Молитва преподобной вассе

Советуем ознакомиться молитва преподобной вассе с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Преподобная Васса Псково-Печерская

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

Псково-Печерский листок № 64

19 марта/1 апреля

ПРЕПОДОБНАЯ МАТЕРЬ ВАССА ПСКОВО-ПЕЧЕРСКАЯ

Днесь, вернии, преславно ликовствуем, память преподобныя Вассы совершающе, и раце мощей ея умильно покланяющеся, со слезами и любовию вопием ей: буди ходатаица наша пред Богом, огради молитвами твоими обитель и град наш, в скорбех и печалех нам буди утешительница, ты бо еси крепость верным, и обители Псково-Печерския украшение.

ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА!

Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощенными русскими святыми, от горения их духа возгорелось духовное пламя в сердцах многих русских людей. Поэтому и назвали Русь Святой. И не только назвали — Русь поистине стала Святой, потому что высшей ценностью, целью, к которой устремлялась соборная душа народа, стала святость.

Святая Русь — это прежде всего сонм святых, которых Бог прославил в русской земле. Среди них есть равноапостольные, мученики, святители, преподобные, праведные, благоверные князья, Христа ради юродивые. Но из всех ликов святых наиболее близкой русскому народу стала святость преподобных. Об этом свидетельствует месяцеслов святых Русской Православной Церкви, в котором более двух третей — преподобные. Именно на пути монашеском Русь даровала величайшие примеры святости. Святые Отцы называют монашество восьмым Таинством Церкви Христовой — Таинством будущего века. Проходя свой путь в истории, Русь познавала тайну будущего века не разумом, а прежде всего сердцем, непрестанным молитвенным деланием, предстоянием пред Богом и неусыпными трудами.

Преподобные восстанавливают образ Божий в человеке в его целостности: в этих трудах должны участвовать и мужская и женская половина человечества. Так и среди святых жен русских большая часть святых — инокини. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытий нетленных мощей, подтверждающих их святость.

Путь женской святости в истории Русской Православной Церкви озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа. Этот путь становится воплощением служения, которое лежало в основе сотворения жены как “помощника соответственного ему (мужу)” (Быт. 2, 18).

Под внешним образом монашества, конечно, разумеется монашество внутреннее, девственная, молитвенная, смиренная жизнь Пренепорочной Девы, которой Она поистине была первообразом на земле.

Малое число святых жен русских нисколько не умаляет их подвига — они стали достойными “помощниками” своих святых братьев, отцов, мужей, сыновей. Лествица, устроенная благодатиею Божией и любовью Божией Матери, раскрывается в житиях святых жен Руси.

Мы должны помнить, что прославляемые нами святые подвижницы лишь малая часть сонма святых жен, утаенных от мира и совершивших свой подвиг в полной безвестности, подражая Пресвятой Богородице.

Пречистая Матерь Господа даровала святым женам Руси благодать и силу в исполнении закона материнства во всей его красоте, любви и самоотверженности. Такое материнство возможно на земле лишь при хранении святыни брака — образа единства супругов в любви. К восстановлению этого единства и была призвана Святая Русь. Недаром одной из главных черт древнерусской женской праведности было хранение целомудрия христианского брака, как великого Таинства Церкви, и целомудренная жена воспета православной Русью.

Хранение святыни брака “ один из величайших подвигов человека, и темные силы любыми средствами пытаются разрушить всякий брак, в котором супруги приближаются к восстановлению единства, явленного в жизни многих святых.

В очах Божиих благочестие самоотверженно хранящих святыню брака не меньшей сподобляется награды, чем труды в иноческой жизни. Эту истину можно усмотреть из жития преподобной сподвижницы устроителей Псково-Печерского монастыря славной матери Вассы, до принятия монашеского пострига — имя Мария.

Преподобная матерь Васса, память которой 19 марта/1 апреля мы молитвенно совершаем, — благочестивая женщина и верная сподвижница — матушка Московского священника-миссионера, и первого устроителя Псково-Печерского монастыря, преподобного Ионы. Вся ее жизнь принадлежала служителю престола Господня. По промыслу Божию она вместе с мужем во второй половине XV столетия прибыла в ливонский город Юрьев (Тарту).

“Видя преславное житие, — как поется об этом в акафисте Псково-Печерским Преподобным, — и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо. Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая. ” (икос 5).

Злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что вся семья вынуждена была бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор, и с ним еще 72 человека, приняли мученическую смерть.

Летописец свидетельствует, что, явившись во Псков, отец Иоанн взял жену и двух детей и отправился на новое делание. Слышав о “Богом зданных пещерах”, он остановился в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки.

Священник Иоанн (такое имя носил до принятия пострига преп. Иона) вставал рано утром, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь.

Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но несомненно то, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей, мать Васса насадила в их душах семена Истины и добра, и проводя в страхе Божием житие свое, также воспитывала и чад своих, готовясь дать за них отчет Богу.

Чувствуя завершение своей земной жизни, как говорит хвалебная песнь Вассе, “. И подражая житию Иоанна, поселилася еси близ обители, основанной у потока Каменца, и тамо пострижение иноческое и болезни тела приняла еси, сочетавшися Христу”. (Икос 5).

Раба Божия Мария возродилась для вечной жизни — полностью стала принадлежать Жениху Христу. Невесте Христовой дано было и новое имя — ВАССА. И скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его, и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”.

“Ангели небеснии радостно прияша чистую душу твою, преподобная мати Васса, и вознесоша ю во обители небесныя, идеже Царь Славы Христос. ” (конд. 9).

“. Иоанн же ископа землю в той “Богом зданной пещере”, со отцем ея духовным отпеша надгробная, положиша ю в ней. В нощи же той изставлена бысть из земли некою невидимою силою”.

Гроб с телом матери Вассы оказался на поверхности земли. Это чудо чрезвычайно поразило о. Иоанна и ее духовника, не говоря уже о тех, кто провожал в последний путь монахиню Вассу.

Летописец говорит: “Иоанн же, помыслив со отцем ея духовным, яко нечто погрешиша в надгробном, и отпевше второе, и разрешательную молитву изглаголавше отцу ея, паки погребоша, и на утрие второе обретеся, обретеся на верху земли. Иоанн же, недоумеваясь о сем, ископа место на левой стороне в пещере, и положиша гроб ея непогребен”. (Повесть, стр. 5).

Так сразу же по преставлении прославил Бог преподобную Вассу, и по прошествии многих лет было явлено вновь великое чудо — во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, некий рыцарь дерзко намеревался осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он пытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален изшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий и источающий дивный аромат по сию пору.

Преподобная матерь Васса стала первым лицом, принявшим в обители монашеский постриг, и за богоугодную и блаженную свою жизнь она сподобилась небесных чертогов, вкупе со старцем Марком и преподобным Ионой.

Дело в том, что принятие монашества было лишь завершением высокой жизни святой, и тем выше подвиг матери Вассы, ведь следовать аскетическим путем особенно трудно в миру. Большую часть жизни она не была монахиней — была любящей матерью, верной и заботливой женой — благочестивой, кроткой, трудолюбивой, но все добродетели, предписываемые монашеству, она исполняла, как истинная подвижница. Оставаясь в миру, она жила по ангельски, ее сердце оставалось непричастным злу, лишения плоти освободили ее дух и подняли на вершины восхождения по трудному и благому пути к Богу.

Жизнь преподобной матери Вассы — из тех жизней, которые от начала до конца есть прославление имени Божия. Жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся безсмысленной — становится мудрой и прекрасной в свете святых — великих носителей Правды Божией на земле. Их жизнь — преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле.

И мы будем помнить, что в очах Божиих одинаково равноценен каждый человек — мужчина и женщина. Безсмертная душа всякого человека драгоценнее пред Богом всех сокровищ мира. Всякой душе человеческой одинаково доступно возвращение к райскому состоянию Богосыновства через веру во Иисуса Христа, Сына Божия, Искупителя, и через оставление путей заблуждения, путей греха.

Из истории мы видим, что безчисленное множество женщин-христианок явили такие выдающиеся образцы веры и любви ко Христу Спасителю и ревности с богоугождением, их христианская жизнь прославляется всей Церковью и является примером для подражания всем верным — (и мужчинам и женщинам). К числу таких дивных христианских жен принадлежит преподобная сподвижница устроителей Псково-Печерского монастыря славная матерь Васса.

И сегодня, как и прежде мы находим в ней “печальным утешительницу, болящим посетительницу, и сущим в бедах скорую помощницу, приходящим к ней с верою, точащую всем исцеления”.

Ея же молитвами ко Господу и Пречистой Его Матери сподобимся и мы спасения и вечной жизни со Христом. АМИНЬ.

Игумен Пимен (избранный в 1971 году на Патриарший престол Московский и всея Руси) в 1949 году указом Святейшего Патриарха Алексия 1-го был назначен наместником Псково-Печерского монастыря и в этой должности состоял до конца 1953 года. В пасхальные дни 1950 года по указу Святейшего Патриарха Алексия 1-го митрополит Ленинградский Григорий возвел игумена Пимена в сан архимандрита. За время своего служения после Великой Отечественной войны он возвысил Псково-Печерский монастырь в духовном и материальном отношении. Он возглавлял торжественные праздничные монастырские Богослужения, служил ранние литургии, с народным пением, в Никольском и Лазаревском храмах, для многих верующих печерян и паломников он являлся духовником, потрудился в восстановлении благолепия Обители. Им установлено было служение акафистов по дням седмицы, он написал Акафист Божией Матери ради Чудотворного Образа Ея Умиления Псково-Печерския, написал Акафист и тропарь Псково-Печерским Преподобным, Акафист и тропарь преподобной матери нашей Вассе. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен Наместником Троице-Сергиевой Лавры. Лучшими годами своей жизни он считал годы пребывания в Псково-Печерском монастыре. Состояние своей души — любовь к Святой Псково-Печерской обители, к братии, к духовным детям, память о покровительстве Божией Матери Обители архимандрит Пимен выразил в стихотворениях “К Псково-Печерской обители” и “В Пасхальную ночь печерянам”.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011-2017

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитва преподобной вассе

Святые преподобные Васса и Иона Псково-Печерские

“Житие свв. Ионны и Вассы Псково-Печерских” слушать.

Краткие сведения о святой Вассе и ее супруге сообщает «Повесть о Псково-Печерском монастыре».

Преподобные Васса и Иона (в миру Мария и Иоанн) жили в XV в.; муж Марии, отец Иоанн, происходил «из Московския земли», за что псковичи прозвали его Шерстником, то есть пришельцем.

Матушка Мария была полна самоотвержения во имя любви к мужу, детям и ближнему. Но выше этого у нее была любовь ко Господу. Она, в любой опасности безстрашная, безропотная, в трудах и любви неутомимая, и страданиях несокрушимая, жила по слову Апостола: “Да будет украшением вашим в нетленной красоте духа сокровенный человек”. Вся ее жизнь принадлежала мужу, служителю Престола Господня.

По промыслу Божию, отец Иоанн вместе с матушкой и детьми во второй половине XV столетия прибыли в ливонский город Юрьев (Тарту).

“Видя преславное житие, — поется в акафисте Псково-Печерским Преподобным, — и терпение мужа своего, не устрашилася еси трудов и подвигов, преподобная мати Вассо. Радуйся, скорби пастырские и гонения от латинян в Дерпте с супругом твоим разделившая. ” (икос 5).

Действительно, злоба католического духовенства и ливонских рыцарей к Православию и его последователям была настолько ожесточенной, что семья священника Иоанна вынуждена ыла в 1470 – 1471 гг. бежать в ближайший город Псков, а оставшийся в Юрьеве пресвитер Исидор и с ним еще 72 человека, вскоре приняли мученическую смерть – 8 января 1472 г. католики бросили их под лед реки Омовжи (современное название – Эмайыга). (Отец Исидор позже был канонизирован РПЦ в лике священномучеников).

Летописец свидетельствует, что, прибыв в Псков, отец Иоанн с женой и двумя детьми взялся за новое делание. Прослышав об открытии неподалеку от ливонской границы, около ручья Каменца, “Богом зданной пещеры”, священник посмотрел на нее как на возможное место своих будущих покаянных монашеских трудов и отправился туда. Семейство поселилось в небольшой деревне у крестьянина Ивана Дементьева близ речки Пачковки.

Отец Иоанн вставал рано утром, еще затемно, и отправлялся к Святой Горе, где к западу от открытой “Богом зданной пещеры” копал церковь.

