Молитва о неизлечимо больному

Советуем ознакомиться молитва о неизлечимо больному с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Символ Веры

Как молиться за больного

Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже.

Я благодушествую в немощах. когда я немощен, тогда силен.

В течение жизни многие дни человек должен проводить в болезнях, или немощи тела. Как говорит пророк Давид: “Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь. ” (Пс. 89, 10).

Болезни и немощи не чужды и христианину вместе со всем человеческим родом.

По существу, несчастье для человечества составляет не болезнь, а причина ее – болезнь души – страсти и грех, которые и лежат в основе болезни тела. Как пишет о.Иоанн Кронштадтский “Все наши болезни суть наказание Божие за грехи, они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его”.

Поэтому болезнь есть как бы напоминание нам от Господа про нашу более страшную беду – поражение грехом нашей души. Отсюда для излечения болезни нужно прежде всего покаяние. Господь, прежде чем исцелить расслабленного, простил его грехи (Мк 2, 3-12). А когда Он исцелил у “овчей купели” болевшего 38 лет, то сказал ему: “Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин 5, 14). Отсюда можно думать, что исцеление болезней по молитвам Церкви или праведника ведет к прощению грехов (Иак. 5, 16), и, как результат этого, следует выздоровление.

Однако болезнь и немощь – удел не только больших грешников. Господь сказал апостолу Павлу: “Сила Моя совершается в немощи”, и ап.Павел говорит о себе: “. я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен” (2 Кор 12, 9-10).

Святые отцы считают вообще упитанность тела и избыток в нем физической силы определенным препятствием к духовной жизни, на этом строится необходимость суровых аскетических подвигов для тех, кто хочет жить жизнью духа и имеет слишком здоровое тело.

“Здоровье есть дар Божий”, – говорил преп.Серафим. Но не всегда бывает полезен этот дар. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаживать наши грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставляет задумываться, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Прп.Марк Подвижник писал: “Когда увидишь человека грешащего, который никогда не каялся и никогда ничем не болел, знай, что его ждет немилосердный суд”.

О благом следствии болезней так писал митрополит Филарет Московский: “Не бесполезно в болезни испытывать чувство отрешения от мира, чтобы и после болезни придерживаться этого чувства. Неудивительно, если чувство это не так легко приходит после болезни, как во время болезни, в болезни Бог дарует его на потребу немощному, а в здравии требует, чтобы он подвизался обрести его”.

Вот почему святые и праведники благодушно терпят и переносят свои немощи и болезни. Многие из них не считали даже нужным лечиться при болезнях. Обоснование этого мы находим у преп.Макария Великого, который так пишет одному иноку: “Если бы веровал ты, что вечные и неврачуемые язвы бессмертной души и греховные болезни врачуются Христом, то уверовал бы, что Он силен уврачевать и временные телесные немощи и болезни, и к Нему Единому прибегал бы, презрев врачебные пособия и услуги. Но, конечно, скажешь мне следующее: Бог на врачевание тела дал земные травы и лекарственные вещества и для телесных немощей приуготовил врачебные пособия. И я согласен, что это так. но Господь к отраде и уврачеванию тела, к удовлетворению нуждам его дал врачебные лекарства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться всеми средствами, потому что они не в состоянии еще всецело вверять себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим и родиться свыше от Духа. должен приобрести новые некие и необычайные перед всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь”.

Некоторые святые не только не прибегали к врачебным средствам, но даже не осмеливались просить Бога от избавления от болезни. Так, однажды к преп.Пахомию пришел его ученик Феодор, мучимый жестокой головной болью, и просил преподобного, чтобы он молитвою своею утолил сильную головную боль. Но преподобный отвечал ему: “Думаешь ли ты, что эта боль или другое подобное мучение приключается без воли и попущения Божия? Терпи, и когда Бог благоволит, Он поможет и исцелит тебя”.

Старцы преп.Варсонуфий Великий и Иоанн также советовали своим ученикам при наличии достаточной веры при болезнях не лечиться у земных врачей, а предавать себя всецело Господу – “Врачу душ и телес наших”.

Так, преп.Варсонуфий Великий пишет: “О здоровье сына моего (духовного) могли бы помолиться Богу некоторые из находящихся здесь святых, чтобы он не был болен ни одного дня, – и это исполнилось бы, но тогда он не получил бы плодов терпения”.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Однако в другом случае преп.Варсонуфий Великий молил Бога об ослаблении телесных страданий одного своего ученика. Но в этом случае он услышал такой ответ от Бога: “Оставь, да испытаю его для пользы души его, и да откроется через телесное страдание, каково терпение его, и что он должен наследовать за мольбы и труды”.

Вот почему не лечился также и преп.Серафим Саровский. Он около трех лет страдал от водянки и половину этого времени провел в постели. При крайнем обострении болезни настоятель Саровской пустыни предложил преподобному пригласить врача. Преподобный отвечал ему: “Я предал себя, отче святый, истинному Врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери, если же любовь ваша рассудит, снабдите меня, убогого, Господа ради, небесным врачевством” (т.е. причастием Святых Тайн). По принятии Святых Тайн преподобному явилась Богоматерь и исцелила его прикосновением руки.

В другой раз, когда преподобный лежал в изнеможении после избиения его разбойниками, он также был удостоен явления ему Божией Матери. При этом Богоматерь сказала в сторону врачей: “Что вы трудитесь?” Очнувшись от забытья, преподобный опять отказался от помощи врачей и после видения стал быстро поправляться.

Преп.Варсонуфий Великий говорит: “Будучи болен, я никогда не ложился и не оставлял своего рукоделия, хотя и сильные болезни меня постигали. Но незадолго до того, как я заключился в келию, тщеславие ухитрилось и не стало допускать ко мне болезней: скорблю теперь, желая терпения, а что терпеть – не знаю”.

Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении. Он говорит: “Нехорошо усиленно молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно. Предоставь это Сказавшему, “. знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения” (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: “Владыко, я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей и, если мне полезно, исцели меня вскоре”.

Проси молиться о том же и святых и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя и благодари Его во всем, вспоминая слово Писания: “За все благодарите” (1 Фее. 5, 18), и получишь пользу душевную и телесную”.

Итак, в болезнях нам также надо надеяться прежде всего не столько на помощь земных врачей, сколько на милость Божию и для этого приносить покаяние и искать исцеления в таинствах исповеди, причащения и елеосвящения.

Следует всегда помнить, что лечится ли христианин у врачей, или не считает нужным это делать, – самым важным является во всех случаях смиренное упование на прощение грехов и милосердие Божие.

Об этом так говорят старцы Варсонуфий Великий и Иоанн: “Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: “Во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь врачевание – не согрешишь, а когда не употребишь, не высок смудрствуй. Знай же, что, хотя ты и к врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией”.

О том же говорит так и прп.Силуан Афонский: “Душа, предавшаяся воле Божией, легко несет всякую скорбь и всякую болезнь, потому что и в болезни она молится и созерцает Бога. “Господи, Ты видишь мою болезнь. Ты знаешь, как я грешен и немощен, помоги мне терпеть и благодарить Твою благость”. И Господь облегчает болезнь, и душа чувствует Божию помощь и бывает весела перед Богом и благодарна”.

Следует упомянуть, что и при нежелании искать помощи у врачей христианин может погрешить; и в этом деле, как и во всяком, христианину нужна рассудительность.

Примером этому может служить случай с одной духовной дочерью известного московского пастыря о.Валентина Амфитеатрова. Она сильно болела глазами, но не хотела лечиться и настойчиво просила о.Валентина, чтобы тот исцелил ее глаза своею молитвою. Видя в этом желании чудесного исцеления отсутствие смирения и проявление гордости, о.Валентин отказался молиться за нее и предложил ей обратиться к врачам, т.е. идти тем путем, каким идут все люди.

Старец о.Нектарий Оптинский указывал, что и в исповедальной книжке есть вопрос: “Не пренебрегаешь ли ты лечением?”, и добавлял: “И доктора от Бога, и лекарства тоже”.

Вот еще несколько примеров, как старцы относились к болезням.

В своих записках старец Силуан со Старого Афона пишет: “Тому, кто предался на волю Божию, жить много легче, потому что и в болезни, и в бедности, и в гонении он думает: “Так Богу угодно, и мне за грехи нужно терпеть”. Вот у меня много лет болит голова, и трудно мне терпеть, но полезно, потому что через болезнь смиряется душа. Душа моя пламенно хочет молиться и совершать бдения, но болезнь мне мешает, потому что больное тело требует покоя и отдыха: и я много просил Господа исцелить меня, но Господь не послушал меня, значит, мне не на пользу.

Вот и другой случай был со мной, и Господь скоро услышал меня и спас. Однажды в праздник в трапезе дали рыбу. Когда я ел, кость вошла в горло, очень глубоко в груди. Я призвал святого великомученика Пантелеимона, прося исцелить меня, потому что доктор не сможет вынуть кость из груди. Когда я сказал: “Исцели”, получил ответ в душе: “Выйди из трапезы, надуйся и кость выскочит вместе с кровью”. Я так и сделал: вышел, надулся, кашлянул, и кость большая с кровью выскочила. Понял я, что если Господь не исцеляет мою голову, значит, для души полезно так болеть”.

Учитывая эту пользу душе от болезней, оптинские старцы рекомендовали многим “подлечиваться”, а не лечиться, т.е. искать лишь восстановления трудоспособности, но не совершенного избавления от болезней.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Вот как к болезни относился праведник и великий молитвенник о.Иоанн Кронштадтский: “Ты просишь у Господа, чтобы тебе любить Его любовию как смерть крепкою, или до смерти. Внемли, вот Господь посылает тебе лютую внутреннюю болезнь, приближающую тебя к самой смерти. Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением Господу за это отеческое Его посещение. Это будет значить то, что ты называешь любовью к Богу как смерть крепкою. И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно.

Когда же видишь болезненное разрушение тела, то говори: “Господь дал, Господь и взял. да будет имя Господне благословенно” (Иов. 1, 21). Ты привык смотреть на тело свое как на неотъемлемую собственность, но это крайне неправильно, потому что твое тело – Божие здание. Не пощади же, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу в волю наказующего тебя Господа, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, не теряя веру в благость Божию, не упадая духом, не показывая Богу и устами безумия, якобы неправильно тебя так сильно наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик.

Итак, терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов.

Радуйся, что не предаешься тем страстям, которым предался бы, будучи здоров. Радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царству Небесному”.

А вот что про болезни пишет о.Александр Ельчанинов: “Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение. Больного преп.Серафима посетила Матерь Божия, и нас, если мы смиренно переносим болезни, посещают высшие силы.

Болезнь – самое благоприятное время для возвращения своего сердца к Богу. С выздоровлением эта возможность опять отходит в бесконечную даль. Сколько прошло перед моими глазами случаев, когда безнадежно плотские люди под влиянием болезни делались тонкими, одухотворенными, умилительными”.

О ПРИЧИНАХ БОЛЕЗНЕЙ

Причины болезни могут быть различны. Они могут быть чисто плотские, очевидные, как, например, пьянство – причина цирроза печени или неумеренность в пище как источник расстройства многих систем организма и т.д. “Болезни, происходящие от нерадения и беспорядочности в жизни, естественно за сим следуют”, – пишет преп.Варсонуфий Великий.

Но бывают причины и невидимые. Если бы Св.Писание не открыло, кто бы сказал: за что была поражена проказой Мариам, сестра Моисея; за что той же болезнью был поражен Гиезий, ученик пророка Елисея; отчего больны были и даже умирали многие из коринфян, к которым писал апостол Павел? Писание открывает нам причины этих болезней. Мариам возроптала на Моисея, и Бог поразил ее проказой (Числ. 12, 10). Гиезий, предавшись сребролюбию, солгал своему учителю пророку, и за это был поражен от Бога той же проказой, от которой по молитве пророка только что чудесно исцелился сирийский вельможа Нееман (4 Цар. 5, 27). Среди коринфян, по свидетельству апостола, многие были слабы и больны из-за того, что недостойно причащались Св.Тайн (1 Кор. 11, 30).

