Молитва по ханафитскому мазхабу

Советуем ознакомиться молитва по ханафитскому мазхабу с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Намаз для мужчин по ханафитскому мазхабу

Во время выполнения намаза верующему следует придерживаться порядка выполнения молитвы.

1. Мусульманину предписано совершать молитву, находясь в состоянии ритуальной чистоты. В связи с этим в случае необходимости следует совершить малое (вуду) или полное омовение (гусль)

2. Перед намазом желательно произнести азан – призыв к молитве. В случае, если молитва совершается с джамаатом (коллективом), то призыв следует произнести лишь одному верующему.

3. Перед обязательным намазом (фард) желательно также произнести второй призыв (икамат)

4. После этого верующий должен выразить намерение к совершению намаза (не обязательно вслух)

5. Непосредственно намаз начинается вступительным такбиром, когда верующему следует поднять руки выше плеч так, чтобы большим пальцем касаться мочек ушей, и произнести: «Аллаху Акбар!»

6. После такбира мусульманину следует опустить руки на уровень ниже пупка и обхватить крайними пальцами правой руки запястье левой, прижав руки к животу. Во время стояния верующему желательно немного склонить голову и смотреть на то место, куда он намерен опустить свой лоб во время земного поклона.

7. Во время стояния в первом ракаате сначала читается дуа «Сана» (Субханакэ), затем произносится: «А`узу билляхи мина шайтани раджим, бисмилляхи рахманир рахим», после чего читается сура «Аль-Фатиха» и дополнительная сура либо несколько аятов.

8. Далее верующий со словами «Аллаху Акбар!» выполняет поясной поклон: руки он кладет на колени ног, спина должна быть прямой, а взгляд должен быть направлен на ступни. В таком положении нужно трижды произнести «Субханэ раббиль-газыйм» («Хвала Великому Господу моему!»)

9. Затем верующий выпрямляется и возвращается в исходное положение, произнося: «Самигуллаху лимэн хамидэх» («Аллах слышит восхваляющих его»)

10. Выпрямив спину, нужно произнести: «Раббана лякуль-хамд» («Господь наш, лишь Тебе хвала»)

11. После чего со словами «Аллаху Акбар!» выполняется земной поклон, во время которого сначала следует опустить колени, а затем уже руки (при этом локти слегка приподняты) и лицо, расположив его так, чтобы нос и лоб касались места поклона. Во время принятия необходимого положения нужно трижды произнести: «Субханэ раббиль-а`аля» («Хвала Господу, Который превыше всего!»)

12. Затем со словами «Аллаху Акбару!» верующему нужно сначала приподнять голову, затем кисти рук, после чего нужно выпрямить спину и сесть на левую ногу. Пальцы правой ноги остаются полусогнутыми по направлению к Кибле. Руки следует расположить на бедрах ближе к коленям.

13. Затем верующий выполняет второй земной поклон аналогичный первому, после чего со словами «Аллаху Акбар!» нужно встать и принять исходное положение.

14. На этом первый ракаат считается выполненным. Оставшиеся же ракааты выполняются аналогичным образом с некоторыми лишь отличительными особенностями:

а) в последующих ракаатах не нужно совершать вступительного такбира и произносить дуа «Сана» (Субханакэ);

б) во втором и заключительном ракаатах после второго земного поклона верующему необходимо выполнить сидение, положение в котором аналогично сидению между земными поклонами. Во время сидения после второго ракаата нужно прочитать «Эт-тахият», а после заключительного – «Эт-тахият», «Салават» и «Раббанэ» (тексты этих сур приведены здесь);

в) в обязательных (фард) намазах, в 3 и 4 ракаатах (при наличии) после суры «Аль-Фатиха» не нужно читать дополнительные суры или аяты.

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Намаз путника согласно ханафитскому мазхабу

Путником (мусафиром) считается тот, кто вышел в путь на расстояние более 86 километров. А решения, связанные с путником, начинают распространяться на него с того момента, как он оставит позади последние строения окрестностей своего населённого пункта (деревни, города). По прибытии в конечный пункт он продолжает оставаться путником (мусафиром), при условии, что он планирует задержаться в этом месте на срок менее 15 суток. Если путник решит остаться в каком-либо населённом пункте 15 дней и более, то будет считаться постоянным жителем (мукымом) и становится обязанным совершать намазы полностью.

