Константин ярославский молитва

Советуем ознакомиться константин ярославский молитва с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Икона Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам.

Молитвы святым благоверным князем Феодору, Давиду и Константину.

О угодницы Божии, святии и благовернии князи Феодоре, Давиде и Константине! Прострите благоприятныя молитвы ваши ко Господу и Создателю нашему и умолите Его благость даровати нам (имена) вся к вечному спасению потребная, таже и к житию сему временному нужная: веруем бо несомненно, яко вся возможна, вам, яко истинным Его угодником. Ей, чудотворцы святии! Не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова, да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше святое заступление, во веки веков.

Молитва иная святым благоверным князем Феодору, Давиду и Константину

О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь благоверным князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам.

Тропарь на преставление, глас 4:

От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, усердно закон и оправдания Того сохранисте; отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, с верою вас почитающих, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь на преставление Феодора, глас 4:

Яко целитель преизряден и казатель благоприятен, мирский мятеж оставил еси и крест свой на рамо взем и божественным житием пожил еси и воздержанием плоти украсился еси, к тебе притекающим сосуд избранный показа тя, всеблаженне Феодоре, воспевающих твою память в псалмех и песнех, преподобне, молися о душах наших.

Измлада явился еси, Богомудре княже, Божествен сосуд невозбранен Богови, ныне точиши нам многоцеления, вся ереси потопляюще и спасая присно свой град и всех верных сохраняя невредимо от видимых и невидимых враг, верою тя молим, преподобне отче наш, княже Феодоре, моли спастися душам нашим.

Тропарь на перенесение мощей, глас 8:

Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, во плоти, яко ангели, на земли показастеся, пощением насаждени бысте, яко древа, при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте. Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре, и Давиде, и Константине, молите Христа Бога спастися душам нашим.

Яко апостолом сопричастницы и врачеве предобрии, служители Богоприятнии, памяти вашей Божественней притекающим, святии Богомудрии, достоблаженнии, благочестивии князе, новоявленнии чудотворцы Феодоре, и Давиде, и Константине, сошедшеся любовию в память вашу светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, Христа славяще, таковую благодать даровавшаго вам исцелением, граду вашему Ярославлю великое утверждение.

Кондак на преставление Феодора, глас 4:

Явися велие солнце Христове Церкве, просвещая учением светлостьми, всечестне, яко черпалом златым от кладезя неископаннаго чудес почерпл еси от Источника неистощимаго на успение свое приспел еси, всеблаженне Феодоре, ныне всем даеши грехов прощение.

Многомудренно преселився, преподобне княже Феодоре, в град цветущ присно плоды благия, явился еси яко раи, паче жизни, яко многосветлая звездо в мире сияя, в пощении исправив жизнь свою, и ныне Того получил еси живот вечный на небесех.

Кондак на перенесение мощей, глас 8:

Явистеся светильницы всесветлии, во плоти яко ангели, и яко жизни древеса райская, пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте молитвами вашими, небесныя благодати приемше. Врачеве же крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине. Молите Христа Бога грехов оставление даровати, верою и любовию чтущим память вашу.

Ин кондак на перенесение мощей, глас 8:

Яко светильницы и врачеве преизряднии явистеся, верним сердца озаряюще добродетельми чудес ваших, в плоти бо на земли благоугодители, Иже во святых Прославляемому непрестанно молите о всех нас.

Величаем вас, святии благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Акафист святым благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам

Память святого благоверного князя Феодора, смоленского и ярославского чудотворца, и чад его Давида и Константина

Другие иконы:

Икона Арсения, епископа Тверского

Икона Божьей Матери Споручница грешных

Икона Божьей Матери именуемой Почаевская

Икона Божьей Матери, именуемая “Призри на смирение”

Икона Преподобный Трифон, архимандрит Вятский

Икона Святому великомученику Артемию

Икона святым Косме и Дамиану

Икона Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Икона Божьей Матери, именуемой Державная

Икона священномученику Антипе, епископу Пергамскому

Икона святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителем словенским

Икона Великомученику Иоанну Новому, Сочавскому

Икона святой великомученице Евфимии Всехвальной

Икона святому великомученику Мине

Православные информеры для сайтов и блогов

Все иконы к Пресвятой Богородице и святым .