Хотя в летописи и нет подробных сведений, чем занимались его жена и дети, но нет сомнений, что они помогали о. Иоанну в его нелегких трудах. Полностью взяв на себя воспитание детей и ведение хозяйства, матушка Васса насадила в душах своих чад семена Истины и добра, и, проводя в страхе Божием житие свое, так же воспитывала и детей, готовясь дать за них отчет Богу.

Через несколько времени матушка Мария заболевает и принимает монашеский постриг с именем Вассы (в некоторых редакциях «Повести…» – Василиссы), (скудные строки повести рассказывают о том, что “по мало же времени разболеся жена его (о. Иоанна), и пострижена бысть в монашеский образ, и наречено ей бысть имя Васса, и в том же образе преставилася”).

Матушка Васса была, по Летописи, первым лицом в истории Псково-Печерского монастыря, принявшим в нем монашеский образ. Над нею же совершилось и первое чудо в этом монастыре при самом начале его основания. Когда инокиня Васса скончалась, то могила была для нее приготовлена в «Богом зданной пещере». Хотя изначально ее супруг пытался похоронить Вассу в выкопанной собственноручно могиле. “. Иоанн же ископа землю в той “Богом зданной пещере”, со отцем ея духовным отпеша надгробная, положиша ю в ней. В нощи же той изставлена бысть из земли некою невидимою силою”, – говорится в Повести о житии святых Вассы и Ионы.

Но наутро гроб с телом святой Вассы оказался на поверхности земли. Это чудо чрезвычайно поразило о. Иоанна и ее духовника, не говоря уже о тех, кто провожал в последний путь монахиню Вассу.

Летописец говорит: “Иоанн же, помыслив со отцем ея духовным, яко нечто погрешиша в надгробном, и отпевше второе, и разрешательную молитву изглаголавше отцу ея, паки погребоша, и на утрие второе обретеся, обретеся на верху земли. Иоанн же, недоумеваясь о сем, ископа место на левой стороне в пещере, и положиша гроб ея непогребен”. (Повесть, стр. 5).

(Перевод: “В следующую ночь после того, как инокиня была погребена, гроб ее был выставлен из земли какою-то невидимою силою. О. Иоанн и духовный отец Вассы, думая, что пропустили что-нибудь в надгробном пении, совершили над умершею это пение во второй раз и после разрешительной молитвы снова опустили ее в ту же могилу. Но через ночь гроб Вассы опять очутился на верху могилы. После этого Иоанн оставил гроб ее уже непогребенным и поставил его на левой стороне, при входе в пещеру, ископав в стене только нужное для нее вместилище”. (Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893, с. 7-8)).

Так сразу же по преставлении прославил Бог преподобную Вассу, и по прошествии многих лет было явлено вновь великое чудо — во время одного из нападений ливонцев на Псково-Печерскую обитель, некий рыцарь дерзко намеревался осквернить святую гробницу с мощами преподобной. Он пытался мечом открыть крышку гроба, но был внезапно попален изшедшим изнутри Божественным огнем. На правой стороне гроба остался след пламени, порой благоухающий и источающий дивный аромат и по сию пору.

О том, что преподобные Васса и Иона почитались в монастыре издавна, свидетельствует упоминание в «Повести…» о состоявшемся 7 марта 1600 г. переложении мощей преподобной Вассы (вместе со старым обветшавшим гробом) в новый гроб наряду с мощами первых псково-печерских иноков – преподобных Марка (конец XIV – начало XV вв.) и Ионы.

Преподобная матерь Васса, как мы уже говорили, стала первым лицом, принявшим в обители монашеский постриг, и за богоугодную и блаженную свою жизнь она сподобилась небесных чертогов, вкупе со старцем Марком-пустынножителем и со своим супругом, преподобным Ионой.

Жизнь преподобных супругов Ионы и Вассы — из тех жизней, которые от начала до конца есть прославление имени Божия. Жизнь мира, часто жестокая и кажущаяся безсмысленной — становится мудрой и прекрасной в свете святых — великих носителей Правды Божией на земле. Их жизнь — преодоление зла подвигом любви, явление Неба на земле.

Святые преподобные Иона и Васса почитаются сегодня на Руси покровителями супружества, наравне со святыми Петром и Февронией Муромскими.

