Игумену борису молитва

Советуем ознакомиться игумену борису молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Акафист игумену Борису

Акафист преподобному игумену Борису.

Для келейного чтения.

Избранный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче наш, преподобне отче Борисе.Величающе прославльшаго тя Господа, в песнех восваляем тя с любовию. Ты же, имея велие дерзновение ко Господу нашему Иисусу Христу, от всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, преподобне отче Борисе, ангело собеседниче и человеков помощниче.

Ангелов и человеков Творец избра тя изначала, да прославиши житием твоим пречудное имя Святыя Троицы, явился бо воистинну Ангел на земли: яко луч пресветлый вечнаго Солнца Правды просветися жите твое. Мы же, зряще прехвальныя иноческия и пастырския труды твоя, с трепетом, благоговением и радостию глаголем ти сицевая:

Радуйся, правило веры православныя и наставниче благочестия; радуся, того ради удостоивыйся длительнаго безчестия.

Радуйся, в терпении искушенный; радуйся, скорбьми очищенный.

Радуйся, поборниче Божия правды; радуйся, наследниче Христовой славы.

Радуйся, гласе смиреннаго Христа; радуйся, глаголе зиждительнаго Духа.

Радуйся, претихое скорбным в гонениих утешение; радуйся, живущим в мире присное вразумление.

Радуйся, старче благодатный; радуйся, райская ветвь спасения.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Ангела-хранителя во святем крещении обретый, от младых ногтей равноангельнаго жития возжелал еси, отче борисе. Видя Господь сердца твоего расположение к Небесному, приведе тя к иеромонаху Гавриилу, егоже почитал еси, восприим преданность и велию любовь к распеншемуся за ны Христу Богу, Емуже вси со умилением поем: Аллилуиа.

Сердце чисто тебе даровася, святче Божий: от юности твоея не преставая уклонятися от мир сего, не долго учился еси земным наукам, но возлюбил еси поучения богомудрых отцев святыя Лавры преподобнаго Сергия, Царствия Божия ради и Света Христова. Сего ради приими от нас похвалу сию:

Радуйся, земли сибирския чадо богоизбранное; радуйся, богумудрых учителей измлада имевый.

Радуйся, еще до своего рождения лишившийся родного отца; радуйся, с младенчества благочестивой матерью твоею к Небесному Отцу приведенный.

Радуйся, матерью своею во благочестии воспитанный; радуйся, скорби и лишения понесший во очищение души твоея.

Радуйся, издетска навыкший к послушанию; радуйся, Богом избранный за кротось и смирение.

Радуйся, от мирских сует отрешивыйся; радуйся, вся красная мира сего ни во что же вменивый.

Радуйся, ради жизни небесныя с праведными учителями содруживыйся; радуйся, на будущия подвиги духовником наставленный.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Сила Вышняго от юности воистинну храняше тя, преподобне, матери благочестивыя благословение укрепляше тя. Наветы и козни товарищей по службе армейстей, плотскую брань и срамныя помыслы, вся претерпел еси с кротостию и смирением, в посте и молитве пребывая, выну воспивая Господеви: Аллилуиа.

Имея тщание о подвиге иноческаго равноангельнаго жития, житие твое богоугодное в борьбе со страстьми и немощьми проводил еси. Мы же, дивящеся таковому о тебе Божию промышлению, со умилением поем ти:

Радуйся, по благословению старца глинскаго оставити мир решивый; радуйся, послушания к духовному отцу преисполненный.

Радуйся, бдением и пощением страсти плотския умертвивый; радуйся, сердце великое в терпении имевый.

Радуйся, незлобием твоим нападки братий победивый; радуйся, душу свою в скорбех неврежденну сохранивый.

Радуйся, благое иго Христово на себе восприемый; радуйся, Небеснаго Владыки рабе благий и верный.

Радуйся, соль земли обетованныя; радуйся, слезами сеявый, пожавый радостью.

Радуйся, девственниче, разслабленныя укрепляяй; радуйся, духовнаго просвещения покровителю.

Радуйся, мерило праведности и мудрости палато; радуйся, высото рассуждения и смирения глубино.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Божественная благодать осия тя, преподобне отче Борисе, егда приял еси монашеский постриг и посвящение иерейское от святителя Максима. И вся годы священства твоего, егда служил еси Литургию, Божественный свет сия в тебе, подвизая благодарне пети Господеви: Аллилуиа.

Слышаше и видяше житие твое, отче Борисе, и не могуще подвиг твоя уразумети, мнози жители града Тобольска начаша смущатися. Ты же, бурю злых напастей утишая, да не искушаются немощныя братия, изшел еси, волю духовника своего иполняя, в Никольский храм града Омска, в немже прослужил еси десять лет. Мы же, любовию к тебе понуждаеми, дерзаем пети ти сицевая:

Радуйся, всего себе терпением обид в жертву Господу принесый; радуйся, на высоту ангельскаго безстрастия скоро возшедый.

Радуйся, монашеский постриг от Владыки Максима приявый; радуйся, в трудах оноческих благодатию укрепленный.

Радуйся, от юности твоея приемый благое иго священства; радуйся, истинное достоинство и высоту того показавый.

Радуйся, на пир Царствия Божия званный и избранный; радуйся, просвещенный всецело Божественным светом.

Радуйся, от наветов злых людей град Тобольск оставивый; радуйся, в Никольский храм града Омска пришедый.

Радуйся, пастырский подвиг тамо продолживый; радуйся, мудрость и совет людем источавый.

Радуйся, от бед и скорбей избавление; радуйся, лукавых сердец исправление.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Боготечною звездою покаяние возшел еси, отче, над вселенней, лучи сокрушения о людских беззакониих выну испущаяй; озари умы наша к зрению грех наших, да умилостивим Владыку пением: Аллилуиа.

Силою, данною ти свыше, исполняя послушание, в церкви поучал еси братий и всех к тебе приходящих, блуждающих, к Небесному Отечеству смиренно вел еси. Видеш чада твоя пастыря свего, в лепоте души и тела Богу предстояща, и познавша в нем великаго молитвенника и чудотворца, согласно возопиша ти, отче Борисе:

Радуся, учай угождати Неба и земли Царице; радуйся, молитвами Матере милость у Сына обретый.

Радуйся, глашатаю покаяния; радуйся, ходатаю о нас пред Богом.

Радуйся, фиале(чаша) покаяннаго плача; радуйся, чистоты сердечныя зерцало.

Радуйся, смиряяй кичливыя умы; радуйся, сокрушаяй гордыя сердца.

Радуйся, утешаяй нас чудесы неложными; радуйся, яко невозможная другим тебе возможна.

Радуйся, яко скорби наша на радость прелагаеши; радуйся, ты бо от очес наших слезы отираеши.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Воспевает обитель святаго Варнавы Черниговская подвиги твоя, богоносне угодниче Христов: хотя избран дом Духа Святаго себе сотворити и взем на рамо свое Крест Христов, подъял еси братии ради труды великия по обновлению и благоустроению разрушенныя обители. Сего ради, познавше благих Подателя Бога, вси со умилением поем Ему: Аллилуиа.

Новое поприще пастырскаго служения твоего избра Благопромыслитель Господь обитель Черниговскую святаго Варнавы, аможе, по благословению старца Наума, преселился еси, идеже вельми прослави тя Господь Бог. Мы же, любовию твоею побеждаеми, и от усердия нашего вопием ти сице:

Радуйся, ангельское житие нам явивый; радуйся, страсти гриховныя вся оставивый.

