Советуем ознакомиться не всякий поклон молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
ОСОБЫЕ МОЛИТВЫ ОТ ПОРЧИ
Содержание
В этой статье подобраны особо сильные и специфические молитвы и заговоры для избавления от порчи и сглаза. Эти тексты читаются шепотом над водой, перечисляя имена тех, на ком порча или сильный сглаз. Сначала общие молитвы, затем специальные пять молитв (заговоров) по три раза. Воду дают пить пострадавшим от колдовства. Во время чтения должны гореть свечи – три, пять, или семь штук и желательно лампадка.
«На море-Окияне, на острове на Буяне стоит церковь соборная, соборная богомольная. В этой церкви соборной, богомольной стоит мать Пресвятая Богородица.
О, Матушка Пресвятая Богородица, могла ты БОГА — СПАСА народить, помоги ты нам от всякого «нечистого» духа и от лихого глаза, и от худого часа отговорить».
«Во дни или ночи, или час коий упражняется вся сила сопротивного. От славы ради Живого Бога сей священномученик всею душею молящегося глаголал.
А еще прогоняем Елизду и Дьявола от рабов Божьих (имена). Силою честного и животворящего Креста Господня со всеми небесными силами пред высоким и страшным престолом, творяй слуги своя пламень огня паляща, Херувимов и Серафимов, властем предстоят Господственным силам, сниди в час в оньже, разбойник, ниде в рай, молитвою помолимся, Иисусу Навину и ста Солнце и Луна на много час ею же помолимся.
Читать 3 раза. Наговаривать на воду и давать пить порченным больным.
Не всякий поклон молитва
Переводы Богослужебных книг
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ
По окончании молитв, входящих в домашнее молитвенное правило, читаем:
Песнь Пресвятыя Богородицы
Д остойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, / Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. / Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Песнь Пресвятой Богородице
Д остойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога нашего. / Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.
Иерей: Слава Тебе Христе Боже, упование наше слава Тебе.
Затем священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.
Таже: Слава, и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови.
Чтец: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови.
Иерей творит отпуст: Христос, истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Священник говорит отпуст малый: Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец.
Аще же несвященный: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.
Мирянин же после Достойно есть: читает: Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Господи, благослови.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, спаси мя, грешнаго.
Господи Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй и спаси меня, грешного.
После отпуста читаются те же краткие молитвы с поклонами, что и перед началом правила.
(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).
При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.
как молится за обижающих? какие слова надо говорить, или какую малитву читать?
О ненавидящих и обидящих нас:
и обижать не будут
покупайте столько свечей, сколько обижающих
потом слушайте свое сердце, к какой иконе ноги приведут, у той и молитесь за здравие обидчиков, если молитвы не знаете, просто искренне просите рабу божьему (имя обидчика) здоровья и благоденствия
ставьте свечу и всё
Там все решат за Вас
молитвы Нет от него молитвы, Да я и сам отвыкМолиться, в память битвыПовеся в угол штык.. . Сергей Клычков 1929 Ко мне мертвец приходит
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.
У христиан одна самая эффективная молитва на все случаи жизни:
Господи, спаси и помилуй меня грешного.. . Спасись сам- и вокруг тебя спасутся тысячи.. . Но если хочется помолиться за обидчиков- то этой же молитвой просишь и за них, с именами.. . При этом дух должен быть мирен и спокоен, иначе- не услышат.. . не поможет.. . И свечи ставят за свои и их здоровье с этой же молитвой.
Не всякий поклон молитва
Святитель Феофан Затворник. Письма. Часть 5
907. Каких образов должно бояться. Об отправлении служб поклонами. О молитве без движения языка и непрестанном внимании
Милость Божия буди с вами!
Целый месяц все собирался писать, и насилу собрался.
Боитесь образов? Бояться образов надо не всяких, а только мечтательных и притом таких, кои к Божескому существу относятся, которое не видимо и чуждо всякой образности. Все же относящееся к тварям образно и может быть воображаемо. И Господа Спасителя, по человеческому Его домостроительству, воображать можно. Еще надо во время молитвы не держать в уме образов, а, представ умно Богу невидимому, изрекать к Нему благоговейное слово. Сего надо искать и обретется.
По Псалтири следованной можно службу править, и когда служить треба. И сократить можно, положив, например, вместо кафизм класть поклоны, как означено в той же Псалтири. Можно и все службы отправить поклонами, как опять указано в той же Псалтири. Там означены две меры: для мирян и ленивых монахов, и для монахов усердных. Если последняя мера покажется слишком великою, можно взять средину между ею и первою. Не надо поблажать лености. Молитва усердная никогда не бывает длинна, т.е., не кажется длинною.
