Отче наш молитва проговорить

Советуем ознакомиться отче наш молитва проговорить с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

«Отче наш» — молитва Господня

Отче наш, Иже еси ́ на небесе ́ х!

Да святи ́ тся имя Твое ́ ,

да прии ́ дет Ца ́ рствие Твое,

да будет воля Твоя,

я ́ ко на небеси ́ и на земли ́ .

Хлеб наш насу ́ щный даждь нам днесь;

и оста ́ ви нам до ́ лги наша,

я ́ коже и мы оставля ́ ем должнико ́ м нашим;

и не введи ́ нас во искушение,

но изба ́ ви нас от лука ́ ваго

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. ( Мф., 6:9-13 )

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;

и не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

qui es in caelis,

sanctificetur nomen tuum.

Adveniat regnum tuum.

Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.

Panem nostrum quotidianum da nobis hodie.

Et dimitte nobis debita nostra,

sicut et nos dimittimus debitoribus nostris.

Et ne nos inducas in tentationem,

sed libera nos a malo.

По-английски (католическая литургическая версия)

Our Father who art in heaven,

hallowed be thy name.

Thy kingdom come.

Thy will be done

on earth as it is in heaven.

Give us this day our daily bread,

and forgive us our trespasses,

as we forgive those who trespass against us,

and lead us not into temptation,

but deliver us from evil.

Для чего Сам Бог дал особую молитву?

«Позволить людям называть Бога Отцом может только Сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И не смотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати».

Молитва Господня приводится в Евангелиях в двух вариантах, более пространном в Евангелии от Матфея и кратком — в Евангелии от Луки. Различны и обстоятельства при которых Христос произносит текст молитвы. В Евангелии от Матфея “Отче наш” входит в состав Нагорной проповеди. Евангелист Лука пишет, что апостолы обратились к Спасителю: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих » (Лк. 11, 1).

Святые отцы о молитве «Отче наш»

Что означают слова молитвы «Отче наш»

Почему можно молиться и по-другому?

Молитва Господня не исключает употребления и других молитвословий. Господь не хотел того, чтобы, кроме данной Им молитвы, никто не смел вводить другие, или выражать свои желания иначе, как Он выразил, а хотел только того, чтобы она служила образцом, которые были бы подобны ей по духу и содержанию. «Так как Господь, – замечает об этом Тертуллиан, – после преподания правила молитвы, особо повелел: «Ищите и обрящете» (Лк. 11, 9), и есть многое, о чем каждый по обстоятельствам своим, предпослав сию законом определенную молитву, как фундамент, имеет нужду помолиться, то позволительно к прошениям сей молитвы прилагать другие соответственно текущим потребностям жизни. ».

Как петь «Отче наш». Аудио

Необходимо установить Adobe flash-player

Хор Киевской духовной академии

Необходимо установить Adobe flash-player

Хор братии Валаамского монастыря

Что стоит за словами молитвы Господней, рассказывает епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. читать дальше →

Иконы «Отче наш»

Адрес редакции журнала «Нескучный сад»: 109004, ул. Станиславского, д. 29, стр.1

Молитва Отче наш

Отче наш — молитва Господня, к которой обращается большинство верующих, в их числе и уважаемые читатели сайта Разгадамус. Даже те, кто не верит во Всевышнего, знают или хотя бы слышали о ее существовании. Молиться можно как перед сном, так и перед принятием пищи, за усопших, утром, в обед, вечером, перед экзаменом, занятиями и т.д.

Чем чаще мы призываем имя Господне, тем ближе мы становимся к нему. Чтобы читать просительную молитву и получить то, что для нас является необходимым, нужно устремиться сердцем и мыслями к Господу. Эта одна из молитв, в которой прослеживается прямое обращение к Господу, отрешенность от земной жизни, глубокое, проникновение в таинства души, уход от мирской суеты.

Однако появление множества вариантов прочтения этой популярной молитвы многих из нас завело в тупик.

Как правильно читается Отче наш? Каков текст молитвы? Дело в том, что публикуется она разными изданиями в различных вариациях. Интересный факт — каждая из них верна, но все же имеет место, с точки зрения Razgadamus.ru, самый верный текст молитвы Отче наш, который раскрывает до конца смысл сказанного в ней.

