Николай лысенко молитва за украину

Советуем ознакомиться николай лысенко молитва за украину с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва за Украину

Содержание

Молитва за Украину – торжественный музыкальное произведение, известный также под названием Боже великий, единый, нам Украину храни или как церковный гимн Украины, музыка Николая Лысенко, слова Александра Конисского. Написанная в 1885 году. Известны аранжировки Виктора Матюка, Кирилла Стеценко и Александра Кошица.

1. История создания

Историю появления гимна исследует львовский профессор Роман Кирчив из переписки галицкого литератора и общественного деятеля Павла Кирчива с Иваном Франко и его брата Богдана Кирчива с Александром Кониским. Стало известно, что Павел Кирчив еще студентом духовной семинарии познакомился с Конисским. Произошло это в 1884 году, когда писатель был во Львове и выступал перед студентами. Через некоторое время семинаристы собрались издать сборник народных и авторских песен. 26 января 1885 Б. Кирчив написал письмо А. Конискому, прося его прислать в сборник собственные и Лысенко произведения. Это письмо стало историческим толчком, который объединил творческий потенциал друзей и сподвижников М. Лысенко и А. Конисского.

Уже 26 марта 1885 года А. Конисский сообщил Б. Кирчива:

Ваш искренний Перебендя [1]

Шухевич незадолго ответил:

Он просил передать Лысенко, чтобы сделал облегченный, а если нет, то и так пойдет. Лысенко не учел “региональные пожелания”. И уже 29 мая 1885 В. Шухевич сообщает: “” Молитву “передал для литографа, скоро будет готова, сообщу Вас”.

Следовательно, можно датировать единственный лысенковский религиозное произведение на авторский текст февралем-марте 1885 г. Тогда “Молитва” приобрела широкую популярность в Галичине и вне ее. [2]

После смерти Н. Лысенко появляются новые хоровые версии произведения, иногда еще с изменениями текста. М. Юрченко подает в издании “Николай Лысенко. Религиозные произведения” три из них, самые известные, с различными текстовыми вариантами: аранжировка В. Матюка, К. Стеценко и А. Кошица. Последняя получила наибольшее распространение. Сейчас произведение официально признано духовным гимном Украины на уровне с государственным. [2]

2. Современный текст

С момента создания текст Духовного Гимн Украины неоднократно редактировался.

Молитва за Украину Боже великий, единый, Нам Украину храни, Свободы и мира лучами Ты ее осени. Светом науки и знания Нас, всех, просвещения, В чистой любви к краю, Ты нас, Боже, вырасти. Молимся, Боже единый, Нам Украину храни, Все свои ласки-щедроты Ты народ наш обрати. Дай ему волю, дай ему долю, Дай доброго мира, Счастье дай Бог, народа И многая, многая лета.

Боже Великий Єдиний – Духовний гімн України

Національний український народний хор ім. Г. Верьовки

Молитва за Україну (Боже, великий єдиний, нам Україну храни), написана в 1885 році, музика Миколи Лисенка, слова Олександра Кониського.

"Bozhe velykyi, yedynyi" (Ukrainian: Боже великий, єдиний, or "Prayer for Ukraine") is the main nominee for the spiritual anthem of Ukraine. There are several versions of the lyrics written by Oleksandr Konysky, although the main idea and rhyme does not change. Mykola Lysenko, a great Ukrainian composer, created music to accompany the text(wiki. )

Национальный украинский народный хор им. Веревки.Духовный гимн Украины (Молитва за Украину), написанный в 1885 году,слова Александра Кониского, музыка Николая Лысенко.

Українські церкви. Ukrainian Church

Боже великий, єдиний,

Нам Україну храни,

Волі і світу промінням

Світлом науки і знання

Нас, дітей, просвіти,

В чистій любові до краю,

Ти нас, Боже, зрости.

Молимось, Боже єдиний,

Нам Україну храни,

Всі свої ласки й щедроти

Ти на люд наш зверни.

Дай йому волю, дай йому долю,

Дай доброго світу, щастя,

Дай, Боже, народу

І многая, многая літа.

Oh Lord, Almighty and Only

for us our Ukraine, please, keep

by freedom's and the rays of light

you set her in light.