Константин ярославский молитва

Князьям Феодору Смоленскому и чадам его Давиду и Константину Ярославским (тропари, кондаки и молитва)

Тропарь святых, глас 4:

О т ю́ности ва́шея Христо́ве любви́ прилепи́вшеся, святи́и,/ усе́рдно зако́н и оправда́ния Того́ сохрани́сте,/ отону́дуже и чуде́сными дарова́ньми обогати́вшеся,/ исцеле́ния источа́ете,/ Фео́доре, Дави́де и Константи́не,/ о ве́рою вас почита́ющих,/ моли́те Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на преставление князя Феодора, глас 4:

Я́ ко цели́тель преизря́ден и каза́тель благоприя́тен / мирски́й мяте́ж оста́вил еси́,/ и, крест свой на ра́мо взем, / боже́ственным житие́м пожи́л еси́, и воздержа́нием пло́ти украси́лся еси́ / к тебе́ притека́ющим сосу́д избра́нный показа́вся, всеблаже́нне Феодо́ре, / воспева́ющих твою́ па́мять в псалме́х и пе́снех, преподо́бне,// моли́ся о душа́х на́ших.

Ин тропарь князя Феодора, глас 4:

И змла́да яви́лся еси́, богому́дре кня́же, / боже́ствен сосу́д невозбра́нен Бо́гови, / ны́не то́чиши нам многоцеле́ния, / вся е́реси потопля́я и спаса́я при́сно свой град, / и всех ве́рных сохраня́я, и неви́димо от ви́димых враг, / ве́рою тя мо́лим, преподо́бне о́тче наш, кня́же Фео́доре, // моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Тропарь на перенесение мощей святых, глас 8:

Я́ ко зве́зды многосве́тлыя от ю́ности возсия́вше,/ освети́ли есте́ сердца́ ве́рных пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ во пло́ти я́ко А́нгели на земли́ показа́стеся,/ поще́нием насажде́ни бы́сте,/ я́ко древа́ при вода́х воздержа́ния,/ напое́ни струя́ми сле́з ва́ших, и скве́рну омы́сте./ Сего́ ра́ди яви́стеся прия́телища Бо́жия Ду́ха,/ Фео́доре, и Дави́де, и Константи́не,// моли́те Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4:

Я́ ко апо́столом сприча́стницы и вра́чеве предо́брии,/ служи́телие богоприя́тнии, / па́мяти ва́шей боже́ственней притека́ющим, / святи́и богому́дрии, достоблаже́ннии, благочести́вии кня́зие, / новоявле́ннии чудотво́рцы Фео́доре и Дави́де, и Константи́не, / соше́дшеся любо́вию в па́мять ва́шу све́тло пра́зднуем / в пе́снех и пе́ниих, ра́дующеся Христа́ сла́вяще,/ такову́ю благода́ть дарова́вшего вам исцеле́ний, // гра́ду ва́шему Яросла́влю вели́кое утвержде́ние.

И змла́да яви́стеся святи́и, / Богому́дре Фео́доре и блаже́нне Дави́де с Константи́ном сла́вным, / Боже́ственнии сосу́ди, избра́ннии Бо́гови. / Ны́не же источа́ете нам мно́га исцеле́ния от честны́х моще́й ва́ших, / вся е́реси потопля́юще, / и спаса́юще при́сно град свой, / и всех ве́рных сохраня́юще невреди́мо / от ви́димых и неви́димых враг. / Те́мже ве́рою мо́лим вас, святи́и: / моли́те Христа́ Бо́га // в ми́ре сохрани́тися нам и спасти́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4:

И́ же от ю́ности Христо́вы любве́ / прилепи́вшеся усе́рдно, святи́и / зако́ны и оправда́ния Того́ сохраня́юще, / отню́дуже и чуде́сными дарова́нии обогати́стеся, / исцеле́ния источа́ете и́же ве́рою вас почита́ющих, / те́мже моли́те Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак на преставление, глас 4:

Я ви́ся ве́лие со́лнце Христо́ве Це́ркви,/ просвеща́я уче́нием светлостьми́, всече́стне,/ я́ко черпа́лом златы́м от Кла́дязя неиско́паннаго чуде́с поче́рпл еси́,/ от Исто́чника неистощи́маго, всеблаже́нне Фео́доре,// и ны́не о всех мо́лиши, да улучи́м грехо́в проще́ние.

