Молитва буди имя господне

Советуем ознакомиться молитва буди имя господне с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва буди имя господне

План. Краткое содержание молитв о помиловании, выученных ранее. Иисус Христос – благодетель людей, прощение Им грешников на земле. Молитва Ему, ее название, значение и содержание. Причина наших несчастий; цель их; прославление Бога в несчастиях. История Иова; значение ее; молитва Иова; объяснение ее; вывод и результат терпения Иова.

З. Мы теперь знаем три такие молитвы, в которых просим Бога, чтобы Он нас помиловал. Первая молитва «Господи, помилуй», вторая – «Святый Боже…» и третья – «Пресвятая Троице…». Во всех этих молитвах мы молимся всем трем Лицам Святой Троицы. А вы знаете, что диавола одолел Иисус Христос. Когда Иисус Христос жил на земле, то Он много добра делал людям. Он слепых делал зрячими, хромых делал здоровыми, глухих – слышащими, грешным прощал грехи. Которое Лицо Святой Троицы Иисус Христос? Как называется второе Лицо Святой Троицы? Иисус Христос есть Бог Сын, или, можно сказать по-другому, Сын Божий. Он прощал людям грехи, когда жил на земле, поэтому люди молятся о прощении грехов не только всем трем Лицам Святой Троицы вместе, но и отдельно Господу Иисусу Христу, Сыну Божию. Молитва Иисусу Христу читается так: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Эта молитва называется Иисусовой молитвой. В ней мы называем имя Господа Иисуса Христа, Сына Божия, и просим, чтобы Он нас помиловал. Святые люди постоянно читали про себя эту молитву, и Господь всегда миловал их. Запомним и мы эту молитву и будем ее читать про себя как можно чаще.

Следует заучивание молитвы.

В молитве Иисусовой и в тех трех молитвах, которые мы читали сегодня, мы просим Бога, чтобы Он нас помиловал, не наказывал нас за наши грехи. Но бывает так, что Господь нас наказывает. Вы знаете, что иногда люди хворают, разоряются от пожаров, беднеют от неурожая или от воров, терпят обиды от людей. Когда с человеком случится какая-нибудь беда, это значит, что Господь наказал человека за грехи, чтобы человек одумался и перестал грешить. Мы Бога не слушаемся, не делаем того, что Он нам велит, пока у нас все идет хорошо. Если человек всю жизнь будет грешить, то он сделается совсем плохим. Когда грешник умрет, то будет мучиться без конца. Бог любит людей, не хочет, чтобы они погибали, и посылает на человека беду, чтобы он одумался и перестал грешить.

Чего мы просим у Бога в молитвах Господи, помилуй, Святый Боже?… Всегда ли Бог нас прощает? Что бывает с людьми, когда Бог наказывает людей?

Во всякой беде мы виноваты сами, а Бог посылает нам горе потому, что Он нас любит и хочет нам добра. Поэтому мы должны терпеть горе с радостью и хвалить или прославлять Бога. Как нужно терпеть беду, нам показал один праведный человек.

Давно жил на свете праведный Иов. Иов был человек богатый; у него было в семье семь сыновей и три дочери. Один раз Иов сидел дома. Вдруг прибежал к нему работник. Работник сказал Иову: «Мы пахали в поле, и там на нас напали враги; всех работников перебили, а скотину угнали». Не успел договорить работник, как бежит другой и говорит: «На твоих овец упал с неба огонь и спалил их вместе с пастухами». Только это сказал второй работник, как прибежал третий и говорит: «Мы пасли твоих верблюдов, как на нас напали враги, пастухов перебили, а скотину угнали». Только это сказал третий, как прибежал четвертый работник и говорит: «Все твои сыновья и дочери были в гостях у старшего брата. Вдруг подул сильный ветер; дом упал и всех придавил до смерти». Сразу на праведного Иова напало много бед. Был он богатый и в один день обеднел; была у него большая семья, и вдруг не стало никого. Но Иов не стал жаловаться на Бога, а сказал: «Верно, так Богу угодно, чтобы у меня ничего не осталось. За все нужно хвалить имя Господне»[1].

Бог знал, что Иов праведный, и показал на Иове всем людям, как нужно терпеть горе.

Кто виноват во всяком нашем горе? Почему Бог посылает нам несчастье? Чего хочет Он сделать, когда посылает нам горе? Как мы должны терпеть горе? Что должны тогда говорить о Боге? Какой был человек Иов? Чем он был богат? Зачем Бог послал горе ему? Что случилось с Иовом? Что сказал первый работник? Что – второй? третий и четвертый? Что сказал Иов?

