Молитва на слихот

Советуем ознакомиться молитва на слихот с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва на слихот

Прошу указать, какие псалмы и отрывки из Торы составляют текст слихот.

С уважением, Илья Элиович

Селихот – текст особой молитвы, которую читают перед утренней молитвой – чтобы вызвать в «высших духовных мирах» дополнительное снисхождение к еврейскому народу вообще и к данной общине, в частности.

Селихот читают в период траурных дней в память о разрушенном Иерусалиме и в другие «дни переживаний и тревоги.

Тексты селихот имеют много общего, но отличаются друг от друга – в зависимости от того, по какому именно поводу они произносятся.

Среди всех выделяется текст селихот, которые начинают читать перед Рош а-Шана и читают – до утра перед Йом Кипуром.

Слово селихот – форма множественного числа от слова селиха (ударение на последнем слоге), которое означает – «признание ошибки и просьба о прощении».

В дни, связанные с Рош а-Шана и Йом Кипуром текст селихот имеет следующую структуру:

1. «Ашрей» – фразы из книги Теилим (гл. 84, ст. 5; гл. 144, ст. 15 и глава – псалом – 145, полностью).

2. Небольшая поэтическая элегия (см. ниже).

3. Отрывок из Торы (о великой милости Всевышнего) – Шемот, гл. 34, ст. 5-7 (этот отрывок повторяется несколько раз, после каждого чтения дополнительных элегий).

4. «Видуй» – подробное перечисление ошибочного поведения человека (общий список, не индивидуальный, ибо все евреи – в ответе перед Небом друг за друга).

5. Перечисление описанных в Танахе событий – когда Всевышний спасал от великой беды или смерти.

Такова структура в целом, без некоторых деталей.

Следует отметить, что элегии, упомянутые в п. 2, написаны великими Учителями эпохи Талмуда (2-6 вв.) и более позднего времени. Назовем некоторых из них. Это – Раши ( раби Шломо бен Ицхак – величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век ), рав Саадия Гаон (10-й век), рав Шломо ибн-Гевироль (Испания, 11-й век).

Сефардские евреи читают селихот, начиная со второго дна месяца Элуль и до Йом Кипура.У них текст селихот не меняется.

Ашкеназские евреи начинают читать селихот позднее – как правило, в субботу вечером (моцаей шаббат), перед началом недели, на которой празднуют Рош а-Шана .

В этом году (2004 г.) ашкеназские евреи начинают читать слихот вечером 11-го сентября.

При этом, каждый день некоторые элегии заменяются на другие, но начало и конец молитв остаются неизменными.

Утром перед Рош а-Шана текст селихот – особенно длинный, а утром перед Йом Кипуром – короткий.

Молитвы Слихот – покаяние в поэзии

0 Dislike Created using Figma

С давних времён евреи пытались найти подходящее место для молитвы посреди всех своих повседневных забот. Молитва помогала создать надёжную связь со Вс-шним, обрести надежду на лучшую жизнь и быть уверенным в своём будущем. Особенно трепетно евреи относятся к молитве в осенние праздники – Рош а-Шана и Йом Киппур. Согласно еврейской традиции, в эти дни решалась вся судьба человека на будущий год, а для этого необходимо себя подготовить и как бы дать отчёт самому себе за прошедший год, попросить прощение у другого, раскаяться перед Вс-шним за «плохое поведение» Словом, до осенних праздников евреями был дан период около месяца для подобного самоотчёта, совмещённого с раскаянием и вообще с особым поведением, направленным на некое понимание грядущего суда в Йом Кипаур. Следует также добавить традиционное мнение о молитве Моше в течение 40 дней о прощении своего народа за грех золотого тельца и дополнительные 40 дней о даровании вторых Скрижалей, которые заменив Первые, навсегда стёрли бы с лица народа выполненное им преступление. Здесь можно привести множество других факторов, но главная цель была направлена на то, что месяц перед еврейским новым годом (Рош а-Шана) был предопределён как месяц самоотчёта в совершённых ошибках и преступлениях за прошедший год, и, соответственно, исправлении их.

Для евреев наилучшим временем для настоящей молитвы всегда была ночь, точнее её предрассветная часть. Об этом говорят множество отрывков из книги Тегилим. Согласно традиции, это было время, когда больше проявляется б-жественное милосердие в отличие от б-жественной строгости, чьё время приходится на вторую половину светового дня и сам заход солнца. В это время евреи могли просить своего Небесного Отца о даровании всевозможных благ, прощении, а главное – раскаяния в совершённых прегрешениях. У евреев сложился обычай полуночного бдения «Тикун Хацот», когда они в полночь собирались в синагогах и читали особые отрывки до утра, а затем молились. Подобное бдение было сильно действующим для многих отчаявшихся евреев и вселяло в их сердца большой оптимизм.

