Вышедший из ада молитва

Советуем ознакомиться вышедший из ада молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Вышедший из ада молитва

Апокриф об Архангеле Михаиле – освободителе душ из ада

К псевдоправославным текстам, давно имеющим хождение в народной среде (таким, как “Сон Богородицы”, “Молитва Киприана”), в наши дни добавляются, к сожалению, новые апокрифические тексты. К ним относятся, например, “Молитва задержания” [1] и апокрифическое сказание об Архангеле Михаиле – освободителе душ из ада.

Апокрифические произведения (Евангелия, Апокалипсисы, жития, молитвы) по форме и стилю подражают церковным, каноническим текстам. Кроме того, с древнейших времен создатели памятников апокрифического характера стремились приписать свои произведения авторству того или иного чтимого лица. Апокрифические Евангелия (“Евангелие Фомы”, “Евангелие Филиппа”, “Евангелие Варфоломея”) выдавались за творения апостолов, апокрифическая “Молитва Киприана” приписывалась священномученику Киприану Антиохийскому (память 2/15 окт.), и т. д. [2].

Апокрифы имеют внешнее сходство с произведениями церковной письменности. Однако содержание апокрифических текстов расходится с учением Церкви, включает элементы фольклора и мифологии. И. Я. Порфирьев отмечал, что “в апокрифах к истинным представлениям… священной истории постоянно примешиваются вымыслы народной фантазии и древние мифические предания еще языческой старины. в апокрифических молитвах посреди воззваний к Спасителю, Богоматери, ангелам и святым постоянно встречаются представления из народных поверий и суеверий” [3]. Нередко в апокрифах можно найти грубейшие искажения церковного учения. Так, в “Молитве задержания” содержится просьба о наказании врагов (“наведи духовную слепоту на глаза всех восстающих на мя и на врагов моих”), что прямо противоречит заповеди Спасителя: “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5:44).

К числу современных апокрифов относится текст, содержащий сказание об Архангеле Михаиле, освобождающем души грешников из ада.

Таким текстом является “Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем, облеченного Святым Духом к празднику Архистратига Божия Михаила в день 6-го сентября по ст. стилю, 19-го по новому”. Приведем этот текст полностью (орфография и пунктуация оставлены нами без изменений):

    «Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем, облеченного Святым Духом к празднику Архистратига Божия Михаила в день 6-го сентября по ст. стилю, 19-го по новому. Дабы показать великую милость, дарованную ему от Господа.

Да будет Мир Вам всем братьям.

Аминь: Послушайте, братья, что случилось со мной Тимофеем. Однажды я отправился в Иерусалим ради миссии Иисуса поклониться Кресту Господнему Спасителя нашей жизни, по благословенным местам по которым Господь проходил и зашел в дом Прохора ученика 2-го Евангелиста Иоанна Богослова. И я нашел там книгу, прочел великое утешение рассказанное Евангелистом Иоанном Богословом.

Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия, который поучал меня всем небесным тайнам о людях, преданных на мученье. А так же показал ужасную для них казнь. Из глубочайшего озера превосходившего широтою все моря, соединенные вместе и услышал шум, подобный шуму вод, извергающихся с большой высоты. Попросил я моего проводника объяснить мне что это за яма столь большой глубины из которой выходит множество дыма и пламени на 300 метров в высоту. Какие то львы, огненные змеи, черви величиною с гадюку. Все – это насекомые всякого рода, которые ползали вверх-вниз по телу грешников бездны.

Ангел сказал мне: “О, Иоанн, друг Божий мученья, которые ты видел сейчас, заставляют страдать грешников больше всех других казней. Озеро это, оно может поместить в себе весь мир. Глубина его бесконечная, черви которые падают на грешников заставляют опускаться их в течении трехсот дней прежде чем они достигнут дна. Заставляют их то подниматься как бы при помощи места, к которому они привязаны”. Я бедный Иоанн видя это, горько заплакал о погибели и страданиях грешников. Ангел Божий видя меня плачущим сказал мне: “Не плачь, Иоанн, друг Господен, ты скоро увидишь великую радость. Благодаря Архистратига Божия Михаила, который имеет великое Благоволение у Господа”. В это время Архистратиг Божий Михаил сошел с неба на ладье с Херувимами в сопровождении всех Ангелов Божиих, Святых, Великих пророков и Святых мучеников, все они были облечены Славою великою неописанною. Когда Михаил Архистратиг Божий приблизился к грешникам преданным на муки, огонь тотчас погас, пламя и дым перестали подниматься, животные и насекомые исчезли.

Архистратиг Божий Михаил погрузил свое правое крыло в озеро и вывел оттуда множество душ, и положил их на землю, потом во второй раз опустил тоже крыло и еще больше первого раза вывел душ, в это время Херувимы и Серафимы, все Ангелы и Святые угодники Божие следовавшие за Архистратигом Божиим Михаилом, пали ниц перед ним и просили его еще в третий раз погрузить свое крыло в озеро. Он умилостивился на их просьбу, и погрузил еще в третий раз свое крыло и вывел на своем крыле бесконечное множество душ. Тогда Ангелы и все Святые омыли водою благодати их и умастили благоуханием радости, и поставили перед Архистратигом Михаилом, а он представил души эти лицу Божию. Тотчас из-за завесы послышался голос говорящий: “Предстательством Архистратига Божия Михаила, Матери моей и всех моих избранных исполнивших на земле волю Отца моего, веди эти души в рай благодати и вечного покоя”. Я очень много дивился этому трогательному зрелищу и милосердию Божию. Прославил Отца и Сына и Святого Духа. Удивился я состраданию Архистратига Божия Михаила, непорочного, а Ангел Божий потом сказал мне: “Знай Иоанн, друг Божий, что такое милосердие происходит ежегодно в день 6 сентября по старому, а по новому 19 сентября, в который совершается празднество в честь Архистратига Божия Михаила, ибо Господь назначил его вождем небесного воинства. За великую победу его, которую он одержал над врагами Божьими, тем кто низвергнул силы сатаны. Когда иудеи пригвоздили Его, Спасителя ко Кресту, Архистратиг Божий Михаил был этим так огорчен, что небо и земля не могли перенести его горесть.

