Советуем ознакомиться свеча церковная и молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Что такое “сретенская свеча” и ее назначение. Сретенские суеверия..
Содержание
О сретенских свечах
Любая церковная свеча – это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: “Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь).” Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: “Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечмсляете имена)”.
О “чудодейственных” сретенских свечах и сретенской воде.
Также и со “сретенскими свечами” – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что “сретенским свечам” следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно.”Сретенские свечи” православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.
Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва.
Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.
Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!”.
Например: “Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить”, “Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис”, “Отче наш” – сильная молитва, но Иисусова — сильнее”, “Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом”.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Как почистить квартиру от негатива с помощью церковной свечи
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».
“Мой дом – моя крепость”. Эта пословица не зря издавна придумана людьми, ведь наше жилище – это наша защита, место, где тихо и тепло, где царит мир и спокойствие.
Но порою в веренице будничных дней мы невольно начинаем замечать некоторые странности, которые происходят в нашей квартире. Сначала, возможно, не придаём этому особого значения, но впоследствии понимаем, что это очень серьёзно – нарушена энергетика дома. Как очистить квартиру от негатива самостоятельно? В нашей статье вы найдете ответы на этот вопрос.
Как очистить энергетику квартиры, основные правила
Это вполне возможно, если вы верите в то, что делаете и придерживаетесь определённых советов знающих в данной сфере людей.
Основные правила и действия для чистой энергетики дома
- Генеральная уборка. При каждой уборке квартиры вы очищаете её от “грязи”, а значит, и от негатива. Постирайте шторы, выбейте ковры, помойте окна, чтобы чистота вошла в дом и наполнила его светом.
- Избавление от хлама.Уберите из дома весь хлам – и изменения в энергетике будут заметны сразу. Ведь старые и ненужные вещи накапливают негативную энергию прошлого и не дают новому войти в дом.
- Морская соль.Не только поможет избавиться от негатива в квартире, но и сбалансирует энергию внутри неё. Её можно использовать как кристаллами, так и в растворённом виде. Обязательно делать это на открытом пространстве, избегая шкафов, комодов и др.
- Очистка звуком.Звук – самая сильная вибрация, которую человек может ощущать физически. Именно поэтому он способен разрушать неблагоприятную энергию. Разновидности звука можете использовать на своё усмотрение, главное, чтобы он был приятным на слух.
- Эфирные масла.Использование ароматических приспособлений защитит ваш дом от негатива и подарит приятные ощущения чистоты, аромата и комфорта. Масло для такого обряда нельзя выбирать хаотично, нужно перед этим ознакомиться с информацией о каждом. Да, и его запах непременно должен вам нравится.
- Зелёные растения.Растение, которые мы выращиваем, дают нашему дому кислород. Это известный и изученный факт. Но мало кто знает, что они же могут насыщать пространство позитивом. При выборе комнатных растений будьте предельно внимательны. Ведь кроме полезных, существуют и так называемые, “растения-вампиры”. Не нужно, чтобы их было слишком много, важно, какие это растения, как и где они стоят в той или иной комнате.
- Энергетические картины, лики святых.Сами по себе они не являются источниками какой-либо энергии, они служат “проводниками”, по которым она проникает в дом. Будьте предельно аккуратны при выборе такого произведения искусства, так как эта вещь будет находиться постоянно в определённой комнате, а значит, должна нести только позитивное людям, которые проводят там большее количество времени.
- Энергетическая защита.Такая защита достаточно индивидуальна. Для этого нужно только представить (даже придумать) защитный предмет, затем изготовить его и поставить “на страже” в удобном для вас месте. Наполняясь вашей энергией, он будет верно защищать дом.
- Семейный алтарь.Это сакральное место в доме, которое постоянно находится в одном месте (желательно не делать его временным), и о котором знаете только вы. У алтаря нужно проводить духовное очищение что, в свою очередь, гармонизирует энергетику и вашу, и всей квартиры.
Очистить квартиру от негатива свечой
Но самым распространённым способ очищения квартиры является церковная свеча, она, как незримая духовная сила, наиболее близка каждому человеку. очень просто, но нужно помнить, что без веры в сердце и без праведных знаний сделать это будет сложно, да и практически невозможно. Как очистить квартиру церковной свечой? Вот несколько способов такой чистки.
Свеча – это символ стихии огня, а он, как известно, преобразовывает энергию. Для энергетической чистки используются восковые церковные свечи. Нужно пройти с ней от входа в дом и дальше, по периметру каждой из комнат, по часовой стрелке.
Можно задержаться в углах и проёмах, где скопление негатива наиболее сильное. Не пугайтесь, если свеча будет чадить и трещать. Если же она горит тихо и спокойно – это знак того, что чистка завершена. После обряда поставьте свечу на алтарь у святого лика, чтобы она сама догорела.
Приобретите в храме свечку, и выполните чистку своего дома по следующим правилам.
Как почистить квартиру с помощью церковной свечи
- Перед началом чистки нужно окропить все углы в доме святой водой, затем смочить ею руки и лицо.
- Начинать очищение нужно с наружной стороны двери, расположенной у входа.
- Далее зажгите свечу и проведите несколько раз от двери по часовой стрелке. Над глазком обязательно проведите свечой три раза крест-накрест, также над ручкой и звонком.
- Затем всё то же с внутренней стороны.
- Сама квартира обрабатывается слева направо.Стены – волнообразными движениями, дверные ручки – крестообразными. Очищаются и стены, и углы, и вся мебель. Не забывайте делать это осторожно, чтобы не произошло воспламенения.
Если где-либо свеча начинает гореть сильнее, трещать и плавится чёрным, значит, это самое “грязное” место в доме. И тогда проводить чистку нужно, пока пламя не станет ровным и не успокоится.
- Очень тщательно нужно чистить туалет и ванную. Особое внимание непременно обратите на зеркала в этих комнатах. Там зачастую накапливается весь негатив. Незадолго до обхода помойте зеркало и опрыскайте святой водой.
