Молитва с постом проповеди

Советуем ознакомиться молитва с постом проповеди с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва и пост

Одна из самых насущных и желанных потребностей человека — еда. Конечно, у нас есть множество других желаний, но они не так тесно связаны с вопросом нашего выживания.

Молитва и пост высвобождают силу, способную контро­лировать наши желания и похоти. Враг пытается украсть, убить и погубить нас при помощи похоти плоти, очей и жадности. Когда мы контролируем свою похоть и жадность через искреннюю молитву и пост, враг не может причинить нам вреда. Во время поста и молитвы наши сердца омываются, очищаются и наполняются Святым Духом, мы становимся способными ниспровергать силу сатаны.

Пост приводит нас к смирению перед Богом. В сравне­нии с одиночной молитвой, молитва с постом дает нам силу, превосходящую наше разумение. Если мы не молимся с постоянством и периодически не постимся, мы теряем особую привилегию иметь проявление силы Божьей внутри нас. К тому же очень важно поститься и молиться правильно.

Пост должен начинаться с покаяния

Если мы постимся и молимся без понимания самого смысла поста, наш пост и молитва окажутся бессмысленными.

а) Мы должны покаяться в грехе. «Покайтесь, ибо при­близилось Царство Небесное» (Мат. 3:2). Если мы ис­кренно хотим поститься и молиться, мы должны пре­жде всего покаяться в грехе. Иначе наш пост и молитва не будут приняты Господом.

б) Мы должны оставить мирские удовольствия во время поста. Просмотр телевидения, чтение журналов или разговоры с друзьями не приносят пользы посту. Бог желает, чтобы мы были в смирении, а подобные удо­вольствия могут стать нам помехой.

в) Мы должны полностью сконцентрироваться на Боге. Мы должны отложить все дела во время поста. Это одна из причин, по которой Молитвенная гора явля­ется хорошим примером места для проведения поста и молитвы. Это отделенное место, и мы не рискуем быть искушенными похотью плоти, очей и гордостью жи­тейской. Мы можем быть сконцентрированы на Гос­поде всем нашим сердцем.

г) Мы должны прощать других. Мы также должны от­речься от таких грехов, как ненависть, гнев, жалоба и ропот. Чудесная сила поста и молитвы никогда не про­явится в нас, пока мы не приведем наши сердца в пра­вильное положение перед Богом. Таким образом, чтобы поститься и молиться, находясь в воле Бога, будучи принятым Им, мы должны сделать эти четыре шага: 1) отречься от греха; 2) оставить удовольствия мира; 3) полностью сконцентрироваться на Боге; 4) прощать других.

Цель и сила поста

Многие люди постятся и молятся без понимания цели поста и молитвы. Очень важно знать, почему пост и молитва приносят силу.

а) Пост имеет власть ослаблять узы зла. Дьявол приходит украсть, убить и погубить. Петр предупреждал нас об этом, когда писал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

После избрания двенадцати учеников Иисус повелел им «изгонять бесов» (Мар. 3:15). Мы тоже можем иметь такую же силу изгонять злых и нечистых духов, духов лжи и духов прорицания.

Дьявол — часть духовного мира, – не естественного. Поэтому мы должны бороться посредством силы поста и молитвы.

В Евангелии от Марка в девятой главе мы видим пример проявления силы поста и молитвы. Сойдя с горы Преображения, Иисус, Петр, Иаков и Иоанн вернулись к ученикам, вокруг которых собралась большая толпа людей. Ученики спорили с фарисеями и книжниками об одержимом мальчике. Бессильные ученики оказались в затруднительной ситуации.

Увидев Иисуса, отец мальчика сказал: «Учитель, я привел моего сына, одержимого духом немым. Если можешь, сжалься над нами и помоги». Иисус отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Потом Он запретил нечистому духу, приказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». Нечистый дух оставил мальчика. Ученики были озадачены.

Оставшись наедине с Иисусом, они спросили его: «Почему мы не могли изгнать беса?» Иисус сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

б) Пост имеет силу освобождать от тяжелого бремени. Многие люди обременены плохими привычками и переживаниями. Они не могут освободиться от них, потому что попались в ловушку сатаны.

Даже после раскаяния злые намерения могут зарождаться в голове человека. Нас можно сравнить с вымытой свиньей, которая все равно возвращается валяться в грязи. Только через пост и молитву злые намерения могут полностью 1 оставить нас.