By light of science and knowledge

keep us, your children, enlightened.

the pure love to the land

you, oh Lord, please, instill.

We pray, oh Lord and the Only,

for us our Ukraine, please, keep.

all of your presents and generosity,

you turn to people of ours.

Give them the freedom, give them good fate,

give them good light, and the happiness,

give, oh Lord, people

many and many years.

Коментарі (0)

Української Греко-Католицької Церкви.

Всі права застережено.

Використання матеріалів сайту дозволено при умові обов’язкового вказання активного гіперпосилання на джерело.

Редакція не завжди поділяє думку авторів публікацій.

просто виділіть її та натисніть Ctrl-Enter

Так Патриарх Кирилл оказался прав – правильно говорить Русь-Украина, а не Украина

Тут нашего Патриарха Кирилла некоторые малообразованные национал-патриоты во время его последнего визита в Киев в очередной раз обвинили в империализме.

Учитель c Обуховщины:

10.03.2010 12:38 _ Александр Чаленко

Читаючи опуси Чаленка я одразу пригадав університет. З нами вчився Богдан, якого ми називали Босько. Хоча він і був непоганим пацаном, але досить обмеженим. Родом він був з якогось глухого села. Особливістю Боська було те, що завжди ставив провокативні питання, вислуховував дискусію, яка часто в результаті виникала а потім робив ” аналітичні висновки”. Чаленко прототип Боська.

. Вы, видимо, переучились там в университете. Не вижу никакого сходства.

Нет, не знаю, почему “национал-патриоты” не произвели расследования. Я вообще об этом интересном факте только сейчас узнал (о патриаршьей цитате и о первоначальной редакции). Я теперь блог Чаленко чаще читаю, чем ЗН.:) Могу сказать, что Щеткина и некто Палий лажанулись. Поленились, видимо. Так им и надо, а не ленитесь! Но и не придавали этой “модификации” такого эпического значения, как, кажется, хочет представить “Вася”. Ну и не пристало бы им протестовать по этому поводу – творчество Конисского простительно не знать, но уж Грушевского с его концепцией “України-Руси” они знают! Меня, кстати, это и насторожило в статье “Васи”: с чего бы устраивать “шквал критики” против столь почтенного термина?

Не, ну, послушайте – Вася провел расследование и наглядно и самоочевидно доказал, что никаких оговорок, самоличных исправлений со стороны Патриарха не было. Почему ж подобное расследование не произвели национал-патриоты?:))) Уверен, вы и сами знаете почему.

Читаючи опуси Чаленка я одразу пригадав університет. З нами вчився Богдан, якого ми називали Босько. Хоча він і був непоганим пацаном, але досить обмеженим. Родом він був з якогось глухого села. Особливістю Боська було те, що завжди ставив провокативні питання, вислуховував дискусію, яка часто в результаті виникала а потім робив ” аналітичні висновки”. Чаленко прототип Боська.

Страж православия интересно излагает, молодец. Не приврать, правда, не получилось (из чего-то ж надо было высосать “шквал”). Щеткина и правда пишет: “Для части слушателей это прозвучало “оговоркой по Фрейду”.” Но тут же возражает: “Но на самом деле это таки “редакторская правка”.” Ошиблась Щеткина – не правка, а осознанный выбор одной из редакций. ЧистА из уважения к памяти великого композитора, ага. Некий Палий (Иван? Александр?) и правда называет цитату “модифицированной”. Но вовсе не на ней строит свои выводы об “отбирании Родины”. (По крайней мере, насколько можно судить по тексту здесь: http://rus.delfi.ee/daily/abroad/article.php?id=29495025&com=1&s=1&no=20).

Мелкие такие подтасовочки, можно было и воздержаться. В пост-то.:)

Но эти специалисты по “русскому миру” как всегда говорят “А”, но не говорят “Б”!

В те же времена русины называли россиян кацапами и москалями:))

Попрошу ознакомиться – Русини не москалі

Ясно, що правильно! так би і мало бути – Русь-Україна. Але потрібно додати дуже важливе уточнення, але теперішню РФ потрібно називати так, як її історично віками називали – Московія. Навіть Маркс її так називав! то вже задля історичної справедливості потрібно би писати Московія-РФ. От тоді все буде коректно.

Особенно пронимает трепетная любовь между Сашкой и Димкой Табачником.

Слюни от большого и сильного чувства так и летят направо и налево.

Ну, ни сесть, ни встать, один дешевый клоун нашел и таки спарился с другим дешевым клоуном.

Заметьте, так об этой сладкой парочке сказал, как печать наложил, большой друг всех народов и кормчий Партии регионов Боря Колесников.

Дуралей, ты, Сашка! Никто тебя “угомонять” в Украине не собирается.

Свои-твои ж и угомонят, придет время.

А пока резвись. Дешевый клоун, шут гороховый, как раз к барскому столу.

Осмомисл _ 10.03.2010 18:08

Похоже у националистов дело полный швах. они даже с математикой не дружат в объеме школьной программы.

“”Русь-Украина”, этот же термин стоит в автографе Лысенко. В этом варианте он был издан во Львове в 1885 году. “

какая дата раньше стоит?

Подивись де ця пісня творилась1 на заході. там де згідно з уявленнями Чалєнкі українців немає а є русскиє. не зрозуміло звідки виниклі.

Гей, недобитку. який ганьбить нік “осьмомисл” – читаи вмієш іще? Відень, 1918 рік. “Співаник”. Що написано в оригіналі, це і є правда. А у Відні хто тоді щось видавав? Чи не збоченці, які на німецькі гроші спотворювали нашу співучу руську українську мову? А тобі невідомо, що Галичина – то лише хіба провінція Русі-України, і не слід тобі перекручувати наші русько-українські духовні цінності, а слід їх просто завчити і ставати до праці. Адже бач, у світі дефіцит цукру, стрімко зростає попит на буряк.

“Боже великий, єдиний, Олександер Кониський, Микола Лисенко, Церковний гімн України,

Джерело: Співаник Українських Січових Стрільців. Відень, 1918.

Боже, Єдиний, Великий, Неньку-Вкраїну храни,

Волі та Правди промінням Ти її освіти.

Силою Знання Звичаю люд український зміцни.

В чистій любові до краю Ти нас, Боже, зрости.

Всі Свої ласки-щедроти Ти на неї зверни.

Дай Доброго Світа,

Щастя, дай, Боже, Здоров’я і многая, многая літа!

Спасибо, польщен. Но, к сожалению (или к счастью – не знаю), я не проФФФФеССССор. И не Ваш.

Спасибо, польщен. Но, к сожалению (или к счастью – не знаю), я не проФФФФеССССор. И не Ваш.

Президент та БПП проти прийняття Закону про деокупацію Донбасу. ”Не на часі”

Про нових українських олігархів й фінансову розвідку США

Практично всі керівники ”нового” Верховного Суду – старі суддівські боси.

Реформа державного управління: підсумки року

Переливання крові в Україні стане смертельно небезпечним

Яка ситуація з антикорупційними заходами в Україні?

Сценарій поведінки адвокатів Януковича написали у Путіна

Рік ініціативі ”Закрий пельку Кремлю!” – політики досі толерують медіа-диверсантів

Перша експертиза “записів Курченка”: є поєднання елементів різних розмов

Суспільне мовлення – перша жертва виборів 2019 року

Саакашвілі має вибачитись перед журналістами

Канал, де стрибає дружина Порошенка, відхрещується від кіно про антикорупціонерів-грантоїдів

10 кроків до успішної країни

Передвиборчі рейтинги та соціологія. Столиця vs регіони.

Ратко Младич получил пожизненное – результат 5-ти лет судебных заседаний

Президент та БПП проти прийняття Закону про деокупацію Донбасу. ”Не на часі”

Заметки о последних рейтингах КМИС

В память об Амине.

Тимошенко, все ж таки, найбільший ”піннокіо” в Україні

Реформа державного управління: підсумки року

(Не) виконані обіцянки під ялинку, або що можуть зробити народні депутати в останній пленарний тиждень 2017 року?

ВВ презентує мультик ”Країна Мрій” до дня Святого Миколая (відео)

”Залізна завіса” відкрита: розпочато розслідування комуністичних злочинів

У Президента мають намір призначити суддею Конституційного Суду людину Ківалова?

