Молитва преподобной марфе тамбовской

Советуем ознакомиться молитва преподобной марфе тамбовской с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Преподобная Марфа Тамбовская

Марфа, старшая из сестер, довольно рано обнаружила стремление к подвижнической жизни. С малых лет она перестала употреблять скоромную пищу, а в последствии не употребляла даже рыбы и постного масла. Еще ребенком, находясь под присмотром няни, Марфа часто среди ночи вставала со свой постели и начинала молиться перед иконами. Маленькая девочка уже знала, что такое молитва, так как этому научилась от своих родителей с самого раннего возраста. Однако всему должна быть своя мера, и когда няня, а затем мать, узнавшая о ее ночных бдениях, начинала бранить малютку, то Марфа со слезами рассказывала, что ночью “светлый юноша” являлся ей и побуждал молиться. К этим ранним подвигам поста и молитвы Марфа призывала и своих сверстниц, живших по соседству девочек одного с нею возраста. Выходя из дома, она собирала вокруг себя подруг и, вместо игр, которых чуждалась, рассказывала им, как умела, слышанное ею: о Царствии Небесном, о венцах за пост и молитву.

Так сказывалось благое воспитание и так Промыслу Божию угодно было с самых ранних лет предназначить Марфу в руководительницу молитвенниц и подвижниц. С возрастом все больше росла в Марфе любовь к постнической и подвижнической жизни. Мир тяготил ее своей суетой и не раз со слезами умоляла она мать свою отпустить ее в монастырь, но тщетно. «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя”, — так отвечала мать на просьбы дочери. И девица-подвижница жила в родном семействе, ничем не отличаясь от прочих членов его, кроме того, что носила черное платье и по временам, с позволения матери, ходила в ту или другую обитель.

Исполненная любовью и кротостью нрава, Марфа-труженица, часто тайно от матери и родных, исполняла работы слуг. Мало того: если случалось, что кто-либо из слуг разобьет какую-нибудь посуду, и домашние начинают, бывало, разыскивать кто это сделал, то, Марфа скажет: “Простите, это сделала я” и тем самым избавит людей от наказания и водворит вновь мир в доме. За это слуги питали к ней особенную любовь и служили ей с особенной готовностью не из страха, а из признательности. Не меньшую любовь и уважение приобрела Марфа и вне своего семейства в городе. Она обладала в высшей степени даром совета и утешения. Несколько человек, по ее совету и подражая ее жизни, отреклись от мира и постриглись в разных монастырях и после приходили к ней с изъявлением благодарности. Глубоко уважая Марфу, многие из приходящих давали ей деньги, и она тотчас же раздавала их бедным. К этой благотворительности она убеждала и домашних своих, всегда прибавляя: “Милосердный Бог и по милостыням от грехов избавляет”. Ревнуя о славе Божией и благолепии святых храмов, она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о разных спасительных предметах. Так жила блаженная Марфа при жизни матери!

По смерти матери, поприще подвижнической и благотворительной деятельности блаженной Марфы сделалось еще обширнее. Она удержалась от своего намерения скрыться в обители, потому что нашла ее в собственном доме, где незаметно для себя, по воле Божией сделалась руководительницей и наставницей других, искавших спасения, в безмолвии содеваемого. И первее всего — родная сестра ее, девица Пелагея, давно уже решилась подражать ее высокому трудничеству и разделять навсегда с нею жизнь отшельницы. Затем вокруг сестер отшельниц скоро собралось достаточное семейство девиц, искавших уединения, трудов и молитвы, а главное — желавших неразлучно жить с блаженною Марфою, наслаждаться ее духовными советами и наставлениями. Таким образом, скоро, по смерти матери Марфы и Пелагеи, составилась маленькая обитель (или богадельня) из жен и девиц-тружениц: все они подклонились под руководство и покровительство Марфы, жили и водились ее духом, научаясь подражать высокому образу ее жизни.

Благочестивая наставница Марфа, руководившая и одушевлявшая это семейство произвольных тружениц, полюбила своих питомиц, как детей, утешалась их желанием подражать в подвигах поста и молитвы.

Впрочем, кроткая, любвеобильная Марфа не приняла на себя должности постоянной надзирательницы и настоятельницы этого собравшегося к ней семейства девственниц. Должность эту она передала сестре своей Пелагеи, а сама постоянно предпринимала благочестивые странствования по святым местам и славившимся своею духовною жизнью обителям, изучая в них высокие образцы христианского подвижничества. Не раз бывши в Тихвине, она возымела особенное христианское усердие к чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, и благословила этой иконой общество своих питомиц, а сама продолжала странствовать. По преданию в одно из путешествий к киевским святыням, она приняла там тайно пострижение, с именем Маргариты. Затем, в свободное от далеких странствований время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове, близ своих питомиц, то в Тамбове, в доме своего брата Сергия.