Слова Иова: «…нужно хвалить имя Господне» сделались молитвой. По-славянски она читается так: Буди имя Господне благословено от ныне и до века. Как сказать по-русски слова: Будиблагословено, вы уже слышали, а слово от ныне или ныне значит «теперь». Что значит от ныне? До века – иначе можно сказать – «вечно». А что значит «вечно», вы уже знаете. Нужно хвалить имя Господне и теперь, и после, без конца. По-славянски это говорится: Буди

Молитесь, дети, и Святой Троице, и Иисусу Христу, чтобы Бог нас не наказывал за грехи, а если Господь накажет вас чем-нибудь, то прославляйте и в горе имя Господне.

Господь нас наказывает потому, что хочет нам добра. Горе терпеть тяжело, но Бог после даст счастье. Про праведного Иова я вам скажу, что после несчастья Бог опять дал ему еще больше богатства. Опять у Иова родилось семь сыновей и три дочери. Иов в горе хвалил Бога, и Бог дал ему счастье. Так и каждому человеку после горя Бог дает радость, если человек терпит горе и не ропщет.

Молитва буди имя господне

Переводы Богослужебных книг

МЕЖДОЧАСИЕ ДЕВЯТОГО ЧАСА

Приидите, поклонимся, трижды.

После молитвы св. Ефрема Сирина в конце 9 часа: Придите, поклонимся: (3) И три поклона.

Псалом 112:

Х валите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Буди имя Господне благословенно отныне и до века. От восток солнца до запад хвально имя Господне. Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его. Кто яко Господь Бог наш? На высоких живый и на смиренныя призираяй на небеси и на земли, воздвизаяй от земли нища и от гноища возвышаяй убога, посадити eго с князи, с князи людей своих, вселяя неплодовь в дом матерь о чадех веселящуся.

Псалом 112

Х валите, отроки, Господа, хвалите имя Господне! Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. От востока солнца до запада восхваляют имя Господне. Высок во всех народах Господь, выше небес слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, на высотах живущий и дольнее озирающий, на небе и на земле? Поднимает Он с земли нищего и из грязи возвышает бедного, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Своего; поселяет неплодную в дом матерью, о детях веселящеюся.

Псалом 137:

Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред Ангелы воспою Тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих. Поклонюся ко храму святому Твоему и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей, яко возвеличил еси над всем имя Твое святое. Воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою Твоею. Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих, и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня, яко Высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя. Господи, милость Твоя во век, дел руку Твоею не презри.

Псалом 137

Я прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелами воспою Тебе, ибо Ты услышал все слова уст моих. Поклонюсь ко храму святому Твоему и прославлю имя Твоё за милость Твою и истину Твою, ибо возвеличил Ты над всем имя Твоё святое. В день, когда я призову Тебя, скоро услышь меня: попечение обо мне Ты умножишь, о душе моей – силою Твоею. Да прославят Тебя, Господи, все цари земные, ибо услышали они все слова уст Твоих, и да воспоют на путях Господних, ибо велика слава Господня, ибо высок Господь, и дольнее озирает, и высокое издали знает. Если я пойду посреди скорби, Ты оживишь меня, на гнев врагов моих простёр Ты руку Твою, и спасла меня десница Твоя. Господь воздаст за меня. Господи, милость Твоя вовек, дел рук Твоих не презри.

Псалом 139:

Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.

Псалом 139

Спаси меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня: они замыслили неправду в сердце, целый день готовились к битвам; заострили язык свой, как у змеи, яд аспидов во устах их. Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей неправедных избавь меня, которые задумали поколебать стопы мои. Скрыли гордые сеть для меня, и верви натянули, силки ногам моим; преткновения на пути положили мне. Я сказал Господу: “Бог мой – Ты; услышь, Господи, глас моления моего!” Господи, Господи, сила спасения моего, Ты осенил над головою моею в день битвы. Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься. Главное для круга их – труд уст их – покроет их; падут на них угли огненные, Ты низвергнешь их в мучениях, и не устоят. Муж злоязычный не преуспеет на земле, мужа неправедного зло уловит в погибель. Я познал, что совершит Господь суд нищим и тяжбу бедных. Так, праведные прославят имя Твоё, и прямодушные поселятся пред лицом Твоим.

Слава, и ныне: Трисвятое. По Отче наш:

Слава, и ныне: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Тропари сия, глас 8:

Просветивый земныя Крестом, / и призвавый в покаяние грешныя, / да не отлучиши мене стада Твоего, Пастырю добрый, / но взыщи мя, Владыко, заблуждшаго, / и святому стаду Твоему сопричти, / яко Един Милостив и Человеколюбец.

Тропари, глас 8

Просветивший все земное Крестом / и призвавший грешных к покаянию! / Не отдели меня от стада Твоего, Пастырь добрый, / но оживи меня, Владыка, заблуждающегося, / и к святому стаду Твоему сопричисли, / как Единый Милостивый и Человеколюбец.

Слава: Яко разбойник исповедаяйся вопию Ти, Блаже: / во Царствии Твоем помяни мя, Господи, и с ним мя сочетай, / волею страдати о нас изволивый.

Слава: Как разбойник исповедуя, / я взываю к Тебе, Благому: / “В Царстве Твоем вспомни меня, Господи!” / И Ты сопричисли меня с ним, / добровольно страдания за нас принявший.

И ныне: Нас ради Распятаго / приидите вси воспоим, / Того бо виде Мария на древе, и глаголаше: / аще и распятие терпиши, / Ты еси Сын и Бог Мой.

И ныне: Придите все, Распятого за нас воспоем. / Ибо Мария увидела Его на Древе и восклицала: / “Хотя Ты и распятие претерпеваешь, / Ты – Сын и Бог мой”.

Господи, помилуй, 40. Слава, и ныне:

Господи, помилуй. (40) Слава, и ныне:

Честнейшую Херувим / и славнейшую без сравнения Серафим, / без истления Бога Слова рождшую, / сущую Богородицу, Тя величаем.

Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Именем Господним благослови, отче.

Иерей: Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Священник: По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Посем поклоны великия три, глаголюще в них на коемждо поклоне молитву преподобнаго Ефрема:

И молитва св. Ефрема Сирина с великими поклонами:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон великий.

Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон великий.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон великий.

Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон)

Таже малых поклонов 12, глаголюще себе втай на кийждо поклон: Боже, очисти мя, грешнаго.

Также 12 малых поклонов с молитвой:

Боже, очисти меня, грешного.

И паки, скончав поклоны, глаголем молитву всю вышеписанную: Господи и Владыко живота моего: И поклон един великий.

И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон.

Таже молитву Великаго Василия:

Молитва святого Василия Великого

Владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш, долготерпевый о наших согрешениих и даже до нынешняго часа приведый нас, воньже, на Животворящем Древе вися, благоразумному разбойнику иже в рай путесотворил еси вход и смертию смерть разрушил еси: очисти нас, грешных и недостойных раб Твоих, согрешихом бо и беззаконновахом и несмы достойни возвести очеса наша и воззрети на высоту Небесную, зане оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших. Но молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас Имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши, изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам грехи наша, и умертви плотское наше мудрование, да, ветхаго отложивше человека, в новаго облецемся и Тебе поживем, нашему Владыце и Благодетелю. И тако, Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси воистинну истинное веселие и радость любящих Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Владыка Господи, Иисусе Христе, Боже наш, долготерпеливый к нашим согрешениям и даже до нынешнего часа доведший нас, когда Ты, вися на животворящем Древе благоразумному разбойнику открыл путь ко входу в рай и смертью уничтожил смерть. Будь милостив к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и совершили беззаконие и не достойны поднять глаза наши и посмотреть на высоту небесную, ибо мы оставили путь правды Твоей и стали ходить по желаниям сердец наших. Но умоляем Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по множеству милости Твоей и спаси нас ради имени Твоего святого, ибо оскудели в суете дни наши. Избавь нас из руки противника, и прости нам согрешения наши, и умертви наши плотские помышления, чтобы сложив с себя ветхого человека, мы облеклись в нового и стали жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И так, следуя Твоим повелениям, достигли места вечного покоя, где всех веселящихся жилище. Ибо Ты – действительно истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Лик: Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови.

Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй. (3) Благослови.

И начинаем Изобразительные или совершаем отпуст.

(c) Переводы Св. Писания и Богослужебных текстов: о. Амвросий (Тимрот).

При любом использовании материалов сайта, ссылка на автора обязательна.