Многие люди страдают от таких зависимостей, как куре­ние, алкоголь или наркотики. От них невозможно получить освобождение только медицинским путем. Только через силу поста и молитвы эти заболевания могут быть полно­стью исцелены.

в) Пост имеет силу выпустить измученных на свободу. Люди двадцать первого столетия живут в скоростном индустриальном обществе. Ускоренный ход жизни с тревогами и заботами может вызвать сильную де­прессию и меланхолию, которые зачастую приводят к умственным расстройствам. Врачи считают, что около шестидесяти процентов всех заболеваний в мире вы­званы стрессом.

Не так давно в Корее умственно больной студент зарезал ножом профессора прямо у дверей аудитории. Это яркий пример, насколько остро злонамеренные люди нуждаются в Иисусе Христе, чтобы получить свободу от напряжения и стресса. Ключ к свободе от стресса — пост и молитва. Толь­ко тогда наше тело, ум и душа будут полностью свободны от бремени стресса.

Люди, которые постоянно молятся и постятся на Мо­литвенной горе, общаясь с Господом и исполняясь Святым Духом, способны наслаждаться свободой и миром в Иисусе Христе. И тогда стресс уходит прочь.

г) Пост имеет силу разбивать иго. Наша жизнь полна различных проблем, больших и маленьких. Эти про­блемы являются нашим игом. Пост и молитва имеют власть разбить любое иго.

Если вы изучите жизни великих мужчин и женщин Биб­лии, вы увидите, что они постились и молились. Моисей дважды брал сорокадневный пост с молитвой (см. Втор. 9:9, 18). Иисус постился и молился сорок дней и ночей (см. Лук. 4:1, 2). Апостолы Иисуса постились каждый раз, встречаясь с большими трудностями. Пост и молитва ведут нас к победоносной христианской жизни.

Действия, которые должны сопровождать пост и молитву

В Книге пророка Исайи (58:7) написано об определенных действиях, которые должны сопровождать пост и молитву. Недостаточно просто поститься и молиться. Мы должны сопровождать наш пост и молитву особым поведением.

Мы должны разделить свой хлеб с голодными. Если мы безразличны к людям, находящимся в острой нужде, наш пост и молитва становятся неэффективными. Мы должны сделать для этих людей все, что в наших силах.

Мы также должны предоставлять наши дома бездомным. На улицах много людей, которым некуда пойти. У них нет своего дома. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Рас­точил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9). Слишком много людей увлечены лишь собой и своими нуждами. Они пренебрегают и не желают видеть нужды тех, кто находится рядом с ними. Живя победоносной христиан­ской жизнью, мы должны испытывать сострадание к ближ­ним и отвечать на нужды других с большим усердием.

Полноевангельская церковь Йодо ведет разносторон­ние служения. Наша программа побуждает членов церкви делиться своим материальным имуществом с нуждающи­мися людьми. Мы оказываем помощь домам престарелых, инвалидам, церквям в сельской местности и некоторым другим организациям. Перед тем, как начать это служение, я открыл свой шкаф и обнаружил несколько костюмов, ко­торые я не носил четыре или пять лет. Хотя я их не но­сил, но выбросить их было жалко. Таким образом, прежде чем начать служение, я отдал эти костюмы нуждающимся людям. Сейчас, открывая свой шкаф, я каждый раз испы­тываю приятные чувства. Мы должны делиться одеждой с бедными. Бог неоднократно призывал нас оказывать ма­териальную помощь нашим близким. Когда мы делимся с нуждающимися, наша молитва и пост будут эффектив­ными.

Пророк Исайя также учит нас не пренебрегать самими собой. Мы можем быть настолько поглощены нуждами других, что будем пренебрегать нуждами собственной семьи.

«Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Некоторое время назад один незнакомый человек при­шел ко мне в офис и попросил предоставить ему офис в на­шей церкви. В ходе нашего разговора я задал ему вопрос о его семье. Он широко улыбнулся и сказал:

— Пастор, вы не должны беспокоиться обо мне. Ради служения Богу я отверг мою жену и детей.

Не скрывая возмущения, я воскликнул:

— Вы отвергли семью? Тогда наша церковь отвергает вас как прокаженного. Пожалуйста, покиньте мой офис.

Как человек может посвятить себя служению Богу, если он не заботится о своей собственной семье и детях? Как он может разбираться с духовными нуждами членов церкви, когда сам не заботится о нуждах своей семьи?

