Молитва на внимание

Советуем ознакомиться молитва на внимание с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Специфика заговора на хорошую память

Каждый человек хочет многое помнить и никогда не забывать. Ведь, иногда мы забываем о самом важном, что влечет за собой череду неприятностей или непонятных ситуаций. Также о хорошей памяти мечтает каждый студент или школьник, ведь это самое важное на экзаменах или контрольных. Но, эти проблемы ничего, по сравнению с потерями памяти или непонятным ухудшением памяти, который берется ниоткуда. Далее предлагается изучить заговор на хорошую память, который, поможет значительно улучшить ее и навсегда избавиться от кратких потерь и неловких ситуаций.

Заговор на хорошую память

Что говорит медицина

И что бы с вами не случилось, всему есть объяснение, если посмотреть на проблему со стороны медицины. Она всегда связывает потери памяти с проблемами в организме. Поэтому, медицина выделяет особые причины появления ухудшения памяти, которые мы рассмотрим ниже.

  1. Если у вас была мозговая травма – различные ушибы или травмы, или кровоизлияния головного мозга. Любое воздействие на область головы может в будущем отразиться на памяти или других аспектах.
  2. Долгое пребывание в состоянии депрессии. Если вы находитесь в продолжительной депрессии (более недели), у вас нарушаются режимы сна, то вполне возможно прогрессирование ухудшения памяти.
  3. Строгие диеты. Многие девушки недовольны своей фигурой, поэтому зачастую пытаются ее скорректировать различными диетами, выбирая самые строгие из них. Из-за отсутствия питательных веществ и углеродов, появляются проблемы, которые могут повлечь за собой ухудшение памяти. Но, правда в таком случае восстановить свою память в нужное русло можно, если вы снова начнете питаться нормально.
  4. Последний фактор, не медицинский, и легко решаемый. Это, если у вас много проблем и ваши мысли заняты их решением. Даже, если вы не замечаете, но наш мозг устроен так, что он даже на подсознании обдумывает и ищет решения тем или иным проблемам. Поэтому, вы становитесь более растеряны, и много чего забываете (волнующая проблема занимает всё пространство мозга).

Профилактика и лечение

Особой профилактики для «не появления» ухудшений с памятью – не существует. Нужно беречь себя от различных травм, дорожно-транспортных происшествий и так далее. Не следует впадать в депрессии, а если всё-таки случилась такая ситуация, то следует немедленно обратиться к психотерапевту за помощью. Депрессия, кроме ухудшения сознания, влечет за собой много негативных последствий. Если вы хотите похудеть, то не следует прибегать к строгим диетам, они приносят сильную отрицательную энергетику: лучше займитесь спортом и начните правильно питаться. И последнее – не забивайте голову различной ерундой, и тогда она будет в порядке, а находить решения вашим проблемам станет проще, легче и быстрее.

Первым делом, если вы заметили ухудшения в своем состоянии, обращайтесь к традиционной медицине. Важно сразу посетить врача, пройти несколько тестов у него, и, если у вас присутствуют серьёзные причины вашей проблемы, тогда долгих и мучительных лечений вам не избежать. Магия справляется с несерьёзными причинами, повлиявшими на состоянии памяти, а вот, если у вас проблемы с головным мозгом, то заговоры бессильны. А вам её сможет вернуть только традиционная медицина с применением лекарственных средств.

Какими могут быть заговоры

Заговор на хорошую память – отличное решение для тех, кто не любит посещения больниц и принятие невкусных медикаментов. Помните, чтобы заговор на улучшение памяти подействовал, нужно произносить их от чистого сердца, искренне, иначе сухая зачитка теста не принесет желаемого результата. Находиться в момент проведения ритуала нужно в тихих помещениях, в царстве полумрака и быть в комнате должен только тот, кто проводит ритуал (в случае, если ритуал проводится не для себя, допускается присутствие второго человека). Рассмотрим саамы эффективные заговоры.