Радуйся, дом Духа Святаго себе сотворивый; радуйся, познавый при сем вся законы духовныя.

Радуйся, труды по обновлению обители подъемый; радуйся, соблюдый сам вся уставы церковныя.

Радуйся, подвижниче, умом прозорливый; радуйся, монахов наставниче чадолюбивый.

Радуйся, око, боговедением просвещенное; радуйся, деснице, могуществом Его укрепленная.

Радуйся, две златницы, монашества и священства, от Бога получивый; радуйся, с лихвою цельбы и чудес злато Христу возвративый.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Проповедниче Единаго Благаго, отче Борисе, тя смирившагося под крепкую руку Божию,Той превознес; в страстнем море плавающих не забуди чад твоих, но на брезе смирения постави я, да возвеличат Бога нашего, воспевая: Аллилуиа.

Возсиявшу свету блаженств Христовых, от степени в степень возтекл еси, богомудре отче Борисе: кротостию и миром, воздержанием и любовию душу свою просветил еси, да от нас ныне слышиши сицевая:

Радуйся, носивый ризу смирения; радуйся, обиды покрывавый прощением.

Радуйся,именем Иисусовым насыщенный; радуйся, водами Писаний напоенный.

Радуйся, Христа присное жилище; радуйся, Духа дивное сокровище.

Радуйся, Плоти Христове сотелесниче; радуйся, Крове Святыя причастниче.

Радуйся, пучино щедрот; радуйся, море чудес преславных.

Радуйся, благочестивый житием; радуйся, гонимый правды ради.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Видя враг рода человеческаго чистое и святое житие твое и сердце, любве преисполненное, преподобне Борисе,восхоте разлучити тя с твоею паствою.Ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси и был Богом направлен на новое место служения: обитель Варницкую прподобнаго Сергия, вельми разрушенную богоборческими властями. Ты же присно взывал к Богу: Аллилуиа.

Новая жизнь вместе с тобою, отче Борисе, пришла в поруганную святыню. Сам Сергий преподобный помогал ти, и Варницкая обитель засияла ярким светом духовным среди обителей града Ростова Великого. Паства твоя вновь обрела тя. Молитва и благодать Духа Святаго вернулась в обитель. Мы же восхваляем тя, вопиюще сицевая:

Радуйся, во всем видевый Промысл Божий и забывый обиды личныя; радуйся, святыя обители преподобнаго Сергия усердный строителю.

Радуйся, явивый силу в немощи; радуйся, в слезах нашедый радость.

Радуйся, водителю к жизни преславней; радуйся, наставниче наш, богоизбранный авво.

Радуйся, душею к Богу стремивыйся Царствия ради Божия; радуйся, Царство Небеснаго верный строителю.

Радуйся, Церкве Православныя житие обновивый; радуйся, многи иноки в обителех насадивый.

Радуйся, унывающих мирян в скорбех утешение; радуйся, согрешающих людей исправление.

Радуйся, камень преткновения земным обывателем; радуйся, Небесных высот достойный обитателю.

Радуйся, ангелом сожителю; радуйся, Горния Церкве служителю.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Новый удар обрушиша на тя, отче Борисе, князь мира сего, восхоте погубити тя, наведе на тя люди злы, якоже беззаконно по зависти клеветаша на тя Архиерею. Ты же, отче святый, яко агнец кроток, вся претерпел еси, за обидящих тя Господеви моляся,Сподоби и нас незлобия твоего, мы же прославим дивная дела твоя и воспоим Господеви: Аллилуиа.

Бурю ярости и гнева воздвигоша безумныя людие, зословя тя, отче святый, на тя Архиерею, он же изгнати тя из обители Сергиево-Варницкой повеле. Обаче благодать Божия и во изгнании соблюдоша тя, научающе в терпении нести Крест Христов. Мы же, видяше твое смирение, поем всем сердцем умиленным.

Радуйся, от клеветы пострадавый доблий мучениче; радуйся, свидетелю веры истинныя.

Радуйся, из обители преподобнаго Сергия изгнанный; радуйся, за обидчиков и клеветников моливыйся.

Радуйся, себе уничиживый, Богом прославленный; радуйся, в последних ходивый, первым поставленный.

Радуйся, святыню Духа носивый в бреннем телеси; радуйся,освятивый души, растленныя страстьми.

Радуйся, мироварнице, миро изливающая; радуйся, чаше духовнаго омовения.

Радуйся, приемниче древних отцев; радуйся, новый угодниче Христов.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков пощниче.

Блаженны изгнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное: бурю гонений и изгнание мужественно претерпел еси и венец нетленный на Небеси себе уготовал еси. Мы же, видяше велию твою кротость и смирение, поем всем сердцем умиленным: Аллилуиа.

Новаго Завета учитель изряден явился еси, Слово Божие житием своим проповедавый: яко несть наша брань противу плоти и крове, но к миродержателем тьмы века сего. Мы же, о Господе возмогая, вопием ти, отче наш Борисе:

Радуйся, Сына Божия служителю верный; радуйся, Бога Отца духовными очима зревый.

Радуйся, мыслителю добрый и прозорливый; радуйся, грядущая, яко настоящая, провидевый.

Радуйся, часовню преподобнаго Сергия во граде Иванове устроивый; радуйся, храм святаго князя Александра Невскаго близ неяже воздвигнувый.

Радуйся, обитель спасения новую там основавый; радуйся,до конца жития своего там пребывавый.

Радуйся, пастырю немощных доблий; радуйся, отче наш милостивый и кроткий.

Радуйся, одержимых бесы свободителю; радуйся, раковыя язвы исцелителю.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Видя на окраине земли Ивановстей руины древняго монастыря Сошествия Животворящаго Креста Господня, восхоте монастырь сей возродити, глаголя: “Это будет мой последний крест”. Темже чада твоя, по кончине твоей, воздвигоша, по молитвами твоим, великолепый храм Крестовоздвиженский. Мы же, радуяся сим велиим трудам во славу Божию, со умилением поем Господеви: Аллилуиа.

Весь был еси в нижних, смиренным последуя, в вышних с Богом, сиречь с любовию, пребывая, даруй нам, о неботаинниче Борисе, любве познание, во еже пети ти сицевая:

Радуйся, яко пленником соедялся любве Божия; радуйся, яко чад своих любовию пленил еси.

Радуйся, выю под иго Спасово подклонивый; радуйся, бремена ближних носивый.

Радуйся, разумниче любве, разум превосходящия; радуйся, полноты Божия вместилище.

Радуйся, в уме держай елика истинна, превосходна; радуйся, сердцем любяй елика пречиста, доброхвальна и прелюбезна.

Радуйся, древний монастырь Сошествия Креста возродивый; радуйся, твоя же чада сие благое дело завершили, построив храм Крестовоздвиженский.

Радуйся, брата родного молитвами своими к монашеству и священству приведый; радуйся, имже в последний путь на земли проводимый.

Радуйся, уснувый плотию на земли; радуйся, живый душею на небеси.

Радуйся, в скорби и болезни Небеснаго врача призвавый; радуйся Пречистую деву выну пред собою лицезревый.

Радуйся, преподоне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Спасти хотя душу свою, яко деву, Единому Жениху ту обручил еси; ныне же вшед в Невестник Христов, с лики девственных, Борисе славне, пребываеши. Пению подобает приносимому быти тебе с Неба, а не от земли, о пречудне отче Борисе, Небес об явление на земли был еси, и к Небеси богомудрыми наставлениями твоими умы верных возводил еси, и всем нам благодать подаеши от Щедродателя, Христа Бога нашего, Емуже со Ангелы на Небесех выну поеши: Аллилуиа.

