Иисусова молитва основа основ

Советуем ознакомиться иисусова молитва основа основ с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

16 января 2017 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Советы пастырей Как сохранить молитвенный настрой в течение поста?

Мы приблизились к концу третьей недели Великого поста, и уже многие из нас в суете повседневности чувствуют некоторое охлаждение по сравнению с первыми днями. Как сохранить молитвенный и сосредоточенный настрой в течение всего поста? Как не растерять духовные плоды, приобретенные в первые дни? В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Ответы пастырей В чем заключается духовная польза чтения Псалтири?

Всякий раз, когда православный христианин или христианка, взрослый человек или ребенок открывают Псалтирь и начинают по ней молиться, они присоединяются к ангельскому хору. Проповедь вне храма: возможности и опасности Проповедь вне храма: возможности и опасности

Для чего и насколько священник может погружаться в окружающий мир? Где проходит граница миссии, какие формы допустимы и какие таят в себе опасность? Где грань между разумным и соблазнительным в деятельности священника и проповедника? Разговор с подростками о вере

Сложный вопрос Разговор с подростками о вере

Священник Димитрий Шишкин, Священник Димитрий Березин, Священник Максим Крижевский

Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам. Путь к единомыслию

Рассуждают пастыри Путь к единомыслию

В День народного единства, отмечаемого в России 4 ноября, православным христианам будет не лишним задуматься над тем, что же такое подлинное единомыслие между нами. Достаточно ли мы помним об этом понятии и состоянии, неразрывно связанном с нашей церковной жизнью? Увидеть Покров

Слово пастырей Увидеть Покров

О том, почему сегодня многие христиане не видят, как Господь и Матерь Божия пекутся о нашем спасении, и что лишает нас духовного зрения, а что может помочь нам прозреть, рассуждают пастыри. Почему мы теряем теплоту и отзывчивость

Рассуждают пастыри Почему мы теряем теплоту и отзывчивость

В чем причина того, что мы становимся всё безразличней к ближним, к чужому горю и радости? И что мы можем сделать для того, чтобы в повседневной жизни преодолеть эту сердечную холодность? Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Советы пастырей Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Священник Валерий Духанин, Священник Димитрий Шишкин, Священник Святослав Шевченко, Игумен Лука (Степанов),Священник Игорь Сильченков, Священник Павел Коньков

Преподобный Григорий Синаит предупреждает: «Увидишь свет или огонь вне себя… или образ какой, Христа, например, или ангела… не принимай это, чтобы не потерпеть вреда. И уму своему не попускай строить в себе такие образы – это ведет к прелести». Критерии ложной и правильной молитвы

Советы пастырей Критерии ложной и правильной молитвы

Разъясняют пастыри Русской Церкви

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться не как праведник: вот, мол, я такой хороший и т.д., а молиться именно как согрешивший человек.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Иисусова молитва основа основ

В Православной Церкви «непрестанной молитвой» обычно служит Иисусова молитва, которая представляет собой постоянное «умное» или «сердечное» обращение к Богу со словами: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! Выбор именно этих слов не случаен и имеет глубокое богословское и духовное обоснование.

Прежде всего, центром этой молитвы является имя Иисусово, данное Ему Самим Богом (Лк. 1.31),

И вообще всякая христианская молитва должна произноситься во имя Иисусово:

Молиться словами Иисусе Христе, Сыне Божий — значит уже быть чадом Божьим и быть уверенным, что Святой Дух обитает в тебе. Так Иисусова молитва приносит Дух Божий в сердце человеческое.

Помилуй мя грешного — это молитва мытаря. Она приносит Божественное оправдание тому, кто произносит её со смирением (Лк. 18.9-14). Более чем в чём-нибудь, человек нуждается в Божьей милости, и именно поэтому все молитвы Церкви буквально пронизаны прошениями о ней.

Иисусовой молитвой можно пользоваться по-разному. Например, с нею был связан «подвиг молчания», возникший среди отшельников на Афоне в XIV веке, — так называемая «исихия», что и означает «молчание». Подвижники «исихасты» предавались постоянной, непрерывающейся молитве. «Собирая ум в сердце», они освобождали сознание от всяких размышлений и рассуждений, от всякого воображения, и сосредоточивали всё внимание на повторении слов молитвы. Она совершалась в одиночестве, в сидячем положении, с опущенной головой и в ритме дыхания. Исихасты достигали больших духовных высот и созерцания Божественного Света.

