Советуем ознакомиться умная молитва иисусова читать с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитва Иисусова: как правильно молиться?
Одно из самых «компактных» и самых эффективных обращений к Господу – молитва Иисусова, длиной всего в предложение. В ней – обращение к Сыну Божьему по имени и просьба о помиловании, то есть о защите и помощи. Предложение, которое легко запомнить, но не очень легко повторять ежедневно… Занятость, эта наша вечная занятость, которая становится огромной пропастью между Богом и человеком! И, заметьте, не Бог виноват в этом.
А меж тем в этой молитвенной фразе – все: наша уверенность, наше душевное спокойствие, наше счастливое будущее. Все блага, к которым стремится каждый, умещаются в коротенькую молитву. И исполняются, при условии, что молитва Иисусова прочитана правильно.
Текст и смысл молитвы
Святые отцы называют ее откровением, исповеданием веры и обетом. Несмотря на свою краткость, Иисусова молитва православная очень емкая по содержанию, и позволяет вкладывать в нее свой смысл каждому молящемуся.
Произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», каждый имеет в виду то помилование, которое ему необходимо на данный момент. Кто-то молится об удачном дне, кто-то – о здоровье, кто-то – о близких, кто-то – о мире, кто-то – о хлебе насущном. И каждый находит в ней ответ – не сегодня, так через неделю, через год, но он обязательно приходит, если в молитвенный труд человеком вложено много души.
Сердца очищение и божественных даров подательница – еще так характеризуют эту чудодейственную молитву.
Где и как обращаться к Иисусу
Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Как правильно молиться Иисусовой молитвой? Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент – душа.
Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто – без условностей – за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные черты характера. Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.
Делание Иисусовой молитвы допускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.
Под защитой Божьей
В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.
Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог – центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.
Священники советуют, перед тем как читать Иисусову молитву, раскаяться и приступать к чтению с чистым, свободным сердцем, готовым уместить в себя Божественную силу, которой оно будет наполняться по мере воссоединения с Господом.
И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.
Сколько раз произносить Иисусову молитву?
В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.
Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.
Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.
Что такое умное делание молитвы?
В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.
Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовой священники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.
Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.
Поэтому священники рекомендуют перед чтением Иисусовой молитвы исповедаться, причаститься, покаяться и, по возможности, простить всех обидчиков.
Действие молитвы
Как сказал митрополит Антоний, молитва Иисусова делает бытие прочным, поскольку сосредоточение на имени Христа способно собрать все силы духовные, душевные и телесные, позволяя человеку быть более смелым и уверенным в действиях и скорее добиваться поставленных целей.
Когда человек находится без поддержки свыше, его природа очень раздроблена, он не может собраться и, наконец, реализовать все свои планы, мечется, ищет, не может найти, не умеет верить и поэтому страдает. Иисусова молитва восстанавливает целостность слабой человеческой природы.
- Оздоравливает тело и помогает укрепить психическое равновесие.
- Благодаря ей человек может возобновить контроль над мыслями и эмоциями, упорядочить чувственную сферу жизни.
- Молитва овладевает всем человеческим существом и начинает положительно влиять на все области жизни: божественный свет проникает и на духовный, и на материальный уровни. Человек начинает ощущать явную помощь и поддержку во всем.
Иисусова молитва для мирян
Из наследия Оптинских старцев
«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».
Преподобный писал о разных ступенях молитвы:
«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.
Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.
Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.
Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».
Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:
«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.
Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.
Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».
Как правильно творить Иисусову молитву
«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».
Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.
Преподобный Амвросий объяснял:
«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».
На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:
«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».
Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.
Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:
«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».
Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:
«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».
Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:
«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».
Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени
Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:
«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».
Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:
«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»
Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.
Преподобный Макарий учил:
«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».
28 декабря 2012 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Из наследия Оптинских старцев
Из наследия Оптинских старцев
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой Макарий знал, что мы не умеем молиться, но дал нам совет: «Человек, я знаю, что ты не умеешь молиться! – он знал, что значит молитва, ибо он был великий столп Православия. – Но даю тебе совет: молись, как можешь, но молись часто!»
Юлия Кулакова
Я плакать. И молиться стала. Просто молюсь постоянно. Иду корову доить – молюсь, иду на работу – молюсь, все время плачу и молюсь, плачу и молюсь, не переставая, остановиться не могу ни днем ни ночью. Господи, помоги! Пресвятая Богородица, помоги! И вот – письмо приходит. Живой.
Молитва возводит к духовному совершенству и приобщает к благодатной силе Божией, но это не должно рассматриваться как особая цель, а подается лишь как следствие единения с Богом. Иначе в душе затаится корысть, попытка удовлетворить желание своего отдельного «я», отдельного именно от Бога. Истинная же и правильная духовная жизнь состоит в том, чтобы все делать лишь для одного благоугождения Богу и именно потому, что так хочет Он Сам.
Иеромонах Иов (Гумеров)
У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.