Все для перемоги? Це ми з Вами так думали

В Харькове почти пять тысяч студентов установили рекорд, спев «Молитву за Украину» (Видео)

Сегодня по инициативе ХНУ им. В.Н. Каразина состоялась художественная акция — самое массовое исполнение духовного гимна Украины в формате «Open air», которое зафиксировали, как национальный рекорд.

Почти 5000 студентов, преподавателей и воспитанников университета спели «Молитву за Україну» — торжественное музыкальное произведение известное так же, как «Боже великий, єдиний, нам Україну храни». Духовный гимн был написан в 1885 году воспитанником Каразинского университета Николаем Лысенко на слова Александра Кониского.

Установление рекорда, так же было приурочено ко дню рождения выдающегося украинского композитора. 10-го октября Каразинский университет отметит 175 лет со дня рождения Лысенко.

Сведённым хором сегодня руководил художественный руководитель академического студенческого хора ХНУ им. В.Н. Каразина, художественный руководитель и главный дирижёр Академического камерного хора им. В. Палкина Харьковской областной филармонии Андрей Сиротенко.

Отметим, что духовный гимн украинцев «Молитва за Україну» считается самым выдающимся произведение композитора Лысенко.

Читайте в Facebook: А также, подписывайтесь на наш Телеграм!

Молитва за Україну

Кониський Олександр

Нам Україну храни,

Волі і світу промінням

Нас, дітей, просвіти,

В чистій любові до краю,

Ти нас, Боже, зрости.

Нам Україну храни,

Всі свої ласки-щедроти

Ти на люд наш зверни.

Дай доброго світу,

Щастя дай, Боже, народу

І многая, многая літа.

Інші твори цього автора:

Дивіться також:

При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов’язкове.

Текст песни Микола Лисенко, Олександр Кониський – Молитва за Україну

Боже, Великий, Єдиний,

Нам Україну храни.

Волі і світу промінням

Світлом науки і знання

В чистій любові до краю

Дай доброго світа

Щастя – дай Боже народу

І многая, многая, літа.

Текст песни добавил: Аноним

  • Тексты песенок /
  • М /
  • Микола Лисенко, Олександр Кониський /
  • Молитва за Україну
  • Видео Микола Лисенко, Олександр Кониський – Молитва за Україну:
  • Права на тексты песен, переводы принадлежат их авторам.

    Молитва за Україну

    Боже великий, єдиний,

    Нам Україну храни,

    Волі і світу промінням

    В чистій любові до неї,

    Ти нас, Боже, зрости.

    Нам Україну храни,

    Всі свої ласки й щедроти

    Ти на люд її зверни.

    Дай доброго світу, щастя,

    Дай, Боже, народу

    І многая, многая літа.

    або як церковний гімн України. Музика Миколи Лисенка, слова Олександра Кониського. Написана в 1885 році.

    Молитва за Украину – торжественное музыкальное произведение, известное также под названием "Боже, великий единый, нам Украину храни", или как церковный гимн Украины. Музыка Николая Лысенко, слова Александра Кониского. Написана в 1885 году.

    • Добавить комментарий
    • 0 комментариев

    Android

Выбрать язык Текущая версия v.209

Лысенко Николай Витальевич

Понравилась статья? Поделитесь!

Озвучте свое мнение!

Николай Лысенко – 8 заслуг гетмана украинской музыки перед народом Украины

Николай Витальевич Лысенко родился 22 марта 1842 года в селе Гриньки на территории современной Полтавской области, умер от сердечного приступа 6 ноября 1912 года в Киеве. Великий украинский композитор, дирижер, пианист, педагог, активный общественный деятель и собиратель песенного фольклора.

8 заслуг Николая Лысенко перед украинским народом.

1. Николай Лысенко – основатель и одновременно легенда и вершина украинской классической музыки, такой же как Тарас Шевченко для украинской литературы,

Имя Николая Лысенко в истории украинской культуры тесно связано с эпохой, на протяжении которой происходило становление украинской музыки, как профессионального вида деятельности творческих людей. В большинстве случаев Лысенко воспринимается именно как композитор, но его вклад в развитие украинского театра и культурного образования воистину огромен. В числе главных заслуг знакового для всей Украины творческого человека можно назвать следующие пункты:

  • как композитор Лысенко является основателем национальной композиторской школы в Украине, его называют автором национального музыкального языка;
  • во времена, когда украинский язык даже не изучался в школах, а патриотические движения были под строгим запретом имперской власти, Лысенко посвятил свою жизнь развитию украинской культуры;

  • искусство Лысенко использовал в качестве оружия для борьбы за пробуждение национального самосознания родного народа. Достижению этой цели он посвятил всю собственную жизнь, свой талант блестящего пианиста-виртуоза и хорового дирижера, выдающегося педагога и бескомпромиссного в борьбе за Украину общественного деятеля.

    2. Самый виртуозный пианист Украины своего времени. Мастерство, которым владел Лысенко, поражало современников не только из числа соотечественников. Иностранные критики давали исполнению маэстро наивысшую оценку. Ярким доказательством высокого мастерства владения клавишами является сложность фортепианных произведений, написанных композитором. Изумительно мелодичные, продуманные до мелочей произведения пользуются неизменно высокой популярностью не только на украинской территории;

    3. Николай Лысенко – величайший педагог украинской классической музыки. В 1904 году он открыл двери своей Музыкально-драматического школы в Киеве. Кроме непосредственно музыкального образования, в этом учебном заведении работали отделения украинской и российской драмы. Также в этой школе работал первый на всей территории Российской империи класс игры на народном инструменте. В учебном заведении Лысенко педагоги преподавали основы игры на бандуре (первый выпуск учеников, несмотря на трудности в организации, состоялся в 1911 году).

    Школа, открытая композитором, затем выросла в Музыкально-драматургический институт, которому присвоено имя Лысенко. На протяжении временного промежутка с 1918 по 1934 год это учебное заведение являлось ведущим среди других, где преподавались базисные основы творчества. Выпускники Музыкально-драматургического института стали основателями украинского искусства и авторами главных достижений культуры 20 века.

    4. “Музыкальный революционер”, опередивший свое время. Его инновации другие другие корифеи европейской музыки стали применять лишь по прошествии 10-20 лет после их появления в произведениях Лысенко.

    Искусствоведы утверждают, что Николай Лысенко как пианист-виртуоз не просто формировал своим творчеством основы музыкального профессионального исполнительства, а всячески пытался вывести собственных слушателей «из хуторянской обстановки в самый широкий европейский мир». Написанная мастером “Украинская сюита” произвела настоящий фурор. До этого времени никто из композиторов не сочетал народное творчество и каноничные танцевальные формы.

    Основанием для этого произведения являются элементы народного творчества, украинские народные песни. Но после огранки ювелиром-композитором каждая грань, все до единого музыкальные интонации засияли неповторимым светом. Затем музыканты, оценивая произведение, утверждали, что нельзя назвать сюиту обработкой народного творчества, поскольку это полноценное авторское музыкальное творение.

    5. Лысенко прославил украинскую национальную музыку во всем мире. Его произведения по сей день исполняются на оперных и театральных сценах всего мира. Оперы, симфонии, рапсодии и другие его произведения сохраняют актуальность через много лет после жизни композитора.

    6. Лысенко – один из первых руководителей “Украинского клуба”, отстаивавшего украинскую независимость (разумеется в рамках царской России программным требованием клуба была автономия Украины) и демократизацию политической жизни. Положивший собственную жизнь на алтарь борьбы за возрождение украинского национального духа и сознания. Одним из его самых сильных желаний было объединение нации с ее последующей борьбой за право быть собой, свободно говорить на родном языке и беречь собственные традиции.

    7. Лысенко внес огромный вклад в этнографическое наследие Украины, собрав сотни образцов народного творчества (народных песен, обрядов), которые активно использовал в своих музыкальных произведениях. Работа с хоровыми коллективами давала возможность собирать данные о народном творчестве разных украинских регионов. В 1874 году он издал книгу с анализом казацких дум из репертуара известного бандуриста Остапа Вересая.

    8. Лысенко – один из основателей украинского национального оперного театра в Киеве. Знаменательным событием в жизни не только композитора, но и всего украинского искусства была совместная работа Лысенко и его троюродного брата, драматурга Михаила Старицкого над опереттой «Ночь перед Рождеством» по мотивам произведения Гоголя. Впервые это произведение на сцене Киевского городского театра было исполнено аматорским театральным кружком 24 января 1874 года. Именно этот день вписан в историю украинского искусства, как дата рождения оперного театра в Украине.