Умом в сердце проходить молитву Иисусову, без движения языка, можно. Это лучше язычной молитвы. Язычная пусть бывает в пособие умной. Иногда язычная молитва требуется для твердости умной.
Когда после молитвы со вниманием и чувством ум отходит от молитвы и развлекается, надо возвращать его в свое место, а себя побранить, сокрушиться пред Господом и опять молиться со вниманием и чувством. Хорошая молитва всегда есть милость Божия и дар благодати. Не трубить и Господа благодарить надо.
Что написано у Св. Симеона Нового Богослова о неисправной молитве, то совершенно верно. Как быть? – Надо исправно молиться, отгоняя невнимание, равнодушие и беспечность: ибо в руках наших.
Ищите и обрящете. Спасайтесь!
1 сент. 89 г., 5 сент. 89 г.
908. О поклонах и чтении псалмов. О Добротолюбии. Общение с братом из ученых. О молитве словами и умом. Пустые прибаутки своемудрствующих о молитве
Милость Божия буди с вами!
Полюбились вам поклоны. И добре. Но не забывайте, что под поклонами должна идти молитва от сердца, – от сердца славословить Бога, от сердца благодарить, от сердца просить, своим ли словом, – что лучше – или заученным, только чтоб всюду было сердце.
Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их. Потом, никогда много не читайте, и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы. Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание, и так молился.
О поклонах, – поясные ли класть, или земные, – что толковать? Но так хорошо, как вы делаете: 10 поясных и один земной. Можно свободно класть, когда в пояс, когда до земли.
Поклоны поклонами, а главное – жизнь исправная. Исправная жизнь идет со страхом и трепетом, от памяти Божией, не отходящей и всякий шаг сопровождающей. Отсюда трезвенность. Но вперед всего – ревность о спасении, сильная и безжалостная.
Четвертый том Добротолюбия весь обращен к киновитам, и там не толкуется о молитве. Том пятый – о безмолвниках более, и там – о молитве. Но во всем Добротолюбии никаких моих пояснений нет: все отеческие Писания.
Мне думается, что вам не следует отталкивать брата из ученых. Но что знаете, то сказывайте ему в простоте, а чего не знаете, о том говорите: не знаю. Будет ли что из этого, или не будет, это можно не иметь во внимании. Пост – спасительное дело, и служение литургий – благотворно. – Что скажут про N, если ничего не выйдет, или выйдет худое. N за это не ответчик. Как Бог благословит. Бог любит тружеников, только б они смиренны были и о себе много не думали. Истинно доброго ничего не можем мы делать без Господа и благодати Его.
Вопрос монахини о N решен первыми словами: "молиться иногда словами, иногда умом". – Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова сии не слышатся, а там внутри, в сердце мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтоб и звучная и беззвучная молитва исходила из сердца.
Прочее, тут прибавленное, – прибаутки, именно: закрыв глаза, сжав уста и зубы, выговаривай слова молитвы не касаясь языком зубов, придерживай дыхание, чрез ноздренное дыхание это еще лучше". Сии и подобные приложения никуда не гожи. Когда из сердца молитва, тогда все забывается. А неопытные прочитают это, и станут так делать и верить, что это-то и есть настоящая молитва.
Вопрос верно относился к молитве Иисусовой. – Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве. – А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? – Если веруешь, взывай к Нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. А мудрецы мудреные про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.
Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная. Когда есть сия ревность, она уж научит, как быть. И совесть чистою блюсти надо: это – главное.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 15 окт. 89 г.
909. Наставление о старчестве. О сочинениях преосв. Игнатия. Прибаутки
Милость Божия буди с вами!
Ходил к вам брат на совет, и с ним что-то сделалось недоброе. Вы отослали его к о. N, и от того он получил пользу. Если тот полезнее, и пусть к тому ходит.
Другой брат такой же все еще к вам ходит, и не отходит. – И пусть ходит. И говорите ему всегда полезное со смирением и любовью. А потом, когда уйдет, станьте и помолитесь о нем потеплее.
Поминайте слово Апостола: "если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости" (Гал.6:1).
Вы загадываете бросить старчество. О. N хорошо сказал вам – не отсылать никого от себя. Хорошо, что приходят и каются. – И не отсылайте никого, хоть бы 70 раз седмерицею кто приходил и каялся все в том же грехе. – Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. – Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага. Воодушевляйте их на борьбу обещанием помилования и избавления от страсти, если строго станут держать себя и употреблять средства, какие вы предлагаете. Против страсти похотной – пост и молитва, и неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном, и под. – Хорош труд телесный до утомления. Но главное твердая решимость противостоять греховным позывам.