Молитва Отче наш (текст)

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила, и слава

Отца, и Сына, и Святого Духа во веки.

Доброе утро! Сравниваю свой текст «ОТЧЕ НАШ» с вашим в русском переводе все сходится. Не могу понять молитва ведь по идее одна значит текст должен быть во всех молитвословах едентичный?!А на деле он разный.

я не отношусь к особо верующим)) а считаю самая правильная молитва Отче Наш иже еси на небеси ит.п

luk точно так «Отче наш» читали еще наши предки-)!

Все читают как чувствуют. Молитвы не мы придумывали. Отче наш -она особенная и самая самая самая сильная. Не знаю есть ли сильнее.

просила в ццеркви «Отче наш»мне выдали текст на старославянском языке привыкла его читать . а по -правильному какой текст?

Я не священник -)) Выражу свою точку зрения: не важно какой текст вы читаете , важно как вы это делаете?! Я убежден молитва «ОТЧЕ НАШ» подходит в любом переводе.

с полной уверенностью могу прокоментировать данную молитву, она правильная.

Отче наш слушал в разных чтениях на ютюбе.

Здравствуйте!Хочется сказать спасибо за текст молитвы «ОТЧЕ НАШ»в данном переводе. У меня была но потерялась, и я не могла никак найти.Еще раз спасибо.

наконец то хороший, правильный текст отче наш на русском! спасибо за такую основную молтиву!

А кто знает какой правильный будет на русском? Я читала много и нету одного мнения, как правильно читать отче наш. Получается только на латыни молиться, но это же нереально

раз нет мнения, какой русский текст правильный, значит надо читать такой отче наш к которому привыкли, и какой больше к душе. главное не текст молитвы ведь.

Я подозреваю никому достоверно не известно какой текст молитвы «Отче наш» самый правильный. И зачем спорить? Здесь не тот случай когда в споре рождается истина.

ОТЧЕ НАШ — молитва которую мы должны знать все с самого детства, спасибо за текст.

Несколько лет назад нашла текст молитвы «Отче НаШ» без заключительной фразы. Читала молитву в таком виде. Сегодня узнаю что текст не полный. Это как то может человеку навредить?

Дана не бойтесь себе навредить молитвой. Отче наш имеет много текстов, в этой ветке все кажется уже обсуждалось.

Я по жизни многое дается с трудом, приходится всего добиваться самой. Молитва «Отче наш» моя самая любимая, она не раз спасала меня от депрессии.

мне никак не запомнить молитвы по памяти читаю только отче наш!

Когда ищеш нужную молитву почему то натыкаешься всегда на «ОТЧЕ НАШ» это как понять? На сайтах работают не професионалы?

молитва читается с привлечением духа,слова особого значения не имеют, главное какикие у человека ощущения. чувства.

Все люди читают одну и ту же молитву под разным текстом, «Отче наш» есть в нескольких ваиантах, и множеством окончаний. разве это правильно? Думаю спорный вопрос.

В современном варианте “Отче наш” говорится: “И не введи нас в искушение. ” Бог-Отец не вводит нас в искушение, — это прерогатива Люцифера; отсюда и вопрос: так кому же вы всё-таки молитесь? В более древнем варианте этой молитвы нет такого слова — “искушение”, а есть слово “напасть”, что совершенно отличается по своему смыслу от соблазна или искушения.

Валерий, так читают «Отче наш» ВСЕ православные. Вы хотите сказать, что один умнее всех вместе взятых? Да и молитву наверно не китайцы переводили

мне из всех молитв удалось пока выучить «Отче наш» , хорошо запоминается, читаю текст без листочка+++)))

У кого есть текст короче? Я уверена

: есть другие варианты молитвы ! Универсальные молитвы как отче наш читаются на разных языках , не только на русском, может искать в переводе?

Сокращенный вариант молитвы Отче наш не означает что он правильный, наберитесь терпения , да читайте как все читают. Вы спешите?!

приятный сайт, правильная молитва, не перековерканная, спасибо текст отче наш полностью совпадает с оригинальным.

У меня имеется одна интересная история связанная с молитвой «ОТЧЕ НАШ»! Это незабываемо.

Как если я не могу запомнить молитву “Отче Наш? текст в любой момент был на языке. Что с нами происходит.