Ум, когда соединится с сердцем, исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину Царствие небесное внутрь нас есть… Когда войдёшь ты в сердечное место… воздай благодарение Богу и, прославляя Его благость, держися сего делания всегда, и оно научит тебя тому, чего другим путём не узнаешь никогда. Когда ум твой утвердится в сердце, то ему там не следует оставаться молчащим и праздным, но непрестанно творить молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» и никогда не умолкать. Ибо это, содержа ум не мечтательным, делает его неуловимым и неприкосновенным для прилогов вражеских и каждодневно всё более и более вводит в любовь и вожделение Бога. (Св. Никифор Уединенник, XIV в., «О трезвении»)

Однако тут необходимо заметить, что упражняться в такой молитве без руководства духовного отца и подлинного церковного смиренномудрия — значит обрекать себя на духовную катастрофу, на искушения «духовной прелести».

Смысл Иисусовой молитвы состоит в напряжённом стремлении к Богу, в любви ко Христу, в забвении своего собственного эгоистического существования ради жизни во Христе. Подменяя же этот смысл идолопоклонническим интересом к духовным упражнениям, «плодам духовности» и «мистицизму», дьявол искушает нас остаться в рамках любви к самим себе и в конечном итоге совершенно изолировать себя от Бога, что неизбежно означает сумасшествие и духовную смерть. Вот что писал об этом св. Нил Синайский:

Отказывающиеся от рукоделий под предлогом, что должно непрестанно молиться, на самом деле и не молятся. Они в праздности… запутывают душу в лабиринте неисходных помыслов и чрез то делают её неспособной к молитве.

Пока обращаешь ты внимание лишь на приличное молитве положение тела и ум твой печется о внешней лишь красоте, внешних принадлежностях молитвования, знай, что не узрел ещё ты места молитвы, но что далеко ещё от тебя блаженный путь её.

И вот что находим мы по этому поводу у св. Григория Синаита (XIV в.):

Уму естественно, отбрасывая то, что в руках, мечтать об ином нём… строить лёгкие фантазии и воображения, хотя ещё и не достиг того. В этом опасность лишиться и того, что дано, и потерять разум, впадши в прелесть, делаясь мечтателем вместо безмолвника. («Главы о заповедях, догматах и пр.»)

Ты же, если добре безмолвствуешь, чая с Богом быть, никогда не принимай, если что увидишь чувственное или духовное, вне или внутри, хотя бы то был образ Христа, или ангела, или святого какого, или бы свет мечтался и печатлелся в уме… будь всегда недоволен сим, храня ум бесцветным и безобразным, чтоб не потерпеть вреда… Часто и то, что было послано Богом, к испытанию для венца, во вред обращалось многим… В послушании с вопрошанием и смиренномудрием ищущий Бога никогда не потерпит вреда, благодатию Христа, всем человекам спастися хотящего. («Наставление безмолвствующим»)

Однако, можно творить Иисусову молитву во всякое время, при всяком труде или занятии, не связывая её ни с ритмом дыхания, ни с положением тела. Цель такой молитвы та же, что и вообще у всякой молитвы: единение человека с Богом через всё возрастающую память о Его присутствии и непрерывное взывание к Его имени.

Также возможно обращаться к Иисусовой молитве в особо трудные моменты. Например, когда греховные искушения пытаются войти в сердце человека, они натыкаются на молитву и отражаются её благодатью. Как сказал св. Иоанн Лествичник: «бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия ни на небе, ни на земле» («Лествица», Слово 21). Несомненно, что живя в этом мире, мы не можем избежать искушений. Когда же это случается, то мы либо немедленно поддаёмся искушению и согрешаем; либо пытаемся оградиться от него собственной силой воли, но всё равно, после долгих усилий и мук, бываем побеждены; либо, наконец, можем противиться искушению силой Христовой, присутствующей в нашем сердце благодаря молитве. Это не означает, конечно, что возможно «отогнать» искушение молитвой, или что Бог волшебно является, чтобы вызволить нас, скорее это означает такую наполненность души благодатью и силой Божьей, что искушение просто «не срабатывает». Именно об этом ап. Иоанн написал:

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here