Молитва трисвятое история

Советуем ознакомиться молитва трисвятое история с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва Трисвятое “Святый Боже”

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Крепкий — сильный; Безсмертный — неумирающий, вечный. Эту молитву мы читаем три раза в честь трех Лиц Святой Троицы. Эту молитву называют «Трисвятое», или «Ангельская песнь». Христиане стали употреблять эту молитву после 400 года, когда сильное землетрясение в Константинополе разрушило дома и селения и народ вместе с императором Феодосием II обратился к Богу с молитвой. Во время молебна один благочестивый отрок на виду у всех был поднят невидимой силой на небо, а потом невредимым опять опущен на землю. Он рассказал, что слышал на небе пение Ангелов: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Умиленный народ, повторив эту молитву, прибавил: «помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

В этой молитве Богом мы называем первое Лицо Святой Троицы — Бога Отца; Крепким — Бога Сына, потому что Он такой же всемогущий, как и Бог Отец, хотя по человечеству Он страдал и умер; Бессмертным — Духа Святого, потому что Он не только Сам вечен, как Отец и Сын, но и всем тварям дает жизнь и бессмертную жизнь людям.

Так как в этой молитве слово «святый повторяется три раза, то она и называется «Трисвятое».

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Молитва трисвятое история

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

+ Это молитва Трем Лицам Пресвятой Троицы. Под словами Святый Боже разумеется Бог Отец; под словами Святый Крепкий – Бог Сын (Он – Крепкий, или Всесильный, так как Своим воскресением разрушил ад и победил Диавола; Богом Крепким назван грядущий Господь Иисус Христос у пророка Исаии – глава 9, стих 6: Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; Владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира); под словами: Святый Безсмертный – Бог Дух Святой (Он, как Бог – вечен, и Он – Дух Животворящий: дает всем жизнь, и особенно духовную, добродетельную жизнь и бессмертие людям). Так как все Три Лица составляют Единого и Нераздельного Бога, заключение молитвы содержит глагол в единственном числе – помилуй нас – относится к одному и тому же Существу Божию.

+ История этой молитвы чудесна. В V веке в Константинополе было страшное землетрясение. Весь народ с плачем молился Богу. Во время всенародного молебствия один мальчик был поднят невидимой силой высоко в воздух, а затем невредимо опущен на землю. Мальчик не мог дать ответа, где он был и что видел; он только слышал стройное и умилительное пение: «Святый Боже! Святый Крепкий! Святый Безсмертные!» Народ понял, что это было пение Ангелов, и все начали петь те же слова, прибавляя: «Помилуй нас!» – и землетрясение прекратилось. Бог помиловал народ Свой. С тех пор эта песнь стала употребляться христианами. Ее поют и читают в Церкви за каждой церковной службой. Она называется также Ангельской песнью Пресвятой Троице.

Песнь Ангелов «Свят, Свят, Свят Господь Бог!» донес до нас еще пророк Исаия: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2-3). Это видение повторяется в Откровении (Апокалипсисе) святого Иоанна Богослова: …посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади… И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр. 4, 6-8). Эта Ангельская песнь, в которой Бог трижды именуется Святым, была одной из первых вестей о великой тайне Троичности Божества.

«Святые Серафимы через тройное Свят объявляют нам о Трех Ипостасях пресущественного Божества. А через едино господство они возвещают как о единой сущности, так и о едином Царстве Богоначальной Троицы».

Преподобный Иоанн Дамаскин.

«Точное изложение православной веры»

Определение Божества Боже, Крепкий, Безсмертный, по наблюдению преподобного Иоанна Дамаскина, так же рядом стоят в псалме 41, стих 3: Возжада душа моя к Богу Крепкому, живому. И, наконец Трисвятое заключается всенародным воплем Церкви, самой частой ее молитвой: помилуй нас!

«Мы слова Святый Боже понимаем об Отце, не Ему одному только отделяя имя Божества, но зная, как Бога, и Сына, и Духа Святого. И слова Святый Крепкий понимаем о Сыне, не лишая Отца и Духа Святого крепости. И слова Святый Безсмертный относим к Духу Святому, не помещая Отца и Сына вне бессмертия, но относительно каждой из Ипостасей принимая все Божеские имена просто и независимо и верно, подражая божественному апостолу, говорящему: У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор. 8, 6), и един Дух Святой, в Котором – всё и мы в Нем».

Преподобный Иоанн Дамаскин.

«Точное изложение православной веры»

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Присно – Всегда; во веки веков – вечно.

