Советуем ознакомиться санта мария маджоре молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Базилика Санта-Мария-Маджоре в Риме (Basilica di Santa Maria Maggiore)
Содержание
На piazza di Santa Maria Maggiore (пьяцца Санта-Мария-Маджорe) pacпoлoжeна oдна из сeми главныx римскиx церквeй — базилика Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore, V в.). Это caмый бoльшой римский xрам, пoсвящeнный Дeвe Марии. Базилика, ocнованная папой римским Либeриeм, называeтся тaкжe Либeриана, или Xрам нa снeгу (Santa Maria della neve).
Базилика Санта-Мария-Маджоре нe рaз мeняла свой облик, но, нeсмотря нa сочeтаниe разныx cтилeй, пpeдcтавляeт собой дoстаточно гармоничноe сooружeниe.
Кoлокoльня со шпилeм (75 м), пoстpoeнная в 1377 гoду, cчитaeтся самой выcoкой в гopoдe. Нынeшний грандиозный фacaд, сквозь проeмы портика кoтopого просматриваeтся мозаика прeжнeго фacaда, выполнeн в сepeдинe XVIII вeка пo проeкту Фeрдинандо Фуга. Ввepxу нa зoлoтом фонe изoбpaжeн благословляющий Xристос, a нижe — чeтырe сюжeта из лeгeнды о снeгe. вo врeмя рeлигиозныx праздников папа повтopяeт жeст Xриста, благословляя собравшиxся, поэтoму вeрxняя ложа называeтся «ложeй благословeния». oт V вeка в базиликe ocтались цeнтpальный нeф, кoлoнны (иони чeский ордeр) нeфа и мозаики (нaд кoлoннами) нa сюжeты из Вeтxого Завeта.
Знaмeнитый кeссонированный потолок (XV в.) блистаeт пepвым зoлoтом, пpивeзeнным нa корабляx Колумба из Нового Свeта. Зoлoто подарил xраму папа Алeксандр VI Борджа, поэтoму нa потолкe изoбpaжeн eгo гeрб.
Aпcиду в Санта-Мария-Маджореyкpашаeт мозаика «Коронованиe Дeвы Марии» (Якопо Торрити, 1295). Балдаxин (1740) поддeрживают порфировыe кoлoнны, отдeланныe бронзой. Интeрeс пpeдcтавляeт гoтичecкая гробница кардинала Родригeса (1299) — она выполнeна в тexникe косматeско и нaxoдится cпpaва oт главного алтapя.
В крипте Санта-Мария-Маджоре, куда вeдут нaчинaющиeся cпpaва и слeвa oт алтapя лeстницы, в рeликварии xpaнится 5 фpaгмeнтов Святыx яслeй, в кoтopыx лeжал младeнeц Xристос. Пepeд рeликвариeм Игнацио Джакометти изoбpaзил колeнопрeклонeнного папу Пия IX, застывшeго в молитвe (XIX в.). Здecь жe нaxoдятся рeликвии апостола Матфия.
Капелла Святыx Таинств (или Сикстинская) нaxoдится в южном рукавe трансeпта. дoмeнико Фонтана пocтроил ee пo заказу папы Сикста V (1584—1587) в клаccичeском cтилe. Он жe cдeлaл надгробиe нa могилe папы.
Капeлла в плaнe пpeдcтавляeт собой рaвностopoнний (грeчeский) кpecт. ee купол завeршаeтся выcoким свeтовым фонарeм. В цeнтpe ycтановлeна бронзовая скиния, кoтopую поддeрживают чeтырe ангeла. Eсли спуститься в крипту, мoжнo yвидeть остатки мpaморного presepe (рождeствeнского вeртeпа) XII вeка.
В сeвepном трансeптe в капелле Боргезе (она жe Паулине), нaзвaнной пo имeни папы Павла V Боргезе, xpaнится дрeвняя икона Богоматeри, написанная, пo прeданию, eвангeлистом Лукой. Имeнно эту икону дeржал в рукаx папа Григорий Вeликий, шeдший вo главe процeссии и моливший об избавлeнии oт чумы, кoгда eму явился ангeл, вкладывающий мeч в ножны. c тex пор иконe молятся, прося об исцeлeнии, и называют «Дарующeй здоровьe народу Рима» (Salus Popoli Romani).
Капелла Сфорца пoстpoeна Джакомо дeлла Порта пo пpoeкту Микеланджело.
Xрам нa снeгу
В 352 гoду папe Либeрию явилась вo снe Дeва Мария: вeлeла eму пocтроить церковь нa мecтe, гдe нa слeдующий дeнь выпадeт снeг.
Проснувшись утром 5 августа, изумлeнныe римлянe yвидeли заснeжeнный склон Эсквилина. Папа тут жe начeртил тростью прямо нa снeгу план будущeй церкви, a знaтный мирянин Иоанн, тожe видeвший вo снe Богopoдицу, пожeртвовал дeньги нa строитeльство.
С тex пор eжeгoдно 5 августа в церкви отмeчаeтся праздник Дeвы Марии Снeжной, нo вмecтo снeжинок нa головы вeрующим из-под купола лeтят тыcячи бeлыx лeпeстков.
Приход Успения Богородицы г.Комо
Русская Православная Церковь Московского Патриархата / Chiesa di Dormizione di Maria Vergine Madre di Dio del Patriarcato di Mosca Chiesa Ortodossa Russa a Como
Главное меню
Санта Мария Маджоре
Собор именуется «Маджоре», что значит — больший: по своей величине и важности он превосходит все существующие в Риме церкви во имя Божией Матери (числом до восьмидесяти). Основан он в 352 г. римским вельможей Иоанном, при святом Ливерии исповеднике, папе римском (память 27 августа), вследствие бывшего им видения во сне. Иоанн был муж весьма благочестивый и, не имея детей, возымел намерение пожертвовать все свое имущество на дела, благоугодные Богу. Однажды во сне ему явилась Божия Матерь и повелела соорудить храм Ее имени на том месте, на котором он на следующее утро увидит свежевыпавший снег. Подобное же видение в ту же ночь было и папе Ливерию. На другой день и вельможа Иоанн, и папа Ливерий, услышав о выпавшем на вершине Эсквилинского холма снеге, отправились туда и действительно увидели близ рынка Ливии снег. Это произошло 5 августа, а август в Риме обычно жаркий месяц. На этом именно месте вельможа Иоанн и соорудил, с благословения св. Ливерия, настоящий собор во имя Божией Матери, который в воспоминание вышеозначенного чудесного события именуется иногда «Божия Матерь в снегах’ (Madonna della Neve), («Чуду со снегом» посвящена мозаика XIII в. над входом в базилику), а по имени папы Ливерия, с благословения которого он основан, называется «базиликой Ливериевой» (Basilica Liberiana). В этой базилике св. Григорием Двоесловом, папой римским, были произнесены две его беседы на Евангелие: 8-я и 21-я.
Главный вход в собор устроен в восточной его стене, прилегающей к площади Божией Матери «Маджоре», но есть и другой вход в собор — со стороны Эсквилинской площади.
На особом возвышении под богатой сенью, утвержденной на четырех высоких порфировых столбах, обвитых пальмовыми ветвями из позолоченной бронзы, стоит главный престол, иначе — папский алтарь, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Под возвышением, на котором стоит главный престол, устроен особый нижний придел (Confessione).
Спуск в этот придел представляет из себя полукруглое место, примыкающее к упомянутому возвышению с восточной стороны и обнесенное загородкой с двумя двустворчатыми дверцами направо и налево. От тех и других дверец ведут вниз мраморные лестницы, в восемнадцать ступеней каждая; спустившись по одной из этих лестниц, богомолец подходит к престолу, существующему в нижнем приделе. Над этим престолом в особом шкафу с двустворчатыми дверцами хранятся ясли, в которых некогда лежал Богомладенец-Христос (Presepio di Cristo).
Ясли эти перенесены в Рим в 642 г. вместе с мощами блаженного Иеронима, и тогда же положены в настоящем соборе. Ясли ныне не существуют уже в первоначальном их виде: пять досок, из которых они были составлены, разобраны и сложены вместе. Доски эти из тонкого дерева, почерневшего от времени. 25 числа каждого месяца, от 8 до 12 часов дня, ясли доступны для всенародного поклонения. В другое же время они показываются богомольцам только с особого разрешения настоятеля собора.
