Советуем ознакомиться какая молитва при крещение в воде с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитвы на праздник Крещение
Содержание
Праздник Крещения Господня для каждого человека имеет огромное значение. К такому серьезному событию тщательно готовятся, читают молитвы, очищая душу от скверны. Крещение Господне — самый главный праздник Православной церкви, который люди отмечают, начиная с апостольских времен. Этот праздник такой же величественный, как и Рождество Христово, и вместе они составляют одно торжество. Именно в канун Богоявления в древности было принято совершать обряд Крещения верующих.
Праздник Крещение Господне иначе можно назвать Богоявлением, так как в этот день 19 января явилась Пресвятая Троица. Накануне праздника Крещения в церквах проводят Царские Часы, Литургию Василия Великого и Всенощное бдение и читают тропари.
Верующие стремятся исповедоваться и причаститься, дабы быть готовыми принять Божественную благодать с чистой душой. Помогают в этом и крещенские молитвы.
Самыми значимыми обрядами праздника служат два великих водоосвящения.
Первое водоосвящение проводят накануне праздника в храме, а второе — 19 января под открытым небом на реках, прудах. Верующие знают: крещенская вода лечит болезни, хранится, не портясь, целый год. Но врачевать ею лишь телесные болезни, не касаясь души, нельзя, и потому молитвы на Крещение призваны как раз подготовить душу человека к принятию благодати.
Первое водоосвящение в древности совершалось с целью крестить людей, и уже спустя несколько столетий об этом дне всего лишь вспоминали. Истоки второго крещения берут свое начало еще с древности, когда иерусалимские христиане в день Богоявления выходили на реку, вспоминая крещение Спасителя.
Молитва на праздник Крещения
Люди должны знать, что при обряде крещения Спаситель посредством воды презентует благодать. На Иордане праздник Крещения представляет собой просвещение смертных, когда Иисус отпускает грех грешникам, исцеляет больных, обновляя их, заново перерождая человеческое существо.
Крещение Господне в водах Иордана в древности символизировало очищение и преобразование, своеобразное обновляющее действие для всех людей. После того как Иисус окунулся Иордана, Он освятил всю землю и все естество вод. Посредством крещения происходит преобразование тленного естества человека в нетленное, благодаря Божественной силе. Крещение благодатно отразилось на двуедином естестве человека, на его душе и теле.
К тому же молитва на крещение очень трогательно описывает переживания, которые испытывал Предтеча.
Вместе с окончанием пений, какие Церковь использует для обращения к Предтече, она просит его соприсутствовать духом, став вместе с церковнослужителями.
Как необходимо молиться на Крещение
Праздник Крещение Господне еще называется Богоявлением. Утром девятнадцатого января в церкви проводят Крестный ход, происходит чтение молебна, верующие получают «святую воду».
В наши дни 19 января тоже можно увидеть у церкви огромные ёмкости с водой и вереницу верующих с бутылями, выстроившихся в очередь за ней. Получая святую воду, они приобщаются к великому таинству.
На протяжении многих дней после праздника эта вода сохраняет свои свежие качества и силой произнесенных молитв на Крещение 19 января наделяется целительными свойствами.
Молиться можно и своими словами, но лучше обратиться к молитвослову.
На Руси существовало поверье о том, что если кто-нибудь почерпнет этой чудотворной воды, то получит неимоверный успех в делах и хозяйстве, главное — знать, какие молитвы произносить.
В ночь с восемнадцатое на девятнадцатое января вся вода в водоемах, реках и даже кранах становится святой и наделяется уникальными свойствами. И среди магических свойств воды можно отметить способность подавлять пагубные страсти, отгонять от дома злых духов, и приносить в дар больному здоровье. По мнению некоторых священников, не существует лекарств лучших, нежели заговоренная крещенскими молитвами святая вода.
В крещенскую ночь перед заутренней небо открывается навстречу человеческим мольбам. Именно в это время людям надо обратиться к небу с открытым сердцем и благими помыслами. И каждая их просьба сбывается. В домашних условиях разрешается читать любые молитвы на русском языке, и молитвы своими словами, которые подходят к Крещению Господню, Богоявлению и даруют помощь, защиту и исцеление. Господь услышит их и поможет верующему в Него.