М ногому́дренне пресели́вся, преподо́бне кня́же Фео́доре, в град присноцвету́щ,/ яви́лся еси́ я́ко многосве́тлая звезда, в ми́ре сия́я,/ в поще́нии испра́вив жизнь свою́,// ны́не получи́л еси́ живо́т ве́чный на Небесе́х.

Кондак на перенесение мощей, глас 8:

Я ви́стеся свети́льницы всесве́тлии, во пло́ти я́ко А́нгели,/ и я́ко жи́зни древеса́ ра́йская,/ поще́нием, бде́нием и ве́рою возраща́еми, процвели́ есте́/ моли́твами ва́шими, Небе́сныя благода́ти прие́мше,/ вра́чеве же кре́пцы я́вльшеся, исцеля́ете неду́гующих ду́ши,/ с ве́рою прибега́ющих к ра́це моще́й ва́ших,/ чудотво́рцы сла́внии, Фео́доре, Дави́де и Константи́не./ Моли́те Христа́ Бо́га, грехо́в оставле́ние дарова́ти,// ве́рою и любо́вию чту́щим па́мять ва́шу.

Ин кондак, на перенесение мощей, глас 8:

Я́ ко свети́льницы и вра́чеве преизря́днии яви́стеся,/ ве́рныя озаря́юще светлостьми́ чуде́с ва́ших,/ во пло́ти бо на земли́ благоугоди́сте Бо́гу,/ И́же во святы́х Прославля́емому,// Его́же непреста́нно моли́те о всех нас.

Б огому́дренно пресели́стеся, святи́и, / во град, при́сно доброде́тельми цвету́щий, / в жи́зни сей принося́ще Бо́гови плоды́ бла́ги, / преподо́бне Фео́доре и блаже́нне Дави́де с Константи́ном сла́вным, / и яви́стеся, я́ко многоцвету́щая ра́йская древеса́ жи́зни / и я́ко многосве́тлыя зве́зды, в ми́ре сия́юще благода́тию, / в доброде́тели испра́вивше жизнь свою́, / и сего́ ра́ди получи́сте живо́т ве́чный на Небесе́х. / Те́мже благода́рственно вам зове́м: // ра́дуйтеся, всеми́рнии свети́льницы и гра́ду на́шему Яросла́влю вели́кое утвержде́ние.

Ин кондак князя Феодора, глас 1:

М ногому́дренне пресели́вся, преподо́бне кня́же Фео́доре, в град цвету́щ,/ при́сно плоды́ благи́я,/ яви́лся еси́ я́ко рай, па́че жи́зни,/ я́ко многосве́тлая звезда́ в ми́ре сия́я, в поще́нии испра́вив жизнь свою́,// и ны́не Того́ получи́л еси́ живо́т ве́чный на Небесе́х.

О уго́дницы Бо́жии, святи́и и благове́рнии кня́зи Фео́доре, Дави́де и Константи́не! Простри́те благоприя́тныя моли́твы ва́ши ко Го́споду и Созда́телю на́шему и умоли́те Его́ бла́гость дарова́ти нам (имена) вся к ве́чному спасе́нию потре́бная, та́же и к житию́ сему́ вре́менному ну́жная: ве́руем бо несомне́нно, я́ко вся возмо́жна, вам, я́ко и́стинным Его́ уго́дником. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не посрами́те упова́ния на́шего, но моли́твами ва́шими сотвори́те нас насле́дники бы́ти Ца́рствия Христо́ва, да прославля́ем человеколю́бие в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и ва́ше свято́е заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

  • 22 Ноябрь 2017

Обновления на сайте

Обновления на сайте

В раздел ТИПИКОН добавлена Глава 56. и Глава 57.

Объявления

  • 08 Июль 2014

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

2-е октября Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина , Ярославских чудотворцев. Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

2-е октября 2012г.

(19.09.2012 г. по ст.с.)

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276).

Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина , Ярославских чудотворцев.

Мч. Зосимы пустынника Киликийского (IV).

Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

Сщмч. Ианнуария, еп. Беневенто и иже с ним: Сосия и Прокла диаконов, Гантиола, Евтихия, Акутия, Феста, Десидерия, в Путиолах.

Св. Сегуаноса ( Галл. ).

Свт. Феодора Таурсуского, архиеп. Кентерберийского (690) ( Кельт. и Брит. ).

Новосщмч. прот. Константина Голубева и иже с ним мч. и мц.