Как только путник пройдёт последние окрестности своего населённого пункта с намерением отправиться в путь на расстояние более 86 километров, на него начинают распространяться особенные решения, связанные с намазом.

Путник (мусафир) обязан сокращать 4-х ракаатные фард намазы до 2-х ракаатов. Это решение не касается 4-х ракаатных сунна намазов и соответственно 3-х ракаатного фард намаза, а также намаза витр-ваджиб. Путнику также дозволяется не совершать сунна намазы, по причине трудностей и неудобств пути, за исключение утренней сунны (по некоторым преданиям, её считают ваджибом).

Если путник будет вынужден оставаться в населённом пункте, ожидая решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может всё это время совершать намазы в сокращённом виде. Это связано с неопределённостью времени его пребывания в одном месте.

По возвращению путника в местность, где он родился и вырос, обзавёлся семьей или собрался жить постоянно, он перестаёт быть обязанным сокращать намазы и должен совершать их в полноценной форме.

Запрещается объединять намазы в пути, даже при ненастной погоде и других неблагоприятных обстоятельствах, за исключением, когда путник совершает обряды Хаджа.

В отличие от других правовых школ в ханафитском мазхабе, если человек вышел в греховный путь, это не освобождает его от решений по сокращению намазов.

Обязательный (фард) намаз в автотранспорте считается действительным лишь при выполнении следующих условий:

1) полноценное стояние в намазе, так же как и полноценное совершение земных поклонов;

2) направление в сторону Мекки;

3) автотранспорт должен стоять.

Если не получается соблюсти все эти условия из-за каких-либо обстоятельств (коих стоит избегать и планировать полноценное совершение намаза) или уважительной причины, необходимо совершить намаз максимально приближённо к полноценному и при первой же возможности возместить молитву.

Сунна намазы путнику дозволено совершать и в движущемся автотранспорте, при этом молиться можно и сидя.

Обязательный (фард) намаз в самолётах и поездах необходимо совершать полноценно с соблюдением всех условий, за исключением, когда у путника кружится голова и он не в состоянии совершат намаз стоя. В последнем случае он может молиться сидя, совершая полноценно земные поклоны. Согласно некоторым источникам, дозволяется совершать обязательный (фард) намаз сидя, даже без уважительной причины.

Материал составлен по книге «Маракыль-Фалях»

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Учимся совершать намаз

Порядок совершения намаза по ханафитскому мазхабу

БИСМИЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ

Да будут нескончаемые восхваления Всевышнему Аллаху – Господу миров, сделавшему намаз одним из столпов Ислама и повелевшему: «…И безупречно совершай намаз для поминания Меня» (сура «То Ха», аят 14).

Да будут самые полноценные и совершенные приветствия и благословления нашему любимому Посланнику, который, наставляя словами «Совершайте его [намаз] так, как совершал его я», научил свою умму намазу!

Каждый мусульманин должен знать, что после того, как человек познал Аллаха и уверовал в Него, он обязан совершать ибадат Единственному Владыке всех пространств и времен – Аллаху, то есть выполнять Его повеления и соблюдать Его запреты. Как известно, во главе таких повелений стоит предписание о намазе, совершение которого считается самым великим ибадатом для раба.

Известно, что Всевышний Аллах предписал намаз обязательным — фардом для своих рабов. Намаз является также и выражением раба благодарности Аллаху за дарованые Им несметные блага. Благодаря такому ибадату, как намаз, жизнь человека упорядочивается, а перед Всевышним Аллахом он возвышается в степенях. Совершающий намаз наряду с тем, что в этом мире живет счастливой жизнью, он также готовится и к жизни в мире ином. А тот, кто выгораживаясь всякими отговорками уклоняется от намаза, проводит свою жизнь лишая ее такого великого милосердия. Это в свою очередь, является великим горем.

СВЯЩЕННЫЙ КУРЪАН О НАМАЗЕ

Аятов в Священном Куръане, затрагивающих вопросы о намазе, в частности озвучивающих повеления Всевышнего Аллаха о необходимости совершения намаза, существует великое множество. Мы приведем здесь лишь несколько таких аятов.

“И безупречно совершайте намаз, и давайте закáт, и совершайте рукуъ с совершающими рукуъ” (сура Бакара, аят 43).

“И безупречно совершайте намаз и давайте закáт: что представите для самих себя благого, найдете его у Аллаха. Поистине, Аллах – Видящий то, что делаете” (сура Бакара, аят 110).

“Безупречно совершайте намаз. Поистине, намаз является для верующих предписанием в определенное время” (сура «Ниса», аят 103).

“. и Аллах не делает тщетной Вашу веру! Поистине, Аллах к людям действительно Сострадательный, Милосердный” (сура Бакара, аят 143).

Также до нас дошли множество фундаментальных сведений о намазе посредством сунны Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, который научил исламскую умму совершать намаз до всех тончайших подробностей и который в этом деле останется первоучителем всего человечества до скончания времен. Упомянем лишь некоторые из хадисов Пророка алайхиссалам.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«В ночь Исра (Переноса ночью) Пророку саллаллаху алайхи васаллам был предписан фардом пятидесятикратный намаз. Затем, он был сокращен до пяти. После чего было возглашено: “О Мухаммад, воистину, при Мне сказанное остается неизменным. Воистину, в этих пяти для тебя есть (награда) пятидесяти”».

Передали пятеро, кроме Абу Давуд.

Передается от Талхи ибн Убайдуллаха радияллаху анху:

«Из Неджда к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл один человек. Его волосы были растрепаны [пыльными], было слышно его бормотание, но было невозможно разобрать, о чем он говорил. Когда он приблизился, мы поняли, что он спрашивает об Исламе. Итак, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Пятикратный намаз в одну ночь и в один день.

— Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?

— Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, — сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Соблюдение поста в месяц Рамадан.

— Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?

— Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, — сказал он алайхиссалам.

Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему о закате.

— Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?

— Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, — сказал он алайхиссалам.

— Клянусь Аллахом, я не буду делать ни меньше, ни больше этого, — и ушел обратно.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если он будет верен своему слову, то он выиграет»

Передали пятеро, кроме Тирмизи.

Передается от Абдуллаха ибн ас-Санабихи радияллаху анху:

«Абу Мухаммад заявил о том, что намаз витр является ваджибом. Тогда Убада ибн Самит сказал:

«Абу Мухаммад совершил ошибку. Свидетельствую, что я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Если раб совершает намаз в предписанное фардом время, должным образом выполняет рукуъ и проявляет смиренность, то на Аллахе будет обязательство обещание его прощения. Кто этого не делает, для того нет и обязательства на Аллахе. Если пожелает, Он простит. Если пожелает, Он подвергнет мучениям».

Передали Абу Давуд и Насаи.

Передается от Абу Катады радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Аллах азза ва джалла, сказал:

— Я сделал фардом твоей умме совершение пятикратного намаза. Сам Себе Я дал зарок, что того, кто будет бережно соблюдать их, я непременно введу в рай. Для тех же, кто не относится к ним бережно — нет для них при Мне зарока»

Передал Абу Давуд.

Принимая во внимание жизненную важность намаза и то, что для каждого мусульманина является фардом изучение положений, касающиеся порядка его совершения согласно своему мазхабу, мы надеемся, что в следующих строках наш уважаемый читатель найдет полезное для себя и своих близких, и посчитает это благом от Всевышнего Аллаха.

Азан — это призыв к намазу, оповещение о наступлении времени его совершения. Провозглашение азана и икамы к ежедневным пятикратным фард-намазам и пятничному намазу является утвердившейся сунной.