  1. Лунный заговор для улучшения памяти. Во-первых, его нужно проводить в период полной луны. Для него вам понадобится свеча из белого воска (не желтая). Дождавшись, когда луну будет видно, прямо в окно зажгите свечку, подойдите к нему, чтобы свет луны падал прямо на вас и семь раз прочитать: «На небе полная луна, а у меня память полна. Наш месяц на землю смотрит внимательно, и он помнит, так и я стану внимательней и всё запомню. Да так оно и будет. Аминь».
  2. Молитвы на пищу. Такая молитва произносится во время небольшого перекуса. Читать нужно следующее: «Господь Бог, люди тебя всегда помнят, и помнить будут, как и Ты помнишь их, так и я хочу все помнить. Прошу тебя раба божьего (имя) дать мне такую возможность, чтобы я ни за что не забыла всё, что было и запомнила, что будет. Аминь.» Заговоренную пищу следует разделить на три приёма и съедать её перед основным приёмом пищи, неважно днём или вечером.
  3. Заговоры для детей. Обычно у детей не появляются такие проблемы, но в современности в школах очень сложные программы, поэтому дети не могут всё запомнить. Логично, что к заговорам на крепкую память прибегают многие родители. Для этого вам понадобится шоколадка, любая, на вкус ребенка. Шоколад и так способствует улучшению памяти, а в сочетании с заговором лучше средства не найти. Каждый день нужно отламывать один кусочек от плитки и повторять: «Горький, да сладкий, сладкий, да горький, и маркий. Ребенку, для памяти подарочек. Аминь».
  4. Заговор на ночь. Для того, чтобы заговор на хорошую память был максимально эффективный, нужно выбрать тихую, звёздную ночь. Выходите на улицу и, смотря на небо, повторите: «Абсолютно каждый помнит Иисуса, а я, раб Божий (имя), теперь буду помнить все, что мне надобно, память моя станет крепкой, и листочек мне больше не нужен. Аминь».

Подведем итоги

Заговор на улучшение памяти – это оптимальный, дешёвый и эффективный вариант улучшения памяти.

Как я вылечила пяточную шпору за 2 дня. Просто и легко!

Как я вылечила пяточную шпору за 2 дня. Просто и легко!

Пяточная шпора. Как я быстро ее вылечила. Простой мет�

Пяточная шпора. Как я быстро ее вылечила. Простой мет�

Заговором, а так же при помощи простых магических дей

Заговором, а так же при помощи простых магических дей

Конечно, ваше дело – верить в это или нет, но раньше только так и делали, когда не было еще лекарств и витаминов. Поэтому, доля правды в таких заговорах непременно присутствует.

О внимании

В духовной практике – при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда – сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания – важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом.

Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью.

Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

Тот же пустынник замечает: «Диаволу особенно ненавистны горячо верующие, и потому он все средства употребляет для победы над ними, старается войти в их сердца. Когда ослабевает действие Божественной благодати, “тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12: 45; Лк. 11: 26). Вот в чем опасность, вот где поджидают страдания и испытания. Мысли о прошлом или мечты о будущем – самые легкие нападения диавола. Кознями диавола в сознании человека появляются разные мысли – и добрые, и злые, главное назначение которых – отвлечь человека от общения с Христом, перекрыть дорогу Богу к сердцу человека. Диавол всячески старается отвлечь внимание человека от Господа, и тем паче – от выражения любви к Нему. Диавол делает так, чтобы при молитве в сознании всплывали разные житейские эпизоды, связанные с нашим падением, случившиеся с нами в недавнем или далеком прошлом. Таким мечтам и раздумьям мы всегда и незамедлительно должны противопоставлять горячий призыв имени Христа, полную сосредоточенность на словах и содержании молитвы. При молитве молящийся должен проявлять твердость, стоять мужественно и не думать ни о чем постороннем, ни о своих добродетелях и ни о своих прегрешениях».