+ Это краткое, или малое славословие. Означает оно, что одинаковая слава и поклонение принадлежит и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и не только теперь, а и всегда, как Единому, Вечному Богу, во все веки, во все роды, постоянно и неизменно.

+ «Бог Един в Трех Лицах. Мы не постигаем этой внутренней тайны Божества, но веруем в нее по непреложному свидетельству слова Божия: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 11)».

«Пространный христианский катихизис»

В молитвословах и богослужебных книгах эта молитва, поскольку она часто употребляется, нередко обозначается сокращенно: Слава, и ныне: (либо Слава: И ныне:). В таких случаях следует читать полностью: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Православная молитва «Трисвятое» (текст на русском языке)

Молитва равно таинство. Это некое отношения человека к Богу. Молитва – человеческая связь с Господом, разговор с ним. Молитва «Трисвятое» текст которой вы можете прочесть ниже, это очень простая, но действенная молитва Господу которую можно читать по любому поводу в повседневной жизни.

Православная молитва «Трисвятое» текст на русском языке

Сила молитвы в жизни каждого

Молитва несет в себе очень глубокий смысл. С помощью неё мы можем поблагодарить Господа, восхвалить его, попросить о помощи либо о прощении. В момент просьбы о прощении мы таким образом признаемся в грехах, осознаем их и очищаем себя. Когда начинаем восхвалять Бога, то это обозначает, что мы радуемся жизни, миру, тому что имеем, то что дышим и живем.

Не редко мы просим о желаниях. В этот момент мы проникаем в глубь себя и находим истинные потребности. С помощью молитвы человек может вернуться к себе настоящему, такому, каким он был создан изначально.

Но молитва, это не обычный пересказ по памяти или подбор слов, это то, что исходит от души. И ту молитву можно засчитать, которая произнеслась из глубины. Это возможно только, когда мы начнём понимать значение её в нашей жизни и только тогда мы серьезнее станем относиться к её прочтению.

Текст молитвы

ниже мы приводим полный текст молитвы «Трисвятое» на русском языке с ударениями:

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (делаем крестное знамение и поясной поклон)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

История Молитвы Трисвятое

Чем чаще мы будем пропускать через себя молитву, тем больше мы будем духовно наполняться и приобщаться к духовной жизни.

Каждый молящийся не должен думать о результате от молитвы. В этот момент нужно все свои мысли обратить и направить к Богу. Он для всех нас является источником всего. Силы, жизни и разного блага. Он сам знает, кому, когда и что давать. И забирает он тоже только тогда, когда по его мнение самое время.

Для того, чтобы быть христианином достаточно будет 5 минут утром и вечером, уделенных молитве. Но это возможно в том случае, если она произносится от души, с чувством и пониманием. Мысль во время молитвы должна соответствовать словам, глубинное понимание проговариваемых слов всегда будет услышано.

История Молитвы «Трисвятое»

  • Эта молитва всегда читается трижды во имя всем известной Святой Троицы. «Ангельская песнь» вот ещё одно название этой молитвы.
  • Трём святым христиане стали молиться после землетрясения в Константинополе , во время которого пострадало очень много домов и поселений.. Когда народ прибавил к молитве Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный» слова помилуй нас, то землетрясение в миг остановилось.
  • Святой Боже – первое лицо Бог Отца. Святой Крепкий – Сын Бога. Он такой же, как и Отец – всемогущий. Святой Бессмертный – Святого Дух, который не только вечен сам по себе, а дает жизнь всем живым существам.
  • Называется молитва Трисвятое, потому что каждое слово «святый» повторяется в ней трижды.

Положение тела при молитве

Во время молитвы используются разные позы и жесты. Молиться можно стоя, можно на коленях, можно с руками перед собой, иногда делаются поклоны. Вообще, очень важно, чтобы молящийся задействовал и тело. Можно, конечно молиться и лежа, но это в том случае, если Вы болеющий. Либо в путешествии, мы сидя про себя молимся.

Но в обычной жизни, необходимо придерживаться молитв стоя, а если Вы попали на службу в Храме, то там необходимо соответствовать прихожанам. Приучайте себя к Молитве и Ваша жизнь непременно станет налаживаться. Будьте благодарны за то, что имеете.

Петру и Февронии

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Статьи на похожие темы:

Комментарии посетителей сайта

Хочу добавить, что даже когда нет сил помолиться стоя, то стоит только пересилить себя, как сразу чувствуется Божья помощь и появляются силы. Именно стараясь встать для чтения молитвы, я смог себя поднять себя на ноги после очень тяжелой болезни. Я не мог молиться лежа, я знал, что должен встать, пойти в Храм. И я сделал это. Молитва «Тресвятое» это основная молитва любого верующего человека.