Азан провозглашается с наступлением времени намаза. Провозглашающий азан — муаззин провозглашает его в состоянии омовения, стоя, поместив указательные пальцы рук в ушные раковины (но не затыкая уши), громким голосом, размеренно и выговаривая каждое слово отчетливо. При произнесении фразы «Хаййа ала солах», муаззин легка поворачивается верхней частью тела направо, при словах «Хаййа алал фалах» — налево.

Слова азана произносятся в следующем порядке:

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Примечание: При провозглашении азана для намаза фаджр после слов «Хаййа алал фалах» дополнительно дважды произносится «Ас-солату хайрум минан навм!».

После провозглашения азана, возносится следующая молитва:

«Аллахумма, Робба хазихид даъватит тааммах вассолатил каимах! Ати Мухаммаданил василата вал фазилах. Вабъасху макамам махмуданиллази ваъадтах. Варзукна шафаъатаху явмал кийамах. Иннака ла тухлифул миъаад».

Смысл молитвы таков: «О Аллах мой — Господь этого совершенного призыва, наступившего сейчас намаза! Даруй Мухаммаду посредничество и достоинство, воскреси его в обещанной Тобою высокой степени Махмуда. Удостой нас в Судный день его заступничества. Поистине, ты не изменяешь [Своему] обещанию».

Слова икамы такие же, как и у азана. Существуют только две разницы: после слов «Хаййа алал фалах» два раза дополнительно произносится «Кад каматис солах», что в переводе означает «вот начался намаз». И икаму предпочтительно провозглашать в быстром темпе, чем азан. Икама провозглашается непосредственно перед началом каждого фард-намаза.

Азан и икаму необходимо также провозглашать перед совершением када — пропущенных фард намазов. Для совершения праздничных и джаназа намазов азан и икама не провозглашаются.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ НАМАЗА ПО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ

Для каждого мусульманина является фардом совершение намаза пять раз в день. Это утренний — фаджр, полуденный — зухр, послеполуденный — аср, вечерний — магриб и ночной — иша намазы.

К совершению намаза следует приступать с чистым телом, в чистой одежде, на чистом месте, обратившись лицом к кибле — в сторону Священной Каъбы. Намаз совершается в следующем порядке:

Намаз фаджр состоит из двух ракъатов намаза сунна и двух ракъатов фард-намаза — всего четыре ракъата.

Сунна-намаз в два ракъата совершается следующим образом:

1. Обратившись в сторону Каъбы вознамерившийся про себя произносит: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата сунна-намаза фаджр обратившись к кибле — искренне ради Аллаха” (см. рис. 1 и рис. 2). При этом считается предпочтительным произносить намерение вслух — шевеля губами, так, чтобы едва мог слышать сам произносящий.

2. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) — “Аллаху акбар”, которым начинается совершение намаза. При этом мужчины, обратив открытые ладони рук к кибле, касаются большими пальцами мочек ушей (рис. 3). Женщины в этом случае поднимают руки до уровня плеч (рис. 4). Как у мужчин, так и у женщин, при поднятии рук с произнесением такбирул ихрама пальцы рук держатся немного растопыренными, ладони обращенными в сторону киблы.

3. Руки складываются.

Мужчины кладут правую ладонь поверх левого запястья. При этом, большим пальцем и мизинцем правой руки обхватывают запястье левой руки, образовывая при этом “замок”. Остальные три средних пальца плотно ложатся на левую руку. В таком положении замкнутые руки свободно опускаются на уровень чуть ниже пупка (рис. 5).

Женщины, положив правую руку поверх левого предплечья, держат их на уровне груди (рис. 6).

Это состояние называется кийам. В кийаме — положении стоя, направив взор на место совершения саджды, совершающий намаз поочередно читает:

Молитва Сана: «Субханакаллахумма ва бихамдика ва табарокасмука ва таъала джаддука ва лаа илааха гойрук».

Вслед за этой молитвой для кираата сур произносится: “Аъуузу биллахи минашшайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим”, затем читается сура «Фатиха»:

“Алхамдулиллахи Роббил ъаламин. Ар-Рахманир Рахим. Малики йавмиддин. Иййака наъбуду ва иййака настаъин. Ихдинас сиротол мустаким. Сиротол лазина анъамта алайхим гойрил магзуби ъалайхим валаззооллиин”.