Разум и душу богопросвещенны стяжал еси, святче Божий, от юности соделавша ся верный исполнитель и проповедник заповедей Христовых, Яко многомощнаго молитвенника о нас пред Господем, утешителя и заступника, ублажаем тя и с любовию возглашаем ти сице:

Радуйся, странниче, во отечество Небесное вшедый; радуйся, со святыми общение обретый.

Радуйся, яко угодил еси Богу житием своим; радуйся, Евхаристии пламенный служителю.

Радуйся, по смерти чудес многих источноче; радуйся, притекающим к тебе верный помощниче.

Радуйся, покаянием церковным сердец очистителю; радуйся, усердный пред Богом о всех нас молитвенниче.

Радуйся, преданный своему учителю учиниче; радуйся, боговидче преславный, древним подобный.

Радуйся, странниче пути крестнаго; радуйся, наследниче Царствия Небеснаго.

Радуйся, от земных на Небесная пришедый; радуйся, с Небесными сликовствуяй.

Радуйся, яко в сониях и видениях верных посещаеши; радуйся, яко издалече молится тебе спасаемии.

Радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

О, великий молитвенниче и новый чудотворче, преподобне отче Борисе! Приими малое сие моление наше, в похвалу тебе возносимое, и, предстоя Пресвятей Троице, молися о всех нас, да обрящем милость у Господа нашего Иисуса Христа, стяжавше Духа Святаго и познавше Отца Небеснаго, в радости поюще: Аллилуиа.

(Сей кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).

Молитва 1-ая

О, великий преподобный отче Борисе, угодниче Христов! Велия пастырския подвиги и труды во славу Святыя Церкве совершил еси, исповедник твердый, богообщения и лицезрения Христа уже на земли явися, светом своего боговедения верныя озаряя.На тя бо упование наше ныне возлагаем: услыши нас, грешных (имя рек), молящихся тебе, и подаждь нам твое пастырское святое благословение, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши; буди нам воистину ко спасению путевадитель, приведи нас к невечернему свету Христову своим пречудным заступлением, да по словести ивоему молитвенному услышим глас Владыки Христа нашего: Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира. Аминь.

Молитва 2-ая

О, всехвальный угодниче Христов, преподобне отче Борисе, душу Невестой Христовой именовавый и Небесному Жениху навечно ея обручивый; земную сласть ни во что же вменяти, но паче вожделети вечнаго воздаяния учивый! Ты просиял по всей стране нашей российстей светом своих добродетелей, даром любви и сердечней молитвы. Вся бо ты можеши у всеблагаго Бога испросити, яко до конца без ропота претерпевый и от Него венец нетленный приемый. И по отшествии твоем обильно источаеши помощь и утешение всем, с верою к тебе притекающим. Защити нас от зол и болезней, козни бесовкия отжени, семьи от пагубных страстей и искушений избави, чад возрастить в целомудрии научи. Умоли Господа нашего Иисуса Христа, да простит нам прегрешения наша и сподобит нас в простоте сердечней вместе с тобою славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, Глас 4

От юности Христа усердно возлюбив, преподобне отче наш Борисе, равноангелен еси явился на земли. Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад, оставив отечество твое Сибирь. Ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любве научаеши. Коемуждо страждущему, и нищу и богату, пастырь кроток, утешитель и целитель явился еси. И по преставленнии своем источаещим к честному гробу Твоему, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Стяжавше дерзновение ко Господу равноангельным твоим житием, велиих дарований приемниче, велиих чудес силою Бжиею творителю, исцеляеши недужныя и души верою притекающих ти. Возсиял еси, яко солнце в мире, во обители Небеснаго града ныне ликовствуеши, темже вопием ти: радуйся, преподобне отче Борисе, ангелов собеседниче и человеков помощниче.

Ублажаем тя, преподобне отче наш Борисе, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Игумену борису молитва

81444 Сообщений в 8423 Темах, 1082 зарегистрированных посетителей, 89 посетителей сейчас (0 зарегистрированных, 89 гостей)

Рекорд посещаемости форума: 314 пользователей и гостей в 21:46 13.02.11

Самая популярная тема по количеству ответов: Христос среди нас (525)

Самая популярная тема по количеству просмотров: Христос среди нас (340231)

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко) (Общий)

«К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»

Игумен Борис (Долженко)

Настоятель Николо-Бабаевского монастыря

Иисусова молитва. Вы хотите научиться Иисусовой молитве? Это очень просто. Возьмем в руки тюбик с клеем и прочитаем, что на нем написано. Склеиваемые поверхности требуется очистить от грязи, зашкурить, обезжирить, намазать клеем и крепко прижать на несколько часов. Вот очень хорошее практическое руководство для желающего соединить свою душу с Иисусовой молитвой. Душу надо предварительно очистить от грязи Исповедью, зашкурить смирением, обезжирить воздержанием и долго-долго прижимать Иисусову молитву к душе трудовым усилием. Клеем же служит Благодать Божия. Тогда и произойдет желаемое соединение. Прошу благочестивого читателя простить маленькую шутку.

Начинать молиться Иисусовой молитвой нужно если не с самого прихода в Церковь, то вскоре после него. Первое время проговаривать ее вслух раз по 12, не спеша, даже по слогам, вслушиваясь в ее звучание и вдумываясь в смысл. Для лучшего осознания можно делать паузу после каждой молитвы, как советует свт. Игнатиий. Этим мы прокладываем в памяти и уме пути, по которым далее молитва будет идти быстрее, как по накатанной колее. Потом, после ознакомительного периода, нужно увеличить число молитв до 40, читая ее в обычной разговорной манере, только не спеша. Далее надо пробовать читать ее то вслух, то про себя. Как бы мы ее ни читали, внешне или внутренне, с ней неразрывно соединяются мысли: «Христос – мой Спаситель», «я – большой грешник», «сейчас Бог видит и слышит меня». Трудовая молитва должна быть безвидна. (См. главу «Воображение и фантазирование»)

Переходом к чтению «про себя» служит произнесение молитвы шепотом. Затем звук совсем убирается, но речевой аппарат еще продолжает действовать: шевелятся губы, язык, напрягаются мышцы горла. Впоследствии надобность в речевом аппарате, который облегчает внутреннее произношение, отпадает. Чтение «про себя» расширит наши возможности: мы сможем молиться Иисусовой молитвой не только в святом углу, но и при ходьбе, в транспорте и за всяким делом, которое не требует пристального внимания. Однако вначале ум наш не сможет удерживать ее подолгу. Как только мы вспомним о ней в течение дня, надо прочитать ее раз 10-20, пока ум не отвлечется на что-то другое. Таких воспоминаний за день будет несколько.

Про себя мы читаем молитву внутренним голосом. Внутренний голос имеет свои характеристики, которые поддаются тренировке: четкость произношения, громкость произношения и место, где он раздается. Это место мы можем менять с помощью внимания. К внутреннему голосу надо относиться как к новому инструменту, которым нам предстоит научиться пользоваться. Хотя этот инструмент для нас не совсем новый, но до этого мы пользовались им стихийно, а теперь надо научиться владеть им сознательно. Чтение вслух также остается в нашем арсенале для особых случаев: нашествия помыслов, страхований и попросту когда есть желание помолиться голосом.

В отношении четкости произношения надо добиваться, чтобы внутри нас проговаривалась каждая буква молитвы. Для этого применяется та же методика, с которой мы начинали изучение устной Иисусовой молитвы: следует проговаривать ее внутри себя по слогам, растягивая гласные. Для обучения внутренней громкости полезно произносить слова молитвы с силой, с импульсным внутренним напряжением на каждом слоге. Внутренний голос раздается в том месте внутри нас, где находится наше внимание. Обычно у человека внимание находится в голове, особенно у людей умственного склада. Внимание надо научиться переносить в среднюю часть груди слева, не заботясь о поисках правильной точки в сердце, а довольствуясь областью размером с яблоко. Новичку кажется, что если попасть вниманием в нужную точку, то непрестанная молитва сразу и «заработает», но это не так. Даже над правильным местом приложения внимания надо много потрудиться, чтобы появился результат. В первые годы занятий попытки удержать внимание в груди сколько-нибудь длительное время не имеют успеха – внимание выталкивается оттуда, как пробка, погруженная в воду. Но со временем, сначала кратковременно, молитва там начинает говориться легко, почти без наших усилий. Надо заметить, как это совершается, и место внутри себя, где это происходит. Не нужно удивляться, если мы обнаружим, что это происходит иначе, чем было с помощью собственных усилий и поисков.

Следующее важное замечание: чтобы Иисусова молитва удерживалась в нас продолжительное время, она должна быть ритмичной. Для обучения ритмичной молитве некоторые пользуются естественными ритмами тела: шагами, дыханием, биением сердца. Приведем примеры упражнений:

1. Во время ходьбы на каждый шаг читается один слог Иисусовой молитвы.

2. Молитва делится пополам, и первая половина читается по слогам на вдохе, а вторая на выдохе. Задержек дыхания между вдохами и выдохами нет. Для этого упражнения лучше пользоваться молитвой в сокращенном варианте: Господи Иисусе Христе, / помилуй мя грешнаго. При этом длина вдоха и выдоха одинакова и ближе к возможностям обычного человека. Греки читают пятисловную молитву (Господи Иисусе Христе помилуй мя) на каждый вдох и выдох.

3. Нащупав пальцами правой руки пульс на запястье левой, читать молитву по слогам на каждый удар пульса. Долго держать руку на пульсе нет необходимости: надо уловить ритм и читать молитву в этом ритме. Большая точность не нужна – сердце и молитва сами подстраиваются друг к другу.

Но здесь возникает опасность: нельзя жестко связывать чтение молитвы с дыханием, т. к. через некоторое время может появиться неудобство в дыхании и нарушиться нормальная работа сердца, особенно при соединении второго и третьего упражнения. В этом случае молитву надо обособить от дыхания для отдыха, а у кого это расстройство происходит быстро, пульс восстанавливается с трудом, возникает боль в сердце – и вообще не следует пользоваться дыхательным ритмом. Мучить свои легкие и сердце в этом отношении опасно для здоровья, особенно при чрезмерном замедлении дыхания. Цель этих упражнений – научиться ритмичной молитве, после чего внешние ритмы становятся ненужными. В результате упражнений устанавливается ритм молитвы, при чтении ее по слогам совпадающий со спокойным сердечным ритмом.

Подобно и остальные, описанные выше упражнения, предназначены для установки правильного произношения, дыхания, скорости. Когда они будут доведены до автоматизма, о них можно больше не думать, а все внимание сосредоточить на смысле молитвы: предстоянии Иисусу Христу, осознании себя грешником, испрашивании помилования. Начинающим указанные упражнения помогают дольше удерживать внимание на молитве. Разнообразие форм исполнения помогает удерживать ее полчаса и более даже без четок, и дает перспективу в делании данной молитвы. Эти упражнения – учебные режимы Иисусовой молитвы. Они выполняют роль стартера для запуска главного двигателя, но главный двигатель заработает лишь в том случае, если он готов к работе и на это есть благословение Божие. Когда Иисусова молитва начнет действовать, она не нуждается больше в сознательной привязке к дыханию и сердечному ритму, как окрепшее деревце не нуждается в подпорках. Распространенная ошибка новоначальных в том, что они придают этим упражнениям преувеличенное значение и полагают в них главный смысл занятий молитвой Иисусовой.

То, о чем сейчас говорилось, относится всего лишь к технической стороне обучения Иисусовой молитве, причем к начальным ее ступеням. Между тем, чтобы успешно заниматься ею и избежать опасностей, необходимо в первую очередь соблюдать нравственные условия молитвы Богу.

Начнем с того, что преждевременное устремление к непрестанной молитве с опорой на свою силу воли не просто опасно, а гибельно. Также ошибочно и опасно желание приобщиться к высшим духовным наслаждениям, достичь максимальных результатов за короткое время. В глазах Божиих наше духовное сластолюбие, спешка и нетерпение не являются уважительной причиной, чтобы дать нам эти сокровища скорее. Я с удивлением читаю в некоторых книгах о духовном делании советы, что вот таким-то путем (например, никого неосуждением, послушанием старцу, благодарением за болезни) можно достигнуть очень быстро, и почти без труда, духовных дарований. К каким чувствам внутри нас обращаются при этом авторы? Прп. Амвросий Оптинский назвал это «скорохватством».

Правильный путь – не думать о сроках, а трудиться без спешки, изучая опыт Отцов, пробуя так и эдак, рассматривая результаты, находя вкус в самом делании. А сроки и дарования – они всегда в руках Божиих. В том числе и непрестанная благодатная молитва. Она отнюдь не есть причинно-следственный результат наших трудов над техникой молитвы, а дар Божий благочестивому труднику. Жития древних и новых святых показывают, что преподобные получали духовные дарования уже в преклонном возрасте, после не одного десятка лет подвижнической жизни. О том же говорит и современный опыт. Поэтому мысль о духовном блицкриге нужно сразу выбросить из головы.

В описанной последовательности обучения Иисусовой молитве каждый шажок вперед занимает несколько лет, и начинать сразу с ритмичной молитвы по пульсу и дыханию не следует, а еще лучше взять на это благословение духовника и заниматься под его наблюдением. Первые 15-20 лет занятий никаких особых состояний, видений, голосов во время молитвы возникать не должно. Тем, у кого духовника нет, все подобное надо однозначно воспринимать как искушение.

Выполнять большое число молитв со счетом их опасно по причине тщеславия. Живущим в миру можно посоветовать исполнять по счету, стоя в святом углу или сидя на стуле, от 12 до 200 молитв, монашествующим – до 500. А за всяким делом, также и во время богослужения, молиться Иисусовой молитвой без счета. Для удержания внимания на молитве и счета обычно применяют четки.

Практически каждый, кто молится этой молитвой сидя, сталкивается с пограничным состоянием между сном и бодрствованием, когда тело расслабляется, появляется приятное состояние дремоты и молитва начинает перемежаться со сновидениями. Это состояние не благодатное, и увлечение им служит препятствием к дальнейшему продвижению. Правильное состояние при трудовой молитве – ясность ума и бодрость тела. Поэтому начинающим рекомендуют молиться стоя, сопровождая молитву поклонами. Еще одна трудность: от неподвижного сидения через час тело отекает. В этом случае можно для отдыха пройтись по келье не прерывая молитвы.

Относительно книги «Откровенные рассказы странника» нужно заметить, что она никак не может служить учебным пособием для изучения Иисусовой молитвы. Описанная в ней методика вызывает большие сомнения. К примеру, исполнение 500 молитв при неспешном произношении занимает около 1 часа. На совершение же указанных в книге 8-12 тыс. молитв в сутки будет затрачено от 16 до 24 часов времени. Также и правильное понимание книги «Добротолюбие», которую странник постоянно читал в свободное время, недоступно для большинства не только начинающих, но и воцерковленных христиан. Польза же «Рассказов странника» заключается в возгревании желания заняться Иисусовой молитвой. Очень полезен содержащийся в книге совет читать ежедневно Евангелие.