Таким образом, исторически и традиционно сложилось, что еврейские общины на протяжение столетий выделили последний месяц в особый период, посвящённый внутреннему самоотчёту и раскаянию, снабдив его по этой причине дополнительной литургией в молитвах и повседневной жизни.

Прежде всего, следует отметить, что центральное место в этот период занимают молитвы «Слихот» – молитвы покаяния и прощения. Это целый комплекс различных молитв и элегий, написанных в уникальной поэтической форме, в виде акростиха или просто используя рефрены для более мягкого восприятия покаянной молитвы. Их написали выдающиеся авторы: Раши, Ибн Эзра, Ибн Гебироль и другие. Помимо глубокого философского смысла, эти пропитанных чувственной силой и небывалой литературной мощью слова смогли в действительности отразить суть покаяния. Однако большинству еврейского населения такие красочно изощрённые слова было просто не по силам понять.

Традиция чтения Слихот отличается в различных общинах. В сефардских общинах согласно кодексу Шулхан Арух, их начинали читать со второго числа месяца элул и заканчивали чтение перед Днём Искупления («Йом Киппур»). В ашкеназских общинах, по мнению Рамо, их начинали читать в последнее или предпоследнее воскресенье перед Новым Годом («Рош а-Шана») и заканчивали в пост Гедальи. Если Рош а-Шана выпадает на первую половину недели, тогда их начинали читать на одно воскресенье раньше, а если выпал на вторую половину (есть четыре дня для их чтения), тогда начинают читать в последнее воскресенье уходящего года.

Молитвы покаяния Слихот принято читать перед ежедневной утренней молитвой, но у хасидов Хабад принято первый раз начинать читать после полуночи на исходе субботы. Особо длинная молитва приходится на канун праздника Рош а-Шана. Есть общины, которые намеренно отдвигают время молитвы, чтобы оставить место и прочесть покаянные молитвы раньше. В некоторых восточных общинах молитвы Слихот начинают читать с 15 числа месяца элула, а не с начала месяца.

Текст Слихот у ашкеназов и сефардов различается. У ашкеназов сохраняется постоянная форма тринадцати качеств Б-жественного милосердия, исповедальных молитв и поэтических составляющих в то время, как у сефардов выведен каждодневный монолитный вариант. В любом случае, как у сефардов, так и у ашкеназов, существуют свои вариации.

Молитвы Слихот имеют статус обычной литургической службы. В них даже присутствуют повседневные отрывки, которые встречаются в ежедневных молитвах. Например, «Ашрей» (Счастливы..), Кадиш и т.д.

Одним словом, покаянные молитвы Слихот стали серьёзной вехой, как в развитии литературной и философской деятельности еврейской мысли, так и в повседневном отношении евреев между собой в общем ракурсе раскаяния, присущего последним дням уходящего года.

Комментарии

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Слихот 2015

молитва о прощении за грехи перед ближним.

Мне, как человеку, прожившему десятки лет на окраине «советской империи», пришлось после распада СССР восполнить отсутствие литературы о еврейской истории, традициях, праздниках, об их значении и истинном смысле. Вырвавшись за «железный занавес», я, подобно голодному зверю, набросилась на хлынувший поток «самиздата», читая всё подряд. В мой город стали приезжать различные «учителя», они привозили «настоящие» книги, а я ещё не научилась разбираться в течениях иудаизма и в их представителях, поэтому верила каждому из них. Они приезжали из стран, в которых они могли открыто соблюдать обычаи, многие с детства учились в религиозных ешивах, а теперь получили огромный «рынок сбыта» литературы и возможность донести нам свои знания.

Ищу ответа

Надо отметить, что мы, воспитанные на атеистических идеях марксизма-ленинизма, хотя и не воспринимали их серьёзно, а, может быть, благодаря критическому отношению к ним, сейчас задаёмся вопросами, ищем ответы и пытаемся отделять правду ото лжи, искренность от лицемерия. Поэтому у нас возникла необходимость осознанного подхода при изучении Торы и других источников мудрости еврейского народа. Мы пытались узнать у раввина в еврейской общине, что означает последовательность молитв, шаги, поклоны при их чтении, в чём мы раскаиваемся перед Судным днём и прочие действия — словесные, руками и ногами. Удовлетворительного ответа мы не получили: так принято по указанию Всевышнего – говорили нам.