Прочесть о других молитвах на таинства:
Молитвы перед крещением: комментарии
Один комментарий
Крещение для меня великий праздник. Я каждый год с друзьями хожу на речку Днепр искупаться в волшебной в этот день воде. Это состояние нельзя передать словами. Когда ты заходишь в воду, ты расслабляешся, сбрасываешь с себя все нехорошее и молишся к Богу, ты находишся как бы в нирване, отрешенности. А когда выходишь из воды, то тебя переполняет такая неимоверная сила. Это просто не передать.
Ритуалы и обряды на Крещение+Молитвы в день Крещения Господня+КОГДА НАБИРАТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ? КАК ЕЕ ХРАНИТЬ?+ПРАВИЛА ЛЕЧЕНИЯ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДОЙ+СИЛЬНЕЙ
Ритуалы и обряды на Крещение.
При погружении в воду, говорят:
1. Во имя Отца — окунуться.
2. И Сына — окунуться.
3. И Святаго Духа — окунуться.
Если человек окунуться не может, то окропляет себя и читает при окроплении:
» Спаси Господи, люди твоя и благослови достояние Твое, Победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом твоем жительство.»
После погружения троекратного или окропления надо прочесть обязательно:
»Господи Боже мой, да будет дар твой святый святая вода твоя вода в просвящении ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»
Чтобы все дела получались.
» Господь в иордане крестился,
всему миру свет .обьявился.
Как истинно что иисус .христос
так истинно,.что на все хватит
Господь царствует,.господь повелевает,
господь во всех делах мне помогает.
Во имя отца и сына и святого духа.
читайте три раза при умывании на крещение водой и тогда во всем у вас будет лад и дела будут спориться.
Исцеление на Крещение
Полностью отстоять крещенскую службу, возьмите в церкви святой воды.
Придя домой, прочитайте над нею (поочередно по три раза) молитвы в последовательности: «Отче наш», «Верую», «Да воскреснет Бог».
Затем на крещенскую водицу трижды (искренне, с теплотой в сердце) нашепчите заговор:
Исцели, Господи, тело и душу мою, ибо грешен(на) я, и во грехе душа и тело мои болят. Прошу, уврачуй, Господи Иисусе Христе, Сын нашего Предвечного Отца Небесного, тело мое от болезней, от ломоты, сухоты, боли, крови. Исцели душу мою от зависти, злобы, ненависти. В этот день небеса открываются на нас, грешных, прошу, Господи Иисусе Христе, наполни тело мое здравием и силой, а душу спокойствием. Во славу Твоего Небесного Отца и Духа Святого. Аминь!
отпейте три глотка водицы, а остальной вымойте тело.
Болеть в новом году не будете.
Ритуал на физическое здоровье и обретение душевного равновесия
Наберите полную ванну горячей воды. В нее добавьте немного освященной в церкви воды. Опустите в воду свой крестильный крестик. Лягте в ванну так, чтобы вода покрывала все тело. Спокойно полежите 10-15 минут. Не вытирайтесь после принятия ванны полотенцем, пусть вода высохнет сама. Лучше всего проводить этот ритуал в ночь с 18 на 19 декабря или в первый день Крещения Господня.
Ритуал на исполнение желания
Вечером в крещенский сочельник налейте в чашку немного святой воды и бросьте в нее монету серебряного цвета. Поставьте чашку так, чтобы на нее падал лунный свет. Загадайте сокровенное желание, произнесите его шепотом три раза. Утром выйдете на улицу и вылейте воду. Монету спрячьте в укромном месте, о котором будете знать только вы. Этот ритуал наиболее силен, когда Крещение выпадает на полнолуние.
Этот обряд можно провести и немного по-другому. В крещенскую ночь налейте в чашку святую воду. Когда по воде пойдет легкая рябь, выйдите на улицу и, глядя на небо, мысленно проговорите три раза свое желание. Просите искренне, не желайте никому ничего плохого, иначе неприятностей вам не миновать! Святую воду утром поставьте под иконку, она может там стоять даже до следующего Крещения. Если вода в чашке остается неподвижной — загадывать желание не имеет никакого смысла, оно не исполнится.