спасибо за простой текст молитвы. кто бы что тут не написал , считаю «ОТЧЕ наш» самой чистой молитвой. нам всем помогает.

Я не совсем понимаю значение некоторых слов молитвы «отче наш». Надеюсь я тут не одна такая.

Из всего что запомнила можно молитву пересказать в двух словах: «ОТЧЕ НАШ». ))может я атеистка?)

по настоящему верю в единственную молитву «отче наш» только текст нужно выбирать правильный!

кто знает настоящую молитву «Отче наш» так это бабушки.

Алина в любом молитвеннике есть такая молитва. «ОТЧЕ НАШ ЕЖЕ ЕСИ. » или это риторический вопрос)

А по-моему во всех печатных изданиях текст молитвы отче наш одинаковый!

я теперь тоже читаю молитву отче наш при запутанных делах)

Молитва” Отче Наш” меня наставляет на путь истины, я после ее прочтения нахожу смысл жизни.

Проще и доступнее молитвы чем «ОТЧЕ НАШ» не найти, текст запоминается сразу, спасибо, всем!

мне батюшка в нашей церкви тоже посоветовал читать «отче наш» и тут пишут что помогает, спасибо попробую и я.

А скажите существует ли в принципе более полный текст молитвы Отче Наш на русском?

ydviga, это и есть наиболее полный текст молитвы.

МОЙ РЕСПЕКТ АВТОРУ САЙТА! МОЛИТВА «ОТЧЕ НАШ» НА РУССКОМ БЫЛА НУЖНА СРОЧНО. ПОМОГ БЫСТРЫЙ ПОИСК.

Всем привет, отче наш мне помогает во время истерик, спасибо.

я убеждена сильнее молитвы чем «отче наш» на сегодняшний день быть не может.

вы так говорите потому что кроме отче наш низнаете другие молитвы.

elKa «Молитва Отче Наш» выручает в 100% случаях.

Отче наш наверное все знают, даже не верующие. Но это не молитва на 100% ситуаций однозначно.

Господа! Спасибо за комментарии. Они на меня подействовали. Переписал себе молитву «Отче наш» (жаль нет возможности распечатать).

Ольга начинайте молится.

Впервые прочитав молитву казалось не в жизнь не запомнить длинющий текст «ОТЧЕ НАШ». Теперь кажется забавным.

Здравствуйте! У моей бабушки не такой текст молитвы был. Разве такое бывает чтобы «Отче наш» была с неодинаковым текстом на русском языке?

Маша еще как бывает! «Отче наш» в оригинале не на русском языке.

многие мои знакомые перешли на молитву отче наш. говорят она самая сильная из всех.

Обожаю молитву «Отче наш» — одна молитва в которой легко запомнить текст.

Irisha я на память никогда не жаловалась а из молитв запомнила лишь одну единую — отче наш, полный текст могу во сне прочитать)

«ОТЧЕ НАШ» можно читать перед каждой просьбой или после (разницы нет) молитва очень действенная-одна из самых!

Tatiyna только не ясно какой текст молитвы правильнее на русском языке или старославянском.

наша бабушка была очень верующей и она говорила про силу молитвы «отче наш», с ее слов сильнее не бывает. язык значения не имеет.

fflora бабушкин текст молитвы резко отличается от найденного мной в инете,моя бабуля «отче наш» читает не понятным языком) —

Татьяна и я (как ваша бабушка) читала «Отче наш» в сокращенном варианте ) —

ничего постыдного и неправильного нет в сжатом тексте «отче наш». он как и первоисточник тоже правильный. самое правильное понять смысл молитвы. имхо.

А я не вдумываюсь в текст молитвы , читаю «отче наш» на автомате. Это плохо?

большое спасибо за молитву отче наш, текст запомнила быстро, что со мной — редкость. хочу надеяться что буду читать ежедневно.

Я верю только в одну молитву это «Отче наш», ее текст самый искренний, правдивый. Имхо.

наверное наши предки читали «Отче наш» на церковно-славянском языке. может мы сейчас не правильно молимся. текст молитвы сокращенный а нужен полный. поэтому Бог нас не «слышит».

67666 старые люди знают один текст который передавался от поколения к поколению. их родители так молились, они так молятся. мне кажется кто истинно верит в Господа , Отца Нашего Небесного тому не важен какой длины текст. хочу сказать автору спасибо за настоящий Отче наш меня мама научила именно так молится. другого я не воспринимаю!

