Молитва богородице 150 раз кто читал

Советуем ознакомиться молитва богородице 150 раз кто читал с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Богородичное правило – нерушимая стена от искушений, бед и несчастий.

-Не бойся, тебе будет хорошо.

Он спрашивает ангела:

Откуда ты знаешь?

Ангел отвечает ему:

-Потому, что матерь Божия приближается к Престолу, а она, то уж умолит за тебя! Ты Ее чтил, ей молился и всегда просил Её. В великой радости он проснулся и еще больше стал почитать Божию Матерь.

-БОГОРОДИЦЕ ДЕВО РАДУЙСЯ! БЛАГОДАТНАЯ МАРИЕ, ГОСПОДЬ С ТОБОЮ, БЛАГОСЛОВЕННА ТЫ В ЖЕНАХ И БЛАГОСЛОВЕН ПЛОД ЧРЕВА ТВОЕГО, ЯКО СПАС РОДИЛА ЕСИ ДУШ НАШИХ.

О великое дерзновение!

О страстное заступление!

От огня страстей изымает, со дна падения подымает «Богородице Дево, радуйся. » С сей молитвою, никак не погибнем: в море не потонем, в огне не сгорим; если же сатана, ненавидящий нас, запнет нам путь и сшибет нас, то и тогда вознесем: «Богородице Дево, радуйся. «Богородице Дево, радуйся. » И воссылая, воспрянем, восстанем, затемненныя просветимся, больные душею исцелимся, загрязненныя грехами очистимся, убелимся, яко снег, Чистотою Высшей небес и Чистейшей светлостей солнечных лучей. Мертвые, убитые страстями, воскреснем, оживем и в восторге духа воспоем:

Пытаюсь достучаться до сердец о необходимости помогать ближнему,о важности милосердия и благотворительности.

Как страна без традиций.

Узнать возможно личности калибр

По признаку, как делает свой выбор.

Рекомендация о чтении правила дана схимником. Я не сомневаюсь, что в основании его делания Христос, и, находясь на сем основании, человек рекомендует способ строительства спасения. Но горе человеку, пытающемуся использовать любые рекомендации пусть самых выдающихся подвижников, не имея твердого основания!

Трасса Минское шоссе в сторону Москвы, не доезжая несколько км до Лесного городка, новая дорога. Скорость около 100км/час или чуть меньше, левая полоса. Дорога плохая, вся залита. Еду на работу, машина супруга – полный привод, вождение с 2008г. Капот моего автомобиля поравнялся с багажником идущей рядом справа машины. Позади плотный поток на обеих полосах. Машину понесло. Сначала вправо на вторую полосу, потом бросило в сторону отбойника, потом 1,5 оборота вокруг своей оси, и встала ровно 90град поперек двух полос. Ни одного столкновения и никаких повреждений. Все это время повторяла молитву "Богородице, Дево, радуйся".

ОСОБЫЙ ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В этом разделе пойдет речь о трех особых Покровах Пресвятой Богородицы, к которым можно прибегать в любых сложных и даже, казалось бы, безвыходных жизненных ситуациях.

На седьмом Вселенском соборе церкви святые отцы сказали: «Кто будет со вниманием по 150 раз читать молитву „Богородице Дево, радуйся. ", тот обретет над собой особый Покров Матери Божьей».

Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, его придерживались когда-то все христиане, а потом о нем забыли. Преподобный Серафим Саровский напомнил об этом правиле. Благословляя обойти по канавке вокруг Дивеевской обители, старец просил людей прочитать 150 раз «Богородице Дево, радуйся. », тем самым благословил это правило исполнять ежедневно.

В келий преподобного Серафима нашли старинную книжку с описанием чудес, совершившихся с людьми, исполнявшими это чудодейственное чтение Архангельского образования Царицы Небесной Владыка Серафим Звездинский тоже ежедневно исполнял Богородичное правило, причем исполняя его, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небес-

ной. Старец схиархимандрит Захария (Зосима) ценил и любил владыку Серафима и называл его «святой архиерей». Он также ежедневно исполнял Богородичное правило по его схеме и дал одному из духовных детей его списать (схемы помещены ниже).

От чтения 150 раз молитвы «Богородице Дево, радуйся. » человеку бывает великая польза. Господь показал нам, сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенна приносимая Ею помощь во всех обстоятельствах.

Это воззвание в самых непроходимых местах указывало выход, не расположенных к нам располагало, злые сердца неоднократно умягчало, а не умягчившиеся посрамляло и удаляло; при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь, и притом с такой стороны, с которой невозможно было никак ее ожидать.

Чтение 150 раз «Богородице Дево, радуйся. » отклоняло гнев Божий и отменяло суровый приговор Судии Сердцеведца (согласно карме, человек должен понести заслуженное наказание за свои проступки и грехи, но благодаря молитвам Богородицы он не ощущает на себе тяжелый меч возмездия, а получает второй шанс на исправление).

«Богородице Дево, радуйся. » от огня страстей убирает, со дна падения поднимает. С этой молитвой мы не сможем погибнуть: в море не утонем, в.огне не сгорим; если же сатана, ненавидящий нас, заступит нам путь и попытается оставить нас за чертой жизни, то и тогда произнесем: «Богородице Дево, радуйся. ». И Она всегда поможет нам.

Советы и рекомендации

1. Когда вам, вашим детям или близким грозит опасность или беда, когда врачи не в силах помочь вам или близкому вам человеку, читайте это правило, и Пресвятая Богородица после чистосердечного прочтения вами молитв поможет вам. Это правило можно использовать (молиться) как по отношению к себе, так и к другому человеку. Исполняется правило один раз в сутки.

2. Это правило можно читать в любой жизненной ситуации, которая кажется вам безвыходной, дабы сподобиться (заслужить) и получить помощь Пресвятой Богородицы. Кроме того,) это правило можно исполнять каждый день, независимо от ситу-

ации, в которой вы пребываете. Поступая таким образом, вы, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы, не попадете в тяжелые ситуации и избежите многих искушений, несчастий, бед, болезней и проблем.

3. Богородичное правило можно совершать тремя способами:

а) по краткой схеме;

б) по полной схеме;

в) особым образом.

Особым образом это правило можно совершать в экстренных ситуациях. Например тогда, когда вашему ребенку или близкому человеку делают операцию или вам, вашим близким грозит большая опасность, и в других ситуациях подобного рода.

В таких случаях Богородичное правило совершается особым образом — не по краткой и не по полной схеме. Сначала читается десять раз молитва «Богородице Дево, радуйся. », а затем один раз прочитывается молитвенное обращение к Пресвятой Богородице о помощи. Молитвенное обращение производится своими словами — при условии, что они идут от всей души. Пример:

«Царица Небесная Богородица, моему ребенку предстоит (или делается) операция, смилуйся, благая Заступница, сделай так, чтобы операция была успешной»

«Пресвятая Богородица, молю Тя, спаси и сохрани дочь (сына) в вечер (ночь) от всякого зла, несчастья, беды или поругания, единую бо Тебя Заступницу имею».

И так делается до тех пор, пока не будет 150 раз прочитана молитва «Богородице Дево, радуйся. » и 15 раз — молитвенные обращения о помощи. Это способ совершения молитвенного правила отличается от остальных двух тем, что молитвы, читаемые здесь, могут содержать любую просьбу к Пресвятой Богородице о помощи. По схемам же можно совершать только указанные в них конкретные молитвенные прошения.