Обряд привлечения удачи
В Крещенскую ночь проведите медитацию прощения. Вспомните всех, кого вольно или невольно обидели: делом, словом, в мыслях.
От чистого сердца всех простите, разрушьте негативные блоки по отношению к этим людям.
Чем больше положительных эмоций и мыслей будет сопутствовать манипуляциям, тем эффективнее, а главное, быстрее сработает обряд и осуществится задуманное.
Утром приготовьте стакан священной воды и кусочек черного хлеба. Зажгите церковную свечу.
Удерживая ломтик в левой руке, а в правой стакан с водой, глядя на свечу, трижды прочитайте заговор:
«Как правда то, что Господь дал пять хлебов, и то, что Иисус Христос — Божий Сын, так правда, что Господь милостив. Поверни, Господи, мою удачу с запада на восток, с севера на юг. Дай ей не три дороги, а одну — к моему порогу. А ты, горе-злосчастье, найди себе дорогу в змеиную утробу. Там твое место. Там твое житие. Там твое бытие. А я в оберег обряжусь, златом-серебром обвяжусь. Считать мне денег — не пересчитать, горя-злосчастья никогда не знать. Ключом замок закрываю. Ключ в море бросаю. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь» .
Съешьте хлеб, запейте водой. Свечу погасите пальцами (не задувайте).
До 12 часов дня посетите церковь, принесенный с собой огарок зажгите и поставьте перед иконой Спасителя.
Своими словами от чистого сердца попросить Господа о помощи.
Придя домой, до самого заката не принимайте никакой пищи. Постарайтесь сохранять молчание и спокойствие.
О своих действиях никому не рассказывайте.
Ритуал очищения на Крещение
Сходите в храм, освятите воду (хорошо, если при кроплении батюшкой мирян водой хотя бы несколько капелек попадет на вас).
Перед тем как покинуть пределы храма, приобретите три восковые свечи. По пути домой ни с кем не разговаривайте.
В центр стола, устланного новой белой скатертью, поставьте сосуд с водицей.
Одну свечу установите за емкостью и по одной слева и справа от самой банки. Зажгите свечи одной спичкой.
Смотрите на огонь через воду, наблюдайте, как он искрится, отражается, преломляется, наполняет воду теплым неземным свечением.
Приложите руки к сосуду так, чтобы пламя свечей освещало их внешнюю сторону, приятно согревая, очищая вас. Когда почувствуете прилив сил, произнесите:
«Как чисты помыслы Христовы, так будь чиста моя душа. Как чиста вода святая, так будь тело моё чисто. Я себя умываю, порчу снимаю, дух и тело очищаю. Аминь».
Смочите руки в воде, умойтесь ею, остатки вылейте над ванной на голову. В этот момент всем естеством, каждой клеточкой тела ощутите, как с вас смывается, скатывается, уходит некая энергетическая чернота, тут же заполняющаяся блестящими, переливающимися золотисто-платиновыми сгустками божественной энергии.
В течение семи последующих дней никому и ничего из дома не давайте и сами ничего ни у кого не берите.
Крещенский ритуал красоты на замужество
Считается, что КРЕЩЕНСКИЙ СНЕГ значительно повышает женскую привлекательность, и умывшись им, незамужняя барышня в скором времени обязательно пойдет под венец. Собирают его правой рукой в канун Крещения (после заката солнца и до начала нового дня). Нужно повернуться лицом на север, наклониться как можно ниже к земле и быстро горстями закидать в небольшой ковшик, пока он не наполнится доверху. Забрасывая последнюю часть, произнеси те:
«Святой земле отверсты небеса, а для меня (ваше полное имя) — везенья полоса. Аминь».
Дома уединитесь, принесенную посуду поставьте на стол, с трех сторон окружите ее зажженными церковными свечами. Берите их по очереди, крестите пламенем талую воду (руку расположите перед собой ладошкой вверх, свечу зажмите между указательным и средним пальцами, затем один раз перекрестите воду, один раз себя и так далее, пока не закончите произносить шепоток.) и одновременно шепчите:
«Как в крещенский вечерок покрыл землю белый снежок, так и мою, (имя), голову свадебная фата пусть покроет. Суженый мой, ряженый, Богом и судьбою назначенный, в жены возьмет, под белы руки к алтарю поведет. Крещу снег на праведность, а себя — на замужество. Слово мое крепкое. Дело мое верное. В срок исполнится. Аминь» (повторить трижды).
Талой водой омойте лицо, шею и плечи. Вытирать не следует. Дождитесь естественного высыхания. Остатки разбрызгайте возле своей кровати и вдоль порога комнаты, в которой спите. При этом мысленно повторяйте: «Да будет так».
Свечи загасите по часовой стрелке. Одну из них до полудня следующего дня отнесите в храм и поставьте перед иконой Пресвятой Богородицы. С оставшимися двумя поступите подобным образом, только на второй и третий день после проведения ритуала.
Все это время никому ничего не одалживайте и постарайтесь избежать гостей-женщин. Также запрещается шить и вообще брать в руки иглу.
Принимайте душ (ванну) только по прошествии 12 часов после совершения «крещенского омовения».
И главное — ваша уверенность в положительном исходе и искреннее желание изменить свою судьбу.
Крещение Господне — христианский праздник, отмечаемый в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем 19 января. Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошел Святой Дух в…
Молитвы на Крещение 19 января на здоровье.
Верующие люди убеждены, что 19 января, в Крещение Господне, можно поправить здоровье, помолившись Господу Богу. Читайте 3 крещенские молитвы о Здравии. Если Вы больны, я осторожно посоветую Вам не окунаться в ледяную прорубь. О здоровье сложено много молитв, которые благословля…
СИЛЬНЕЙШИЙ КРЕЩЕНСКИЙ ОБЕРЕГ НА ВЕСЬ ГОД
Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом хра…
ПРАВИЛА ЛЕЧЕНИЯ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДОЙ
Освященная вода – это церковная святыня, поэтому и относиться к ней нужно должным образом. К сожалению многие хозяйки на Крещение набирают воду для п
Символ Веры
Обряд крещения
Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).
Ветхозаветное крещение. История ветхозаветной Церкви знает установление о водном крещении с послемаккавейского периода (начавшегося с римского завоевания Иудеи в 63 г. до н.э.). Оно символизировало не только физическое, но и нравственное очищение приступающего к нему человека. Этим крещением Иоанн Предтеча крестил приходящих к нему в Вифаваре при Иордане (Ин. 1; 28). Когда иудеи прислали к Иоанну священников и левитов из Иерусалима, они спросили его: «Что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1; 25). Этот вопрос косвенно говорит о большом значении, которое придавалось иудеями водному крещению. Иисус Христос, приняв это крещение от Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в водах Иорданских, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3; 15), тем самым освятил его. Прообразы крещения видны и в очищающих, ритуальных омовениях (См.: Лев. 14; 8. 15; 5), которые в ветхозаветных пророчествах становятся символами очищения от грехов.
Новозаветное Крещение. Собственно же Таинство Крещения было установлено Христом перед Его Вознесением, когда Он сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 19, 20). Вообще, все существующие в Церкви Таинства установлены непосредственно Христом, но в Евангелии Он ясно говорит только о трех важнейших: Крещении, Причащении и Покаянии. Из слов Господа, сказанных им в ночной беседе Никодиму, ясно, что Таинство Крещения имеет исключительное значение для человека: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3; 5-7).
В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. В этом случае Таинство будет совершаться в полном соответствии с описанным ниже чинопоследованием. Но Таинство Крещения – единственное из семи Таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, и мирянин, и даже женщина. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка).
Но совершить Крещение и в этом случае можно только соблюдя необходимые условия. Мирянин, который будет крестить в вышеописанных обстоятельствах, должен:
1) быть верующим христианином;
2) правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь»;
3) совершить три погружения крещаемого в воду в те моменты тайносовершительной молитвы, которые указаны во втором условии. Если крещенный мирянином (при соблюдении трех условий) человек умирает, совершенное Таинство считается действительным и это дает право поминать умершего за богослужением как полноправного члена Церкви Христовой. Если же он выздоравливает, то его Крещение должно быть дополнено совершением над ним Таинства Миропомазания.
Если Крещение было совершено неправильно, то есть не были соблюдены вышеприведенные условия, священник должен совершить Таинства Крещения и Миропомазания по обычному чинопоследованию. Если не известно, был ли человек крещен и нет возможности это узнать, то он может креститься вновь, хотя Таинство Крещения – неповторяемо. Если вдруг это окажется вторым Крещением, то неведение крещенного не вменится ему в вину. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова «аще не крещен есть», хотя такого «условного» Крещения древняя Церковь не знала.
Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена – в баптистерии. В некоторых местах есть отдельные крещальные храмы. В последнее время стала возрождаться и практика древней Церкви, заключающаяся в том, что массовое Крещение совершали в естественных водоемах. Относительно времени Крещения значимым может служить замечание о необходимости совершать Таинство до Литургии, чтобы крещенный мог причаститься Святых Тайн. Но эта практика распространения почти не имеет. Большей частью Крещение совершается днем, а новокрещенный причащается либо на следующий день, либо в другое ближайшее время.
Восприемник (греч. анадехуменос – поручитель за должника) – человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника. Как уже отмечалось, необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого ребенка мужского пола или женщина для ребенка женского пола. Но, по укоренившейся в России с XV века традиции, восприемников бывает двое: мужчина и женщина. Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент чинопоследования Таинства Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом. Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии. Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
Кто не может быть восприемником (крестным)
По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению. Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».
На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.
Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.
1. Монахи и монахини.
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.
Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:
«Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).»
«Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства – это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый образ (то есть священнодействия и молитвы) оказывает на души верующих возвышающее духовное воздействие, поскольку человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние знаки, чтобы сделаться способным к созерцанию предметов невидимых. Поэтому вся обрядовая композиция Таинств и православного богослужения в целом, пронизанная символизмом, должна восприниматься сознанием верующих как путь к богообщению.
Схема богослужения Таинства Крещения Молитвы и обряды, предшествующие Крещению Предшествуют Крещению следующие молитвы.
1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча»).
2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»).
3. Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»).
1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).
2. Молитвы запрещения злых духов.
3. Отречение от сатаны.
4. Исповедание верности («сочетание») Христу.
5. Исповедание Символа веры.
Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
1. Освящение воды.
2. Освящение елея.
4. Облачение новокрещенного в белые одежды.
Значение приготовительных обрядов. Русская Церковь переживает уникальный момент своей истории. Сегодня, как и в древнехристианской Церкви, к Таинству Крещения прибегают взрослые, вполне сформировавшиеся личности. То Таинство, которое в течение нескольких последних столетий до трагедии начала XX века совершалось почти исключительно над младенцами, стало уделом и взрослых людей. В связи с этим, по логике вещей, должен был быть восстановлен институт оглашенных (катехуменов), то есть лиц, сознательно готовящихся к вступлению в Церковь. Ведь в древней Церкви готовившиеся к принятию Крещения постепенно вводились в ее жизнь. Они в течение значительного периода времени, который составлял от 40 дней до трех лет, обучались истинам веры, читали Священное Писание, принимали участие в общих молитвах. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином. Понятно, что многое из этой практики первохристианской Церкви в современных условиях по разным причинам невыполнимо. Но катехизаторские беседы перед Крещением, чтение оглашенными Священного Писания, православной литературы соответствующего содержания, общие молитвы в храме не только доступны, но и должны быть обязательны. Таинство Крещения не должно профанироваться и превращаться в этнографический обряд, совершаемый с целями, не имеющими ничего общего с сутью христианства. Тем более что приготовительные обряды, имевшие существенное значение для ранней Церкви, не исчезли и не стали впоследствии «младенческими» (из-за возраста приносимых ко Крещению), но до сего дня сохранили «взрослое» чинопоследование, всегда являвшееся неотъемлемой частью этого Таинства. Таким образом, приготовление к Таинству Крещения взрослого человека служит его сознательному вхождению в Православную Церковь.
Что касается Крещения младенцев, которых также по вере их родителей приносят в православный храм, то здесь нужно придерживаться многовековой практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: уже упомянутого 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов. «Слово на Крещение»).
Подготовка взрослых ко Крещению. Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш. ») и «Богородице Дево, радуйся. ». Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения. Приготовление к совершению Таинства в храме сопровождается особыми молитвами, открывающими чин оглашения. Но перед чтением этих молитв священник совершает еще ряд действий: разрешает (развязывает) священник пояс хотящаго просветитися (креститься), и совлачает (раздевает) и отрешает (освобождает от одежды) его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле (вниз), и дует на лице его трижды, и знaменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его. Троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7). Как при создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его, священник трижды дует на лицо крещаемого. После этого священник трижды благословляет крещаемого и, возложив руку на его главу, начинает чтение молитв. Рука священнослужителя в этот момент символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе – является символом защиты, прибежища и благословения.
Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны.
Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять. Кроме того, из крестильни должны быть удалены все посторонние люди, не принимающие непосредственного участия в совершении Таинства Крещения.
Новокрещенный человек станет в этот день полноправным членом Церкви Христовой и сможет приступить ко второму, важнейшему из Таинств – Причащению. Для этого ему необходимо прийти в храм натощак (не есть и не пить с 12 часов ночи предыдущего дня до тех пор, пока он не причастится).
По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы. Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде.
Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это – свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил.
Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов. «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере» (Св. Кирилл Иерусалимский. «Огласительное поучение»).
После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4; 22). Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение «превращает рабство в свободу. возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим. ».
Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку. И далее – вопрошает священник крещаемого: «Отреклся ли еси сатаны?». И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его: «Отрекóхся». Таже глаголет священник: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры. чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).
После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему. Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу. И глаголет (говорит) ему священник: «Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?». И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя: «Сочетаваюся». И затем – паки глаголет ему священник: «Сочетался ли еси Христу?». И отвещает: «Сочетахся». И паки глаголет: «И веруеши ли Ему?». И глаголет: «Верую Ему, яко Царю и Богу».
Это очень серьезное решение – потому что оно навсегда. Дальше – только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9; 62).
Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению.
Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно – о Боге Сыне, в восьмом – о Боге Духе Святом, в девятом – о Церкви, в десятом – о Крещении, в одиннадцатом – о воскресении мертвых, в двенадцатом – о вечной жизни. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их дополнить и уточнить. Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием
6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю Воскресения мертвых
12. И жизни Будущаго Века. Аминь.»
Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого «Сочетáхся» говорит следующее: «И поклонися Ему». После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.
Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства. Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом «по рождению от Святого Духа» и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника – воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия.
Начинается одна из самых важных частей чина Крещения – освящение воды для совершения Таинства. Вещество Таинства – вода – является одним из древнейших и всеобщих религиозных символов. Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования. Об этом говорит то, что даже в сокращенном «страха ради смертнаго» чине Крещения, где опускаются такие существенные части чинопоследования, как запрещение злых духов и пение Символа веры, молитва на освящение воды всегда должна сохраняться. Употребление при Крещении Богоявленской воды, как и вообще всякой освященной на молебнах воды не допускается. Только при Крещении младенцев мирянами «страха ради смертного» может использоваться как освященная прежде, так и простая вода. Крещение должно совершаться в воде комнатной температуры, а в зимнее время года – в подогретой. Вода должна быть чистая, без примеси чего-либо и без запаха. Купель или, в крайнем случае, другой сосуд, использованный для совершения Таинства, употреблять впоследствии для других целей категорически запрещено. После Крещения вода из купели должна выливаться в сухой колодец на территории храма. В случае его отсутствия – в чистое, непопираемое ногами место – под дерево, под храм, либо в реку. Недопустимо хранение воды для Крещения в купели по нескольку дней. Если крестят младенца, то купель, в которой будет совершаться Крещение, ставится в центре крещальни. С восточной стороны купели на особом держателе зажигаются три свечи. С левой стороны от купели ставится аналой, на который кладут Крест, Евангелие и крестильный ящик. Для Крещения взрослых в храмах делаются бассейны (баптистерии), что позволяет совершать Таинство полным троекратным погружением крещаемого. Перед купелью становится священник, сразу за ним – крестные, держащие на руках младенца. Если крещаемый – взрослый, его восприемники становятся позади него. Восприемникам даются в руки свечи. Первый возглас чинопоследования Крещения: «Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков» – начинает в настоящее время только три важнейших вида богослужения – Таинство Крещения, Евхаристии и Таинство Брака.
Далее священником произносится Великая ектенья с добавленными к ней прошениями на освящение воды. По окончании всех молитвословий на освящение воды священник знаменует (крестит) воду трижды, погружая персты в воду, и, дунув на ню (нее), глаголет: «Да сокрушатся под знáмением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы» (трижды).
Этим заканчивается освящение воды.
Приготовительная молитва входит в состав чина освящения воды. По большому счету это молитва священника о себе. Молитва о том, чтобы быть достойным своей великой миссии. Подобие Христу в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4; 12) должно быть каждодневным, и особенно явным в часы богослужений. Церковь учит о том, что благодать, подаваемая в Таинстве Крещения, ни в коем случае не зависит от моральных качеств совершающего его священнослужителя.
Но всем нам Господь Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5; 48) и, конечно, в первую очередь это относится к священнослужителю, совершающему богослужение. Поэтому личное духовное состояние священника, не имея значения для действенности Таинства, очень важно для дела спасения как его самого, так и его духовных чад и всей паствы в целом.
Сосуд для освященного масла и кисточка должны быть подписаны: «Святой елей», а сосуд и кисточка для Святого Мира, хранимые там же, должны отличаться по внешнему виду или также должны иметь надпись: «Святое Миро».
Недопустимо смешение Святого Мира и елея при помазании.
Последование освящения елея аналогично последованию освящения воды. Сначала происходит изгнание демонических сил посредством троекратного дуновения в сосуд с елеем и троекратного осенения его крестным знáмением. Затем следует воспоминание значения елея в истории спасения и благодарение Бога за этот дар исцеления, мира, духовной силы и жизни: «. Сам благослови и сей елей силою, и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помaзанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазyющимся верою или вкушающым от него в славу Твою, и Единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков».
Освященным елеем священник «помазывает» воду в купели или баптистерии. Священник, поя «Аллилуиа» трижды с людьми, творит кресты три елеем в воде. Елеем также помазывается и крещаемый, его части тела: чело (лоб), грудь, междорамие (спина между лопатками), уши, руки и ноги. Смысл такого помазания в том, чтобы освятить мысли, желания и действия человека, вступающего в духовный завет с Богом. Елей, в отличие от воды, используемой в Таинстве Крещения, допустимо освящать заблаговременно впрок.
После помазания крещаемого «елеем радования», священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы. И егда помажется все тело, крещает его священник, права (то есть прямо) его держa и зряща (смотрящего) на восток, глаголя: «Крещается раб Божий (либо раба Божия, имярек) во имя Отца. » (погружает крещаемого в воду). И, возводя из воды, произносит: «Аминь». Погружая во второй раз, произносит: «И Сына. ». И, возводя из купели: «Аминь». Погружая в третий раз, произносит: «И Святаго Духа. ». И, возводя из купели: «Аминь». И далее: «Ныне и присно и во веки веков. Аминь». После того как крещенный выйдет из воды, он должен повернуться лицом к алтарю. В этот момент положено троекратное пение 31-го псалма, выражающее радость очищения от грехов и вхождения в Христову Церковь: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. ».
Как в начале чина оглашения крещаемого освобождали от одежд, так после совершения Таинства Крещения нового члена Христовой Церкви облачают в белую одежду: крестильную рубашку соответствующего размера. Облачение крещенного в белую одежду, которую отцы Церкви называют «блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления», является знаком восстановления его истинной природы, утраченной всем человечеством грехопадением прародителей. И облачая его во одеяние, священник глаголет: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». В этот момент поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».
После того как на крещенного надета белая одежда, на его шею, согласно древней традиции Русской Православной Церкви, надевается нательный крест. Священник может при этом произносить слова Спасителя: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и вóзмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8; 34). Или другие слова: «Возлагается на раба Божия (рабу Божию, имярек) Крест – хранитель всей вселенной, Крест – сила царей и народов, Крест – утверждение верующих, Крест – слава Ангелов и поражение демонов».
Церковные требы в православных храмах Иерусалима
Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения
Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.