Молитва заамвонная

(стоя пред амвоном): Благославляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века.(Трижды)

Молитва перед потреблением Святых Даров

(в алтаре): Исполнение закона и пророков, Сам сый, Христе, Боже наш, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Благословлю Господа на всякое время, / выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, / да услышат кротции, и возвеселятся/ Возвеличите Господа со мною, / и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, / и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, / и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, /и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, / и избавит их. Вкусите, и видите, яко благ Господь:/ блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, / яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша:/ взыскающии же Господа не лишатся всякого блага. Приидите, чада, послушайте мене, / страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, / любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, / и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, / взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, / и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, / еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, / и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, / и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, / и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, / ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, / и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, / и не прегрешат вси уповающии на Него.

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослави.

произносит отпуст (в воскресенье): Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго (или: св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ И Человеколюбец.

послушать

Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом народ и сам поцеловав крест, дает его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы; затем священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются.

Великий Новгород, ул. Нехинская, д.8, тел. (8162) 60-60-06

Републикация текстов, фотографий и другой информации разрешена только с письменного разрешения авторов.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Материалы, помеченные значком , публикуются на правах рекламы.

БУДИ ИМЯ ГОСПОДНЕ БЛАГОСЛОВЕННО

В соответствии с литургией, из которой она родилась, великая вечерня оканчивается тройным молитвословием, состоящим из псалмического стиха, псалма и священнического благословения и имеющим одну тему — благословение. Стих «Буди имя Господне…» из Пс. 112, 3 (ср. Иов. 1, 21) соответствует благословению имени Божия в начале каждой службы и напоминает о том, что с окончанием дня не окончится прославление Божие, а продлится навек, ближайшим образом на предстоящую ночь (почему на вечерне без бдения стих не положен). Таким образом, вместе со следующим псалмом 33-м «Благословлю Господа на всякое время» этот стих является очень искусным переходом к утрене. Заключая восторженное благодарение Давида Богу за избавление от близкой опасности (при одном из обстоятельств Саулова гонения), пс. 33 изображает все блага полной надежды на Бога, приглашая прямо вкусить этой благости, чтобы убедиться в ней, и особенно этим выражением подходит к настоящему моменту. Из псалма, положенного за литургией в полном виде, здесь произносится только половина (из 22 стихов — 11, до «не лишатся… блага»), более поэтическая часть псалма, который далее переходит в нравоучение. Притом 11 ст., коим заканчивается здесь псалом: «Богатии обнищаша и взалкаша…» подходит к предстоящему ядению. На благословение Бога нами в стихе «Буди имя» и псалме 33 Бог отвечает Своим благословением чрез священника. Это столь естественное и необходимое в конце службы благословение преподается не обычною формулою «Мир всем», а с тою полнотою (обилием) и определенностью, как на литургии: «Благословение Господне на вас Того благодатию (не общее благословение только по человеколюбию, но благодатное по силе искупления и таинств) и человеколюбием всегда, (частнее:) ныне и присно…».

«Благословение» Господа, соответствующее стиху «Буди имя Господне», было в конце почти всех литургий. Так, на коптской литургии Василия Великого 2-ой ред. пред самым приобщением священник говорит: «Благословен Господь во веки, аминь», по 1-й ред.: «Благословен Господь Иисус Христос, Сын Божий, и Дух Святый, аминь»; на лит. ап. Петра по причащении: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков»; по древнейшему списку лит. ап. Иакова (Messanensis X в.), пред причащением мирян: «Благословенно имя Господа Бога нашего». По позднейшим спискам той же литургии (Rossanensis XI в. и дальнейшие), положен уже и стих «Буди имя». Он же положен в конце литургии ап. Марка, римской при епископском служении (входя здесь в состав торжественного последнего благословения народа), в начале миланской и лионской, в благословении новопоставленным папой народа [[534]] и в протестантском богослужении (см. ниже, протест. вечерня). — Пс. 33 положен на литургии Апостольских Постановлений [[535]] во время причащения, ст. 9 его («Вкусите и видите…») — причастен на лит. ап. Иакова. — Благословение священника в конце службы считалось всегда необходимою принадлежностью службы. В IV-V вв. по местам такое благословение преподавалось чрез руковозложение епископа (Вступ. гл., с. 136, 141, 142), для чего все преклоняли голову, и епископ читал особую молитву, соответствующую нынешним молитвам главопреклонения. С умножением молящихся в храмах особое благословение каждого пришлось заменить общим благословением всех. На Западе оно считалось не менее, если не более, необходимой принадлежностью каждой службы, и особенно вечерни, чем на Востоке. Собор Agathensis 506 г. пр. 30 требует, «чтобы народ по окончании молитвы к вечеру отпускался епископом с благословением». В жизни Цезария, еп. Арльского († 542 г.), рассказывается, что «было заведено, чтобы в известное время выходили ему навстречу четыре человека; с ними он шел к вечерне в базилику св. Стефана, так как по окончании вечерни давал благословение народу» [[536]]. Благословение в конце служб сохранили даже протестанты всех исповеданий и сект, не только англикане, но и лютеране, реформаторы, пресвитериане, ирвингиане, анабаптисты, гернгутеры.