Для успеха в Иисусовой молитве под ней должен находиться мощный фундамент. Это посильное исполнение Евангельских Заповедей, участие в Таинствах, молитвенное правило, посещение храма, воздержная жизнь, знание Нового Завета, Священной истории, святоотеческого учения и православной догматики хотя бы в рамках катехизиса митр. Филарета. Все это соединяется в Иисусовой молитве, придает ей осмысленность, поддерживает и питает ее. Если же фундамента нет, то молитва будет зданием на песке, формой без содержания. При отсутствии этого фундамента занятия одной техникой, с принятием возникающих при этом психофизических эффектов за благодатные состояния, ведут к прелести или остаются безплодными.

Между тем, все вышесказанное – это всего лишь трудовая молитва. Занимаясь ею, мы в конце концов подходим к пределу наших естественных человеческих возможностей. Дальнейшее продвижение в Иисусовой молитве состоит в оживлении духовных чувств, что зависит уже не от наших усилий, а от милости Божией. Духовные чувства умерщвлены в человеке грехопадением, а воскрешаются Благодатью Христовой. Мы же с терпением и смирением должны ожидать этого, пребывая в трудовой молитве, даже если придется ждать до самой смерти. В воле Божией дать нам этот дар в земной жизни или не дать. Однако мы можем быть уверены: ни в земной, ни в вечной жизни молитвенный труд наш не останется без награды. Само время, проведенное в молитве, есть уже духовное сокровище.

Нельзя всё же сказать, что мы совсем не испытываем духовных чувств. Они бывают в нас: без этого мы не смогли бы понести свой Крест, устоять в вере при искушениях и прожить жизнь по-христиански, но они появляются изредка и понемногу, как оазисы и манна в пустыне. Оживление же Благодатью духовных чувств в человеке – это введение его в землю обетованную.

Углубленно заниматься Иисусовой молитвой нельзя тем, кто совершает самим делом смертные грехи, также нарко-алко-никотино-зависимым, некрещеным, душевнобольным. Нельзя сочетать Иисусову молитву с оккультными практиками. Это может привести к умоповреждению и беснованию. Однако и таким людям не запрещается несколько раз произнести ее устно с чувством покаяния

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

я долгое время ранее практиковал восточные медитации. мне эта статья напомнила то мое время. или это просто я поврежден и потому сваливаюсь туда, не видя настоящей сути статьи? Господи, помилуй!

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

» я долгое время ранее практиковал восточные медитации. мне эта статья

» напомнила то мое время. или это просто я поврежден и потому сваливаюсь

Анафема мне и моему мнению.

Не будь вельми прав.

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

» я долгое время ранее практиковал восточные медитации. мне эта статья

» напомнила то мое время. или это просто я поврежден и потому сваливаюсь

» туда, не видя настоящей сути статьи? Господи, помилуй!

(редактировал allexei, 09.04.2009, 22:52)

Мне кажется, что настоятель монастыря игумен Борис (

» Долженко) знает про что говорит, и у меня доверия по этому поводу больше

» вызывают его слова, чем Ваши. Простите, если обидел.

странное чувство

как только начала читать брови поднялись от удивления. Я знаю как благословлял на иисусову молитву НАШ батюшка (тоже кстати игумен), он благословлял людей, которые ему регулярно исповедовались. А с амвона говорил только в общем – молитесь, но таких четких руководств – сколько раз и как, и сразу сводить в сердце. хммм, что-то странно, ведь такие занятия ТАКОЙ молитвой нужны под чутким руководством. в общем что-то не то (для меня во всяком случае). Мирянам обычно говорили просто – читайте Иисусову везде и всегда как сможете – устную и всё. Переход на определенное количество, насколько я знаю, дает уже священник, ведущий человека по этому пути, а уж про сердце. там может быть такой клубок страстей, что вводя эту молитву в сердце, человек может просто не выдержать того, что полезет из него. Тут как по тонкому льду. Простите, но. не знаю не знаю.

странное чувство

Мирянам обычно говорили просто – читайте

» Иисусову везде и всегда как сможете – устную и всё. Переход на

» определенное количество, насколько я знаю, дает уже священник, ведущий

» человека по этому пути, а уж про сердце. там может быть такой клубок

» страстей, что вводя эту молитву в сердце, человек может просто не

» выдержать того, что полезет из него. Тут как по тонкому льду.

Так и есть. В дополнение хочу привести главу из книги монаха Меркурия " В горах Кавказа"

Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина.(Пс. 17)

Преполезнейшее чтение к окончанию поста

Анафема мне и моему мнению.

Не будь вельми прав.

немного критики

Простите грешного! Я уже напоролся на недопонимание на форуме, но вопрос интересный, поэтому не удержусь добавить. Люди. Интуиция вас не обманывает. Самая настоящая медитация. Почему? Все очень просто. Кто хоть немного читал статьи и книги по психологии, знает про метод автогипнотических состояний. Как это? А очень просто. Нужно дышать правильно, соблюдая ритм и специальные установки, причем получается эффект трансовогго состояния. И, знаете, если внимательно прочитать статью, можно эту мысль увидеть. Т.е. это давно известные трансовые техники. В чем разница? Это традиционная практика православной молитвы – вопрос для православных людей принципиальный. Просто люди к нему отнросятся с недоверием. Не все открытия человеческих способностей надо критиковать в стиле "А это бесовщина. ". Состояние расширенного сознания и для православной веры это состояние благодатное, только кто в этот момент успеет овладеть душой человеческой? Известно кто. Друзья, враг не дремлет. (скажу сразу это не мое мнение, это сказала кандидат психологии, преподаватель духовной семинарии Фасхутдинова Л.В.)

немного критики

» Простите грешного! Я уже напоролся на недопонимание на форуме, но вопрос

» интересный, поэтому не удержусь добавить. Люди. Интуиция вас

» не обманывает. Самая настоящая медитация. Почему? Все очень просто.

» Кто хоть немного читал статьи и книги по психологии, знает про метод

» автогипнотических состояний. Как это? А очень просто. Нужно дышать

» правильно, соблюдая ритм и специальные установки, причем получается эффект

» трансовогго состояния. И, знаете, если внимательно прочитать статью, можно

» эту мысль увидеть. Т.е. это давно известные трансовые техники. В чем

» разница? Это традиционная практика православной молитвы – вопрос для

» православных людей принципиальный. Просто люди к нему отнросятся с

» недоверием. Не все открытия человеческих способностей надо критиковать в

» стиле "А это бесовщина. ". Состояние расширенного сознания и для

» православной веры это состояние благодатное, только кто в этот момент

» успеет овладеть душой человеческой? Известно кто. Друзья, враг не дремлет.

» (скажу сразу это не мое мнение, это сказала кандидат психологии,

» преподаватель духовной семинарии Фасхутдинова Л.В.)