Рассеянность в молитве связана не только с действием злых демонических сил, ее причинами могут быть и какие-то обычные человеческие, житейские явления, например усталость. Наше утомление напрямую связано со степенью концентрации внимания, которая при этом сама собой ослабевает, так что это обязательно отрицательно скажется на всем, чем бы мы ни занимались в это время.

Сказывается это и на молитве. Когда человек утомлен, будет лучше, если, прежде чем молиться, он немного отдохнет. Отдых весьма поможет достижению необходимой для молитвы степени собранности: наши мысли в значительно меньшей степени будут рассеиваться, и плоды, приносимые молитвой, будут несравненно большими. Допустим, нам надлежит чтение Псалтыри, и, придя домой утомленными, мы сразу же примемся за это. Естественно, в этом случае мы весьма поверхностно воспримем содержание псалмов. А если сначала немного отдохнем и лишь затем приступим к чтению, то тем самым поможем более глубокому восприятию священных текстов. Как же часто верующие не учитывают этот важный психологический момент!

Иногда бывает и так, что верующие стараются исправно исполнить свое молитвенное правило, пропеть акафист или прочесть канон, не задумываясь о том, что их душевное состояние не имеет должного настроя к этому. Многие христиане не знают об этом и не умеют настроить себя должным образом к молитве.

Когда человек бодр и свеж, сознание просветлено, это само собой способствует максимальной собранности, концентрации внимания.

Святые отцы дают и такой совет: если в каком-то месте нашего правила мысли начинают рассеиваться, и мы принимаемся думать о чем-то постороннем, то нужно заметить, на какой молитве случилось это рассеяние, и потом вновь вернуться к ней, чтобы должным образом прочувствовать слова молитвы, упущенной из-за рассеянности. Но не следует злоупотреблять этим правилом, необходимо соблюдать осторожность. Применение этого правила не должно создавать иллюзию того, что с его помощью мы быстро сможем овладеть усердной молитвой и поднимемся на более высокую ступень духовности. Для этого требуются годы и большое старание. Один христианин, только недавно воцерковившийся, большим усилием воли попытался быстро овладеть нерассеянной молитвой. Как только во время молитвы он замечал, что думает о другом, то, сколько бы раз это ни происходило, он возвращался к тому месту, с какого, по его мнению, его внимание отвлекалось на иное. В конце концов это так его утомило и истощило, что у него вообще пропало всякое желание молиться.

Одним из факторов, способствующих поддержанию внимания на должном уровне, является воля. Иногда необходимо заставлять себя максимально концентрировать свое внимание и успешно совершать то действие, исполнение которого в тот момент необходимо.

Для христианина это имеет огромное значение. Жизнь христианина – это постоянная борьба, битва, которая требует проявления твердости духа. Царство Небесное нудится, то есть достигается через борьбу с самим собой, преодолением множества видимых и невидимых препятствий и сложностей. Этот путь совсем не легок, он не устлан цветами, но усеян шипами. К сожалению, современные христиане склонны иногда с небрежением относиться и к молитве, и к чтению духовной литературы, и к посещению храма, и даже к исповеди. Они ленятся, говорят, что «нет настроения» или «не видят смысла во всем этом», приводят и иные причины. Вот тогда-то и нужно взять себя в руки, усилием воли принудить себя делать должное. Так ведут себя в моменты отчаяния, гнева, при атаках других порочных страстей, и если поддаться им, уступить и не противостоять им так, как учит это делать Церковь, то тогда внутреннее состояние человека станет еще более тягостным, он еще прочнее окажется в сетях невидимого врага.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, настрой.