Пословица есть: взялся за гуж, не говори, что не дюж. – И несите сие братнюю тяготу, не пятясь назад.
Читать ли писания Преосв. Игнатия? – Читайте. Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется, в начале, где он говорит, что душа и Ангел телесны, и доказывает. Эти листы вырвать лучше из книги. Вся статья очень назидательна, а эти листки портят ее. Враг его подзадорил. Можно думать (и я так думаю), что душа, и Ангел – духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя.
Про уроки о. N, – что я назвал прибаутками, – они значатся в вашем клочке, – вот: закрывать глаза, прижимать уста и губы, выговарить слова молитвы, не касаясь зубов, придерживать дыхание, ноздренное дыхание выше; кто сильнее, пусть выговаривает слова молитвы сильнее, чтобы сердце чувствовало.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан. 27 ноября 89 г.
910. Шепотники, сопуны и кликуши
Милость Божия буди с вами!
Примите и от меня поздравление и с праздниками и с новым годом. Да будет все вам во спасение.
Что писано было об о. N со слов чужих, то полагаю лучше предать забвению. Передававшая приплела тут нечто и от себя, а отделить это от слов о. N невозможно. Ныне с молитвою Иисусовою не знать как обращаются. Сколько напридумали прибаутков! – А о существе дела совсем забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются, твердят: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, но без всякой мысли и чувства. Я называю их шепотниками, или шептунами. Другие останавливаются на ноздренном дыхании и сопят. Это сопуны. Показались еще какие-то такие, которые, будто не имея сил остановить внутреннего движения, начинают кричать: Иисусе. Иисусе. Ии. Ии. Это кликуши.
А дело молитвы сей просто: стань умом в сердце пред лицом Господа и взывай: Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, или только: Господи помилуй. милостивый Господи, помилуй мя, грешнаго. или другими какими словами. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. На этом и стойте, и все прибаутки отвергайте, и сами и других тому учите.
Что вы освободились, хоть не совсем, от докук, – милость Божия. Пользуйтесь ею и пекитесь свое внутреннее благоустроить, ходить непрестанно в памяти Божией и памяти смертной и тем возбуждать помысл бодренный и ревнивый о спасении.
Прошу вымолить у Господа и для меня сие благо.
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 3 генв. 90 г.
911. Неправильный образ совершения молитвы Иисусовой и способ перехода к надлежащему молитвованию
Милость Божия буди с вами!
О молитве я говорил то, что говорил, потому, что из молитвы Иисусовой не знать что сделали. Думают, что как только стал кто творить сию молитву, то этим одним уже все сделал. Молитва сия стала у них, как заговор какой: твори ее, приложив к сему и те телесные положения, о коих инде говорится, и все получишь. Вот и мурлычут, а сердце остается пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. – У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: вот благодать, вот благодать! – И не вспомнят, что говорят опытные: смотри, придет легкая теплота, не дивись, это от естества, а не от благодати.
Чего ищут молитвою Иисусовою? – Того, чтоб канул в сердце благодатный огнь, и началась непрестанная молитва, чем и определяется благодатное состояние. Ведать подобает, что молитва Иисусова, когда искра Божия падет в сердце, раздувает ее в пламень; а сама не дает сей искры, а только способствует к приятию ее. – Чем способствует? Тем, что собирает мысли воедино и дает душе возможность стоять пред Господом и ходить в присутствии Его. – Главное – стояние и хождение пред Богом с вопиянием к Нему из сердца. Так делал Максим Капсокаливит. Так пусть делают и все, ищущие благодатного огня, а о словах и положениях тела не заботятся. Бог смотрит на сердце.
Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца. Вся забота у них о словах и положении тела, и отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых, с поклонами, опочивают на сем, с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают, и пусты бывают от благодати.
Если б кто спросил меня, как мне справлять дело молитвенное, я сказал бы ему: навыкай ходить в присутствии Божием или храни память Божию и благоговеинствуй; для поддержания сей памяти избери несколько коротеньких молитовок, или прямо возьми 24 молитовки Златоустовы и часто повторяй их с соответственными мыслями и чувствами По мере навыка будет просветляться голова памятью Божиею и согреваться сердце. В сем положении уканет наконец в сердце искра Божия – луч благодати. Его ничем не произведешь, он исходит прямо от Бога. Тогда можешь остаться с одною Иисусовою молитвою и ею раздувать молитвенную искру в пламень.
Таков прямой путь.
zЧто касается до о. N, ничего не умею сказать вам. Управляйтесь с ним, как вас Бог вразумит.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан. 26 февр. 90 г.
912. Молитвенный огонек приобретается трудом и не дается никаким художеством. Размер келейного правила. Об откровении помыслов, чтении книг и принимании ищущих старческого совета
Милость Божия буди с вами!