Обычно мы бываем мало внимательны к себе и к своим грехам, которыми оскорбляем Бога и навлекаем Его праведный гнев на себя. Болезнями тела Бог хочет или очистить, или предохранить нас от болезней душевных. Поэтому, подвергаясь болезни, полезно помыслить, за какие грехи нам послана эта болезнь. (Разумеется, этот совет применим в случае болезни, случившейся лично с нами, а не с нашим ближним, т.к. в последнем случае мы легко можем впасть в тяжкий грех осуждения.)

Вот тяжело чувствует и скорбит мое сердце: не от того ли, что оно было источником грехов и питалось грехами?

Вот страдает моя голова, и болезнь не дает мне покоя: не оттого ли, что она была вместилищем худых мыслей и намерений и так мало занималась благоговейным размышлением о Боге и о моих обязанностях к Нему?

Вот слабеют и смыкаются мои глаза: не от того ли, что так часто закрывались они там, где надлежало им быть открытыми, и открывались там, где должны были закрываться? Не от того ли, что они обольщались и ослеплялись суетным блеском, смотрели гордо, презирали нищих и смиренных, мало взирали на величие и красоту дел Божиих, чтоб видеть в них несозданную красоту Создателя и беспредельное величие Всевышнего Бога?

Вот болит и плохо слышит орган слуха: не от того ли, что мои уши так часто были невнимательны к голосу Божию, со всех сторон меня призывающему на путь спасения, и, напротив, были открыты словам лести и обмана, были заняты обаянием суетного мира?

Вот ослабевают и трясутся мои руки: не от того ли, что нетверды они были в делании добра и часто простирались к делам неправды?

Вот колеблются и претыкаются мои ноги, не могут носить меня: не от того ли, что я так часто удалялся от пути заповедей Христовых и ходил по распутиям греха?

Не от того ли страждет все мое тело, что в нем царствовал грех, который порабощал его своим похотям?

Каковы бы ни были причины наших болезней, они всегда напоминают нам о наших грехах пред Богом, внушая нам мысль обратиться с искренним покаянием к Нему.

“От тебя зависит быть нерадивым или жить нечисто и впадать в болезни, пока не приведешь себя в должный порядок. Впрочем, покаянием можешь избавиться от наказательных болезней”, – пишет преп. Варсонуфий Великий

Придя к смертельно заболевшему царю Езекии, пророк Исайя сказал ему: “Так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь” (Ис. 38, 1). Услышав столь строгий для себя приговор, царь обращается к Господу с молитвой: “. и молился Господу. и заплакал Езекия сильно. И было слово Господне к Исайи, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прилагаю к дням твоим пятнадцать лет” (Ис. 38, 2-5). Так милосердно Господь внимает молитвам, исполненным смирения и сердечного сокрушения о грехах, ибо близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет (Пс. 33, 19).

Вот еще случаи, когда твердая решимость оставить грех приводила к исцелению от болезней.

Во времена святителя Иоанна Златоуста одна женщина очень долго страдала неизлечимой болезнью, и врачи ничем не могли помочь ей. Тогда она попросила мужа, чтобы он повез ее к святителю, веруя, что он исцелит ее. Муж исполнил просьбу жены, привез ее в монастырь и оставил у ворот, а сам пошел к святителю. На просьбу мужа об исцелении святой Иоанн Златоуст ответил: “Пойди скажи жене своей, чтобы она оставила свой злой нрав и раздала милостыню нищим, чтобы усердно молилась, хранила себя в воздержании и посте в праздники и будни, и тогда Бог подаст ей исцеление”. Муж передал жене эти слова, и она воскликнула: “Все повеленное буду исполнять до последнего издыхания!” Муж возвратился к святому и рассказал о ее обещании. “Идите с миром, Бог уже исцелил твою жену”, – сказал ему Иоанн Златоуст. И действительно, муж вышел и увидел свою жену совершенно здоровой.

В Новгороде, когда там был архиепископ Иона, началась моровая язва, народ повально умирал, и архиепископ объявил всем, что Бог послал эту страшную болезнь за нераскаянные грехи. Народ воскликнул, что желает покаяться, был отслужен молебен, все дали Богу обещание больше не грешить, и моровая язва прекратилась, больше никто не умирал, а кто был болен, исцелился.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

КАК МОЛИТЬСЯ ЗА БОЛЯЩИХ

“Раньше я думал, – пишет прп.Силуан Афонский, – что Господь творит чудеса только по молитвам святых, но теперь узнал, что и грешнику сотворит Господь чудо, как только смирится душа его, ибо когда человек научится смирению, тогда Господь слушает его молитвы”. Еще старец Силуан учил, что молиться за ближних надо так горячо, как бы “кровь проливать”. Последнее подтверждается из молитвенного опыта св.прав.Иоанна Кронштадтского, описанного ниже.

“Девять раз я ходил молиться о смертельно больных младенцах с дерзновенным упованием. что Бог призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвы и коленопреклонения, на дерзновение мое, на упование мое. Прихожу в десятый раз – младенцы здоровы”.

Св.Иоанн Кронштадтский говорил: “Если ты живешь верою и добродетельно, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом, то проси у Него чего хочешь – чему научит тебя просить Дух Святой: и будет тебе – или скоро, во мгновение, в один час, или через некоторое время, по усмотрению премудрости Божией”.

Один христианин из наблюдавших молитву о.Иоанна около постели безнадежно больного так описывает ее: “Он просил с непреодолимой силой любви к ближнему. Он стучал все громче и громче в заветную, обетованную дверь. Он весь преобразился, черты его лица светились, глаза таинственно блестели, трепет пробегал по его телу, капли пота струились по лбу его. Наконец, мольба его была услышана. Он почувствовал, как влилась в него светлая, дивная могучая сила. Ему уже давно знакомо было это ощущение. Он поднялся с колен и направился к кровати. и положил больному руку на голову.

– Встань и помолимся вместе, – тихо сказал он.

– Я не могу шевельнуться.

О.Иоанн еще раз возложил на него руку и еще раз повторил: “Встань и помолимся вместе”. И больной встал с кровати”.

Вот еще один случай исцеления по молитвам о.Иоанна, о котором пишет он сам:

“Некто, бывши смертельно болен воспалением желудка девять дней и не получивший ни малейшего облегчения от медицинских пособий, – лишь только причастился в девятый день поутру животворящих Тайн, к вечеру стал здоров и встал с одра болезненного. Причастился он с твердой верой. Я молился об нем Господу, чтобы Он исцелил его. “Господи! – говорил я: – исцели раба Твоего от болезни его. Достоин есть, ему же даси сия, любит бо священников Твоих и дары своя присылает им”. Молился и в церкви у престола Господня за литургией, во время молитвы: “иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы. “, и пред самыми Тайнами. Я молился между прочим так: “Господи! Животе наш! Как мне помыслить легко об исцелении, так Тебе исцелить легко всякую болезнь; как мне помыслить легко о воскресении из мертвых, так Тебе легко воскресить всякого мертвеца. Исцели убо раба Твоего Василия от лютой его болезни и не допусти ему умереть, да не предадутся рыданию жена и дети его”, – и благопослушливый Владыка помиловал”.

Почему же не все молитвы за болящих ближних исполняются и каковы условия для надежды на благоприятные последствия молитвы? На этот вопрос так отвечает старец Силуан: “Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы. Но не должно смешивать желание молиться, которое внушает Господь, с желанием, которое рождается по пристрастию к тому, о ком молишься”.

Очевидно, что в последнем случае молитва не всегда так исполняется Господом, как в первом случае, когда молятся по внушению от Господа.

Один из иноков спросил преп.Варсонуфия Великого: “Могут ли одни молитвы святых испросить прощения грехов без покаяния самого согрешившего?”

Преподобный ответил: “Если человек сам не потрудится по силе своей и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут поститься и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: “Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя, кроме утомления?” (Сир. 34, 23).

Если бы возможно было, что человек, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом всех грешных мира сего?”

Поэтому и свт.Феофан Затворник говорит: “Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда есть и наша собственная молитва”. Однако следует заметить, что из общего правила бывают и исключения. Эти исключения бывают тогда, когда горячность любви ближнего и его неотступность в молитве бывают очень сильны.