Между, тем телесные силы подвижницы видимо истощались. Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил, и потому первее всего позаботилась о дорогой для ее сердца Кирсановской обители. Чтобы насажденное ее сожительство, после ее смерти, не рассеялось, она призвала одну из ближайших и любимых учениц своих Татьяну Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской общины) и заклинала ее именем Божиим принять общество сестер под свое руководство. На родную сестру свою Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Вместе с тем, чтобы сообщить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (о чем она не раз предсказывала сестрам, что “в Кирсанове будет монастырь”), она завещала питомицам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни. Это было перед последним отъездом Марфы из Кирсанова в Тамбов и незадолго перед ее переселением из сей жизни. Старица предчувствовала свою кончину; она непременно желала умереть в Тамбове, о чем не раз говорила и прежде, почему и настоящий отъезд ее имел для нее особенное значение. Она собиралась теперь в Тамбов с какою-то особенною торжественною таинственностью… В последний раз собрала она теперь к себе сподвижниц и сказала им: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я, по воле Божией, буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не оставляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами.

В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница”.

По прибытию в Тамбов, около Успенского поста, Марфа говела и причащалась святых Таин. Затем она вызвала из Кирсанова любимую ученицу свою Татьяну и так заболела, что окружавшие ее сестры (тамбовского Вознесенского монастыря) ни на минуту не отходили от нее, читая постоянно молитву архангельского приветствия: “Богородице Дево, радуйся…”. Больная еще раз приобщилась святых Таин и постепенно, тихо приближалась к кончине. Минуту кончины блаженной старицы Господу угодно было ознаменовать особенным чудным знамением, которое видела неотлучно сидевшая при ней монахиня Мавра, читавшая над умирающей молитву архангельского поздравления, и передавала потом свое видение всем и каждому. По сказанию сестры перед самой кончиною Марфы, какой-то чудный облак осенил умирающую, и виден был лик Спасителя, благословляющего ее десницею, другую же руку держащего горе. Затем сестра узрела несказанной красоты юношу, который подавал прекрасную ветвь в руку умирающей. Тогда великой радостью воссияло лицо старицы, и она испустила дух.

То было 1-го сентября (по ст. стилю) 1800 года. Сколь великой подвижницей была блаженная Марфа, особенно ясным для всех сделалось после ее кончины. Прежде всего на теле почившей увидели “железные вериги” и на груди “железный крест”. Вериги заперты были замком, от которого не нашли ключа. Еще при кончине старицы эти вериги замечены были на ней одною, сидевшей при ней сестрою, но больная заклинала сестру не говорить никому о веригах, что и было исполнено. Другая особенность, замеченная по кончине: прибывшие из тамбовского монастыря сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав недоумевающим: “так должно”.

Едва не весь город собрался, без повесток, на похороны почившей Марфы. Священники разных церквей, тоже без зову, приходили со своими причтами, чтобы отслужить панихиду по умершей. Тело почившей отпето было в церкви Вознесенского девичьего монастыря, а похоронено на кладбище Воздвижения Креста Господня, при деревянной церкви по левую сторону алтаря. Старица, при жизни, сама указала для себя это место: на этом месте она завещала похоронить себя, потому что здесь же похоронен был высоко уважаемый ею, ее духовный отец, г.Тамбова Архангельской церкви иерей Гавриил. Теперь вполне объяснилось и желание покойной Марфы умереть в Тамбове, где она пребывала только по временам, а не в Кирсанове, где она жила постоянно, где покоился прах ее матери и где насадила она, с благословения Божия, рассадник учениц-подвижниц.

Святые мощи обретены в 2005 г. и ныне пребывают в Вознесенском женском монастыре г. Тамбова в храме во имя иконы «Всех скорбящих радость».

Тропарь преподобной Марфе, глас 4

Возсиявши Божественною благодатию, чистоту жи­тия твоего явила еси, источаеши бо любовь свою нам неоскудно, ограждая от вреда и всякого зла, с верою притекающих ко святому гробу твоему, во дни нашедших на ны скорбей и печалей. Преподобная мати Марфо, моли милостивого Бога грехов оставление нам даровати.

