К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани.
Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди.
От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.
О, великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое страдание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози; Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.
О, великое светило, осиявающее всего мира концы, страстотерпче Христов Никите! Днесь умиленно предстояще честней твоей иконе и припадающе и лобызающе сию, усердно молим тя: испроси нам у Христа Бога нашего оставление грехов, исправление жития, и вся благая ко временной и вечней жизни потребная. О, пречестный и преславный страстотерпче Христов! Не презри моления нашего и не остави нас к тебе прибегающих, но милостивно воззри на ны и на земную юдоль нашу; помяни нас странствующих и пришельствующих, и дарованною тебе от Бога силою руководи нас к Небесному Отечеству; укрепи нашу немощь, огради нас от грехопадений, возгрей в нас святую любовь ко Господу, и ревность о спасении нашем подаждь нам; насади в сердцах наших страх Божественный, и направи стопы наша к деланию заповедей Христовых. Испроси же предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, людем в вере единомудрие, суемудрия же и расколов истребление и в делех благих утверждение, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Наипаче же молитвою твоею соделай всем нам, еже жити целомудренно и праведно и благочестиво в нынешнем веце, присно же час смертный и страшное второе пришествие Господа и Бога нашего Иисуса Христа памятовати, да благодатию и человеколюбием Его соблюдаеми и спасаеми, мытарств горьких от бесов, воздушных князей, и вечныя муки избавимся, и в Небеснем Царствии поклонитися Престолу Божию да сподобимся, благодарно и всерадостно прославляюще Пресвятую и Пребожественную Троицу, Отца и Сына и Духа Святаго, во веки веков. Аминь.
О, великомучениче Христов, Никито! Храбр был еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем же православным христианом предстатель. Помилуй мя грешнаго и недостойнаго, и заступи в бедах, и в скорбех, и в печалех, и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека мя огради: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих нас, буди нам всегда поборник крепок на вся видимая и невидимая враги наша.
О, великий поборниче наш Никито! Не забуди нас всегда молящихся тебе и просящих у тебя помощи и неоскудныя милости, и сподоби ны, грешныя и недостойныя, неизреченныя благая от Бога получити, яже уготова любящим Его. Яко тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Тропарь святому великомученику Никите
Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов притекл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу предал еси, отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никите, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Прелести посек державу стоянием твоим, и победы приим венец во страдальчествех твоих, со ангелы славне радуешися, Никито тезоимените, с ними Христа Бога моля непрестанно о всех нас.
Акафист святому великомученику Никите
Икона Святому великомученнике Никите
Популярные молитвы:
Молитва преподобному Иоанну Рыльскому
Молитва преподобному Сампсону, священнику и целителю, странноприимцу
Деревянная доска 28х22 см, левкас, темпера, золочение.
Празднование памяти святого мученика Никиты Бесогона совершается 15 сентября (28 августа н.cт.).
Молитвенная традиция: К святому мученику Никите обращаются при разных семейных обстоятельствах, в частности, при порче детей и об исцелении от «родимца».
О святом мученике Никите Бесогоне
Святой Никита, побивающий беса, – раннехристианский мученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе. Память Никиты Бесогона – побивающего беса, праздновалась 15/28 сентября, то есть в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.). Поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников – Никиты Готского и Никиты “бесогона”, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу.
С именем Никиты «Бесогона» связывают также биографию сына царя Максимиана, но имя его исчезло из церковного календаря, а дата его почитания была перенесена на 15/28 сентября, то есть, – на день памяти великомученика Никиты Готского.
Иконография святого мученика Никиты Бесогона: С соединением в одном лице святых разных эпох скорее всего и связана различная иконография мученика Никиты: он почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара, но избивает беса то цепью, то – палкой или палицей, то – веревкой.
Различно также одеяние святого Никиты: то это короткая туника и плащ, то – длинная, напоминающая рясу одежда, а иногда – воинские доспехи. Разнообразна и внешность святого: Никита изображается то как молодой юноша – без бороды, то как зрелый муж – с бородой. Иногда в композицию входят архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой был заточен святой Никита.