Значение: “Хвала Аллаху – Господу миров. Милостивому, Милосердному. Властителю дня Суда. Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь к Тебе взываем о помощи. Наставь нас прямым путем. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение”.

По завершению чтения суры «Фатиха» про себя произносится “Аминь”.

Вслед за сурой «Фатиха» читается зам-сура — дополнительная сура из Священного Куръана. В качестве зам-суры начинающие могут читать одну из следующих малых сур:

Сура «Кавсар»: “Иннаа аътойнакал кавсар. Фасолли лироббика ванхар. Инна шаниака хувал абтар”.

Значение: “Поистине, Мы даровали тебе Кавсар! Совершай же намаз Господу твоему и закалывай! Поистине, ненавистник твой – он сам куцый”.

Сура «Ихлас»: “Кул хуваллаху ахад. Аллахус сомад. Лам йалид ва лам йулад. Ва лам йакуллаху куфуван ахад”.

Значение: «Скажи: «Он – Аллах, Един, Аллах – Сомад. Не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!»

Сура «Фалак»: “Кул аъуузу бироббил фалак. Мин шарри ма холак. Ва мин шарри госикин иза вакаб. Ва мин шаррин наффасаати фил ъукад. Ва мин шарри хасидин иза хасад”.

Значение: «Скажи: “Прибегаю к защите Господа рассвета, от зла того, что Он сотворил, и от зла темной ночи, когда она наступила, и от зла дующих на узлы, и от зла завистника, когда он завидовал!”»

Сура «Наас»: “Кул аъуузу бирроббин наас. Маликин наас. Илахин наас. Мин шаррил васвасил ханнаас. Аллазии йувасвису фии судурин наас. Минал жиннати ван наас”.

Значение: «Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя, исчезающего, который наущает в груди людей, [который] из джинов и людей!»

4. После окончания зам-суры произносится “Аллаху акбар” и совершается поясной поклон — рукуъ. Мужчины поклоняются не сгибая локтей и колен, крепко обхватив при этом растопыренными пальцами рук коленные чашки. Голова и спина мужчин должны находиться на одном уровне по горизонтали.

В отличие от мужчин, женщины наклоняются при совершении рукуъ несколько меньше. В рукуъ женщины слегка сгибают колени и держатся за колени, не растопыривая пальцы рук, как то делают мужчины.

В положении рукуъ, в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Азим”.

5. Из состояния рукуъ выпрамляются произнося одновременно “Самиъаллаху лиман хамидах”. Выпрямленное положение тела называется кавма.

Находясь в кавме, произносится “Роббана лакал хамд”, и совершающий намаз малость остается в этом положении, в состоянии душевного покоя.

6. Далее, произнося “Аллаху акбар”, начинается выполнение саджды, касаясь земли сначала коленями, затем ладонями, далее носом и лбом в конце. При совершении саджды пальцы ног находятся в направленном (разогнутом) в сторону киблы положении и не отрываются от земли. Мужчины не касаются локтями земли и своих обоих боков, по мере возможности направляют все части тела (конечности) в сторону киблы (рис. 11).

Женщины в саджде кладут локти на землю (рис. 12).

При саджде, когда лоб и нос касаются земли, в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла”.

7. Затем произнеся “Аллаху акбар” и выпрямившись от саджды, совершающий намаз некоторое время сидит на корточках — это положение называется джалса. В пололожении джалса руки, в том числе и пальцы рук находятся на ногах произвольно. При этом кончики пальцев рук должны быть на уровне сгиба колен — не должны свисать с колен или не достигать этого сгиба. В этом положении сидя, в состоянии душевного покоя два раза произносится “Аллахуммагфирли”.

В этом положении мужчины сидят на «подстиланной» левой ноге, а пальцы правой ноги остаются как при саджде —направленными (разогнутыми) в сторону киблы (рис. 15). Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо.

8. Произнеся “Аллаху акбар” совершается вторая саджда. В положении саджды вновь будучи в состоянии душевного покоя три раза произносится “Субхана Роббийал Аъла” (рис. 17 и 18). На этом завершается первый ракъат намаза.