Все, что вы писали в последнем письме (18 февр.), добре написано. Молитва Иисусова, с верою в простоте сердца творимая, всегда душеспасительна. – Вредным может оказаться художество, какое с нею соединяют. От этого остерегать надо. Можно не вдруг на молитву сию налегать, а сначала всякий пусть навыкает молиться от сердца положенными молитвами и молитвами в церкви. Потом, когда заметите, что кто начинает углубляться в молитву, можете предложить ему творить молитву Иисусову непрестанно, и при сем блюсти память Божию со страхом и благоговеинством. – Молитва первое дело. Главное, что ищется молитвою, есть получение того огонька, который дан был Максиму Капсокаливиту. Сей огонек никаким художеством не привлекается, а подается свободно благодатью Божиею. Для чего требуется труд молитвенный, как пишет св. Макарий. Хочешь стяжать молитву, говорит он, трудись в молитве. Бог, видя, как ты усердно ищешь молитвы, даст молитву (Слово 1, глава 13). Это путь Максима. Два года бился он от сердца, ища молитвы, – и получил дар молитвенный. Сие преподавайте всем. Но прибавляйте, что дом молитвы – чистое сердце, и совесть спокойная и ревнование о всякой добродетели и засеменение их в сердце.
Не смущайтесь, что вас укоряют. За это Бог даст силу вашим урокам. Только смиряйтесь и в простоте сердца все творите.
Старец или брат, который говорил вам: утренних и вечерних молитв довольно. Разумеется это для келейного правила, с быванием на всех службах. – Конечно довольно. Только надобно, чтоб и церковные и домашние молитвы совершаемы были со вниманием и от сердца. Промежутки же все наполнять надо памятью о Боге – со страхом и сокрушением сердца. – Но при всем сем помнить следует, – или иметь в виду, последнюю цель – полученье того огонька, который дан был Максиму Капсокаливиту.
Открывать помыслы, как вы знаете по опыту, И весьма благотворно. – Читать книги тоже хорошо; и это может при случае подать вразумленье. Но там и пишутся общие указания; а на частные случаи лучше искать прояснение у живого знатока дела. Пристращаться к чтению дурно. Это не ведет к добру, – и восстановляет некую стену между сердцем и Богом. Развивается при сем любопытство и совопросничество пагубное.
Сумасшествие от молитвы Иисусовой может произойти тогда, когда творя сию молитву не отстают от каких либо грехов и привычек грешных, кои осуждает совесть. При сем внутри происходит глубокий разлад, прогоняющий всякую мирность сердца. Отсюда помутиться может голова, и понятия придти в смятение и запутанность.
Мужайтесь, – и ведите свое дело со страхом и крепким упованием на помощь Божию, всегда готовую. – Когда приходят к вам, нельзя же выгонять их палкою вон. Не за худом и не с худом приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
С душеспасительным постом и забыл вас поздравить. Поздравляю и желаю вам провести его весь достодолжно, чтоб и Светлое воскресенье встретить радостнее.
Ваш доброхот Е. Феофан. 4 мар. 90 г.
913. Разъяснение об истинном молитвенном огоньке и о теплоте, порождаемой внешним художественным образом молитвы. Об употреблении денег монахами
Милость Божия буди с вами!
Запоздал я ответом вам: прошу извинить.
Первое ваше слово об огоньке, что это такое? – Отв. – Когда Бог даст, тогда узнаете. Не вкусивши сладости меда, нельзя познать, что это за сладость. Так и тут! – Обнаруживается сие – постоянным чувством к Богу.
Зажигательным стеклом вы хорошо объяснили, как зажигается внутренний огнь. Так и делайте. – Как стоять пред Господом умом и сердцем? – Как стоять пред Государем: так и здесь надо. У Пророка говорится: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть и проч. (Пс.15:8). В настоящем виде является сие предзрение уже по приятии огня. – Дара сего просить не противно Богу. Что у иных дело сие оканчивалось худо, не благодать виновна, а тот, кто получил и не сохранил.
О деньгах. Когда есть своя потреба, удовлетворите ее, а остальное раздайте бедным, и оставайтесь ни с чем. – Главное – не полагать надежды в деньгах. Монастыри проживут, а бедным тяжело бывает.
Спрашиваете: "не то ли огонек, когда стоишь на молитве с благоговением и чувством своего ничтожества?" – Это связано с огоньком; но при нем оно неотходно. Огонек приходит без усмотрения. И всегда почти чрез таинства исповеди и св. Причастия.