Надо отметить, что со временем иконография великомученика Никиты претерпевала существенные изменения. В X – XI веках он часто изображается как юный мученик с русыми волосами средней длины и иногда с небольшими усами. На фреске монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1030 – 1040-е гг.) великомученик Никита изображен юным и без бороды, он одет в хламиду и плащ, в руке держит крест – знак мученической кончины. Позднее получают распространение образы святого как молодого воина с темными волосами и небольшой бородой, в Ерминии (руководстве для иконописцев) сказано, что Никита был «видом подобен Христу». В древнерусском искусстве одно из ранних изображений великомученика Никиты сохранилось на окладе Богоматери Одигитрии XII века из Софийского собора в Новгороде, где святой представлен в плаще и хитоне, с крестом в правой руке. В иконописи XV – XVI веков сложились два иконографических типа святого – как воина в полном воинском облачении и как мученика в хитоне и плаще. На иконе-таблетке «Свв. Прокопий, Никита и Евстафий Плакида» конца XV века из Софийского собора в Новгороде (ныне в собрании Русского музея), он изображен как мученик. На иконе конца XVI века из Ипатьевского монастыря святой представлен в воинских доспехах. Часто образ святого присутствует в числе избранных святых, например, на иконе «Святой Николай с избранными святыми» конца XV – начала XVI века из Владимиро-Суздальского историко-культурного и художественного музея-заповедника.
Сюжет иконы святого Никиты, изгоняющего беса, иногда приобретал неожиданные “изводы”: в археологических раскопках в Рязанской области были обнаружены нательники с изображением святого Никиты, но побивает он не беса, а треугольную пирамиду. Таким образом, название и сюжет иконы предполагают, что к помощи святого молитвенно обращаются в особых случаях, когда необходимость избавиться от обуревания злыми напастями становится актуальной.
Почитание святого мученика Никиты Бесогона в России
В России при Петре Первом было введено государственное управление Российской православной церковью (РПЦ) – через Синод, и все святые подверглись цензуре. Тогда же в список запрещенной для чтения христианской литературы попало апокрифическое житие Никиты, иконографически преимущественно изображавшегося с палкой или кандалами, зажатыми в руке, – «побивающего беса».
До 1666-го года – старообрядческого раскола, самым известным и почитаемым из двух образов святого Никиты был Никита – «бесогон». Иконографический сюжет с побиением беса вплоть до девятнадцатого века изредка воспроизводился старообрядцами по старым образцам.
В больших количествах археологи находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты, сюжет которых иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития, согласно которому став христианином, Никита вызвал ярость отца-язычника и после истязаний был скинут в темницу. Там к мученику явился бес – в ангельском облике, который уговаривал его поклониться языческим идолам и обещал, что тем самым святой избежит новых истязаний.
Но мученик усомнился в ангельской сущности этого “гостя”, и по молитве Господу святого Никиты с небес сошел архангел Михаил, который испытал этого – ложного – ангела. Святой Никита наступил на беса, побил своими железными кандалами, и бес был вынужден признать свою дьявольскую сущность, а на допросе у царя мученик “предъявил” беса, показав того, кто над ними – царем и язычниками – властвует.
Иконография «Никита, побивающий беса» была популярна на Руси. одно из ранних воплощений сюжета – это рельеф двенадцатого века: на Дмитровском соборе во Владимире (западный фасад); раритетом является также новгородская двухсторонняя каменная иконка тринадцатого века с образом святого Николая Чудотворца с одной стороны и с Никитой – “бесогоном” – с другой.
В Твери – в старом ремесленном районе на берегу реки Тверцы находится древнейший храм в честь мученика Никиты: от этого храма, согласно легенде, отправлялся в путь за три моря Афанасий Никитин.
Как принято считать, наибольшее распространение сюжет с Никитой Бесогоном имел в XIV-XVII вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах – энколпионах, наперстных и нательных крестах и амулетах – змеевиках.
Страдание святого мученика Никиты Готского
(Источник: Жития святых Димитрия Ростовского)
Когда честный и животворящий крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя (В переводе с греческого языка Никита означает Победитель). Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, – иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, – об этом повествуют следующее.
Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по все вселенной, тогда и готской стране (Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю), по ту сторону реки Истра (т. е.Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил (Ум. около 340 года), принимавший участи на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора – просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Спустя немного времени, древний завистник – диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента (Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.); император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носит сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.
Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил (Урфил или Ульфилла – первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.) , муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.
Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.
Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.
Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика – пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.
Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии .(Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.) По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.
Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика (Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г.). Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.
Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника (Память их празднуется 12 октября.), отправил послание в город Аназарву (Аназарв или Аназарва – город в Киликии), где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:
– О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.
Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никита и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ (Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV вселенском соборе в Халкидоне.), совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
Молитва великомученику Никите
О, великий страстотерпче Христов и чудотворче, великомучениче Никито! Припадающе ко святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твоё к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление. Се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити: но тебе, молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. И всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и муч