Внимание! Богородичное правило совершается только на четках. Это необходимо по двум очень важным причинам:

а) чтобы не сбиться со счета молитв;

б) чтобы ум и молитвенное состояние человека не рассеивались на подсчет молитвословий.

По какой схеме вы будете совершать Богородичное правило, выбирать вам, при этом вы должны учитывать свои душевные и физические возможности, а также временной фактор* и сложившуюся ситуацию.

4. Богородичное правило зачастую выполняется по четкам на 100 зерен. Но перед тем как перейти к описанию выполнения правила, вам следует хотя бы вкратце узнать, что такое четки.

Четки — это древний монашеский оберег, который имеют право носить не только монахи. Четки защищают человека который их носит при себе, от всякого зла, напрасной смерти всякой опасности, проклятий, нечистой силы, колдовского воздействия. Кроме этого, четки обладают и большой целительной

силой. Монашествующие всех степеней носят четки. Это молитвенный предмет, употребляющийся для частого чтения Молитвы Иисусовой («Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго») или Богородичного правила.

Четки — это замкнутая нить, состоящая из 100 «зерен», разделенных по десяткам промежуточными «зернами» более крупных размеров, чем рядовые- Келейные четки иногда содержат 1000 «зерен» с таким же разделением. Четки помогают считать (отсюда и их название) количество молитв, полагаемых монахом в ежедневное правило, не сосредотачивая при этом внимания на самом счете-

Четки известны с глубокой древности. На Руси они имели в старину форму замкнутой лесенки, состоящей не из «зерен», а из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей, и назывались «лествицей» или «лестовкой» (лестницей). Духовно они означают «лестницу спасения», «меч духовный», являют образ непрестанной (вечной) молитвы (кругообразная нить — символ вечности).

На сегодняшний момент в основном встречаются четки трех видов:

а) на 33 зерна (30 маленьких и 3 больших между ними);

б) на 110 зерен (100 больших и 10 маленьких);

в) на 1100 зерен (1000 больших и 100 маленьких). Келейные четки встречаются редко.

Внимание! Остальные четки, которые сейчас можно встретить, — это больше украшения, нежели четки.

Материал, из которого изготавливаются четки, может быть самым разным (дерево, нитка, камни), и сила четок от него не зависит. Сила четок — в их намоленности. Чем больше по ним было совершено молитв, тем больше их целительная и защитная силы. Когда человек молится и перебирает в руках четки, они «напитываются» этими молитвами и тем благодатным состоянием, в котором пребывает человек во время молитвы. Кстати, вот один из бесчисленного множества случаев, подтверждающих вышеописанное:

«Один святой старец отправил своего ученика по какой-то надобности в близлежащий поселок. Перед дорогой он благословил его и дал с собой свои четки. Дорога в село, куда направлялся его ученик, лежала через лес, где обитало много диких зверей. Проходя через лес, ученик встретился с голодным вол-

ком, который на него напал. В испуге, отступая назад, ученик вытянул перед собой четки. Волк, нападая на него, наткнулся на четки, и вдруг с визгом, поджав хвост, убежал. Вернувшись ученик поведал старцу, что с ним случилось. В ответ тот рассмеялся и сказал, что он опасался за его жизнь, ибо знал, что в лесу бродит много диких голодных животных, и поэтому, дабы обезопасить его, дал ему свои четки. Ибо намоленным четкам передается благодатное молитвенное состояние, в котором пребывает человек во время молитвы. Господь в раю поставил человека главою над всеми тварями (животными), но при грехопадении он потерял этот бесценный дар. Когда же человек пребывает в молитве, к нему возвращается это благодатное состояние, которое частично передается и четкам. Волк ощутил эту силу на четках и потому бежал в страхе».

Итак, теперь вы имеете общее представление о том, что собой представляют четки. Теперь давайте рассмотрим, как по ним совершать Богородичное правило.

(краткая или полная схемы)

♦ На каждом маленьком зернышке читается молитва «Богородице Дево, радуйся. ».

♦ На каждом большом зернышке читаются молитвенные прошения, указанные в схемах.

♦ Четки во время совершения молитвословий нужно держать в левой руке, чтобы правой была возможность совершать по одному крестному знамению во время каждой молитвы к Пресвятой Богородице.

(чтение правила особым образом)

♦ На каждом маленьком зернышке читается молитва «Богородице Дево, радуйся. ».

♦ На каждом большом зернышке каждый раз совершается молитвенное прошение о чем-то одном (конкретном), а не так, как описано в схемах.

♦ Четки во время совершения молитвословий, как и в первом варианте, нужно держать в левой руке, чтобы правой во

время каждой молитвы к Пресвятой Богородице совершать по одному крестному знамению.

В один день можно читать от одного Богородичного правила и более в зависимости от обстоятельств и состояния души.

Примечание: четки можно носить на правой руке, шее (если четки на 100 зерен) или в отдельном кармане одежды. Если четки намолены молитвами Богородичного правила, то они имеют большую благодать оберегать от всякого зла, неприятностей и бед человека, который их носит.

Внимание! Ношение четок как модного украшения или, как сейчас говорят, «чтобы казаться крутым», недопустимо и, кроме вреда, ничего не принесет. Особенно это касается молодежи.

5. Как в краткой, так и в полной схеме Богородичного правила, когда дается указание молиться о чем-либо, нужно читать молитву й просить Богородицу своими словами (лишь бы они шли от чистого сердца и всей души). Причем такие молитвы совершаются только на каждом большом «зернышке» четок.

6. Когда Богородичное правило совершается по полной схеме, то на каждом большом «зернышке» четок читается указанный в схеме тропарь, икос, Евангелие, а затем указанноечодю-литвенное обращение (просьба).

В жизни Божией Матери было пятнадцать ступеней, пятнадцать главных моментов», и чтение правила разделено на 15 десятков. На каждом десятке поочередно вспоминаются все главные события из жизни Преевятой Богородицы.

1-й десяток. Читается 10 раз «Богородице Дево, радуйся. » и вспоминается Рождество Богородицы. (Молиться матери о детях.)

2-й десяток читается и вспоминается Введение во храм Пресвятой Богородицы. (Молиться озаблудших и отпавших от Церкви.)

3-й десяток читается и вспоминается Благовещение Пресвятой Богородицы. (Молиться об утолении скорбей и утешении скорбящих.)

4-й десяток читается и вспоминается встреча Божией Матери с праведной Елисаветой. (Молиться, чтоб Матерь Божия соединила разлученных или пропавших без вести.)

7-й десяток читается и вспоминается бегство Божией Матери с Богомладенцем в Египет. (Молиться, чтоб Божия Матерь помогла избежать искушений и избавила от напастей.)

На 8-м десятке вспоминается, как Божия Матерь искала 12-летнего Отрока Иисуса во Иерусалиме. (Молиться, чтоб искать Христа в жизни сей и не прилепляться к суетному миру.)

На 9-м десятке вспоминается чудо, сотворенное в Кане Галилейской. (Молиться о помощи в делах и об избавлении от нужды.)

На 10-м десятке вспоминаетсяхтояние Божией Матери у Креста Господня. (Молиться о помощи в скорби.)