у кого нибудь так было начинаешь проговаривать первую строчку молитвы” отче наш Иже еси на небесех и збиваешься забывая весь остаток текста? на память жалоб не было.

со мной такое в церкви случается. при таком сбое начинаю чтение текста с самого начала, и дальше уже как правило — нормально

Прочитав этот текст поняла что мой Отче НАШ не совпадает с оригиналом. Выходит стольок времени читала молитву впустую.

это еще что?! Я из своей молитвы на русском языке ( в ней текст написан полностью) помню один «аминь». Все остальное никак в башку не лезет, учила. учила бесполезно.

А я текст выучила наизусть а смысла молитвы не могу понять?!

перечитывайте до тех пор пока не въедете. Отче наш самая простая молитва , и одна из понятных. (для меня)

Я выучила с первого раза, все очень доходчиво, смысл текста до конца не понятен, со временем надеюсь разбирусь. Спасибо большое за молитву!

все предельно ясно! мой сын еще подростком с первого раза выучил наизусть помнит до сих пор.

Ну просто у вашего сына память хорошая(потому что молодой) а у девушки видно плохая.

Спасибо! Завтра идти в церковь а я не помню молитву отче наш стыдно признаться но и сама не знаю как вышло?! Наверное ранний склероз начинается.

Любовь Николаевна и мои мысли путаются при виде иконы с ликами святых.

Авторам большое спасибо за понятный простому человеку текст! Молитва «ОТЧЕ НАШ» должна быть в каждом доме и висеть на видном месте.

всех с малолетства надо приучать а может и заставлять учить эту молитву!

В современных молитвословах Отче Наш по-моему иначе читается.

В нашей семье самой главнейшей молитвой все считают ОТЧЕ НАШ — она и в горе и радости.

Спасибо за простой текст молитвы, я свой такой же потеряла было расстроилась теперь спокойна.

Эту молитву давным давно всем уже надо было выучить наизусть вместо того, чтобы тексты терять

когда путается текст Отче наш это означает что следует молитву подучить или происки лукавого?

О чем вы тут трындычите. молитва с священными словами Отче наш еже еси защищена от всякой нечести.

самое сложное войти в русло и привыкнуть читать молитву каждый день независимо от настроения. имхо

У нас эта молитва в семье считается счастливым талисманом когда на душе тоска прочитаешь Отче Наш депрессия отступает. Может самовнушение а может молитва помогает!

от унылого состояния слова молитвы точно помогут по себе могу сказать, но читать надо с душой а не заученными фразами. имхо.

Православная церковь нравится наличием универсальных молитв к которым обращаешься по любому поводу. Обычно они работают как нужно

У нас с мужем пятеро детей которые без нашего участия и давления с нашей стороны освоили азы православия молитву отче наш знают, могут рассказать значение каждого слова в отличие от нас:)

Для меня эта молитва самая сильная и надежная! Спасибо за текст в оригинальном чтении.

заметил последнее время странную тенденцию, как современные прихожане трактуют тексты молитв на новый лад. как можно читать Отче Наш своими словами? просить о снисхождении Всевышнего к заблудшей душе своими словами еще куда не шло.

Любое копирование материалов с Разгадамус.ру запрещено.

Православная молитва отче наш

Отче наш текст молитвы на русском

“Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. (Мф., 6:9-13)”

“Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;

и не введи нас в искушение,

но избавь нас от лукавого.

Икона «Отче наш» 1813 год

Отче наш текст молитвы с ударениями

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Отче наш текст молитвы по-церковнославянски

Отче наш, Иже еси́ на небесе́х!

Да святи́тся имя Твое́,

да прии́дет Ца́рствие Твое,

да будет воля Твоя,

я́ко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;

и оста́ви нам до́лги наша,

я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;

и не введи́ нас во искушение,

но изба́ви нас от лука́ваго

Икона «Отче наш» из церкви святого Григория Неокесарийского, XVII век.

Отче наш текст молитвы по-гречески

Страница Синайского кодекса Библии IV век, с текстом молитвы «Отче наш».