Когда Спаситель Мира Воскрес из мертвых то он отвалил камень от гроба, закрывший вход ко гробу. Он так же сообщил благую весть Святым женам мироносицам о Воскрешении Господа Бога. Удержал сатану, отнял у него все, что сатана похитил, когда ушел из жены и привел его перед лицом Спасителя. Господь наградил Архистратига Божия Михаила даровал ему великую власть спасать, кто находится в муках, а так же наименовал его вождем Небесных сил в день 6 сентября по старому стилю, по новому 19 сентября. Дозволяет сесть на ладью из Херувимов в сопровождении всех Ангелов и приближаться к душам осужденных на мучения.

Он извлекает на своем крыле, как это видно сначала. Он выводит души грешников, которые делали бедным, что-либо хорошие, в память Воскресения Спасителя нашего подавали милостыню, хотя бы эта милостыня состояла их одного куска хлеба или стакана воды. Он приходит на помощь так же тем, которые подавали милостыню во Имя Его или мучеников и Святых. Он предстательствует за тех, которые потерпели что-либо за Имя Божие, навсегда освобождая их от казни.

Архистратиг Божий Михаил не перестанет представать в каждый год 6 сентября до скончания века. В воскресный день Архистратиг Божий Михаил предстает пред завесою Божию, подвергается ниц, молится о воде Нил, которая есть жизнь людей и животных.

В продолжении молитвы он остается одарен распростертым до тех пор, пока Господь не помилует людей и все живущее на Земле. В день 6 сентября Святой Евангелист Иоанн Богослов, все Ангелы и Святые собираются перед завесой Божию. Тогда Архистратиг Божий Михаил подходит к ним облеченный в одежды благости и милосердия и возвещает им, то что Господь умилосердился над миром даровал ризу, все предстоящие за счет Нила и они предаются восторгу радости повеликой милости дарованной роду роду человеческому от Господа.

Теперь ты видел, друг Божий Иоанн, как будет счастлив тот, кто будет праздновать день Архистратига Божия Михаила и кто будет совершать дела милосердия во Имя Его. Кто пожелает переписать это повествование, принести в дар церкви, кто зажжет светильник и курения ладана, или сделает приложение во Имя Архистратига Божия Михаила, того он не забудет как благочестивого. Если кто непочтителен и окажет милосердие бедным по возможности и по смерти своей будет, ввергнут в ад, того спасет Господь Бог, предстательством Архистратига Божия Михаила, ныне же, Иоанн друг Божий, кто будет держать в своем доме записанное это чудо, к тому не войдет в дом никакое бедствие: ни язва, ни голод, ни всякое нечистота, крысы, мыши, саранча, черви и все остальное вредное человеку и домашнему скоту.

Никогда не будет терпеть ни он ни его потомки его до четвертого колена. Этот список послужит оружием и щитом его в чистоте его, ибо сила этих слов великих и могущественных для верующих истинно будет исполнением для всего желаемого.

Вот что рассказал мне Ангел Божий, а потом же отвел меня в Еливинскую и оставил меня, а сам взошел на небо. Я много дивился виденному и прославил Бога и Архистратига Божий Михаила. Такой рассказ найден мною в доме Прохора, ученика Апостолов Иакова и Иоанна Богослова. Богу нашему Слава. Аминь».

Вариантом “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем”, является текст, озаглавленный “Чудо Архистратига Михаила”:

    «Чудо Архистратига Михаила.

Тайна нашего спасения по молитвам Архангела Михаила

Проповедь, произнесенная достойно чтимым Тимофеем, патриархом Александрийским, к празднику Чуда Архистратига Михаила 19 сентября, возвещающего великую милость, дарованную от Бога человекам:

“Мир Божий да снизойдет на вас, братья. Расскажу я вам, что случилось со мною, Тимофеем, рабом Иисуса Христа. Однажды я отправился ко Святому Животворящему Кресту и гробу Господню и ко всем святым местам, по которым проходил Господь наш Иисус Христос. Зашел я в дом святого Прохора, любимого ученика евангелиста Иоанна Богослова. Здесь я нашел книгу, писанную Прохором. В этой чудной книге я прочитал следующее великое утешение Иоанна Богослова.

“Однажды я шел в сопровождении Ангела Божия, который открывал мне Небесные тайны о людях. И вот я услышал шум, подобный шуму многих вод, падающих с большой высоты. Когда мы с Ангелом подошли ближе, то я увидел огромное озеро и ужасную казнь нераскаявшихся грешников. Я спросил моего проводника, и он объяснил мне, что это за лютая бездна. Мы увидели огромное пламя, исходящее из этой преисподней – с облаком огромного дыма над ней. Пламя бурлило и с шумом поднималось на 300 метров в высоту. Мерзкие черви, величиной с гадюку, ползали по телам грешников в этом озере-бездне. О, Иоанне, друже Божий, мучение, которое мы видели сейчас, страшнее всех казней. Это огненное озеро может вместить в себя – весь мир. Глубина его безконечна: черви-змеи, которые грызут тела грешников, заставляют их подниматься вверх. Иоанн горько заплакал о гибели человеческих душ. “Не плачь, Иоанне, друже Божий, не плачь, скоро ты увидишь великую радость – великое благоволение к Архистратигу Божию Михаилу у Господа”.

В это время я увидел в чудной красоте самого Архистратига Михаила, который в прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов в сопровождении множества Ангелов, святых, пророков и мучеников, приближался к огненному озеру. Все они были облечены красотой неописано. Скоро Ангелы приблизились к грешникам, преданным на казнь. Тотчас же огонь погас, бездна перестала дымиться, омерзительные животные исчезли. Когда все утихло, Архангел Михаил погрузил свое белоснежное крыло в озеро – вывел множество человеческих душ и перенес их на берег. Потом опустил то же правое крыло во второй раз – и вывел из озера еще больше душ, чем в первый раз. Тогда Херувимы и Серафимы простерлись ниц перед ним и стали просить его погрузить крыло – в третий раз. Архистратиг Михаил устремил свой благой молящий взор ко Господу, вознес горячие сердечные молитвы о спасении страдающих за свои грехи. Потом снова погрузил в озеро белоснежное крыло и вывел безчисленное множество – новых душ. Тогда Ангелы и святые, с великой радостью приняв эти души, омыли их водою Благодати, умастили их благоуханием радости и поставили перед лицем Божиим. В тот час из завесы Господней исшел глас:

“Предстательством Архангела Михаила и Матери Моей, Пресвятой Девы, и всех Моих Ангелов и избранных, исполнивших на земле волю Отца Моего – введи эти души в Рай блаженства, Вечности и покоя. Аминь”. При этом страшном и святом деянии святой Иоанн подивился состраданию Михаила Архангела.

Ангел сказал: “знай Иоанне, друже Божий, что чудо, которое ты видел, повторяется ежегодно 6/19 сентября, в честь праздника его вождя Небесного воинства – за великую победу, которую он одержал над силами сатаны. Когда иудеи безжалостно пригвоздили Спасителя ко Кресту, Михаил Архангел был в такой скорби, что небо и земля поблекли, не умея перенести ее. Когда Господь наш Иисус Христос восстал из гроба, именно Михаил Архангел отвалил камень и принес благую весть женам-мироносицам. Он удержал сатану в геене и отнял все, что у него было. Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках. Господь наименовал ему чины небесных сил безплотных и позволяет ему ежегодно 6/19 сентября и 9/21 ноября в сопровождении Ангелов и святых приближаться к душам, осужденным на мучения.

Архангел Михаил помогает спастись тем, кто совершил милостыни во имя его, а также во имя мучеников и святых. Архистратиг Михаил предстательствует за них, ибо святые претерпели скорбь и страдание во имя Господне. Он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы. Архангел Михаил не перестает творить Божию милость каждый год 6/19 сентября и в свой день 8/21 ноября – что будет продолжаться до скончания времен. В эти знаменательные дни он падает, преклонив колени пред завесой Божией, повергается ниц и молится о душах, находящихся в страшных муках ада до тех пор, пока Бог не благоволит помиловать тех людей, о которых особенно усердно молятся на земле, подавая за них щедрую милостыню. Молится он и о всех живущих на земле. В святые его праздники все Ангелы собираются вокруг Архангела Михаила у завесы Божией.

По благословению Божию, Архангел Михаил подходит, облеченный в одежды благости и милосердия и возвещает всем, что Бог еще раз умилосердился над миром. Ты видел теперь, Иоанн, что не будет забыт у Бога, каждый, кто совершит дело милосердия во имя Архистратига Михаила, либо кто потрудится переписать книгу сию, где находится это описание, и будет читать ее другим. Или кто поставит свечу или зажжет светильник, лампаду или воскурит ладан, или сделает честное какое-нибудь приношение во имя Архангела Михаила. Он не забудет благотворившего, и наградит благочестиво. Если кто окажет милосердие бедным по своим средствам, а по смерти из-за греховной жизни будет ввержен в ад, Господь не забудет его добро и, предстательством Архангела Михаила спасет его. Если кто-либо пожелает записать эти слова, то написанное надо хранить дома с благоговением. Ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить этому человеку или его дому. Ни червь, ни саранча, никакая пресмыкающая сила не сможет принести вред саду или огороду его. Список этот послужит ему оружием и щитом ограждения во всех бедах. Ибо сила сих слов велика и чудесна. Да хранит вас Господь и Архангел Михаил”. Вот что рассказал мне святой Ангел Божий.

Потом он отвел меня на гору Елеонскую, а затем оставил меня, взлетев на Небо. Я много удивился и прославил Бога и Архангела Михаила”.

Этот рассказ найден мною в доме Прохора, ученика Иоанна Богослова.

Услышав это откровение любимого ученика Христова и евангелиста Иоанна Богослова, мы не должны пренебрегать им, не переставая преуспевать в молитве, бдении и милостыне во имя Христа. Будем творить милостыню и во имя Архистратига Михаила – да избегнут вечных мучений наши усопшие и мы грешные. Да обретут все любящие и почитающие Архангела Михаила – великое милосердие у Бога. Аминь».

К сожалению, некоторые православные читатели доверяют приведенным текстам, не задумываясь ни о их происхождении, ни о том, совместимо ли их содержание с церковным учением о спасении и посмертном бытии.

Насколько нам известно, ни один из Интернет-ресурсов, публикующих “Речь, произнесенную святым отцом Тимофеем” или “Чудо Архистратига Михаила”, не указывает, из какого источника почерпнуты эти тексты. Источником же этим является сборник “Miscellaneous Coptic texts in the dialect of Upper Egypt” (London, 1915), содержащий памятники коптской письменности (проповеди, энкомии, мученичества) и их переводы на английский язык, выполненные британским востоковедом и археологом Э. А. Уоллисом Баджем (1857-1934). На страницах 1021-1032 указанного сборника можно найти английский перевод коптской “Беседы о святом Михаиле Архангеле”, приписываемой Тимофею, архиепископу Александрийскому [4]. Текст “Беседы” приводится Баджем по рукописи конца X века. Рукопись местами повреждена, и текст “Беседы” не всегда ясен.

Приведенные нами “Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем” и “Чудо Архистратига Михаила” представляют собой сокращенное переложение этой коптской “Беседы” (точнее, ее английского перевода). Иными словами, источник текстов, предлагаемых читателям якобы для благочестивого чтения, не является православным: копты придерживаются монофизитского учения и не состоят в евхаристическом общении с Православными Церквами, в том числе и с Русской Православной Церковью.

Рассмотрим подробнее содержание коптской “Беседы”.

“Беседа” произнесена на праздник Архангела Михаила, совершающийся в двенадцатый день месяца паоне (6 июня). В надписании и тексте “Беседы” ее автором называется Тимофей, архиепископ Александрийский. В начале “Беседы” проповедник, называющий себя Тимофеем, рассказывает, что, будучи в Иерусалиме для поклонения святым местам, встречался с матерью Прокла, ученика апостола Иоанна Богослова, и жил в ее доме. Однако здесь “Беседа” содержит анахронизм: ни один из архиепископов Александрийских, носивших имя Тимофей (первым из них был чтимый Православной Церковью свт. Тимофей, возглавлявший Александрийскую кафедру в 380-384 гг.), не мог быть современником ученика апостола Иоанна. Отметим еще, что “Беседа” ошибочно называет ученика евангелиста Иоанна Проклом (в действительности имя ученика было Прохор).

“Беседа” состоит из трех частей. Во вводной части Псевдо-Тимофей рассказывает, что он обнаружил в доме матери Прокла книгу, написанную на пергаменте и содержащую переданное апостолом Иоанном Богословом “великое утешение”. Далее, во второй части “Беседы”, эта “книга” приводится полностью. В ней от лица апостола Иоанна рассказывается о мучениях грешников в преисподней и о данной Архангелу Михаилу власти избавлять от этих мучений. В заключительной части “Беседы” Псевдо-Тимофей обращается к верующим с увещанием оказывать милосердие к нуждающимся во имя Архангела Михаила и блюсти себя от грехов.

Таким образом, рассматриваемый нами коптский текст представляет собой “апокриф в апокрифе”: проповедь, якобы принадлежащая архиепископу Тимофею, служит обрамлением для приписываемого евангелисту Иоанну видения.

Вышеупомянутая “книга”, то есть описание будто бы бывшего апостолу Иоанну видения о чуде Архангела Михаила, составляет основную часть текста “Беседы”. Этой “книге” не дано в “Беседе” никакого названия, но мы для удобства дальнейшего изложения условно назовем ее “Видением апостола Иоанна”.

Согласно “Видению апостола Иоанна”, сопровождаемый ангелом Иоанн Богослов посещал места мучений грешников. Он видел некое огромное и ужаснейшее огненное озеро, в котором грешники подвергаются самым тяжким мукам. Он видел огненных львов, драконов, медведей; свернувшегося кольцами неусыпающего червя; внушающих страх гадюк; пылающий огнем хаос Тартара.

Апостолу было дано увидеть и великое чудо Архангела Михаила: Архангел, восседающий на херувимской колеснице, сошел с небес, трижды опустил в озеро правое крыло и вынул из озера множество душ, освободив их от вечного мучения. Ангел поведал апостолу Иоанну, что подобное чудо совершается ежегодно каждый двенадцатый день месяца паоне и будет совершаться до скончания мира.

В тот же двенадцатый день месяца паоне, когда Архангелу дана власть спасать души из ада, Архангел предстает пред Богом Отцом и молит Его о разливе Нила. В “Видении апостола Иоанна” говорится еще об одном празднике в честь Архангела Михаила – 12-го хатора (8 ноября). На самом деле эти праздники, конечно, не существовали во времена апостола Иоанна.

“Видение апостола Иоанна” отличается исключительно египетским колоритом. Разлив Нила, жизненно важный для египтян, изображен как предмет величайшей радости для ангелов и людей. Преисподняя называется Аменти – так же, как называлось царство мертвых в древнеегипетской мифологии.

Это коптское “Видение апостола Иоанна” представляет собой один из многих апокрифов, приписываемых Иоанну Богослову или повествующих о его жизни. Такие апокрифы (“Деяния Иоанна”, “История Иоанна”, “Добродетели и мученичество Иоанна”, “Откровения апостолов Павла и Иоанна Богослова”, “Вопросы Иоанна Богослова на Елеонской горе”) бытовали в разных частях христианского мира. Уже гностики надписывали именем евангелиста Иоанна (как и других апостолов) свои сочинения, чуждые церковному учению [5].

Остановимся на тех представлениях об Архангеле Михаиле, которые содержатся в “Беседе” (и в “Видении апостола Иоанна” как ее части).

Для взглядов автора “Беседы” характерно крайне преувеличенное представление о славе и могуществе Архангела Михаила. По описанию “Беседы”, Архангел Михаил сходит в преисподнюю, восседая на херувимской колеснице. Ангелы с пением предшествуют ему, а за ним следуют все праведники, патриархи и пророки. После того, как Архангел дважды опускал свое крыло в озеро, Херувимы, Серафимы и все праведники, следовавшие за Архангелом, склоняются перед ним, умоляя, чтобы он опустил крыло в озеро в третий раз.

Каждый двенадцатый день месяца паоне Архангел Михаил входит за “завесу Отца”, повергается ниц и молит Бога Отца за весь род человеческий. Все чины ангельские собираются в это время вне завесы. По молитвам Архангела Бог дарует подъем воды в Ниле. По молитвам Архангела Михаила людям даруются и роса, и дождь, и вино, благорастворение воздухов и изобилие плодов земных.

Представление о “завесе Отца”, отраженное в “Беседе”, могло возникнуть, например, под влиянием Третьей книги Еноха (Еврейской книги Еноха) – произведения иудейской мистической литературы.

Третья книга Еноха повествует о небесной завесе (Паргод), распростертой перед Престолом Славы Божией. На этой завесе начертаны деяния всех поколений от Адама. Небесная завеса символизирует непостижимость Бога и отделяет Его непосредственное присутствие от остального небесного мира, а также защищает ангелов от ослепительного сияния Его Славы [6].

Те представления об Архангеле Михаиле, которые мы находим в “Беседе”, сходны с иудейскими представлениями о высшем ангеле – Метатроне. Из всех ангелов только Метатрону позволено входить за небесную завесу. Он ходатайствует перед Богом за весь мир. В Третьей книге Еноха Метатрон – князь Божественного присутствия, то есть ангел, служащий непосредственно в Присутствии Божием. Метатрон занимает исключительное место в небесном мире, он – высочайший среди Архангелов, князь и правитель над всеми князьями царств и сынами небес (3 Енох 10:3-6). Подобно Богу, Метатрон восседает на престоле и председательствует на небесном Суде. Его исключительное положение в небесном мире кратко выражено в титуле “малый Яхве” [7].

Почитанием Архангела Михаила в коптской “Беседе” затмевается почитание Христа. Слава Архангела подобна божественной: так, он изображен восседающим на херувимской колеснице, между тем как в Св. Писании восседящим на Херувимах представляется только Господь (см.: 1 Пар 13:6; Пс. 17:11, 79:2; Ис 37:16).

Само вечное спасение даруется Архангелом. Условия этого спасения подробно излагаются в “Видении апостола Иоанна”. Ангел говорит евангелисту Иоанну, что верующие должны помогать бедным во имя Архангела Михаила. Если человек перепишет эту “книгу” (то есть текст, содержащий “Видение апостола Иоанна”) во имя Архангела Михаила и отдаст список в храм, или совершит приношение в храм, или зажжет в храме лампаду во имя Архангела Михаила, или хотя бы лишь подаст кусок хлеба в память Архангела, то даже если человек этот будет совершенно нерадивым или величайшим из всех грешников, все же, когда он умрет и будет отведен в места мучений, он не почувствует адских мук, ибо он творил дела милосердия во имя Архангела Михаила. Этот человек будет пребывать в преисподней, как в уютном теплом жилище, до тех пор, пока Бог не посетит его и не изведет из ада в обители вечного покоя по заступничеству Архангела Михаила.

Такое понимание спасения души можно назвать магическим. Само милосердие к нуждающимся выступает здесь как магическое действие, гарантирующее спасение в будущей жизни. Даже одного доброго дела, совершенного во имя Архангела Михаила, достаточно для спасения величайшего из грешников.

“Беседа” суеверно приписывает имени Архангела Михаила магическое охранительное значение. В заключительной части “Беседы” Псевдо-Тимофей говорит, что имя Архангела может защитить человека во всяком искушении, если начертать это имя на четырех углах дома, внутри и снаружи. Псевдо-Тимофей советует начертывать имя Архангела Михаила и на обеденном столе, и на чаше для питья, и на блюде, ибо это имя может даровать сладость устам вкушающего.

Магическое значение придается даже буквам алфавита. В “Видении апостола Иоанна” ангел указывает евангелисту Иоанну сочетания букв алфавита, которые, будучи начертаны на стенах дома, защищают от злых людей.

Сам текст, содержащий “Видение апостола Иоанна”, предписывается использовать как оберег. Если человек имеет список этого текста, то никакие болезни и напасти никогда не коснутся его дома; его скот, его поле, сад и виноградники не потерпят вреда от диких зверей и крыс. Потомки этого человека вплоть до четвертого колена ни в чем не будут нуждаться, ибо имя Михаила будет им щитом.

Вернемся теперь к современным русским апокрифам, созданным на основе “Беседы”. И “Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”, и “Чудо Архистратига Михаила” передают основное содержание “Беседы”, но в русских “изводах” есть и отличия от нее.

Так, вместо неизвестного Православной Церкви коптского праздника в честь Архангела Михаила, приходящегося на 12 паоне (6 июня), в русских версиях называется “день 6-го сентября по ст. стилю, 19-го по новому” (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”). Таким образом, проповедь оказывается произнесенной будто бы на праздник Чуда Архистратига Михаила в Хонех (6/19 сентября) [8] – праздник, которого нет в Коптской Церкви.

В русских версиях “Беседы” устранен явный анахронизм, делающий архиепископа Александрийского по имени Тимофей современником ученика святого апостола Иоанна Богослова. Имя ученика апостола Иоанна Прокл заменено на Прохор (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”, “Чудо Архистратига Михаила”). Стадии коптского текста заменены на метры. Вместо херувимской колесницы говорится о “ладье с Херувимами” (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”) и даже о “прекрасной ладье из Херувимов и Серафимов” (“Чудо Архистратига Михаила”).

В русских версиях апокрифа появляется упоминание Матери Божией, тогда как в коптской “Беседе” Пресвятая Богородица не упоминается. Примечательно, однако, что имя Пресвятой Богородицы следует после имени Архангела Михаила: “Предстательством Архистратига Божия Михаила, Матери моей и всех моих избранных. ” (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”). Авторы “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем” и “Чуда Архистратига Михаила” полагают, видимо, что Архангел Михаил превосходит Пресвятую Богородицу своей святостью.

В русском варианте сильно сокращена заключительная часть “Беседы”, содержащая увещание оказывать милосердие к нуждающимся во имя Архангела Михаила и хранить себя от грехов (в особенности верующие увещеваются избегать греха пьянства).

Воображением русских авторов созданы не упоминающиеся в “Беседе” “черви величиною с гадюку. насекомые всякого рода, которые ползали вверх-вниз по телу грешников бездны. черви, которые падают на грешников” (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”), “черви-змеи, которые грызут тела грешников” (“Чудо Архистратига Михаила”).

Но самыми своеобразными деталями можно считать упоминание стакана (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”) и. пули. Ангел говорит апостолу Иоанну: “ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить” тому человеку, который “потрудится переписать книгу сию, где находится это описание, и будет читать ее другим” (“Чудо Архистратига Михаила”).

Общим для “Беседы” и ее русских переложений является чрезмерное почитание Архангела Михаила.

Как и в “Беседе”, Архангел Михаил предстает окруженным “множеством Ангелов, святых, пророков и мучеников. Все они были облечены красотой неописано” (“Чудо Архистратига Михаила”). “Херувимы и Серафимы, все Ангелы и Святые угодники Божие следовавшие за Архистратигом Божиим Михаилом, пали ниц перед ним и просили его еще в третий раз погрузить свое крыло в озеро. Он умилостивился на их просьбу. ” (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”). Только по молитвам Архангела Михаила Господь “милует людей и все живущее на Земле” (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”). Архангел Михаил дарует грешникам вечное спасение, ибо “он навсегда освобождает от казни тех, за кого приносятся жертвы и молитвы” (“Чудо Архистратига Михаила”).

Такие представления об Архангеле Михаиле находятся в противоречии с учением Церкви об ангелах.

“Православная Церковь. заповедует почитать их [ангелов] так же, как почитаются в Церкви святые люди” [9]. Архангел Михаил, под водительством которого ангельские лики выступили против диавола (см.: Откр. 12:7–9), называется Архистратигом (верховным военачальником) Небесных Сил (слав. “архистратиг силы Господни”, рус. “вождь воинства Господня” — Нав. 5:14). Архистратиг Михаил – “покровитель и споборник “воинствующей Церкви”, то есть всех верных Богу, ведущих брань с силами зла” [10].

Но в центре жизни Церкви всегда ее Глава – Христос. Почитание ангелов не должно заслонять от нашего взора Господа – Творца ангелов. Ангелы – служители нашего спасения, но спасает только Господь. “Кому когда из Ангелов сказал Бог: “седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?” Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?” (Евр. 1:13-14). Чрезмерное поклонение ангелам осуждено 35-м правилом Лаодикийского Поместного собора (IV век) [11].

“Чудо Архистратига Михаила” имеет подзаголовок: “Тайна нашего спасения по молитвам Архангела Михаила”. Однако Церкви известна лишь одна тайна спасения: “великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе” (1 Тим. 3:16).

Ни в “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем”, ни в “Чуде Архистратига Михаила” не упоминается слово “покаяние”. Да и зачем, в самом деле, нужно покаяние, если Архангел спасает даже нераскаянных грешников? Ведь, согласно “Чуду Архистратига Михаила”, именно “нераскаявшиеся грешники” терпят “ужасную казнь” в том огненном озере, в которое Архангел Михаил погружает “свое белоснежное крыло”.

Представление о том, что нераскаянный грешник может спастись из ада и получить вечное блаженство, противоречит православному пониманию спасения.

Согласно православному учению, “спасение связано самым тесным образом с внутренним состоянием человека” [12]. Вечная, блаженная жизнь за гробом – это продолжение жизни земной. Отцы Церкви “представляли себе жизнь человека непрестающим развитием, которое начинается здесь, на земле, и продолжается за гробом. Земная жизнь для них была приготовлением к жизни загробной. Человек, по учению св. отцов, здесь, на земле, созидает себе то настроение, которое будет содержанием его жизни за гробом. “Приближаясь к Богу жизнию, делами и учением. приуготовляйтесь, – убеждает св. Григорий Богослов, – к тамошней истине и созерцанию о Христе Иисусе Господе нашем”. “Что доброго прибрел кто здесь, то самое, – по словам преп. Макария Египетского, – и в оный день будет для него жизнию”. Христианин еще здесь, на земле, должен считать себя гражданином небесным, еще здесь, на земле, должен начать вечную жизнь, чтобы, насколько возможно, здесь же предначать и вечное блаженство. Таким образом, все дело спасения представляется в следующем виде: человек здесь, на земле, трудится, работает над собой, созидает в себе Царство Божие и чрез это теперь же начинает мало-помалу делаться причастником вечной жизни, насколько он имеет сил и способности для этого причастия; после же того, как злое начало будет окончательно изгнано, в век грядущий, человек, наконец, увидит Бога лицем к лицу, будет пользоваться вечной жизнью во всей ее бесконечной полноте”. Нравственное обновление человека существенно связано с вечным спасением, которое является совершенным раскрытием, осуществлением “тех начал, которые заложены и развиты были человеком в настоящей жизни” [13].

Но если человек в своей земной жизни сам сделал свою душу неспособной к пребыванию с Богом, то он не может получить загробное блаженство. Душа, которая в своей земной жизни по своей воле обратилась ко злу и тьме, не сможет в посмертном бытии воспринять высочайшее благо – наследование “неизреченного света и созерцания Святой и Царственной Троицы” (свт. Григорий Богослов) [14].

Те молитвы, которые Церковь возносит об усопших, “способствуют тому, чтобы семена новой жизни, с которыми отошли наши ближние, если эти семена недостаточно успели раскрыться здесь, на земле, постепенно раскрывались и развивались под влиянием и при милости Божией, как развивается доброе семя в земле под живительными лучами солнца, при благорастворении воздуха. Но ничто не может возродить гнилые семена, потерявшие начало растительной жизни. В подобных случаях были бы бессильны молитвы за умерших в нечестии и нераскаянности и погасивших в себе дух Христов (1 Фес. 5:19). Именно о таких грешниках нужно понимать слова Спасителя в притче о богатом и Лазаре, что им нет избавления из ада, из его самых глубоких частей, и перехода в лоно Авраамово (Лк. 16:26)” [15].

Согласно “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем”, Архангел Михаил дарует земное благополучие тому человеку, который “будет держать в своем доме записанное это чудо”, то есть список текста с описанием видения апостола Иоанна. К этому человеку “не войдет в дом никакое бедствие: ни язва, ни голод, ни всякое нечистота, крысы, мыши, саранча, черви и все остальное вредное человеку и домашнему скоту. Никогда не будет терпеть ни он ни его потомки его до четвертого колена. Этот список послужит оружием и щитом его в чистоте его, ибо сила этих слов великих и могущественных для верующих истинно будет исполнением для всего желаемого”. В “Чуде Архистратига Михаила” утверждается: “Ни пуля, ни змей, никакая вражия сила не сможет навредить этому человеку или его дому. Ни червь, ни саранча, никакая пресмыкающая сила не сможет принести вред саду или огороду его. Список этот послужит ему оружием и щитом ограждения во всех бедах”.

Таким образом, апокриф об Архангеле Михаиле, освобождающем души из ада, относится к числу таких апокрифических текстов, которым приписывается роль оберега. Такие тексты-обереги существуют у разных народов. В России известен, например, “Сон Богородицы”: “Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит” [16]; “И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом — рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам — тихое пристанище и во беседе — честь” [17]; “Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай” [18].

Здесь отражена суеверная убежденность в том, что можно достичь и земного благополучия (“исполнения для всего желаемого”, как сказано в “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем”), и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

На Интернет-сайтах, публикующих “Речь, произнесенную святым отцом Тимофеем” и “Чудо Архистратига Михаила”, перед этими текстами либо после них читателям дается совет молиться Архангелу Михаилу об избавлении из ада душ умерших родных (орфография и пунктуация оставлены нами без изменений):

    «Молись под праздник Архангела Михаила под 19.09 (Чудо в Хонех) и под 21.11. его память, т.е. под Михайлов день, – молись в 12 часов ночи, ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену огненную, которая в это время гаснет. Молись под эти ночи и Он услышит молитву просящего, называя усопших по имени и проси, чтобы Он вывел их из ада. Помяни родных, знакомых и близких, называй, их имена добавляя при этом (и сродников по плоти до Адамова колена)».

Заметим, что местоимение “Он” пишется здесь с прописной буквы, как если бы речь шла о Боге.

Обращает на себя внимание и то, что, согласно этому совету, молиться нужно непременно в точно определенное время: “молись в 12 часов ночи”. Другой вариант гласит, что молиться нужно “в ночь (после 12.00) на 19.09; 21.11; 25.07 (по новому стилю)”.

Дающие такие указания, полагают, вероятно, что молитва, произнесенная за десять минут до назначенного времени или же в любой другой день, не будет услышана Архангелом. Удивляет в этом совете и уверенность в том, что души усопших родных посетителя сайта находятся именно в аду.

Если мы обратимся к церковно-богослужебной литературе, относящейся к празднованиям в честь Небесных Сил, то не найдем в ней никаких упоминаний о необходимости совершения ночных молитв с просьбой к Архангелу Михаилу об освобождении душ из ада.

В Типиконе указаны несколько памятей Архангелов и ангелов: Чудо Архангела Михаила в Хонех – 6/19 сентября, собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – 8/21 ноября, собор Архангела Гавриила – 26 марта/8 апреля (на следующий день после Благовещения Пресвятой Богородицы) и 13/26 июля (праздник, установленный, по-видимому, в память освящения храма во имя Архангела Гавриила в Константинополе в IX в.) [19]. Ни одно из этих празднований в честь Бесплотных Сил не связано с поминовением усопших.

Церковная богослужебная и житийная литература (Типикон, Четьи-Минеи, Синаксарь) не говорят ни о храмовой, ни о келейной молитве Архангелу Михаилу о “выведении из ада” душ усопших, ни о том, что Архангел “извлекает на своем крыле” из преисподней души грешников (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем”). Об этом “страшном и святом деянии” (“Чудо Архистратига Михаила”) не упоминает и канон Архангелу Михаилу.

Православному церковному преданию совершенно неизвестно и чуждо верование в то, что “Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геену (!) огненную, которая в это время гаснет”.

Наряду с советом молиться в 12 часов ночи можно встретить и указание на то, какую именно молитву следует читать, чтобы Архангел Михаил “вывел из ада” души усопших сродников. Текст этой молитвы начинается со слов “Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. “

Однако эта молитва (называющаяся обычно “Молитвой Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил”) – также апокриф, только уже не коптского, а русского происхождения. Одно из прошений этой молитвы, обращенное к Архангелу Михаилу, звучит так: “Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил” [20].

Отметим, что в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Архиепископ Евлогий (Гутченко) указывает на откровенное искажение учения Церкви в тексте “Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил”: “В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые Архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом” [21].

“Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил” сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она наделяется функциями универсального оберега: “Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет” [22]. Если принять на веру подобные “инструкции”, то получится, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить “достойно благовествования Христова” (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать “молитву сию”, и избавление от ада и “на души веселие” гарантированы.

Итак, выше мы видели, что тексты, содержащие сказание об Архангеле Михаиле, освобождающем души грешников из ада (“Речь, произнесенная святым отцом Тимофеем” и “Чудо Архистратига Михаила”) являются русскими переложениями коптской проповеди. Для “Речи, произнесенной святым отцом Тимофеем” и “Чуда Архистратига Михаила” характерны ложное учение о посмертном бытии, чрезмерное почитание Архангела Михаила и чуждое Православной Церкви верование в то, что “Бог даровал Архангелу Михаилу великую силу и власть спасать тех, кто пребывает в муках. ежегодно 6/19 сентября и 9/21 ноября” (“Чудо Архистратига Михаила”).

В заключение приведем слова митрополита Макария (Булгакова): “Воздавая почитание ангелам и призывая их в молитвах, не забудем, что они суть только слуги Вседержителя и благодетельные орудия Его отеческого промышления о нас. Следовательно, мы должны чтить их так, чтобы вся честь главным образом относилась к их и нашему Господу, а отнюдь не боготворить их самих, не воздавать им Божеского поклонения; всячески блюстись от того пагубного суеверия, от которого предохранял христиан еще апостол (см.: Кол. 2:18), и которое осудил потом собор Лаодикийский, как несовместное с служением единому, истинному Богу, Господу нашему Иисусу Христу” [23].

[2] См.: Апокрифы // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html.

[3] Порфирьев И. Я. Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки // Труды четвертого археологического съезда в России. Казань, 1891. Т. 2. Отд. 6. С. 2. Цит. по: Каган-Тарковская М. Д. Древнерусские врачевальные молитвы от укуса змеи. [Электронный ресурс]. – URL: http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=vxdtSL-NlnY%3d&tabid=2292.

[4] The Discourse on Saint Michael the Archangel by Timothy, Archbishop of Alexandria // Miscellaneous Coptic texts in the dialect of Upper Egypt / Ed., transl. E. A. W. Budge. London, 1915. Pp. 1021-1032. [Электронный ресурс]. – URL: http://archive.org/details/miscellaneouscop00budguoft.

[5] См.: Апокрифы // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/75608.html; Иоанн Богослов // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/469832.html.

[6] Сомов А. Б., Ткаченко А. А. Еноха третья книга // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/189991.html.

[8] Об этом праднике см.: Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех (Колоссах). 6/19 сентября. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.angelologia.ru/prazdniki/chudo_v_honeh.htm.

[9] Ангелология // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/115092.html.

[10] Архангел // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/76424.html.

[11] Правило 35-е Святого Поместного Собора Лаодикийского (ок. 364 года) с толкованием. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.angelologia.ru/tvorenia/33pravilo.htm.

[13] Сергий (Страгородский), архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. [Репринт. с изд.: Казань, 1898.] С. 115-116, 118.

[14] Григорий Богослов, святитель. Слово 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля. [Электронный ресурс]. – URL: http://orthodox.ru/lsn/bogoslov/015.php.

[15] Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви; Издательство “Даръ”, 2005. С. 375.

[16] Сон Пресвятыя Богородицы (“Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала. “) // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81. [Электронный ресурс]. – URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10812.htm.

[17] Сон Пресвятыя Богородицы (“Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси. “) // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19. [Электронный ресурс]. – URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo10183.htm?cmd=0.

[18] [Сон Пресвятыя Богородицы] (“Опочивала еси Владычица наша. “) // Виноградов Н. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88. [Электронный ресурс]. – URL: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vzo/vzo1087-.htm.

[19] Ангелология // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/115092.html.

[21] Евлогий (Гутченко), архимандрит. ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/5g11_20-all.shtml.

[22] Цит. по: Быкова В. М. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005. [Электронный ресурс]. – URL: http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-10/350.html.

[23] Макарий, митрополит Московский и Коломенский. О Промысле Божием по отношению к главным видам творений Божиих (к миру духовному). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.angelologia.ru/bogoslovie/164_angel_hranitel.htm.

© Е. М. Скитер, 2015

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Об ангелах

Copyright © 2006-2015 Библиотека “Халкидон”

Оценка 4.9 проголосовавших: 914
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here