Игорь Александрович

» » Простите грешного! Я уже напоролся на недопонимание на форуме, но вопрос

» » интересный, поэтому не удержусь добавить. Люди. Интуиция

» » не обманывает. Самая настоящая медитация. Почему? Все очень

» » Кто хоть немного читал статьи и книги по психологии, знает про метод

» » автогипнотических состояний. Как это? А очень просто. Нужно дышать

» » правильно, соблюдая ритм и специальные установки, причем получается

» » трансовогго состояния. И, знаете, если внимательно прочитать статью,

» » эту мысль увидеть. Т.е. это давно известные трансовые техники. В чем

» » разница? Это традиционная практика православной молитвы – вопрос для

» » православных людей принципиальный. Просто люди к нему отнросятся с

» » недоверием. Не все открытия человеческих способностей надо критиковать

» » стиле "А это бесовщина. ". Состояние расширенного сознания и для

» » православной веры это состояние благодатное, только кто в этот момент

» » успеет овладеть душой человеческой? Известно кто. Друзья, враг не

» » (скажу сразу это не мое мнение, это сказала кандидат психологии,

» » преподаватель духовной семинарии Фасхутдинова Л.В.)

» Не нужно путать благодатное состояние с бесовской прелестью.

Пожалуйста, удаляйте текст предыдущего автора, если он не служит цитатой, в вашем ответе. Видите, как много надо прочитать, чтобы добраться до сути!

странное чувство

Галина, как я понял статью, это краткий план,расчитанный на 20-30 лет, а то и более.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский . О молитве Иисусовой

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Выборки из его писаний.

О молитве Иисусовой

163. Две силы, совершенно противоположные между собой, влияют на меня: сила добрая и сила злая, сила жизни и сила смертоносная. Как духовные силы, обе они невидимы. Добрая сила, по свободной искренней молитве моей всегда прогоняет злую силу и сила злая сильна только злом, во мне скрывающимся. Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя1 Против невидимого диавола – невидимый Бог, против крепкого – Крепчайший.

164. Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя сердечного, горько начинать снова, усилия прилепиться к Нему снова по отпадении будут тяжки и многим стоить горьких слез. Держись всеми силами за Христа, приобретай Его, и не теряй святого дерзновения пред Ним.

165. Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почивавши.

166. Все мои беды происходят в невидимой моей мысли и в невидимом моем сердце, потому невидимый же нужен мне и Спаситель, ведущий сердца наши. О, крепость моя, Иисусе, Сыне Божий! О, свете ума моего! Мире, радосте, широта сердца моего – слава Тебе. Слава Тебе, Избавителю от невидимых врагов моих, ратующим ум и сердце мое и убивающих меня в самом источнике моей жизни, в самом чувствительном моем месте.

167. Мысленными очами сердца вижу я, как мысленно вдыхаю в сердце свое Христа, как Он входит в него, и вдруг упокоевает и услаждает его. О, да не пребуду я один, без Тебя, Жизнодавца моего! Худо мне без Тебя.

168. При молитве держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком. Когда замечаешь, что сердце твое хладно и молится неохотно, – остановись, согрей свое сердце каким-нибудь живым представлением, – например, своего окаянства, своей духовной бедности, нищеты и слепоты, или представлением великих ежеминутных благодеяний Божиих к тебе и к роду человеческому, особенно же к христианам, и потом молись не торопясь, с теплым чувством, если и не успеешь прочитать всех молитв ко времени, беды нет, а пользы от неспешной и теплой молитвы получишь несравненно больше, чем если бы ты прочитал все молитвы, но спешно, без сочувствия. Хощу пять словес умом глаголати, нежели тьмы словес языком. Но очень хорошо, разумеется, было бы, если бы могли с должным сочувствием сказать на молитве и тьмы словес. Господь не оставляет трудящихся для Него и долго предстоящих Ему, в нюже меру они мерят, возмеревает и Он, и соответственно обилию истинных слов их молитвы, посылает в душу их обилие света, теплоты духовной, мира и радости. Хорошо продолжительно и непрестанно молиться, но не вси вмещают словесе сего, но ижме дано есть: могий вместити, да вместит. Немогущим вмещать продолжительной молитвы, лучше творить молитвы краткие, но с горячей душою.

169. Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха,-проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе и спасешься, и других спасешь.

170. Светло и тепло и покойно мне, когда я всецело обращаюсь душою моею к мысленному Солнцу, Солнцу Правды, Христу Богу моему. И растаевает лед сердца моего, отъемлется нечистота и тля его, исчезает мрак, отбегает смерть духовная, воцаряется жизнь небесная, ничто земное не занимает меня.

171. Когда ты молишься Богу, то ты не иначе представляй себе близость Его, как так, что ты ежеминутно дышишь Им, двигаешься, просвещаешься, успокаиваешься, утешаешься и укрепляешься – словом, живешь Им, по Писанию: о Нем бо живем и движемся и есмы. Даяй всем живот, и дыхание и вся. Близ ти есть Бог (Глагол) во устах твоих, и в сердце твоем. Яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в Него в сердце твоем, спасешися.

172. Когда бываешь очень молод, или живешь жизнию мира грешного, тогда знаешь Христа Спасителя, и врага Божьего и человеческого – сатану всезлобного, только по одному имени, и думаешь, что Христос от тебя далеко – на небе, а диавол где-нибудь есть, только никак не близко и не около тебя, и хотя слышишь, что он зол, но думаешь, что злость его до тебя не касается, но когда будешь в летах зрелых и вступишь в жизнь подвижническую, когда будешь служить Богу чистою совестию, тогда испытаешь на сердце и благое иго Спасителя и тяжелое, несносное иго сатаны, который нещадно оскорбляет нас.

173. Когда молишься Господу, взирай сердечными очами внутрь себя, на душу свою; Господьтам, в мыслях твоих и в движениях сердца твоего правых, как и вне тебя и на всяком месте. Близ тебя Он, во устах твоих и в сердце твоем, а не на небесах только или в бездне.

174. Сердце наше ежедневно умирает духовною смертию. Теплая слезная молитва есть оживление его, начинающееся дыхание его. Если не молиться ежедневно с теплотою духовною, то легко скоро умереть духовно.

175. Когда покроет тебя тьма окаянного – сомнение, уныние, отчаяние, смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа, в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в одном имени, заключенным как бы в какой богатойсокровищнице.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский . О молитве Иисусовой

» Имея Христа в сердце, бойся, как бы не потерять Его, а с Ним и покоя

» смущение, тогда призови только всем сердцем сладчайшее имя Иисуса Христа,

» в Нем ты все найдешь: и свет, и утверждение, и упование, и утешение, и

» покой, найдешь в Нем самую благость, милость, щедроты, все это найдешь в

» одном имени, заключенным как бы в какой богатойсокровищнице.

Помоги нам Господи.

Анафема мне и моему мнению.

Не будь вельми прав.

странное чувство

Я тоже поняла, что эти упражнения только для затворников.

"НА БЛИЖНИХ СИЛЬНЕЕ ДЕЙСТВУЕТ

МОЛИТВА О НИХ, НЕЖЕЛИ СЛОВО К НИМ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА ВВОДИТ В ДЕЙСТВИЕ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО БОГА"

вот именно,Володя, план упражнений, а разве

» Галина, как я понял статью, это краткий план,расчитанный на 20-30 лет, а то

можно одними упражнениями достичь исправления? Где зрение своих грехов? где покаяние? где слезы о своих падениях и тем самым оскорбление Господа, вернее причинение Ему боли. Ведь мы дети Его и каждое наше падение причиняет Ему боль. Ну не увидела я в этой статье слез и покаяние а только: делай – раз, делай – два. И неважно, ведь можно и 40 лет делать эти упражнения привязывая их к чему угодно.. Мне эта статья напомнила, уж простите огульный гипноз Кашпировского по ТВ – всеее спааать. и что творится с людьми не видно. А то, что может начаться с людьми после таких вводов в сердце. Признаюсь , давно еще в начале воцерковления я, прочитав "Откровенные рассказы странника" попыталась сделать так, как там описано. Последующий кошмар я буду помнить всю жизнь. И потом бегом на исповедь и удивление батюшки, и хааарошое его вразумление. Так что больше не дерзала. Без исправления и постоянного покаяния, исповеди и причащения никак невозможно поставить себе молитву ( говоря уже языком упражнений), это как попытаться войти через черный вход. Ну вот я лично так воспринимаю и отношусь. Да, всем нам сказано – непрестанно молитесь. Ну вот и стараемся по мере сил и возможности. А все остальное уже дело нашего Спасителя.

