Советуем ознакомиться молитва при водосвятии с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитва при водосвятии
Однако, при особой нужде в помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил, ее можно с молитвой и благоговением пить и в другое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.
Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
( Архимандрит Амвросий (Ермаков))
Редко, но по разным обстоятельствам случается, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, — в ручей или реку, туда, где есть течение, в нестоячую (проточную) воду, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление. Для нас это должно стать поводом относиться к святой воде благочестиво и аккуратно и вести более внимательную, благочестивую жизнь.
– Это не так! Купание в проруби (иордани) – это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.
Водосвятный молебен
В помощь верующему христианину Православная церковь совершает множество разных треб.
Треба – это небольшая служба, которая служится по просьбе (по требованию) прихожанина. Наиболее распространенными требами в нашей церкви являются молебны, которые служатся о здравии православных христиан. Кроме того, такими требами часто оканчиваются торжественные службы в дни больших церковных праздников.
Так зачем нужен водосвятный молебен православному человеку?
Что такое молебен с водосвятием?
По согласованию со священником такая служба может быть отслужена в храме либо на дому. Дома, как правило, служат в том случае, когда человек не может по каким-то причинам прийти в храм (например, болезнь). В храме такие богослужения совершаются после Литургии или же в специально отведенные для этого дни.
Помимо освящения воды на требах могут читаться акафисты.
На молебне с водосвятием совершается чин малого освящение воды. На праздник же Крещения Господня совершается особый водосвятный молебен – агиасма. В этот день воспоминаются события Евангелия, когда Господь наш Иисус Христос принял святое крещение от Иоанна Крестителя.
Агиасма – это чин великого освящения воды. Вода с этой службы хранится целый год, до следующего праздника. Она не портится, не имеет запаха, не меняет своих свойств за длительное время. Многие ученые не раз исследовали структуру и физические характеристики Крещенской воды и пришли к выводу, что эта вода «живая», т.е. обладает наиболее правильной молекулярной структурой.
Малое освещение воды может совершаться в любой день по согласованию с настоятелем или священником храма. Некоторые храмы имеют традицию служить регулярные службы с водосвятием – для этого назначается определенный день и время, когда любой человек может прийти и поучаствовать в богослужении.
Наиболее популярно у нас водосвятие с обращением ко Пресвятой Богородице (перед ее иконами Неупиваемая Чаша, Всецарица, Казанская, Владимирская и другие), святому Николаю Чудотворцу, святой Матроне Московской, Ксении Петербуржской.
Часто требы служат святому, в честь которого освящен храм или его предел.
Кроме просительных молебнов за здравие не стоит забывать о благодарственных требах, в ответ на получение просимого в молитвах.
Как проходит водосвятный молебен
Водосвятный молебен – что это такое? Начинается эта служба с того, что на середину храма выносится специальный стол, на который ставится большая чаша с водой, кладется Евангелие и Распятие. Нужно заранее приготовить записочки с именами родных и близких, о здравии которых вы хотите помолиться. Эти имена священник будет читать в чинопоследовании.
Когда служится водосвятный молебен, текст его читается по специальным книгам – служебникам. Также обязательно перед освящением воды читается отрывок из Евангелия. Произносится и ектинья – просительное молитвословие о том, с какой целью служится водосвятие.
Заканчивается это богослужение молитвой на освящение воды, после чего священник крестообразными движениями трижды погружает Распятие в воду с прошением ее освятить. После этого из общей освященной чаши священник кропит емкости с водой прихожан и самих людей.
Когда служится водосвятный молебен, последование его может быть разным. Также будет отличаться и длительность этой службы. Если читается акафист, времени потребуется больше. Если батюшка служит один – служба также будет дольше. Если планируете какие-то дела после посещения храма – узнайте длительность водосвятия у прислужников.
Как использовать святую воду
После совершения последования малого освящения воды каждый прихожанин уходит домой с баночкой или бутылочкой святой воды.
Что же делать с ней дальше?
Святую воду, принесенную из храма, можно использовать так:
- Пить ее для укрепления души и тела, особенно в болезни. Стоит знать, что Крещенскую воду пьют натощак с кусочком просфорки, в то время как воду с малого чина можно пить в течение всего дня саму по себе;
- Святой водой окропляют жилище. Нужно не забывать, что такая вода – это святыня, поэтому недопустимо кропить ею нечистые места.