Добавить комментарий Отменить ответ

Вопросы и Ответы

Интернет журнал о загадочном и непознанном

© Copyright 2015-2017гг. Все права защищены. Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки. 18+ Строго для совершеннолетних!

О молитве "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…"

О молитве "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…"

Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434—447).

Понравилось: 5 пользователям

  • 5 Запись понравилась
  • 9 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 9Добавить в цитатник
    • 0Сохранить в ссылки

    Самой интересно читать такие подробности, да и как правильно молиться знать тоже не помешает большинству. Молитва-то очень популярная

    Какова история молитвы "Трисвятое­ "?

    Эта молитва имеет древнюю историю, уходящую своими корнями во времена Византийской империи, в город Константинополь.

    История молитвы "Трисвятое" сохранилась благодаря византийскому историку, монаху Иоанну Зонарию, который записывал послания патриарха Константинополя

    Это предание гласит, что благодаря этой молитве, которая была ниспослана ангелами с Небес, город Константинополь был спасен от сильного землетрясения.

    Есть и другие предположения об истории возникновения этой молитвы "Трисвятое", которые уходят в ещё более ранние времена.

    Есть история этой молитвы и согласно древневосточной традиции

    Подробно ознакомиться и историей молитвы можно здесь

    Молитва трисвятое история

    Русская Православная Церковь

    и целителя Пантелеимона г.Кирова

    «Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,

    моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление

    подаст душам нашим»

    Любовь – венец жизни христианской

    Законник некий приступил ко Госпо­ду и спросил Его: как наследовать живот вечный? Законник, то есть человек, изу­чающий данный Богом закон и почиваю­щий на нем, и сам бы должен был знать об этом; потому-то Господь и спросил его: да как об этом написано в законе, прочи­тай-ка. Законник прочитал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя (Лк. 10, 27). Тогда Господь сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и 6удешь жить, подтвердил то есть ответ его и удостоверил, что о другом пути к вечному животу и спасению и спрашивать нечего: его нет и быть не может. Люби Бoгa и ближнего — вот и все!

    О надежде и отчаянии: из беседы с афонским монахом

    Насельнику одного из афонских скитов мирские гости пожаловались на то, что житейская суета, трудности и проблемы отнимают всё время и силы, отчего они унывают и не знают, как в таких условиях спасти свои души. Выслушав ответ монаха, гости попросили разрешения перевести его слова на русский язык и опубликовать, полагая, что они могут быть интересны и полезны более широкому кругу христиан. Монах согласился, но только пожелал, чтобы его имя не указывалось в качестве автора, потому что, как он объяснил, всё сказанное – это учение Церкви, православное духовное предание, а не его личное творчество. Выполнив эту необременительную просьбу, приводим душеполезные слова афонского инока.

    Дар, что становится Храмом: слово в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

    4 декабря Православная Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Упоминание об этом событии сохранилось в Священном Предании Церкви: установлен праздник в память посвящения Пречистой Девы на служение Богу, чудесного введения Ее в Иерусалимский Храм — во Святая святых, куда мог входить только первосвященник, и то лишь однажды в год.

    Икона Божией Матери "В скорбех и печалех Утешение"

    2 декабря – празднование иконы Пресвятой Богородицы, именуемой “В скорбех и печалех Утешение”.

    Обстоятельства первоначального происхождения образа Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» неизвестны, но письмо иконы свидетельствует о том, что она очень древняя.

    Способ спасения – жизнь

    О том, что такое путь спасения, как найти его конкретно для себя и почему самое простое оказывается порой очень непростым.

    Расписание

    Сегодня: 20.12 Ср

    Свт. Амвросия, еп. Медиоланского

    17.00 Вечерня Утреня

    Сегодня: 20.12 Ср

    16.30 Вечерня Утреня

    18.00 Молебен с акафистом вмч. Пантелеимону

    Сейчас 1 гость и 0 зарегистрированных пользователей на сайте.

    Наши друзья

    Сайт работает по благословению Митрополита Вятского и Слободского Марка

    Трисвятое

    Трисвято́е или Трисвята́я песнь — молитва «Святы́й Бо́же, Святы́й Крепкий, Святы́й Безсмертный, помилуй нас» (прочитывается трижды), входящая в состав обычного начала церковных служб. Эта молитва представляет собой соединение песни (славословия) серафимов в видении пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3), наименований Лиц Пресвятой Троицы: «Боже, Крепкий и Безсмертный», взятых из Священного Писания, и прибавления слов прошения «помилуй нас».

    Содержание

    Текст молитвы

    Святы́й Бо́же, Святы́й крепкий, Святы́й безсмертный, помилуй нас (трижды)

    Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς (τρίς)

    А́гиос о Фэо́с, А́гиос исхиро́с, А́гиос афа́натос, эле́исон има́с.

    Текст молитвы на разных языках см. также в Викитеке.

    История возникновения молитвы согласно византийской, халкидонской церковной традиции

    Трисвятое — молитва древнего происхождения, относящаяся ко временам древне-христианской церкви, на что указывает Иоанн Златоуст. В Православной церкви молитва начинает употребляться со времени служения архиепископа Константинопольского святого Прокла (434—447).

    История введения в богослужение Трисвятого известна нам по преданию, рассказываемому в приводимых Зонарою (XII в.) посланиях патриарха Константинопольского Акакия (471—479) и других современных ему епископов к Халкидонскому пресвитеру Петру Кнафею (хотевшему внести в эту молитву прибавку «распныйся за ны» — «распявшийся за нас»).

    За 20 дней до Пасхи около 3 часов дня во время сильного землетрясения бывшего в Константинополе в 438—439 гг., когда народ на улицах с крестными ходами и общественными богослужениями возносил покаянные молебствия о спасении, какой-то мальчик, присутствовавший в толпе, был неожиданно поднят на небо и услышал пение ангелов: греч. «Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος!» . Когда мальчик спустился на землю и рассказал о чуде, тотчас все вместе с патриархом начали петь Трисвятое, прибавив к нему «ἐλέησον ἡμᾶς» , что значит «помилуй нас», после чего землетрясение тут же прекратилось.

    В знак чудесного избавления императрица Пульхерия и её брат император Феодосий Младший императорским указом ввели употребление Трисвятого при богослужении, и это постановление торжественно закрепил Халкидонский собор 451 года.

    Так говорит предание. Согласно другим источникам, происхождение Трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение. Так, например, монах Иов объяснял, что текст Трисвятого составлен из «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.6:3) и стиха Псалма: «к Богу крепкому, живому» (Пс.41:3), где слово «живой» ( ζών ) заменяется более звучным словом «бессмертный» ( ἀθάνατος ). Николай Кавасила («Изложение Литургии», 20) принимает это объяснение Иова. Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Вселенского Собора, после низвержения Диоскора, собравшимися отцами пропето было Трисвятое, и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в Православной церкви. Священное происхождение Трисвятого признают и отцы Трулльского Собора в особом 81 правиле.

    После Халкидонского Собора, когда монофизитство было торжественно осуждено, Трисвятое подверглось искажению. Прибавлены были, именно, упомянутые слова: «распныйся за ны» (греч. ὁ σταυρωθεὶς δι’ἡμᾶς ), с целью противодействия православному учению и утверждения монофизитского учения о втором Лице Святой Троицы. Это сделал Пётр Кнафей (иначе Фуллон) во второй половине V века. Кнафей — константинопольский монах, строгий последователь монофизитства. За это он был изгнан из Константинополя. Снискавши благоволение Зенона, зятя царя, он вместе с ним отправился в Антиохию и здесь вступил в общение с некоторыми из аполлинаристов и образовал сильную партию против антиохийского православного патриарха Мартирия (456—468), которого в конце концов заставил уйти с кафедры, и, при содействии своих приверженцев, сам занял его место. Став патриархом, Кнафей, в целях утверждения монофизитства в антиохийской церкви, приказал прибавить к Трисвятому упомянутые слова и с этой прибавкой его петь. В православной редакции Трисвятое относится ко всем трем Лицам Святой Троицы, а Кнафей этой прибавкой хотел отнести его только ко второму Лицу Святой Троицы, к Богу-Сыну; хотел, именно, подкрепить монофизитское учение, согласно которому во Христе было только одно естество, Божеское, с которым, каким-то образом, слилось естество человеческое, так что Божество в Иисусе Христе и страдало и совершало все прочие человеческие деяния; тело же во Христе было каким-то призрачным явлением. Прибавкой к Трисвятому слов «распныйся за ны» и выражается, именно, монофизитская мысль, что во Христе распято было и пострадало Божество, а не человечество. Этим учением не только искажался догмат IV Вселенского Собора, но восстановлялись ереси II и III веков (патрипассианская, ноитианская и савеллианская), и следовательно, ниспровергалось все православное учение о Лицах Святой Троицы. Учение Кнафея уже в 471 году осуждено было на одном из антиохийских соборов, сам же Кнафей извержен и изгнан; осуждение это подтверждено было затем и на одном из римских соборов в 485 году. Этим своим (81) правилом отцы Трулльского собора подтвердили все, что до них установлено было относительно песни Трисвятое; осуждили, как противное благочестию, упомянутую прибавку, провозгласили еретиком Петра Кнафея, придумавшего прибавку и, по примеру прежних православных соборов, предали анафеме (греч. ἀναθεματίζομεν ) всех, которые дерзнули бы принимать названную прибавку и читать с нею Трисвятое.

    В Римско-католической Церкви Трисвятое также известно и входит в состав ряда молитвенных последований, в том числе Венчика к Милосердию Божию. Латинская форма звучит: «Sanctus Deus, Sanctus fortis, Sanctus immortális, miserére nobis». Трисвятое входит в чин мессы мосарабского обряда.

    История возникновения молитвы согласно древневосточной, нехалкидонской церковной традиции

    Возникновение Трисвятой песни церквями древневосточного Православия возводится к молитве Иосифа Аримафейского, стоявшего под крестом распятого Иисуса Христа и молившегося словами, ставшими впоследствии Трисвятой песнью: “Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный, что распялся ради нас, помилуй нас”. В отличие от церквей халкидонской традиции, Трисвятая песнь поется не Троице, а Иисусу Христу – одной из трех Ипостасей Бога. Это делает Трисвятое выразительным антиарианским и христологическим, антинесторианским исповеданием, где Христос признается Богом крепким и бессмертным, а не иносущной Богу тварью или человеком, в котором поселился Бог. Однако, халкидонитская полемическая традиция по инерции, считая что и нехалкидониты тоже поют Трисвятое всей Троице, объявила, что в таком исповедании с “прибавлением” содержится целый набор тринитарных ересей, приписывающих всей Троице страдание или смешивающих Ипостаси Божества в одну Ипостась. Подобные обвинения со всей наглядностью демонстрируют необъективность и конфессиональную предвзятость апологетов халкидонского исповедания.

    Со своей стороны, апологеты нехалкидонского иповедания критикуют халкидонитов за их тринитарное толкование Трисвятого и их сказочную историю возникновения песни. Разделение трех частей песни по Лицам Троицы, а именно – Отец Боже, Сын крепкий, Дух Святой бессмертный, представляет дело в абсурдном, близком к еретизму свете, будто бы Сын и Дух Святой не Бог, Отец и Дух Святой не крепкий, а Отец и Сын не бессмертный.

    Богослужебное употребление в византийской церковной традиции

    Трисвятое используется как составная часть обычного начала; в связке Трисвятое→Пресвятая Троице→Отче наш в различных местах богослужения; в конце великого славословия; на Литургии оглашенных перед чтением прокимна и Апостола.

    В конце отпевания, после пения Вечной памяти, когда гроб ногами вперед выносится из храма, поется Трисвятое.

    На Литургии

    На Литургии Трисвятое совершается в следующем порядке. Если служба не архиерейская, то клирос поёт трижды Трисвятое полностью, затем «Слава, и ныне», допевает «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз поёт Трисвятое. Если служит архиерей, то порядок меняется:

    1. Сначала Трисвятое поют певчие.
    2. Затем его поют сослужащие архиерею и церковнослужители в алтаре. Архиерей, приняв от иподиакона дикирий, творит им крестное знамение над Евангелием. Приняв от второго иерея крест, архиерей с дикирием и крестом выходит на амвон.
    3. В это время Трисвятое поют речитативом певчие. Архиерей начинает благословлять на три стороны с молитвой «При́зри с небесе́, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, его́же насади десница Твоя».
    4. Когда архиерей осеняет молящихся (на запад), клирос поёт «Святый Боже», когда на юг — «Святый Крепкий», когда на север — «Святый Безсмертный, помилуй нас».
    5. Архиерей уходит в алтарь, Трисвятое поют певчие.
    6. Далее Трисвятое поют в алтаре, когда архиерей, благословив дикирием горнее место, отдаёт его, принимает трикирий и осеняет им с горнего места на запад, на юг и на север сослужащих.
    7. Певчие поют «Слава, и ныне», «Святый Безсмертный, помилуй нас» и ещё раз Трисвятое.

    Таким образом, за архиерейской Литургией Трисвятое поётся семь с половиной раз.

    В некоторые дни богослужебного года Трисвятое заменяется на другие песнопения. В следующие дни, которые в прошлом традиционно отводились для крещения оглашенных, вместо Трисвятого поётся «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуия» (см. Гал.3:27):

    В праздники, посвящённые Кресту Христову, вместо Трисвятого используется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим»:

    Богослужебное употребление в древневосточной церковной традиции

    В богослужебной практике Древневосточных православных церквей, в частности Армянской апостольской церкви, сложилась традиция использования разных окончаний Трисвятой песни, в зависимости от празднуемого на Литургии события к «Святой Боже, Святой крепкий, Святой бессмертный» делается прибавление, указывающее на то или иное библейское событие.

    Так в воскресную Литургию и на Пасху прибавляется: «… что воскрес из мертвых, помилуй нас».

    В невоскресную Литургию и в праздники святого Креста: «… что распялся ради нас, …».

    В Благовещенье или Богоявление (Рождество и Крещение Господне): «… что явился ради нас, …».

    В Вознесение Христово: «… что вознесся во славе к Отцу, …».

    В Пятидесятницу (Сошествие Духа Святого): «… что пришел и почил на апостолах, …».

    Литература

    • Полный православный Богословский энциклопедический словарь. Изд. П. П. Сойкина. 1900, Стлб. 2175
    • Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1913, с. 22-23.
    • Иеромонах Михаил (Арранц). Евхаристия Востока и Запада. Москва, 1999, с. 41.
    • Епископ Никодим (Милаш). Толкование на правила святаго шестаго Вселенскаго Собора, Трулльскаго. Правило 81.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое “Трисвятое” в других словарях:

    трисвятое — сущ., кол во синонимов: 2 • возглас (14) • молитва (43) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Трисвятое — краткая молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». В ней содержится обращение ко всем трем ипостасям Святой Троицы. По преданию, эту молитву услышал маленький мальчик от ангелов в то время, когда в городе… … Православная энциклопедия

    Трисвятое — Молитва Т. (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас) составлена из серафимского славословия свят (Исайи VI, 3) и слов Свящ. Писания: Боже, крепкий и бессмертный , относящихся к лицам Пресвятые Троицы. Об употреблении ее в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Трисвятое — молитва: Святый Боже, Снятый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас . Входит в состав утренних и вечерних молитв и во все богослужения … Православный энциклопедический словарь

    Трисвятое — молитва «Святый Боже. » … Краткий церковнославянский словарь

    Трисвятое — Трисвят ое, ого (церк.: молитвенный возглас) … Русский орфографический словарь

    Трисвятое — ♦ (ENG Trisagion) (греч. трижды святое) литургический ответ Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас , использовавшийся в древних литургиях, особенно в восточных церквях. Рассматривается как отголосок Санктуса ( Свят,… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Трисвятое — молитва: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», представляющая собой распространение песни Серафимов в видении пророка Исаии (ср. Ис. 6, 2 3). По преданию, рассказываемому в приводимых Зонарой (XII в.) посланиях Акакия … Православие. Словарь-справочник

    Трисвятое — – название молитвы: Святый Боже, святый крепкий, святый Бессмертный, помилуй нас . Т. составлено из славословия ангелов серафимов: свят (Исаия 6, 3) и названий лиц Пресвятые Троицы: Боже, Крепкий и Бессмертный , взятых из Св. Писания. Т.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    • Молитвослов для детей, . У молитвослова от Никеи “есть свои особенности: помимо предисловия, написанногона понятном для детей языке и словарика, разъясняющего незнакомые слова, изображения в книге выполнены в яркой и… ПодробнееКупить за 282 руб
    • Житие святой преподобномученицы Елизаветы Феодоров, Коршунова Татьяна Владимировна. Аннотация У молитвослова от Никеи “есть свои особенности: помимо предисловия, написанного на понятном для детей языке и словарика, разъясняющего незнакомые слова, изображения в книге… ПодробнееКупить за 282 руб
    • Молитвы в дорогу, . В этом издании Вы найдете: – Молитвы перед выходом из дома – Молитва ко Пресвятой Троице, Молитва Господня, Молитва Иисусова, Молитва ко Пресвятой Богородице перед ееиконой “Одигитрия”… ПодробнееКупить за 110 руб

    Другие книги по запросу «Трисвятое» >>

    Поделиться ссылкой на выделенное

    Прямая ссылка:

    We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this. OK

Оценка 4.8 проголосовавших: 954
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here