Обет трезвости что за молитва

Советуем ознакомиться обет трезвости что за молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Как дается обет трезвости?

Хотя в православии нет требования полного отказа от спиртного, обет трезвости становится все более популярным. В стране, где исторически вопрос пьянства стоит очень остро, это один из действенных способов преодоления зависимости от спиртного. Учитывая, что Россия вышла на первое место по употреблению алкоголя на душу населения, в стране растет количество пьющих людей, обет трезвости оказывается для многих последним шансом вырваться из объятий зеленого змия, сберечь семью и сохранить работу.

Как все начиналось

Обет трезвости – уникальное явление, аналогов которому нет в иных Церквях. Стихийно возник в 60 гг. XIX века как знак несогласия народа с откупной системой налогов на винную торговлю. Тогда волнения охватили более 30 губерний. Люди отказывались пить водку, закрывали и громили питейные заведения. Появились сначала единичные, а затем многочисленные случаи добровольного отказа от алкоголя. Верующие приходили в церковь, говорили священникам, что дают слово перед Богом не пить в течение определенного времени, затем целовали крест. Церковнослужители записывали имена людей, давших обет трезвости.

Правительство негативно отреагировало на подобное явление и даже обратилось к Священному Синоду с требованием прояснить ситуацию: действительно ли добровольно люди приходили в храмы, и не оказывалось ли на них давления со стороны священников.

В ответ высший законодательный орган Церкви выпустил постановление, в котором говорилось, что священники должны:

  • Личным примером поддерживать возникшее у людей желание обходиться без употребления спиртных напитков.
  • Проповедовать пользу отказа от вина.

Но вскоре после отмены причины волнений – откупной системы – акции протеста постепенно прекратились.

Следующий этап борьбы за трезвость начался спустя десять лет – в 1872 году с переездом выдающегося просветителя профессора Московского университета С. Рачинского на малую родину в Смоленскую губернию. Он стал основоположником русской православной трезвости. Но сначала Рачинский занялся образованием крестьянских детей, учительствовал в обычной сельской школе. Спустя 20 лет, будучи убежденным противником спиртного, вместе с учениками основал первое в России общество трезвости, а через несколько месяцев принял в церкви обет отречения от алкоголя.

Это вызвало негативную реакцию местных священников, которые раскритиковали нововведение, посчитав его вмешательством в церковную жизнь. В защиту инициативы С. Рачинского выступил К. Победоносцев, который добился от Синода разрешения на проведение ритуала отречения. Церковные власти также разработали и утвердили порядок, как проводить обет трезвости.

В 1912 году состоялся всероссийский съезд деятелей, борющихся с алкоголизмом. Он постановил считать 11 сентября (день Усекновения головы Иоанна Предтечи) Днем трезвости. Возрожденное движение, начавшее было набирать силу, прервали последовавшие трагические события: 1 мировая война, затем революция.

К идее отмечать этот день вернулись спустя почти столетие. Сегодня это всероссийский праздник, поддерживаемый церковью. В этот день проходят мероприятия, посвященные пропаганде отказа от спиртного, верующие дают обет трезвости.

Преимущества и особенности

У многих неосведомленных людей часто возникает непонимание по поводу этого ритуала. Основной вопрос – почему он разрешен, ведь православная вера запрещает всякого рода клятвы и зароки? В этом случае следует обратиться к специалистам.

Они говорят, что разница между клятвой и обетом состоит:

  • В первом случае человек доказывает свое намерение и правоту, уповая только на собственные силы, Всевышнему отводится лишь роль наблюдателя.
  • Когда дается обет, человек признает свою слабость и просит Бога помочь в осуществлении задуманного.

Священники предупреждают, что без покровительства Бога у человека не хватит душевных сил сдержать слово.

Действенность обряда, по их мнению, в том, что когда к желанию человека избавиться от алкогольной зависимости присоединяется религиозная составляющая, это становится более мощным фактором выполнить обещание:

  • У человека, давшего слово, появляется чувство ответственности перед Богом.
  • Мотивация становится сильнее, работающей более длительное время.
  • Он обретает силы для преодоления зависимости, так как чувствует, что находится под покровительством Всевышнего, который всегда поможет в минуту слабости.
  • Верующий легче и радостнее переносит отказ от спиртного.
  • Он воспринимает происходящие изменения не как трудность или испытание, а как очищение, путь к светлой и правильной жизни.

Да и статистика говорит сама за себя: случаи срывов среди верующих, принявших обет трезвости, почти в три раза меньше, чем при обычном лечении алкоголизма.