Внутри того же престола, находящегося в нижнем приделе, как видно сквозь имеющееся в передней доске означенного престола отверстие с решеткой, стоит гробница, в которой почивают:
— часть мощей апостола Матфея (память 9 августа);
Сей Матфей, бывший сначала в лике 70 апостолов, по Вознесении Господнем причислен был по жребию к лику двенадцати апостолов вместо Иуды-предателя (Деян. 1, 12-26). Части мощей апостола Матфея находятся еще в городах Павии (Италия) и Трире (Германия). Сего апостола Матфея не надобно смешивать с апостолом и евангелистом Матфеем (память 16 ноября).
— мощи св. апостола Епафраса, одного из числа 70 апостолов (соборная память 70 апостолов 4 января); о нем апостол Павел упоминает в послании к Филимону (23 гл.); Св. апостола Епафрас был первым епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя. Часть честной ноги сего апостола сохраняется в соборе во имя св. апостола Павла на Остийской дороге.
Базилика Санта Мария Маджоре
— мощи блаженного Иеронима Стридонского (память 15 июня и в субботу сырной седмицы, вместе с памятью «всех преподобных и богоносных отцов, в подвиге постническом просиявших»);
Родиной блаженного Иеронима был небольшой славянский городок Стридон на границе Далмаций и Паннонии (Венгрия). Первоначальное образование блаженный Иероним получил дома, а дальнейшее в Риме, где любил в воскресные дни посещать гробницы мучеников в катакомбах. Удалившись из Рима в 372 г. на Восток, блаженный Иероним проводил там аскетическую жизнь в течение десяти лет. В 382 г. блаженный Иероним возвратился в Рим, где провел около трех лет, помогая в церковных трудах папе Дамасу. По смерти Дамаса блаженный Иероним снова отправился на Восток и поселился в Вифлееме близ вертепа, где родился Христос Бог наш. В Вифлееме блаженный Иероним занимался переводом Священного Писания на латинский язык и другими учеными трудами. Здесь же он и скончался в 419 г. В 642 г. честные мощи блаженного Иеронима были перенесены из Вифлеема в Рим, где и положены в настоящем соборе, в одном из боковых приделов, откуда в 1587 г. были переложены в гробницу с мощами св. апостола Епафраса.
— мощи преподобных Редемиты и Ромулы, живших и подвизавшихся в конце VI в. (память преподобных Редемиты и Ромулы, как местночтимых угодниц Божиих, совершается в Риме 23 июля); О них упоминает св. Григорий Богослов в 15 главе IV книги своих собеседований о жизни и чудесах Италийских отцов. Редемита была старицей, а Ромула — ее ученицей в иноческих подвигах; жили они обе, вместе с другой ученицей Редемиты, в Риме в одном доме, находившемся близ базилики Божией Матери «Маджоре». Бедны были они материальными средствами, но богаты добродетелями.
Близ самого главного престола, с левой стороны от главного входа, находится придел Павла, или Боргезе (Capella Paolina, она же Capella Borghese), называемый так по имени соорудившего его папы Павла V (1605-21) из фамилии Боргезе.
В этом приделе на стене за главным престолом, прямо против входа в придел, помещается древняя чудотворная икона Божией Матери «Спасение народа римского». Эта икона, по преданию, писана апостолом Лукой и привезена в Рим с Востока св. царицей Еленой. Первоначально она стояла в домовой церкви пап при Латеранском соборе, что ныне именуется «Святая Святых» (Capella «Sancta Sanctorum»), но в V в. папа Сикст III, вслед за торжеством Церкви над нечестивой ересью Нестория, перенес ее в настоящий собор. Наименование «Спасение народа римского» (Santa Maria «Salus populi romani») присвоено этой иконе потому, что именно ее св. Григорий Двоеслов, папа римский, обносил в 590 г. с крестным ходом по Риму во время свирепствовавшей моровой язвы, прекратившейся тогда же заступлением Царицы Небесной. Во время крестного хода св. Григорий удостоился видеть чудесное явление Архангела Михаила, влагавшего смертный меч свой в ножны (язва прекратилась тотчас же). В воспоминание сего чудесного события башня (Mausoleo d’Adriano) и мост Адриана переименованы в «Крепость святого ангела» (Castel Sant’Angelo) и «Мост святого ангела» (Ponte Sant’Angelo). В самой верхней части башни сооружена при папе Вонифатии IV церковь во имя Архангела Михаила, наименованная церковью «святого ангела на облаках» (Capella «Sanct’Angelus inter nubes»), а на крыше башни поставлена в XVI в. мраморная статуя, изображающая того же Архангела Михаила, замененная в XVIII в. бронзовой статуей, существующей и доныне и изображающей Архангела, влагающего меч свой в ножны (с левой стороны крепости виден крытый коридор, устроенный на больших арках и ведущий к папской резиденции — Ватиканскому дворцу; по этому коридору папы в Средние века спасались бегством из Ватикана в Крепость святого ангела от буйства своих поданных.
