Тфилин и молитва к ним

Советуем ознакомиться тфилин и молитва к ним с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Тфиллин

Талмуд называет тфиллин (תפלין) венцом еврейской уникальности. Вы надеваете тфилин на левое предплечье, ближе к сердцу (сосредоточию эмоций) и на голову (разум), посвящая тем самым эмоции и разум служению Б-гу. Ремень тфиллин наматывается на руку до самой ладони в знак того, что дела и поступки вы тоже посвящаете служению Б-гу.

Надевание тфиллин — заповедь, с которой 13-ти летний еврейский мальчик начинает взрослую жизнь. Надевая тфиллин ежедневно, вы тем самым подтверждаете свою принадлежность к еврейству. Вы можете исполнять эту заповедь каждый будний день до захода солнца, где бы ни находились.

Не нужно ждать празднования очередной Бар-Мицвы, чтобы надеть тфиллин. Уделите этому несколько минут уже сегодня и впредь надевайте его каждый будний день.

Тфиллин и его значение

Заповедь о тфиллин одна из важнейших в Торе. Евреи дорожат ею и соблюдают ее уже несколько тысячелетии. В Торе эта Заповедь упоминается неоднократно, но наиболее четко о ней сказано (в книге Дварим 6:8): «И повяжи их как знак на руку твою, и будут они напоминанием меж глаз твоих».

Тфиллин — это две кожаные коробочки, через которые продеты кожаные ремни. В каждую из них вложен пергамент с четырьмя фрагментами из Торы:

1) «Шма» (Дварим 6:4-9) — утверждение Единства Б-га;

2) «Вэайя» (Дварим, 11:13-21) — Б-жественное обещание награды за соблюдение предписаний Торы и предупреждение о наказании за их нарушение:

З) «Кадэш», (Шмот 3:1-10) — долг еврея всегда помнить об освобождении из египетского рабства:

4) «Вэайя» (Шмот, 13:11-16) — обязанность каждого еврея рассказывать об Исходе из Египта своим детям.

Одна из коробочек накладывается на левое предплечье напротив сердца — средоточия эмоций, а ремень определенным образом оборачивается вокруг кисти и среднего пальца. Другая коробочка помещается на голове надо лбом. Таким образом, внимание человека концентрируется на сердце и руке. Тфиллин учит нас посвящать все свои мысли, чувства и поступки Б-гу и во избежание ошибок и грехов не следовать лишь велениям сердца. Но мы не должны руководствоваться и одним лишь разумом, ибо это может привести к грубому материализму.

Тфиллин надевается на руку, напротив сердца, и на голову. Это символизирует подчинение разума, сердца и действий человека — Всевышнему, а эмоций — интеллекту.

Один из основных принципов философии ХаБаДа заключается именно в том, что разум должен контролировать эмоции.

К сожалению, между разумом и сердцем существует некоторый антагонизм. Часто эмоции управляют рассудком, а разум лишь обосновывает и оправдывает «инстинктивно-эмоциональное» существование. Исполнение заповеди о тфиллин помогает человеку добиться единства разума и сердца, интеллекта и эмоций.

Большинства сожалений, огорчений и разочарований в жизни можно было бы избежать, если бы мы научились решать повседневные проблемы и разумом и сердцем одновременно. Достижение такого равновесия — первый шаг на пути к чувству уверенности в себе, мужеству. оптимизму и внутреннему покою — вечным духовным ценностям, необходимым еврею для более плодотворного служения Б-гу. Неукоснительное соблюдение заповеди о тфиллин помогает человеку воспитать в себе эти замечательные качества.

Во многих общинах во время оборачивания кожаного ремня Тфиллин вокруг среднего пальца левой руки принято читать следующий отрывок из пророчества Ошеа 2:21-22:

«И Я обручусь с тобою навеки; и Я обручусь с тобою в праведности и справедливости, благости и милосердии. И Я обручусь с тобою в вере, и ты будешь знать Б-га».

Эти слова Б-г адресовал всем евреям через Своего пророка Ошеа. В них нам была дана Б-жественная формула — этический закон, надежное руководство, доступное всем без исключения и при этом достаточно всеобъемлющее, чтобы удовлетворить чаяния самых благочестивых среди нас. Эта формула — «знать Б-га», т.е. жить праведно и справедливо, в благости и с милосердием и верой.

Очень жаль, что многие «современные» евреи безразлично или даже отрицательно относятся к этой Заповеди. Они с готовностью соглашаются с предписаниями, записанными на пергаменте тфиллин, но не видят необходимости в соблюдении «обряда». Если бы они только знали, как велика ценность этой ежедневной процедуры для них самих! Это — «зарядка», которая столь же необходима здоровья физического. Когда человек в полной мере понимает значение заповеди о тфиллин, он рассматривает ее как особую привилегию.