Когда мы постимся и молимся, мы должны быть твердо уверены в том, что восполнили нужды своей семьи. Только тогда наша молитва и пост будут эффективны.

Результаты поста и молитвы

«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „Вот Я!”» (Ис. 58:8,9). «Тогда откроется как заря свет твой» — ваше понимание Слова Божьего будет обновлено. Вы будете способны понять истину Писания, которую не понимали раньше, до поста и молитвы.

«И исцеление твое скоро возрастет» — вы переживете освобождение от болезней и физических немощей.

«И слава Господня будет сопровождать тебя» — вы будете переживать новые благословения и преуспевание в том, что вы делаете.

«Вот Я!» — вы увидите потрясающие ответы на ваши мо­литвы.

Пусть Бог обильно благословит вас и откроет вам новую силу и освобождение через эффективную молитву и пост.

О посте и молитве

Прослушать проповедь онлайн на сайте.

Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Пост и молитва — два крыла, с помощью которых христианин может взлететь на небо, отрешившись от всего греховного. В этой проповеди иеромонах Николай, опираясь на творения святых отцов, рассказывается о том, как правильно молиться и поститься православному христианину.

  • В чем различие между постом и диетой.
  • Чем отличается пост телесный от поста духовного.
  • Как достойно подготовить себя к посту.
  • Для чего нужна молитва и какие виды молитв существуют.
  • Как правильно приготовиться к молитве – беседе с Богом.
  • Как приучить душу к частому обращению к Богу.
  • Как вести себя после молитвы.
  • Признаки умной и сердечной молитвы.
  • Что дает нам постоянное повторение молитвы Иисусовой.
  • Какие блага получает человек от действия молитвы.
  • О молитвенном восхождении сердца к Богу или как молиться от души.

Беседа изобилует примерами из Священного Писания, высказываниями святителей: Иоанна Златоуста, Иоанна Лестничика, Серафима Саровского, Феофана Затворника, Дмитрия Ростовского и др., подтверждающими величайшую пользу для души человека поста и молитвы.

Пост — это не только воздержание от пития и еды, предписываемое благоразумием и медицинскими показаниями для укрепления телесного здоровья. Это есть высшая степень воздержания, предписываемая нам Церковью.

В каждое из четырех времен года Святая Церковь установила периоды поста для общего покаяния и прощения.

Многодневные посты установлены в честь:

Иисуса Христа — Рождественский и Великий;

Божией Матери — Успенский,

восшествия Святого Духа на апостолов — Петров пост.

Кроме того, есть посты однодневные: Крещенский сочельник – навечерие Богоявления,

Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, а также среда и пятница как дни предательства и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Церковью нами заповедано два вида поста: телесный и духовный.

Умеренность в принятии постной пищи и пития, направленная на ослабление страстных движений плоти.

Пост — это выражение Богопочитания истинными сынами Церкви. Строгое соблюдение правил поста дарует здоровье и долголетие постящимся. За нарушение постов — гнев Божий и великие бедствия.

  • Польза телесного поста:
  • Пост показывает, что для здоровья человека более полезна не изысканная, но простая пища и питие в умеренных количествах.
  • Пост обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки.
  • Пост делает нас способными к молитве и размышлениями о Боге. «Кто постится, тот добрым духом молится», – говорил Иоанн Златоуст.
  • Пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам.

Как подготовить себя к телесному посту?

К посту надо приготовлять себя постепенно, понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести до того, сколько требует строгость поста в эти дни.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, как душа наша соединяется с телом.

В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.

Пусть постится ум, удерживаясь от пустых и греховных мыслей, пусть постится сердце, удерживаясь от греховных чувствований, постится язык от постыдных речей и злословий. «Ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем, — отмечал св. Иоанн Златоуст.

Настоящий пост — соединение поста телесного и духовного.

Молитва — умная и сердечная беседа христианина с Богом.

Обычно различают три вида молитвы: прошение, славословие и благодарение.

Дело молитвы – самое важное дело в жизни христианина. Молитва – жизнь духа.

Приближая душу к Богу, молитва просвещает ее, врачует ее немощи, наполняет ее духовной радостью. А также укрепляет во здравии телесном, исцеляет в болезни, низводит благословение Божие на все дела и житейские занятия человека.