Это трехсоставное заключительное молитвословие вечерни совершается со следующими особенностями. «Буди имя Господне» поется («поем») на 4-й глас, обычный глас праздничных прокимнов, соответствующий притом гласу отпустительного тропаря для воскресенья. Как прокимен, которым он как бы и служит для псалма 33-го (соответствует антифону в западном богослужении), этот стих поется трижды, конечно попеременно, ликами. "Таже псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время» и глаголем его до «не лишатся всякаго блага»" — выражение неопределенное, которое можно понимать и в смысле пения псалма, и в смысле чтения: пение требуется как торжественностью момента, так и аналогией всех остальных псалмов вечерни, которые все требуется петь (обычно псалом читается). «Иерей же шед станет пред царскими враты, зря к западом», к народу — в целях преподания ему благословения. «И по скончании псалма глаголет: Благословение Господне на вас… И чтец — аминь». «Аминь» назначено произносить чтецу, так как непосредственно полагается чтение (из Апостола) (где последнее опускается, там аминь поется).

"«Благословлю Господа…» до «не лишатся»; свящ. становится пред св. дверями, обращается и говорит: «Благословение Господне на вас…» и сразу бывает чтение".

Греч. и слав. ркп. и греч. печ. изд.:

«и по аминь говорим 33 пс. (ркп.: + «до половины»), Благословлю Господа на всякое время до слова не лишатся (ркп. + Слава и ныне)» и далее, как ныне, но вместо «глаголет» греч.: "молится (έπεύχετοα): «Благословение Господне — веков» и тотчас чтение".

«Чин» патр. Филофея:

«когда говорится от братий Благословлю Господа входит иерей с диаконом во святой алтарь (βήμα); говорят же псалом братия до не лишатся; иерей же внутри святой алтаря возглашает: Благословение Господне — веков. И так разоблачаются свящ. одежд и выходят».

Таким образом, стиха «Буди имя» не было положено.

Служебники Моск. 1602 г. после текста молитвы благословения (с «аминь»):

«посем поем: Буди имя — 3 на гл. 4, таже пс. 33 Благословлю Господа — глаголем его до не лишатся»,

далее как ныне, но вместо «на вас» — «на всех вас» и с «аминь», произносимым иереем.

Служ. Петра Могилы 1629 г.:

«Лик аминь и абие Буди имя 3 и пс. Благословлю Господа до не лишатся; иерей же стоя пред св. враты, ожидает совершения псалма; по свершении же глаголет: Благословение Господне — Чтец же изрек аминь…».

Так же Моск. 1647 г., но о «Буди» — «на гл. 4», о псалме «глаголем», «станет в царьских дверех», «на всех вас».

«и по амине абие Буди имя 3 и глаголем Благословлю Господа — даже до — свящ. же отшед стоит пред св. дверьми зря к западу, по исполнении же пс. молится свящ. глаголя: Благословение — веков и бывает отпуст».

Старообр. устав как наш, только о Буди имя, как и пс. 33 — «глаголем» с указанием гласа и «Благословение Господне на всех вас» [[537]].

По нынешнему Константинопольскому чину

после отпустительного тропаря — диакон: «Господу помолимся», лик: «Господи помилуй»; архиерей или иерей с солеи благословляет народ, возглашая: «Благословение Господне и милость да приидет на вас Его благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков» [[538]].

В нынешнем греч. Евхологии то же — но без «Господу помолимся», «Господи помилуй» [[539]].