Художественный образ делания молитвы изображается у Отцов, как внешнее пособие, и подчиняется внутреннему деланию. А ныне большею частью усвояют только внешнюю сторону, не радя о внутренней. – Чуть-чуть явится какое теплое движение в сердце, они решают: вот дал Бог, и предаются мечтаниям о себе. Затем охуждают всех, не держащих художественного образа молитвы, и не только это, но и церковные молитвословия, и тех, кои строго держатся его, стараясь не опускать. – От сего у них преуспеяние внутренней молитвы прекращается и они остаются с одним внешним деланием. – И духовная жизнь престает.
Извольте более пещись о внутренней молитве, отвлекая внимание от внешнего.
Труд молитвенный приводит к получению дара молитвы.
Ваш доброхот. 6 мая 90 г.
914. Совет – доброе дело. Сожаление об умалении старчества. Послушник должен терпеть, а не шататься по другим монастырям
Письма к монастырскому духовнику
Милость Божия буди с вами!
Все вами сказанное и делаемое относительно ходящих к вам на совет совершенно правильно. – И прибавить к тому нечего. Написано: ведущему добро творити и не творящему грех ему есть (Иак.4:17). – Добро ли – дать совет потребный, когда знаешь что требуется? Конечно – добро. Следовательно и надо так действовать.
При постриге бывают поручители. Вот они и старцы для постригаемых. Очень жаль, что у нас в монастырях не введено, как уставное дело, такое руководство, чтоб было старчество и открывание помыслов с вопрошением. – Это враг злодействует: ибо вопрошение и совет, и открытие помыслов врагу страшны. Впрочем хоть это не введено форменно, а на деле везде есть и ведется. Мало-мало нужда, сейчас и идут нуждающиеся к тем, от коих чают получить удовлетворение.
N послушник пусть терпит, а то привыкнет шататься и толку никакого не выйдет. Я в монастырские дела не вмешиваюсь. О. архимандрит ведет дела по своему разумению. Он мудрый управитель.
Благослови вас Господи всяким благословением!
Для руководства держите всегда под руками книгу Варсонофия и Иоанна, Лествицу, Писания Аввы Дорофея. Там много случаев разрешается. По ним и другие можно решать.
Ваш доброхот. 13 июня 90 г.
915. О молитве, – в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате
Милость Божия буди с вами!
На два письма не отвечал я вам, по лености. Прошу извинить, – и не бранить.
В первом письме пишете о молитве хорошо, – именно, что приемы при молитве, как держать внимание и какое давать положение телу и некоторым членам его, – не существенное дело в молитве, а как кому лучше, так пусть и держит себя.
О молитве главная забота, чтоб она шла из сердца. Настоящая сердечная молитва – дар благодати, подаемый чрез таинства Исповеди или Причащения. И по послании такого дара, подогревается он теми же таинствами. Отличительная черта сего дара – непрерывность молитвы, которая выражается чувством к Богу, иногда при словах молитвенных, а иногда без слов.
Что дает благодать, того свой труд никак не может дать. Он только приготовляет к принятию дара, – и по получении его подогревает его – вместе с таинствами.
У св. Отцов было законом: нудить себя на молитву – дома, в церкви, и за делами, и на прогулках, и во время свободное от всего. – Вот и все, что нужно знать о молитве.
Молодым – новоначальным – должно ли умную назначать молитву?
Молитва без умного и сердечного к Богу обращенья – не молитва. Это надо растолковать новоначальному. Молитву же пусть совершает по молитвеннику, всячески стараясь, чтоб со словами шли мысли и чувства. Сим трудом новичок приучится к молитвенным оборотам речи, а потом и сам своею речью станет совершать молитву, когда она подвигнется от сердца. А без молитвенника оставлять новоначального никак не следует, исключая того случая, если он прежде своего новоначалия ознакомился с умною к Богу молитвою.
Во втором письме – больше о некоем брате молодом, и падающем. Делайте по указанию Господа: прощая и разрешая 70 раз седмерицею. Не Господь ли говорит: грядущаго ко Мне не иждену (Ин.6:37)? Потому всякого приходящего с покаянием принимайте, утешьте, воодушевите, и епитимию налагайте – небольшую по силам, частые, хоть не многочисленные поклоны, с молитвою мытаревою: Боже, милостив мне буди падшему! Милостивый Господи, помилуй мя падшаго!
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
И забыл о духовничестве.
Коли вам лучше, что оно миновало вас, то и думать о нем нечего. Господь знает, что творит.
916. О молитве и всегдашнем внимании к Богу. Нож в поучение духовнику
Милость Божия буди с вами!
Благослови вас Господи добре направить такого сынка, как о N. Дело спасения одно для всех – искреннее покаяние и решимость, крепкая, как смерть – ходить прочее право, и в мыслях, и в чувствах, и в делах.