    В состав организационного комитета, который занимался постановкой оперетты, входят знаковые для Украины личности – Михаил Драгоманов, Павел Чубинский, Федор Вовк, семья Линдфорсов и другие особы. В Киеве, пребывающем под имперской властью, они открыто задекларировали собственную четкую проукраинскую позицию.

    Декорации, созданные для постановки, повторяли интерьер украинской сельской хаты. Перед глазами зрителей, на одной из балок, поддерживающих крышу, была вырезана дата уничтожения Запорожской сечи царскими войсками. Не менее важно и то, что сама премьера состоялась ровно через 200 лет после трагического для Украины события. После этой постановки и до конца дней своих за Николаем Витальевичем внимательно наблюдало недремлющее око царских полицаев.

    Можно с уверенностью сказать, что одними из самых убедительных свидетельств признания Николая Витальевича гением и героем украинского народа является не только память о нем в сердцах благодарных потомков, но и исполнение его произведений в качестве национальных гимнов.

    Лысенко является автором музыки 2 произведений, без которых невозможно себе представить украинскую нацию, эти песни утверждают духовное величие отдельного человека и всего народа. Композитор создал музыку, на которую положены слова самого знаменитого произведения Ивана Франко «Вечный революционер». На протяжении довольно длительного времени после написания абсолютно безосновательно это творение использовалось в целях пропаганды советской властью, хотя прославляет на самом деле революцию духовную и не имеет ничего общего с коммунистическим переворотом.

    Еще одним знаменитым творением композитора является музыка к стихотворению Александра Кониского «Молитва за Украину», больше известный как духовный гимн Украины «Боже, Великий, Единый». В 1992 году это произведение официально получило статус гимн украинской православной церкви Киевского патриархата. В конце 20 века песня воспринималась как второй государственный гимн независимой Украины.

    Одним только написанием музыкальных произведений жизненный путь Лысенко не ограничивается. Огромное внимание он уделял развитию вокального искусства. Именно Николай Витальевич является основателем профессионального творческого образования в Украине.

    Творческий путь Лысенко довольно часто называют продолжением подвига Тараса Шевченко. Начиная со студенческих годов, одним из основных направлений его деятельности было сбережение для потомков культурного наследия Шевченко. Незабвенному Кобзарю Лысенко посвятил ряд своих произведений, некоторая часть творчества поэта, положенная на музыку композитором, затем заняла достойное место в культурном наследии украинской нации.

    Известно, что он принимал непосредственное участие в организации перезахоронения Тараса Шевченко, этот факт получил документальное подтверждение только в 21 веке. Но не только в этом прослеживается участие Лысенко в судьбе самого известного украинского поэта, культурно-просветительскую работу, которой при жизни занимался Шевченко, Лысенко продолжил и развил.

    Отдавая дань памяти Тарасу Шевченко, Лысенко стал основателем новой концертной формы – смешанного концерта. В рамках этих мероприятий, которые организовывались ежегодно с 1862 года, композитор выступал как пианист и хоровой дирижер. В программу концерта включались не только его обработки фольклора и собственные произведения, но и творчество других авторов, посвященное Шевченко, стихи великого поэта и фрагменты театральных постановок по его произведениям. По прошествии многих лет подобные концерты зрителя уже удивить не могут, но начало эта форма берет из Шевченкиады, которая организовывалась Лысенко.

    Творчество Николая Лысенко как неотъемлемая часть украинской культуры.

    Исследователи творчества композитора констатируют, что он обращался к произведениям Шевченко около 100 раз. В произведениях Лысенко присутствует интерпретация их как в виде сольного исполнения, так и в более монументальных формах – вокальные сцены или даже кантаты, хоры с музыкальным оформлением или акапельные, вокальные ансамбли. Примечательно, что некоторые произведения из «Музыки к Кобзарю» Лысенко через короткое время после создания получали вечную жизнь, становились народными песнями.

