Утренняя молитва великого русского композитора п и чайковского

Советуем ознакомиться утренняя молитва великого русского композитора п и чайковского с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

П.И. Чайковский: «Начинаю уметь любить Бога. »

Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что Он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, что бы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?

Музыка Петра Ильича Чайковского известна во всем мире. О его творчестве написаны сотни книг. Однако, по вполне понятным причинам, в отечественном музыкознании долгое время умалчивалось причастность композитора к православной церкви и его глубокая вера. Более того, музыкальные сочинения Чайковского, обнаруживавшие прямую связь с церковью, в советские времена издавались под другими названиями: так было с фортепианными пьесами из «Детского альбома», первая из которых – «Утренняя молитва» – была переименована в «Утреннее размышление», а последняя – «В церкви» – превратилась в «Хор». Ставшее доступным в последние годы обширное эпистолярное наследие П.И. Чайковского, а также изданная недавно книга его брата Модеста Ильича Чайковского, позволяют по-новому увидеть образ гениального композитора, проследить развитие его мировоззрения и духовное становление.

«О, Ты, бессмертный Бог Отец,

Спасаешь Ты меня».

Второе – под названием «Молитва для Господа на всю Россию». Далее – ряд стихотворений молитвенного настроения на французском языке: «Вселенная», «Дитя говорит своему Ангелу-Хранителю», «Конец мира, когда Бог призывает людей на землю», стихотворное переложение истории грехопадения, песнопение на Рождество Христово, прозаическое размышление «Смерть». Ниже приводится текст одного из них в русском переводе.

Однако важнейшей, на наш взгляд, причиной обращения композитора к церковной музыке явилась глубокая вера, его религиозные убеждения, особенности восприятия им всего уклада православных богослужений. «Я совсем иначе отношусь к церкви, чем Вы, – пишет Чайковский к Н.Ф. фон Мекк. – Для меня она сохранила очень много поэтической прелести. Я очень часто бываю у обедни; Литургия Иоанна Златоустого, есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений. Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. Я очень люблю также Всенощное бдение. Отправиться в субботу в какую-нибудь древнюю небольшую церковь, стоять в полумраке, наполненном дымом ладана, углубляться в себя, искать в себе ответа на вечные вопросы: для чего, когда, куда, зачем, пробуждаться от задумчивости, когда хор запоет «От юности моея мнози борют мя страсти», и отдаваться влиянию увлекательной поэзии этого псалма, проникаться каким-то тихим восторгом, когда отворятся царские врата и раздастся: «Хвалите Господа с небес!» – о, все это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений». Находясь в Париже в Великий Четверг апреля 1883 года композитор пишет брату Модесту: «После обеда мне захотелось во что бы то ни стало, если не в самую церковь нашу, то хоть около побыть. Я так люблю эту службу, и чтобы восковую свечу держать, и катышки из воска делать после каждого Евангелия, и сначала несколько нетерпеливо ожидать, чтобы скорее шла служба, а потом сожалеть, что кончилась. » А вот письмо Н.Ф. фон Мекк из Рима: «Сегодня здесь Рождество. Утром мы ходили в собор Петра и слышали торжественную Мессу. Что за колоссальное величие этот собор! Народу было очень много, но в сравнении с огромными размерами этого дивного храма толпа казалась все-таки ничтожной, двигающейся кучкой. Во всех бесчисленных приделах служились глухие мессы; священники с Дарами, сопровождаемые небольшой процессией беспрестанно переходили по разным направлениям; все это полно движения, живописно, красиво. Но я все-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную Литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит, а не снует из угла в угол. Это менее живописно, но трогательнее и торжественнее».

Приступая к сочинению духовной музыки, Петр Ильич стал изучать историю церковного пения, обиход, устав. Он слушал и сравнивал пение в Лавре и других храмах и монастырях Киева. Он давал оценку тому или иному стилю пения и высоко поставив самобытное величественное пение лаврской братии («там поют на свой древний лад с соблюдением тысячелетних традиций и без претензий на концертность»), был настолько возмущен и оскорблен «сладкогласием» в других киевских храмах, что даже обратился с посланием к церковным властям, призывая навести порядок в службе (ответ на этот письмо неизвестен).