Монастыри, в которых почитают этого святого

Телефон: +7 (496) 541-55-33 / Редакция сайта: [email protected]

© 2015 Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Тамбовские духовные светильники

Святитель Питирим Тамбовский

«Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это всё приложится вам». (Мф. 6,33)

Просветитель Тамбовского края, Святитель Питирим, родился в 1645 году в городе Вязьме, во Святом крещении был назван в честь преподобного Прокопия Декаполита. Известно, что с детских лет Прокопий стремился всецело посвятить себя Богу. В юности он любил посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, по благословению старцев стал послушником этой святой обители. В 1665 году Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого.

Из жития святителя: «Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита.

Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания.

В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону. Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение.

1 сентября 1684 года состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа. Он вскоре заслужил любовь своей паствы. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии.

Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим. воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, в новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной. И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой. В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина.

Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.

В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плач Царицы Небесной – от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены.

. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима. Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий.

Память и почитание его, не прекращавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых. После Октябрьской революции мощи святителя Питирима находились в запасниках Тамбовского областного краеведческого музея, расположенного в Преображенском кафедральном соборе. В 1993 году мощи святителя Питирима были перенесены в Спасо-Преображенский собор, который вновь был возвращен Тамбовской епархии».

Молитва святителю Питириму Тамбовскому, чудотворцу

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Питириме! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся: яви нам, грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Веруем бо, яко велие дерзновение имаши ко Господу и яко много может предстательство твое пред Престолом благости Его. Сохрани молитвами твоими Церковь Святую от ересей и расколов, от суеверия и неверия. Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делех преспеяние во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, мир и благоустроение стране нашея, здравие же и спасение людем ея. Призри милостиво на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благо исполни, и всем вся в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимого и покланяемаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобная Марфа Тамбовская

Преподобная Марфа – одна из самых почитаемых тамбовских подвижниц, её называют возродительницей женского монашества на Тамбовщине. Преподобная Марфа (в миру Марфа Петровна Апарина) родилась в первой половине XVIII века в семье дворянина в городе Саранске Пензенской губернии.

У Петра и Меланьи Апариных было две дочери и два сына. Старшая дочь Марфа с раннего детства проявляла склонность к подвижнической жизни. По свидетельству Ивана Апарина, брата подвижницы, «Марфа с детских лет была строгой постницей и усердной молитвенницей, с малых лет она перестала употреблять скоромную пищу». Когда няня однажды обнаружила, что Марфа молится ночью и рассказала утром Меланье Гавриловне, сердобольная мать, беспокоясь о состоянии здоровья девочки, стала журить её за чрезмерную религиозность, но когда дочь со слезами на глазах рассказала, что на молитву её будит светлый юноша, смирилась, поняла, что Самому Богу угодна эта молитва.

Избранница Божия отличалась кротостью нрава и милосердием, она часто брала чужую вину на себя. Например, если хозяйка начинала допытываться у прислуги кто разбил посуду, Марфа тут же говорила, что разбила она и приносила извинения, зная, что иначе накажут кого-то из прислуги. Кроме того, часто тайно исполняла работу, которую надлежало делать прислуге.

Марфа очень любила читать душеспасительные книги, вместо детских игр она предпочитала собирать вокруг себя сверстников и рассказывать им о Царствии Небесном, о венцах, которых удостаиваются подвижники за постничество и молитву. Благодаря великим дарам Божиим – умению объединять людей и вдохновлять их на духовный подвиг, подвижница привлекала к себе внимание многих верующих людей. С годами Марфа, возрастая духовно, удостоилась Даров Святого Духа: дара утешения и дара рассуждения. К Марфе многие обращались за духовным советом. По её совету несколько человек, оставив суетный мир, ушли в монастырь. Из воспоминаний брата подвижницы Ивана Апарина: «Так, помню я, одну бедную вдову, с двумя малолетними детьми, обратившуюся к сестре за советом. По наставлению ее эта вдова хотя не постриглась, но стала вести жизнь духовную, и сыновья ее, дворовые люди, по возрасту были уволены, по ходатайству Марфы, от помещика, постриглись в Саровской пустыни. Путешествуя по монастырским сборам, они часто заезжали к сестре и благодарили ее за попечение о них». Сама Марфа с юных лет мечтавшая уйти в монастырь, не получив благословения матери, стала тайной монахиней в миру. (На просьбы дочери мать отвечала: «Ходи в церковь, молись Богу: тот же будет монастырь для тебя».) Во время одной из паломнических поездок в Киев она была пострижена в монахини.

После смерти отца в восьмидесятых годах (примерно в 1780 году) семья Апариных переехала в небольшой уездный город Кирсанов Тамбовской губернии. Марфе было в это время около сорока лет. (В 1776 г., дворцовое село Кирсановка переименовано в Кирсанов, уездный город Тамбовской губернии).

Братья скоро были определены на службу: Иван служил в городе Кирсанове и жил в одном доме с матерью и сестрами, а Сергей – в губернском городе Тамбове. (Известно, что Иван Петрович Апарин дослужился до чина коллежского ассесора.)

В библиографическом очерке о жизни первоначальницы женского монастыря в городе Кирсанове о. Иоанн Сладкопевцев писал: «Ревнуя о славе Божией и благолепии святых храмов, она сама испрашивала из разных церквей к себе ризы с икон, священные одежды и разную утварь, чистила их, шила одежды на престол и для священнослужителей, и пр., и в этой работе находила особое утешение. В свободное же от работ время, особенно по вечерам, она читала для домашних жития святых и беседовала о разных спасительных предметах. Так жила блаженная Марфа при жизни матери!»

В Кирсанове вокруг подвижницы стали собираться девицы и вдовы, желавшие посвятить себя служению Богу и ближним. Со временем образовалась небольшая община, жизнь в которой протекала в соответствии с уставом Саровской пустыни. (При ней не существовало еще общины девиц, как отдельно организованного общества, это произошло через 14 лет уже после блаженной кончины Марфы, в 1814 году.)

Благочестивая наставница лишь духовно окормляла всех, кто желал подражать ей в подвигах поста и молитвы. Её родная сестра Пелагия по просьбе Марфы выполняла роль заботливой хозяйки этой большой семьи.

Сама подвижница часто отправлялась странствовать по святым местам, а возвращаясь, попеременно жила то в Кирсанове, то в Тамбове, в доме своего брата Сергея.

Из воспоминаний Ивана Апарина: «Когда и мне бывало огорчение я всегда обращался к покойной сестре-утешительнице. «Братец, не огорчайтесь – говорила она тогда мне. – Бог вас помилует и сохранит, и Божия Матерь не оставит без защиты и помилования». И я отходил от нее со спокойным духом и не раз получал непредвиденный поворот в тяжелых обстоятельствах моих».

По свидетельству современников, многие из приходящих в знак благодарности за духовную помощь и утешение стремились отблагодарить подвижницу – давали ей деньги. Чтобы не обидеть верующих, матушка принимала пожертвования и сразу раздавала всё бедным. К этой благотворительности она привлекала и своих домашних, говорила: «Милосердый Бог по милостыням от грехов избавляет».

Когда подвижнице было открыто, что земная жизнь её скоро окончится, она призвала одну из своих духовных дочерей Татьяну Пахомову и попросила её принять общество сестер под свое руководство, полагая, что сестра Пелагия по состоянию здоровья не сможет опекать будущую общину. Она предсказывала, что «в Кирсанове будет монастырь» и завещала будущим насельницам святой обители соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни.

Прозорливая старица желала умереть в Тамбове, перед отъездом она сказала духовным дочерям: «Не плачьте, сестры! Когда будет у вас монастырь, то и я по воле Божией буду жить с вами, если не телом, то духом. Умоляю вас, не оставляйте правил послушания и любите друг друга. Почитайте вашу начальницу, как мать, и помогайте ей молитвами и трудами. В трудах будьте терпеливы и призывайте на помощь Пресвятую Богородицу: Она ваша покровительница».

В Тамбове подвижница тяжело заболела, Татьяна с сестрами приехали ухаживать за матушкой, они постоянно по очереди читали Богородичную молитву около постели больной. 1/14 сентября 1800 года в день церковного новолетия подвижница приобщилась последний раз Святых Христовых Тайн и преставилась ко Господу. По рассказам монахини Мавры, ухаживавшей за смертельно больной духовной матерью: перед самой кончиной матушки чудесное облако возникло над умирающей, в какой-то момент был виден лик Спасителя, «благословляющего ее десницею»: «Егда разболеся она и приближися на конец своего преставления, седящу мне близ ея и читающу молитву архангельского поздравления и никако воздремавшу ми тонко узрех облак над болящей и во облаце Господь благословляет болящую десницею, другую же руку горе к небеси держащу: та же зрех близ юношу пресветла держащу ветвь несказанной красоты сущей, и даде сию ветвь в руце девице, она же приявши ветвь от юноши, радостию велиею просветися лице ея и испусти дух. Аз же приидох в себе, окончих молитву к пресвятей Богородице, прославих Бога о видения сем, мне бывшем истиною».

Только после кончины подвижницы многие узнали, что она носила железные вериги (в них её и похоронили) и тяжёлый железный крест. Прибывшие из тамбовского Вознесенского монастыря* сестры одели почившую в схимонашеское одеяние, сказав: «Так должно!». Только тогда её домашние узнали то, что она была тайно пострижена с присвоением имени Маргарита. (* Вознесенский женский монастырь г. Тамбова основан в 1690 г. святителем Питиримом.)

Проститься с подвижницей пришёл почти весь город, священники из всех церквей города и с округи приходили со своими причтами, чтобы отслужить панихиду по умершей. Матушку Маргариту отпевали в церкви Вознесенского женского монастыря, а похоронили на кладбище Воздвижения Креста Господня, около деревянной церкви у алтаря. Незадолго до смерти подвижница сама завещала похоронить её на этом месте рядом с ее духовным отцом иереем Гавриилом, бывшим настоятелем Архангельской церкви города Тамбова.

Со временем усердием сестёр Кирсановского Тихвино-Богородицкого женского монастыря на могиле был воздвигнут памятник из чёрного мрамора в виде миниатюрной часовни. На памятнике сёстры указали, что это их дар чтимой первоначальнице монастыря, схимонахине Маргарите, «лежащей от них далеко, но всегда близкой им духом».

До 1814 года сестры жили в доме Апариных. Усилиями Пелагии Апариной (†1819 г.) в 1814 году рядом с городским Собором был построен дом для общины. С 1814 по 1846 год общество называлось «Богадельней» при соборной церкви г. Кирсанова. Епископ Тамбовский и Шацкий Иона (Васильевский) разрешил именовать общинку Богадельней при церкви. По смерти Пелагии здесь насчитывалось 30 сестер, они обеспечивали себя собственным трудом: пряли, ткали, красили полотна, шили ризы. В 1823 году Татьяна Пахомова исходатайствовала у граждан Кирсанова участок земли за городом, где вскоре община построила отдельный храм для богадельни. (Когда сестры кирсановской общинки побывали у преподобного Серафима Саровского, то услышали от прозорливого старца Серафима, что будет у них в скором времени своя церковь, он сказал им и кто явится главным жертвователем, кроме того, подробно объяснил, как нужно будет строить церковь.)

С 1826 году общежитие приобрело себе маленькую церковь и при ней кельи. С 1846 года Кирсановская Богадельня была переименована в «Женскую общину», на правах существующих в России общин, а с 8 июля 1849 года по благословению Святейшего Синода община была преобразована в «Общежительный Женский Монастырь». Вскоре Тихвино-Богородицкий женский монастырь стал одним из самых известных монастырей в Тамбовской епархии.

Следует отметить, что Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы схимонахиня Маргарита очень почитала. Именно этой иконой подвижница благословила всех сестер незадолго до смерти, вручая их судьбу в руки Царицы Небесной.

В своё время схимонахиня Маргарита посоветовала и брату Ивану приобрести Тихвинскую икону, ей было видение во сне об этой иконе, с повелением «выменять икону в Кирсанове на рынке». По совету сестры Иван приобрёл икону в указанном месте и всю жизнь хранил её. (Это записано в дневнике Ивана Апарина, в 1783 г.; то же сказание выбито на другой стороне иконы.) Медная, украшенная золотым ободочком, усыпанная драгоценными камнями Тихвинская икона Пресвятой Богородицы после смерти Ивана хранилась в Тихвино-Богородицком женском монастыре.

Место захоронения схимонахини Маргариты стало особо почитаемым на Воздвиженском кладбище, об этом свидетельствует следующий отрывок из Тамбовских Епархиальных Ведомостей (1862 г.): «Дорожка к ней, проторенная почитателями и почитательницами, никогда не зарастает, и камень на этой могиле, между многими славится каким-то целебным свойством, есть и рассказы об исцелении на могиле Марфы, многие, поэтому, посещая её могилу, откалывают кусочки камня на могиле. »

Отметим, что чудеса исцеления не прекращались и в 20 веке. Приведём лишь несколько свидетельств.

9 июля 1999 года в день памяти Тихвинской иконы Божией матери, которую очень почитала матушка Марфа, Кузнецова Екатерина Васильевна молилась вместе с другими женщинами на могилке схимонахини Маргариты. После панихиды они взяли с собой песок с могилки. Возвращаясь домой мимо рынка, Екатерина Васильевна увидела женщину Н., сидящую на металлическом столе. На ноге у неё была кровоточащая рана. Екатерина Васильевна не растерялась, бросилась помогать, перевязала рану платком и приложила к ране святыню (пакетик с песком с могилы подвижницы), после этого пошла в аптеку за бинтом и йодом. А когда вернулась через 15 минут и стала развязывать платок на ноге пострадавшей, то к своему удивлению обнаружила, что от раны не осталось и следа.

Вислобокова Н.А. рассказывала, что долгое время из-за сильных болей не могла ходить (искривление позвоночника привело к защемлению нерва). Её привезли на могилку схимонахини Маргариты. Боли прошли, теперь она передвигается самостоятельно.

Летягина Н. М., проживающая в посёлке Новая Ляда Тамбовского р-на, после посещения могилки подвижницы исцелилась от женской болезни (заболевание длилось несколько лет, и врачи не в силах были помочь).

В 2000 году исцеление получила Паршина А. А. , страдавшая долгое время тяжёлой формой заболевания сердца, после того, как с верой в силу молитв преподобной Марфы приложилась к камню на её могиле.

По свидетельству Петрушиной В. А. – она в ноябре 2000 года впервые побывала на могилке прп. Марфы и попросила помочь мужу избавиться от пьянства, пообещав, что в случаи исцеления супруга, будет читать ежедневно акафист святой. Произошло чудо. На следующий же день её муж преобразился, сам попросил пригласить священника. Священник его исповедовал, соборовал и причастил. Семья Петрушиных благодарит Бога за чудесное исцеление по молитвам преподобной Марфы. Тамбовской.

Из рассказа Татанинцевой А. И.(2001): «. У меня болели сильно ноги. Не могла спать начами. И вот я стала ходить на могилку святой Марфы. Прикладывалась к могилке, просила святую об исцелении ног, спины (радикулит) и головных болей.

Сейчас у меня не болят ноги, спина и голова, я верю, что мне помогла наша Тамбовская святая Марфа. На могилку я стала ходить летом. Приходила и читала акафист пресвятой Богородице».

В 1988 году по ходатайству архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения (Ждана, † 2002) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен утвердил список угодников Божиих, которые составили Собор Тамбовских святых. В этот список была включена и преподобная Марфа.

В 2005 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в связи с ходатайством епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия благословил провести исследование места захоронения тамбовской подвижницы и обрести ее честные останки. 24 сентября 2005 года Владыка Феодосий и члены комиссии, при участии епархиального духовенства и многочисленных паломников, извлекли честные останки преподобной Марфы из склепа и торжественным крестным ходом перенесли их с Крестовоздвиженского кладбища в Тамбовский Вознесенский женский монастырь. (Наличие железных вериг стало одним из подтверждающих фактов того, что найденные мощи действительно принадлежат преподобной Марфе.)

Первое время мощи преподобной Марфы находились в алтаре монастырского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В южном приделе Скорбященского храма* расширили солею под раку преподобной Марфы, изготовили гробницу и сень, сшили облачение и написали иконы преподобной. Для железных вериг и монашеских четок, обретенных вместе с мощами, был устроен стеклянный ковчег.

На торжества в честь обретения святых мощей преподобной Марфы, которые состоялись в Тамбове 1 июля 2006 года, прибыли архиепископ Рязанский и Касимовский Павел и епископ Брянский и Севский Феофилакт.

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, обращаясь ко всем присутствовавшим, отметил, что обретение святых мощей преподобной Марфы Тамбовской – событие, духовное значение которого для Тамбовского края может быть сравнимо лишь с прославлением и обретением мощей святителя Питирима.

В Тамбовской епархии память преподобной Марфы празднуется 1/14 сентября, общецерковное поминовение совершается в день празднования Собора Тамбовских святых – 28 июля /10 августа.

Возсиявши Божественною благодатию, чистоту жития твоего явила еси, источаеши бо любовь свою нам неоскудно, ограждая от вреда и всякого зла, с верою притекающих ко святому гробу твоему, во дни нашедших на ны скорбей и печалей. Преподобная мати Марфо, моли милостивого Бога грехов оставление нам даровати.

*Скорбященская церковь Вознесенского женского монастыря в Тамбове была основана в 1690 году. После закрытия монастыря (1918 г.) была передана Тамбовской епархии в 1989 году.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here