Храм святителя Василия Великого

Жизненный путь преподобной Вассы тесно связан с подвигом преподобного Ионы, до пострига — священника Иоанна, супруга ее. Все те лишения и страдания, которые имел он на своем тернистом пути, были и ее муками.

изображение: Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские (XV век)

Молитва преподобной Вассе

Акафист преподобной Вассе Псково-Печерской

Избранней от мирскаго жития на подвиг иноческий спасительный, утешению и радости верных, преподобней Васcе похвальная восписуем пения. Ты же внемли недостойным мольбам нашим, донеси прилежне до Царя славы и Господа, да со умилением зовем ти сице:

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Ангельстии лицы возрадовашася ти, егда родишася в мир сей, ведяще тя предъизбранную для подвигов и добродетелей. Мы же, обретше тя добродетельную помощницу и молитвенницу, взываем ти сице:

Радуйся, возрадовавшая рождением родителей твоих.

Радуйся, ангельские усладиша очеса.

Радуйся, красотою души измлада богатая.

Радуйся, детский трепет души посвятившая Богу.

Радуйся, Духа Святаго в крещении приявшая.

Радуйся, печатию дара Духа Святаго назнаменованная.

Радуйся, отрекшаяся сатаны и всех дел его.

Радуйся, во Христа облекшаяся.

Радуйся, истинную веру устами восприемника исповедавшая.

Радуйся, ризою светлою одеявшаяся.

Радуйся, с пострижением власов нечистоту греха отчуждившая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Видяще родители, яко дщи родися преславная, возблагодариша Бога, даровавшаго таковую милость верным и воспеша от всея души: Аллилуиа.

Разум даровася тебе от Бога, егда бо еще младою отроковицею благочестию и молитве научена была еси. Ты же, яко пчела, мед добродетелей собирала еси. Сего ради приими от нас пения сия:

Радуйся, от юности в благочестии воспитанная.

Радуйся, возлюбившая Бога всем сердцем своим.

Радуйся, в любве к ближнему совершенствовавшаяся.

Радуйся, родителей своих почитавшая.

Радуйся, послушанием приносившая им радость.

Радуйся, очеса твоя кротостию украшашеся.

Радуйся, руце твои на добродетели простирахуся.

Радуйся, нозе бо твои шествоваху незаблудным путем.

Радуйся, и нас научающая сим добродетелем.

Радуйся, в скорбех отрадо наша.

Радуйся, в молитвах прибежище верных.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Сила Господня осени тя, егда подвизашеся на добродетели, вразуми бо тя Господь, да украсиши житие твое, аки каменьми драгоценными, милосердием, братолюбием и кротостию, и воззовеши Богу: Аллилуиа.

Имуще богатство неисчислимое в сердце своем, сложенное от юности, востекла еси ко супружнику твоему Иоанну и прельсти его сим богатством, да видяще восприемлет тя на брак честен. Сего ради зовем ти:

Радуйся, с чистотою тела и чистоту души соблюдшая.

Радуйся, с добродетельным Иоанном в брак честен вступившая.

Радуйся, добродетельной супружницей явившаяся.

Радуйся, в таинстве брака благодать получившая.

Радуйся, с сею благодатию преславне пожившая.

Радуйся, славою и честию венчавшаяся.

Радуйся, к сему житию путеводящая.

Радуйся, помощнице брак честен соблюдающим.

Радуйся, наказательнице неверных жен и мужей.

Радуйся, верных Христови обручающая.

Радуйся, неверных от своея помощи отревающая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Бурею естества человеческаго повергшеся ко греху, яко адамант тверд была еси, с сокрушением в покаянии очищала еси себе от зол мира сего и добродетельми блистала яко заря солнечная, ликуя вопия Богу: Аллилуиа.

Слышаша людие о тебе, преподобная, яко вельми добродетельми украшена, стекахуся к тебе, да почерпают от сего источника благодати. Егда же утешение получаху, согласно взываше к тебе:

Радуйся, луно, светящая в нощи греховней сущим.

Радуйся, звездо, ведущая к добродетели.

Радуйся, напитавшая алчущаго.

Радуйся, напоившая жаждущаго.

Радуйся, приявшая страннаго в своя обители.

Радуйся, согревшая во мразе сущих.

Радуйся, заповедем Божиим сопричастнице.

Радуйся, добродетели всякия правило.

Радуйся, смирением облеченная.

Радуйся, кротостию украшенная.

Радуйся, сладкоуханная цевнице.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Боготечная звезда была еси, сияя супружнику твоему Иоанну, егда сан иерейский прияша, разделяше бо житием твоим вся красоты и скорби пастырскаго его подвига, непрестанно вопия: Аллилуиа.

Видеша ближнии и дальнии честную двоицу добродетельную во спасении и трудех жительствующую, вознесоша благодарный глас свой к Богу и воспеша сия:

Радуйся, всеблагая печальнице иерея Божия.

Радуйся, блистающая светом Отчим.

Радуйся, труды пастырства разделявшая житием своим.

Радуйся, светильниче, освещающий скорбный путь.

Радуйся, премудростию венчанная.

Радуйся, иерею Божию сопутствовавшая.

Радуйся, сладость пресвитера восприемлющая духом.

Радуйся, благоговейно внимавшая глаголом живота.

Радуйся, сердце свое жилищем Бога соделавшая.

Радуйся, в Бозе и для Бога жившая.

Радуйся, светом веры и нас озаряющая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Проповедницы людие быша егда о подвизех преподобнаго Марка рекоша и на стогны града Пскова молву донесше, возвестиша бо о добродетельном житии его и подвизех. Мы же ведуще сия, велегласно зовем: Аллилуиа.

Возсиявше житие преподобнаго Марка в земли Псковстей и стекахуся в пустыню Печерскую тщащиися жития иноческаго. Тако и ты, преподобная, со супругом твоим востекла еси в леса и дебри Печерстии, бегая мира лукавствия. Сего ради приими от нас похвалы сия:

Радуйся, прелесть мирскую оставившая.

Радуйся, к иноческому деланию прибегшая.

Радуйся, преподобным Марком умудренная.

Радуйся, его наставлением внимавшая.

Радуйся, подвиги его лицезревшая.

Радуйся, мира тленнаго не возжелавшая.

Радуйся, твоему супругу подражавшая.

Радуйся, дебрьми и лесом не устрашенная.

Радуйся, злокозненные наветы диавола победившая.

Радуйся, Ангелов теми возвеселившая.

Радуйся, со Ангелы во славе небесней ныне ликуеши.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Хотяще оставити мир сей, востече честная двоица к преподобному Марку, и ту водворися на подвиги, облагоухашеся молитвами преподобных дебри, еже при потоце Каменце, в пещерах же Богом зданных учредишася церковь, в нейже согласно пояху иноцы: Аллилуиа.

Новую и преславную силу изведаша двоица честная, приобщившись чину иноческому и пострижение прияша, подвиги бо усугубиша в лесах и пропастех земных. Мы же ведуще сия глаголем:

Радуйтеся, иноческаго жития ревнителие.

Радуйтеся, пострига монашескаго возжелавшии.

Радуйтеся, в постриге Богу себе всецело предавшии.

Радуйтеся, плоть свою трудами томившии.

Радуйся, Иоанне — Ионой нареченный.

Радуйся, житию пророка Ионы подражавый.

Радуйся, в пещерах яко во чреве китове пребывавый.

Радуйся, яко чрево земли бысть тебе отрадою.

Радуйся, и супружницу твою Христу обручивый.

Радуйся, Вассо, блаженная – подражательнице супругови.

Радуйся, подобно ему, в недрех земли молившаяся.

Радуйся, всех благ земных Христа ради лишившаяся.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Странное и преславное чудо слышаще зверолови, пришедше на святую гору, и гласи пений иноческих уловивше из земли, страхом объяты бывше, поведаша людем о сем и возопиша Богу: Аллилуиа.

Вся бе небесным взята, преподобная, но и на земли усердно подвизашеся, и в иночестем делании упраждняшеся. Сего ради приими и от нас похвалы сия:

Радуйся, правила монашеския возлюбившая.

Радуйся, молитвою к Богу всегда пламенеющая.

Радуйся, обеты иночестии Богу принесшая.

Радуйся, послушание паче укрепившая.

Радуйся, сему дару и нас научающая.

Радуйся, нестяжание приобретшая.

Радуйся, от корысти и скверноприбытчества нас ограждающая.

Радуйся, сладость молитвы познавшая.

Радуйся, сею пищею и нас питающая.

Радуйся, пустынное житие предпочетшая.

Радуйся, в двери рая с преподобным Ионою возшедшая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Всяких сил небесных ныне являешися сопричастницей, святая и преподобная Вассо, предстоиши бо у престола Божия и непрестанно молишися за ны, вопиющия Богу: Аллилуиа.

Витии многоглаголивии не могут изрещи подвиги и труды твоя, како женское естество отвергше, суровому пустынническому житию востекла еси. Мы же, ведуще силу Господню, воскликнем ти:

Радуйся, Господня избраннице.

Радуйся, небесных селений достигшая.

Радуйся, любовь твою обильно на нас проливающая.

Радуйся, весь Печерскую освятившая своим пребыванием.

Радуйся, подвиги твоими и нас вдохновляющая.

Радуйся, ведущая нас на небо.

Радуйся, всем прибегающим к тебе скоро помогающая.

Радуйся, заблудших незримо вразумляющая.

Радуйся, утешение наше присное.

Радуйся, пустыни тезоименитая.

Радуйся, пустынное житие являющая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Спасти хотя род человечь, Человеколюбец Господь, дарова нам помощницу в бедах и обстояниих, скорбех и печалех, о преподобная Вассо, да всяк возраст утешен будет и в радости воскликнет: Аллилуиа.

Стена еси верным и сладкая отрада. Сего ради присно зряще на образ твой радуемся грешнии и со дерзновением восклицаем:

Радуйся, радосте наша любезная.

Радуйся, мати всем крова лишенным.

Радуйся, одеждею нас снабдевающая.

Радуйся, всегда Бога о нас умоляющая.

Радуйся, иноком присная помощь.

Радуйся, в подвизех иночестих утверждающая.

Радуйся, страстей и наветов плоти отгонительнице.

Радуйся, в крестоношении нам помогающая.

Радуйся, молитве незримо научающая.

Радуйся, в сладость молитву нам претворяющая.

Радуйся, в подвизе поста укрепляющая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Пение хвалебное приими от нас, преподобная мати, внемли молением нашим, защити нас от всякаго зла, сохрани град сей и обитель, да будет верным утешение и прибежище, идеже возможем пети: Аллилуиа.

Светоприемная свеща бысть житие твое, преподобная! Сего ради Господь нетлением тя прослави и ныне пречестную раку мощей твоих зряще, тебе восклицаем:

Радуйся, нетлением почтенная.

Радуйся, Царства Небеснаго наследнице.

Радуйся, во врата узкия вшедшая.

Радуйся, ныне с Богом беседующая.

Радуйся, Христу сораспятая.

Радуйся, слезами покаяния себе омывшая.

Радуйся, слезы молитв твоих обратися в радость.

Радуйся, вельми чадолюбивая ко грешным.

Радуйся, о гресех за сих чад усердно умоляющая.

Радуйся, сердце каждаго зрящая.

Радуйся, доброе намерение целующая.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

Благодать ти дана от Бога милостию посещати чад обители твоея, на месте, идеже ты житие монашеское провождала. Мы же ведуще сие и радующеся прилежне в умилении восклицаем Богу: Аллилуиа.

Поюще тя, преподобная мати Вассо, не возможем песен достойных составити ко прославлению имене твоего честнаго, токмо на любовь твою надежду возложим, да восхвалим тя пении сими:

Радуйся, житием своим Бога воспевшая.

Радуйся, питающая нас хлебом небесным.

Радуйся, девства страж неусыпный.

Радуйся, иноков вельми возлюбившая.

Радуйся, места сего страж неусыпный.

Радуйся, града Печер оплот верный.

Радуйся, Псково-Печерския обители украшение.

Радуйся, рака твоя ныне зрима есть.

Радуйся, фимиаме молитв усердный.

Радуйся, ты бо вся прошения наша слышиши.

Радуйся, николиже нас оставляеши.

Радуйся, преподобная мати Вассо, помощнице наша прерадостная.

О, преподобная и всехвальная мати Вассо! Обители Псково-Печерския инокине! Внемли милостивно молением нашим и вся прошения наша исполни, да восхвалим Бога песнию: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

©2007—2017 Храм св. Василия Великого (на Горке) город Псков. Контакты

Оценка 4.9 проголосовавших: 907
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here