Жизнь Петра Ильича Чайковского была непрестанным размышлением о Боге, поиском Истины. В детстве Петр Ильич питал к Богу Отцу «чувство удивления и страха», Иисус Христос, напротив, как Бог и человек вызывал в нем «именно и исключительно чувство любви». В молодости он негодовал на «кажущуюся несправедливость, с которою Провидение распределяет среди человечества счастье и несчастье», сомневался в божественности Христа, не верил в будущую жизнь и не видел смысла в вечном блаженстве. Однако по мере духовного возрастания композитора изменялись и его убеждения: «. В душу мою все больше и больше проникает свет веры. Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел. Сомнения еще посещают меня; я все еще пытаюсь иногда своим слабым и жалким умом постигнуть непостижимое, но все громче и громче начинает доходить до меня голос божественной правды. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь перед неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божиею. Я часто со слезами молюсь Ему (где Он, кто Он? я не знаю, но я знаю, что Он есть) и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: «Господи, да будет воля Твоя» – ибо я знаю, что воля Его святая. Хочу быть смиренным и не считать себя избранником, ибо Бог все Свои творения любит одинаково, но я знаю только, что Бог хранит меня, и нередко я проливаю слезы благодарности за все Его бесконечные милости. Но этого мало. Я хочу приучить себя думать, что если наступают бедствия, то они, в сущности, ведут к благу; я хочу любить Бога всегда – и тогда, когда Он посылает мне счастье, и когда наступят испытания, ибо где-нибудь должно быть то царство вечного счастья, к которому мы тщетно стремимся на земле. Наступит час, когда разрешатся все недоступные нашему уму вопросы и когда мы поймем, почему Бог находит нужным посылать нам испытания. Мне хочется верить, что есть будущая жизнь. Когда хотение обратится в факт, тогда я буду счастлив, насколько счастье на земле возможно».

Сочинение Чайковским церковной музыки не было оценено его современниками. Однако его творческая инициатива была поддержана композиторами последующих десятилетий – А. Гречаниновым, А. Кастальским, П. Чесноковым и другими, – для которых его церковная музыка стала образцом

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6–7 лет

Конспект беседы о пьесах П. И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви» из «Детского альбома» с детьми 6-7 лет

обогащение музыкальными впечатлениями детей через знакомство с творчеством П. И. Чайковского, а именно «Утренняя молитва» и «В церкви»

-совершенствовать умение понимать настроение музыкального произведения, его изобразительный характер

-учить различать средства выразительности в соответствии с характером пьес

– продолжать формировать умение вести беседу о музыке

Портрет П. И. Чайковского; магнитофон; иллюстрации по теме; аудиозапись «Утренняя молитва», «В церкви»

– знакомство с некоторыми биографическими сведениями из жизни П. И. Чайковского;

– слушание отдельных произведений на музыкальных занятиях;

– просмотр мультипликационного фильма «Детский альбом»;

– упражнение «Музыка и эмоции», «Мое настроение»

Ход беседы:

Воспитатель приглашает детей в игровую комнату и обращает внимание на портрет П. И. Чайковского и иллюстрации к музыке «Детский альбом».

– Ребята, вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Давайте вспомним, для кого написал свой альбом композитор и о чем он рассказывал в нем.

– Петр Ильич хорошо понимал детей, умел радоваться их радостям, печалится их невзгодам. С помощью музыки он рассказывал о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Все это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней. Может быть, кто-то знает, что такое молитва?

– Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощения за совершенные проступки (например, ребенок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. И. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что композитор в своем альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Устраивайтесь удобнее и послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи они между собой. (Звучит аудиозапись).

– Да, обе пьесы сосредоточенные, углубленные. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос задает свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Звучат фрагменты аудиозаписи).

– А отличаются ли по характеру эти пьесы?

– Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва более сумрачная. За окном темно, ребенок устал. День был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, печальная, сосредоточенная, задумчивая, просящая.

– Интересно, что П. И. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьезно и строго, совсем не по-детски. Он не упрощал музыку, которую сочинял для детей, а писал ее с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

– Еще раз внимательно послушайте, как звучат концы обеих пьес. (Звучит аудиозапись). Вы заметили повторяющиеся звуки в басу? Но как они звучат в «Утренней молитве» и как в вечерней?

– На фоне светлой мелодии «Утренней молитвы» эти звуки звучат строго и спокойно, а в вечерней молитве – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, все затихает, успокаивается, замирает…

– Вот вы и познакомились с новыми пьесами. Как называлась пьеса, которая открывает «Детский альбом»? А какая пьеса заканчивает его?

Я уверена, теперь вы будете помнить, что эти пьесы подарил нам…П. И. Чайковский.

1. Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М. ; Издательский центр «Академия», 2005г.