Св.прав.Иоанн Кронштадтский так пишет по этому поводу: “Отчего искренняя наша молитва друг за друга имеет великую силу на других? Оттого, что я прилепляюсь во время молитвы к Богу, делаюсь един дух с Ним, а тех, за которых я молюсь, соединяю с собою верою и любовью, потому что Дух Божий, действующий во мне, действует в то же время и в них, как “все исполняющий”, так как “мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба” (1 Кор. 10, 17; Е)

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

“Молясь, ждите желаемого, – наставляет святитель в одном из писем, – но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на Его волю, с полною покорностью принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам. Недостаток такой покорности покривляет молитву и лишает ее сил, ибо без нее молитва будет иметь такой смысл: хочешь-не хочешь, Господи, – подай.

. Положенное вами на меня послушание – молиться об NN – исполняю. Только не молюсь: “Возьми то и дай это”, а так: “Сотвори с ним, Господи, как для него спасительно”. А то молитва будет походить на указ Богу. что совсем непригоже. Некто имел обычай спрашивать: ты идешь на молитву пенсию получать или милостыню просить? Очень вразумительный вопрос!”

В своих письмах святитель Феофан нередко касался значения так называемых заказных молитв за болящих. В большинстве случаев эти молитвы совершаются так: родственники болящего – или сами, или через записку – просят священника помолиться, причем тут же прилагают и плату за молитвенный труд. Этой материальной стороной дела большей частью и ограничивается вся забота родственников о больном, так что они сами лично почти не считают нужным присоединять своих молитв к молитвам священнослужителей, особенно если заказанные молитвы будут совершаться в течение продолжительного времени. Такое отношение к молитве со стороны родственников болящего признается святителем далеко не похвальным.

“Вы добре устроили молитвование о своей дочери (болящей), – говорит он в одном письме. – Два молебна в неделе, да на проскомидии помин. Кажется, довольно бы. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душой. Если никто не воздохнет от души, то заказанный молебен, хоть и будет исполнен, а молитвы о болящей не будет. Только и есть тут ваша вера и надежда – знамением которых служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна. Вы заказали, но, дав деньги, чтобы другие молились, сами сбросили с плеч все заботы. Болящего (болеющего) о больной никого и нет. Служащим где за всех наболеться?! Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на литургии. Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к престолу Божию. и самую молитву Церкви делает болезнующей, хоть служащие и не болят. Так видите, в чем сила. Бывайте на молебнах сами и болите душой о болящей. И дело будет. В церкви, на литургии, болите во время проскомидии. А особенно, когда после Тебе поем Богородичную поют песнь Достойно есть. тут поминаются за новосовершенною жертвою живые и умершие. Обедни сильнее, чем поминовение только на проскомидии, потому что это выражает сильнейшее наше соболезнование о болящей и вместе с тем – сильнейшую нашу веру и надежду “, что Господь не оставит нас Своею помощию. Где заказать. Куда душа лежит, там и закажите. Но главное – сами болите о больной. И больше бедным помогайте. не тем только, которые ходят. Облегчите тяготимое бедностию семейство. Его молитва облегчит и вашу тяготу сердечную. и, слившись с вашею, составят трубный глас, сильный привлечь Господа”.

Лечиться не грех

“Молитва молитвою, а доктора докторами, – говорит святитель, – и докторов Бог дал, и к ним обращаться – Божия есть воля. Господь с Своею помощию приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно.

. В болезни к доктору обращаться – не грех, хоть и от Бога болезнь: ибо и разум лечебный Бог дает, и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и лекарствам, мы не будем прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры -те не Божии, туда и нечего ходить.

. Не лечиться можно, определяя себя на терпение, но надо бояться, как бы не прокралась самонадеянность: пусть лечатся слабые. а мы сильны! За такое о себе думание находит ропотливость. Лучше так: пришла болезнь – полечитесь. Пройдет боль от лекарства – слава Богу. Не пройдет – терпеть надо и Бога благодарить.

. Помоги, Господи, дочери вашей получить пользу от лечения. Пусть молится и просит Господа вразумить лекарей, чтобы и болезнь угадали и лекарства должные придумали. Ибо Господь лечит. Лекаря – Его орудия.