Теперь вводится в состав бдения новый элемент богослужения — чтение (άνάγνωσις). Такое чтение совершается на воскресном бдении 7 раз, а на праздничном 6: после вечерни, после 1 и 2 кафизм, по полиелее, по 3 и 6 песнях канона и после утрени, последнее только в воскресенье. Имея целью наставление и назидание молящихся, эти чтения служат вместе с тем для освежения внимания и отдыхом для тела, так как они выслушиваются сидя. Они разнообразного содержания: тогда как первое, на воскресном бдении, берется из Св. Писания, четыре следующие берутся из святоотеческих бесед на Новый Завет, шестое из житий святых, седьмое нравоучительно-аскетическое — «Оглашения» прп. Феодора Студита. Следовательно, самое важное из этих чтений — первое, которое посему называется «чтение великое» , хотя оно по объему менее всех остальных. Из Св. Писания для настоящего чтения берется та часть его, которая, будучи важнейшей и полезнейшей для христианина, редко кому знакома с желательной полнотой, именно Деяния, Послания апостольские и Апокалипсис, т. е. весь Новый Завет, исключая Евангелие, которое, кроме большей или меньшей известности каждому, неудобно было бы слушать сидя и с нужной для отдыха свободой (слушать его мы должны «прости»). Для каждого чтения придется 4–5 глав. Деяния апостольские требуется читать только в Пятидесятницу; о посланиях же в Неделю Всех святых указано, чтобы чтение их начиналось в эту Неделю с соборного послания ап. Иакова, следовательно, они читаются в порядке Библии, оканчивая Апокалипсисом (в Великий пост) [[540]]. В Неделю ваий и сырную — другие чтения, как и при совпадении двунадесятых праздников. В Неделю пред Рождеством Христовым указано «чтение в толкованиях апостольских».

Обычай прочитывать на службах сряду все Св. Писание, по крайней мере Нового Завета, ведет свое начало с древнейших времен Церкви и заимствован ею еще у синагоги, где к чтению почти исключительно сводится все богослужение. В века I–VI не делалось разницы между чтением тех или других отделов Св. Писания по важности, и каждое чтение, исключая разве Евангелие, выслушивалось сидя; с IV в. стали избирать для чтений более краткие и подходящие ко дню отделы, сообщая чтению их торжественную обстановку. Благодаря этому многие части, особенно Ветхого Завета, за недостатком времени оставлялись без прочтения на службах. Подвижники вернули Церковь в этом отношении к прежней практике: лишенные храмовых служб, они заменяли их пением Псалтири и чтением подряд всего Писания, прочитывая за раз целые большие книги, как например Исаию и Послание к Римлянам. С основанием первых монастырей в тех из них, которые следовали чину соборно-приходской службы (монастыри Палестины и Сирии), подле традиционных кратких и приноровленных ко дню чтений, старались, подражая практике подвижников, вести и сплошное чтение Библии большими отделами, целыми посланиями, например на Синае (см. Вступ. гл., с. 59–61, 104, 105, 161, 167, 189–191, 295). В древнезападном богослужении чтению отводилось едва ли не более еще места, чем на Востоке: там ни одна из служб не лишена была по крайней мере краткого чтения из Нового Завета под именем capitulum, capitellum, а на утрене чтение занимало столько же места, сколько и пение Псалтири; кроме того, чтению отводили две особые службы, одна после 1 или 3 часа под именем capitulum, другая после вечерни пред повечерием — collatio [[541]] (Вступ. гл., с. 304–307, 309–319); последнее, очевидно, вполне отвечает по месту рассматриваемому чтению нашей вечерни, но предметом его служили святоотеческие беседы.

О чине настоящего чтения Типикон говорит:

«Чтец — Аминь (после «Благословение Господне…») и глаголет начало чтения. И священник: Молитвами св. отец наших. И извлачаются священник и диакон священных одежд и исходят. И тако сядут вси кождо на своих местех».

Под «началом чтения», которое произносится чтецом до возгласа священника «Молитвами св. отец», разумеется, очевидно, заглавие читаемой книги, в форме, например: «Деяний св. апостол чтение» или «Соборнаго послания Петрова чтение» (как на паремиях). Возглас священника хорошо напоминает о том, что практика этого чтения восходит к свв. подвижникам. Само собою разумеется, и так говорит редко где, впрочем, соблюдающаяся практика этих чтений (в России — в Соловецком мон., на Валааме и еще в неск. мон.), что чтение это должно совершаться не нараспев, как Апостол и Евангелие, а обыкновенным, разговорным даже, языком, с необходимыми интонациями: оно заменяет собою беседу, поучение. Чтец стоит обратившись или полуобратившись к народу.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here