Главное, чтобы любая молитва была проникнута истинным благочестием, благоговением и любовью к Богу.

Как приобрести и воспитать в себе дух молитвенный?

В молитвах святых отцов содержится великая молитвенная сила. Кто со всем вниманием проникает в них, тот непременно зарядится молитвенной силой.

Как приготовиться к спасительной молитве?

Святитель Дмитрий Ростовский учит: «Молитва есть мое обращение к Богу. Молиться значит предстоять Богу своим умом и взирать на Него неуклонной мыслью, и с Ним беседовать с благоговением, страхом и упованием. Итак, если хочешь молиться, собери все мысли свои и, отложив все внешние житейские проблемы, и представь свой ум Богу и взирай на Него».

Для этого важно:

  • Очистить свою совесть от всех нечистых и грешных мыслей.
  • Собраться и сосредоточить все свои мысли на Боге.
  • Устранить всякую вражду на ближнего, зависть и злость.

Саму молитву надо совершать во имя Господа Иисуса Христа, с верой и надеждой на получение просимого, с глубоким смирением и искренностью. Предметом молитв наших должно быть все богоугодное, святое, полезное нам и ближним.

Как достигнуть успеха в молитве?

Богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания к Богу — суть самые действенные орудия умной и сердечной молитвы, средства к стяжению молитвенного духа.

О молитве Иисусовой

Она звучит так: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного”.

Преподобный Серафим Саровский заповедал новоначальным непрестанно творить Иисусову молитву. “При молитве – поучал блаженный старец, — внимай себе, т.е. собирай ум и соединяй его с душею».

О пользе молитвы, идущей из глубины сердца

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал: «…слова могут изливаться и без мысли, — но из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души. Такие молитвы имеют великую силу и крепость, не рассеиваются и не колеблются, хотя бы диавол нападал с великого дерзостью… Такая молитва укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо».

Афонское благословение © 2017. Все права защищены.

Аскетическая проповедь

«Благо , – говорил архангел Рафаил Товитам, – молитва с постом, милостынею и правдою» ( Тов. 12:8 ). Великое благо – такой пост! Благо он для грешников как единственная дверь для исшествия из плотского состояния, для вступления в спасительную пажить покаяния и для неисходного пребывания в этой спасительной пажити. Великое благо он – не для одних грешников: великое благо он – для праведников, великое оружие в руках их. Во все время земного странствования они не покидают его, им удерживают себя в чистоте и святыне. Пост свой они основывают на милости; пост свой они полагают в основание молитве; молитвою веры ( Иак. 5:15 ) приемлют все просимое ими ( Мк. 11:24 ).

Плоть наша – любомудрствует преподобный Марк 66 – взята от земли и свойством своим подобна земле: для нее необходимо возделывание. Как семена, посеянные на ниве, не обработанной земледельческими орудиями, пропадают, не принеся никакого плода, так и молитва остается бесплодною, если для нее не приготовлена плоть, не приготовлено сердце постом. Развлечение и отягчение мыслей, холодность, ожесточение сердца, суетные и греховные мечты, непрестанно возникающие в воображении, уничтожают молитву пресыщенного. И наоборот, как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия. Высокомудрие и самомнение в безрассудном, жестком постнике всегда соединены с уничижением и осуждением ближнего, с особенною способностью соблазняться, наконец с самообольщением, гордынею, погибелью. Пост, это сильное орудие – когда он предоставлен самому себе, когда из орудия он уже претворяется как бы в цель жизни, в цель тщеславия, – делается для подвижника орудием самоубийства. Таким постом постились фарисеи, и постились много, постились во вред себе ( Мф. 9:14 ). «Не сицеваго поста аз избрах , – глаголет Господь, – ниже аще слячеши яко серп выю твою, и вретище и пепел постелеши, ниже тако наречете пост приятен. Не такового поста аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильственных взысканий, отпусти сокрушенныя в свободу, и всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют: и предидет пред тобою правда твоя, и слава Божия обимет тя. Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти молитву твою, речет: се, приидох» ( Ис. 58:5–9 ). Пророк требует, чтоб посту предшествовала и сопутствовала милость; он дает обетование, что молитва подвижника, сопрягающего пост с милостью, будет немедленно услышана, что такой подвижник сподобится благодатного посещения Божия.