Все, что связано с появлением интереса, само собой привлекает внимание, попадает в поле нашего зрения. Так, голодного привлекает приятный запах еды. Уставший человек глазами ищет, где бы присесть, и сразу же замечает стул. Потребность, в широком понимании этого слова, определяет интересы человека, их направленность и силу. Что нам интересно, на том мы легко сосредотачиваемся и сохраняем эту собранность в течение необходимого времени. Так, при чтении интересной книги восприятие изложенного в ней материала происходит легко. И наоборот, кажущееся неинтересным рассеивает внимание, быстро утомляет. Эта опасность подстерегает при неверном подходе к чтению духовной литературы. Показавшаяся нам весьма полезной книга сначала заинтересовывает нас, но через какое-то время уже кажется нам не столь привлекательной, и от нас требуются немалые усилия для продолжения ее чтения. Это часто вызвано тем, что мы сразу же, в течение короткого времени (как можно скорей) хотим ознакомиться со всей книгой, стремимся как можно больше почерпнуть из нее. А в результате ум наш утомляется и информация воспринимается поверхностно, запоминается плохо.

Когда человек постепенно, вдумчиво знакомится с книгой, тем более духовного содержания, то тогда дольше сохраняется его интерес к изложенному в ней материалу, он лучше усваивается, а благодаря всегда сосредоточенному вниманию все, о чем говорится в книге, крепче запечатлевается в сознании. А чтобы интерес к той или иной книге не пропадал, иногда полезно ненадолго сделать перерыв и переключить внимание на какую-нибудь другую книгу. В это время происходит некое отвлечение, незаметно для нас сознание и разум перерабатывают и лучше усваивают то, с чем мы недавно познакомились.

Одним из определяющих факторов, способствующих максимальной концентрации внимания, является настрой. В зависимости от того, каков настрой человека, удается в той или иной мере концентрировать это психическое свойство. Уставшую мать может не разбудить сильный шум, но она тут же отреагирует на малейший шорох своего дитя. Связанная с ребенком внутренняя готовность вызывает усиление внимания в этом направлении.

Соответствующий настрой имеет большое значение и при молитве. Некто однажды обратился к великому афонскому старцу Паисию с такими словами: «Вот я каждый день молюсь, но после вечерних молитв ничего не чувствую, словно бы и не молился. Почему?» Ответ был таков: «Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

Феофан Затворник отмечал, что раньше на Руси существовало такое правило: прежде, чем приступить к молитве, члены семьи садились и какое-то время молча готовились к этому, и только после этого принимались за молитвенное правило. А сейчас совсем иная ситуация. Часто люди без всякой подготовки, благоприятного настроя пытаются приступить к молитве. Они, уставшие, только что пришедшие домой или сразу же после просмотра телепередач, машинально берут в руки молитвенник и приступают к молитве. Но ведь не так-то легко переключиться на святые темы, перейти к возвышенному, чистому, духовному. Поэтому и не удается должным образом сконцентрироваться. Механически читают текст, а мысли вновь продолжают витать над дневными проблемами и впечатлениями. Легко представить, каковы будут результаты для души от таких молитв. Такой молитвой мы ни на шаг не приблизимся к Господу. А если подождать, хоть какое-то время молча подготовиться, то и польза для души от молитвы была бы значительно большей.

Без внимания, сосредоточенного и полностью осознанного исполнения христианских правил, в том числе молитвы, мы не сподобимся Божественной благодати, а ведь к этому всем сердцем должен стремиться каждый православный.

Перевел с грузинского Мераб Джикия

17 марта 2011 г.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Молитва на внимание

2. О внимании ума на молитве

Святитель Григорий Нисский:

Пр. Симеон Новый Богослов :

Святитель Игнатий Брянчанинов:

Св. праведный Иоанн Кронштадтский:

Св. Филарет Московский:

На молитве, когда почувствуешь усталость, то лучше отдохни.

Пр. Макарий Великий:

Молитва — великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище, только бы мы приступали ко Господу с бодрою душой и собранными мыслями.

О молитве: краткий сборник советов и практических рекомендаций.

Подборка тезисов о молитве вообще и обретении внимательной молитвы. Эту памятку составил для себя один православный христианин по имени Кирилл (его фамилия, к сожалению, нам не известна).