вот именно,Володя, план упражнений, а разве

» Да, всем нам сказано – непрестанно молитесь. Ну вот и стараемся

» по мере сил и возможности. А все остальное уже дело нашего Спасителя.

Анафема мне и моему мнению.

Не будь вельми прав.

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

Очень ОПАСНО заниматься умной молитвой самостоятельно..только устной..

"НА БЛИЖНИХ СИЛЬНЕЕ ДЕЙСТВУЕТ

МОЛИТВА О НИХ, НЕЖЕЛИ СЛОВО К НИМ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА ВВОДИТ В ДЕЙСТВИЕ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО БОГА"

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

Для меня, человека в общем то не грамотного в канонах и правилах православия, эта молитва как спасение от самой себя, читаю не в числе и без правил дыхания, но результат ощутим ВСЕГДА. Недавно, общаясь с одной душевнобольной девушкой на ее жалобы по поводу частого и беспричинного страха то же посоветовала читать эту молитву, вот прочитав изложенное Игуменом теперь и не знаю может не надо было, но это лишь от действительной и сильной веры в силу этой молитвы.

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

Обязательно надо читать и верить, и помогает всегда..

Не нужно увлекаться техникой непристанной УМНОЙ молитвы, как пишет игумен..

Это для святых людей, не для всех..

"НА БЛИЖНИХ СИЛЬНЕЕ ДЕЙСТВУЕТ

МОЛИТВА О НИХ, НЕЖЕЛИ СЛОВО К НИМ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА ВВОДИТ В ДЕЙСТВИЕ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО БОГА"

да, Наташа, никакими техниками не загонишь

молитву в сердце, пока сам не изменишься, и пока – главное – Господь Сам не даст ее. Наверное многим была показана сладость молитвы, но вспомните как она пришла! Ведь не ожидали, просто как обычно говорили говорили и вдруг. для того чтобы познали и потеряв искали и уже жаждали, чтобы знали ЧТО жаждать. А тут – вдох – выдох, шаг – другой и что? пошла молитва? да ничего подобного. пока не будешь просто понуждать себя, терять и снова возвращаться на молитву, бороться с помыслами и просить просить опять о благости и милости. Простите, разговорилась.

никакими техниками не загонишь

» молитву в сердце, пока сам не изменишься, и пока – главное – Господь Сам не

» даст ее. Наверное многим была показана сладость молитвы, но вспомните как

» она пришла! Ведь не ожидали, просто как обычно говорили говорили и

» вдруг. для того чтобы познали и потеряв искали и уже жаждали, чтобы

» знали ЧТО жаждать.

» молитва? да ничего подобного. пока не будешь просто понуждать себя, терять

» и снова возвращаться на молитву, бороться с помыслами и просить просить

» опять о благости и милости.

Анафема мне и моему мнению.

Не будь вельми прав.

да, Наташа, никакими техниками не загонишь

» молитву в сердце, пока сам не изменишься, и пока – главное – Господь Сам не

» даст ее. Наверное многим была показана сладость молитвы, но вспомните как

» она пришла! Ведь не ожидали, просто как обычно говорили говорили и

» вдруг. для того чтобы познали и потеряв искали и уже жаждали, чтобы

» знали ЧТО жаждать. А тут – вдох – выдох, шаг – другой и что? пошла

» молитва? да ничего подобного. пока не будешь просто понуждать себя, терять

» и снова возвращаться на молитву, бороться с помыслами и просить просить

» опять о благости и милости. Простите, разговорилась.

Не нужно искать в молитве благодатных состояний и переживаний.Душа молитвы это внимание. Во время молитвы не нужно ничего себе воображать и представлять Ум должен быть без видным. Молитва должна произносится со вниманием нет внимания нет молитвы. Без молитвы вы не изменитесь молитва это контакт души человека с богом.

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

Если кто-то даже и поднимется по лесенке добродетели на некоторую высоту пропустив ступени, он не сможет долго удержаться наверху, пока не пройдет пропущенное. Каждого подвижника подстерегает опасность: вместо надежного последовательного восхождения, долгие годы прыгать по разным ступеням, несоответствующим духовному возрасту, понапрасну растрачивая силы и теряя драгоценное время.

тамо убояшася страха, идеже не бе страх(Пс.13)

" К тихому пристанищу." Игумен Борис ( Долженко)

Святитель Феофан Затворник

Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни

Пишете: «Была у меня одна благочестивая особа, и мы разговаривали о делах Божиих. Коснулись молитвы. К моему удивлению, гостья моя стояла на том, что мирянам не только не под силу, но и совсем не подходит умную иметь молитву. Я сказала на это что могла. Прошу и вашего об этом слова».

Ваша гостья неправо рассуждала. У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет, ибо только умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная и приятная. Она должна составлять душу домашнего и церковного молитвословия; так что коль скоро ее нет при сем, то молитвословия те имеют только вид молитвы, а не суть молитва.

Ибо что есть молитва? Молитва есть ума и сердца к Богу возношение на славословие и благодарение Богу и испрашивание у Него потребных благ душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицем Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое. Вот и умная молитва! Но такова и должна быть всякая молитва. Внешнее молитвословие, домашнее или церковное, дает ей только слово или форму; душу же или существо молитвы носит всякий сам в себе в своем уме и сердце. Весь церковный молитвословный чин наш, все молитвы, сложенные для домашнего употребления, исполнены умным обращением к Богу. Совершающий их, если он хоть мало внимателен, не может избежать сего умного к Богу обращения, разве только по совершенному невниманию к совершаемому им делу.

Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Не возноситься к Богу молитвенно мы не можем; ибо природа наша духовная того требует. Вознестись же к Богу мы иначе не можем, как умным действием, ибо Бог умствен. Есть, правда, умная молитва при словесной или внешней, – домашней ли или церковной, – и есть умная молитва сама по себе, без всякой внешней формы или положения телесного; но существо дела там и здесь одно и то же. В том и другом виде она обязательна и для мирских людей. Спаситель заповедал войти в клеть свою и молиться там Богу Отцу своему втайне. Клеть эта, как толкует свят. Димитрий Ростовский, означает сердце. Следовательно, заповедь Господня обязывает тайно в сердце умом молиться Богу. Заповедь эта на всех христиан простирается. Вот и апостол Павел что заповедует, когда говорит, что должно всякою молитвою и молением молиться на всяко время духом (Еф. 6, 18)? Заповедует умную молитву, – духовную, – и заповедует всем христианам без различия. Он же всем христианам заповедует непрестанно молиться (1 Сол. 5, 17). А непрестанно молиться иначе нельзя, как умною молитвою в сердце. Таким образом, нельзя спорить, что умная молитва для всех христиан обязательна; а если обязательна, то нельзя уже говорить, что едва ли возможна, ибо к невозможному Бог не обязывает. Что она трудна, это правда; а чтоб была невозможна, это несправедливо. Но ведь и вообще все доброе трудно; тем паче таковою должна быть молитва, – источник для нас всего доброго и верная того опора.

Спросит кто, как же это сделать? Очень просто: возымей страх Божий. Страх Божий как чувство привлечет внимание и сознание к сердцу, а как страх заставит внимание и сознание стоять в сердце благоговейно пред Богом. Вот и умное предстояние Богу, – вот и молитва умная! Доколе в сердце есть страх Божий, дотоле умное предстояние Богу не отойдет от сердца. Вот вседейственное средство к умной молитве!

Но как же скажет кто: «Дела развлекают»?! Не будут развлекать; возымей только страх Божий. Умному предстоянию Богу, – или памяти Божией, мешают не дела, а пустоделие и худоделие. Отстрани пустое и худое, оставя одно обязательное, – не по светской, а по евангельской обязательности, – и увидишь, что исполнение такого обязательного не только не отклоняет от Бога, а напротив, привлекает ум и сердце к Богу. То и другое (обязательные по Евангелию дела и молитва) одного рода и требует одинакового строя душевного. Что ни стал бы ты делать из этого круга, всегда обратишься к Богу, чтоб помощи испросить и дело самое Ему посвятить во славу. Вставши утром, установись покрепче пред Богом в сердце в утренней своей молитве, и потом исходи на дело свое, Богом тебе определенное, не отрывая от Него чувства своего и сознания. И будет то, что силами души и тела будешь делать дела свои, а умом и сердцем пребывать с Богом.

Неправо понимают умную молитву, когда думают, что для нее требуется сидеть где-либо скрытно и таким образом созерцать Бога. Нигде не нужно для сего укрываться, кроме своего сердца, и там установясь, зреть Господа пред собою, как бы Он был одесную, как делал св. Давид. Говорят: «К образованию умной молитвы помощным средством служит уединение, а для мирян как возможно уединение, – у них непрестанные дела и столкновения? Стало быть, и умной молитвы им некогда у себя завести». – То правда, что для умной молитвы нужно бывает уединение. Но есть два рода уединения: одно всецелое, всегдашнее, когда кто уходит в пустынь и живет один; другое частное, бывающее по временам. Первое действительно не идет к мирянам, а второе и возможно для них, и даже есть у них. У всякого случается сколько-нибудь времени всякий день, когда он бывает один, хоть бы даже и не заботился намеренно о том, чтоб устроять для себя часы уединения. Вот эти часы и может он обратить на образование, укрепление и оживление умной молитвы. Следовательно, никто не может отговариваться недостатком благоприятного умной молитве положения в порядках своей жизни. Улучишь такой час и углубись в себя. Брось все заботы, стань умно в сердце пред Богом и изливай пред Ним душу свою.

Но есть кроме внешнего еще внутреннее уединение. Вне – обычное течение дел человеческих; а между тем среди них иной один себе сидит в сердце, ничему не внимая. Всеми испытывается, что когда у кого болит сердце о чем-либо, то будь он в самом веселом и многоречивом обществе, ничего не слышит и не видит. Там – у сердца своего сидит он с своей болестью. Это всякий знает по собственному опыту. Если же так бывает в житейских делах, то отчего не быть подобного сему и в порядке жизни духовной? Есть и тут болезнования, которые еще гораздо сильнее и глубже всех болестей житейских. Когда кому западет в сердце болезнование в этом порядке жизни, что будет в силах тогда извлечь сознание его из его уединенного пребывания в сердце? Следовательно, стоит только его завести, чтоб быть уединенну, и не наедине будучи. И за этим недалеко ходить. Оживи страх Божий, – и пойдут болезнования самые сокрушительные, которые прикуют внимание и чувство к единому потребному, како придем и явимся лицу Божию. Вот и уединение!

Еще одно недоумение: «В деле умной молитвы надо иметь руководителя; где взять его мирянину?» Там же в миру; и между духовными отцами, и даже между мирянами. То правда, что все реже и реже становятся лица, к которым можно было бы благонадежно обратиться за советами о духовной жизни. Но они всегда есть и будут. И желающий всегда находит их, по милости Божией. – Жизнь духовная есть Божия жизнь, и Бог особое имеет попечение о взыскивающих ее. Возревнуй только – и найдешь все благопотребное около себя.

Так стало быть, хотят или не хотят миряне, а от умной молитвы нечем им отговориться. Пусть берутся за нее и учатся ей.

Вот и Благовещение прошло, в коем положено начало исполнению воплощенного домостроительства о спасении нашем. Тогда никому ничего не видно было. Только смиренномудро изрекшая: Буди мне по глаголу твоему, – восчаяла чего-то необычайного, и стала объята божественным некиим светом., который разгадан и старицей Елисаветою, сотаинницей ее, имевшей родить св. Предтечу, сотаинника Господня. К ним надо причислить только еще св. Захарию. Прочие все ничего еще не ведали. Нам теперь легко в начале видеть, как в семени, продолжение и конец. И вот занятие уму в день Благовещения! Потрудитесь изострить ваше умное зрение и обозрите все течение нашего восстановления от начала до конца его в вечности. И благословите Господа.

Вы опять больны; но терпите благодушно и Господа благодарите. Се добре! Даруй Господи вам и всегда так держать себя в болезнях и, прибавлю, в скорбях, – по искренней вере, что все бывающее с нами идет прямо от Господа и служит ко благу нам, душевному. Какую отраду вливает в сердце это убеждение и какую крепость придает нравственному настроению!

Что прогоняете тотчас нахождения нечувствия и беспечности, добре творите. И средство – укорение себя – идет. Прибавьте устрашение. Ленивцу сказано: Связавше ему руце и нозе, ввергните во тьму кромешнюю.

И затем Господа молите ниспослать вам живительную струю света от престола Своего.

Опять, Бог дал, хорошо себя чувствовали в день св. причастия. Исповедуйте в сем великую милость Божию. И размышлением можно дойти до обрадования сердца, но это обрадование как бы пахнет только на душу и пройдет. Состояние же обрадованное прямо есть дар Божий. Сего ради, чувствуя себя так, благодарите Господа, и паче смиряйтесь, боясь, как огня, присвоения себе в сем какой-либо части, ибо как только взойдет в душу, хоть в малой степени, подобное чуждоприсвоение, тотчас отойдет осияющий ее облак сей. – Как часто вам причащаться, решите с своим духовным отцом. Я скажу только: «Можно».

Ваши чувства при воспоминании страданий Господа, – что и себя лично в них укоряете, – настоящие. Так есть. Мы все в них виновны, и по причине виновности в первородном грехе, и особенно по причине личных наших грехов по крещении. Вы смотрите как на пример на преблагословенную Матерь Божию. Она была введена в тайну креста, и это давало ей мужество стоять у креста, хотя материнское сердце горело от скорби. Художники не умеют изображать страдание Божией Матери при кресте, чтоб оно было и глубокоскорбно, и вместе осиявалось мужеством. Сильны ли к сему мысль и слово, извольте попытать.

Ну, Володя, нет слов!

Одни чувства – огромной благодарности..Спасибо БОЛЬШОЕ за эту статью и ссылку.

"НА БЛИЖНИХ СИЛЬНЕЕ ДЕЙСТВУЕТ

МОЛИТВА О НИХ, НЕЖЕЛИ СЛОВО К НИМ, ПОТОМУ ЧТО МОЛИТВА ВВОДИТ В ДЕЙСТВИЕ САМОГО ВСЕСИЛЬНОГО БОГА"

Дорогие братия и сестры!

Просим ваших святых молитв за рабов Божиих, благодаря чьим безвозмездным усилиям существует и развивается наша КЕЛИЯ:

Александр, Роман, Александр, Наталия , Лев

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here