На 11-м десятке вспоминается Воскресение Христово. (Молиться — воскресить душу, подать бодрость к подвигу.)

На 12-м десятке вспоминается Вознесение Господне. (Молиться о вознесении души от суетных забот и стремлении к горнему.)

На 13-м десятке вспоминается Сионская горница — сошествие Святаго Духа на Апостолов и Матерь Божию. (Молиться: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».)

На 14-м десятке вспоминается Успение Пресвятой Богородицы. (Просить мирной и безмятежной кончины.)

На 15-м десятке вспоминается слава Божией Матери, какой венчал Ее Господь после переселения Ея от земли на небо. (Просить Царицу Небесную не оставлять верных и своих родных (за кого молитесь), сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их честным Своим омофором.)

Молитва богородице 150 раз кто читал

Войти через uID

«Умиление» Серафимо-Дивеевской, гл. 4.

Тропарь иконе Пресвятой Богородицы

«Умиление» Серафимо-Дивеевской, гл. 4.

Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, гл.4.

Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, Благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у Престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.

Секреты чтения Богородичного правила (практические советы опытного отшельника)

Написано к дню Благовещения Пресвятой Богородицы

Секреты чтения Богородичного правила

(практические советы опытного отшельника)

Обнародовать молитвенный опыт игумена Николая (имя изменено) и отчасти мой личный опыт я решился не сразу. Те высокие меры молитвы, о которых речь пойдёт ниже, требуют не только духовной осторожности, но и особого образа жизни, который я сейчас вести уже не могу. Отшельник, под руководством которого я в течении четырех с половиной месяцев осваивал секреты чтения молитвы «Богородице Дево радуйся» встретился мне уже на двадцатом году моих молитвенных исканий. Поэтому, те молитвенные меры что он возлагал на меня не стоит поспешно возлагать на себя тем кто живет посреди мирского рассеяния. Быт отца Николая и мой быт, в те времена (наверное это были самые светлые, самые беззаботные, самые благодатные и самые счастливые времена моей жизни), проходил в условиях почти полного отрыва от цивилизации. В наших домах не было электричества. Жили и молились при свечах которые делали сами же. Сами пекли хлеб. Летом, во время дождей мы были отрезаны от мира грязью и бездорожьем, а зимой (на два-три месяца) снегом. С заходом солнца прекращалось все — кроме молитвы, начиналась молитва в пять утра.

ГЛАВА ПЕРВАЯ Почему я начал молиться молитвой «Богородице Дево радуйся» вместо молитвы Иисусовой?

Если бы я не прожил рядом с отцом Николаем около пяти лет, то мне и в голову никогда не пришло бы, на почти полгода, в качестве основной молитвы читать не Иисусову молитву, как я делал это ранее, но полный текст молитвы: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» .

Отец Николай не считал себя моим духовным отцом и я не был у него в полном послушании, как это принято в монастыре, но я просил совета у него лишь тогда, когда у меня возникал особый интерес к тому что он говорил мне. Это называется «жительством по совету».

О молитве Иисусовой, написано немало книг у Святых Отцов в разное время. Мне довелось многое прочесть, но читать подробные наставления о молитве: «Богородице Дево, радуйся,» мне не доводилось никогда, да и сама практика (по возможности непрерывного) чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйся,» в православной аскетике не является широко распространенной. Собственно, кроме как от отца Николая, я никогда, ничего, нигде и ни от кого о такой практике не слышал, и не читал. Те советы что я слышал от отца Николая о том как он читал молитву: «Богородице Дево, радуйся,» можно успешно прилагать не только к чтению именно этой молитвы, но и к чтению любых других православных молитв. Особенность отца Николая заключалась в том что он особо почитал Матерь Божию и так любил Её в своем сердце, что он (как он мне говорил) иногда, на несколько недель, а то и на несколько месяцев кряду, вместо молитвы именем Иисуса Христа, то и дело переходил на молитву: «Богородице Дево, радуйся,». Делал он это, наподобие молитв Исихастов, читая полный текст молитвы: «Богородице Дево, радуйся,» практически непрестанно.

Начав практиковать молитву: «Богородице Дево, радуйся» я был до основания души потрясен тем что происходило (внутри меня, как в душе так и в теле) в те четыре с половиной месяца пока я читал эту молитву. Действие молитвы оказалось столь неожиданным и столь сильным для меня, что далеко не все я мог бы описать словами. А потом, чего я уж совсем не ожидал увидеть в себе, это явление…, но полный текст молитвы: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» стал читаться внутри меня благодатно и самодвижно, притом, без малейших внутренних душевных и волевых усилий с моей стороны. Возможно, это произошло по молитвам отца Николая. Хотел бы заметить, что занимаясь до этого более 20-ти лет поиском непрестанной молитвы Иисусовой, я ни единого раза так и не почувствовал внутри себя чтобы молитва именем Иисуса становилась во мне самодвижной (впрочем к самодвижности молитвы я никогда не стремился не считая это духовно важным для себя), а вот молитва: «Богородице Дево, радуйся,» вдруг стала время от времени сама читаться внутри меня самодвижно (что стало для меня полной неожиданностью) уже на втором месяце практики этой молитвы.

Отец Николай, как он выразился: «подстроил под свои привычки» Богородичное правило Серафима Саровского. Он не читал (как принято) после после каждого десятка молитв: «Отче наш» и «Милосердия двери», но показал мне иную, неизменно требующую значительного напряжения души практику этой молитвы, которой я пользуюсь по сей день. Читать молитву сейчас мне приходится, в основном, больше ночами. Тот у кого хватит терпения дочитать рассказ до конца, поймет почему в суете данная практика молитвы становится невозможной.

Всё началось с того что однажды, отец Николай, когда я случайно заговорил с ним о Богородичном правиле Серафима (кто знает, там читается 150 молитв) уверенно и твердо сказал мне:

— Так как я читаю «Богородице Дево», ты не сможешь прочесть за день не то что 150 раз, но и ста молитв не прочтешь.

— Ну…! Не может быть! — эмоционально вскинулся я.

Повод для удивления у меня был. Ведь я был не новичок в молитве. Позади было 20 лет почти непрестанного упражнения в молитве Иисусовой, а тут 150: «Богородице Дево, радуйся,» в течении дня и только-то… но старец, к моему немалому удивлению, оказался на все сто процентов прав. Когда я (по его методу) впервые начал читать эту молитву, то я с немалым затруднением прошел первый десяток. То и дело стал застревать на втором десятке. С большим трудом (потратив около двух часов) дошел до 40, и наконец, совершенно безнадежно застрял, так не дойдя в тот день до 50 молитв. После этого я просто сдался… поняв, что 150 молитв в день, по методу отца Николая, мне не никак не одолеть, несмотря на всю мою прежнюю многолетнюю практику в молитве Иисусовой.

В чем заключался метод отца Николая?

Он заключался в том, что если во время чтения молитвы : «Богородице Дево, радуйcя, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» в уме возникали посторонние помыслы и ум не вникал (с вниманием) в КАЖДОЕ слово молитвы, то в этом случае, я не должен был засчитывать эту молитву; потому что такая рассеянная и оскверненная посторонними мыслями молитва, как выражался отец Николай, была: « невызревшей , непокрытой потом души» .