Господь да управит путь его! Дайте ему прочитать книжку путь ко спасению, и что есть духовная жизнь.
Как вы решаетесь приготовляться к молитвословию, – это есть настоящее дело. Есть три слова о молитве – у Афонцев. Там между прочим и о том есть речь, что вы себе придумали. Выучите на память 24 молитовки св. Златоуста. И ими можете начинать молитвословие. – И так – в продолжении дня часто повторять их. Они все должное содержат. Чрез них удобнее переходить к непрестанной молитве с молитвою Иисусовою. Особенно начинающим это пригоже. – Все дело в том, чтоб навыкнуть внимание держать всегда на Господе вездесущем и все видящем, и всем спастися желающем, и готовом способствовать к тому.
Этот навык не даст скорбеть, – внутренняя ли, или внешняя скорбь беспокоит: ибо он доставляет душе полное удовлетворение, которое, насыщая душу, не даст места никакому чувству скудости и недостаточества, повергая себя и все свое в руки Господа, и порождая чувство Его непрестанного заступления и помощи.
Вы – духовник. Купите нож – острый-острый, – положите его у себя пред глазами, – и почаще посматривайте на него, приводя всегда на память закон, по коему духовнику положено отсекать язык, если он откроет кому исповедуемые ему грехи, или каким либо намеком даст догадаться о них. Я имею основание думать, духовники исполняют это. Не помнят такие, какое от сего зло, т.е. от того, если распространится мысль, что духовники не скромны: исповеди пойдут не полные, а там и совсем прекратятся.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 5 окт. 90 г.
917. О приучении к должному молитвованию новоначальных. О руководителях в духовной жизни
Милость Божия буди с вами!
Не помню, по какому случаю написал я вам о молитве для новоначальных. Верно какие либо слова письма вашего подали к тому повод.
Моя мысль такая, что новоначальных прежде надо научить молиться как следует готовыми молитвами, для того, чтоб они усвоили себе и мысли и чувства и слова молитвенные. Ибо к Богу и слово должно быть обращаемо боголепное. Когда учитель заметит, что они достаточно в этом успели; тогда пусть скажет им, как молиться не чужими, а своими словами, – свои личные потребы духовные к Богу молитвенно вознося, и моля Его милостиву быть к нему и помочь ему. В это же время можно им предлагать молиться коротенькими молитовками, указав образец их в 24-х молитовках св. Златоуста, и разрешив ему набирать и другие подобные молитовки из Псалмов, из молитв церковных, и самому составлять их.
Сими коротенькими молитовками они добре навыкнуть держать внимание не развлекающемся во время молитвы. Тут наконец можно им преподать уроки о молитве Иисусовой, не обставляя ее никакими внешними приемами, и одно только внушая износить сию молитву из сердца.
Молитва из сердца всякая должна исходить, – и другая какая молитва – не молитва. И молитвы по молитвеннику, и молитвы свои, и коротенькие молитовки все – должны идти из сердца к Господу предзримому пред собою. Тем паче такою должна быть молитва Иисусова.
Я разумею упражнение в молитве келейное. – Церковная молитва пусть течет по тому, что читается и поется в церкви. В среду того можно вставлять и свою молитву и молитвы коротенькие, особенно на ектениях, или когда не слышится и не разумеется читаемое и поемое.
За сим все ваши вопросы о молитве решайте, как хотите. Требуйте только, чтоб не ленились и чтоб молитва всегда шла из сердца. Сидеть на молитве никогда не позволяйте. Пусть стоят благоговейно. Сидеть с молитвою Иисусовою – дурной обычай. С братом, который падает и падает, – а между тем испытывает иногда духовные движения, – управляйтесь как знаете. Молитесь о нем и его заставляйте молиться о себе самом, являя ему иногда милость, иногда строгость.
Книга Варсонофия и Иоанна очень потребна для духовников и руководителей. Читайте и учитесь.
Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей. – Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. – Необходимо вопрошение. Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных пусть составят союз, и друг друга руководят или друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою в умеренной строгости аскетической.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 29 окт. 90 г.
918. Причины неотвечания святителя
Милость Божия буди с вами!
Вы я думаю очень дивитесь, что столько времени нет от меня письма. Причина вот в чем: семь недель хворал от простуды; но тут уж не до переписки. Теперь все прошло, – чуточку осталось хворости.
Пишу вам, чтоб только сказать об этом, и утолить ваше беспокойство о неотвечании моем, если только оно есть.
На письма ваши отвечать не берусь. Надо перечитывать ваши письма, а это труд тяжелый, потому что вы пишете обыкновенно много, почерк же ваш очень не живописен. – Прошу извинить мне сию леность.