Преподобный Иоанн Лествичник называет молитву матерью и вместе с тем царицей добродетелей, так как молитва – это средство Богообщения. Недаром в древности монахи зачастую приветствовали друг друга одним вопросом: «Как молитва?», ведь молитва – это барометр духовной жизни человека.

Молитва – общение и единение человека с Богом, дверь в Царство Божие, источник всех добродетелей, путь к Богу, пища души, средство исполнения Заповедей, главное дело жизни, высочайшая форма человеческого бытия, разрушительница скорбей, мать исправления жизни и очищения от грехов, путеводитель сквозь искушения, показатель духовного возраста.

Виды молитвы

  1. Молитва бывает личная и общественная (в данной статье рассматривается только личная молитва). Молиться можно о себе и о ближних: живых и усопших, друзьях и врагах.
  2. В молитве обращаются как к Единому Богу, так и к каждому из Лиц Пресвятой Троицы; Богородице, Ангелам, святым.
  3. По содержанию молитвы условно можно разделить на просительные, благодарственные, покаянные и славословия.
  4. По качеству молитвы можно выделить три ступени: устную (гласную), умную (в уме) исердечную.
  5. По времени совершения молитва может быть периодческая и непрестанная (одна из её форм – Иисусова молитва).
  6. Молитва может быть как словесной, так и созерцательной, то есть совершаемой в безмолвном предстоянии перед Богом.

Периоды в молитве

  1. Молитве новоначальных свойственны лёгкость и особое возвышенное чувство, Сам Бог обильно дарует человеку Свою благодать (она называется призывающей).
  2. Затем наступает период молитвенного охлаждения, когда уже требуются человеческие усилия. Эти периоды сравнивают с младенчеством, когда новорождённого сначала носят на руках, но с возрастанием требуют от него усилий для того, чтобы он и сам учился ходить.
  3. Третий период – период вновь благодатной, нерассеянной и тёплой молитвы.

Основные принципы правильной молитвы

  1. Молитва – это личное обращение, а не механическое чтение текста. Бог – Личность, в молитве мы обращаемся не просто к абстрактной "энергии", а к Отцу Небесному, безмерно любящему нас и желающему нашего спасения.
  2. Молитва – устремлённость к Богу, выражение любви к Нему. Это общение с Богом, а общение предполагает, что обе стороны не только говорят, но и слушают друг друга. Если мы хотим, чтобы беседа с Богом состоялась, наша главная задача – научиться слушать, что говорит нам Бог, осознавать Его волю в той или иной ситуации.
  3. Любой прогресс в молитве синергиен, он зависит от Божественной благодати при условии человеческого усилия, напряжения воли.
  4. Молитва – это искусство, требующее кропотливой постановки молитвы: от молитвословия до умной и сердечной.
  5. Главный враг молитвы – формализм. Попробуйте посмотреть на себя со стороны: убедительны ли ваши молитвенные слова? К любому молитвенному действию следует прикладывать неторопливость, внимательность и усердие (ума и тела). К молитве должны быть подготовлены душа (спокойна), разум (свободен от впечатлений) и тело (не в изнеможении). Оценивайте вашу молитву не по совершённым действиям (поход в храм, прочтение молитвословий перед иконами), а по её искренности.
  6. Критерий совершенной, правильной молитвы – действие Святого Духа в сердце, дающего чувство сердечной теплоты, радости, бодрости душевной.
  7. Следует предпочитать молитву о других молитве о себе.
  8. Нужно иметь надежду, что Господь исполнит наши молитвы.

Почему Господь иногда долго не исполняет наших молитв?

  1. Когда мы просим того, что нам не полезно.
  2. Когда мы молимся небрежно.
  3. Чтобы удержать нас на молитве, если нам нужна конкретная помощь, а не Бог.
  4. Потому, что ещё не пришло время.
  5. Чтобы даровать нам ещё больше, вознаградив за терпение.