9. Затем, произнеся “Аллаху акбар”, совершающий намаз поднимается с саджды, но не садится, а ни на что не опираясь, встает в положение кийам для соверешения второго ракъата.

10. В положении кийам, начиная уже только с “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, читается сура «Фатиха», вслед за ней читается любая зам-сура. При этом зам-суры, прочтенные в каждом последующем ракъате должны быть не длинее предыдущей и ниже порядковым номером по своему расположению в Куръане.

11. Произнеся “Аллаху акбар” совершается рукуъ. В этом положении с покоем в душе три раза произносится “Субхана Роббийал Азим” (рис. 21 и 22).

12. Произнеся “Самиъаллаху лиман хамидах”, принимается ровное положение стоя (рис. 23 и 24), и произносится “Роббана лакал хамд” и малость выдерживается это положение стоя.

13. С произнесением “Аллаху акбар”, совершается саджда точно также как и в первом ракъате. В этом положении со спокойствием в душе три раза произносится “Субхана Раббийал Аъла” (рис. 25 и 26).

14. Со словами “Аллаху акбар” совершающий намаз поднимается с саджды и, выпрямившись, малость сидит на пятках (рис. 27 и 28). В этом положении, в состоянии душевного покоя он два раза произносит “Аллахуммагфирли”.

15. Произнеся “Аллаху акбар”, совершается вторая саджда. В положение саджды в состоянии душевного покоя трижды произносится “Субхана Роббийал Аъла” (рис. 29 и 30).

16. Затем человек подниматся с саджды, сопровождая это движение словами такбира “Аллаху акбар” и садится на пятки. Это положение называется каъда. В положении каъда руки и пальцы лежат на согнутых в коленях ногах произвольно. При этом кончики пальцев должны быть на уровне сгиба колен, не должны свисать с колен и не должны не достигать этого сгиба.

В этом положении мужчины сидят на левой ноге (пятке), а ступню правой ноги держат перпендикулярно к земле так, что пальцы этой ноги при этом держатся разогнутыми параллельно земле и направлены в сторону киблы (рис. 15). Женщины сидят, загнув ступни ног носками вправо. При этом взгляд совершающего намаз направляется на область груди, преимущественно на ту часть, где находится сердце. В данном положении читается дуа ташаххуд:

Молитва Ташаххуд (Аттахийяту): «Аттахийяту лиллахи вас салавату ват таййибат, ассаламу алайка аййухан набиййу ва рахматуллахи ва баракатух. Ассаламу алайна ва ала ъибадиллахис салихийн. Ашхаду аллаа илаха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулух».

Затем читается салават:

Салават: «Аллахумма солли ала Мухаммадив ва алаа али Мухаммад, кама соллайта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид. Аллахумма барик ала Мухаммадив ва ала али Мухаммад, кама баракта ала Ибрахима ва ала али Ибрахим, иннака Хамидум Маджид».

Затем возносится одна из молитв, о которых упоминается в хадисах:

«Роббана атина фид дунйа хасанатав ва фил ахирати хасанатав вакина азабан наар» (сура Бакара, аят 201).

“Аллахуммагфирли ва ли валидаййа ва лил акрабааи, ва ли джамиъил муъминина вал муъминат, ал-ахйааи минхум вал амват”.

17. Повернув голову сначала враво произносится приветствие “Ассаламу алайкум ва рахматуллах”, затем повернув голову влево, также произносится “Ассаламу алайкум ва рахматуллах”, тем самым намаз завершается. При поворачивании головы в стороны для приветствий взор опускается на правое или левое плечо так, что если посмотреть краем глаз (периферическим взглядом) поверх плеча, то можно увидеть два ряда позади себя. При поворачивании головы с одной стороны в другую взгляд не поднимается выше области груди (рис. 33 — 38).