И повсюду Святый Дух законополагает соединение поста с молитвою. «Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим , – взывает Господь к грешникам устами другого пророка, увещевая и ободряя их к покаянию, – в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу» ( Иоиль 2:12–15 ). Опыт силы поста и молитвы показали кающиеся Ниневитяне. Уже изречено было Богом определение на них, уже оно возвещено было им пророком Ионою; уже пророк, удалившись за город, пристально смотрел на город и ежечасно ожидал сбытия грозного пророчества. Но Ниневитяне прибегли к покаянию, доказывая неподдельность покаяния оставлением лукавых деяний, усиленным постом, усиленною молитвою, – «и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори» ( Ион. 3:10 ). В Новом Завете Господь возвестил, что пост соделается общим подвигом всех учеников Его, «егда отъят будет от них небесный жених» – Господь, вознесением на небо ( Лк. 5:35 ). И как ученикам Господа Иисуса не поститься на земле, как не плакать на ней, как не облачаться в одежду печали, когда Сокровище их, единственное Сокровище, далеко от них, когда путь к Нему преисполнен трудностей, – наветуется ужасными и по числу и по злобе разбойниками!

Все святые Божий проводили земную жизнь в посте и молитве. Так, по свидетельству Евангелия, святая Анна, пророчица, дщерь Фануилова, не отходила от церкви, служа Богу постом и молитвами день и ночь ( Лк. 2:37 ). О великой Иудифи повествует Священное Писание, что она «постяшеся вся дни вдовства своего,» имела опытное разумение молитвы, ведала ее силу, молитвою достигла живой веры в Бога, верою совершила чудный подвиг ( Иудиф. 8:6 ). «Покрых постом душу мою» ( Пс. 68:11 ), говорит боговдохновенный Давид, – так силен этот подвиг; «смирях постом душу мою» – так противодействует этот подвиг самодовольству и напыщенности, являющимся от пресыщения! При посредстве поста «молитва моя во недро мое возвратится» ( Пс. 34:13 ); без него – она печальная жертва умственного развлечения, неразлучного с пресыщением. Святой апостол Павел, исчисляя признаки истинных слуг Божиих, между этими признаками упоминает пребывание в посте ( 2Кор. 5:5 ) и молитве ( Рим. 12:12 ; Кол. 4:2 ). О себе он свидетельствует, что он проводил земную жизнь в постоянных подвигах, лишениях и скорбях; он упоминает и ту алчбу и жажду, которым ему приводилось подвергаться по стечению обстоятельств, и то произвольное непрестанное пощение, которым он укрощал и порабощал тело свое ( 2Кор. 11:27 ; 1Кор. 9:27 ). Евангелист Лука, описывая в деяниях совокупное пребывание в Иерусалиме святых апостолов, по вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, с Пресвятою Девою Богоматерью и другими женами, последовавшими за Господом во время Его земного странствования, говорит: «Сии еси бяху терпяще единодушно в молитве и молении» ( Деян. 1:14 ).Из этих слов явствует, что молитвы их были весьма продолжительны, непрестанны, чего без помощи поста совершить невозможно. Таково было жительство апостолов! таково было жительство мучеников! таково жительство преподобных! Оно было и есть сопряжение непрестанной молитвы с постоянным пощением. Милость и любовь их к братиям, к любящим и ненавидящим была божественная, как превысшая человеческого естества, как заимствованная из персей Самого Господа. Они не только сострадали всем нуждающимся в душевных и телесных потребностях, не только прощали все оскорбления и тягчайшие обиды; они с радостью положили души свои за спасение ближних, за спасение врагов своих.