О внимании в молитве

  1. Подготовка – семя молитвы.
  2. "Странно твое желание, чтобы Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!" – говорит святитель Димитрий Ростовский.
  3. Молитва – это обращение к Творцу Вселенной. Следует осознать, с Кем мы беседуем, в присутствии Кого находимся! Молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием и потому требует благоговения.
  4. Современный человек порабощен изобретенными им механизмами, ему очень сложно оторвать себя от того, что занимает сознание как постоянный фон (телевизор, приёмник, плеер с наушниками, телефон), и в то же время не требует прикладывать усилие.
  5. Наша молитва является отражением нашей жизни и того, что у нас в сознании. При суетной, напичканной ненужной информацией жизни не стоит ожидать собранной, сосредоточенной молитвы. Поэтому те, кто жаждет Бога более, чем последних новостей, должны стремиться сократить до разумного минимума число внешних суетных впечатлений (светской литературы, вводящих в соблазн компаний, развлечений. ).
  6. Требуется уединение и окружающая тишина. Именно в тишине мы можем услышать как голос своей души, так и глас Божий, подобно как Илия познал Бога во "гласе хлада тонка"(3Цар.19:12).
  7. Для того, кто научится внимательно молиться и почувствует благодать, потеря благодати станет главным признаком расеянности молитвы. Вкусивший сладкого уже не захочет горького.

Следствия невнимание в молитве

  1. Без внимания молитва превращается в молитвословие.
  2. Невнимательная молитва – лицемерие перед Богом: «Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко от Меня» (Мк. 7:6).
  3. Чем заняты наши мысли, помимо Бога, тому мы и молимся: людям, вещам, событиям.
  4. Обычная лукавая мысль при невнимательной молитве: главное – вычитать определённое количество молитвословий. Поэтому лучше принять установку – невнимательная молитва фактически не прочитана, так как и молитвой не является.

Условия правильной молитвы

  1. Нераскаянные грехи и страсти являются препятствием для общения с Пресвятым Богом.
  2. Условием искренней молитвы является покаяние и смирение души. Следует постараться наполнить душу раскаянием и любовью.
  3. Злопамятность делает молитву бесплодной.
  4. Душа должна быть наполнена доверием ко Творцу, готовностью принять Его волю.
  1. Идеально молиться в уединенном помещении, по возможности защищенном от внешних шумов. (При отсутствии такового помещения некоторые подвижники молились даже в шкафу.)
  2. Если такого уединенного помещения нет, то молиться можно, закрывшись в ванной или даже в туалете. (Кстати, при освящении квартиры не пренебрегаем священником и туалет.)
  1. "Господь даёт молитву молящемуся" – свидетельствуют св. отцы. Количество переходит в качество, Господь даёт чистую молитву тому, кто приоритетом в своих делах ставит общение с Ним, упорно борется с рассеянностью и ленью.
  2. Установить чёткий режим дня, чтобы не молиться сквозь сон.
  3. Не стоит стремиться к количеству (вычитать всё правило) за счёт качества молитвы. Можно отмерить по будильнику строго определённое время для молитвы, чтобы не спешить.
  4. Утром молятся до завтрака. Вечером неподготовленный человек не должен молиться слишком поздно.
  5. Уединению и вниманию в молитве способствует бдение (ночная и ранне-утренняя молитва).