Толкование молитвы “Отче наш” святителя Кирилла Иерусалимского

Отче наш, Иже еси на небесех

(Матф. 6, 9). О превеликое человеколюбие Божие! Тем, которые от Него удалились и были в крайней против Него злобе, такое даровал забвение оскорблений и причастие благодати, что и Отцем Его называют: Отче наш, Иже еси на небесех. Небесами же те быть могут, которые носят образ небеснаго (1 Кор. 15, 49), и в которых Бог вселился и ходит (2 Кор. 6, 16).

Свято по естеству имя Божие, говорим ли мы то, или не говорим. Но поелику в согрешающих иногда оскверняется, по оному: вами имя Мое всегда хулится во языцех (Исаии 52, 5; Римл. 2, 24). Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начнет оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.

Чистая душа с дерзновением сказать может: да приидет Царствие Твое. Ибо кто слышал Павла, говорящего: да не царствует убо грех в мертвеннем теле вашем (Римл. 6, 12), и кто очищает себя деянием, и мыслию, и словом; тот может сказать Богу: да приидет Царствие Твое.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Божественные и блаженные Ангелы Божии творят волю Божию, как Давид, воспевая, сказал: благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его (Псал. 102, 20). Посему ты, моляся, говоришь сие в таком значении: как во Ангелах Твоя бывает воля, так и на земли во мне да будет, Владыко!

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Хлеб наш общий не есть насущен. Хлеб же сей Святый есть насущный: вместо того, чтобы сказать – на существо души устрояемый. Сей хлеб не во чрево входит, а афедроном исходит (Матф. 15, 17): но во весь твой состав разделяется, на пользу тела и души. А слово днесь говорится вместо на всяк день, как и Павел сказал: дондеже днесь нарицается (Евр. 3, 13).

И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Ибо многие мы имеем прегрешения. Потому что согрешаем словом и мыслию, и делаем очень многое, достойное осуждения. И аще речем, яко греха не имамы, лжем (1 Иоан. 1, 8), как говорит Иоанн. Итак, мы с Богом полагаем условие, моляся, чтобы простил нам грехи, как и мы ближним долги. Итак, помышляя, что вместо чего мы получаем, да не медлим и да не откладываем прощать друг другу. Бывающие нам оскорбления малы суть, легки и удобопростительны: а от нас бывающие Богу велики суть, и Его токмо человеколюбия требующие. Итак, блюдися, чтобы для малых и легких противу тебя согрешений ты не затворил самому себе от Бога прощение тягчайших твоих прегрешений.

И не введи нас во искушение (Господи)!

О том ли Господь научает нас молиться, чтобы нисколько не быть нам искушенными? И как же сказано в одном месте: муж не искушен не искусен есть (Сирах. 34, 10; Римл. 1, 28)? и в другом: всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна (Иак. 1, 2)? Но войти во искушение не значит ли быть поглощену искушением? Потому что искушение подобно есть некоему потоку, трудному для перехождения. Следовательно, которые, находясь во искушениях, не погружаются в оных, те переходят, как искуснейшие плаватели, не быв потопляемы ими: а которые не таковы, те, вшедши, погружаются, как, например, Иуда, вшедши во искушение сребролюбия, не переплыл, но, погрузившись, утонул телесно и духовно. Петр вшел во искушение отвержения: но, вшедши, не погряз, а мужественно преплыв, от искушения свободился. Послушай еще и в другом месте, как всецелый лик Святых благодарит за избавление от искушения: искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Ввел ны еси в сеть: положил еси скорби на хребте нашем. Возвел еси человеки на главы наша: проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой (Псал. 65, 10, 11, 12). Видишь ли их, дерзновенно радующихся о том, что прошли, а не увязли? И извел еси ны, говоря, в покой (там же, ст. 12). Войти им в покой, значит освободиться от искушения.

Если бы оное: не введи нас во искушение то же значило, что совсем не быть искушаему, то не придал бы но избави нас от лукаваго. Лукавый же есть сопротивный бес, от которого избавиться молимся. По исполнении же молитвы говоришь ты аминь. Запечатлевая чрез аминь, что значит да будет все, что в Богоданной сей молитве содержится.

Текст приводится по изданию: Творения святаго отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Издание Австралийско-Новозеландской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей, 1991. (Репринт с изд.: М., Синодальная типография, 1900.) С. 336-339.

Толкование молитвы Господней святителя Иоанна Златоуста

Отче наш, Иже еси на Небесех!