Примеру Господа последовали и последуют истинные рабы Господа. Еще в Ветхом Завете водимый Духом Христовым святой Давид в особенно трудных обстоятельствах жизни усугублял свой пост и свои молитвы ( 2Цар. 12:16 ; Пс. 34:13 ). Подобно ему святой пророк Даниил, уразумев из книги пророка Иеремии, что исполнилось число лет, назначенных Богом для пребывания плененных иудеев в Вавилоне, что наступило время возвращения их в Иерусалим, обратился с напряженною молитвою к Богу о избавлении иудеев, усиливая молитву постом: «вдах , – говорит он, – лице мое ко Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в посте, и во вретище, и в пепеле. И молихся ко Господу моему, и исповедахся» ( Дан. 9:3–4 ). Состояние, в которое приводят человека пост и молитва, особенно способно к приятию Божиих благодеяний и Божественных откровений. Так милостыни, молитвы и пост Корнилия-сотника предстали пред Бога и доставили ему величайшее благо: познание Христа. «Бех постяся, и моляся в девятый час в дому моем , – поведал о себе сотник апостолу Петру, – и се муж ста предо мною во одежде светле» . То был ангел ( Деян. 10:30 ). Так молящемуся и алчущему апостолу Петру явилась великая плащаница, спускавшаяся с небес, образовавшая собою языческий мир, принятый Богом к вере во Христа и к спасению о Христе ( Деян. 10:11 ). Так «служащим апостолам Господеви, и постящимся» ( Деян. 13:2 ), открыл Святый Дух, что Он избрал Павла и Варнаву для проповедания христианства язычникам, повелел отделить и послать их на это служение. Апостолы, услышав во время молитвы и пощения повеление Святаго Духа, прежде чем исполнить это повеление, снова прибегают к посту и молитве, чтоб повеление, полученное при содействии поста и молитвы, было и исполнено при содействии их. «Тогда постившеся и помолившеся, и возложше руки на ня, отпустиша их» ( Деян.13:3 ), говорит писатель апостольских Деяний. Всем известно, каким успехом увенчалось служение Павла и Варнавы! Оно увенчалось насаждением христианства по всей тогда известной вселенной. Бесчисленны доказательства и примеры того, что все угодники Божий тогда именно сподобляются Божественных откровений, когда они отрешат себя постом от вещества, а чистою молитвою, нагими умами, не засоренными никакою мечтою, не развлекаемыми никакою постороннею мыслию, предстанут в глубоком благоговении и мире невидимому и недоведомому Богу.

Возлюбленные братия! Познав значение и силу духовных оружий – милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями. Стяжем милость, облечемся в благость, по наставлению и убеждению апостола ( Кол. 3:12 ). Отличительною чертою характера нашего, постоянною отличительною чертою поведения нашего да будет милосердие 70 . Вне милости не будем искать правды 71 .

Милость, исходящая из поврежденного человеческого естества, противна правде; милость, изливающаяся из заповедей Евангелия, несмотря на обилие свое, находится в неразрывном союзе с правдою Божиею, служит выражением ее ( Пс. 84:11–14, 88:15 ). Не только во время святых постов, назначенных святою Церковью, будем смирять наши тела умеренным употреблением пищи, пищи известного качества, но и в прочее время будем употреблять пищу благоразумно, соразмерно существенной нужде, для поддержания телесных сил и телесного здравия. Поработив посредством поста тело духу, соделав дух наш ангелоподобным по благости, окрылим его молитвою: пусть дух наш приобретет блаженный навык быстро и часто возлегать к Богу и испрашивать Божие благословение на начинания наши, Божию помощь действиям нашим 72 . Мы не замедлим увидеть Бога споспешником, правителем деятельности нашей. Этого мало! Возносясь часто мыслью к Богу, мы постепенно очистим нравственный путь наш от всякого беззакония, не только грубого, но и тонкого, совершаемого в помышлениях и ощущениях. Кто, призывающий Бога на помощь, осмелится призвать Его на помощь делу порочному? Кто, представляющий свое прошение воззрению Царя царей, не озаботится прежде, чтоб прошение было достойно Царственного и Божественного взора, проникающего в сокровенности сердца и видящего с одинаковою явностью все видимое и невидимое? «Аще чего просим по воли его» , только в том Он «послушает нас» ( 1Ин. 5:14 ), сказал апостол. Кто, ежечасно обращающийся к Богу, не стяжет убеждения и ощущения, что он жительствует под очами Бога, что всякое его дело, всякое движение души видит всевидящий и вездесущий Бог? Такого убеждения и ощущения – необходимое последствие: духовное преуспеяние христианина. Да дарует нам милосердый Господь это преуспеяние во славу имени Своего и во спасение наше. Аминь.

Слово 7-е. О пощении и смирении

Толкование бл. Феофилакта на Лк. 4

Толкование блаженного Феофилакта

Святой Исаак Сирский. Слово 1-е

Святой Исаак Сирский. Слово 56-е

Душеспасительный совет этот принадлежит преподобному Варсонофию Великому. Ответ 261-й

Источник: С.-Петербург. Издание книгопродавца И.Л.Тузова 1886. МОСКВА. Издательство “Правило веры” 1993.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here