- Умывать маленьких деток, больных людей. Если человек по какой-то причине не в состоянии выпить воду, можно умыть ею лицо.
- Врующие хозяйки начинают приготовление пищи с добавления молебной воды в основу блюда.
Совершенно не допустимо использование освященной воды в любых магических целях. Многие популярные ныне знахари и экстрасенсы используют святыню в своих обрядах, тем самым оскверняя ее. Это большой грех – не принимайте в нем участия!
Хранить воду с водосвятия нужно в специально отведенном для этого месте, желательно в красном уголке возле икон. Крещенскую воду, если вы ее запасаете на весь год в большом объеме, можно хранить в кухонном шкафчике или другом аккуратном месте. Не стоит ставить святую воду рядом с банками с консервацией или другими продуктами питания – такая вода должна храниться отдельно. Тем более недопустимо ставить банки со святыней под кровать, запихивать в шкафы или на антресоли.
Сила воздействия на человека святой воды напрямую зависит от его веры в Бога. Можно пить такую воду хоть литрами и не иметь при этом никакой духовной пользы из-за неимения веры.
В то же время, великие святые могли целыми днями обходиться стаканом святой воды и маленькой просворкой и имели при этом силы на длительные молитвы и бдения.
Обсуждения
Бей супостата именем Христовым!
6 сообщений
-Этого враг боится. "
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. "
Муч. Трифон, Арх. Михаил, Пантелеимон, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Иоанн Богослов, Царица небесная…»
-Невыносимую брань плотскую.
-Нападение и стужение от мысленных врагов.
-Гонение от людей….»
Чаще читать молитвы Св. муч. Трифону и кропить Св. водой…»
Поститься, молиться, читать Евангелие , Псалтырь,читать Акафисты, Проскомидия, Богородице молебен водоосвященный, Св. водицу пить натощак…»
– Вам надо исповедаться, отслужить молебен мученикам Киприану и Иустинии, взять воду после молебна. После чина присоединения к Церкви, причащаться…»
Выходя из дома – перекреститься, перекрестить свой путь.
Оказавшись в новом помещении, в чужом доме, где предстоит провести ночь, перекрестить с молитвой «Да воскреснет Бог…» все углы, стены, двери и окна.
Креститься, проходя мимо храма.
Над входной дверью находится изображение Креста Господня.
Косяки дверей всех помещений в доме крестообразно опалены «четверговой» свечой.
Въезжая в новую квартиру – освятить ее. Собрать всю семью в это время…»
Свечи от Гроба Господня, опаленные Благодатным огнем, камешки с горы Синай, песочек из Назарета, листья с дерева Гефсиманского сада…»
Поставить Иоанну – воину свечу, просить:-«Иоанн-Воин батюшка, Ты покорил вражеские полки, покори сердце моего врага (имя).» Сделать 9 поклонов…»
-Не переживай, тебе сделано. Три раза по утрам омывай больное место Святой водой. Читай молитвы и умывайся!»
Обратно вернулась уже поздно. Матушка говорит:
«-Скорее, скорее мочите тряпочки и прикладывайте к нарывам мне и Митрофану…»
После этого священник читает присоединительную молитву, она обычно читается на каждой исповеди ( в обычном Требнике).
Потом читается разрешительная молитва, и в том месте, где говорится «Господь и Бог наш Иисус Христос… да простит тебе чадо.» – нужно назвать 2 имени (проклявшего и проклятого)…»
Отойди от людей в тайное место и там воззри на небо, душевным или телесным оком,простри крестообразно руки и держи их неподвижно. Возопий к Могущему спасти:»Помилуй мя…яко немощен есмь…»
Тогда опытом познаешь силу Всевышнего.
Кто обучился так бороться, тот вскоре начнет и одною душею отгонять сих врагов…»
-Чувство необъяснимой тоски на сердце, беспричинное уныние, апатия.
-Щемящие, колющие боли в области сердца при отсутствии кардиопаталогии.