К тому же, в первый день своей практики чтения молитвы: «Богородице Дево, радуйся,» по методу отца Николая, я не знал многое из того, что он открыл мне позже, а так как я не знал этого, то у меня не было стимула для того чтобы отнестись именно к этому способу чтения молитвы — более серьезно.

Когда на следующий день я пришел к отцу Николаю и сказал что я не могу читать молитву: «Богородице Дево, радуйся,» без посторонних мыслей и отвлечения, он ответил мне.

— Это потому что ты: не знаешь смысла этой молитвы, не знаешь что приносит эта молитва, не знаешь как должна действовать молитва и не знаешь для чего нужно засчитывать в счет только ту молитву, которая была произнесена без мешающих молитве помыслов и отвлечения ума на постороннее.

Признаюсь, мне было обидно слышать эти слова.

Я считал себя начитанным человеком и не настолько глупым, каким меня выставил в моих глазах отец Николай, но помня о его монашеском молитвенном стаже вдвое превышающем мой и его почтенный возраст я не подал виду что обиделся, а стал возражать.

— Молиться без мешающих мыслей вначале мне было тяжело, потом очень тяжело, а потом душа так утомляется что не может молиться чисто. Да и у святых я читал что мешающие помыслы может убрать только Бог, а сам человек не в силах с этим справиться.

Отец Николай испытующе посмотрел на меня.

— А почему ты думаешь что если ты не станешь изо дня в день и из года в год «проливать кровь» своей души на молитве, то Бог станет хранить тебя от мешающих молитве демонов?

Я мысленно прикусил губу. Знал ведь из писаний Святых Отцов что если молитва не утруждает душу и тело, то не приносит пользы. Но вот, почему-то забылось это во время того разговора.

— Если я буду принуждать себя молиться чисто, то помыслы уйдут?

— Да. Помыслы должны уйти совсем и молитва может стать самодвижной.

«Богородице Дево, радуйся»? — удивился я.

— В чем смысл этой молитвы, что она может дать и как она действует? Ведь в этой молитве, по видимому, нет никакого смысла, потому что в отличии от молитвы Иисусовой в ней не просится помилования и вообще ничего не просится.

— Эта молитва составлена не человеком. Действует она не так как ты думаешь. Эта молитва очищает душу и тело. Она способна спасти тебя и дает всю полноту Богообщения.

— Это же слова из Евангелия, немного измененные для благозвучия. Их сказал архангел Гавриил когда явился Деве Марии сказать Ей что от Неё родится Спаситель мира. Как эти слова могут очистить мою душу и спасти в Вечности?

— Ты знаешь как действуют слова молитвы?

— Думаю, что правильно прочитанные слова молитвы доходят до того кому они читаются.

— Неправильно ты думаешь, — глаза отца Николая смотрели на меня жалостливо и с укором, — не только неправильно и гордо прочитанные наши молитвы доходят к Богу, но и вообще все что мы думаем и все что мы желаем, все что мы впускаем в свои чувства, все это непрестанно восходит к Богу. Все… ты понимаешь, совершенно все и всегда . Даже неверующие, если хотят что-то, то все их желания восходят к Богу, Которого они отрицают и уже Бог потом Сам решает, чему из желаемого людьми дать исполниться, а чему нет.

Вот ты читаешь молитву: «Богородице Дево, радуйся,» а в твоей душе в это время посторонние помыслы. Не думай что это от тебя. Ты ведь знаешь что на молитве все внимание должно быть погружено в смысл слов молитвы и что ты не должен отвлекаться. Но демоны, видя, что ты можешь очиститься молитвой, начинают осквернять молитву внушая пустые мысли. Если же ты захочешь достичь чистой молитвы, то ты должен изо дня в день гнать из себя любые мысли что не относятся к словам молитвы. Если же ты отвлекся, то не засчитывай такую молитву: ни в молитвослове, ни на молитве Иисусовой, ни: «Богородице Дево, радуйся,». Не знаю я, захочешь ли ты читать её?

— Скорее всего нет, — честно сказал я. — Я привык к молитве Иисусовой, мне известен её смысл, а молитву: «Богородице Дево, радуйся,» читать так как вы говорите, это…, — я поморщился как от зубной боли, — это трудно.

На этом наш разговор остановился и мне показалось что мы теперь уже никогда более не вернемся к нему. И я, и отец Николай хорошо знали что в православии ничто никому и никогда не навязывается. Сам молись как можешь и как научен, но настаивать на своей мысли, учить и наталкивать на что-то кого-либо другого помимо его желания, это категорически не приветствуется у православных.

Но в моей душе чувствовалась недосказанность, которую я не выдержал и спросил.

— А как действует молитва: «Богородице Дево, радуйся,» если в ней нет никаких прошений?

— Ты ведь знаешь что Богородицу мы исповедуем выше всех херувимов и серафимов, выше всех ангелов, выше всех святых, вторую по чести — после Бога?

— Умом знаешь, но сердце твое молчит.

«В чем-то отец прав», — честно подумал я про себя, но вслух ничего не сказал.

— Ты только представь Сергий, Божия Матерь, превыше всех Святых людей и превыше всех Ангелов, Она Матерь Бога, Царица людей и Царица Ангелов.

Я даже оторопел от того с каким сильным чувством эти слова были сказаны отцом Николаем.

Некоторое время мы молчали.

— И что может происходить когда я читаю: «Богородице Дево»? — спросил я, — если в этих словах нет никакого прошения?

— Глупая ты голова…, — отец Николай легонько постучал по моей голове, а потом крестообразно благословил её. — Произнося с вниманием, благоговением и смирением «Богородице Дево» ты сразу же, в тот же миг касаешься самого существа Матери Божией и получаешь благословение от Неё и от Бога за то что ты исповедуешь истину, что Она родила Бога. Не думай, что когда ты читаешь молитву, что ты читаешь её один. Нет, в это время тебя видит Бог, видят все ангелы и видит великое множество демонов. Демоны, в отличии от тебя, видят что ты, произнеся только эти первые два слова «Богородице Дево» получаешь благословение и пользу душе, и от зависти не могут этого терпеть. Тут они начинают мешать тебе и осквернять твою молитву, отвлекая твой ум на что угодно, но не на то чтобы душа твоя яснее услышала и другие слова молитвы. Они начинают насильно мешать твоей душе внимательно читать. В душу насильно начинают входить: пустые мысли, сонливость, отягощение, помрачение, жжение и тяжесть в теле. Тут надо чтобы было терпение. Ты должен любой ценой стараться очистить свою молитву от пустых мыслей, от забвения и от всего что мешает. Ты должен бороться за чистую молитву до тех пор, пока внутри тебя её не станут произносить Ангелы Бога и Сам Бог.

— Разве это возможно?! — удивился я.

— Если будешь терпеливым, то это возможно, — с уверенностью ответил мне отец Николай. — Но имей ввиду. Тебе поначалу будет очень трудно читать: «Богородице Дево» без посторонних мыслей, потому что ты не знаешь силы этой молитвы и не знаешь как жестоко дьявол внутри тебя станет противиться тому что ты начнешь её читать.

Вот это-то и решило дело.