По стенам, идущим от главного входа к главному престолу и поддерживаемым двумя рядами колонн из белого мрамора, в промежутке между карнизами, венчающими колонны, и окнами, видны существующие с V в. 27 мозаичных изображений, сюжеты которых заимствованы из ветхозаветной священной истории (из историй Авраама, Иакова, Моисея и Иисуса Навина).
Первоначально этих мозаичных изображений было сорок два, но из них шесть были сняты для устройства удобного входа из средней части храма в боковые приделы, а остальные девять истреблены были временем или повреждены при последовавших неоднократных переделках в соборе и в настоящее время заменены живописными.
На эти мозаичные изображения ссылался папа римский Адриан в защиту иконопочитания в своем послании к Седьмому Вселенскому Собору (787 г.).
Триумфальная арка, отделяющая среднюю часть собора от устроенного в западной его стене углубления, соответствующего горнему месту в православных церквах, также покрыта мозаичными изображениями, существующими с V в. Сооружены они были Сикстом III, папой римским, в ознаменование последовавшего на Третьем Вселенском Соборе торжества Церкви Христовой над ересью нечестивого Нестория, отрицавшего наименование Пресвятой Девы Богородицей. Предметы этих мозаичных изображений заимствованы из событий рождества и детства Христова. Наконец, стены и полукупол горнего места тоже покрыты мозаичными изображениями, но позднейшего времени (XIII и XIV вв.). Из других достопримечательностей храма назовем позолоту потолка, выполненную из золота, привезенного Колумбом из Америки, и прекрасный пол XIII в. с орнаментом в стиле «косматеско».
Эта базилика — четвертая по величине церковь Рима и единственная, сохранившая свой первоначальный вид почти целиком.
Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.
Молитва в камне: символы косматеско в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме 396
Full Text (PDF, 7740 kb)
Read full text (HTML)
Citation Google Scholar
Все архитектурные элементы в средневековом храме, как и он сам, являются единым символическим пространством, где все детали репрезентируют идею Бога и обращены либо к верующим, либо к Создателю непосредственно. И в этой системе мозаичные полы мастеров Космати не являются чуждым элементом – по сути, это не что иное, как молитва, созданная в камне, но при этом молитва живая, представленная сложным языком в мозаичных рисунках христианских образов. В статье на примере римской базилики Санта-Мария-Маджоре рассматриваются богатые семиотические возможности косматеско в выражении идей и представлений своего века. Автор восстанавливает значение символов стиля, опираясь на тексты эпохи и реконструкцию воззрений Средневековья, сделанную историками искусства и религии.
Тип: научная статья
Ссылка для цитирования
По христианским представлениям, человек, с верой произносящий имя Христа или Святой Троицы, выходит за пределы земной реальности – молитва летит в горний мир к Престолу Вседержителя, что и определяет значение комбинированной фигуры. Все четыре блока фигуры (3+12) составляют также единую осевую композицию, где 12 больших кругов выстроены в единую линию от входа к алтарю. Именно она объединяет и концентрирует сопутствующие символические ряды. И семантика их очевидна: 12 апостолов – 12 столпов Небесного Иерусалима, так как сказано: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21:14). Здесь же возможны следующие толкования: 12 месяцев и четыре сезона, определяющие земной хронотоп, и 12 знаков зодиака с четырьмя стихиями (огонь, воздух, вода, земля), составляющими материальную основу всего сущего. Впрочем, подробнее мы разберем эту символику ниже.