-Чувство постоянной беспричинной внутренней злобы или раздражения.
-Длительный субфабрилитет (температура тела 37,2 37,5), длящийся годами, при котором не найдено причины заболевания.
-Заболевание организма, при котором имеется четкая патологическая симптоматика (следствия), но не найдена причина болезни.
-Нежелание молиться, поститься, отвращение ко всему духовному.
-Непереносимость запаха церковного ладана, появление удушья при каждении, желание убежать из Церкви.
-Появление в Церкви страха, обморочное состояние во время службы.
-Появление во время Литургии резей живота, метеоризм, вздутие живота, сердцебиение, зевота во время «Символа веры» или «Отче наш», неконтролируемые телодвижения во время чтения Евангелия, благословения священника, выноса Креста, Евхаристического канона.
-Ощущение во время службы присутствия в теле чужеродного объекта, его движений или шевелений.
-Чувство жара, тошноты, рвоты, обморока при прикосновении ко Святым мощам, иконам, кроплении Св. водой, Елепомазании….»
Заказать молебен Св. угодникам Божиим – Киприану, Св. Кресту,Спасителю, Богородице, Ар. Михаилу.
Ежедневно читать Псалтырь.
Кропите Святой водой стены квартиры и все в доме.
Пить натощак Крещенскую воду.
В течение дня пить Святую воду малого освящения.
Ежедневно утром – антидор.
Ежедневно читать Евангелие вслух, положив на голову больного.
Заказывать в монастыре Сорокоусты, чтение неусыпаемой Псалтыри.
Читать Исусову молитву с благословения священника.
Все крестить вокруг.
Использовать в доме покрывала, на которых вышиты кресты.
Кадить квартиру ладаном.
Молитва, пост, акафисты, каноны.
Освятить дом, брак.
(Это охранительное имя. Его демоны страшатся)…»
Матушка клала палочку на пол, и предлагала пройти по ней…»
«Буди на тебе сила Крестная» – и перекрестить человека…»
Носить поясок с молитвами «Да воскреснет Бог» и «Живый в помощи». Его одевают под одежду или на нижнее белье.
Ежедневно читать по 2 глав Евангелия и более, если позволяет время…»
«…Освятить квартиру. Попросите священника включить в чин освящения специальную молитву, читаемую для изгнания злых духов из жилых помещений.(Она помещается во 2 части Требника и называется «Молитва о храмине, стужаемой от злых духов»). Но если в квартире поселились демоны высокого чина, они могут не уйти и после первого освящения. В этом случае просят священника через некоторое время отслужить в квартире водосвятный молебен ко Пресвятой Богородице с повторным чтением вышеуказанной молитвы и окроплением всех комнат…»
Правило на отчитывание.
Отчитывать ежедневно в течение 1 (3) месяцев.
«Господи, благослови отчитать болящего (страждущаго) раба (имя) Твоего во оставление грехов, во исцеление души и тела его и в жизь вечную, а меня, грешнаго, прости!»
«Живый в помощи Вышняго….»
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно, и во веки веков Аминь.»
Алилуия, алилуия, алилуия!
Алилуия, алилуия, алилуия!
Алилуия, алилуия, алилуия!
-От злых духов, которые вселяются в человека.
-Утром и вечером читать молитвы.
Чтение 17 кафизмы из Псалтыри.
-Употреблять Святую воду (крещенскую натощак).
-Окроплять Святой водой жилище.
Бес не будет иметь силы и власти над человеком, который регулярно читает 17-ю кафизму…»
Когда он вылил содержимое стакана в помойное ведро, вода там забурлила.
А матери сказал,что болеть она больше не будет…»
Начни поклоны класть с молитвой:»Господи! Прости рабе Твоей (имя) все обиды, что она мне за всю жизнь причинила! И меня прости, многогрешную, за все, чем я ее обидела!
5 поклонов утром, 5 поклонов-вечером.
Псалтырь читай сколько сможешь. А после каждого псалма осеняй себя крестом и : «Господи, Иисусе Христе! Прости нас с (имя) грешных!. »
Молитва при водосвятии
Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак.
“Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею”. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.
Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов – вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, “сама все освящает”.
Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.