Отсутствие внешних раздражителей

  1. Заранее позаботьтесь о том, чтобы вас ничто не отвлекало.
  2. Лучше всего молиться, когда окружающие уже (ещё) спят.
  3. Следует отключать мобильный телефон на время молитвы. Не переводить сигнал в виброрежим, а отключать звук совсем или унести телефон в дальнее помещение.
  4. По возможности нужно убрать из поля зрения раздражители, например, занавесить окна.
  1. Молитва – это время духовной борьбы, внимание – один из необходимых её этапов.
  2. Желательно не начинать молитву сразу, а постоять или присесть перед началом в тишине, стараясь отключиться от забот и суеты, отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов (это важнейший пункт достижения внимательной молитвы. ).
  3. Лучше стоять перед иконами, желательно, чтобы они были большие и хорошо писанные. Перед ними хорошо затеплить свечу или лампаду.
  4. Произнесение слов молитвы должно быть совершенно отчётливым, каждое слово должно проговариваться без комканья или проглатывания окончаний.
  5. Особенно поначалу важна неторопливость. Окончание молитв не следует ускорять.
  6. Стараться держать в памяти всё произносимое предложение.
  7. Не делать больших пауз между молитвами.
  8. Дремота и рассеянность изгоняются земными поклонами. Задумался – сделай земной поклон.
  9. Не молиться заунывно, делать акцент в молитвенных прошениях.
  10. Читать по одной фразе с паузами между ними.
  11. Можно закрыть глаза (дверь для внешних впечатлений) во время молитвы.
  12. Не следует тараторить, стремиться побыстрее «вычитать правило» (держа в уме следующие дела), медленное чтение молитвословий упрощает контроль за вниманием! Темп молитвы должен позволять осознавать каждое произнесённое слово.

Воспитание дисциплины ума

  1. Молитва отражает наше духовное состояние, рассеянность в молитве является следствием рассеянности ума.
  2. Нужно искать причины рассеянности и постепенно избавляться от них, раскручивая, как клубок (не поздно молиться, молиться днём, понимать содержание молитвословий, молиться Иисусовой молитвой…). Чистота жизни, борьба со страстями влияет на качество вашей молитвы.
  3. Навык дициплины ума приходит через чтение Нового Завета и святых отцов. Такое чтение уже является разновидностью молитвы и средством воспитания внимания, оно упорядочивает ум и даёт иную глубину в отношении к Богу.
  1. Для лучшего сосредоточения и понимания смысла молитвословий новоначальные должны безусловно практиковать устную (то есть, устами) – гласную молитву, молиться про себя (умом) только при других.
  2. Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначащем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием, то из этого не должно заключать, чтобы они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устной и гласной молитвой, тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети».
  3. При невозможности молиться вслух приемлемо делать это шёпотом.
  1. На молитве правильно стоять в струнку, с некоторым напряжением тела.
  2. Поклоны – телесное выражение Богопочитания, их качество не зависит от рассеянности, как у самой молитвы.
  3. Молиться лучше до еды, желудок не должен быть обременён пищей.
  4. Во внешнем виде не должно быть небрежности, это поможет сосредоточению на молитве.
  5. Свт. Феофан: «никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило – самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени».
  6. Возможно и желательно, что после молитвы будет чувствоваться незначительная физическая усталость.
  7. Поклоны могут быть уже излишни при наступлении духовного умиления, когда лишние телодвижения лишь отвлекают от главного – нерассеянной молитвы и богопредстояния
  8. Обычай первых веков христианства – поднятие рук в молитвенном обращении к Богу (см. 1Тим.2:8) – в настоящее время вышел из употребления в общественной молитве мирян, но в уединении вполне можно усилить молитвенное прошение поднятием рук.
  9. При болезни молиться можно и сидя, и лёжа. В этом нет отсутствия благоговения, ведь Господь видит, что это делается по необходимости. Как известно, лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя.