В таком же порядке совершается два ракъата фард-намаза фаджр. Разница в намазах мужчин и женщин заключается в том, что мужчины прежде чем выразить намерение для совершения намаза, произносят икаму так же, как и перед другими фард намазами:

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду аллаа илааха иллаллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Ашхаду анна Мухаммадар расулуллах!

Кад каматис солах, кад каматис солах!

Слова икамы те же, что и в азане. Разница в том, что икама произносится быстрее, и в икаме, как уже было сказано выше, после слов «Хаййа алал фалах» два раза дополнительно произносится «Кад каматис солах».

Для совершения намаза фаджр следует иметь следующее намерение: “Я вознамерился своевременно совершить два ракъата фард-намаза фаджр обратившись к кибле — искренне ради Аллаха”.

Вся остальная часть продолжается так же, как и в сунна-намазе.

Намаз зухр состоит из четырех ракъатов сунна-намаза, четырех ракъатов фард-намаза и двух ракъатов сунна-намаза.

Четыре ракъата намаза сунна совершаются в следующем порядке:

1. Прежде всего нужно возыметь намерение.

2. Произносится такбирул ифтитах “Аллаху акбар”.

3. Читается молитва Сана.

5. Читается сура «Фатиха», затем любая сура из Священного Куръана в качестве зам-суры.

8. Подъем в кийам со словами “Аллаху акбар”, чтение суры «Фатиха» и зам-суры.

12. Подъем со словами “Аллаху акбар”, чтение суры Фатиха и зам-суры.

15. Подъем в кийам с такбиром “Аллаху акбар” для совершения четвертого ракъата. Снова читаются сура «Фатиха» и зам-сура.

18. Чтение в положении сидя молитв “Аттахийат. ”, “Аллахума солли ала. ” и “Раббана атина. ”.

19. С приветствиями “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” намаз завершается.

Четыре ракъата фард-намаза зухр совершается в таком же порядке. Есть только две разницы:

1. Вознамериваясь, произносится “Я вознамерился своевременно совершить четыре ракъата фард-намаза зухр обратившись к кибле — искренне ради Аллаха”.

2. При совершении фарда, в третьем и четвертом ракъатах зам-сура после суры «Фатиха» не читается.

Намаз аср состоит из четырех ракъатов фарда. Совершение данного намаза и фард-намаза зухр одинаковы. Достаточно выразить намерение: “Я вознамерился своевременно совершить четыре ракъата фард-намаза аср обратившись к кибле — искренне ради Аллаха”.

Намаз магриб состоит из трех ракъатов фарда и двух ракъатов сунны.

Три ракъата фард-намаза совершается в следующем порядке:

1. Прежде всего выказывается намерение.

2. Произносится такбирул ифтитах “Аллаху акбар”.

3. Читается молитва Сана.

5. Читается сура «Фатиха» и следом любая сура в качестве зам-суры.

8. Подъем из саджды со словами “Аллаху акбар”, еще раз читается сура «Фатиха» и зам-сура.

12. Подъем со словами “Аллаху акбар”, стоя читается только сура «Фатиха».

15. Сидя читаются молитвы “Аттахийату. ”, “Аллахумма солли ала. ” и “Раббана атина. ”.

16. Повернув голову сначало вправо, затем влево выговариваются слова приветствия “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” и этим намаз завершается.

Два ракъата сунны намаза магриб совершаются в таком же порядке, как и два ракъата сунны намаза фаджр.

Намаз иша состоит из четырех ракъатов фарда и двух ракъатов сунны. Четыре ракъата фард-намаза иша совершаются в таком же порядке, что и фард намаза зухр, имея различия лишь в намерении. Также и два ракъата сунны намаза иша совершаются в таком же порядке, что и сунны намазов фаджр и магриб.

Намаз витр относится к категории ваджиб ибадатов и состоит из трех ракъатов. Он считается по достоинству немного ниже фарда, но выше сунны. Совершение витр-намаза является обязательным, не совершивший его станет грешником, а совершивший получит большие благие воздаяния. Намаз витр по времени совершается после намаза иша, но до наступления времени намаза фаджр.

Витр совершается в следующем порядке:

Прежде всего нужно возыметь намерение: “Я вознамерился своевременно совершить три ракъата намаза витр обратившись к кибле — искренне ради Аллаха”.

1. Произносится такбирул ихрам (такбирул ифтитах) “Аллаху акбар”.

2. Читается молитва Сана.

4. Читается сура «Фатиха» и следом сура зам.

7. Подъем со словами “Аллаху акбар” и вновь читается сура «Фатиха» и зам-сура.

11. Снова произносится “Аллаху акбар” для подъема в кийам, стоя читается сура «Фатиха» и зам-сура.

12. После суры зам, в том же стоячем положении – кийам произносится “Аллаху акбар” и большие пальцы касаются мочек ушей, как и при произнесении такбирул ифтитах в начале намаза.

13. Руки складываются, опускаются на уровне чуть ниже пупка и читается молитва Кунут.

Молитва Кунут: «Аллахумма! Инна настаъинука ва настагфирук. Ва нуъмину бика ва натаваккалу алайка ва нусни алайкал хойр. Куллаху нашкурука ва ла накфурук. Ва нахлаъу ва натруку май йафджурук.

Аллахумма! Иййака наъбуду ва лака нусолли ва насджуду ва илайка насъа ва нахфиду. Нарджу рахматака ва нахша ъазабак. Инна ъазабака бил куффари мулхик».

16. Сидя читаются молитвы “Аттахийату. ”, “Аллахума солли ала. ” и “Раббана атина. ”.

17. С приветствиями “Ассаламу алайкум ва рахматуллах” в обе стороны намаз заканчивается.

Зикры и молитвы после намаза

Намаз завершается приветствием. Последующие деяния, то есть молитвы и восхваления вслед за намазом не относятся к обязательным, однако премного воздаются савабами (наградами).

Вознесение следующего дуа после фард-намазов является сунной:

“Аллахумма антас Салам ва минкас салам. Табарокта йа Зал Джалали вал Икрам”.

После этого произносятся восхваляющие Аллаха зикры — тасбих, то есть “Субханаллахи” (33 раза), тахмид, то есть “Алхамдулиллах” (33 раза), такбир, то есть “Аллаху акбар” (33 раза).

Читается калима тавхид — изречение о единственности Аллаха:

“Лаа илааха иллаллаху вахдаху ла шарика лах, лахул мулку ва лахул хамд. Ва хува ала кулли шайъин кадиир”.

Затем читается Аятул Курси:

“Аъузу биллахи минаш шайтанир раджим. Бисмиллахир Рахманир Рахим”:

“Аллаху лаа илаха илла хувал Хаййул Каййуум. Ла таъхузуху cинатув ва ла навм. Лаху маа фис самавати ва ма фил ард. Манзаллази йашфаъу ъиндаху илла би изних. Йаъламу ма байна айдийхим ва ма холфахум ва ла йухитуна бишайъим мин ъилмихи илла бима шааъ. Васиъа курсийюухус самавати вал ард. Ва ла йаудуху хифзухума ва хувал Алиййул Азиим” (сура Барака, аят 255)”.

Поднимаются руки для вознесения молитвы и наряду с воссыланием следующих молитв, к Аллаху обращаются мольбы с просьбой простить наши ошибки при совершении ибадата и принять их в прекрасном виде, простить наши грехи, а также с просьбой об исполнении наших желаний.

«Роббана атина фид дунйа хасанатав ва фил ахирати хасанатав вакина азабан наар» (сура Бакара, аят 201).

«Раббана такаббал минна иннака антас Самиъул Алим, ватуб алайна иннака антат таввабур Рахим».

«Аллахумма! Аъинна ала зикрика ва шукрика ва хусни ибадатик».

Этим завершаются ежедневные фард и ваджиб намазы, обязательные для совершения каждым мусульманином. В следующих выпусках мы, иншааллах расскажем о дополнительных (нафл), пятничных и джаназа намазах.

Подготовлено порталом Ислам.уз

Самое читаемое

Арабы и викинги

Появление арабов, и, через некоторое.

Некоторые знаменательные события.

Среди народа бытуют необоснованные поверья.

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here