Как только я услышал что дьявол начнет противиться мне, так во мне сразу же проснулся азарт воина. Дьявола я ненавидел и желание хоть в чем-то, но досадить ему – у меня всегда было сильным. И вот в тот день впервые я и решил всерьёз попробовать молиться полным текстом: «Богородице Дево, радуйся», тем более, что живя в почти полной беспопечительности и уединении, я мог позволить себе тратить на свои молитвенные эксперименты сколь угодно много времени. Но я тогда…. даже и отдаленно себе не представлял, через какой молитвенный ад мне предстояло пройти в ближайшие четыре с лишним месяца…

Помню как я спросил.

— А поскольку молитв надо мне читать в день? Как читать? И сколько времени читать?

Отец Николай подошел к своему столику-тумбочке, выдвинул ящичек, немного порылся в нем, достал белые деревянные четки (пятидесятку) с тёмными крестиками вместо больших бусин между десятками и протянул их мне.

— Вот, читай по пятьдесят пять молитв. Хоть на четку, хоть на крестик читай полный текст: «Богородице Дево». Если пройдешь с вниманием одну четку в день, то считай что для начала хорошо. Если будет получаться, то прибавь со временем еще одну четку. Стремись к 150. Если верить древнему преданию, то число 150 дала Сама Матерь Божия, чтобы люди читали так. Как читать ты теперь знаешь. Если демоны будут нагонять пустые мысли, забвение и сонливость, то ты не засчитывай косточку, даже если прочтешь сто раз, но помыслы отвлекутся. Бесы увидят что ты упорствуешь и потом уже они не станут тебе мешать, потому что чем больше они будут мешать, тем дольше ты будешь читать свою четку, а им это будет неприятно. Почитай хотя бы месяца два, чтобы ты мог понять что к чему, а потом, как захочешь, вернешься к молитве именем Иисуса. Иисусова молитва тоже сильна, но имя Иисуса, сокровенно присутствует и в молитве: «Богородице Дево» .

— Как это, имя Божие присутствует в молитве: «Богородице Дево»? — удивился я, ведь имя «Иисус» там нет.

— Но там есть слова: «Господь» , «плод чрева Твоего» и слово «Спаситель». Когда ты произносишь эти слова, то ты точно также как и в молитве Иисусовой, этими словами касаешься Самого Существа Сына Божия и получаешь от Него благословение

— Я все понял, — ответил я отцу Николаю, и взяв четки спросил. — Может мне сотку в монастыре купить? Она удобнее будет.

— Нет, возразил отец Николай. Молитва эта так трудна, что тебе, может, придется дочитывать свои пятьдесят молитв только уже ночью, держа руку с четками под одеялом. Сотка под одеялом путается, а пятидесятка нет. А если дойдешь до ста пятидесяти, то сам увидишь, пятидесятка — удобнее для счета.

На этом мы с отцом Николаем расстались и я две недели не приходил к нему, читал молитву: «Богородице Дево, радуйся» пытаясь опытом понять механику этой молитвы.

ГЛАВА ВТОРАЯ Первые два месяца с молитвой: «Богородице Дево, радуйся»

Помня слова отца Николая: «Ты должен изо дня в день гнать из себя любые мысли что не относятся к словам молитвы. Если же отвлекся, то не засчитывай такую молитву» я вынужден был в срочном порядке перестраивать чтение своего утреннего и вечернего молитвенного правила.

Если раньше у меня на (поверхностное, мало внимательное) чтение утренних и вечерних правил уходило от 20-ти минут, до получаса; то теперь, когда я не засчитывал молитву прочтенной до тех пор пока каждое слово молитвы не отзывалось в моем сознании с предельной ЯСНОСТЬЮ, я стал застревать на правиле по часу и более. Но при этом, с полным вниманием — я так ни разу и не мог прочесть весь текст, но доходил вначале лишь где-то до середины. Молиться мне стало МНОГО-МНОГО труднее чем прежде, как внутренне, так и по времени, но я не сдавался. Бывало, что: «Отче наш», «Царю Небесный» и прочие утренние и вечерние молитвы, я заставлял себя читать вместо одного раза (как это обычно делают большинство христиан) по десять, двадцать, а нередко и много более раз, изо всех сил стараясь достичь, по выражению отца Николая: «эффекта гвоздя». То есть, лишь когда я видел что КАЖДОЕ прочитанное мной слово молитвы отзывалось внутри моей души как «вбитый гвоздь», а ум и чувства мои, при чтении, не отвлекались, то лишь только тогда я решался переходить к следующей молитве. Иногда мне приходилось прерывать невнимательную молитву даже на полуслове, вновь и вновь возвращаться к началу худо прочтенной молитвы, и пытаться читать её снова и снова — и так, до тех пор, пока не я достигал того что молитва прочитывалась с предельным для меня вниманием и чувствами.

Около двух месяцев мне так и не удавалось полностью прочитать все своё утреннее и вечернее правило, но измучив себя изрядно и устав, я прочитывал (с вниманием) нередко, лишь менее половины. Неожиданно я открыл, что чем более легко и просто читается правило, тем МЕНЕЕ оно приносило пользе душе . А когда молитва идет на полном серьезе…, тогда эффект от чтения традиционных утренних и вечерних молитв был разительным! Душа после внимательного трудового прочтения — наполнялась живой устойчивой тишиной на весь день или на предстоявшую ночь…

Замечательные слова как-то сказал мне отец Николай: «Вот ты Сергий, много читал книг, а какую получил пользу…? Читай с вниманием 24 молитвы Иоанна Златоустого. Читай не один раз, а два-три раза и больше. Вдумывайся в каждое слово. Чувствуй что просишь. И сам поймёшь, что 24 молитвы Иоанна Златоустого, с легкостью могут заменить тебе все пять томов добротолюбия и вообще всю книжную мудрость вместе взятую. Запомни это. Ведь в этих 24-ех молитвах, есть всё что надо твоей душе на земле и в Вечности. В них заключен смысл всего. Трудность лишь в том чтобы ЯСНО донести до себя то что ты просишь» и он стал читать медленно, ясно и внятно :

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

2. Господи, избави мя вечных мук.

3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.

5. Господи, избави мя от всякаго искушения.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.

7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. .

8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. И далее, до конца…»

Да, конечно. Для человека не привыкшего трудиться над собой, прочесть с вниманием 24 молитвы, поначалу не всегда бывает просто, но каждодневный усиленный труд над собой — «стоит многих свеч» потому что только труд в молитве и над собой может сделать душу внимательно молящегося — истинно покойной и даже блаженной в нашем безумном мире.

Я проявлял упрямство и, наконец, настали дни когда я смог без особого насилия над собой с полным вниманием прочитывать любую из молитв своего правила. Потом (спустя полгода) наступил такой блаженный период когда стоило только мне взять в руки молитвослов, как мешающие помыслы тут же удалялись от меня все до единого. А через несколько лет предельно требовательного отношения к вниманию на молитве я уже с трудом представлял себе — как вообще могут возникать мешающие мысли на молитве? Ведь этого просто НЕ МОЖЕТ быть. Результат, после полугода внутренних жестоких мучений, превзошел все мои ожидания… ВСЕ, совершенно ВСЕ мешающие на молитве помыслы: лень, сонливость, усталость — перестали мучить мою душу, но как только я начинал читать любые молитвы, душа испытывала при чтении большую радость и покой. Какое-то время мне казалось что состояние предельного внимания к каждому слову молитвы, это уже и есть верх совершенства, но отец Николай открыл мне что есть молитвенные состояния более высокие и более простые чем внимательное чтение правила. Долго я шёл к пониманию что православная молитва это не просто повседневная скучная обязанность, но непредсказуемый , удивительно приятный для души, сильный красивый мир. Но до этой, скрытой от меня прежде, внутренней красоте молитв, мне предстояло весьма-весьма долго идти.

В первые недели моего молитвенного эксперимента, с едва-едва посильным напряжением души, мне начало таки удаваться прочитывать с полным вниманием одну четку, (55 полных молитв): «Богородице Дево, радуйся». Позже это сделалось для меня более простым. А в конце четвертого месяца, это стало не только простым и легким, но принесло долгожданный покой.

Но первые два месяца мне было, как и предсказывал отец Николай, весьма и весьма нелегко.

Во время чтения первой четки, на меня то и дело наваливалось: то физически ощутимое помрачение, то настолько плотное и сильное забвение; что ум мой напрочь лишался способности СЛЫШАТЬ смысл читаемого мною. Я читал слова молитвы раз за разом, но СОВЕРШЕННО НИЧЕГО не мог внутри себя услышать. А что казалось бы проще, просто слышать внутри себя то что читается в уме? То вдруг наваливался жар и тяжесть в теле, то возникало желание все бросить и начать жить проще, то есть «как все». То возникали навязчивые мысли о неких срочных делах или возникали иные препятствия для внимательного чтения молитвы. А какие срочные дела могут быть в полном уединении. Особенно трудным был жар в теле. Это был не простой жар, вроде повышенной температуры тела, но жар мистический, томящий не сколько тело, но самую душу. А однажды, когда я уже начинал подходить к трем чёткам внимательно прочтенных молитв (165): «Богородице Дево, радуйся» на меня вдруг неожиданно навалился дикий внутренний холод. Сознание помрачилось и мне стало так плохо, как не было никогда прежде. Потом меня начало трясти как в лихорадке, не смотря на то что на улице и в доме было тепло (стояла середина лета). Наконец, я взял градусник и решил измерить температуру тела. Стряхнул его, сунул его под мышку, но столбик не поднялся ни на одно деление. Я стряхнул столбик термометра до самого предела, то есть ниже 35 и вновь сунул его под мышку, но и в этом случае градусник не показал ничего. Очевидно, что в то время со мной происходило что-то необъяснимое, потому как температура тела была ниже 35.

Но самым трудным было то, что снаружи меня стал мрачнеть воздух и начало сильно напрягаться внешнее пространство. Я понимал что это демоны пытаются таким образом жестко запугать меня и заставить перестать читать внимательные 165 — (три четки) молитв: «Богородице Дево, радуйся».

Хоть я и встречался с демонскими страхованиями не впервые, но самые трудные времена и самые тяжелые внутренние томления я в своей жизни испытал именно в те четыре месяца когда осваивал внимательное чтение 165 молитв: «Богородице Дево, радуйся». Позже отец Николай объяснил мне как можно молиться несколькими видами молитв: «Богородице Дево, радуйся,» не меняя слов молитвы, но изменяя напряжение души на молитве. Как он меня учил: есть молитва строгая (по четке и счету), есть облегченная — без счета и без особого усилия к вниманию (это когда душа уже сильно устанет), есть благодатная и самодвижная (в этой молитве труд души уже почти совсем не требуется, но она идет сама) и есть духовная, это когда молитва: «Богородице Дево, радуйся,» читается почти без слов, но она наполняется теми чувствами что дает душе Бог Ангелам во время их славословия Матери Божией на Небе. Не стоит забывать, что славословие Матери Божией на Небесах происходит отнюдь не на русском языке, и не на одном из языков мира, но на языке ангелов в которых слова заменены их чувствами по действию Духа Бога. Так получилось что отец Николай открыл для меня горизонты монашеского молитвенного делания такие, о которых сам, я даже не посмел бы и догадываться, или же предполагать, что такое возможно для человека.

Вообще, мир молитвы — это мир бесконечного разнообразия и не менее бесконечных внутренних открытий для того кто любит и умеет молиться… Весьма и весьма ошибается тот кто тяготится молитвами и считает молитву делом скучным и малоинтересным.

С годами, я убедился что — скучно и неинтересно, это все то что находится вне молитвенного состояния души. Вот что по настоящему мрачно, скучно, надоедливо и неинтересно. Молитва же… это СВЕРХПРЕДЕЛЬНО интересно и увлекательно для того кто сумел войти в мир непрестанного чуда, с молитвенный Мир Бога, в действенное и живое общение со своим Творцом и Святыми.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ о духовных опасностях на молитве

— Какие опасности у меня могут быть на молитве? — спросил я у отца Николая.

— Спешка и небрежность, — быстро ответил отец Николай. — Никогда не спеши на молитве ради количества. Не гони одну молитву за другой. Такая молитва не принесет тебе пользы. Если не удержишь себя и позволишь себе спешить на молитве, то это сделает твою душу жесткой, наподобие фарисейской.

— Спешки на молитве мне избежать трудно, — честно признался я, — особенно если хочется прочесть задуманное число, а времени мало.

— Вслушивайся в КАЖДОЕ слово. Проговаривай КАЖДОЕ слово молитвы медленно , а количество это не так важно, — четко и внушительно сказал мне отец Николай, — но не вкладывай своих чувств в молитву, потому что все наше, человеческое, наполнено гордостью и Бог не примет это от тебя. Бойся своих сильных чувств на молитве и более всего остерегайся мысли что ты что даешь нечто полезное Богу или же другим. Слушай молитву в себе и старайся понять как молитва сама отразится внутри тебя. Не фантазируй на молитве, не представляй ничего, но слушай то что отзовется в твоих чувствах.

— Как это понять: «молитва сама отразится внутри тебя»?

— Тут тонкая грань, — отец Николай вздохнул, — нельзя давать волю своему воображению на молитве. Нельзя представлять себе каким может быть общение между нами и Святыми, и тем более между нами и Богом, но надо услышать то действие благодати в твоих чувствах и мыслях, которое произведет в тебе сама молитва.

— Понимаешь Сергей, молитва — это взаимопроникновение личностей .

— Я не могу это понять.

— Когда ты произносишь слова молитвы, то ты, по благодати Бога, касаешься существа того кому ты молишься, своего существа и существа того о ком, и о чем ты молишься. У нас со святыми разная очень природа, пойми. Это трудно вначале понять, потому что нам хочется чтобы наши отношения с Богом и святыми строились так как нам хочется. Но Бог не хочет чтобы было по нашему, но Он хочет чтобы было так, как нам будет лучше. Бог хочет изменить нашу природу, хочет сделать её покорной Его велениям, а нам это бывает трудно.

— Что бывает трудно? — опять не понял я.

— Нам бывает трудно понять насколько мы разные. Мы и святые — мы очень разные. Настолько разные что нам сложно понять их, сложно понять почему они так часто молчат в ответ на наши молитвы. Святые же, понимают нас, но молчат и ничего не делают в ответ, потому что не хотят чтобы все было так как нам кажется разумным.

— Тебе трудно понять, потому что в молитве ты даешь волю своим фантазиям и представлениям о Боге. Эти твои фантазии и представления о Боге — мешают тебе понять то, каким образом может действовать молитва на тебя.

— Опять, я почти ничего не могу понять из того о чем вы мне говорите, отец Николай…

Мне действительно сложно было понять его.

— Это все потому что у тебя мало опыта в строгой молитве. Ум человека это плохой художник, а ум Бога, который живет во святых, художник хороший. Нельзя давать нашему уму и нашим чувствам делать молитву . От нашей самодеятельности нам будет только хуже и хуже, но надо чтобы сама молитва направляла наш ум и наши чувства . Надо чтобы не наше воображение, но молитва очищала и изменяла наше всё. Когда же мы представляем себе, как мы можем хорошо очиститься, по нашему мнению, то этим мы сильно мешаем Богу делать Свое дело. Да, Сергей, мы можем сильно мешать Богу своими фантазиями и своей волей, не удивляйся этому. К тому же, к нашим представлениям о Боге, легко примешивает свое действие дьявол. Не думай что дьявол прост. Он хоть и падший, но в тысячу крат сильнее тебя.

— В чем он сильнее?

— Не спрашивай об этом меня. Это только Бог может открыть тебе самому, если ты будешь проливать кровь на молитве. А если сам ты будешь молиться расслабленно, то никакие слова мои тебе не помогут . Ты должен трудиться в молитве сам, а это тяжело.

— Это я уже понял. Но вы так и не пояснили мне что такое: «взаимопроникновение личностей» я совсем ничего не читал и не знаю об этом.

— Вот смотри. Ты такой какой ты есть и не можешь быть другим. Ты не можешь прийти к Богу лишь частью твоего разума, но приходишь весь, приходишь таким какой есть на самом деле, со всем своим прошлым, настоящим и даже будущим, и если в тебе будет хоть тень довольства собой, например, что ты хорошо молишься, то молитву твою Бог не примет вообще не одну… не примет до тех пор, пока ты не смиришь свой ум. Это и есть взаимопроникновение личностей. Когда ты молишься, то ты мистически входишь в существо Бога или же в существо того святого кому ты молишься и объединяешься с ним в духе, и поверь мне, ни Бог, ни святые, не примут тебя таким какой ты сейчас есть, но они пожелают изменить тебя и сделать подобными Себе. Другого пути приближения к Богу нет. Или ты станешь послушным и подобным Ему и Он примет тебя, или, оставшись при своих, ты будешь вне Царствия Его .

Я сидел потрясенный и задумавшийся. Было о чем размыслить. Ведь подобные рассуждения о молитве мне были незнакомы.

— Как действует молитва: «Богородице Дево, радуйся» ? — спросил я и мысленно выругал себя: «Надо же… осёл, не мог догадаться задать этот вопрос отцу Николая двумя месяцами раньше, гордая и самоуверенная душа!»

— Любая молитва действует ВСЕГДА по разному и в разное время она никогда не действует одинаково, это со временем ты сам ясно поймешь. Вот послушай первую часть этой молитвы: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою» тут ты касаешься существа Матери Божией и даже если ты молишься очень небрежно и плохо, все равно Она слышит тебя и будет желать изменить тебя.

— Она пожелает изменить тебя так, как ты не можешь себе это представить. Даже не пытайся представить то как изменит тебя молитва. Это никому и никогда невозможно представить. Наши представления о том как молитва может нас изменить в будущем — это все гордость. Можно сказать что молитва может сделать тебя спокойнее, но перед покоем может быть сильное волнение от страстей и от нападений дьявола. Тут нужно терпение. Если ты проявишь терпение, и если не будешь мешать Богородице менять себя своими гордыми и глупыми фантазиями на духовные темы, то ум твой станет, не сразу, но понемногу смиряться и в тебе начнет раскрываться сила слов молитвы.

— Что значит: «раскрываться сила слов молитвы»? — спросил я.

— Я тебе все сейчас объясню, не торопи меня, — сказал отец Николай мягко глядя на меня. — Когда ты говоришь слова: «благодатная Мария» то твоей душе, если только ты не станешь фантазировать что-то от себя, может быть будет дано почувствовать ту благодать что есть в самой Богородице, но не всю конечно, а лишь самую малую её часть, но тебе и этого хватит вполне.

Вот тут-то я и подумал… «так вот почему во время чтения этой молитвы у меня было такое чувство в теле и в душе, будто кто-то меня всего насквозь прожаривает как на сильном огне… очевидно, что усердствуя на молитве по четкам, я особо вызвал огонь благодати Матери Божией внутрь себя, а так как грехов и гордыни во мне было предостаточно, то я начал испытывать сильное, едва-едва выносимое мной жжение во всем своем теле и в душе, и от этого мне было весьма и весьма плохо. Трудно мне было при внимательном чтении этой молитвы, очень-очень трудно…

— Когда ты говоришь слова: «Господь с Тобою» то эти слова молитвы в разное время будут раскрываться внутри тебя тоже по разному. То тебе будет дано чувствовать блаженство Матери Божией, потому что с Ней Господь; то ты будешь чувствовать что Матерь Божия направляет твою жизнь, потому что Господь с Нею и в Ней; то ты будешь чувствовать как, силой Господа, Матерь Божия очищает твои грехи и направляет тебя к лучшему; то, при словах: «Господь с Тобою» и далее , ты будешь чувствовать тоже самое, что чувствует душа в молитве «Отче наш», когда читает слова: «Да святится имя Твое». В общем, всегда все будет по разному и никогда не будет завтра повторяться то что было сегодня и вчера. При этом ты должен помнить, что ни в коем случае нельзя вмешиваться своим разумом и своими гордыми чувствами в благодатное действие молитвы внутри тебя, потому что в этом будет твоя гордость. Помни что ты никогда не станешь хорошим художником для своей души, но до самой смерти твоей, тебе надо будет учиться смирять свой ум, печалиться о своих грехах и смирять все свои чувства, чтобы сила слов молитвы могла раскрываться в тебе без духовных препятствий перед Богом, с твоей стороны… Ты должен уметь слушать молитву, уметь вникать в её действие, но не должен ничего себе представлять или же выдумывать во время чтения молитвы. Понимаешь, о чем говорю тебе?

— Отчасти понимаю. Но не все мне ясно.

— Теперь дальше… «благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего» действие этих слов молитвы особое и очень сильное. Если в тебе раскроется полная сила этих слов, то ты увидишь, что эти слова смогут почти полностью очистить твою душу, сделать её молчаливее и даже могут ввести твою душу в Царстве Небесное еще прежде смерти твоего тела. Так велика сила этих слов. Но сила этих слов не раскроется в тебе если ты будешь думать что ты какой-либо особенный, что ты лучше других потому что много молишься. Если ты будешь правильно молиться, то молитва сделает так, что ум твой забудет обо всех, он перестанет сравнивать тебя с другими, но мысли твои умрут со временем. Не сразу умрут, но с годами. Они умрут полностью и это будет совершенно неизбежно. Ум твой замолчит от молитвы. Суета и все пустое, все это молитва к Богородице очистит. После чего твой ум станет как белый чистый лист бумаги на котором нет надписей. Безмолвие ума и чувств — вот что дает молитва и это неизбежность для всех кто с ежедневным покаянием молится в уединении.

— Почему именно безмолвие наступит в уме, а не что-либо иное? — спросил я.