КАК БЫЛО ВПЕРВЫЕ СОВЕРШЕНО ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ
Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.
“И увидел Бог все, что Он создал, – говорится в книге Бытия, – хорошо весьма” (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо “смерти Бог не сотворил” (Прем. 1, 13).
Но человек сам, через общение с духом нечистым принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: “И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть” (Быт. 6, 3).
Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.
Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.
Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: “и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд” (Чис. 5, 17).
Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека.
Потому-то при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий, и послышался глас Отца Небесного: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3, 17).
Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.
ЗАЧЕМ ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТ ВОДУ
Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?
Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.
Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословение плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? “Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя” (Прем. 16, 26).
Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.
ПОЧЕМУ ВОДА ОСВЯЩАЕТСЯ В ОСОБЫХ СОСУДАХ
Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение.
Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи – во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше – потиру (в переводе с греческого – сосуд для питья) и также, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.
Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.
КАК ПРОИСХОДИТ ЧИН ВЕЛИКОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: “Исполним вечернюю молитву нашу. ”.
Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.
В самый день Богоявления (6 января) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием “хода на Иордан”.
Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненным водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ.
Начинается великое водоосвящение пением тропарей: “Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, пришлите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа”, “Днесь вод освящается естество” и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: “Жаждущие! идите все к водам. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив” (Ис. 55, 1; 6-7).
Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне, и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа.
Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12), где апостол повествует о самом Крещении Господа.
Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!
“Велий еси Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир – Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излиял еси. Ангельския силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются – Бог сын неописанный, безначальный же и несказанный -Сам убо Человеколюбце Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию”.
Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: “Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию”.
Великая агиасма (греческое -“святыня”, так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
“Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену”, – это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно – и будет.
“Ангельския крепости исполнену, да вси почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну. Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Дождь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение”, – такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.
А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:
“О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу.
О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа.
О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия.
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную.
О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную.
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг.
О черплющих и емлющих ю во освящение домов.
О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея.
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся”.
По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
“Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”.
Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.
Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.
Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви агиасма – не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”.
Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, – различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.
КАК ОСВЯЩАЮТ ВОДУ НА МОЛЕБНЕ, ЗАКАЗАННОМ ВЕРУЮЩИМИ
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.
Молебное пение, или молебен, – это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.
Молебны совершаются в храме или частных домах.
В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.
Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: “кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин. 4, 14).
Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи.
После возгласа священника читается псалом 142-й: “Господи, услыши молитву мою. ”. Затем поются: “Бог Господь” и тропари: “К Богородице прилежно ныне притецем. ”. “Не умолчим никогда, Богородице. ”. При этом иерей кадит крестообразно воду.
После чтения псалома 50-го: “Помилуй мя, Боже. ”, тропарей и ектений совершается каждение храма или дома.
По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе:
“А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь”.
Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2-4):
“Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью”.
Произносится ектения: “Миром Господу помолимся”, в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.
Иногда читается еще особая молитва: “Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святого и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь”.
По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: “Спаси, Господи, люди Твоя. ” (трижды) и “Твоих даров. ”.
Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.
ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МОЛИТСЯ О ВОДНЫХ ИСТОЧНИКАХ
“Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред” (Сир. 39, 32-33).
“. Какой дар столько необходим для нас, как вода? – говорит священномученик Ипполит Римский. -Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: “Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес” (Пс. 148, 4).
И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.
В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, – не простая вода: уже “копание кладезя” освящается особым чинопоследованием.
“Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию. ” – молится священник и первый начинает рыть колодец.
Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: “Зиждителю вод и Содетелю всех. Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и дождь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякия страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю. ”
Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным – “водой исцеления и покоя”.
Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.
Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем – в водопроводы, в наши квартиры.
Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.
Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, “водой исцеления и покоя”, святой водой.
Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана -и святая вода нам не помогает!
Неужели молитвы Церкви бессильны?
Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: “конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни” (Быт. 6, 13, 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство – Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней, – многим служит не во спасение, а в осуждение.
“Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1 Кор. 11, 29).
Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божии и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.
Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный, – говорил Спаситель о своих неверующих современниках, – ищет знамения; и знамение не дастся ему.
Чтобы святая вода принесла пользу – будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.
МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.