Главная причина такой эффективности – люди идут на этот шаг добровольно, осознавая все трудности и последствия. Если человек, решивший дать обет трезвости, сделал это не по собственной воле, а под давлением, принуждением либо под действием эмоций, то, скорее всего, он нарушит слово. Только добровольное решение и искреннее желание помогут справиться с алкогольной зависимостью.

Тонкости церемонии

Священники говорят, что давать слово Богу об отказе от алкоголя лучше в храме. Обет, данный дома перед иконами, – это слово самому себе. Но чтобы Всевышний взял человека под свое покровительство, его надо закрепить церковной церемонией. Слова, произнесенные в присутствии других людей, становятся более значимыми.

Чин принятия Обета трезвости проводится только с участием священника, если тот посчитает принятое решение обоснованным. Самостоятельно проводить ритуал нельзя: он не только не будет иметь силы, но и сможет навредить душе и здоровью. Никаких строгих ограничений по длительности времени действия обета нет. Человек сам определяет время, сколько не будет употреблять спиртных напитков: несколько месяцев, лет или же до конца жизни.

Священнодействие проводится в торжественной обстановке с участием, помимо церковнослужителя, членов общества трезвости, родных и близких. Вся атмосфера ритуала подчеркивает значимость события, обязательность выполнения слова, данного Богу.

Человек читает специальную молитву, которую сопровождает пение церковного хора. По окончании священник произносит молитвы Всевышнему и Божией Матери. Затем следует обязательное наставление, вручается Обетная грамота, имя прошедшего церемонию заносится в книгу трезвенников. Часть страницы отрывается и вручается прошедшему священнодействие.

Изначально обет трезвости задумывался как помощь непосредственно алкозависимым. Но сегодня к нему прибегают и люди, не пьющие вовсе, либо употребляющие только по праздникам. Такой поступок священники считают проявлением подвижничества.

Случается, что человек, давший слово, отступает от своего решения. Священники считают, что он в таком случае был неискренен в своем желании, оказался неподготовленным. Нарушение обета не означает, что его нельзя будет повторить.Когда человек ощутит в себе силы, он сам придет к решению дать слово больше не пить.

Обет трезвости – замечательная традиция, возродившаяся в наше время. Слово, данное Богу в торжественной обстановке и в присутствии свидетелей, заставляет ответственнее отнестись к решению отказаться от пьянства.

Информация на сайте предоставлена исключительно в популярно-ознакомительных целях, не претендует на справочную и медицинскую точность, не является руководством к действию. Не занимайтесь самолечением. Проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

Обет трезвости

В конце молебна болящий коленопреклоненно читает МОЛИТВУ-ОБЕТ, в котором отрекаясь от пагубной страсти, берет на себя обязательство не употреблять (ни капли!) спиртного и не соблазнять к этому других в течение определенного срока (неделя, месяц, несколько месяцев, год – кому сколько по силам).

Первая реакция пьющего человека (даже, так называемого "умеренно-пьющего"), как правило, отрицательная: Нет. ни за что. слишком большая ответственнось. вдруг я нарушу. и т.п. Это – первое действие обета: человек обнаруживает в себе СТРАХ БОЖИЙ. Каждому человеку страх перед Богом присущ по естеству, т.к. любая душа знает о существовании Бога и о Его могуществе. И отрицание (даже категорическое) обозначает лишь одно: человек ЗНАЕТ Бога и не хочет его прогневать.

Вот здесь уместно задать такому человеку вопрос: что больше прогневает Бога – неудача в попытке одолеть греховную страсть или отсутствие самой таковой попытки?

Независимо от того, ответит ли человек на этот вопрос (точнее – захочет ли ответить), начнется второе действие обета: человек станет об этом размышлять, время от времени возвращаясь к этой теме, мысленно примеряя на себя обет, испытывая свои чувства. В этой ситуации хорошо бы напомнить, что обет дается на определенный срок, который дающий обет устанавливает сам, поэтому срок этот может быть сколь угодно мал. Но самое главное, что в течение этого срока Сам Господь помогает человеку, отводя от него внешние и внутренние соблазны. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства, тех, кто давал обет: помощь Божия действенна и чудесна.

И, наконец, третье действие наступает тогда, когда человек исполняется решимости ступить на этот путь и дать обет Богу.

Целую гамму чувств испытывает человек, решившийся дать обет:

это, прежде всего, ни с чем не сравнимое волнение (не знаю ни одного примера, когда бы кто-то остался равнодушным перед обетом),

затем – глубокое и серьезное осознание важности этого шага, понимание великой ответственности,

и, конечно же – радость. Радость не имеющая ничего общего с мирским всельем – возвышенное духовное чувство СОПРИЧАСТНОСТИ БОГУ, вполне осязаемое ощущения присутствия благодати Божьей.

Все эти чувства имеют под собой весьма глубокое основание: Человек, дающий обет, подобен святым праведникам (Ною, Аврааму, Илие, и другим), ибо он тоже заключает с Богом некий договор, завет (обет), содержащий взаимные обязательства. И Бог выступает в этом случае НА РАВНЫХ с человеком: не повелевает, не принуждает, не ограничивает свободу – Он ВЕРИТ в нас так, как мы, порой, не умеем верить в Него. И эта вера Бога в грешного (даже падшего) человека, безусловно, обнадеживает, вдохновляет, окрыляет и самую зачерствевшую душу. Причем это чувствует не только тот, кто дает обет, но и священнослужители и клирошане, и все присутствующие в храме, что, в свою очередь, приносит ощущение единения в Боге, которое у людей принято назвать словом ЛЮБОВЬ (в самом возвышенном смысле этогол слова).

И в завершение – несколько "аргументов" против обета:

Лукавый враг рода человеческого "иский, кого поглотити", конечно, не может спокойно отнестись ни к какому благому делу, тем более, того, чья душа (по мнению лукавого) уже порабощена страстью, и значит, совершает свой путь не к спасению, а в погибель. Действовать напрямую, ставя препятствия на пути к храму, малоэффективно – большинство христиан знают эти козни лукавого и умеют противопоставлять им свое непреклонное намерение и молитву о помощи. Он же предлагает разные "благовидные предлоги", чтобы не дать человеку сделать шаг ко спасению души – на то он и лукавый (хитрый, то есть).

Вот – наиболее часто встречающиеся "аргументы":

-страшно (вдруг нарушу?) – не страх Божий, а трусливая мыслишка: ничего не делать, чтобы не ошибиться.

– слишком большая ответственность – как будто жить по страсти – меньшая ответственность.

– сначала нужно привести себя в порядок (остановиться и т.п.), потом уж и давать обет – т.е. сначала вылечиться, а уж потом.

– сначала нужно стать примерным христиананом (молиться, ходить в храм, соблюдать посты и т.п). – кому нужны врачи – здоровым или больным?

– нет, не сейчас: вот с понедельника (с начала месяца, Нового года и т.п.) начну новую жизнь – это один из самых хитрых ходов лукавого, способный остановить человека НАВСЕГДА (т.к. всегда впереди найдется еще более веский "повод для нового начала").

Все эти блюда подаются под очень "пикантным соусом" доброжелательности ближних: обычно такие советы звучат из уст самых дорогих и близких (родственников, друзей, знакомых, священнослужителей даже). И мы не должны их за это винить – они, как правило, действуют из самых лучших побуждений, поэтому лукавый именно в их уста вкладывает свои соблазнительные предложения.

Обет – это добровольное обещание Богу посвятить Ему себя или сделать какое-либо доброе дело, к которому человек не обязан законом, или воздержаться от чего-либо, не запрещенного законом.

Традиция принятия обетов описана в Ветхом Завете. При произнесении слов обета неисполнение их считалось грехом.

Не нужно думать, что обещания Богу дают только монашествующие. Вся жизнь христианина состоит из обещаний Богу. По традиции человек, желающий принять Святое Крещение, отрекается от сатаны и всех дел его (в знак полного разрыва с сатаной крещаемый дует и плюет на него), после этого крещаемый обращается к Христу и дает обещание жить по Его воле. Только после этого начинается чин Крещения. Кроме того, каждый раз после таинства исповеди христианин, целуя Святой Крест и Евангелие, дает обещание исправить свою жизнь и впредь не грешить.

Первое обетование людям дал Бог о пришествии в мир Спасителя Христа. Все обетования Божии, описанные в Священном Писании, сбываются до сих пор. Таким образом, Бог показывает людям, что обет есть одно из средств для скорейшего соединения с Ним, научая Своим примером обетовать и строго выполнять обетованное. “. Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему” (Пс. 75, 12). Родители Пресвятой Девы Марии – святые праведные Иоаким и Анна – дали обещание посвятить Богу своего Младенца.

Причины, побуждающие людей давать и исполнять обеты Богу, самые разные: из желания полностью посвятить себя служению Богу особые обеты дают монахи. Другие надеются на милость Божию, исполнив обет, удостоиться получить желаемое. Многие берут обет ради близких, которые попали в трудные обстоятельства жизни, с просьбой даровать им помощь. Обет неразрывно связан с понуждением себя, с самопожертвованием и самоотречением, иначе он не угоден Богу.

