Молитва путника сафар

Советуем ознакомиться молитва путника сафар с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Намаз путника по сунне: как сокращать, совмещать намазы; кто считается путешественником и т.д.

Многие из мусульман работают или вахтенным методом или часто ездят в командировки. И вот тут возникают проблемы с намазом. Как совершать намаз в поездке? Многие не зная ответ на этот вопрос, просто перестают делать намаз. А ведь это не правильно. Для тех, кто находится в пути, существуют правила выполнения намаза, по которым путешествующий должен сокращать намазы.

«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (сура Ан-Ниса аят 101)

Какие намазы нужно сокращать путнику?

Сокращаются только фард намазы, состоящие из 4-х ракатов. Это Зухр, Аср и Иша намазы. Эти намазы нужно делать в 2 раката, так же как делается Фаджр. Фаджр и Магриб, а так же Витр намазы читаются полностью.

Ибн Аббас передал: «Устами вашего пророка Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел вам дома совершать четыре ракаата, в путешествии — два ракаата, а в состоянии страха — один ракаат» ( Муслим).

Передают, что Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, также рассказывал: «Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину» (Аль-Бухари и Муслим)

Ученые ханафиты считают, сокращение намазов обязательным. Ученые шииты считают, что если расстояние достаточное, то предпочтительнее сократить, но если человек не уверен в выполнении всех условий, то лучше не сокращать.

Расстояние с которого разрешается сокращать намазы.

Если путь составляет больше 81 километра, то это расстояние считается сафаром. И человек, преодолевающий это расстояние называется мусафиром. Но если человек выезжает в другую местность и расстояние до конечного пункт будет меньше 81 километра, то этот путь сафаром не считается и намазы сокращать нельзя. Анас, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал:

«Мы отправились в поездку из Медины в Мекку вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он совершал намазы по два рак‘ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину».(аль-Бухари и Муслим).

Кого считать путником (мусафиром)?

Человек, который выехал из своего дома по делам или в путешествие или к родственникам и его путь до конечного пункта будет составлять более 81 километра будет считаться путником (мусафиром). Это расстояние только в один конец. Если мусульманин решил съездить в соседний город и до города всего 50 км, то считается только путь туда, а не туда обратно 100 км. Поэтому человек совершающий такую поездку не считается мусафиром.

С какого момента нужно сокращать намазы путнику?

Намаз можно сокращать как только покинули границы своего населенного пункта. И многие ученые придерживаются мнения, что эти границы можно определять по дорожным указателям. Хотя, другие ученые считают, что должны закончится все постройки следующие за населенным пунктом.

Можно ли совмещать намазы в дороге мусафиру?

Еще один важный вопрос: «Как делать намаз в путешествии? Объединять или нет?» Ученые разных мазхабов расходятся во мнениях по этому вопросу.

Ученые шииты считают, что возможно объединять Зухр намаз и Аср, а так же Магриб и Эша. При этом в зависимости от возможности передвигать Зухр к Аср намазу и наоборот, но соблюдать последовательность выполнения намаза. Так же можно поступать с Магриб и Эша намазом. Приводят следующий хадис

Со словами Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах ими обоими):«Находясь в пути, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда объединял полуденную молитву с послеполуденной, а закатную — с вечерней»(Аль-Бухари).

Ученые ханафиты, считают, что нельзя объединять намазы, но можно откладывать намз на конец времени, а второй совершать в самом начале его времени. Об этом говорится в хадисах. Один из таких хадисов передает слова Ибн Мас’уда (радиаллаху анху): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объединял два намаза, будучи в пути. Он объединял магриб и иша, задерживая магриб до того момента, когда оставалось совсем немного времени до окончания положенного для него времени, и совершал иша сразу после начала его времени». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 2:458)

Сколько дней можно сокращать намазы во время путешествия?

Ученые всех мазхабов согласны, что если человек собирается вернуться домой, но при этом не знает сколько дней продлится его поездка, то он сокращает намазы.

Ученые ханафиты считают, что если человек останавливается сроком на 15 дней и меньше, то он совершает молитву мусафира, если количество дней больше 15, то выполняются намазы полностью.

Ученые шафииты считают, что оставаясь на 4 дня, не считая дороги, нужно сокращать намазы. Сверх этого срока – намазы сокращать нельзя.

Некоторые ученые считают, что в силу своей профессии летчики, машинисты, проводники, водители и т.д. находятся все время в путешествии и должны сокращать намазы. Но лучше уточнить у имама своей мечети по этому вопросу. Так как другие ученые считают, что таким людям намаз сокращать нельзя.

Как читать намаз в поезде, на корабле или в самолете.

«Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды спросили как совершать намаз на корабле и он сказал: «Молитесь на нем стоя в том случае, если не боитесь утонуть»(87 Аль-Баззар (68), ад-Даракутни, Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан» (82/2). На достоверность хадиса указал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

Если путешествие происходит на своей машине, то лучше остановить ее и прочитать намаз по всем правилам, выполняя все действия намаза. Если это общественный транспорт, поезд, самолет, корабль, то выполнять намаз в соответствии с возможностями. Есть возможность стоять – делается намаз стоя, нет – то сидя и по возможности повернувшись в сторону Каабы (если возможно определить ее направление).

Молитва путника сафар

Намаз путника. Первая часть

Мы продолжаем переводить книгу «Аль-Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии», совместный труд известных современных ученых: Мустафы Аль-Буга, Мустафы Аль-Хини, а также Али Аш-Шурбаджи.

Раздел о намазе путника рассматривает основные вопросы, связанные с сокращением и совмещением молитвы, совершаемой во время путешествия (сафар), а также связанные с ними условия.

Сафар – это (какая-то) часть муки, [трудностей]. В нем человек утрачивает стабильность и спокойствие. Поэтому, Всевышний Аллах облегчил путнику множество решений религии, и из таких облегчений является намаз. Чуть позже мы остановимся на рассмотрении формы облегчения (намаза), её условий и на способе извлечения от него пользы.

Как выполняется намаз путника:

Всевышний Аллах облегчил путнику его намаз двумя облегчениями:

Первое: сокращение количества ракаатов, что называется «каср» – сокращение.

Второе: объединение двух своевременных намазов, чтобы путник имел как можно больше свободного времени, и это называется «джам’у байна салатайн» – объединение намазов.

Это совершение четырехракаатных намазов, таких как Зухр, Аср и Иша в два ракаата вместо четырех, как мы это увидим далее, в приведенных (нами) доводах.

Основой, в установлении сокращения, являются слова Всевышнего Аллаха: «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы сократите некоторые из намазов» [2] .

Передает имам Муслим от Я’ля ибн Умаййа, сказавшего: «Я произнес (перед) Умаром ибн аль-Хаттабом (данный аят): «Не будет за вами греха в сокращении молитвы, если боитесь, что неверующие подвергнут вас испытанию» и спросил его: «Но ведь теперь люди в безопасности». Он ответил: «Я тоже когда-то удивился этому и спросил об этом Посланника Аллаха, на что он ответил: «Это милостыня, которую Аллах подал вам. Так примите же Его милостыню!»

И это указывает, что сокращение намазов не является обособленным только лишь из-за состояния боязни.

Для сокращения намаза необходимо соблюдать следующие условия:

1.Необходимо, что бы наступление времени намаза и его совершение было в сафаре.

Это условие исключает совершение намаза, время которого наступило до того, как путник вышел в путь. Такой намаз не разрешается совершать сокращенно, потому что он не был путником в то время, когда этот намаз на нем обязывался и ему стало обязательным его выполнение.

Также исключается намаз, время которого наступило в то время, когда он еще был путником, но который он не совершил [в пути], пока не возвратился в свой город. Ему не разрешается совершить её в сокращенном виде, потому что он, во время его совершения, не является путником, а сокращение является (облегчением только) для путника.

2. Преодоление границ (стен) города [3] , из которого путник выходит в путь, или же минование построек, если этот город не имеет границы, потому что тот, кто находится внутри этих построек или границ, не является путником.

То есть, сафар начинается тогда, когда человек переходит эти границы (города), также как и сафар заканчивается прибытием на это место. И, исходя из этого, он не сокращает намазы кроме тех, которые стали его ответственностью в этот промежуток времени (то есть в промежуток между минованием границы и прибытием к этим границам, но это слабое мнение. Сильным мнением в Шафиитском мазхабе является то, что н е является условием для совмещения намаза, чтоб человек, совмещающий намазы, был мусафиром в начале первого намаза, как это и было сказано выше, то если если время намаза наступило до того как человек выехал в сафар, а он не совершив его у себя дома вышел в сафар то ему разрешается его сократить и совместить с другим намазом, как это пишет Ибн Хаджар аль-Хайтами. Прим. пер. ).

Передали имамы Бухари [4] и Муслим [5] что Анас, да будет доволен им Аллахговорил: «Вместе с Посланником Аллаха, я совершил обеденную молитву в Медине в четырех (ракаатах) и также исполнил вместе с ним предвечернюю молитву в Зуль-Халифе в двух ракаатах». А Зуль-Халифа находится за пределами построек Медины.

3. Отсутствие намерения задержаться в том месте, куда он держит путь, на 4 дня (или более), не считая дней прибытия и отъезда.

А если же он, все-таки сделал такое намерение, то место, куда он держит путь, считается как его родина (родной город), где он живет, и ему не разрешается сокращать намаз, кроме как в дороге (т.е., ему разрешается сокращать намазы в дороге до места, куда он держит путь, а с прибытием на это место у него заканчивается сафар).

А если же он намерен остаться там менее четырех дней, или же он не знает срок пребывания в этой местности из-за его работы и не знает, когда она закончится: в первом случае, он сокращает, пока не возвратится обратно, а во втором – до восемнадцати дней, не считая дней прибытия и отъезда.

Передал Абу Дауд [6] от Имрана бин Хусейн, да будет доволен им Аллах, он сказал:

«Я сражался вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и присутствовал с ним во время открытия (Мекки), и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остался в Мекке восемнадцать ночей, не совершая кроме двух ракаатов». Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в том году, когда была завоевана Мекка, оставался там на этот срок (18 дней), сокращая молитвы, чтоб потом пойти на сражение с Хавазин, так как не знал точно, сколько дней ему придется там остаться.

4. Не совершение намаза за тем, кто не находится в сафаре.

Если путник встал на намаз за имамом, который не сокращает намаз, то он обязан последовать за ним до конца, и не разрешается ему сокращать намаз. А что касается обратного случая, когда путник является имамом в намазе и за ним совершают намаз те, кто не в сафаре, то в этом случае он может сокращать намаз. Для него является желательным после того, как даст салям после двух ракаатов, поспешить и сказать тем, кто следовал за ним в намазе: «Вы заканчивайте свой намаз, поистине я являюсь путником (и поэтому сократил намаз)».

Передал имам Ахмад, с достоверной цепочкой от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что его спросили: «Что можно сказать о путнике, который совершает два рааката, когда молится один, а когда следует за имамом, не находящимся в сафаре, совершает четыре раката?» Он сказал: «Это и есть Сунна».

Смысл этого ты узнал немного ранее.

Передал имам Бухари от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял обеденную и предвечернюю молитвы, когда бывал в сафаре, также и вечернюю и ночную».

Также передал имам Муслим от него же, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,в одном из своих путешествий во время похода на Табук, исполнил вместе молитвы: обеденную и предвечернюю, вечернюю и ночную. Саидибн Джабир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я спросил ибн Аббаса: «Что толкнуло его на это?»Тот ответил: «Он не желал причинять неудобства его общине».

Объединяющие намазы делятся на два вида:

Объединение во время первого намаза – это совершение двух намазов во время первого из них, и, соответственно, объединение во время второго намаза – это совершение двух намазов во время второго из них.

Передали абу Дауд, Тирмизи и другие от Муаза, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время газавата Табук, когда выходил в путь до того, как поднимется солнце, откладывал обеденный намаз, чтобы совершить его вместе с предзакатным, а когда выходил в путь после уклонения солнца, то совершал обеденный и предзакатный намазы вместе. Также, когда он выходил в путь до заката, то откладывал вечернюю молитву чтоб совершить её вместе с ночным, а когда выходил в путь после заката, то совершал ночной закат вместе с обеденным».

[3] Современные ученые шафиитского мазхаба указали на то, что сегодня границы в такой ситуации дозволено определять по указателям о начале/окончании того или иного населенного пункта.

Материалы

Намаз в сафаре , молитва путника

Под словами «если его поход был чрезвычайно важным» имеется в виду, что он уделял ему особое внимание и торопился. См. «ан-Нихая фи гариб аль-ахадис» 1/244.

Хафиз ибн Хаджар же сказал: «Под словами» имеется в виду, когда поход становился тяжелым и трудным». См. «Фатх аль-Бари» 2/580.

Так Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в пути до того, как солнце миновало зенит, то он откладывал молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра, а затем делал привал и совершал обе молитвы вместе. Если же солнце уже миновало зенит, то он вначале совершал полуденный намаз, а затем продолжал путь». См. «Сахих аль-Бухари»/1111, 1112.

Хафиз Ибн Хаджар, привел этот хадис в «Булюг аль-Марам»/426. И сказал: «Цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса достоверная». См. также «Фатх аль-Бари» 2/583 и «Зад аль-Ма’ад» Ибн аль-Кайима 1/477-480.

В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «Когда он находился в поездке, то после прохождения солнцем зенита он совершал вместе молитвы аз-зухр и аль-‘аср, а затем уже продолжал свой путь».

Ас-Сан’ани в «Субуль ас-салям» 3/144 в отношении этой версии сказал: «О ней нет никаких критических высказываний».

ВОПРОС-ОТВЕТ

Намаз путника

1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.

2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа “А это бид’а?” или “Можно ли?” не принимаются.

3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

Намаз путника

Re: Намаз путника

Когда же вы выходите в путь домой, или наоборот на учёбу, то в пути совершаете намаз путника, сокращая четырёх ракаатные намазы на два ракаата, не совершая суннатов, кроме двух ракаатов сунны утреннего намаза, а также витр-намаз, т.к. пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял два ракаата утреннего намаза и витр даже, будучи мусафиром (путником). А также вы можете во время путешествия объединять Зухр-намаз и Аср, и Магриб и Иша.

Да поможет вам Аллах в вашей учёбе!

И Аллах более Сведущ!

Re: Намаз путника

Re: Намаз путника

Намаз путника

Когда происходит объединение и сокращение, то дается для 2-х молитв 1 азан, затем для каждой молитвы икамат.

Совершаются по 2 ракаата (если зухр и аср), т.е. 2 ракаата зухр, затем таслим, затем икамат и 2 ракаата аср.

Молитва магриб при этом не сокращается !

Re: Намаз путника

Намаз путника

وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَنْ تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَنْ يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا ۚ إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُبِينًا

Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами

И может возникнуть вопрос ведь мы не боимся искушения неверных, например в мусульманских странах или в родных местах, там нет такой опасности ! Ответом на это будет следующее:

Да и были те, кто говорил о ограничение в этом вопросе наличием опасности, и были даже ученые.

Однако, передается от ибну Сирина, кот. передал от ибну ‘Аббаса, кот. сказал:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, путешествовал из Медины, и не боялся никого кроме Аллаха Всевышнего, совершал при этом два ракаата до тех пор, пока не возвращался”.

( приводится у имама Ахмада, так же у ибну аби Шейбы, ан-Насаи, Тирмизи, кот. сказал: “Хадис хасан сахих”, см. “аль-ируа”, 2/3)

От Я’ля ибну Умайа передается, что он спросил у Умара ибнуль-Хаттаба о аяте: “не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих” – “Мы ведь в безопасности сейчас ?!” , на что ответил ему Умар ибнуль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:

“Я так же как и ты удивился этому и спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил: “Это садака, которую дал Аллах вам, так примите же эту садаку (подарок)” “.

(хадис приводит имам Муслим, 686. И обязательность в сокращение видел абу Ханифа и многие имамы, а имамы Малик, Шафии и Ахмад говорили о том, что лучше сокращать, но что можно и совершать молитву без сокращения. См. “шарх ан-Науауи”, 5/694)

Re: Намаз путника

Намаз путника

Это мягко говоря ошибочное суждение !

Кто вам сказал что приказы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Его Сунна – не из Курана .

Всевышний Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

То с чем пришел к вам посланник, то берите, а что запретил он вам, сторонитесь. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах

Аллах Всевышний так же говорит:

قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милостивый»

(сура Али Имран, 31)

Сунна – разъясняет Куран, и так же есть откровение от Аллаха. Нельзя брать одно и оставлять другое !

وَمَا يَنْطِقُ عَنِ الْهَوَىٰ

إِنْ هُوَ إِلَّا وَحْيٌ يُوحَىٰ

Он не говорит по прихоти.

Это – всего лишь внушаемое ему откровение

(сура ан-Наджм, 3-4)

Re: Намаз путника

Re: Намаз путника

Шейх Усеймин, да будет милостив к нему Аллах, говорил что человек путник, если вышел из своего селения, пока не вернётся обратно, даже если будет отсутствовать 10 лет и более. Вопрос “путника” не ограничивается кол-вом дней, пока он путник, пока он находится в пути и ведет образ жизни путника, он путник, и ему необходимо сокращать намаз, дозволено его объединять и дозволено не поститься в Рамадан, с последующим восполнением пропущенных дней.

Re: Намаз путника

Re: Намаз путника

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here