Санта Мария Маджоре и Алтарь Неба
У всех, кто неоднократно бывал в Риме, есть свой любимый храм.
Все зависит от момента, от настроения- у кого то это невероятно прекрасная Санта Мария Маджоре, у кого-то Санта Сабина, у кого-то церкви пьяцца дель Пополо…
Э то не имеет никакого отношения к вере, это просто одно из любимых мест, которое остается в памяти и куда с удовольствием приходишь снова каждый раз.
Разделяю восхищение Санта Мария Маджоре- она прекрасна.
Кстати, если в Латеране на исповедальнях написано, на каком языке ты можешь исповедаться, то в крипте Санта Мария Маджоре лежат листочки и конвертики и на многих языках, включая русский, написано, что службы совершаются ежедневно, и здесь вы можете написать, за кого молиться, пожертвование не обязательно, просто напишите, и опустите конвертик в ящик.
Снег в Риме не каждую зиму выпадает, а уж летом..
Но наутро к епископу прибежал народ- на Эсквилине этим утром выпал снег… и в 352м году был заложен первый камень будущей базилики.
Один из самых красивых ритуалов совершается здесь ежегодно 5 августа- с купола на головы прихожан сыпется снег- тысячи белоснежных лепестков роз, а вечером, после традиционного концерта на площади, «снегопад» начинается и там.
"Санта Мария Маджоре смотрит с печалью в глазах…"
Совершенно непримечательное здание в виде креста возвышается над Капитолием. Когда здесь был римский Храм Неба- Ара Коэли.
Простой коричневый фасад за которым скрывается невероятная красота.
А внизу навстречу солнцу вышел монах- францисканец.
Он замер на площади, прикрываясь от бьющих в глаза ярких лучей римского солнца.. и просыпался Вечный город, и разливалось синее римское небо над своим храмом..
На этот раз все вокруг было в сиреневом инее- под синим мартовским небом запорошила Капитолий глициния, накрывая все своим ароматом….
Однажды предсказательница поведала императору Августу, что однажды придет король с неба в облике человека, и будет царствовать в веках, и принесет мир.
И вскоре перед императором разверзлись небеса и появилась девушка неземной красоты с младенцем в руках:
-Вот Алтарь Господина мира,- произнесла она, и алтарь был вскоре сооружен.
Потом греческие монахи основали здесь монастырь, им на смену пришли бенедиктинцы…
Но Алтарь Христа появился задолго до того, как мир узнал о Спасителе.
Храм Аракоэли с тех пор считается символом торжества христианства над язычеством…
Хотя считается, что мощи были увезены когда-то в Константинополь и здесь осталась только частичка, а в последствии оказались в Венеции на острове Сант Элена, получившему свое имя благодаря этому событию (но это уже отдельная легенда), к Святой Елене приходят и сюда.
В сочельник лестница украшается свечами, собирается очень много народу, волынщики в кожаных сандалиях по традиции горцев пошедших времен играют рождественскую музыку.. горят лампы и свечи и вот наступает полночь…
Статую младенца Иисуса выносят под покрывалом из часовни к церемониальному барочному трону перед алтарем, снимаю покрывало и начинается праздничная месса.
Украшенный драгоценностями Младенец Рима принимает подношения- подарки от римских детей. А дети молятся и читают стихи перед ликом Бамбино.
На Крещение статую возносят к вершине лестницы для благословения народа Рима.
(фото из интернета)
У многих особое отношение к Бамбино ди Рома, по преданию, сделанного из оливкового дерева Гефсиманских садов.
Считалось, что маленькая статуя исполняет просьбы в ответ на молитвы.. и если ты услышан- губы младенца краснеют.
Но.. в 1984 году статуя была украдена. До сих пор неизвестно кто и зачем это сделал и где находится Младенец Рима.
Статую заменили и говорят, что «новый» бамбино тоже слышит обращенные к нему молитвы…
Это колонна из дворца императора- задолго до возникновения христианства здесь стоял Алтарь Спасителя…
- Добавить комментарий
- 1 комментарий
Android
Выбрать язык Текущая версия v.209