- Когда пламя свечи успокоится окончательно, вернитесь к входной двери и проведите обряд ещё раз. Сгоревшие свечи и саму гарь от неё нужно выбросить.
- В конце вымойте руки, окуните их святую воду и дайте высохнуть. Очистив квартиру, вы почувствуете долгожданное спокойствие.
Поэтому упорядочите свои мысли, чтобы они были настроены только на позитив. И постарайтесь впредь не злиться, быть более терпимыми к окружающим и выкинуть «ненужное» из головы. И как это ни сложно, но не приглашаете в свой дом тех, кто вам неприятен, кто обидел словом или делом, кто на ваш счёт имеет злые помыслы.
Церковная свеча – сильный избавитель от всего негативного
Обычная церковная свеча производится из трех стандартных элементов: животного жира, пчелиного воска и фитиля. Казалось бы, обычный состав, которым, по сути, никого сейчас невозможно удивить. Однако все христиане искренне верят в то, что сила огня церковных свечей достаточно велика. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, они символизируют непосредственно самого человека, имея материальную (воск) и духовную (фитиль) оболочку. Как и все люди, свечи могут гореть, завораживать, дарить немного тепла. Во-вторых, они обладают несколько магическим воздействием. Считается, что если любую молитву шептать и поджечь при этом свечу, то ее сила будет увеличиваться. И вовсе неважно, находится ли молящийся в храме или в своем доме.
С давнего времени церковная свеча используется людьми в качестве сильного инструмента магического характера. Несмотря на то что церковь в принципе отрицает наличие разных плохих сущностей, которые наносят вред человеку, даже если просто окажутся рядом с ним на несколько минут, их присутствие в нашем мире чувствуют многие. Нельзя не отметить того, что пламя от церковных свечей они не могут выносить. Следовательно, свое жилище от этих неприятных гостей можно очистить самостоятельно.
Нередки случаи, когда церковная свеча помогает женщинам обрести свое счастье. Зачастую девушки с различными заболеваниями обращаются к церкви и вере. Многие после определенных молитв с подожженными свечами получали возможность забеременеть, несмотря на то что врачи уже давно лишили надежды и исключили перспективу деторождения. В принципе, несколько таких примеров можно было бы назвать случайностями, если бы не отмечалась их систематичность. Так, может быть, у свечей есть своя магия? Возможно, они могут дарить людям здоровье, надежду и веру в будущее даже тогда, когда им кажется, что выхода нет?
Существует также поверье о том, что никто не сможет сохранить секреты любого человека лучше, чем церковная свеча. Многие люди, которые доверяли им свои тайны, говорят о том, что пламя отвечает на слова. Иногда оно становится ярким и неспокойным, и, как правило, это происходит тогда, когда рассказ идет о чем-то плохом. Затем постепенно успокаивается. Нельзя не отметить, что человеку после этого становится легче. Создается впечатление, будто у него был реальный собеседник, понимающий все и сочувствующий.
Наиболее популярным является использование очистительного свойства огня. К примеру, на протяжении всей истории христианства был распространен такой обряд, как очищение квартиры церковной свечой. Считалось, что только ее пламя способно сжечь все плохое, что находится рядом с человеком: различных негативных сущностей, демонов, даже снять порчу или сглаз. Однако не только этим привлекают церковные свечи. Фото любого такого элемента может наглядно вам показать, что их огонь всегда спокоен, за редким исключением. Следовательно, они также оказывают и успокаивающее воздействие на человека. Даже если тот не может назвать себя верующим христианином, наличие церковных свечей в его доме не нанесет вреда.
Восковые свечи. Их значение при употреблении православными христианами
составитель А. А. Усинин
^ Предисловие
Восковые свечи являются таким веществом, без которого ни один христианин в жизни не может обойтись. Между тем много ли найдется таких христиан, которые бы понимали смысл и значение восковых свечей при употреблении их в храмах Божиих и при церковных священнодействиях? А от этого происходит то, что не только прихожане церквей, но и церковные старосты смотрят на восковые свечи, как на что-нибудь обыкновенное или же на вещество осветительное, не соединяющее с собою другого, более высшего назначения. При покупке свечей они обращают внимание не на материал, из которого они сделаны, а на цену, где она дешевле, не понимая того, что, покупая дешевые свечи, которые горят несравненно скорее, чем чисто восковые, они не только не соблюдают какой-либо экономии для церквей, а напротив, вводят их в значительные расходы, на восстановление безвременно почерневших иконостасов от копоти свечей с примесью церезина или каких-либо других инородных веществ. Причина такого неведения, мы полагаем, заключается в том, что церковным старостам, большая часть которых состоит из простых сословий, едва ли приходилось читать или слышать, насколько мерзко и богопротивно возжение в храмах Божиих свечей не чисто восковых. Не понимая достоинства и качеств чисто восковой свечи, они не замечают и тех различий, какие бывают заметны при горении свечей с примесью инородных веществ. Дым и копоть от этих свечей кажется им делом обычным. Чтобы соблазниться на дешевую покупку свечей, простодушным и малосведущим старостам достаточно одного названия, какое свечепромышленники дают церезину, называя его минеральным, ископаемым или, наконец, древесным воском. Какой грех, рассуждает иной староста, покупать свечи из воска, который добыт из земли или собран с восковых деревьев? Ведь деревянное масло добывается из дерева же и, однако, употребляется в церкви наравне с восковыми свечами… Как ни неправильны эти объяснения, но для малограмотного или вовсе безграмотного старосты они достаточны. Нам кажется, было бы совсем по-другому, если бы старосты сами знали или доверяли людям более сведующим, что они имеют дело не с древесным или ископаемым воском, а с церезином, происходящим от сгущения нефти, из которой выделывается керосин, и что этим-то керосином в сгущенном виде они и освещают храмы Божии. Тогда, надо полагать, как бы ни были дешевы не чисто восковые свечи, их купил бы разве такой только староста, в котором нет ни Бога, ни совести, который церковными интересами дорожит только для своих личных, корыстных целей.
Ввиду таких соображений я счел небесполезным собрать из сочинений наших духовных пастырей и архипастырей материалы, относящиеся к вопросу значения и употребления в храмах Божиих чисто восковых свеч, присоединив к ним и свои собственные наблюдения на основании опыта и долговременной практики. Желательно, чтобы изданная в свет настоящая брошюра имела успех в своем распространении среди церковных старост, церковных причтов и вообще среди всех ревнующих о благолепии храмов Божиих с тем, чтобы общими мерами искоренить то зло, которое с неимоверной силой распространилось в нашей православной Руси во вред отечественной Церкви.
^ Церковно-свечной вопрос настоящего времени
В последнее время идет борьба между изготовителями свечей из чистого пчелиного воска и свечей с церезином и со всякой похожей на воск смолой. Одни, проникнутые благочестием, желают, чтобы в церквах горели свечи чистого пчелиного воска приносные и покупаемые в церквах. Они жалеют и роскошно украшенные живописью и золотом храмы, которые коптятся от гари свечей с примесью смолы или вовсе без примеси пчелиного воска, и здоровье христиан, которые бледнеют и задыхаются в храмах гарью от свечей дешевых, дурного и возбуждающего морскую болезнь свойства, – и желают, чтобы жертва Богу приносилась чистая и ценная, насколько возможно без скупости и без обмана, совсем не подходящих к таковому святилищу, каковы наши храмы Божии, где складываются наши торговые и всякого рода житейские грехи только в покаянии, но не в виде кип свечей, и откуда изливается Божие благословение на всю нашу жизнь и на все наши дела, не исключая и торговые.
Другие, проникаясь мыслью о наживе частной (торговцы) и церковной (старосты и, к сожалению, некоторые иереи) и отлагая в сторону святость места, ценность украшения храма, здоровье молящихся и достоинство жертвы Богу, стараются и продавать и покупать для церквей самые дешевые и плохие свечи. Такие, если где есть епархиальные свечные заводы или свечные склады, купят на заводе или складе пудик-другой свечей чисто пчелиного воска, покадят для приличия, а 10-20 пудов, нужных для церкви, берут на стороне настолько плохих свечей, что и в руки взять нельзя: взял горсть, подержал, и мой руки от вони каким-то скипидаром. А храмы Божии от таких свечей пропитались особенным запахом, какой бывает на фабриках, где употребляются или выделываются едко пахучие материалы вроде нефти.
Радетели благочестия преследуют продажу церезиновых свечей, радетели наживы секретно продают такие свечи, развозя в мешках по деревням вместе с грушами, и покупают для продажи в церквах. Первые радетели конфискуют товар у последних, подвергают законным взысканиям; последние радетели стараются избежать преследования, фабрикуют такие свечи и продают их даже в рыбных лавках, рекомендуя мужичкам дешевый товар из-под прилавка с рыбой или из-за бочки с дегтем. Архиереи внушают благочинным, чтобы строго наблюдали за употреблением в церквах свечей из чисто пчелиного воска; благочинные, священники ведут по поводу этого распри с церковными старостами или ублажают их, если староста богат и угодлив, стараясь склонить добром к добру. На епархиальных съездах духовенства идут бурные толки о прекращении, упразднении вкравшихся беспорядков по части свечной и о введении новых порядков, пишутся заявления, акты, протоколы. Церковно-общественная литература тоже немало истратила чернил и типографской краски на статьи по свечной части… Императорское вольно-экономическое общество ходатайствует о вытеснении суррогатов пчелиного воска поднятием пошлины на ввоз их из-за границы; Святейший Синод (4 мая 1882 года) определил, что в церквах должны употребляться свечи только из чистого пчелиного воска, словом, идет большая возня.
Так в настоящее время во многих православных храмах приносятся в жертву свечи белые, как воск, но дешевые, как смола, и дурно пахучие, как скипидар, вместо мира многоценна, а деньги берут за эти свечи те же, что и за чисто восковые, продавая их народу. Можно брать хорошую прибыль от продажи свечей и не грешно, ибо эта прибыль идет на храм Божий и на воспитание служителей церкви, но за хорошие свечи, за пчелиные. Пусть меньше будет прибыли, но прибыль эта будет чистая, честная, что и должно, главным образом, преследоваться в храмах Божиих. Ужели мы дожили до того, что и в святилище нашем померкла наша честность? (См. А. Успенский, свящ. Мед и воск // Церковно-общественный вестник. 1884. № 33-34).
^ Материал для восковых свечей по учению святых и богоносных отцов Церкви
Итак, если воск служит, по учению Церкви, самым лучшим материалом для нашего жертвенного приношения Богу, если, кроме него и елея, ничего другого Церковь никогда и нигде не употребляла, то никакая примесь к воску не должна иметь места. Какого бы свойства эта примесь ни была, она всегда произведет в его составе изменение, а с изменением состава воск не может уже служить выражением тех духовных качеств, какие должен бы выражать. Как мог бы он служить выражением нашего смирения, нашей покорности, нашей мягкости душевной, когда выделываемая из него свеча была бы тверда, груба и хрупка? Как мог бы он служить выражением благодатного на нас действия Духа Божия, когда выделываемая из него свеча издавала бы удушливый, неприятный запах? Между тем таковые именно свойства и придают воску те примеси, какие стали употребляться в последнее время. Сопоставляя все сказанное о материале свечей в одно целое, мы приходим к тому заключению, что материалом для церковных свечей должен быть воск натуральный, пчелиный, что допущение к нему примесей – дело несогласное ни с учением Церкви, ни с вселенским преданием, что изготовленные из такого испорченного воска свечи не должны использоваться в храмах (см. Кудрявцев А., свящ. Сравнительный очерк епархиальной деятельности по свечной операции. Одесса, 1879).
^ Взгляд архипастыря на церковную восковую свечу как на благоугодную Богу жертву и как на источник поддержания храмов Божиих и других церковных учреждений
(Из поучения преосвященного Никанора, епископа Херсонского и Одесского)
Что такое восковая церковная свечка? Откуда она?
Посмотрите, подумайте, как она благополезна, как благопотребна для нашего пока еще христолюбивого народа. Вот он, простой русский человек, в своей ли темной хате, на трудовом ли поле или где-либо за тяжелым промыслом обливается трудовым потом, терпит нужду, радуется успеху, переносит скорби и болезни, гнется под бременем жизни. Вот в праздничек Господень идет он в храм Божий отдохнуть душой. А в суме у него только гроши да копейки, на душе тягота жизни, в уме всегда тускло. Веры он почти не знает, молитв также. Твердо знает он только молитву евангельского мытаря: Боже! Буди милостив мне грешному. Господи, помилуй – да другие подобные же, краткие, но многосодержательные молитвы. И вот он в церкви покупает на свою лепту восковую свечку, слитую из чистого воска чистыми руками церковниц или инокинь. И зажигает ее сам, и кладет свой земной поклон перед образом Божиим, говоря свою мытареву молитву: Господи, помилуй меня грешного. И горит его свечка перед Богом, просветляя своим светом его тусклую, но теплую веру. Дополняй, свечка, своим пламенем перед Богом его теплую, но простую молитву. Гори, свечка, и жги своим огнем его грехи пред очами милосердого Бога. Гори, свечка, в воню благоухания его смиренным жертвоприношением, жертвой его порывистой, но неумелой хвалы, его глубокого, но немноговещательного благодарения Богу за Божии дары, его сердечною молитвою о продолжении милостей Божиих, об отвращении грядущей Божией кары. И за все это благоприятная, и на все это благопригодная жертва – она одна, эта горящая восковая свечка, эта скудная лепта бедной евангельской вдовицы.
Прискорбно, что исчезает древний обычай, чтобы покупающий свечку сам же и возжигал ее пред Богом. Подошел к церкви человек, кинул свою монету на ящик церковного старосты и равнодушен, – это он принес жертву, холодную, безучастную жертву. Богу ли, долгу ли, собственному ли тщеславию – не разберешь. А обычай возжения пред Богом свечи самим приносящим ее весьма почтенный и древний. В новоосвящаемом храме, по древнему чину освящения, первую свечку возжигает и ставит за престолом собственными руками сам священнодействующий архиерей. Еще прискорбно то, что многие, а по преимуществу так называемые образованные люди, вовсе перестают жертвовать в храм. Они одолжают Господа Бога уже тем, что удостаивают изредка развлечь себя, на короткое время посетить храм Господень. Они глубоко равнодушны к вопросу, откуда, из каких средств возникают эти храмовые стены, эта иконная роспись, эти люстры, эти облачения; откуда это освещение, эти благовония, это хоровое пение. Нужно благодарить их и за то, если они удостоят весь этот богослужебный чин и строй похвалить: «Как это все нарядно и порядочно!» Забыли они и не только про то, что они члены древней апостольской Церкви, которая обязывает чад своих помнить о своей матери и поддерживать ее тем заботливее, чем сама она старше. Но забывает наша российская интеллигенция и про то, что в самых свободных странах и религиозных общинах их члены обязательно платят тем дороже, чем сами зажиточнее, – за что платят? За места в храмах, за право присутствия в них, за участие в совершаемом для них богослужении, платят в поддержание храма и его благоукрашения, в пользу труждающихся (напр. хоть бы даже стражей и звонарей), поющих, священнодействующих и проповедующих слово Божие. Ведь кто же обязан отдавать тебе свой труд даром, без взаимности с твоей стороны? Ведь церковные сторожа, как и другие церковнослужители, есть хотят и добывать себе хлеб должны своим трудом. Ведь ризы церковные своими дырами кричат о починке или об отставке на покой. А у нас холодная интеллигенция полагает, что все это задача и забота только простого народа, черного нашего люда. А если 6 и он, простой люд, стал так же полагать, что тогда?! Тогда… не станем продолжать.
«Лучше уж я пожертвую на благотворительные учреждения, на больницы, на школы, чем на этот ладан и прочую византийскую пышность». С христианской, с Христовой точки зрения – нет, не лучше. Доказательство этому – известное евангельское повествование о Христе, о жене-мироносице и об Иуде-предателе. Жена вылила драгоценное миро на голову близкому к смерти Христу, Иуда запечалился о нищих: лучше бы продать миро и отдать на нищих. А Христос сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возливши миро сие на Тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Есть какая-то неизреченная, бесконечно трогательная красота в этом евангельском образе. Подобным же образом есть своя особая трогательная красота в церкви, в благолепии храма Господня, в благообразии службы Господней, красота, которая действует и на маловерие, которая умиляет, которая смягчает и жестокие, самолюбивые сердца, располагая их к благости и милосердию. Милостыня в Церкви Христовой не оскудеет, тем паче не умрет. Наоборот, не отощает ли она до истощения на арене смертельной борьбы за существование – это вопрос. Ведь на Руси святой, где христианская благотворительность началась с храмов, пока нищих не прогоняли от порога церковного, конечно весьма немногие умирали с голоду. А в западной Европе, опоясанной усовершенствованными социологией благотворительными учреждениями вне и вдали от церкви, где сытый кидает посильные отброски своей сытости голодному пролетарию, чтобы тот не беспокоил, не грозил и не был действительно грозен; там голодные умирают на улицах столиц, при глубоком равнодушии прохожих, при ворчливом внимании только полицейского надзора, тяготящегося убирать мертвых.