2. Радынова О. П. «Настроения, чувства в музыке». Издательство: Творческий центр Сфера. Серия: Музыкальные шедевры, 2010г.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Тематическое занятие «Детский альбом». Музыка П. И. Чайковского. Программное содержание. Знакомство с творчеством великого русского композитора.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет “Лес. Дикие животные”

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю – МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» – сразу. Свой сайт – бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Редакция: РФ, Волгоград, ул.Мира, д.11, кв.36 | Учредитель, издатель: Фонов Д.В. Редактор: Вовченко Е.А.

ISSN 2587-9545 зарегистрировано в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+ | МААМ 2010 – 2017

Беседа концерт “Детский альбом П.И. Чайковского”

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Беседа – концерт «Детский альбом» П.И. Чайковского

Беседу подготовила и провела преподаватель МКУ ДО «Национальная школа искусств Пряжинского района» Ковалькова Александра Владимировна

Добрый день, ребята! Сегодня я расскажу о замечательной музыке великого русского композитора П.И.Чайковского. Познакомлю вас с историей создания «Детского альбома» и расскажу о музыкальных произведениях, ставшими детской классикой.

История русской музыки для детей уходит своими корнями в музыкальное творчество народа. Музыкальные народные произведения для детей – песни, прибаутки и присказки, игры с песнями послужили основой для создания русскими композиторами для детей. Много замечательных произведений написали С.Майкопар, А.Гречанинов, В.Рябиков, С.Прокофьев, А.Хачатурян, но основоположником детской музыки в России мы по праву называем Петра Ильича Чайковского.

Это был первый композитор создавший для детей альбом фортепианных пьес. «Детский альбом» является едва ли не самым любимым произведением маленьких пианистов всего мира.

Сочиняя «Детский альбом» Чайковский осуществлял свой давний замысел – обогатить детскую музыкальную литературу. Этот альбом был написан летом 1878 г. На Украине, в селе Каменка. Там композитор часто гостил у своей сестры.

Все своё свободное время Пётр Ильич проводил в круг своих племянников. «Цветы, музыка и дети, – часто говорил композитор, – составляют лучшее украшение жизни!» И что он только не придумывал для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле, за цветами, грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами.

Любил Петр Ильич слушать как ребята, а их было семеро, занимаются музыкой. Особенно он восхищался Володей Давыдовым – маленьким Бобом, или Бобиком, как его ласково называли в семье. Мальчик был любимцем Петра Ильича. Володя подолгу и усердно занимался на фортепиано.

Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз думал о том, что сочинений, предназначенных для детей, не так уж много. Слишком скучную музыку приходилось играть мальчику – сухие упражнения, серые, безликие пьесы.

Тогда-то и было задумано создать альбом пьес для ребят.

«Детский альбом», своего рода «24 часа из жизни маленького человека». Рассказ о них, как и полагается, начинается знакомством. Словно сидя в детской, композитор внимательно смотрит кругом, и сюжеты приходят, кажется, сами собой.

Сегодня эти пьесы мы услышим в исполнении учащихся и преподавателей музыкального отделения. А учащиеся художественного отделения подготовили выставку иллюстраций к данному циклу.

И вот мы перелистываем страницы «Детского альбома»: здесь 24 маленьких пьесы, каждая из них – живая детская сценка, а все вместе они составляют интересный рассказ о жизни детей далекого от нас времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. В этом альбоме – мысли, чувства, настроения детей, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А также картины русской жизни и русской природы, песенки-путешествия.

Молитвой всегда начинался и заканчивался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки. Первая пьеса «Детского альбома» так и называется – « Утренняя молитва » или « Утреннее размышление ». Спокойная и светлая музыка с простым, ясным аккордовым складом напоминает церковное хоровое пение.

Следующая пьеса – « Зимнее утро » – музыкальная зарисовка увиденного за окном. Ощущение морозного, колючего воздуха на улице передано в коротких мотивах, беспокойных интонациях. Иллюстрацию к этой пьесе нарисовала Костияйнен Аня.

Особым очарованием полны произведения, посвященные детским играм – « Игра в лошадки » и « Марш деревянных солдатиков ». Композитору удалось глубоко проникнуть в мир детской фантазии. Проиллюстрировали эти пьесы Савич Карина и Иванов Егор.

В пьесе « Марш деревянных солдатиков » слышен ритм чеканного шага и дробь барабана игрушечного войска солдат. В ней П. И. Чайковский рисует музыкальный образ очень точными средствами: ощущение кукольности, деревянности передаётся чёткостью ритмического рисунка, определённостью, выверенностью штриха.

А что означает слово «Марш»? Марш – это шествие. А под музыку всегда удобнее шагать. И сейчас танцевальная группа «Ладушки» представит вашему вниманию « Марш деревянных солдатиков ».