Смотри, каким образом Он тотчас ободрил слушателя и в самом начале вспомнил о всех благодеяниях Божиих! В самом деле, тот, кто называет Бога Отцом, одним этим наименованием исповедует уже и прощение грехов, и освобождение от наказания, и оправдание, и освящение, и искупление, и сыноположение, и наследие, и братство со Единородным, и дарование духа, так как не получивший всех этих благ не может назвать Бога Отцом. Итак, Христос двояким образом воодушевляет Своих слушателей: и достоинством называемого, и величием благодеяний, которые они получили.

Когда же говорит на Небесех, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли и поставляет его в превыспренних странах и в горних жилищах.

Далее, этими словами Он научает нас и молиться за всех братьев. Он не говорит: «Отче мой, Иже еси на Небесех», но — Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь — мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие. Действительно, какой вред от низкого родства, когда по небесному родству мы все соединены и никто ничего не имеет более другого: ни богатый более бедного, ни господин более раба, ни начальник более подчиненного, ни царь более воина, ни философ более варвара, ни мудрый более невежды? Бог, удостоивший всех одинаково называть Себя Отцом, чрез это всем даровал одно благородство.

Итак, упомянув об этом благородстве, о высшем даре, о единстве чести и о любви между братиями, отвлекши слушателей от земли и поставив их на небесах — посмотрим, о чем, наконец, повелевает Иисус молиться. Конечно, и наименование Бога Отцом заключает в себе достаточное учение о всякой добродетели: кто Бога назвал Отцом, и Отцом общим, тот необходимо должен так жить, чтобы не оказаться недостойным этого благородства и показывать ревность, равную дару. Однако Спаситель этим наименованием не удовлетворился, но присовокупил и другие изречения.

Говорит Он. Ничего не просить прежде славы Отца Небесного, но все почитать ниже хвалы Его, вот – молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом! Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). И Серафимы, славят Бога, так взывают: Свят, Свят, Свят! (Ис. 66, 10). Итак, да святится значит да прославится. Сподоби нас, — как бы так учит нас молиться Спаситель, — так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили. Пред всеми являть жизнь неукоризненную, чтобы каждый из видящих ее возносил хвалу Владыке — это есть признак совершенной мудрости.

И эти слова приличны доброму сыну, который не привязывается к видимому и не почитает настоящих благ чем-либо великим, но стремится к Отцу и желает будущих благ. Такая молитва происходит от доброй совести и души, свободной от всего земного.

Этого и апостол Павел желал каждодневно, почему и говорил: и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления искупления тела нашего (Рим. 8, 23). Кто имеет такую любовь, тот не может ни возгордиться среди благ этой жизни, ни отчаяться среди горестей, но, как живущий на небе, свободен от той и другой крайности.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отечеству, но доколе этого не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Должно желать, говорит Он, неба и небесного. Впрочем, и прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как бы мы находились на небе, и об этом молить Господа. Действительно, к достижению совершенства горних Сил нам нимало не препятствует то, что мы живем на земле. Но можно, и здесь обитая, все делать так как бы мы жили на небе.

Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе совершается все беспрепятственно и не бывает того, чтобы Ангелы в одном повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются (потому что сказано: сильнии крепостию, творящии слово Его – Пс. 102, 20) – так и нас, людей, сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Видишь ли? – Христос научил и смиряться, когда показал, что добродетель зависит не от одной только нашей ревности, но и от благодати небесной, и вместе с тем заповедал каждому из нас во время молитвы принимать на себя попечение и о вселенной. Он не сказал: «да будет воля Твоя во мне» или «в нас», но на всей земли – то есть, чтобы истребило всякое заблуждение и насаждена была истина, чтоб изгнана была всякая злоба и возвратилась добродетель и чтобы, таким образом, ничем не различалось небо от земли. Если так будет, говорит Он, то дольнее ничем не будет различаться от горнего, хотя по свойству они и различны; тогда земля покажет нам других ангелов.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Что такое хлеб насущный? Повседневный. Так как Христос сказал: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, а беседовал Он с людьми, облеченными плотью, которые подлежат необходимым законам природы и не могут иметь ангельского бесстрастия то, хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют их, однако снисходит к немощи природы и как бы так говорит: «Я требую от вас равноангельной строгости жизни, впрочем не требуя бесстрастия, поскольку того не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище».

