Советуем ознакомиться молитва о радоницей с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитвы на Радоницу
Содержание
В день Радоницы совершенно не стоит углубляться в определенные переживания по поводу смерти близких, а стоит лишь наоборот радоваться их рождению в совершенно новую жизнь, в жизнь вечную. Необходимо молиться естественно по мере своих сил. Стоит отметить, что молиться необходимо не только о себе, но и обязательно о близких, совершенно о каждом кто нуждается в молитве. Также молиться нужно об усопших. Особенно надо молиться в день, когда непосредственно радость Пасхальная разделяется между небом и землей, в день Радоницы.
Молитвы на Радоницу содержат: молитва об усопшем христианине, молитва вдовца, молитва вдовы, молитва родителей о почивших детях, молитва детей об усопших родителях.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва вдовы
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва детей об усопших родителях
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.(Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесйаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вей святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вей человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Радоница!
В некоторые дни можно увидеть ручеек людей, направляющихся к храму с пакетами и сумками. В сумках – заботливо приобретенная снедь, «на помин души». Люди спешат в храм помолиться о дорогих сердцу близких и знакомых, перешедших из нашего мира в мир иной.
Зачем мы поминаем усопших? Как и когда это делать правильно? Об этом и многом другом – наш очерк.
Поминание наших усопших совершается на всех богослужениях, более того, поминанию усопших усвоены особые богослужения и даже особые дни церковного года. Эти дни называются Родительские субботы.
Притом нужно заметить, что в эти, да и в иные дни мы не должны молитвенно вспоминать лишь своих родственников и друзей. Мы как члены Церкви должны молиться обо всех преставленных христианах, более того, обо всех почивших людях. Как бы нас ни любили и как бы о нас ни помнили, самое большее через два-три столетия о нас позабудут. Не получится ли, что мы останемся в мире ином совсем одинокими? А на что надеяться тем, за кого некому молиться?
Поэтому не будем лениться молиться и умолять Господа, Божию Матерь и святых не только о своих сродниках, но и о других православных христианах (а в домашней молитве – и обо всех вообще усопших людях).
«Давайте в этот день молиться о тех, кто с нами жил и молился и кто ждет от нас помощи, о тех, с кем мы вместе проходили путь духовного делания. Вспомним и тех, с кем мы встречались и сталкивались в жизни, ибо мы знаем, что всем нужна наша память и молитва. А затем помолимся и о тех, кого мы не знаем, но за кого пришли помолиться другие, которые дороги им.
Не отягчайтесь именами, которые будут здесь поминаться. Помните, что каждое имя кому-нибудь дорого. Нам бесконечно дороги имена тех, за кого мы молимся, так давайте же в кротости и смирении помолимся и за них, и за тех, кто дорог другим.
Помните, что когда-нибудь и мы отойдем в другую жизнь, и будет эта служба совершаться без нашего участия, и мы были бы тогда в радости, если бы о нас вспомнили и помолились за нас и те, кто нас знает, и кто не знает, но пришел и молится здесь о всех прежде почивших праотцах, отцах и братьях наших, зде лежащих и повсюду православных».
В России приняты и еще три дня нарочитого поминания усопших.
Первый – это Димитриевская родительская суббота. По народному преданию, сохраненному с самой древности, поминовение усопших перед 26 октября (по ст. ст.) установлено в 1380 году великим князем Димитрием Донским для поминовения воинов, павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8 сентября 1380 года.
В 1994 году Русской Православной Церковью был установлен и еще один день нарочитого поминовения усопших. Определением Архиерейского Собора установлено совершать в День Победы – 9 мая (26 апреля по ст. ст.) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны (1941–1945).
Несколько слов скажем о установившемся сегодня обычае поминовения новопреставленных христиан в третий, девятый и сороковой дни по смерти, а также в годовщину смерти. Что стоит за этим обычаем?
В благочестивой литературе можно встретиться с мнением, что до третьего дня душа обычно пребывает на земле. Она имеет возможность посещать близких и родственников. После третьего дня и до девятого душа в сопровождении Ангела посещает обители рая. С девятого по сороковой день душа находится в адских местах. И, наконец, на сороковой день Господь упокоевает душу в том состоянии (адском или райском), для которого она готова.
Памятник 4-го столетия – «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42) – рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего – ради Господа Иисуса Христа, Воскресшего в третий день по Писанию.
Этот же древнецерковный документ предписывает совершать поминовение усопших и на девятый, и на сороковой день после смерти, «согласно древнему обычаю, ибо так оплакивал и израильский народ великого Моисея».
Святитель Симеон Солунский (14-й век) видит в третьем и девятом днях иную символику. «Третины совершаются для того, чтобы показать, что умерший получил бытие от Троицы». Празднование третьего дня по смерти, по мысли св. Симеона, – празднование возвращения к Богу Троице, от которого мы получаем жизнь.
«Девятый день, – говорит святитель Симеон, – для того, чтобы невещественный дух его (почившего) был сопричтен со святыми духами – Ангелами, которым он подобен по природе и которые разделяются на девять чинов».
В сороковой день панихиды совершаются «ради Вознесения Спасителя» и как напоминание, что некогда по гласу Господа и наш почивший будет восхищен на облацех, предстанет Судии и войдет в радость вечной жизни.
Подобно этому рассказу, Ангел сообщил преп. Макарию, что до девятого дня Господь позволяет душе посетить обители рая. «Созерцая все это, – говорил Ангел, – душа изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновата в грехах, то при виде наслаждений она начинает скорбеть и укорять себя, говоря: “Увы мне! Сколько я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, чтобы и мне удостоиться этой благодати и славы. Увы мне, бедной!”»
На девятый день душа возносится Ангелами к Богу и поклоняется своему Создателю. И затем, до сорокового дня, Ангелы показывают душе ад. И на сороковой день, как сообщил Ангел преподобному Макарию, «Судия Бог определяет приличное ей (душе) по делам место заключения».
И, конечно, мы не можем не вспоминать еще одну дату, поминая покойных. Это ежегодное воспоминание дня смерти человека. День смерти – это день рождения в новую жизнь. По-человечески понятны и скорбь, и слезы. День смерти близкого нам существа – день потери… Но то, что по земным меркам кажется потерею, для вечности, для Небес есть обретение.
Когда наши близкие покидают нас, они присоединяются к сонму небожителей. Ежегодно вспоминая день смерти близкого нам человека, давайте будем помнить, что, умерев для этого мира, человек родился для иной жизни. «Поэтому-то ежегодно совершается родственниками память по умершему, в знак того, что он жив и бессмертен по душе, и некогда совершенно обновится, когда Создатель восхощет и воздвигнет его тело» (св. Симеон Солунский).
Кроме указанных выше определенных дней, наша Святая Церковь установила и еженедельный день – субботу, как день поминовения святых мучеников и всех усопших. Ибо суббота, седьмой по счету день Творения, – это, с одной стороны, День покоя. С другой стороны, именно в этот день согрешили наши прародители и начали умирать. И этот день продолжается, как продолжается и смерть человеческая. В будущем, как мы неложно верим, наступит День восьмой, день Воскресения и Восставления к новой жизни всякого творения. Этот День восьмой будет длиться вечно.
Кроме Божественной Литургии, приобщающей души усопших к Богу, об усопших совершаются еще и заупокойные службы, называемые панихидами. Дословно с греческого панихида переводится как «всенощное бдение». В древности молитву о покойных совершали вечером, на всенощных службах. Позже панихида как особое моление об усопших выделилась в самостоятельную службу.
Панихида состоит из целого ряда умилительных песнопений, в которых мы обращаемся к Богу с просьбой помиловать человека, вселить его с праведными, – ектений с подобными прошениями.
Часто на панихиду приносится кутия: сладкая каша из зерен с изюмом, орехами, цукатами и проч. Являясь своего рода малой трапезой в память усопшего, «кутия служит напоминанием для молящихся о том, что молитву об усопших необходимо соединять с делами милосердия, в частности, с питанием служителей Церкви, неимущих, друзей и сродников почившего» (святитель Афанасий Сахаров). По толкованию отцов Церкви, кутия имеет и символическое духовное значение. Она видом своим напоминает, что «человек как семя, как пшеница (кутия делается из зерен. – прот. К.П.), опять восстанет Божественною силою и, как бы проросший, приведен будет ко Христу, живым и совершенным» (св. Симеон Солунский).
Мед же или сахарный сироп, которыми сдабривается кутия, означает наслаждение усопшего вечными благами Богообщения.
И самой великой панихидой является наша собственная жизнь! Недавно ко мне в храм пришла женщина, потерявшая сына. После смерти любимого сына отец сильно запил. А теперь представьте себе, каково сыну, разлученному с любимыми родителями, и знающему, что после его смерти отец пьянствует. Сын при жизни умолял отца не пить – и вот теперь из иного мира видит, что отец спивается…
Совершая дела милосердия, всего себя отдавая служению любви и христианской жизни, становясь святыми, мы вернее всего исполним наш долг по отношению к почившим.
Мы уже говорили, что наша молитва весьма нужна усопшим. Зачем? Церковные песнопения влагают в уста почившего трогательные слова – просьбы о том, чтобы о нем молились. «Прошу всех и молю: непрестанно о мне молитися Христу Богу» (Погребение мирских человек. Стихира на Славу при последнем целовании). «Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюблении, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» (Погребение священников.Тропарь перед Евангелием). Митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, как однажды к нему во сне явилась девочка-протестантка. Эта девочка просила о ней молиться, потому что ее родители молиться о ней не будут. Не потому, что они плохие, ленивые или не любят дочь, а просто потому, что протестанты не признают молитву об усопших. С просьбой помолиться девочка обратилась к православному пастырю.
Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили!
Знаем и то, что получаем просимое у Него!
Согласно Златоусту, молитвы приносят усопшим «многий прибыток и великую пользу».
«Не тщетны наши приношения за усопших, не тщетны молитвы. Не сомневайся, что усопший получит нечто доброе и полезное. Ибо диакон не без основания призывает нас помолиться “за усопших во Христе”. Этот призыв исходит не от диакона-человека, но от Духа Святого через диакона, имеющего благодать священства. Что же тут говорить? Бескровная Жертва в руках священника; невидимо присутствуют Ангелы и Архангелы; присутствует Сын Божий; все стоят “с таким великим благоговением”, а ты полагаешь, что это просто так говорится? Великая честь — помянуть чье-либо имя в час. когда совершается воспоминание Страшной Жертвы, Страшных Таинств и присутствует Сам Владыка Христос».
Насколько усопшие освобождаются от потусторонних мучений, возможно ли освобождение души грешника из ада и преселение его в Рай? Это великая тайна, на которую святые отцы и учителя Церкви затрудняются ответить определенно.
Но возможно ли «отмолить» человека? Можно ли переменить своими молитвами для него посмертную участь?
Православная Церковь отвечает на этот вопрос скорее отрицательно. «Пока мы находимся здесь, на земле, мы имеем добрые надежды, но когда отойдем туда, то уже не в нашей власти будет покаяться и смыть с себя грехи. Там только суд и геенна», – пишет Иоанн Златоуст.
Но все же молитва облегчает страдания грешника. Молитва наша о страждущем – это луч света, пронзающий адскую тьму и свидетельствующий почившему: о нем помнят, его любят. Спрашивающим, какую пользу получает душа, покидающая тело, от молитв за нее, святитель Кирилл Иерусалимский отвечает: «Если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за грехи наши, приносим, умилостивляя за них и за нас человеколюбца Бога».
«Давайте без устали помогать нашим близким, отшедшим в жизнь иную, – увещевает нас св. Иоанн Златоуст. – Давайте неустанно молиться за них, и особенно в час святой Евхаристии. Ибо это есть время вселенского очищения. Поэтому давайте будем смело молиться о всем мире, давайте поминать наших усопших вместе с мучениками, исповедниками, священниками. Ибо все мы, верные, составляем единое духовное тело, пусть даже некоторые его члены “светлее” других. Давайте будем их поминать, давайте всячески испрашивать для них прощение: молитвами, приношениями за них и с помощью святых, поминаемых вместе с ними во время Божественной Литургии».
Молитва облегчает страдания душ в их посмертном бытии. Каких страданий? В православной аскетической литературе встречаются упоминания о том, что, оказавшись по ту сторону жизни, душа находится в состоянии мытарств, т.е. испытаний, истязаний. «При разлучении души нашей с телом предстанут перед нами, с одной стороны, воинства и силы небесные, с другой – власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но и будучи принята св. Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы, или таможни, на которых взыскиваются пошлины, которые будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к нему. На каждом из этих мытарств востребуется отчет в особенных грехах» (св. Кирилл Александрийский).
Самым классическим вариантом подобных историй является житие преп. Василия Нового, память которого празднуется 26 марта.
В этом житии рассказывается, как духовная дочь преп. Василия, Феодора, умерла, попала в загробный мир, была уловлена злыми ангелами и подверглась мытарствам.
«Дошли мы до четвертого мытарства, называемого мытарством чревоугодия. Злые духи этого мытарства тотчас же выбежали к нам навстречу, радуясь, как будто приобрели что-либо. Они были весьма отвратительны видом своим, изображая собою всю мерзость чревоугодия и пьянства; при этом одни из них держали блюда и сковороды с яствами, другие же – чаши и кружки с питием, – и я увидела, что пища та и питье были подобны смердящему гною и нечистым испражнениям. Бесы же, держащие то и другое, имели вид пресыщенных и пьяных; они скакали с различными гудками и делали все то, что обычно творят пьяницы и пирующие, ругаясь над душами приводимых к ним грешников. Преградив нам путь и обойдя нас, как псы, они тотчас же выставили на вид все мои прошлые грехи чревоугодия, когда я предавалась излишеству в пище и питии и ела через силу и без всякой нужды, когда я, как свинья, приступала утром к еде без моливы и крестнаго знамения, или же когда постом садилась за стол раньше, чем это дозволяли правила церковнаго устава. Представили они также чаши и сосуды, из коих я упивалась, предаваясь пьянству, и даже указывали число выпитых чаш, говоря: Столько чаш испила она на таком-то пиру и с такими-то людьми; в другое же время и в другом месте столькими-то чашами упилась она до беспамятства; сверх того она столько-то раз пировала при звуке свирелей и других музыкальных орудий, предаваясь пляске и песням, и после таких пиров ее с трудом приводили домой; так она изнемогала от безмерного пьянства.
Представляя все такие и подобные им чревоугодия, бесы торжествовали и радовались, как будто уже имели меня в своих руках, и уже готовились схватить меня и низвести на дно ада. Я же трепетала, видя себя обличаемой ими и не имея, что ответить им»…
Видения блаженной Феодоры, как и все житие св. Василия Нового, – безусловное достояние Предания Православной Церкви. Однако следует помнить, что все эти и подобные им сообщения – лишь свидетельства о причастии некоему таинственному опыту. Что и как в потустороннем мире на самом деле, знать нам невозможно, пока мы сами там не окажемся. Св. Макарий Египетский говорил, что подобные изображения мук души – лишь «слабое изображение вещей небесных», они рисуют картину потустороннего бытия земными красками.
Поэтому, говоря о мытарствах и потусторонней жизни, следует избегать всякого искусственного натурализма и мыслить об этих вещах более духовно, нежели о них пишется.
Молитва – это мост, переброшенный между нашим миром и миром ушедших людей. Это рука, протянутая нами в иной мир и поддерживающая тех, кто слишком мало сделал для блаженного пребывания в вечности, кто был к тому миру не готов. Я знаю немало случаев, когда усопшие давали знак, что молитвами живых они обрели успокоение и радость. Не будем лениться, будем помогать тем, кто ушел в иной мир. Помолимся за них, а они – за нас.
Прежде всего, это ежедневное поминание усопших, которое обычно присовокупляется к утренним или вечерним молитвам.
Благоговейно осенив себя крестным знамением, положив поклон перед святой иконой, мы произносим:
Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих (имярек), и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение. (Поклон)
Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия отцы и братию нашу и сестры, и зде лежащия и повсюду православныя христианы; и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели, и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон).
На конец же глаголи cиe трижды:
Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память.
Вот одна из таких молитв:
Боже духов и всякой плоти, сокрушивший державу смерти, владычествующий над умершими и живущими, источник жизни временной и вечной, не лишающий милости Своей ни живых, ни мертвых;
Христе Спасителю! услышь молитвенный вопль сердца моего, и помилуй беспредельным Своим милосердием преселившиеся из мира сего в мир невидимый души праотцев, родителей, братий, сестер, наставников, благодетелей, друзей моих, всех бывших близкими моему сердцу, всех, за которых молиться побуждает меня любовь и благодарность за благодеяния их и преданность!
По Божественному Твоему определению, ничто нечистое не войдет в Небесное Царствие Твое, не наследуют его оскверненные грехами, не очистившиеся покаянием, не омывшиеся слезами сердечного сокрушения, не освятившиеся Твоею благодатию: Ты Бог, ненавидящий беззакония, но правда Твоя не отказывается от прав Своих, даже когда Ты милуешь грешника; потому что не предстанут пред Лице Твое беззаконники, не водворятся в Небесных обителях Твоих нераскаянные грешники – далеко от них спасение Твое. А родные и ближние мои, хотя имели добрые расположения сердца, но не успели совершить желаемого ими добра и едва ли созрели для Царствия Небесного, едва ли достигли святости, приобретаемой постоянными усилиями целой жизни, – совлечься ветхого человека, совлечься греховности и, облещись в праведность Твою, Господи, обновиться духом ума своего, не успели принести плодов истинного покаяния, исправить зло, которое невольно или произвольно допустили и даже сами сделали; начали они, но не совершили вполне своего исправления, не успели истинным покаянием и добрыми делами изгладить соблазны, произведенные ими в течение жизни своей, потому что, к прискорбию, кончился путь их странничества, подвиг их земнаго течения совершился прежде, чем они ожидали, не стало поприща для их деятельности, прошло их время для подвигов добродетели; теперь не могут они проливать слез покаяния, даже не в состоянии молиться о своем помиловании!
Но признательность, любовь моя к ним не угасла с земною их кончиною, не прекратилась, не пресеклась смертию, разлучившею их со мною. В сем удостоверяют не оставляющая меня печаль, грусть и тоска по них; удостоверяют чувство благодарности к ним, исторгающие из очей моих слезы по них; а я ничего подобнаго тому, что они для меня делали, не в состоянии для них сделать, не в состоянии обнаружить пред ними свою признательность за их любовь и оказанные мне благодеяния обыкновенными знаками и услугами. Неужели это чувство любви к усопшим сном смерти противно правде Твоей, Господи? Не Ты ли Сам возжег в сердце человеческом и заповедал мне любовь к ближнему? Любовь, оказанная несчастным, даже беззаконным, приятна милосердию Твоему, и чашу воды, которою, по чувству сожаления, напоен жаждущий, Твое человеколюбие приемлет, как благовонное кадило и жертву всесожжения. Неужели молитвенные воздыхания мои об отшедших в область вечности моих родных, руководителях, благотворителях и ближних – воздыхания, исторгаемые из моего сердца искреннею признательностью, – будут отринуты Тобою, Вечное Милосердие? Неужели сострадание, оказанное мною во имя переселявшихся из настоящей жизни в безконечную, останется бесполезным для них? Нет, Ты вечная любовь и благость, Ты Спаситель рода человеческого, Ты обещал исполнить все, о чем кто ни попросит Тебя с верою! В сем уповании, и я, недостойный Твоего помилования грешник, дерзаю умолять Тебя, дерзаю из глубины души взывать к Тебе; пощади, Господи, и помилуй родных и ближних моих, почивших сном смерти в надежде на милость Твою! Не входи в суд с рабами Твоими: потому что если и праведники падали, сознавались, что были не без греха, то никто не наследует Небесного Твоего Царствия, кроме помилованных, омытых Кровию Твоею и оправданных Тобою!
Единосущный Отче и Сыне, Всесвятый Душе! Попали огнем любви Твоей греховную мертвенность всех верующих душ, перешедших в недра вечности, истреби в них всякую закваску земных склонностей и навыков, разреши их от уз греховных, очисти их от всякой скверны беззакония, оживотвори их смертность надеждою на вечное милосердие, прохлади росою милости Твоей жгучий пламень их застарелых страстей и привычек, прогони смущающие их страсти и ужасы, умиротвори лютыя терзания их совести, утешь их Твоею благодатию, ибавь их от державы адовой, да не потопит их пылающая неугасимым огнем пучина геенны!
В молитвословах, которых сегодня существует великое множество, мы можем найти специальный Акафист об усопшем, иные молитвы. Мирянин может также совершать дома или на кладбище, у могил своих близких, специальное молитвенное последование, называемое Лития, совершаемая мирянином.
Кроме того, что Церковь молится о почивших православных христианах, совершает о них Божественную Литургию, в домашней молитве допускается поминать и неправославных христиан и даже иноверцев. О преподобном Макарии Египетском известно, что он молился и о язычниках и это приносило им отраду. Из Предания известно, что святитель Григорий Двоеслов молился о языческом императоре Траяне и получил извещение, что молитва его не бесплодна. Такой строгий ревнитель православия, как преп. Феодор Студит, не допуская поминовения еретиков-иконоборцев на Литургии, считал возможным молиться о них тайно, в душе, «разве только каждый в душе своей молится за таких и творит за них милостыню». В древности на Руси был составлен даже специальный канон (молитвенное последование) мученику Уару «об избавлении от мук во иноверии умерших».
«Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых бедствий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, – и потому не приняли святаго таинства крещения! Окрести их, Господи , в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию! Аминь».
«Взыщи, Господи, погибшую душу (имярек), и аще возможно есть, помилуй ю. Неизследимы судьбы Твоя, не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя. Аминь».
Родительская суббота в Свято-Троицком Измайловском соборе Санкт-Петербурга. Фото Дмитрия Терентьева.