Не стыдись же, просвещенный человек, купить и поставить свечку перед Богом. Это твой долг перед Церковью, это долг справедливости. Знаешь, что и эстетическое наслаждение, концерты, театры, выставки картин стоят денег. Это твой долг и перед самим собою, если ты хочешь не только слыть, но и быть и умереть христианином. Все твое – от Бога. Принеси же Богу и ты хоть что-либо. Платишь же ты на увеселения. Подай же что-либо и на церковь, которая и увеселяет, и поучает, и утверждает душу. Ведь вот вера твоя слаба, примрачна, колеблется. О христианской надежде ты позабыл. Любовь христианскую в себе ты потушил, оземленил, отяготил душу чувственностью и грехами. Молитва особенно теплая, благоговейная, сосредоточенная тебе чужда, тебе не знакома. Не стыдись же поставить Богу свечку, как делают простые сердцем люди. Пусть свечка погорит за тебя пред Богом, просветляя твою в Него веру, подъемля к небу твою на Его милосердие надежду, возгревая в тебе если и не чистую любовь к Богу, то хоть покаянное чувство и сокрушение о твоем одеревенении, вознося от образа Божия к сущему на небе Первообразу хоть и холодную, но сознательную твою покаянную молитву.
^ Пастырское увещание о дарах, приносимых в храмы Божии
(Преосвященного Амвросия, епископа Харьковского и Ахтырского)
Возлюбленным чадам моим о Господе, православным христианам паствы Харьковской. Благодать Вам от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.
По обязанности пастырей блюсти благочиние церковное я имею нужду обратиться к вам, возлюбленные чада мои о Господе, с словом пастырского совета и увещания. Вы любите святую православную Церковь, посещаете в урочные времена храмы Божии, с усердием их созидаете и украшаете; видя это, мы радуемся о вас и благодарим за вас Господа, возгревающего благодатью Своею в сердцах ваших благоговение и любовь к Нему. Но и при искренней любви к Господу, Св. Его Церкви и храмам Божиим, когда нет с нашей стороны ко всему нашему поведению должного внимания и осторожности, легко можно допустить действия, которые не соответствуют этой самой любви нашей и благоговению к Богу.
Конечно, по неведению и недоразумению нередко вы дозволяете себе приносить в св. храмы дары, не соответствующие ни вашему усердию, ни святости храма и богослужения. Таковы часто видимые нами в храмах недоброкачественные свечи, поставляемые вами пред святыми иконами, просфоры, подаваемые в алтарь к жертвеннику Господню, и красное вино для Св. Таинства Причащения.
По уставу церковному свечи, приносимые в храмы, должны быть из чистого пчелиного воска и издавать благоухание меда и сота, с сладостью и благовонием которых сравниваются в Св. Писании словеса Закона Божия ( Пс.18:11 . Пс.118:103 ). Издревле благочестивые предки наши свято хранили этот священный обычай, но ныне дух неразборчивой промышленности и корыстолюбия проник и в это святое дело изготовления восковых свечей для храмов Божиих. На производстве иногда и не христианскими руками изготовляются свечи с примесью разных сторонних веществ, которые отнимают у них достоинство и соответствие священному их назначению. Такие свечи оставляют на руках сальность и дурной запах, при горении оплывают, дымят и коптят св. иконы, иконостасы и священную утварь, так что от копоти и недавно обновленные храмы темнеют и теряют свой благолепный вид, от чего пропадают напрасно и ваши благочестивые жертвы на их обновление и украшение. Вы покупаете такие свечи на рынках и несете их в храмы, не подозревая, что приносите жертву нечистую и потому, без сомнения, Господу не угодную. Не подобает быть этому, возлюбленные.
То же бывает и с просфорами. Просфоры по Уставу церковному должны изготавливаться специально для этого избираемыми благочестивыми людьми, в монастырях – монахами, а в приходах – вдовицами и девами из чистой пшеничной муки, приличного, им усвоенного вида. Но вы покупаете на торжищах просфоры черные, иногда черствые, запыленные, неприличного вида, несете их к алтарю Господню и тем вынуждаете священников изготовлять из них Св. Агнец для великого Таинства Св. Тела и Крови Христовых, и вынимать из них за здравие живых и за упокой усопших части, которые по чину литургии, при совершении Таинства, погружаются в Св. Кровь нашего Господа со словами священника: «Омый, Господи, грехи поминанавшихся зде Кровию Твоею честною». Не оскорбительны ли для сего Таинства просфоры нечистые и не требует ли подобное злоупотребление немедленного исправления? Наконец, нередко и красное вино вы приносите для литургии за упокой усопших (а иногда покупают и сами церковные старосты для богослужения) совсем не похожее на сок виноградной лозы, чем оно быть должно, а представляющее какую-то острую, неблаговонную, окисшую смесь, напоминающую тот оцет или уксус с желчью смешанный, который воины давали пить Господу во время Его распятия ( Мф.27:34 ). И такое вещество, особенно вместе с черной просфорой, предлагается для великого Таинства! Не грех ли это? Вы приносите Господу жертву от усердия, – зачем же вредите вашему благочестивому делу недостойным его исполнением? Свечи на рынке дешевле, просфоры и вино хорошее дороже? Но зачем вы избираете для Господа худшее и более дешевое, а не лучшее и более ценное? Он дает вам дары Своей милости для потребностей вашей жизни: и хлеб, и плоды, и вино, и елей и все прочее, – не избирая для вас из хорошего худшее, а вы иногда проходите лишнее пространство, чтобы купить свечу не в храме, где свечи всегда есть, а на рынке, где дешевле; а просфор и вина не заботитесь покупать там, где можно найти лучшие. Лучше ставьте пред иконами свечу меньшую, но чистую; лучше приносите свечи в храм и от усердия вашего просфоры и вино реже, но надлежащего качества. Не свеча, не просфора и вино, а доброе расположение сердца вашего нужны Господу. Зачем же вы допускаете непрямоту и неправоту в сердцах ваших, которые и жертвы ваши делают недостойными святого имени Божия?