Смотри, однако, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем-либо подобном – но только о хлебе, и притом о хлебе повседневном, так чтобы нам не заботиться о завтрашнем, почему и присовокупил: хлеб насущный, то есть повседневный. Даже и этим словом не удовлетворился, но присовокупил вслед затем и другое: даждь нам днесь, чтобы нам не сокрушать себя заботой о наступающем дне. В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоишь себя заботой о нем? Это Спаситель заповедал и далее затем в своей проповеди: Не заботьтесь, — говорит, — о завтрашнем дне (Мф. 6, 34). Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою и не более уступали природе, чем сколько требует от нас необходимая нужда.

Далее, так как случается грешить и после купели возрождения (то есть Таинства Крещения. — Сост.), то Спаситель, желая и в этом случае показать Свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших и так говорить: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим.

Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия стольких зол и после неизреченно великого дара оправдания Он опять согрешающих удостоивает про щения.

Напоминанием о грехах Он внушает нам смирение; повелением отпускать другим уничтожает в нас злопамятство, а обещанием за это и нам прощения утверждает в нас благие надежды и научает нас размышлять о неизреченном человеколюбии Божием.

Особенно же достойно замечания то, что Он в каждом вышесказанном прошении упомянул о всех добродетелях, а этим последним прошением еще объемлет и злопамятство. И то, что чрез нас святится имя Божие, есть несомненное доказательство совершенной жизни; и то, что совершается воля Его, показывает То же самое; и то, что мы называем Бога Отцом, есть признак непорочной жизни. Во всем этом уже заключается, что должно оставлять гнев на оскорбляющих нас; однако Спаситель этим не удовлетворился, но, желая показать, какое Он имеет попечение об искоренении между нами злопамятства особо говорит об этом и после молитвы припоминает не другую какую заповедь, а заповедь о прощении, говоря: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш небесный (Мф. 6, 14).

Таким образом это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел права жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим Собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от меня получишь то же благодеяние – хотя это последнее на самом деле гораздо важнее первого. Ты прощаешь другого потому что Сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь сорабу, а Бог – рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен

С другой стороны, Господь показывает Свое человеколюбие тем, что хотя бы Он мог и без твоего дела простить Тебе все Грехи, но Он хочет и в этом благодетельствовать Тебе, во всем доставлять тебе случаи и побуждения к кротости и человеколюбию – гонит из тебя зверство, угашает в тебе гнев и всячески хочет соединить тебя с твоими членами. Что ты скажешь на это? То ли, что ты несправедливо потерпел от ближнего какое-либо зло? Если так, то, конечно, ближний согрешил против тебя; а если ты претерпел по справедливости, то это не составляет греха в нем. Но и ты приступаешь к Богу с намерением получить прощение в подобных и даже Гораздо больших грехах. Притом еще прежде прощения мало ли получил ты, когда уже научен хранить в себе человеческую душу и наставлен кротости? Сверх того и великая награда предстоит тебе в будущем веке, потому что тогда не потребуется от тебя отчет ни в одном грехе твоем. Итак, какого будем достойны мы наказания, если и по получении таких прав оставим без внимания спасение наше? Будет ли Господь внимать нашим прошениям, когда мы сами не жалеем себя там, где все в нашей власти?

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для диавола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными. Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол. Напоминанием о враге сделав нас более осторожными и пресекши всякую беспечность нашу, Он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая что Он могущественнее всех: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь, – говорит Спаситель. Итак, если Его Царство, то не должно никого бояться, так как никто Ему не сопротивляется и никто не разделяет с Ним власти.

Когда Спаситель говорит: Твое есть Царство, то показывает, что и тот враг наш подчинен Богу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется по попущению Божию. И он из числа рабов, хотя и осужденных и отверженных, а потому не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю: ни на одного из рабов? Даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока сам Спаситель не повелел; ни на стада овец и волов, доколе не получил власти свыше.

И сила, – говорит Христос. Итак, хотя бы ты и весьма был немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славные дела, И слава во веки, Аминь,

(Толкование на святого Матфея евангелиста

Творения Т. 7. Кн. 1. СП6., 1901. Репринт: М., 1993. С. 221-226)

Оценка 4.5 проголосовавших: 101
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here