— Потому что все мы, и я и ты, и вообще все люди на земле — мы все очень гордые. Когда молитва лишает нас гордости, то наш ум умолкает, со временем может умолкнуть даже слова молитвы, но Дух Божий начнет славить внутри тебя Матерь Божию и Святых уже без слов. У Бога, Сергий, другой язык и другое действие. У Него всегда и всё совсем не так как мы думаем, но во всём что делает Бог чувствуется власть и сила.

Некоторое время мы молчали.

Я чувствовал что отец Николай в силу своего преклонного возраста устал от долгого разговора со мной и я понимал что хоть мне и не хотелось, но мне надо было уже идти к себе в дом.

— Вот ты подумай… сможешь ли ты понять смысл и силу слова: «Господи» ?

— Думаю, что нет. Мне это не под силу, — честно признал я.

— Это оттого, — с неожиданной для меня убедительностью и силой сказал отец Николай, — что ты хочешь понять силу и смысл этого слова своим умом, а так делать нельзя. Это — неправильно.

— А как правильно? — удивленно спросил я.

— Правильно, с вниманием произнося это слово раз за разом в разных молитвах, научиться вслушиваться в то действие, которое производит это слово внутри тебя. Если так будешь поступать, то для тебя откроются тайные двери в уме и в чувствах, а потом неожиданно для тебя в тебе может открыться такая сила, о которой ты даже и мечтать не посмеешь, даже во сне. Бог велик и близок к каждому из нас и если бы мы только давали Богу возможность действовать внутри нас, то были бы святыми уже давно . Но нам этот путь: из года в год и из десятилетия в десятилетие в терпении слушать действие молитвы внутри себя, кажется трудным, долгим и скучным, от этого мы бесплодны. И тогда начинает действовать внутри нас самая худшая из всех бед. Мы начинаем себе фантазировать о том что мы знаем Бога. Начинаем, как нам думается, православно и правильно представлять себе что мы знаем когда и как, в каком случае поступит Бог с нами или же с другим кем…. и вот эти наши гордые фантазии о Боге, становятся непробиваемой каменной стеной между нашим умом и тем что Бог желал бы Сам нам сказать о Себе. Не думай, что Бог не хочет говорить с нами, Сергий. Он очень хочет говорить с каждым из нас, но умеем ли мы слушать Бога без наших глупых и пустых красочных фантазий о пути спасения? Вот в чем беда…

Я сидел потрясенный его словами и его обличением меня. Ведь я любил фантазировать о Боге, очень любил. Занимался этим двадцать лет и только сейчас понял, что это был неправильный и опасный для меня путь. Правильный путь, это надо было мне приводить мой ум к безмолвию действием терпеливой молитвы… вот, что было бы правильным, а не умничать мне о Боге того что я не знаю… никогда не умничать…, но только вот как этого достичь? Не терпением ли в молитве?

— Значит получается что я не смирил свой ум? — спросил я.

— Это трудно сынок. Смиривших свой ум мало на земле, их очень мало. Тот кто смирил свой ум — становится блаженным еще прежде смерти своего тела. Его покидают вообще все страсти этого мира и он уже здесь живет в Боге, в большом и живом Покое.

Я хотел было спросить: «что такое живой Покой?» но потом понял что время мое вышло и что пора мне уже идти к себе. Поэтому я не стал это у отца Николая спрашивать, но спросил последнее.

— А слова: «яко Спаса родила еси душ наших» как они могут действовать на меня?

— А вот иди и молись. Если будешь с терпением молиться, тогда со временем сам все узнаешь. Не все тебе полезно знать раньше срока. Ступай с Богом к себе.

На этом я хочу завершить свои краткие отрывочные воспоминания о отце Николае (имя изменено). Многое еще он говорил мне о молитве, о спасении души и особо о покаянии. Личное покаяние, о своих собственных грехах — это была самая любимая его тема. Он так часто говорил мне об этом и был так прост в быту, что возможно, именно поэтому (и еще по гордыне ума моего) я хотя и знал отца Николая почти четыре года, но понять то, до каких молитвенных высот он сумел дойти, я (лишь отчасти) смог только на последнем году его знакомства со мной. Такая вот окаменелая к Богу в те годы — была у меня душа.

Не исключаю, что мне довелось жить рядом со спрятавшимся от большого мира и от известности святым, но я же, по гордости своей — долгое время почитал его за нечто слишком простое и незначительное.

После того как я провел в молитве около трех месяцев в чтении полного текста молитвы по четкам: «Богородице Дево, радуйся,» отец Николай посоветовал мне разделять молитву на четыре части так:

Первая часть: «Богородице Дево, радуйся» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

Вторая часть: «Благодатная Мария, Господь с Тобою» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

Третья часть: «Благословенна Ты в Женах и благословен Плод чрева Твоего» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

Заключительная часть: «Яко Спаса родила еси душ наших» (обязательная остановка и прислушивание к себе)

После прочтения каждой из частей молитвы отец Николай настоятельно советовал мне немного останавливать чтение и прислушиваться к действию молитвы на чувства.

— Слова молитвы, это одно, а чувство молитвы, это совсем другое . Это чувство, не слова, но безмолвная сила действия слов молитвы. Если после того как ты прочтешь любую из частей молитвы ты ясно не почувствуешь силы действия слов молитвы, то продолжай медленно читать плохо прочтенную часть молитвы, раз за разом до тех пор, пока душа ясно не отзовется на слова. Когда душа отзовется на слова и ЯСНО почувствует что слова С СИЛОЙ отозвались в чувстве, тогда засчитывай молитву на четках.

Так молиться, как советовал мне отец Николай, весьма трудно и сложно, но сложно только лишь самое первое время, а потом душа (если не ленится, то) привыкает. Притом, у свойства души ясно отзываться на силу слов молитвы есть одна ярко выраженная особенность:

Если оставить чтение Богородичного правила хотя бы на один день или же начать читать это правило: небрежно, быстро и поверхностно (лишь бы успеть прочесть задуманное число), то тогда душа перестанет отзываться на слова молитвы и перестанет живо (и сильно) питаться энергией свыше. Легкое чтение молитвы обедняет душу, наводит на неё скуку и в конце концов душа начнет чувствовать внутри себя неприязнь к серьезной духовной жизни вообще.

Для того чтобы душа «разогрелась», перестала быть окаменелой и вновь оказалась способной «пить молитву как мед», надо с силой принуждать себя не давать на молитве внутри себя возникать ни одной посторонней мысли, и раз за разом пытаться достигать такого состояния когда в душе остаются: только СЛОВА молитвы, только их СМЫСЛ и ДЕЙСТВИЕ молитвы на чувства.

Правильная молитва, собственно, должна состоять ТОЛЬКО из этих трех составляющих:

1. Услышать слова молитвы в себе (и ничего постороннего) (по учению святых, если душа молящегося слышит слова молитвы, то и Бог слышит её).

2. Ясно осознать смысл всех слов (на это, при противлении демонов забвения внутри души, тоже иногда требуются значительные волевые усилия души, так что возникает такое чувство будто душа пытается пробиться внутри себя через некоторое отягощение и тяжкую противную, липкую тьму)

3. ( самое важное ) Ясно почувствовать силу и действие духа молитвы на свою душу, непрестанно памятуя о грехах своих .

Оценка 4.5 проголосовавших: 22
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here