В Ветхом Завете Господь устами пророка Малахии так укорял священников за принесение недостойных жертв к святому жертвеннику: «Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: «чем мы бесславим Тебя?» Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю! будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф» ( Мал.1:7-9 ). Ныне жертвы новозаветные суть жертвы бескровные: хлеб, вино, елей, ладан, свеча и проч., но смысл и значение их те же, а заботливость о достоинстве их от нас, чад Нового Завета, удостоенных высшей благодати Божией, должна быть еще большая, чем от чад Церкви ветхозаветной. Не вынуждайте ваших священников принимать от вас недостойные Господа жертвы и не подвергайте и их, и себя суждению. Все будем «молиться Богу, чтобы Он помиловал нас, и да не исходят недостойные жертвы от рук наших». Итак, прошу и молю вас, возлюбленные, обращайте должное внимание на дары, вами Богу приносимые. И свеча неблаговонная и коптящая, и просфора черствая и нечистая, и вино окисшее – это то же, что жертвенное животное слепое и хромое. Покупайте свечи в самых храмах у церковных старост, которые и с своей стороны не будут брать на душу греха, держа в церковном ящике свечи, недостойные храма Божия; берите просфоры у людей, для изготовления их уполномоченных, а где нет просвирниц, там избирайте их из благочестивых вдовиц и дев, преимущественно сиротствующих и требующих вашего попечения и призрения. Что же касается красного вина, то покупайте у торговцев богобоязненных, понимающих, для чего это вино назначается. Ныне по милости Божией есть в нашем отечестве и свои виноградники, доставляющие хорошее красное вино. Правда, вдали от городов, по селам нелегко приобретать хорошее вино, но для такого важного дела, как изготовление вещества для Св. Таинства Тела и Крови Христовых, можно употребить и особенную заботу, и лишний расход, и труд. Все хорошее и доброе с трудом делается, легко только грешить.
Молю Господа, да дарует Он всем нам дух ведения, благочестия, страха Божия; да будет вера наша в Него правая и живая, любовь к Нему искренняя и полная, благоговение совершенное, да будут и жертвы наши чисты и Ему благоугодны (Вера и разум. 1885. Январь. Кн. 1).
^ Подделка восковых свечей
До шестидесятых годов XIX столетия цена на воск существовала от 12 до 14 рублей за пуд. При такой дешевизне воска само собой разумеется, что свечепромышленникам не было и выгоды большой употреблять в него какую-либо примесь, да кроме того и способ, которым выделывались в то время свечи, этого не позволял. Свечи работались тогда руками, как называлось, сучились из мягкого разогретого воска, который должен быть крепким и тягучим (каким и существует натуральный пчелиный воск), и что малейшая примесь к воску жирных веществ, лишая его связи, делала его негодным к употреблению. В шестидесятых годах, из-за значительного уменьшения количества пчел, цена на воск увеличилась до 20-ти и даже более рублей за пуд (Позднее вследствие громадного ввоза из-за границы суррогатов воска цена на чистый воск снова упала.) и как раз перед этим временем открыт был способ выделки свечей посредством деревянных валов, на которые через медный с дырочками круг, вставляемый в растопленный воск, протягивается светильня (Фитиль) и при верчении одного вала светильня переходит на другой, покрываясь каждый раз воском в толщину писчей бумаги. Выделанная таким способом свеча называется машинной свечой. Способ этот для свечепромышленников весьма практичен, удобен и как нельзя более пригоден для фальсифискации свечей. Выделывая этим способом свечи, заводчик может сделать их из одного пчелиного воска, может сделать и с примесью инородных веществ, употребляя последних от 10 до 20-ти и более фунтов на пуд чистого воска, и, наконец, даже совсем без примеси воска, как например, из церезина.
^ Как узнать поддельную свечу?
Внешние признаки подделки восковых свечей и воска бывают по содержанию примеси различны. Если примесь состоит из церезина, то свечи бывают хрупки и не имеют той гибкости, какую дает чистый натуральный пчелиный воск. Кроме того, свечи с примесью церезина низких сортов имеют запах нефти, похожий на запах керасина; запах этот бывает неодинаков, смотря по тому, какой употреблен и в каком количестве церезин; бывает слабее, бывает и сильнее. Некоторые заводчики стараются устранить этот запах тем, что верхний слой свечи покрывают чистым воском, но стоит только светильней надорвать свечу, и тогда запах в середине свечи сам собою проявится, сама же светильня будет иметь в себе жирную влажность. Кроме того, всякая поддельная свеча горит несравненно скорее, чем настоящая, так как в эти свечи светильня ставится толще обыкновенной потому, что примеси, размягчаясь при горении воска, не в состоянии 6ывают держаться. При своем горении она оплывает, издает, как выше было сказано, удушливую и вредную для здоровья копоть и при многолюдном стечении народа, когда становится в храме жарко, нагибается в сторону, потому что смолистые вещества, внося в воск разъединение, лишают свечу упругости. Напротив, если воск не имеет в себе никакой примеси, то при переламывании дает излом правильный, имеет тягучесть; при давлении между пальцами издает медовой запах, при трении о деревянную поверхность легко проникает в нее, при трении же о бумагу оставляет особенно нежный слой без всяких видимых неровностей; при трении о нитку издает особенный какой-то скрип, не отделяя при этом легких частиц из всего состава (как это бывает при натирании нитки смесью воска и церезина), горит желтоватым пламенем и, при хорошем наблюдении за горением свечей, не течет.