Есть в «Детском альбоме» пьесы, посвященные самым близким и дорогим людям. « Мама » – это добрый и внимательный взгляд, это полные ласки слова, нежное прикосновение заботливых рук. Мелодия пьесы « Мама » словно озарена мягкой и светлой улыбкой. Не случайно Петр Ильич делает в нотах пометку – «с большим чувством и нежностью». А как, впрочем, иначе можно сыграть, рассказать, поведать о человеке, роднее которого нет на свете.

Иллюстрация « Мама » выполнена Фадеевой Наташей.

Если пьесы « Игра в лошадки » и « Марш деревянных солдатиков » рисуют увлечения и игры мальчиков, то следующие пьесы – это мир девочек, в которых П. И. Чайковский представил целую поэму, состоящую из нескольких частей.

« Болезнь куклы » – грустная и печальная музыка повествует о болезни куклы. Как искренне и правдиво раскрыл композитор переживания девочки. Отрывистые звуки похожи на жалобные вздохи, стоны и капельки слез.

В исполнении Коваленко Арины прозвучит пьеса «Болезнь куклы». Также Арина нарисовала иллюстрацию к этой пьесе.

Еще более печальна по своему характеру пьеса « Похороны куклы ». По-настоящему скорбно, сдержанно звучит музыка небольшого траурного марша. Пьесу «Похороны куклы» исполнит Костенкова Маша . Хочется отметить, что Маша не только выучила, нарисовала иллюстрацию этого произведение, но также сочинила текст к пьесе. Вокальную партию представит нам Коваленко Арина.

Пьесу « Похороны куклы » сменяет « Вальс ». Почему? Потому, что нужно время, чтобы забылось горе. Но почему же здесь звучит именно вальс? А потому, что он был самым любимым танцем XIX века, звучал и на скромных домашних праздниках, и в роскошных бальных залах. Да и умение танцевать, красиво двигаться считалось необходимым для любого воспитанного человека. « Вальс » из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника. Иллюстрацию подготовила Семенова Алекса, а исполнит « Вальс» преподаватель класса фортепиано Захарова Г.В.

« Новая кукла » завершает маленькую сюиту. Легким ветерком радости предстает эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребенка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал.

Словно девочка с куклой кружится по комнате, залитой солнечным светом. Пьеса звучит в характере стремительно вальса. (в записи звучит « Новая кукла » – иллюстрация Гуровой Насти ).

«… Я вырос в глуши, с детства самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки …» – писал Чайковский Надежде Филаретовне фон Мекк – почитательнице и другу композитора.

Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах «Детского альбома»: это – « Русская песня », « Мужик на гармонике играет» и « Камаринская ». Они составляют еще одну маленькую сюиту. В так называемой «русской сюите» обращает на себя внимание яркий национальный колорит. В пьесах использован прием развития – вариации, свойственные народному исполнительству.

Пьесу « Русская песня » проиллюстрировал Пекин Филипп .

Помимо « Вальса », который мы уже упоминали, в «Детском альбоме» П. И. Чайковского присутствуют еще два танца – « Мазурка » и « Полька ».

« Мазурка » – блестящий, помпезный танец, пришедший в Россию из Польши. Женщины танцевали мазурку с особой плавностью и грациозностью, мужчины – со звоном шпор и гусарской удалью.

« Полька » – народный, веселый танец, который пришел к нам из Чехословакии. Его танцуют подскоками – маленькими, лёгкими прыжками. Название танца происходит от чешского слова pulka – «полшага». Отсюда и музыка – легкая, отрывистая, задорная. « Полька» из «Детского альбома» воссоздает атмосферу домашнего праздника. Петр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринужденно. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор описывает именины сестры Саши: «Много гостей, и мне вечером придется аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать». Иллюстрацию к пьесе « Полька » подготовила Новикова Света .

Подошел к концу уроков танцев, теперь мы отправляемся в путешествие!

Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. Свои впечатления об Италии, Франции, Швеции он отобразил в музыке. В «Детском альбоме» – рассказы-путешествия представлены « Старинной французской песенкой », « Немецкой песенкой », « Итальянской песенкой » и одной из самых ярких пьес цикла – « Неаполитанской песенкой ».

Эту небольшую сюиту можно назвать «О чужих странах и людях», здесь мы ощущаем и ритмическую живость итальянских мелодий, и мудрую грусть старинного французского напева, и степенную размеренность немецкого танца.

«Итальянская», «Немецкая», отчасти «Старинная французская» «песенки», а также пьеса «Шарманщик поет» ( проиллюстрировала Маляренко Вилора ) напоминают звучание шарманки. С механическим звучанием этого инструмента у Чайковского были связаны яркие впечатления детства.