Значит, можно продолжать из года в год просить помощи у Всевышнего, не видя перед собой определённой цели, – ради чего или ради кого мы это делаем, и какое действие может нас вывести из этого замкнутого круга, чтобы не повторилась трагедия Холокост.

Я снова задаюсь вопросом после попытки осмыслить и принять в разуме и в сердце величие Торы и миссии нашего народа, владеющего этим сокровищем. Но теперь вопрос оформился следующим образом: почему уже два тысячелетия мы продолжаем произносить те же молитвы, производить те же действия, а в нашей жизни нет перемен к лучшему, мы не исправляем себя и своё отношение к ближнему?

Истина там, где есть любовь, или Элул

Элул – последний месяц еврейского года, предшествующий началу года, новым ожиданиям, хотя и сам по себе он также богат событиями.

В «Песне песней» (Шир а-ширим) слово элул, как акростих, составленный из первых букв этого слова, переводится с иврита так: «Я – к возлюбленному моему, и возлюбленный мой — ко мне». Ничто не в состоянии затронуть чувства человека более, чем это полное сладких «страданий любви» обращение к Творцу? Оно — краткое, доступное пониманию, потому что там, где любовь, там истина. Известно, что Соломон, автор «Песни песней» великий мудрец, великий царь и великий «слуга» Творца, при котором был построен Храм для служения Создателю. Соломон укрепил порядок управления государством, систему правосудия, систему образования, основы которой были ещё заложены Моисеем в пустыне. Почёт оказывался мудрецам, а не богачам. Из-за границы приезжали философы и учёные, чтобы поучиться мудрости народа, жившего по духовным законам.

Всё поменялось после разрушения Храма, но сохранился точный календарь, по которому мы и сейчас отмечаем праздники и особые события.

По этому календарю отсчёт года начинается с Рош а-Шана, с Нового года, который является весёлым праздником, несмотря на предстоящие десять дней «Тшувы»(раскаяния, исправления и возвращения к Творцу), до Йом Кипура (судного дня). К этой дате евреи готовятся в течение предшествующего этому событию месяца Элул. В разных общинах произносятся молитвы покаяния «слихот» в течение всего этого месяца или последние 4 дня его. Весь месяц посвящается размышлениям о прошедшем годе и стремлению приблизиться к Всевышнему.

Это находит отклик в сердце

Кроме календаря вместе с евреями вышла в изгнание Тора — основа жизни нашего народа.

Основа и главное правило Торы для человека – заповедь любви к ближнему. Любовь к творениям — это суть Творца, даровавшего нам Тору в качестве руководства к реализации этой заповеди. Мы можем проверить, насколько мы верны этой заповеди согласно своему отношению к ближнему, любим ли мы его подобно тому, как нас любит Творец? Ведь Он создал человека в подобии Себе. Десять дней раскаяния перед днём суда Йом Кипур даны нам для оценки наших действий в течение года в отношении к другому человеку. Выяснения эти должны быть откровенными, мы признаёмся, что не были праведными в намерении к ближнему и просим Высшую силу простить нас и дать возможность исправления.

У нас нет инструмента или прибора для измерения величины внутреннего намерения подобно приборам и аппаратам в медицине при лечении нашего тела. Главный Врачеватель нашего духовного тела, находится между нами, как сказано: — «среди народа своего Я пребываю», поэтому отчёт о нашей индивидуальной работе в отношении своего народа мы предоставляем Ему. Его Свет сильнее рентгеновского аппарата или эндоскопа просвечивает наше истинное стремление к исправлению и даёт нам только то, что для нас хорошо и направляет нас на любовь и отдачу ближнему. Если мы не просто произносим слова молитв «Слихот», а проживаем их в восприятии и чувствах, если хотим отказаться от личной пользы ради ближнего, мы раскрываем Творца, как единственную силу, которая действует только внутри единства народа и устраивает нашу жизнь наилучшим образом.

Человек должен раскаиваться не в своих грешных желаниях, а в том, что не приложил должных усилий к их исправлению, потому что он получил шанс свыше, которым не воспользовался. Сейчас человек просит, чтобы Милостивый и Милосердный предоставил ему очередной шанс.

Вперёд к корням

Все правила поведения, последовательность исполнения молитв были предписаны народу мудрецами после крушения Второго Храма. Во времена Храма первосвященник готовил жертву в качестве искупления грехов всего народа Израиля. В изгнании все действия очищения от грехов и исправления совершаются в синагогах, а вместо жертвы произносятся молитвы. Евреи в изгнании должны были помнить и хранить память о Храме, о величии мудрецов Санэдрина и единстве народа, исполнявшего все эти предписания не по записанным правилам, а в служении Творцу и законам Торы, отпечатанным на сердце каждого из народа Израиля.

Сейчас мы собираемся в Израиле из изгнания ради того, чтобы вернуться к истокам, а обычаи и традиции, предусмотренные для диаспоры, исполняемые по молитвенникам, мы должны записать на сердце. На одно сердце объединённого народа, который раскроет Единую управляющую силу. И обратимся к ней мы снова – «спаси нас», как во время бегства из Египта. Если мы сумеем это сделать, мы совершим настоящую «тшуву» и станем примером для народов, вернём авторитет государства, как во времена царств Израильских. Как сказано в книге «Маор ва- шемеш»: Когда есть единство в Исраэле, и все они как один человек с одним сердцем, тогда они повергают всех, кто встает против них.

Я нашла ответ на свой вопрос.

Поделиться в соц. сетях

Вам также может понравиться

Шофар в еврейской традиции

Добавить комментарий Отменить ответ

Выбор редакции

Катастрофа. Смысл жизни

Еще статьи

Вторая алия (1904-1914)

Временной отрезок без малого в 19 веков отделяет разрушение Храма в Иерусалиме в 70 году н.э., изгнание евреев из страны предков, их рассеяние по…

Поделиться в соц. сетях

Топ статьи

Шалом, дорогой друг. Ты находишься на сайте «Главный секрет евреев» и мы будем рады, если ты станешь нашим постоянным читателем и автором.

Сайт был создан группой авторов с очень корыстной целью. Все мы живем в разных городах и странах, принадлежим к разным общинам, мы – мужчины и женщины, но все мы объединены одной идеей: мы хотим рассказать об уникальности еврейского народа и его особой миссии. Нам важно напомнить об этом, в первую очередь, евреям, разбросанным по всему миру и живущим в самом его сердце, в Израиле.

Мы приглашаем присоединяться авторов, которые разделяют наши идеи и готовы поделиться своими мыслями.

Слихот

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Обычай чтения Слихот [↑]

В дни месяца Элуль принято вставать в час утренней стражи (последняя треть ночи), собираться в синагогах и читать слихот («извинения») — тексты и молитвы, побуждающие к раскаянию. Эти тексты действительно завершаются просьбой о прощении. (Лейтмотив молитвы — Слах лану, «прости нам»).

Слово слихот происходит от слиха, извинение, просьба о прощении. Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Всевышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, — в Элуле, месяце исправлений, месяце тшувы.

В ашкеназских общинах принято читать слихот в течение недели, предшествующей Рош аШана. Сфарадим читают слихот весь месяц Элуль.

Особые слихот читаются в Десять дней покаяния, Ямим-нораим (т. е. «грозные дни»), от Рош аШана до Йом Кипура.

Из чего состоят Слихот [↑]

Перед тем, как начать изучение истории Слихот, мы должны понять из каких частей они состоят, т. к. разные части датируются разными эпохами, и каждая имеет свою историю.

1. Перед Слихот читают молитву Ашрей.

3. Потом произносят ряд псуким — стихи и отрывки из Торы, Пророков и Писаний (ТаНаХа).

4. Затем — слова молитвы.

6. И, наконец, то, что собственно называется слиха — молитва, которая обычно касается какой-то определённой темы или события.

Эти молитвы обычно зарифмованы и следуют определённому ритму, как поэмы. Первые буквы строф нередко образуют слова.

7. Произнесение «тринадцати атрибутов» чередуется с произнесением слихот.

8. После слихот произносится молитва о прощении (в конце которой открывают ковчег), 9. За ней следует видуй (перечисление грехов).

10. После этого произносят ещё несколько молитв о прощении.

11. И в самом конце — Кадиш.

Самая важная часть [↑]

Самая важная, центральная часть слихот происходит непосредственно из Торы.

Намек на необходимость читать слихот находим в книге Шмот, в недельном разделе Ки Тиса (см. книгу Шмот, 32:11-14 и 34:1-10): после того как Моше просил Всевышнего простить еврейский народ за грех Золотого Тельца, Всевышний приказывает Моше вытесать каменные скрижали и с ними подняться на гору Синай. Когда Моше выполнил это повеление, Всевышний явился ему на горе Синай: Он «прошел перед лицом Моше» и, открыл пророку 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Так Всевышний научил Моше произносить тринадцать атрибутов Милосердия (см. там 34:6-7, Таргум Йонатан, Сфорно). Это и есть источник, из которого мы узнаём о том, что надо просить прощения за грехи. И отсюда учат наши учителя, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины. Тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения Слихот, центральная часть и которых и та основа, на которой строится вся литургия Слихот — молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Всевышним милосердия, те самые Тринадцать атрибутов, которые приводятся в Торе

Мидраш поясняет, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, был Рош Ходеш (первый день месяца) Элуль. И пребывал он на ней вплоть до Йом Кипура. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор месяц Элуль считается месяцем, удобным для исправлений, когда Всевышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему.