^ Добрый совет священникам и церковным старостам
Ввиду всего сказанного священники и церковные старосты не только сами не должны покупать свечей не чисто восковых, которые составляют мерзость перед Богом, поругание святости храмов Божиих и кощунство над тем высоким значением, какое имеет и должно иметь возжигаемое нами перед Господом вещество, но всеми зависящими от них мерами стараться о том, чтобы и сторонние люди, прихожане или богомольцы не приносили таких свечей в церковь. При этом пастырям Церкви мы советовали бы покупаемые и приносимые в церковь свечи употреблять не иначе, как только по прочтении над ними молитвы и окроплении их св. водою, потому что свечи работаются на заводах без должной чистоты котлов, в которых растапливается воск, берутся нечистыми руками и больше еще того. Не лишним считаем указать при этом и молитву на освящение приносимых в жертву Господу Богу веществ, как-то: свечей, елея, ладана и вина, примененную по 43-й главе большого Требника Преосвященным Иннокентием, архиепископом Таврическим *. Освящение свечей было бы весьма прилично делать в воскресные и праздничные дни в присутствии прихожан перед чтением часов на литургии. Такое уважение со стороны священнослужителей к вещам, приготовленным в жертву Господу Богу, не может оставаться и для прихожан без благодетельных последствий. Оно, несомненно, вызовет в них еще большую любовь к этим приношениям и затем мало-помалу искоренит обычай приносить в церковь свечи, покупаемые в лавках. Хорошо бы еще при этом объяснять прихожанам силу и важность той жертвы, которая освящается иерейским благословением с призыванием Святого Духа. Наконец, посоветовали бы мы возжение и гашение свечей делать так, как указано в (*Помещена ниже) церковном Уставе, и непременно наблюдать за ними в то время, когда они горят, без чего и чисто восковые свечи могут гореть неровно и оплывать от падающего в воск нагара. Возжигая крупные свечи и наставки на местных, нужно непременно снимать с них нагоревшую светильню во время службы один или два раза, а при продолжительной и более. Снимая нагар, нужно тщательно смотреть, чтобы ни одна крошка его не упала в растопившийся в свече воск; в противном случае свеча непременно потечет. По окончании каждой службы, во время которой горели местные свечи, паникадильные (в люстрах) и наставки, необходимо очистить накопившийся на них наплыв, нагар на светильне ощипать, или лучше всего верхнюю часть свечи слегка обрезать; если же в середину свечи при гашении упал нагар от светильни, то непременно следует достать его ножичком. Так нужно поступать и с мелкими огарками от свечей, которые оставляются для горения во время повседневных служб. Исправленные таким образом свечи, если они чисто восковые, будут гореть ровно и ни в каком случае не потекут ( В этом отношении нужно по справедливости сказать, что подобные порядки нигде так хорошо не наблюдаются, как наблюдаются они в женских обителях; да и прочей чистоте в храмах Божиих стоило бы поучиться в этих обителях трудолюбия многим церковным старостам, а то ведь бывает и так, что храмы Божии доводятся иногда до того, что потом грязь, копоть и паутину по стенам нужно не опахивать, а мести метлой.)
^ Правила об освещении в храме во время богослужения, заимствованные из церковного Устава
В силу разнообразной радости и церковного торжества и освещение в храме различно: чем более торжество, тем более и освещение.
1) На повечерии, полунощнице и часах горит менее светильников, нежели на вечерне, утрени, литургии.
2) И в этих-то трех более торжественных службах в дни праздничные требуется более зажженных свечей, нежели в простые дни седмицы.
Наконец, 3) и в более торжественных службах не все светильники возжигаются в начале служб; но многие зажигаются только в то время, когда наступает более торжественное пение или радостное чтение.
а) На повечерии, полунощнице и часах следует зажигать светильники перед Спасовым и Богородичным образами (Типикон. Гл. 25). Конечно, усердию богомольцев препятствовать нельзя в поставлении свечей во всякое время.
6) На вечерне, на день непраздничный (т. е. когда не поется на ней: «Блажен муж») в начале ее возжигаются свечи перед образами Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и перед образом храма на правой стороне Спасителева образа (Тип. Гл. 24 и 25).
В начале пения «Господи, воззвах», пения во славу Господа, пришедшего просветить мир, обрадовать скорбящих, зажигают еще свечи: перед аналогием и перед образом Спаса во втором тябле, т. е. ярусе иконостаса, и в алтаре у Св. Престола. (Типикон предписывает воздвигать и гасить светильники на престоле только иерею и диакону, а потому в тех церквах, где позволяют средства, следует приобретать семисвечники, трехсвечники или подсвечники, которые ставятся за престолом, во избежание случаев неблагоговения к престолу при поставлении свечей к нему мирянами, тем более при одном иерее, без диакона.)
А на вечерне на день праздника или памяти святого, когда полагается петь: «Блажен муж», все свечи, положенные зажигать при пении «Господи, воззвах», возжигают в начале вечерни.
На вечерне на воскресные дни, на праздники Христовы, Богородицы и святых (когда положено всенощное бдение) зажигается более свечей, нежели в другие дни, именно:
На малой вечерне, в начале ее, кроме свечей перед образами Спасителя, Пресвятой Богородицы, храма, зажигается еще свеча перед аналогием, где обыкновенно полагается икона храма (Тип. Гл. 24). На великой вечерне, на только что указанные праздники, в начале ее зажигаются свечи не только перед образами Спасителя, Богоматери, храма и аналогием, но еще и перед Владычным образом в тябле, т. е. во 2 ярусе иконостаса (Тип. Гл. 24).
В начале же пения «Господи, воззвах» зажигаются и прочие свечи (Тип. Гл. 24).
Гасить свечи полагается не в одно время. Те, которые были зажжены в начале вечерни, гасятся по окончании вечерни; а свечи, зажженные на «Господи воззвах», гасятся ранее, именно по конечном Трисвятом (Тип. Гл. 24 и 25).
в) На утрени, именно в начале ее, когда воспоминается рождество Христа Спасителя от Пресвятой Девы ночью в пещере, а в чтении изображается томительное, сумрачное состояние ветхозаветного человека, его покаяние, возжигаются во время богослужения свечи перед образами Спасителя, Божией Матери и храма.
При пении же «Бог Господь», возвещающем о явлении Иисуса Христа миру на общественное спасительное служение, свечи зажигаются и перед иконой на аналогии, и перед иконой Спасителя в тябле.
Если же на утрени поется полиелей, то перед пением его, т. е. перед «Хвалите имя Господне», возжигаются все свечи в храме (Тип. Гл. 24 и 25).
Эти свечи должны гореть во время пения канона, хвалитных стихир и великого славословия.
г) На литургии зажигается всегда более свечей, нежели на других службах. Возжигается первая свеча на том месте, где начинается богослужение, именно на жертвеннике. Потом зажигаются свечи на престоле, и затем в церкви (Тип. Гл. 24), до чтения Св. Евангелия перед иконами: Спасителя, Пресвятой Богородицы, храма, перед аналогнем и в тябле.
А при начале чтения Св. Евангелия вжигаются свечи во всем храме (Тип. Гл. 24), в ознаменование того, что свет Христов просвещает всю вселенную, и только во Христе и со Христом жизнь радостна для всех народов.
На литургии все свечи, кроме свечи на жертвеннике, погашаются после заамвоннои молитвы.
Свечи на жертвеннике не погашаются до тех пор, пока не потребятся Святые Дары (см. известие учительное в Служебнике).
^ МОЛИТВА на освящение приносимых в церковь для употребления в ней свечей, масла, ладана и вина, примененная по 43-й главе Большого Требника
Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй; иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенная от рабов Твоих свечи, елей, ладан и вино в жертву Тебе благоприятную, в честь и славу Твою и святых Твоих, во очищение грехов наших, во исцеление немощей и избавление от скорбей душевных и телесных, и сего ради Сам Ты, Всесвятый, благослови сия и освяти и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби даруя приносящим сия и мирских Твоих благ обильное восприятие, со всеми полезными. Яко Ты ecu благословляяй и освящаяй всяческая Христе Боже наш, и Тебе славу восзылаем со безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков аминь,
За сим окропление веществ св. водою и благословение рукою, с произношением:
Освящаются свечи сии, елей, ладан и вино, благодатию Пресвятаго Духа и окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Св. Духа.
^ МОЛИТВА на благословение свеч церковных из Требника в двух частях (часть 2-я)
Боже всемогущий, едине благий, и едине свете истинный, рекий пророку Твоему Моисею, да принесеши трапезу, и предложив предложение ея, внесеши светильник ко поставлению светила его. Темже убо прилежно, молимтися, да и сия по заповедем свещы верными рабы Твоими предуготовленныя в освещение и украшение святой трапезы Твоей, и в славу величества Твоего принесенныя милостивно приемлюще, человеколюбне росу благодати Пресвятаго Духа на ня изливый, благословити и освятити изволиши: и аз недостойный иерей, хотяй ко славословию трисияннаго Твоего Божества возженныя яве предложити, благословляю, и освящаю я, да вcu в святилище неприступныя Твоея Славы входящий, истинный правды Твоея видят свет, и великую Твою милость исповедующе, или я на пение хвалы Твоея приносящий, или тыяжде к осиянию благословенныя в домах хранящий в дне правды шествовати, хотения Твоя разумети, и оружием света одеяни и ненаветни, от всякия козни диавольския пребывающий, до невечерняго света Твоею помощию достигнути сподобятся. Яко благословен ecu во веки. Аминь.
^ О восковой свече
Возжение восковой свечи пред св. иконой и приношения на храм – богоугодное дело
Сегодня по случаю праздника вы, православные прихожане, пришли в церковь помолиться. Большинство из вас считает своей святой обязанностью купить здесь восковую свечу и, возжегши ее, поставить перед св. иконой и преимущественно перед иконой праздника. Иные, если сами почему-либо не могут прийти в церковь, посылают с соседом деньги на свечку; некоторые жертвуют на церковь деньги и делают другие приношения.
Благочестивое, доброе дело делаете вы, но знаете ли, почему возжигают свечи при богослужении, которое большей частью совершается днем, когда бы не нужно вещественного света? Какое имеет значение возжение свечей и елея перед иконами, а также различные приношения в церковь?
Возлюбленные братие! Когда мы возжигаем свечи и елей перед образом Спасителя, мы тем самым показываем свое усердие, подобное усердию мудрых евангельских дев, которые взяли елей со светильниками своими и вышли навстречу жениху ( Мф.25 ), пришедшему в полночь. Горящие наши свечи означают, что мы, подобно мудрым девам, имеем желание быть угодными Богу делами и жизнью, а не верою только, – означают, что сердце наше согрето пламенем любви к Богу и Его святым угодникам. Нашу любовь к Богу тогда можно уподобить любви и той жены, которая лобызала ноги Иисуса Христа и помазала их драгоценным миром. Евангелие повествует, что Иисус Христос, когда Ему помазала ноги жена, сказал хозяину дома: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Потом сказал жене: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром» ( Лк.7:44-50 ).
И мы, братие, не возливаем ли, не лобызаем ли ноги Его? Да, братия, все равно, мы возжигаем свечу перед образом Божиим и святыми Его и лобызаем образа, сокрушаемся, как жена грешница, возлившая миро на главу Иисуса Христа, о своих грехах, наружно и внутренне проливаем слезы и просим у Бога милости. И мы можем надеяться, что и нам каждому скажет Бог: прощаются тебе грехи твои, иди с миром! Не дорога наша свечка, но дорого усердие. Ведь Спаситель похвалил более усердие вдовицы, положившей в сокровищницу только две лепты ( Мк.12:41-44 ), чем тех, которые полагали помногу, потому что она отдала в казну все свое пропитание от усердия, а другие от избытка своего.
Послушайте, высокими христианскими добродетелями у нас считаются милостыня и вообще благотворительность к людям, но ничуть не менее их и благотворительность к Божию храму, даже выше в некоторых случаях. Когда женщина ( Мф.26:7-11 ) возливала миро на главу Иисуса Христа, бывшие при этом ученики вознегодовали: к чему такая трата? Можно бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус сказал: «Что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете».
Видите, православные, сколь дорога оказалась для Иисуса Христа жертва женщины; столь же душеспасительно и плодоносно возжение свечей и елея перед святыми образами, равно и богоугодны различныя приношения на Божий храм, на благолепие и на все его нужды. Помните только, чтобы все это делалось от искреннего сердца.
Тогда только подаст нам Всеблагий и Милосердый Господь блага небесные и земные молитвами нашей великой заступницы Пресвятой Богородицы и всех святых! Да благословенно будет Имя Господне во веки. Аминь.
(Из проповеди // Руководство для сельских пастырей. 1886. С. 677).
Составитель А. А. Усинин. Печатается по изданию 1885 г. с доп. Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.