Желаю вам всего хорошего, – и внешне и паче внутренне. Да хранит Господь в вас доброе настроение монашеское.
Ваш доброхот. 14 янв. 91 г.
919. О слове чадо и о кресте над разрешаемом. Целительные грязи
Милость Божия буди с вами!
Поздравляю с постом!
Даруй вам Господи провесть его постнически и. духовно, в покаянии и сокрушении.
Мне не противно получать письма от вас и отвечать вам, только вопросы ваши не всегда мне под силу, потому что я не имел никакой практики, а вопросы ваши все практичные. Вот и в последнем письме спрашиваете о слове чадо при исповеди и о кресте над разрешаемым. – Об этом надо спрашивать духовников старейших и благоговейных, которые много видели и слышали. Скажу однако же что думаю: надо действовать так, как показано в чине исповедания: ибо он написан для всех. Если впрочем слово чадо иной раз смущает, говорите: рабе Божий. Что касается до креста, то его не отложно следует полагать: ибо во имя и в силу его дается и действенно бывает разрешение.
Вы пишете: "работаю, как новоначальный с послушниками". – Я не понимаю, в чем эта работа? – Хорошим же или не одобрительным делом она может быть только от духа, с каким делается. На это и смотрите и соответственно с тем себя держите.
Когда видите, что вас чернят, принимайте то, как целительные грязи. Вы добре делаете, что не теряете братского расположения к тем, которые прилагают к вам это врачевство.
Моя хворость почти прошла; осталось немножко головокружения, которое, тоже чаятельно, пройдет.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот. 26 февр. 91 г.
920. Наставление о духовничестве
Милость Божия буди с вами!
Благослови Господи ваше духовничество. – Господь возложил на вас сие иго. Он и силу подаст к понесению его, – и мудрость к действованию по нему целесообразно. Если всегда следовало вам в молитве пребывать: то тем паче теперь.
Души, которые будут приходить к вам на исповедь, – Бог будет приводить к вам. В этом смысле и принимайте всех, – как Богом посланных, – и заботьтесь исполнить то, зачем они посланы.
Посланы же они зачем бывают? За тем, чтоб вы уврачевали их, – или вернее сообщили им Господне врачевство: ибо врач душ один Господь.
Медикаменты все в духе и сердце вашем. Господь будет приводить их в движение или изготовлять. Вместо рук, берущих и прилагающих врачевства – у вас язык, или слова. Апостолов посылая на проповедь, Господь говорил: не пецытеся, како или что возглаголите (Мф.10:19). И к вам это приложимо. Предайте себя Господу и веруйте, что когда нужно будет особенно целительное слово, оно польется неудержимо и сложится самым целительным образом. – Составьте сами себе молитву, – или несколько кратких молитовок, в коих выражались бы потребности настоящего вашего чина, – и ими молитесь, почасту повторяя их.
Вы спрашиваете относительно отлучения от св. Причастия. – Мне думается, что коль скоро исповедающийся являет сокрушение и полагает нелицемерное намерение воздерживаться от греха, подвергающего сему отлучению, то этого можно не делать, не по поблажке, а из опасения, как бы от сего хуже не было. В первые времена причащались часто, и тогда отлучение длилось недели, месяцы, редко годы. А теперь – причащаются большею частью один раз в год, и отлучение будет длительно. – Где возьмет силы кающийся и ищущий исправления?! – И будет отлучение – предание его в когти врагу. – Потому полагаю, что лучше ограничиваться наложением епитимии, – только с осмотрительностью и применительно к делу. – Опыт научит.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.
P.S. Еще не было отослано это письмо, как получаю другое. – Но в ответ на него прибавить нечего. – Вы хорошо поступаете в том, в каком смысле принимаете приходящих, и как исповедуете и епитимии налагаете. – Благослови Господи труды ваши. Молитесь много и усердно, – чтоб Господь не оставлял вас внушением, как поступать с кающимися.
921. О книге Душа и Ангел и сочинениях преосв. Игнатия. Кровяной жар при искусственном делании молитвы Иисусовой. Уволенному от череды. Об уединении
Милость Божия буди с вами!
Пишете, что приобрели книжку: Душа и Ангел не тело, а дух. – Добре! Читайте, и другим давайте, или советуйте приобресть. Тут излагается прямая истина; но есть лица, которые держатся противоположной сему лжи, – не безопасной: ибо если душа тело, то зачем нам воздерживаться от телесного? Яждь, пий и веселись (Лк.12:19)!
Но вы будете неправы, если и о всех сочинениях Пр. Игнатия будете думать дурно. В них излагается прямая истина о духовной жизни, и все словами Отцов, хотя не указывается везде, где взяты мысли. Потому его следует читать, не морщась.