Прп. Алексия (Соловьева), старца Зосимовой пустыни (1928).

Еф., 230 зач., V, 20–26. Лк., 11 зач., III, 23 – IV, 1.

МУЧЕНИКИ ТРОФИМ, САВВАТИЙ И ДОРИМЕДОНТ

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237 – 1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского (+ 1168; память 14 марта).

В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии “славного града их Тетякова”. Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского (+ 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275 – 1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: “А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его”. Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, “царь отпустил его с великой честью”, и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: “не прияша его во град, но рекоша ему: “Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле””.

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, “его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати”. Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими “улусниками” (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: “и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить”. Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. “Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение”.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда “пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился”. Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской (+ 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский (+ 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью “Славу” Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: “Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце”.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в “Книгу степенную царского родословия”, составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали “калики перехожие”. В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. – “Богословские труды”, сб. XI, М., 1973„ с. 55 – 77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов России и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок — Ольговичей и Мстиславичей. Все они были в близком родстве, все — правнуки Ярослава Мудрого. Мстиславичи назывались по имени своего отца — святого Мстислава Великого (+ 1132 г.), сына Владимира Мономаха (отсюда другое их название «Мономашичи»). Ольговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115 г.), прозванного за свою горькую судьбу «Гориславичем». Олег Гориславич был сын киевского князя Святослава (+ 1076 г.), который участвовал в 1072 году в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба (сведения 2 мая) и вошел в историю Русской Церкви как владелец двух замечательнейших богословских сборников того времени — «Изборника Святослава 1073 года» и «Изборника 1076 года».

Преподобный Никола Святоша и святой Игорь Ольгович представляют два различных пути христианской святости в Древней Руси. Преподобный Никола, отрекшийся от мира и княжеских обязанностей, стал простым иноком и мирно почил, проведя почти 40 лет в монастыре. Святой Игорь, волей Божией вступивший в борьбу за киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву — справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича, князя переяславского. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели.

Но дух братоубийственной ненависти бушевал над Киевом. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить Изяслава киевского в совместный поход с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника.

Напрасно удерживал их митрополит Климент. «Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а вражда между князьями не утолится», — говорил он им. Они не хотели слушать ни его, ни тысяцкого, пошли к монастырю. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы. Стоявший во время св. литургии и молившийся пред иконой Божией Матери услыхал, чего хочет мятежная толпа. Он готовил себя ко всему мыслями о подвигах мучеников; потом пал в слезах и молился: «Господи! призри на немощь мою, чтобы, уповая на Тебя, мог я перенесть все; благодарю Тебя, что Ты смирил меня; удостой взять меня из этого мятежного и мрачного мира в Твой свет». Свирепые мятежники, не уважая святости храма Божия, ворвались в храм, схватили Игоря, сорвали с него мантию и повлекли из храма. Игорь говорил им: «За что хотите вы убить меня, как разбойника? Пусть вы нарушили клятву предо мною — Бог вам простит; меня Он сподобил монашеского чина, и для меня довольно того». Мятежная толпа кричала: «Убейте, убейте». С Игоря сорвали и подрясник, оставив в одной рубашке, и повлекли к воротам. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: «Ох, брате, куда ты?» Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: «Не убивайте, братья». И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломали ворота и, увидев Игоря «на сенях» (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и «повергли на торгу».

Так святой мученик предал Господу дух свой «и совлекся ризы тленного человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся». Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико — зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро митрополит послал Феодоровского игумена Ананию отпеть погребальное пение над князем в монастыре святого Симеона, построенном набожностью деда Игорева на окраине Киева. Игумен облек тело князя-инока в иноческие одежды и совершил погребальное пение. Благочестивый игумен горько плакал и сказал вслух всем: «Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?» В то самое время загремел гром и затряслась земля и над церковью явился столп светлый. Народ в ужасе воскликнул: «Господи, помилуй!»

Житие и страдания святого князя Игоря помещены в Степенной книге. Икона Богородицы, перед которой он молился в последние минуты своей жизни, находилась в Великой церкви Киево-Печерской лавры с именем «Игоревская». В «Иконописном подлиннике» говорится, что святой князь Игорь «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил».

«Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, а существующие власти от Бога учреждены. Посему противящийся власти противится Божию постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению» (Рим. 13, 1—2). Таково заключение жития святого князя Игоря!

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here