Пусть тот, кто в прошлом пренебрегал этой Заповедью, а сейчас понял свою ошибку, но не решается исправить ее, опасаясь насмешек родственников и друзей, подумает над словами рабби Элиэзера из Вормса (Франция, около 13-го века), известного под именем Рокэах: «Будь мужчиной в юности, но если ты побежден в борьбе, — вернись, вернись, наконец, к Б-гу, каким бы старым ты ни был».

Рабби Йеуда а-Леви (около 12-го века), возможно, имел в виду заповедь о тфиллин, когда писал: «Божественная вера (Иудаизм) не побуждает нас к аскетизму, но ведет нас по среднему пути, равно удаленному от крайностей чрезмерности и недостаточности. Она позволяет свободно проявляться любой дарованной Б-гом способности тела и души в разумных пределах, предначертанных Самою Божественной Рукою. Ибо очевидно, что чрезмерно развивая какую-то одну свою способность, мы неизбежно ослабляем другую, нарушая тем самым гармонию, которая должна пронизывать все наше существо. »

Тфиллин и исход из Египта

Как мы уже говорили, два из четырех отрывков Торы, вложенных в тфиллин, это — «Шма» и «Вэайя», а два других почти целиком посвящены Исходу из Египта. Почему Исход был удостоен такой уникальной чести? Почему рассказ об Исходе сопровождает слова, в которых изложена суть нашей веры в Б-га?

Без всякого сомнения, для еврейского народа Исходу было суждено стать незабываемым событием. Наши Мудрецы слова «В напоминание об Исходе из Египта. » даже включили в Киддуш — Освящение, которым приветствуют наступление Субботы и праздников.

Как мы помним, история Исхода — это история народа, который в течение столетий находился в рабстве в чужой державе. Хотя у евреев не было оружия и они составляли незначительное меньшинство, они в конце концов обрели свободу, не прибегнув при этом к насилию. Они не просто получили свободу и ушли из чужой земли — их вчерашние хозяева еще и торопили их, ибо боялись кары Б-га Израиля.

В истории человечества нет подобного этому уникальному событию. Это было чудесное избавление целого народа, насчитывавшего более 2 миллионов человек, каждый из которых стал очевидцем милостивого заступничества Божественного Провидения. Именно это событие окончательно и бесповоротно убедило весь еврейский народ в истинности веры в Б-га их предков. Именно чудо Исхода придало новую силу словам молитвы Шма: «Слушай, Израиль! Б-г, Всемогущий наш, Б-г — Один». Заметьте также, что и в самой первой Заповеди идея единства Б-га связана с Исходом: «Я — Б-г, Всемогущий твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства».

Главное — это действие

В коротких заметках невозможно подробно объяснить значение тфиллин. Однако мы надеемся, что этот краткий очерк достаточно убедительно покажет, что правильно понятая заповедь о тфиллин, как и все другие заповеди, находит глубокий отклик в разуме и сердце еврея.

Но поскольку у разных людей способности к логическому рассуждению разные — и даже в лучшем случае эти способности ограничены, — а также учитывая, что у некоторых нет ни времени. ни желания тщательно изучать Тору, евреи соблюдают заповеди в первую очередь потому, что так повелел Б-г, а не потому, что они находят их логичными. Если разум одобряет заповедь — тем лучше, но соблюдать заповеди следует во всех случаях и несмотря ни на что. Б-г дал нам заповеди, а Он наверняка лучше нас знает, что для нас полезно.

Давайте используем в этих рассуждениях тот здравый смысл, к которому мы прибегаем в повседневной жизни, — и тогда все станет на свои места.

Представьте себе ребенка, который не слушается родителей, потому что в данное время не видит для этого достаточных оснований. Родители, наверное, будут недовольны его поведением и сделают все возможное, чтобы исправить его ради блага того же ребенка. Повзрослев, этот человек поймет, как ценно было разумное родительское вмешательство в те годы, когда он был слишком мал и неопытен, чтобы принимать самостоятельные решения.

Некоторые законы

Тексты, заложенные в тфиллин, должны быть написаны от руки квалифицированным писцом (сойфером) на особом, освященном пергаменте. Коробочки производятся по весьма сложной технологии из шкуры кошерного животного и тоже освящаются для использования в тфиллин. Коробочки должны быть строго квадратного сечения. Ремни и коробочки должны быть покрашены в черный цвет специальной краской.

1. Еврейский мальчик, достигший тринадцати лет, считается полноправным евреем. Он становится Бар-Мицва, т.е. он обязан соблюдать все законы и обычаи еврейского народа. Один из таких законов, данных нам в Торе, — заповедь о тфиллин.

2. По традиции, ребенка обучают надевать тфиллин за два-три месяца до наступления его Бар-Мицвы.

3. Тфиллин нужно покупать в «надежном» магазине, чтобы быть уверенным, что тексты в них написаны от руки опытным писцом (сойфером). Тфиллин, не соответствующий требованиям закона, использовать нельзя.

4. Тфиллин надо надевать только в будние дни. В Субботу и в праздники, включая Хол а-Моэд (межпраздничные дни), тфиллин не надевают.

5. Утреннюю молитву читают в тфиллин. Однако если это по какой-либо причине невозможно, то тфиллин можно надевать и позднее, но обязательно до захода солнца.

6. Процедура надевания тфиллин состоит в следующем. Стоя вынимают «ручной» тфиллин и помещают его на бицепс левой руки на уровне сердца. Отверстие, через которое продевается ремень, должно быть над коробочкой. Перед затягиванием ремня произносят благословение «Лэаниах тфиллин»:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ НАДЕВАТЬ ТФИЛЛИН

Транскрипция в ашкеназском варианте произношения:

БОРУХ АТО АДЭЙНОЙ ЭЛЭЙЭЙНУ МЭЛЭХ О-ЭЙЛОМ АШЕР КИДШОНУ БЭМИЦВЕЙСОВ ВЭЦИВОНУ ЛЭОНИАХ ТФИЛИН

Транскрипция в сефардском варианте произношения:

БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЭЛЭХ А-ОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЭАНИАХ ТФИЛИН

Затем затягивают ремень тфиллин и дважды оборачивают его вокруг предплечья и кожаного выступа основания ручного тфиллин (ремни при этом образуют букву «шин»), после чего ремень оборачивают семь раз (т.е. делают семь полных оборотов) вокруг руки.

Остальную часть ремня оборачивают вокруг ладони. Сразу после этого вынимают «головной» тфиллин и помещают на голову, прямо надо лбом, а узел — в нижней части затылка. Надо следить за тем, чтобы коробочка находилась достаточно высоко над лбом, т.е. чтобы ее нижний край не выходил за линию волосяного покрова и чтобы она располагалась по центру, на равном расстоянии от глаз. Надев таким образом головной тфиллин, разматывают ремень с ладони, чтобы этим ремнем и сделать три витка на среднем пальце руки: первый — на фаланге, ближайшей к ладони, второй — на средней, а третий — опять на первой фаланге. Оставшуюся часть ремня затем оборачивают вокруг ладони.

7. Ремни обоих тфиллин всегда должны быть черной стороной кверху.

8. Во время надевания тфиллин запрещено отвлекаться для произнесения каких-либо слов или жестикулировать. Единственное, что допускается, — это ответить «Амэн» на благословение, которое кто-то другой скажет на тфиллин. Если человека все-таки вынуждает что-то отвлечься, он должен сказать благословение «Ал мицват тфиллин» перед надеванием головного тфиллин.

9. Левша надевает тфиллин на правую руку (удостоверить, что человек — левша в соответствии с заповедью о тфиллин может лишь ортодоксальный раввин).

10. Надевать тфиллин нужно обязательно на непокрытую руку и голову.

11. Если по каким-то причинам невозможно надеть ручной тфилин, надевается головной, и наоборот. В каждом случае произносится соответствующее благословение.

12. Человек должен почтительно помнить о тфиллин все то время, которое он в них облачен.

13. Обычно тфиллин снимают лишь по окончании утренней молитвы. В любом случае их нельзя снимать до окончания молитвы. В Рош Ходеш тфиллин снимают перед молитвой Мусаф.

14. Процедура снятия тфиллин следующая: ремень со среднего пальца разматывают стоя и наматывают его на ладонь. Затем левой рукой снимают головной тфиллин, складывают и убирают в специальный мешочек. После этого снимают ручной тфиллин, складывают и тоже убирают в мешочек. Обычно головной тфиллин кладут в мешочке справа, а ручной — слева.

15. Если человек молится в талите, то сначала надевают талит, а затем тфиллин; однако по завершении молитвы сначала снимают тфиллин (как описано выше), а затем — талит.

16. В день 9 Ава тфиллин надевают не на утреннюю, а на дневную молитву (Минху).

17. С тфиллин надо обращаться почтительно. Если он случайно падает на пол, требуется искупление посредством поста или благотворительности. О форме такого искупления следует посоветоваться с раввином.

18. Наши мудрецы говорили: тот, кто ежедневно тщательно соблюдает заповедь о тфиллин, заслуживает долголетия и жизни в Мире Грядущем.

Тфилин и молитва к ним

ПОРЯДОК НАДЕВАНИЯ ТФИЛЛИН

1. Ручной тфиллин надевают на середину бицепса. Люди, пишущие правой рукой, надевают его на левую руку, а те, кто пишет левой рукой, – на правую руку.

2. Перед тем, как затянуть ремень, которым тфиллин крепится на биципсе, произносят первое благословение "1". После этого не разрешается разговаривать, пока не будет надет головной тфиллин (для того, чтобы благословение имело отношение и к ручному тфиллин, и к головному).

3. Затем обматывают ремнем руку (так, как принято в той общине, к которой принадлежит данный еврей).

4. Надевают второй тфиллин на голову – так, чтобы он находился в точности на середине головы, немного выше лба. Если в промежутке между надеванием ручного тфиллин и головного, еврей, надевающий их, произнес что-либо, не связанное с этой заповедью, то перед тем, как надеть головной тфиллин, он обязан произнести второе благословение "2".

5. В заключение ремень ручного тфиллин обматывают вокруг среднего пальца, остаток ремня обертывают вокруг ладони, а конец его закрепляют, чтобы он не свисал.

Лучше всего, надев тфиллин, прочитать всю утреннюю молитву "Шахарит".

Время исполнения заповеди о тфиллин: от начала рассвета до захода солнца (однако следует стараться сделать это как можно раньше утром).

БЛАГОСЛОВЕНИЯ ПЕРЕД НАДЕВАНИЕМ ТФИЛЛИН

1. БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАНИАХ ТФИЛЛИН!

Что означает: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повеливший нам надевать тфиллин!"

Второе благословение произносят только в случае, если перед надеванием головного тфиллин, еврей, надевающий их, заговорил.

2. БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ АЛЬ МИЦВАТ ТФИЛЛИН!

Что означает: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам исполнять заповедь о тфиллин!"

БЛАГОСЛОВЕНИЕ О ТОРЕ

БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЭЛЕХ АОЛАМ АШЕР БАХАР БАНУ МИКОЛЬ ААМИМ ВЭНАТАН ЛАНУ ЭТ ТОРАТО. БАРУХ АТА АДО-НАЙ НОТЭН АТОРА!

Что означает: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, избравший нас из среды народов и даровавший нам свою Тору! Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору!"

АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ АДО-НАЙ ЭХАД.

БАРУХ ШЕМ КВОД МЭОДЭХАМАЛЬХУТО ЛЕОЛАМ ВАЭД. (шепотом)

ВЭААВТА ЭТ АДО-НАЙ ЭЛО-ЭХА, БЭХОЛЬ ЛЕВАВХА, УВЭХОЛЬ НАФШЕХА,УВЭХОЛЬ МЭОДЭХА; ВЭАЮ АДВАРИМ АЭЙЛЕ АШЕР АНОХИ МЭЦАВХА АЙОМ АЛЬ ЛЕВАВЭХА; ВЭШИНАНТАМ ЛЕВАНЭХА ВЭДИБАРТА БАМ, БЭШИВТЭХА БЭВЭЙТЭХА УВЭЛЕХТЭХА ВАДЭРЭХ, УВШОХБЭХА УВКУМЭХА; УКШАРТАМ ЛЕОТ АЛЬ ЯДЭХА ВЭАЮ ЛЕТОТАФОТ БЭЙН ЭЙНЭХА; УХТАВТАМ АЛЬ МЭЗУЗОТ БЭЙТЭХА, УВИШЪАРЭХА.

Перевод на русский язык:

Г-СПОДЬ – Б-Г НАШ, Г-СПОДЬ ОДИН.

БЛАГОСЛОВЕННО СЛАВНОЕ ИМЯ ЦАРСТВА ЕГО ВО ВЕКИ ВЕКОВ! (шепотом)

ЛЮБИ Г-СПОДА, Б-ГА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ СВОИМ, И ВСЕЙ ДУШОЮ СВОЕЙ, И ВСЕМ СУЩЕСТВОМ СВОИМ. И БУДУТ ЭТИ СЛОВА, КОТОРЫЕ Я ЗАПОВЕДАЛ ТЕБЕ СЕГОДНЯ, В СЕРДЦЕ ТВОЕМ, И ПОВТОРЯЙ ИХ ДЕТЯМ СВОИМ, И ПРОИЗНОСИ ИХ, СИДЯ В ДОМЕ СВОЕМ, НАХОДЯСЬ В ДОРОГЕ, ЛОЖАСЬ И ВСТАВАЯ; И ПОВЯЖИ ИХ КАК ЗНАК НА РУКУ СВОЮ, И БУДУТ ОНИ ЗНАКАМИ НАД ГЛАЗАМИ ТВОИМИ, И НАПИШИ ИХ НА ДВЕРНЫХ КОСЯКАХ ДОМА СВОЕГО И НА ВОРОТАХ СВОИХ.

Среди заповедей Торы есть несколько, о которых говорят мудрецы Торы, что благодаря их всеобъемлющему значению каждая из них как бы равна всем 613 заповедям.

Одна из этих первостепенных заповедей – заповедь о тфиллин. Кроме того, заповедь о тфиллин – одна из трех, которые Тора характеризует как знак союза между Все-вышним и народом Израиля (две остальные – это суббота и обрезание).

Авторитеты Торы разъясняют, что смысл заповеди о тфиллин – подчинение своего мозга, то есть разума, и своего сердца, то есть эмоций, Все-вышнему.

Именно поэтому один из тфиллин надевают на голову, а второй – на руку, около сердца. Причем тот факт, что сначала надевают тфиллин на руку, а уже потом – на голову, демонстрирует готовность еврея сначала исполнить волю Творца в действии, а уже потом – работать над постижением ее смысла.

Так сказали сыны Израиля перед дарованием Торы: "Будем исполнять (указания Торы) и изучать ее (вникая в смысл ее заповедей).

Как и все остальные заповеди Торы, заповедь о тфиллин обладает особым, присущим только ей, воздействием. А именно: имя Б-га, начертанное на тфиллин, устрашает врагов народа Израиля.

Об этом сказано в Торе: "И увидят все народы мира, что имя Г-спода наречено на тебе, и убоятся тебя".

Любавичский Ребе подчеркивает особую важность тфиллин, как уникального средства, влияющего на безопасность каждого из нас и всего еврейского народа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы каждый еврей, которому исполнилось тринадцать лет, в каждый будничный день исполнял заповедь о тфиллин.

Если обстоятельства не позволяют, надев тфиллин, прочитать всю молитву "Шахарит", нужно хотя бы надеть тфиллин и прочитать молитву "Шма, Исраэль".

ДА БУДЕТ УГОДНО ТЕБЕ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ И Б-Г ОТЦОВ НАШИХ, ЧТОБЫ БЫЛ ПОСТРОЕН ХРАМ, – ВСКОРЕ, В НАШИ ДНИ, – И ДАЙ НАМ УДЕЛ В ТОРЕ ТВОЕЙ!

* статьи взяты из брошюры с одноименным названием

«Тфилин»

Сразу после облачения в «большой талит» возлагают «тфилин» и остаются в них до конца молитвы.

«Тфилин» мы обязаны возлагать каждый день, исключая субботы и праздники, упомянутые в Торе (Рош-Гашана, Йом-Кипур, Песах и Шавуот). В новомесячья (рош-ходеш) также возлагают «тфилин», но jnepefl дополнительной молитвой «Мусаф», которую читают в эти дни (ее читают также в субботы и праздники), их снимают.

Возлагать «тфилин» обязаны все евреи, начиная с тринадцатилетнего возраста. В принципе, заповедь «тфилин» следует исполнять в течение всего дня, однако необходимым условием для этого является особая святость образа жизни – соответствующий святости «тфилин». И действительно, есть люди, которые носят «тфилин» в течение всего дня, однако большинство евреев облачается в них только на время молитвы «Шахарит» – молясь, мы находимся на должном духовном уровне, но переходя к нашим повседневным занятиям, снимаем «тфилин».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗАПОВЕДИ «ТФИЛИН»

В книге Шмот (гл. 13) мы читаем: «И да будет это тебе знаком на руке твоей и напоминанием над глазами твоими, дабы была Тора Б-га на устах твоих, ибо сильной рукой вывел тебя Б-г из Египта». И далее: «И да будет это знаком на руке твоей и украшением над глазами твоими: что сильной рукою вывел нас Б-г из Египта».

В книге Дварим о «тфилин» говорится снова: «И повяжи их как знак на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими» (гл. 6); «И повяжите их как знак на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими» (гл. 11).

Внутри коробочек «тфилин» находятся пергаментные полоски, на которых написаны те четыре отрывка Торы, где упоминается заповедь «тфилин»:

1. «Посвяти Мне каждого первенца. » до слов «из года в год» (Шмот, 13);

2. «И будет – когда приведет тебя Б-г. » до «вывел нас Б-г из Египта» (Шмот, 13);

3. «Слушай, Израиль» до «и на воротах своих» (Дварим, 6);

4. «И будет: если будете слушаться. » до «так долго, как долго существуют небеса над землею» (Дварим, 11).

Эти отрывки пишут особым шрифтом – тем самым, каким пишут свиток Торы. Футляры – которые называются «батим» («помещения») – делаются из кожи чистых животных (желательно – из бычьей кожи).

«Тфилин», возлагаемый на руку, называется «тфилин шель яд» и представляет собой одну коробочку, и все четыре отрывка из Торы для него пишут на одной полоске пергамента. Что же касается «тфилин», который возлагают на голову, – «тфилин шель рош», – то коробочка для него состоит из четырех отделений, в каждое из них вкладывается одна полоска пергамента, на которой написан один из четырех вышеуказанных отрывков из Торы.

В подлинном тексте Торы слово тотафот, которое мы переводим как «украшение», означает, согласно Талмуду, «четыре». Отсюда мы заключаем, что «тфилин шель рош» должны состоять из четырех отдельных «батим», «отделений». Что же касается того, в каком порядке вкладывают в них четыре отрывка из Торы, то на этот счет есть два основных мнения. Раши (раби Шломо Ицхаки, великий комментатор Торы и Талмуда, 1040-1105) постановляет, что он таков (слева направо того, кто эти «тфилин» носит): «Посвяти..», «И будет, когда приведет. », «Слушай, Израиль», «И будет, если будете слушаться. » Однако внук Раши, р. Яаков («рабейну Там») считает, что порядок их иной: в третьем отделении должен находиться отрывок «И будет: если будете слушаться. », а в четвертом, последнем справа, – «Слушай, Израиль».

КАК ВЫГЛЯДЯТ «ТФИЛИН»?

Желательно, чтобы каждый «тфилин» был сделан из цельного куска кожи. После того, как в «батим» вкладывают полоски пергамента, на которых написаны соответствующие отрывки из Торы, «батим» закрывают и зашивают нитками, сделанными из сухожилий. Ремни, которыми «тфилин» закрепляются на руке и на голове, делают из телячьей кожи. Нельзя употреблять для изготовления «тфилин» кожу нечистых животных – мы заключаем это из слов, которыми Тора говорит о заповеди «тфилин»: «Дабы была Тора Б-га на устах твоих». То есть «тфилин» следует делать из кожи только тех животных, которые могут быть «на устах твоих», – тех, чье мясо разрешено есть.

«Батим» обязательно должны иметь форму куба. И «батим», и ремни должны быть черными. На «тфилин шель рош» с правой стороны изображается выпуклая буква «шин» с тремя зубцами, а с противоположной левой стороны – буква «шин» с четырьмя зубцами. Узел, соединяющий обе стороны ремня, с помощью которого «тфилин шель рош» закрепляется на голове, и делающий из этого ремня вид кольца, завязывают так, чтобы он имел форму буквы «далет». Узел, с помощью которого к «тфилин шель яд» прикрепляют ремень, имеет форму буквы «йод». Если сложить все эти буквы вместе, получится имя Вс-вышнего «Ш-а-д-а-й», уже знакомое нам из описания «мезузы» (см. выше).

Все эти подробности мы узнаем из Устной Торы. Они относятся к категории законов, «полученных Моше с горы Синай» – то есть тех законов Торы, которые устно передавались из поколения в поколение с тех пор, когда народ Израиля получил Тору с горы Синай. Следует подчеркнуть, что они обязывают нас точно так же, как и те законы Вс-вышнего, которые записаны в Торе.

КАК ВОЗЛАГАЮТ «ТФИЛИН»?

Поскольку в Торе упоминание о «тфилин шель яд» предшествует упоминанию «тфилин шель рош» – «И повяжи их как знак на руку твою, и да будут они украшением над глазами твоими», – мы должны возлагать «тфилин» в том же порядке: сначала на руку, а потом на голову.

«Тфилин» укрепляют на бицепсе руки – то есть на выпуклости мускула между локтем и плечом, причем «тфилин» должен быть повернут по направлению к телу – вернее, к сердцу. В тексте Торы содержится намек на то, что эта рука должна быть более слабой, тойг которой человек выполняет меньше работ. Значит, левша должен возлагать «тфилин» на ту руку, которая у него слабее, – то есть на правую руку. Если человек действует обеими руками с одинаковой легкостью, он возлагает «тфилин» на левую руку, как все люди. Если же он работает обычно правой рукой, но пишет левой – он возлагает «тфилин» на ту руку, которой он не пользуется для письма. (Поэтому в случае, если он работает левой рукой, а пишет правой, «тфилин» он возлагает на левую руку.)

После того, как «тфилин» прикладывают на то «место руки, где ему полагается быть, то прежде, чем закрепить его ремнем, произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам возлагать «тфилин!» Сразу после этого ремень «тфилин» обматывают семь раз вокруг предплечья по направлению к кисти руки. Затем вынимают из мешочка, где хранятся «тфилин», «тфилин шель рош», который там лежит всегда с правой стороны. Его помещают на голове так, чтобы он находился надо лбом в том месте, где начинается волосяной покров. «Тфилин» следует расположить точно в центре головы, напротив переносицы.

Прежде чем опоясать голову кольцом ремня «тфилин шель рош», произносят еще одно благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и давший нам заповедь о «тфилин»!» Сразу после этого закрепляют «тфилин» ремнем – так, чтобы узел его приходился на углубление чуть повыше основания черепа, как раз посредине затылка. Немедленно после этого говорят: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков!» Эту фразу мы произносим потому, что нет полной ясности в вопросе о том, действительно ли следует произносить отдельное благословение, возлагая «тфилин шель рош». Многие галахические авторитеты придерживаются точки зрения, что оба «тфилин» -«тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» – это одна заповедь, и при ее исполнении следует произносить только одно благословение: «. повелевший нам возлагать «тфилин». Однако другие авторитеты считают, что «тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» – это две отдельные заповеди, и каждая из них требует отдельного благословения. Мы следуем второму мнению и произносим два благословения. Но чтобы избавиться от сомнений в том, что второе из благословений произнесено напрасно (а это очень серьезный грех), мы добавляем: «Благословенно имя славного царства Его во веки веков» – фразу, которую надлежит говорить тогда, когда по ошибке имя Вс-вышнего упомянуто напрасно.

Вопрос этот – являются ли «тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» одной заповедью или двумя отдельными – приобрел очень острое значение во время Войны Судного дня 1973 года. У солдат, получивших ранение в голову, она была забинтована целиком. У других рука, на которую они возлагали «тфилин», находилась в гипсе. Возник вопрос: неужели тот, кто ранен в голову, не должен возлагать «тфилин» и на руку? А тот, у кого рука помещена в гипс, должен отказаться также и от возложения «тфилин» на голову? На этот вопрос Галаха отвечает так: отсутствие одного из «тфилин» не мешает возложению второго, и если человек не может возложить «тфилин шель яд» – пусть возложит «тфилин шель рош», а тот, кто не может возложить «тфилин шель рош», должен возлагать «тфилин шель яд». Другими словами, «тфилин шель рош» и «тфилин шель яд» – две совершенно самостоятельные заповеди.

После того, как «тфилин шель рош» окончательно закреплен на голове, заканчивают возложение «тфилин шель яд». Берут свободный конец ремня, оставшийся после семи витков вокруг предплечья, и трижды оборачивают им средний палец, причем два витка должны быть вокруг нижней фаланги пальца, а один – вокруг средней фаланги. Эти витки имеют символическое значение обручальных колец – свидетельство обручения Вс-вышнего с народом Израиля, свидетельство того, что Творец Вселенной избрал еврейский народ из всех народов земли, чтобы мы были Его народом. Во время надевания этих обручальных колец произносят слова Вс-вышнего, переданные Им через пророка Гошеа: «И обручусь Я с тобою навеки, и обручусь Я с тобою по правде и по справедливости, в любви и милосердии, и обручусь Я с тобою верой – и познаешь ты Г-спода!»

Очень хорошо сопровождать возложение «тфилин» молитвой – и до, и после их возложения, – все это написано в «сидуре».

Чрезвычайно важное условие возложения «тфилин» -чистота тела. Между возложением «тфилин шель яд» и возложением «тфилин шель рош» нельзя ничего говорить. Все время, пока еврей увенчан «тфилин», он обязан самым тщательным образом следить за своей речью и за своим поведением – гораздо больше, чем в другое время.

Возлагать и снимать «тфилин» надлежит только стоя (правда, у сефардских евреев есть обычай возлагать и снимать «тфилин шель яд» сидя).

После окончания утренней молитвы «тфилин» снимают с себя в обратном порядке – по принципу «кто первым вошел, выходит последним». Сначала распускают три витка вокруг среднего пальца руки, затем левой рукой (чтобы подчеркнуть, что мы с нежеланием расстаемся с «тфилин») снимают «тфилин шель рош», надевают на него футляр, обматывают вокруг него его ремень и помещают в мешочек для «тфилин» с правой стороны. Только тогда начинают снимать «тфилин шель яд», надевают на него футляр и помещают в мешочек с левой стороны. Специальные футляры принято надевать на «тфилин» для того, чтобы надежней сохранить их. На этих футлярах снаружи обычно написано, для которого из «тфилин» они предназначаются – для «тфилин шель яд» или для «тфилин шель рош», -чтобы исключить возможность ошибки, когда их вынимают из мешочка.

Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы «тфилин» не упали на землю. Если все же это произошло, виновник обязан поститься в тот день или же выкупить свой пост тем, что даст цдаку – пожертвование на добрые дела или бедным евреям.

Весьма желательно, чтобы во время молитвы «тфилин шель яд» был прикрыт рукавом рубашки, потому что в Торе сказано о нем: «И да будет это тебе знаком на руке твоей» – тебе, но не другим. В противоположность этому «тфилин шель рош» непременно должен быть открыт взорам других – в исполнение того, что сказал Моше-рабейну еврейскому народу (Дварим, 28:10): «И увидят все народы земли, что имя Б-га запечатлено на тебе, и будут бояться тебя». «Имя Б-га запечатлено на тебе» – это «тфилин шель рош», на обеих сторонах которого изображена буква «шин», первая буква имени «Ш-а-д-а-й».

ПОЧЕМУ НЕ ВОЗЛАГАЮТ «ТФИЛИН» В СУББОТЫ И ПРАЗДНИКИ?

Два знака свидетельствуют о вере человека в единого Творца Вселенной и о его принадлежности к еврейскому народу.

Обрезание – знак союза, заключенного Вс-вышним с народом Израиля, знак, запечатленный на теле еврея, как сказано в Торе (Брейшит, 17): «И да будет это знаком союза меж Мною и вами».

«Тфилин» – как сказано в Торе: «И да будет это тебе знаком на руке,твоей и напоминанием над глазами твоими».

Оба эти знака необходимы нам в течение шести будничных дней, но не в субботу. Суббота сама является знаком. Исполняя заповедь о субботе, еврейский народ демонстрирует тем самым свою веру в Творца Вселенной, Который прекратил работу в седьмой день Творения – в субботу. Сказано в Торе (Шмот, 31): «Суббота – вечный знак союза между Мною и сынами Израиля, напоминание о том, что шесть дней творил Б-г небеса и землю, а в седьмой день – прекратил работу и отдыхал».

Вот в этом-то и заключается причина того, что «тфилин» не возлагают в субботу и праздники (которые в этом отношении равны субботе – в эти дни запрещено работать).

«Тфилин» не возлагают также ночью. Это следует из слов Торы о заповеди «тфилин»: «И соблюдай этот закон в его срок все дни* – дни, но не ночи.

«ТФИЛИН» И ВЕРА

Чрезвычайная важность тех отрывков из Торы, которые заключены в «тфилин», состоит в том, что в них говорится о самых основах еврейской веры. Принятие на себя бремени верховной власти Вс-вышнего – это раздел «Слушай, Израиль»; выражение готовности исполнять Его повеления – это раздел «И будет: если будете слушаться»; воспоминание о чуде исхода из Египта – «посвяти Мне»; чудо рождения еврейского народа и выражение веры в неустанное наблюдение Вс-вышнего за всем, что происходит с народом Израиля, -это раздел «И будет – когда приведет». «Тфилин», которые символизируют собой эти принципы, определяющие сам характер еврейского мышления, мы ежедневно возлагаем на три важнейших органа нашего организма, от которых зависит и вся наша деятельность, и сама наша индивидуальность: на голову – обитель интеллекта, на руку – главный инструмент нашей деятельности, и на сердце – обитель эмоций. Это означает, что мы стремимся к тому, чтобы и ум наш, и дела, и чувства были подчинены выполнению одной задачи: исполнению воли Вс-вышнего.

Ту же идею можно выразить несколько иначе. «Тфилин шель рош» имеет четыре отделения, а «тфилин шель яд» – только одно. Пять чувств обеспечивают человеку возможность жить на земле, действовать и творить: зрение, слух, обоняние, вкус (местом пребывания органов, «ответственных» за эти чувства, является голова) и осязание (органом, «ответственным» за него, является рука). И вот четыре отделения «тфилин iuc.ii> рош» воздействуют на четыре органа чувств, находящихся в голове, а одно отделение «тфилин шель яд» воздействует на руку, для того, чтобы все пять чувств подчинить тем принципам, о которых говорится в текстах, заключенных в «тфилин».

Еврейские мыслители открывают еще один смысл в строении «тфилин»: иудаизм допускает возможность самых разных суждений, более того, он считает, что все эти суждения дополняют и обогащают друг друга (достаточно вспомнить о дискуссиях школы Шамая со школой Гилеля[1]). Поэтому в «тфилин», возлагаемом на голову – орган мысли, – есть отl ельные места для различных отрывков из Торы. Однако то, что касается дела – действенного исполнения воли Вс-вышнего, что касается Галахи, регулирующей эту деятельность, то здесь нет места для различия во взглядах: Галаха должна быть единой, она обязывает всех евреев трудиться рука об руку во имя исполнения повелений Торы. И поэтому в «тфилин шель яд» нет различных отделений.

Теперь, прежде чем мы приступим к рассмотрению утренней молитвы, разберем вопрос о том, каков вообще источник заповеди о молитве.

[1] Шамай – один из величайших мудрецов Торы, бывший главой Верховного суда в Иерусалиме в то же самое время, когда Гилель был главой Сангедрина (высшего законодательного органа народа Израиля). Они жили в I веке до н.э. Шамай воспитал целую школу мудрецов – «Школу Шамая». Взгляды Шамая, усвоенные его последователями, отличались ригоризмом и неприятием каких бы то ни было компромиссов. Проводя в жизнь эту позицию, многие последователи Шамая пополнили ряды т.н. «ревнителей», которые вели ожесточенную войну против Рима. Гилель был духовным вождем народа Израиля в свое время и стал родоначальником династии, которая в течение 15 покотений, почти 450 лет возглавляла еврейский народ. Уроженец Вавилонии, происходивший из очень уважаемого рода, Гилель, тем не менее, прожил всю жизнь в чрезвычайной нужде и лишениях. Воспитал многочисленную школу мудрецов Торы – «школу Гилеля». Взгляды его, усвоенные его последователями, отличались мягкостью, терпимостью и стремлением к миролюбию. Согласно преданию, он жил 120 лет, как Моше-рабейну, из которых 40 лет провел в Вавилонии, 40 лет учился в Стране Израиля у величайших мудрецов Торы, а последние 40 лет жизни возглавлял народ Израиля. В Талмуде указывается более 300 случаев, когда школы Шамая и Гилеля заняли противоположные позиции в галахических вопросах, однако об их взглядах говорится в Талмуде: «И те и другие – слова Б-га живого».

Свежие записи

Популярные записи

Еврейская история | Eврейские праздники | Еврейские традиции | Еврейские имена

Учение каббалы и хасидизма | История хасидизма | Философия хасидизма | Тания

Любавичское движение | Любавичский Ребе | Безопасность Земли Израиля

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here