Мокрое полотенце класть на грудь, кто-то делает из ныне подвизающихся. И писал ко мне. Это не относится к делу молитвы, а к тем случаям, когда разгорячается кровь сердца при искусственном делании молитвы, чтоб умалить жар крови. Этот жар не духовное явление, а кровяное, и происходит от неумеренного употребления искусственных приемов при молитве Иисусовой. Кроется при сем и то, что они искусственное делание молитвы Иисусовой почитают главным делом, и кровяную теплоту сердца при сем настоящею духовною молитвою Иисусовою. Кто так думает, тот в прелести.
Что вас от череды уволили, это значит, что вы причислены к старцам. Однако ж это не затем делается, чтоб поблажать лежебочеству, а чтоб прилежнее предавались вы духовным деланиям и умному пред Богом священнодействию в сердце. – Ваше жаление, что редко служите, – напрасно; ибо не вами избрано, и братия напрасно колют вам глаза, что вы череды не исправляете. Говорите им: други мои, не моя воля; за то же, что я смиренно покоряюсь распоряжениям отцов наших, укорять меня не следует.
Об уединении лучше не думайте. Если оно нужно для вас, Бог устроит его для вас, когда придет срок. – Ему должно предшествовать сильное тяготение внутрь.
Благослови вас, Господи! Прошу ваших молитв. Спасайтесь!
Ваш доброхот. 5 июл. 91 г.
922. Причуды при совершении молитвы Иисусовой
Милость Божия буди с вами!
Да поможет вам Бог в вашем духовничестве!
Как вы поступаете при исповедании и причащении больных и престарелых богадельников, так и поступайте. Богадельникам же и больным советуйте мысленно от сердца молиться Господу.
Что вы писали о некиих совершателях молитвы Иисусовой, кои кладут руку на стол и под пальцами собирают внимание, то это не уместные причуды. Причуда и то, что некий пальцами правой руки ударял в ладонь левой, и так собирал ум и молился. – Вы предлагаете мне разъяснить дело молитвы. Но тут и разъяснять нечего. Стань умом в сердце пред лицом Господа, и взывай к Нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! – Это будет труд молитвенный. Смотря по тому, как кто усердно будет трудиться, Господь, видя труд, даст ему молитву духовную, которая бывает плодом благодати Св. Духа. Вот и все, что следует говорить и разуметь о молитве Иисусовой. Все же прочее придумываемое к делу нейдет. – Это враг отвлекает от настоящей молитвы.
Старцу, слышащему шум и ощущающему прикосновения, нечего более сказать, кроме того, что выговорили: не обращать внимания. Пусть молитву присоединяет всякий раз: Отче наш; может с верою и запрещение от лица Господа произносить над врагами!
Что лоб у него красный был, это верно от того, что он бухает им об пол. Пусть перестанет это делать. Поклоны хорошо класть. Все молитвенники советуют это делать, а бухать об пол нет нужды.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
923. О своем затворе. Ободрение духовнику
Милость Божия буди с вами!
Спешу вам писать – по поводу вашего желания заехать мимоездом в Вышенскую пустынь, где я живу, чтоб поговорить со мною лицом к лицу, – что заехать можете, но поговорить со мною не придется, потому что я никого не принимаю уже давно-давно. На то, чтобы так поступить, есть у меня большие причины. Высказать их не могу, но должен признаться, что они не аскетического свойства. Это у меня не затвор, а запор. Потому, если другой причины заехать на Вышенскую пустынь не имеете, то и не трудитесь заезжать.
Духовничество ваше, судя по тому, что вы пишете, идет исправно. Господь да поможет вам и да подаст разум и рассуждение; молитесь о сем, и когда приходится действовать, действуйте в молитвенном расположении, не допуская отнюдь своей воли и властности неразборчивой.
Келейные правила, какие даете новоначальным, хороши. Твердите им больше, чтобы навыкали хранить память Божию и смертную, и ходили в духе сокрушенном и смиренном.
Что всех допускаете к св. Тайнам, мне думается, не худо. Но требуйте твердой решимости – воздерживаться прочее от грехов. Эта решимость есть настоящая сокровищница для святых и божественных Таин. – И епитимию налагайте и строго требуйте исполнения. Которые вновь грешат, журите – без гнева, а с сожалением, – и воодушевив, разрешайте, с увеличением епитимии небольшим.
Молитва бывает нерассеянною, когда на сердце есть чувство к Богу. Учите всех возгревать сие чувство – молитвою же, богомыслием, – и благотворениями по силе.
Благослови вас, Господи! Спасайтесь!
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter