Род литературы стихотворения молитва лермонтова

Советуем ознакомиться род литературы стихотворения молитва лермонтова с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»

Последние записи

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

Лермонтов «Молитва»

Опубликовано чт, 07/09/2015 – 11:00 пользователем iadmin2

Стихотворение написано в 1839 году для княгини Марии Щербаковой, которой Лермонтов был увлечен.

Тема стихотворения — возникновение в душе человека высоких чувств.

В произведении передается состояние «душевного просветления», которое противопоставлено «трудной минуте жизни». Поэт возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит героя к «светлым душевным порывам».

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный и трехстопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

В начале стихотворения возникает образ печали и смуты: трудная минута, в сердце — грусть. Это подчеркивается выразительным глаголом «теснится».

В такую минуту и обращаются к Богу: «одну молитву чудную твержу я наизусть. » Какую молитву твердит лирический герой — тайна. Так же таинственна для самого героя и сила воздействия слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная святая прелесть в них». Все эпитеты в этих строчках очень выразительны: на них строится образ стихотворения.

Первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращение к молитве, вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, а третья строфа рассказывает о действии молитвы, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: тоску и томленье сменяют вера, надежда, слезы облегчения.

Молитва названа поэтом «теплой заступницей мира холодного». Здесь звучит важная для творчества поэта антитеза: «холодному миру», образу, появляющемуся во многих произведениях поэта, противопоставлена «теплая заступница». Важны также противопоставления в первой и третьей строфах: трудную — легко, теснится грусть — бремя скатится.

Поэт обращается к чувствам. Для этого он использует звукопись, точнее ассонанс (использование гласных звуков для создания звукового образа). В первой строфе он создается повторяющимися «у» (13 повторений). В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные — открытые «а», «э». Строчки становятся «легче», как бы «взлетают». Так поэт передает чувство облегчения, покоя, которое приносит молитва.

Поэт использует в стихотворении приподнятую лексику. Важные слова в этом стихотворении — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией.

Анализ поэтического текста. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».

Анализ поэтического текста. Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Молитва". Стихотворение написано в 1839 году под влиянием княгини Марии Алексеевны Щербатовой, кторая велела поэту молиться, когда у неё тоска. Стихотворение состоит из трёх строф и написано трёхстопным ямбом с перекрёстным способом рифмовки.

Просмотр содержимого документа

«Анализ поэтического текста. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва». »

Анализ поэтического текста

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва»

Он, этот Лермонтов могучий,

сосредоточась, добр и зол,

как бы светящаяся туча

по небу русскому прошел.

Что такое для меня Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то чувство гордости, которое охватывает, едва слышишь это имя или бросаешь взгляд на выразительное лицо с задумчивыми тёмными глазами. Это – Лермонтов! Это мой Лермонтов. С его стихами меня познакомила моя двоюродная бабушка, когда я жил у неё, когда был совсем маленьким. От неё я впервые услышал «Бородино», «Песню про купца Калашникова», «Мцыри». С тех пор прошло десять лет, и всё это время я пытаюсь понять моего Лермонтова. Вот почему сегодня я обращаюсь к его стихотворению «Молитва». Попытаюсь его проанализировать.

Стихотворение написано в 1839 г. под влиянием княгини Марии Алексеевны Щербатовой, которая, как вспоминает одна из современниц Лермонтова, велела поэту молиться, когда у нее тоска.

Стихотворение состоит их трех строф, написанных трехстопным ямбом с перекрестным способом рифмовки. Слово «молитва» очень давно вошло в нашу речь, у него общеславянский корень. Образовано оно с помощью суффикса -те от глагола «молить» (как паства, жатва, битва, клятва). Состояние прошения, мольбы – одно из самых личных, сокровенных для каждого из нас. В наше время известно, что молитва – это определенным образом подобранные словесные формулы положительных вибраций. Как Лермонтов воспринимает молитву? Как сакральный текст, произносимые вслух или про себя слова, непонятные непосвященному? Или ритуальное заклинание, священнодействие, веками остающийся неизменным набор слов, подчас устаревших, вышедших из употребления? Или же состояние просьбы, которое невозможно пред­ставить себе или описать, если никогда его не испытывал?

Для поэта молитва – «созвучье слов живых». Со-звучие, то есть со-гласное звучание каждого слова, – мощный аккорд человеческих чувств, обращенных к Богу, где каждое слово не просто на своем месте, а единственно, неповторимо и вечно. Смысл слов в молитве впитывается и улавливается не рассудком, а всей духовной сущностью человека. В молитве человек соприкасается с бессмертием. К лермонтовской «Молитве» как нельзя более точно подходит знаменитая пушкинская формула, ставшая синонимом совершенного литературного произведения: «союз волшебных звуков, чувств, дум». Может быть, речь в стихотворении идет об Иисусовой молитве «Отче наш», ведь именно эту молитву привычно шепчут губы «в минуту жизни трудную».

Для лирического героя слова молитвы – всегда живые, потому что рождены энергией высшей частоты и чистоты – энергией сердца. Примечательно, что в стихотворении 1829 г. под таким же названием («Молитва») пятнадцатилетний Лермонтов пишет о Божьем слове, в молитве явленном, теми же словами: «живых речей твоих струя». Благодатной, то есть «дающей благо», полны для Лермонтова слова молитвы, слово Божье исполнено «святой прелестью», оно «дышит» ею. Понять, объяснить эту святую прелесть невозможно. Понятая и объясненная, она перестает быть таковой, об этом и пишет Лермонтов: «непонятная святая прелесть».

Первая строфа с точки зрения пунктуационных правил не вполне безупречна, куда логичнее было бы поставить запятые в конце первой и второй строк. Тогда вторая строка становится придаточным предложением, а стихотворение обретает грамматическую и синтаксическую правильность. Однако постановка знаков препинания обусловлена композицией произведения (архитектоникой). В первых двух строках дана экспозиция, обращенная к последующим десяти строчкам двоеточием, а кульминационная предпоследняя строка предваряется тире. Развязкой служит последняя строка стихотворения. При такой расстановке знаков препинания произведение приобретает удивительную стройность. Двоеточие отзывается тире, как своеобразным эхом. Многоточие, завершающее стихотворение, придает всей «Молитве» ощущение неисчерпаемости, бесконечности. Созданию такого эффекта способствуют три союза «и» в последних двух строчках: «И верится, и плачется, / И так легко, легко. ».

Метафоры (теснит ль в сердце грусть; дышит святая прелесть), эпитеты (молитва чудная, святая прелесть; слов живых), сравнение (как бремя скатится) составляют образную основу этого уникального поэтического творения. Разговорное сочетание (трудная минута) сообщает стиху доверительную интонацию; славянизм (бремя, благодатная) настраивают на торжественный, возвышенный лад. Словесные повторы подчеркивают состояние духовного освобождения. Антонимичные понятия (бремя – легко) отражают изменения во внутреннем состоянии лирического героя. Прием инверсии (минуту жизни трудную; теснится ль в сердце грусть; твержу я; созвучье слов живых) придает стихам особую весомость и значимость.

В стихотворении три возвратных глагола. Но если в первой строфе глагол «теснится» обозначает внутреннее состояние лирического субъекта, то в последней строфе два безличных глагола (верится, плачется) существуют в пространстве стихотворения автономно, независимо ни от кого. Материальное «я» проливается слезами, растворяется в «созвучье слов живых», в свете веры и становится невесомым. Так с помощью поэтического языка автор поведал о духовном преображении. Состояние легкости даровано лирическому герою силой Того, к Кому обращена молитва.

В каждой строфе можно выделить ключевой словообраз: в первой – это сердце, во второй – слово, в третьей – душа. Эта цепочка слов обозначает путь, обязательный маршрут духовного очищения и освобождения. Слово, исторгнутое сердцем и обращенное к Богу, возвышает душу.

Звуковой узор стихотворения удивительно разнообразен. В первой строфе доминируют грустные, «узкие». Наименее звучные гласные – «ум», «и», воспроизводящие приглушенные слова молитвы. С помощью ассонанса передается некоторая напряженность во внутреннем состоянии лирического героя, ожидающего чуда. Но к концу стихотворения гласные становятся более звучными, широкими и свободными. В 5 и 7-й строках доминирует «а», придавая поэтической речи открытость и вольность. Слова вырываются на простор, обретают силу, что подчеркнуто ассонансом «а». Дважды повторенное наречие «легко» вносит ощущение легкости, полета, свободы от узких, тесных рамок повседневности. Молитва уносит лирического героя к вершинам свободного, творческого бытия.

Отзвук этого маленького лермонтовского шедевра ощущается в стихах поэтов XX века. В 1931 г. Мандельштам пишет:

Жил Александр Герцевич,

Он Шуберта наверчивал,

Как чистый бриллиант.

И всласть, с утра до вечера,

Несмотря на то, что текст Мандельштама носит шуточный характер, оба произведения сближает внутренняя мелодия; влияние лермонтовского стихотворения здесь очевидна. Стихи Лермонтова схожи с ажурной, тончайшей конструкцией, подобны безупречному архитектурному произведению. Не удивительно, что Мандельштам, особенно чутко воспринимавший красоту архитектуры, использует тот же ритм и мотив, возможно, не задумываясь о подражании великому поэту, а безотчетно поддавшись властному очарованию лермонтовских строк.

Целевая аудитория: 10 класс.

Урок соответствует ФГОС

Анализ поэтического текста. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».

Автор: Ухабина Мария Григорьевна

Похожие файлы

Подтверждение авторства

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…)

Михаил Юрьевич Лермонтов в своем произведении «Молитва» точно описал чувства, свойственные многим верующим людям. В этом стихотворении открылись новые грани личности поэта. Он верит в Бога и надеется на избавление от тяжестей судьбы и сомнений. Поэт будто исповедуется перед читателем и открывает ему секрет легкой жизни. Он проводит читателя по пути от отчаяния до очищения души.

В первой строфе Лермонтов представляет мрачное настроение лирического героя, от которого и призвана избавить молитва. Какая из многочисленных молитв приносит ему успокоение, остается тайной.

Независимо от этого в каждой молитве содержатся живые слова. Они наполнены духовным смыслом и даруют благодать, что означает надежду на спасение души. Во второй строфе Лермонтов олицетворяет безликие слова, они «живые» и «дышат». Притом он не может объяснить природу божьей благодати, скрытой в молитве.

Третья строфа описывает воздействие молитвы. Вера заменяет сомнения и вызывает слезы облегчения. Единственное действие, которое совершает лирический герой – твердит слова молитвы. Все остальное происходит с ним независимо от его воли. Не сказано, чем заслужил герой искупление, а значит, оно даровано Богом.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…» (Молитва)

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» – самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой – это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Анализ стихотворения “Молитва”

Идея: Благодатная сила молитва помогает пережить трудные минуты нашей жизни

Рифма: перекрестная (чередуется дактилическая и мужская рифмы)

В этом стихотворении очень ярко проявляются образы чувств: образ печали, смуты в начале произведения и образ легкости, облегчения в конце. Чтобы яснее почувствовать первый образ, используются такие тропы, как эпитет (В минуту трудную), метафора (Теснится в сердце грусть). Используется также инверсия для выделения интонационно смыслового слова (В минуту трудную; молитву чудную; сила благодатная и т д). Также для создания образа смуты автор использует ассонанс (Повторяется звук [у]).

Все это придает ощущение тяжести на душе. Противопоставляется грусти чувство облегчения. такой прием называется антитезой. В этом стихотворении он не только угадывается, но даже и ясно представляется текстуальными антонимами (Трудную – легко; теснится грусть – бремя скатится). Для создания образа легкости тоже используется метафора (Бремя скатится) и повтор (легко-легко). Изменился и звуковой фон: гласная [у] пропала, а появились [а],[э]. Эти звуки более открытые, в отличие от [у].

Еще одним важным образом является образ самой молитвы. В его создании используются инверсионные эпитеты (Молитву чудную; сила благодатная; слов живых) и метафора (Дышит прелесть). Молитва показана нам чудодейственной силой, и именно она облегчает жизнь человека, она заведует теми святыми изменениями состояния души человека. Заметим также, что в стихотворении только одни глагол напоминает нам о существовании лирического героя: я твержу. Все остальные глаголы говорят о молитве и состоянии души.

Таким образом, первая строфа – это описание состояния души лирического героя, вторая – описание силы и прелести живых слов этой молитвы, третья – рассказ о том, что приносит человеку сила благодатная.

Мне нравится это стихотворение из-за его необыкновенной чувственности. Оно заставляет прожить меня состояние героя. и самое главное – я верю написанному Лермонтовым.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Текст «Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою…)» М. Лермонтов

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в мире безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания,

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» 9 класс

Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.

Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.

Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.

Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.

В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.

Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here