Какие молитвословия использовать. Объём молитвословий. Молитва своими словами

  1. В молитвослове можно найти утреннее и вечернее молитвенные правила. Это замечательные молитвы, составленные великими подвижниками. Тем не менее, не следует считать их неким догматизированным текстом, который непременно нужно «вычитать».
  2. Во дни Светлой Седмицы принято читать вместо обычного Правила – Часы пасхальные. Во дни Великого Поста – включать в Правило молитву прп. Ефрема Сирина. В периоды Великих праздников есть традиция перед трапезой читать тропарь, а после трапезы – кондак праздника.
  3. Молитвословия необходимо понимать, Бог создал нас разумными существами, а не роботами-ридерами, бездумно повторяющими данный им текст. Желательно узнать авторов и историю происхождения некоторых молитв (например, Отче наш, Трисвятого, "Достойно есть"). Всё это есть в толковых молитвословах.
  4. Серафимово правило было дано конкретным монахиням, учитывая их молитвенную практику вне правила. Пользоваться им можно в крайнем случае, так как молитва – это труд и опыт приобретается временем и терпением.
  5. Не нужно противопоставлять молитвословия, составленные святыми, и молитву своими словами. Они должны дополнять друг друга.
  6. Свои молитвы надо произносить с детской простотой и безыскусственностью. Желательно начинать со славословия и благодарения, затем – покаяние и в конце помещать свои прошения.
  7. Бог знает нас и наши нужды гораздо лучше нас самих, потому незачем вдаваться в долгие объяснения.
  8. Желательно согласовать с духовником продолжительность ежедневного молитвенного правила, чтобы его величина позволяла научаться молитве и избегать уныния или тщеславия.
  9. "Пробыл всю ночь в молитве к Богу" (Лк.6:12) – даёт нам пример Христос. О запрете же многословия в молитве см. подробнее здесь.
  10. Богу нужно отдавать лучшее (в том числе и время), а не вставать на молитву в крайней усталости и рассеянности.

Начало и окончание молитвы

  1. Перед началом молитвы нужно остановить поток мыслей и образов в уме, постоять некоторое время в тишине, постаравшись ощутить вечность, отсутствие времени. Естественно, что это не имеет ничего общего с медитацией (см. по ссылке о различии молитвы и медитации).
  2. Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом.
  3. Св. отцы рекомендуют начинать молитву с обращения к Богу о помощи в достижении угодной Ему молитвы.
  4. Сосредоточиться нужно сразу с начальных молитв, а не быстро проговаривать их, как «необходимое вступление».
  5. Прошения следует завершать оговоркой "да будет воля Твоя", так как мы не можем быть уверены, что в нашем падшем состоянии просимое будет во благо, то есть, согласно с волей Божьей.
  6. Не будем забывать о благодарении, о котором Сам Господь напомнил нам в притче о десяти прокаженных.

Опасности и искушения в молитве

  1. Не следует впадать в уныние, а тем более совсем переставать молиться из-за трудностей в обретении внимания. Для Господа важны не столько результаты, сколь наше усердие и искренность. Даже святые подвижники до конца дней вели жесточайшую борьбу за правильную молитву.
  2. Однако от нас требуется готовность к испытаниям: к тому, что мы вступаем в духовную битву и тьма помыслов и искушений окружит нас в этот момент, «как тучи мошек».
  3. Следует убрать все образы из памяти, избегать восторженности в молитве, душевная, эмоционально-чувственная сфера не должна превалировать над умом. Нельзя пытаться искусственно искать сладостные ощущения и переживания, воспалять воображение, так как это прямой путь к духовной прелести.
  4. Чередование периодов сухой и тёплой молитвы свойственно не только новоначальным.
  5. Не стоит стесняться лишний раз "побеспокоить" или "отвлечь" Творца Вселенной. Ведь Бог всемогущ и не имеет нужды в отдыхе. Также неверно считать прошение более "низким" видом молитвы, чем остальные три. Прошение свидетельствует о нашем доверии Богу, признании Его всемогущества, надежде на Него, уверенности в Его любви к нам.
  6. Нехорошо мирянам пренебрегать служением ближним ради достижения спокойствия в молитве.
  1. Каждый раз при потере внимания просите Господа: «Господи, научи нас молиться!».
  2. При отвлечении внимания – продолжайте чтение ещё медленнее и внимательнее, возвратившись к тем словам, которые удержались в памяти.
Оценка 4.6 проголосовавших: 23
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here