Возникновение литургии [↑]

Мидраш рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей. Публичные молитвы о прощении практиковались уже во времена царя Давида (IX в. до н. э. ). Об этом говорится в книге мидрашей Тана дэ-Вэй Элийагу Зута(23). Всевышний говорит Давиду, что евреи должны просить Его о прощении теми словами, которые Он раскрыл Моше: «Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Всевышний: В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, — и Я прощу их».

Судя по всему, в то время ещё не было установлено определённое время для произнесения Слихот. Какие молитвы добавляли к «тринадцати атрибутам», тоже неизвестно.

Во времена последних пророков Эзры и Нехемьи (см. книгу Эзра 9:5-15) уже появились стандартизованные формы сочетания тринадцати атрибутов и других молитв о прощении. Речь идёт о времени возвращения из Вавилонского изгнания — в 4-ом веке до н. э. В эту эпоху члены Великого Собрания установили стандартную форму молитв, которой мы пользуемся и сегодня. Они же постановили произносить Слихот во время постов.

Как говорилось выше, восточные евреи начинают читать слихот со второго числа месяца Элуль и продолжают чтение вплоть до Йом Кипура. По обычаю европейских общин слихот начинают читать с воскресенья перед Рош аШана. При этом следят, чтобы это чтение продолжалось по крайней мере четыре дня. Поэтому, если Рош аШана приходится на понедельник или вторник, слихот начинают читать с воскресенья предыдущей недели.

Почему в утреннюю стражу? Ночь — это тьма, изгнание, грех. В последнюю стражу уже близок свет — время желанной молитвы. В эти часы Всевышний как никогда близок ко всем, кто призывают Его.

Почему с воскресенья? Из-за Первого дня Творения. Человек — цель творения. Поэтому работу по возвращению к Творцу полезно начинать в первый день недели, сразу после Субботы.

Почему по крайней мере четыре дня? Так поступали в Храме, когда готовили животное для жертвы: его проверяли в течение четырех дней. Считается, что на Суде, в Рош аШана, человек сам должен вознестись к Создателю. Поэтому постановили проверять себя (читать слихот) не менее четырех дней.

Я встал утром, чтобы благодарить Тебя, Б-г моей славы!

Стою этим утром, чтобы исповедать Тебе мои грехи.

Пусть в награду за мою службу будут даны мне в награду

Моя душа и мой народ. Вот единственная моя просьба.

Элуль — месяц милосердия и прощения

Рав Исроэль-Меир Лау

В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых «адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных «прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.

Рав Реувен Пятигорский,

из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

В месяц элуль, предшествующий началу нового еврейского года, производится чтение «слихот», молитв о прощении грехов. В разных общинах существует свой график чтения «слихот». Время произнесения молитв тоже выбрано неслучайно.

Раби Моше бар Яаков Ибн Эзра

Рав Александр Кац,

из цикла «Еврейские мудрецы»

Автор элегий, родился в Гренаде

Можно ли говорить Слихот одному дома?

И в какое время это лучше делать?

Какие молитвы читают в малый Йом Кипур?

Рав Овадья Климовский

Грехи исчезают, подобно луне?

Слихот. Шма колейну

из цикла «Канторское пение»

из цикла «В помощь начинающему хазану»

Я не успеваю молиться вместе со всеми. Что делать?

Рав Бенцион Зильбер

Что делать, если я не успеваю говорить Слихот с обществом?

Когда читают молитвы о прощении?

Рав Берл Набутовский

В субботу читают Слихот?

из цикла «В помощь начинающему хазану»

из цикла «В помощь начинающему хазану»

Почему ашкеназы не поют, как сефарды?

Рав Бенцион Зильбер

Самое лучшее – как обычаи сложились, так и продолжать их

Ашрей 1

из цикла «В помощь начинающему хазану»

Хаци каддиш

из цикла «В помощь начинающему хазану»

Почему в тексте Слихот пропущен Йосеф?

Рав Бенцион Зильбер

Неужели царь Шломо считается выше, чем Йосеф? Или, наоборот, Йосеф слишком безупречен?

Когда появилась литургия Слихот?

Рав Берл Набутовский

Откуда мы узнаём, что надо просить прощения за грехи?

Пореха амеха

из цикла «В помощь начинающему хазану»

из цикла «В помощь начинающему хазану»

Иудаизм и евреи

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru

после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here