На Руси существовали определенные виды обетов Богу: построить храм, сходить на богомолье в монастырь, поставить “пудовую свечу”, поработать на монастырь. В словаре В. Даля читаем: “обещанник” в монастырях – это трудник, человек, принявший на себя обет приехать поработать на монастырь бесплатно; “обетная церковь” – церковь, выстроенная по обету.

Традиция принятия обетов воздержания от вина в России возникла в конце XIX в. и имела целью помочь людям избавиться от этого порока. Святой Царь-мученик Николай II говорил: “Трезвость народа – надежная основа его мощи и благосостояния”. Он был покровителем Общества трезвости в Санкт-Петербурге.

Обещания освящаются обетом для того, чтобы, с одной стороны, оградить изменяемость воли человека, обезопасить его от нарушения добродетели воздержания, так чтобы уже и не думать о соблазнах, с другой стороны, чтобы посредством церковного обряда привлечь на себя благословение Божие и сугубую благодать, освящающую и вспомоществующую в трудных подвигах воздержания.

Почему трезвость по обету имеет большую важность, нежели трезвость без обета? Потому что всякое доброе дело тем лучше и совершеннее бывает, чем с большею делается напряженностью душевных сил. Тогда оно делается с большим усилием духа, с большею обдуманностью, с большею любовью, решимостью и постоянством, нежели делаемое без обета.

пгт. Алексеевское, Соборная площадь, д.1

Тел./факс.: 8 (84341) 2-41-50

Создание и продвижение

Поддержите нас! Установите ссылку на своем сайте!

Обет трезвости что за молитва

ПОЖЕРТВОВАТЬ НА ХРАМ

по вопросам преодоления

Авторизация

Быстрая авторизация

  1. Главная
  2. Общество "Трезвение"
  3. 11 сентября — всероссийский день трезвости

Памятка дающего обет трезвости

  • размер шрифта уменьшить размер шрифтаувеличить размер шрифта

Основным и наиболее действенным способом достижения результатов в борьбе со страстью пьянства Православная церковь считает обет трезвости.

Из опыта личной трезвости:

Решение дать обет трезвости пришло не сразу. Уже 5 лет я ходила на акафисты общества “Трезвения”. В общество пришла вместе с мужем, чтобы помочь ему избавиться от алкогольной зависимости, поэтому рассуждала так: “Зачем я буду давать какие-то обещания? Я и так могу не пить”. Удовольствие от вина я не испытывала никогда. Но дать обещание Богу не пить совсем я боялась, как и многие, например, из-за традиции выпивать бокал шампанского под Новый год.

То, что дать обещание Богу не пить самому и не склонять к этому других – шаг очень серьезный и ответственный, было явлено нашей семье, когда чин обета трезвости проходил первый раз в день праздника иконы Божьей Матери “Неупиваемая чаша”. Мой муж не собирался давать обет, но на беседу к священнику сходил. Батюшка его благословил, но Господь не допустил его к принятию обета: утром моего мужа увезли в больницу с почечной коликой.

А вскоре представился случай осознать необходимость принятия обета самой. Как-то я была в гостях далеко от дома. Во время трапезы на столе оказалась очень красивая необычная бутылка с дорогим вином. И я решила, что мне нигде и никогда такого вина больше не попробовать. И попробовала. И тут пришло осознание моего лукавства, что дома, где меня все знают, я не пью, а здесь, где никто не видит, я легко поддалась на соблазн. Больше я не сомневалась, что обет трезвости мне необходим. 18 мая 2002 года мы вместе с мужем дали обет на один год, а в 2003 году опять вместе на три года.

Мне было страшно потерять свободу, но именно после того, как дала обет, я ее как раз приобрела. Меня не мучают сомнения, когда пить вино, а когда не пить, домашние застолья у нас всегда без спиртного. И нет при этом никакого смущения, взаймы на алкоголь не даешь, и слово твое при этом твердое, так как Господь помогает. Священник Игорь Бачинин нам постоянно напоминает: “Не с пьянством надо бороться, а трезвость надо утверждать”. Стержневым способом в православном опыте утверждения трезвости является – принятие обета трезвости.

В современной жизни нам нужно много сил, чтобы привести своих близких к трезвой жизни. Очень важно осознать, что надо просить сил у Бога, давать обет трезвости ради своих близких, чтобы своим примером, новым образом жизни, твердым словом вести их к трезвению.

Я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность сознательно прийти к обету трезвости и позволяет помогать людям, живущим рядом.

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here