В город Воткинск, где в 1840 году родился и провёл детство будущий композитор, отец привёз из Петербурга оркестрину – механический орган. На валиках оркестрины была записана музыка Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти. Отрывки из их произведений, исполнявшиеся оркестриной, были для маленького Чайковского непостижимым волшебством. Из этих детских впечатлений родилась любовь к Моцарту и к итальянским мелодиям. Поэтому «песенки» из «Детского альбома» звучат не только как музыка «о чужих странах и людях», но и как воспоминание композитора о своём детстве.

« Старинная французская песенка ».

Композитор использовал здесь подлинный напев X VI века – «Куда вы ушли, увлечения моей молодости…».

Немного изменив мелодию своей пьески, он включил ее в оперу «Орлеанская дева», где она называется «Песнь менестрелей» и воссоздает колорит средневековой Франции.

Менестрели – музыканты и поэты, состоявшие на службе при дворе богатого феодала или рыцаря.

Простой и неторопливый напев похож на старинную балладу. Скупые гармонии, сдержанный минорный тон повествования напоминают картины старых мастеров с их приглушенно-темной палитрой красок. Из глубоких теней этих картин проступают лица и фигуры людей в старинных одеждах, живших в давние времена… сдержанная и благородная простота, аромат старины, сделали эту пьесу шедевром «Детского альбома».

Иллюстрацию к пьесе « Старинная французская песенка» нарисовала Хмельцова Мария, а исполнит ее Суримеева Варвара.

« Неаполитанская песенка » – одна из самых ярких пьес «Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц Неаполя (город в Италии). Эту маленькую тайну нам раскрыло письмо к Чайковскому Надежды Филаретовны фон Мекк: «Дают ли Вам серенады под окнами? Нам в Неаполе и Венеции каждый день давали и с каким особенным удовольствием я слушала в Неаполе ту песню, которую вы взяли для танца в «Лебединое озеро». Композитор называет ее танцем в балете и песенкой в «Детском альбоме» – и в этом нет противоречия. В ней соединились и песня, и танец.

Там, где властвует стихия стремительного танца, в воображении встает картина веселого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии. В своем произведении П. И.Чайковский очень выразительно передал черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов.

В исполнении ансамбля «Карамельки» прозвучит « Неаполитанская песенка » Но вот и заканчивается долгий день. Пора идти спать. Если хорошенько попросить старую нянюшку, то она обязательно расскажет интересную сказку. Какие только видения не возникают в воображении. Стремительно мчится за кем-то в погоню Баба-Яга. Настойчиво, резко звучат аккорды, рокочущие пассажи в басу словно передают кипящую злобу старой колдуньи. И будто видишь, как летит она над лесами и долами в своей ступе. Пестом погоняет, помелом след заметает. Две пьесы «Детского альбома» так и называются: « Нянина сказка » и « Баба Яга ». Иллюстрации к ним подготовили Суримеева Ангелина и Рогалева Ева . (в записи звучит пьеса «Баба Яга»).

Уже начинают смыкаться веки, но так не хочется ложиться в постель. Лучше, забравшись с ногами в дальний угол дивана, помечтать о чем-то очень хорошем и светлом. Мечтой уносишься далеко-далеко.

Таким настроением проникнута пьеса « Сладка греза ».

Иллюстрация Костенковой Марии.

И вновь композитор обращается к зарисовке природы: « Песня жаворонка ».

В ней слышен и шелест колосьев, и как от ветра колышутся стебельки полевых цветов и трав. А над ними – песня жаворонка, звонкая и нежная.

Иллюстрация Федорова Василия.

Завершается «Детский альбом» суровой и печальной пьесой « В церкви ». Ее звучание как и в « Утренней молитве » напоминает пение церковного хора. Молитвой ребенок не только встречал, но и провожал каждый прожитый день, вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать.

Выдающийся музыковед Б.В.Асафьев так писал о «Детском альбоме»: «В этой книжке – лирическая музыка. Она и иллюстрирует, и рассказывает, и думает, и мечтает. Своими лирическими мелодиями композитор заставляет инструмент… и петь, и беседовать, и веселиться,… и сказывать сказки».

После отъезда из Каменки Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову, отцу Боба: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что эти ноты сочинил дядя Петя и что на них написано: «Посвящается Володе Давыдову».

«Детский альбом» стал ценнейшим вкладом в мировую детскую культуру, на котором воспитывается не одно поколение детей .

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

  • 193
  • 13.02.2017

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

214000, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here