенский, Петровский), в период святок (с 7 января по 19 января), в неделю мясопустную («неделя» на церковно-славянском означает воскресный день, а «седмица» это неделя в современном русском языке), в течение сырной седмицы (масленицы) и в неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября)».
. воздерживаться друг от друга. Нужно, ради поста и молитвы. Только надо иметь в виду, что полное воздержание во все время поста вряд ли предполагается, ибо даже в отношении пищи в периоды постов бывают иногда послабления. . Каждая супружеская пара вправе самостоятельно определять и время, и меру [воздержания] сообразно своему возрасту, темпераменту, положению и обстоятельствам. И в этом деле им нет авторитетного советчика.
Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Прежде сказал я, и теперь говорю, Апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу.
Если жена пребудет ночью со своим мужем, или муж с женою своею, и на утро будет священнослужение, то могут ли они причаститься, или нет?
Не должны. Поскольку Апостол глаголет: не лишайте себя друг друга, только по согласию до времени, да пребываете в молитве, и опять вместе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).
10. Нарушение правила поста
Преп. Амвросий Оптинский:
11. Священное Писание о посте
Сам Господь Иисус Христос постился:
Горе вам, насыщеннии ныне: яко взалчете (Лк. 6, 25). Таково изречение Слова Божия нарушителям заповеди святого поста. Чем будете вы питаться в вечности, когда научились здесь единственно пресыщению вещественными брашнами и вещественными наслаждениями, которых нет на небе? Чем будете вы питаться в вечности, когда вы не вкусили ни одного небесного блага? Как можно вам питаться и наслаждаться небесными благами, когда вы не стяжали к ним никакого сочувствия, стяжали отвращение?»
12. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека…»
Противники поста порой приводят эти слова Священного Писания, как якобы подтверждающие ненужность поста. На самом же деле Слово Божие говорит здесь не о посте, а о гнушении тем или иным видом пищи. Христиане же постятся не потому, что считают что-либо из сотворённого Богом плохим и нечистым, но ради борьбы со страстями, упражнения в самоограничении, в самоотвержении. На этот аргумент не почитающих пост отвечают святые отцы:
13. Каноны Церкви о посте
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин.
14. О посте в субботу
Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен.
15. Посты Православной Церкви
Арх. Рафаил (Карелин):
Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года.
По церковно-славянски «седмице» называется неделя – дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.
Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий: