На литургии преждеосвященных даров молитва

Советуем ознакомиться на литургии преждеосвященных даров молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

На литургии преждеосвященных даров молитва

Протоиерей Серафим Слободской

Литургия Преждеосвященных Даров

Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами, т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустого.

Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста; в четверг пятой недели Вел. Поста, когда совершается память преп. Марии Египетской; иногда 9-го марта – в праздник сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Вел. Понед., Вел. Вт. и Вел. Среду).

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных, но только без важнейшей ее части – освящения Даров.

Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме обычных псалмов, читаются кафизмы.

По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед царскими вратами читает тропарь каждого часа, с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы троекратно поют этот тропарь.

В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего своим ученикам Духа Святого, не отнимать Его от нас.

В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных распятие на кресте, простить наши грехи.

В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные порывы нашей плоти.

В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего.

На шестом часе бывает чтение паремии из пророка Исаии.

По девятом часе – “изобразительные”: поются девять Евангельских заповедей блаженств, с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем“, затем читаются несколько молитв, с молитвою Ефрема Сирина, и отпуст.

После этого, сразу же, начинается вечерня литургийным возгласом: “Благословенно царство Отца, и Сына, Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков“.

Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После вечернего входа и пения: “Свете тихий. “, чтец посреди храма читает две паремии: одну – из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях; другую из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную премудрость. Между этими паремиями царские врата открываются и священник, держа в руках зажженную свечу и кадило, после слов: “Премудрость прости!” благословляет ими верующих и возглашает: “свет Христов просвещает всех”.

В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли.

После второй паремии, царские врата снова открываются и посреди храма певцы один или три медленно поют стихи из псалма:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего .

При пении этих стихов молящееся преклоняют колена, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение.

Затем, сразу же, после этого, вечерня заканчивается молитвою св. Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего. “ и начинается главная часть Преждеосвященной Литургии.

В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой молитвы, читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, об оглашенных и о верных (две малые ектении), как и на обычной Литургии.

По окончании этих ектений, т. е. во время великого входа, вместо “Иже херувимы. ” хор поет: “Ныне силы небесныя с нами невидимо служат.

Во время пения этой песни царские врата открываются. Совершается каждение алтаря.

По окончании первой половины этой песни, после слова: “дориносится”, совершается перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол (великий вход): священник, в предшествии свечи и диакона с кадилом, выходит через северные двери на солею с дискосом на главе и чашей в руке и ничего не произнося, молча вносит их в алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле. После этого царские врата закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Так как Св. Дары уже освящены (т. е., это есть Тело и Кровь Христовы), то молящиеся во время перенесения их, падают ниц.

Ввиду того, что на этой Литургии не бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому священнодействию. Поэтому, после великого входа и произнесения священником молитвы: “Господи и Владыко живота моего. “, совершаются только три последние части литургии верных: а) приготовлено верующих к причащению, б) причащение священнослужителей и мирян и в) благодарение за причащение с отпустом. Все это совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями, применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров.

Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник от лица верующих благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для очищения души и тела, и просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста, сохранить неизменной православную веру, явиться победителем греха и неосужденно достигнуть поклониться святому Христову Воскресению.

На литургии преждеосвященных даров молитва

Объяснение Литургии Преждеосвященных даров

Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин.

Литургия Преждеосвященных Даров – богослужение, которое преимущественно совершается в дни особого воздержания и сугубого поста: среду и пятницу в течении всех дней Святой Четыредесятницы.

Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни.

Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца.

Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра.

Богослужение начинается Великой Вечерней, но первый возглас священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!", такой же как и на Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост.

Затем, как обычно, следует чтение 103 псалма "Благослови, душе моя, Господа!", во время чтения которого священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он "исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя" Господа, "в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого", "оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою" Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению, с которой начинается и полная Литургия.

"Миром Господу помолимся" – первые слова ектении, означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы.

Прежде примирится со всеми на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, это непременное условие для нашего участия в богослужении. Диакон сам не произносит никаких молитв, он лишь помогает при совершении богослужения, призывает народ к молитве.

А все мы, отвечая "Господи, помилуй!", должны принимать участие в общей молитве, ведь само слово "Литургия" означает общее служение.

Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа, "услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего".

По окончании ектении и возгласа священника, чтец начинает читать 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133), называемых "песнями восхождения". Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник отлагает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Агнец, освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос и ставит перед ним зажженную свечу.

После этого диакон произносит т.н. "малую" ектенью.

"Паки и паки миром Господу помолимся", т.е. "снова и снова в мире Господу помолимся".

"Господи, помилуй" – отвечает хор, а вместе с ним и все собравшиеся.

"Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава".

Затем вторая часть чтения 18 кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и земной поклон перед престолом.

"Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…".

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но ничего при этом не произносит. Завершается чтение третей части кафизмы, снова произносится "малая" ектения и возглас священника.

Хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: "Господи, воззвах к Тебе, услышь меня!" и положенных на этот день стихир.

Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Каждение – это символ возносимых нами молитв Богу. Во время пения стихиры на "И ныне" священнослужители совершают торжественный вход.

Священнослужители выходят на солею (возвышение перед входом в алтарь) и Предстоятель благословляет Святой Вход словами: "Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!". Диакон начертывая кадилом святой крест произносит: "Премудрость, прости!". "Прости" – значит, станем прямо, благоговейно.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая на особенно важные моменты богослужения.

Сейчас настало время пения особого прокимна.

Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири.

Для прокимна стих выбирается особенно сильный, выразительный и подходящий к случаю.

Состоит Прокимен из стиха, в собственном смысле называемом прокимном, и одного или трех "стихов", которые предшествуют повторению прокимна.

Название свое прокимен получил оттого, что он предшествует чтению из Священного Писания.

Затем читаются отрывки из Священного Писания Ветхого Завета взятые из книг Бытия и Притчей Соломоновых.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило.

По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: "Премудрость, прости!", тем самым, призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и благословляя их произносит: "Свет Христов просвещает всех!". Свеча – символ Христа, Света мира.

Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу, так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика, после произнесения слов священником, звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых.

В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров.

Во время пения "Да исправится…" все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары.

По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, молитва святого Ефрема Сирина. Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, которое заключается не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаем, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия.

Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения – это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров.

Поименного поминовения за живых и умерших на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает. Затем следует ектения об оглашенных. В Древней Церкви таинству Крещения предшествовал долгий период оглашения желающих стать христианами.

Великий Пост – это как раз время усиленной подготовки к Крещению, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные занятие, на которых им разъяснялись основы православного вероучения, для того, чтобы их будущая жизнь в Церкви была осмысленной. Оглашенные посещали также и богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. уже крещенных и постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их Словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молиться Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричел их к духовному стаду Христову.

С половины Поста прибавляется еще ектения о "просвещаемых", т.е. уже "готовых к просвещению". Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд "просвещаемых" и уже скоро над ними совершиться Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова. Затем диакон произносит, чтобы все оглашенные, все, кто готовится к просвещению вышли из храма, теперь молиться в храме могут только верные, т.е. только крещенные православные христиане.

В первой мы просим об очищении души, тела и чувств наших, вторая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров. Затем наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот вход похож на Великий вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно другой.

Хор начинает петь особую песнь:

"Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо вот, входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится". Священник в алтаре с воздетыми вверх руками трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: "С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия". Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно должны опуститься на колени. Священник в Царских вратах, по установившейся традиции, тихом голосом произносит: "С верою и любовью приступим" и ставит Святые Дары на престол, покрывает их, но ничего при этом не произносит.

Завершено перенесение Святых Даров, уже совсем скоро наступит момент Святого Причащения священнослужителей и всех, кто к этому готовился.

Диаконом произносится просительная ектения, а священник в это время молится, чтобы Господь избавил нас и верный народ Свой от всякой нечистоты, освятил души и тела всех нас, чтобы с чистой совестью, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем… соединиться нам с Самим Христом Твоим, истинным Богом нашим.

За этим следует молитва Господня "Отче наш", завершающая всегда наше приготовление к Причастию. Произнося её, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем дух Христов как свой собственный, Его молитву к Отцу как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь как наши собственные. Завершается молитва, священник преподает нам мир, диакон призывает всех нас преклонить свои главы перед Господом, а в это время читается молитва главопреклонения, где священник от лица всех собравшихся просит Господа чтобы Он сохранил народ Свой и удостоил всех нас причаститься животворящих Его Таинств.

Затем следует возглас диакона – "Вонмем", т.е. будем внимательны, а священник, касаясь рукой Святых Даров, возгласно произносит: "Преждеосвященная Святая – Святым!", это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме.

После того, как они причастятся, Святые Дары будут заготовлены для всех сегодняшних причастников и погружены в Чашу. Всем, кто сегодня собирается причащаться, нужно быть особенно внимательными и сосредоточенными. Скоро настанет момент соединения со Христом.

Древняя Церковь не знала другого повода для участия в Литургии, кроме как для причащения Святых Даров на ней. Сегодня это евхаристическое ощущение, к сожалению, ослабло. Часто человек хочет просто помолиться "о чем-то своем", но православное богослужение, а особенно Литургия, это не просто молитва "о чем-то", это наше участие в жертве Христовой, это наша совместная молитва, совместное предстояние Богу, общее служение Христу. Все молитвы священника, это молитва от лица всех собравшихся, от лиц всех находящихся в храме. Мы об этом часто даже не подозреваем, что это и наша молитва, это и наше участие в Таинстве.

Всегда нужно стремиться к тому, чтобы за богослужением причаститься Святых Христовых Таин. Ведь каждый крещенный человек, это часть Тела Христова, а через всеобщность нашего причащения является этому миру, который "во зле лежит" Церковь Христова. Церковь – это Тело Христова, а мы часть этого Тела, часть Церкви. И чтобы нам не заблудиться в нашей духовной жизни необходимо постоянно стремиться к соединению со Христом, которое нам дается в таинстве Святого Причастия. Мы очень часто, становясь на путь духовного совершенствования, не знаем, что нам надо делать, как правильно поступать. Церковь же дает нам все, что нужно для нашего возрождения. Все это дается нам Таинствах Церкви. А Таинством Таинств, или, точнее, Таинством Церкви, Таинством, которое выявляет Саму природу Церкви, является Таинство святого Причащения. Поэтому, если мы будем пытаться познавать Христа не причащаясь, то у нас ничего никогда не получиться.

Познавать Христа можно только пребывая вместе с Ним, а таинство Причащения – это наша дверь ко Христу, которую мы должны открыть и принять Его в свое сердце.

По установившейся традиции причащаться могут только те из детей, кто уже в состоянии принять частицу Святого Хлеба.

На этом служба будет завершена. Желаю всем собравшимся помощи Божией и надеюсь, что сегодняшнее богослужение, которого постоянно комментировалось, поможет всем нам лучше понять смысл и предназначение православного богослужения, чтобы у нас появилось желание в дальнейшем все больше и больше постигать наше православное наследие, через осмысленное участие в богослужении, через участия в Таинствах Святой Церкви.

Карпенко Димитрий, свящ., источник http://kiev-orthodox.org

К началу страницы

© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

Оценка 4.9 проголосовавших: 941
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here