    Творчество Шевченко стало для композитора Альфой и Омегой. Написанную по просьбе львовского объединения «Просвита» музыку к «Заповиту» Лысенко называл своим первым произведением. Буквально накануне дня смерти написал композитор хор «Боже, нашими ушима чути твою славу» на текст шевченковского 43 «Псалма Давида».

    Кроме 3 кантат и 18 хоров, на стихи Шевченко вокально-хоровая часть творческого наследия Лысенко включает также 12 оригинальных хоровых произведений на тексты украинских поэтов. Следует отметить, что в числе 12 хоров есть 2 произведения, также посвященных Шевченко, – «Жалібний марш» на слова Леси Украинки и кантата «До 50-х роковин смерті Т.Шевченка», приуроченная годовщине смерти гениального поэта.

    За 70 лет жизни Лысенко написал 11 опер, кроме того, в соавторстве с театральными коллективами, зачинателями украинского театрального искусства, создал музыкальное оформление еще для 10 постановок. Истории создания опер композитора очень разные, некоторые из них, по мнению музыкальных критиков, нельзя считать элементами творчества Лысенко. К примеру, «Андришиада» является сочетанием популярных мелодий из других классических опер, своеобразный «капустник». В создании композитором «Наталки-Полтавки» критики сомневаются, поскольку рукописная партитура с автографом Лысенко не обнаружена.

    Не любил Лысенко писать произведения на духовную тематику. Музыкальные критики утверждают, что причина нежелания композитора творить в этом жанре объясняется стремлением избежать необходимости писать музыку к словам на русском языке, чего композитор не делал принципиально. Несмотря на небольшую численность произведений, созданных Лысенко в духовном жанре, в списке произведения воистину шедевральные. К примеру, популярным религиозным песнопением является его хоровой концерт «Куди піду від лиця твого, Господи?», который исполняется не только в Украине, но и членами диаспоры за границей.

    В хоровых произведениях и работе дирижера, по мнению экспертов, Лысенко достиг невиданных для своего времени высот мастерства. Его произведение «Туман хвилями лягає» (фрагмент оперы «Утопленная») и по прошествии многих десятилетий после написания считается жемчужиной хорового творчества. Известными хоровыми дирижерами стали и ученики композитора – Александр Кошиц, Кирилл Стеценко и Яков Яциневич.

    Оперу «Тарас Бульба», которую создавал на протяжении 35 лет, в постановке Лысенко так и не увидел, хотя Петр Ильич Чайковский предлагал задействовать свои связи и добиться постановки произведения на Московской сцене. Михаил Старицкий предполагал затем, что причиной отказа было то, что композитор не хотел представлять свое детище публике на неродном языке.

    Следует отметить, что от классического гоголевского сюжета в своей опере Лысенко отошел. Особу Тараса он подал в первую очередь как казака-патриота, сильного и стойкого. Одна из главных сюжетных линий произведения завязана вокруг конфликта между сыновьями казака Остапом и Андреем, проблеме их национальной самоидентификации.

    Сын композитора вспоминал, что Николай Витальевич считал себя человеком непрактичным, с полным отсутствием административной жилки. Но это не помешало Лысенко собрать вокруг себя лучших педагогов своего времени в школе, где обучались преимущественно дети бедняков и людей среднего достатка. Дотации на обучение не выделялись, иногда для выплаты зарплат учителям композитор вынужден был влезать в долги. Через довольно короткое время в школе были собраны талантливые ученики со всей Украины, которые продолжили дело жизни маэстро.

    В последние годы своей жизни композитор возглавлял первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб». В 1906 году он создал «Объединенный комитет по сооружению памятника Тарасу Шевченко», в адрес которого поступали благотворительные пожертвования из Австралии, Канады, США и европейских стран. Последней общественной акцией в деятельности Лысенко было празднование 50 годовщины смерти Шевченко.

    По причине притеснений со стороны царского режима, мероприятия вынужденно перенесены из Киева в Москву. В результате в полиции появилось дело о закрытии Киевского украинского клуба и «привлечении совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Лысенко к ответственности за антиправительственную деятельность». Через 4 дня после возбуждения уголовного дела композитор умирает от сердечного приступа.

    Главный смысл музыкально-просветительской деятельности Лысенко заключался в том, что работа с хорами давала возможность ездить по всей стране и собирать в составе хора особенных во многих отношениях людей. Начиная с созданного композитором в 1862 году хора студентов Киевского университета, всю жизнь он собирал в хорах «не просто басов или теноров, а в первую очередь сознательных украинцев».

    В полицейских донесениях шпионы сообщали, что Лысенко руководит не хором, а «кружком наиболее вредным в политическом отношении». Именно такое абсурдное обвинение в свое время стало причиной прекращения деятельности Хорового объединения, основанного композитором в 1871-1872 году. Но те только в собственном хоре он собирал людей, в которых видел потенциал для последующего возрождения украинской нации.

    Вокруг национальной идеи он активно объединял творческую молодежь всюду, где только была возможность это сделать. Местом такого сбора интеллигентов-патриотов было и Киевское литературно-артистическое товарищество, созданное в 1895 году как некий форпост российской культуры. Со временем первоначальный характер члены объединения изменили по собственному усмотрению, превратив организацию в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, что и стало причиной закрытия ее в 1905 году.

    С легкой руки маэстро возник также кружок «Молодая литература», более известный украинской общественности, как «Плеяда молодых украинских литераторов». Из этого «гнезда» вылетели в большой мир Леся Украинка, Людмила Старицкая-Черняховская, Максим Славинский, Владимир Самойленко, Сергей Ефремов и многие другие литераторы и общественные деятели начала 20 века.

    Интересные факты о Николае Лысенко.

  • всю жизнь композитор прожил на съемных квартирах. Средства, собранные друзьями в 1903 году для покупки жилья во время празднования 35-летия его творческой деятельности, потратил на открытие школы;
  • похороны Лысенко историки называют первой демонстрацией украинского самосознания. В Киев для присутствия на церемонии захоронения приехали люди из всех уголков Украины. Согласно историческим данным, приехали в Киев на похороны маэстро от 30 до 100 тысяч людей. Нынешний бульвар Шевченко был полностью забит людьми, даже на крышах и на деревьях сидели желающие проститься с украинским гением. После похорон царские полицаи массово уничтожали отснятые на церемонии фото- и видеоматериалы.
  • хорошо известны украинскому обществу потомки Николая Лысенко. Сейчас Государственным академическим эстрадно-симфоническим оркестром руководит правнук композитора, протодиакон и тезка знаменитого предка, Николай Лысенко.

    Биография Николая Лысенко.

  • по возвращении в Киев занимается активной концертной деятельностью, после издания Энского указа украинские песни его хоры исполняют на иностранных языках;
  • в 1878 году занимает должность преподавателя игры на фортепиано в институте благородных девиц. В 1880 году начинается период особенно высокой активности в творческой деятельности;
  • в 1905 году Лысенко основывает хоровое товарищество «Боян», в 1908 возглавляет «Украинский клуб», не прекращает активной общественной деятельности даже несмотря на притеснения со стороны царского режима;

  • в 1912 году стало ясно, что многолетний напряженный рабочий ритм оказал объяснимое негативное влияние на здоровья композитора. За 4 дня после возбуждения против него уголовного дела за «антиправительственную деятельность» Лысенко умирает от неожиданного сердечного приступа.

    Увековечивание памяти Николая Лысенко.

    Николай Лысенко в социальных сетях.

    В социальной сети “Вконтакте” создана группа посвященная творчеству Николая Лысенко.

    В Facebook сообществ посвященных украинскому композитору не обнаружено.

    На бесплатном видеохостинге Youtube размещено много документальных фильмо о деятельности великого композитора.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Николае Лысенко в поисковой системе?

    Как видно из фото, пользователи поисковой системы Яндекс в ноябре 2015 года интересовались запросом «Микола Лисенко» 24 раза.

    А согласно графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу «Микола Лисенко» за последние два года:

  • наивысший интерес по данному запросы был зафиксирован в сентябре 2014 года (6120 запросов);
  • меньше всего интереса было проявлено в июле 2015 года (432 запроса);

    Читать о других героях в книге

    Герои Украины

    Другие герои в разделе: Деятели культуры

    Обратная связь

    Нашли ошибку в тексте или хотите сообщить о герое, о котором стоит рассказать на нашем сайте? Напишите нам!

  • Оценка 4.9 проголосовавших: 907
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here