. Спросите у смиренных докторов, они откровенно скажут, что не знают сами, как пишутся рецепты исцеляющие. Итак, если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха. Когда Богом даны сии средства, то к ним и обращаться должно”.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

О болезнях детей так пишет в одном письме старец Амвросий Оптинский: “Не должно забывать и мудреного настоящего времени, в котором и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят и от того, что слышат, и поэтому требуется очищение, которое без страданий не бывает, очищение же душевное по большей части бывает через страдания телесные. Посмотрите, и самые грудные младенцы не без болезней ли или страданий переходят в будущую жизнь?”

Тяжело видеть страдание детей. Но знаем ли мы, что в некоторых случаях виновниками этих страданий бываем мы сами?

Однажды к старцу Амвросию подошел крестьянин, на руках у которого бился бесноватый мальчик, и попросил старца об исцелении ребенка. “Чужое брал?” – строго спросил старец. “Брал, грешил, батюшка”, – отвечал крестьянин. “Вот тебе и наказание”, – сказал старец и отошел от несчастного отца, оставив его без помощи в беде.

Точно так же в житии преп.Аммона (память 4 окт.) рассказывается про отрока, укушенного бешеной собакой в наказание родителям за их грех – кражу вола. Смерть сына царя Давида последовала также как наказание за вину отца (2 Цар. 12, 14).

Страдания невинных детей так объясняются св.Нифонтом, еп.Кипрским (память 23 дек.): “Многие живущие в мире. в грехах своих не каются и о душах своих попечения не имеют. По этой-то причине Господь наказывает как детей, так и самих родителей различными бедами, чтобы болезнью детей очистить родительские беззакония и возбудить самих родителей к принесению покаяния и тем оправдать их на Страшном суде Своем. Знай, что младенцы без греха страдают для того, чтобы им за напрасную их смерть получить жизнь нетленную, а родителям их удостоиться за их страдания целомудрия истинного покаяния”.

Поэтому при страдании ребенка нам следует спрашивать свою совесть: не покарал ли Господь за мой грех моего ребенка? Может быть, часто единственным средством, служащим для выздоровления ребенка, является покаяние его родителей.

Как молиться в болезни детей

Если мы чувствуем слабость и невнимательность нашей молитвы, то, по учению св.отцов, качество нашей молитвы мы должны восполнять количеством ее. Так советовал преп.Серафим Он рекомендовал родителям не ограничиваться в своей молитве обычными правилами, но, подражая инокам, вставать на молитву и в полунощный час.

Примеры усиленной молитвы за своих детей мы видим еще у праведников Ветхого Завета. Так, Иов, “вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех детей своих, говоря “Может быть, сыновья мои согрешили”, и так делал Иов во все дни” (Иов 1,5).

Как и всякая молитва, молитва родителей за детей может быть разумной и неразумной Ап.Иаков говорит: “Просите и не получаете, потому что просите не на добро” (Иак 4, 3). Св.отцы говорят: “Осторожно молитесь о внешних судьбах жизни христианина”. Это относится и к молитве родителей, и в частности, к тому случаю, когда родители молятся о выздоровлении смертельно болящего ребенка. Случается, что Господь спасает родителей от будущего горя тем, что отнимает у них детей в раннем возрасте. Поэтому родителям нужна в этих случаях смиренная покорность всеблагому Промыслу Божию, и молитва их о болящем, как бы горяча она ни была, всегда должна кончаться словами Господа в Гефсиманском саду: “. впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет” (Лк 22, 42).

В таких случаях надо помнить рассказ о том, как с отчаянием молилась одна мать о выздоровлении двух своих сыновей, лежавших в смертельной горячке. В тонком сне Господь открыл ей будущее ее сыновей на земле. Она видит их взрослыми за разгульной пирушкой в кабаке. В ссоре они бросаются друг на друга и ножами наносят друг другу смертельные раны.

Конечно, помимо случаев, когда по воле Божией дети умирают несмотря на мольбы родителей, имеется еще более случаев, когда усердная молитва родителей чудесно спасала смертельно заболевшее дитя. Надо помнить, что молитва родителей за детей имеет перед Богом особую силу: горячая любовь движет и горячую молитву. А горячая молитва не останется не услышанной Богом.

Заказ треб на Святой Земле

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here