Молитва это общение

Советуем ознакомиться молитва это общение с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Определения молитвы

Иисус “сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать” (Луки 18:1).

Молитва — это обращение человеческой души к Богу

Несмотря на другие определения, которые я буду использовать, характеризуя молитву, основное определение (в подзаголовке) остается прежним: молитва — это обращение человеческой души к Богу. Задумайся об этом на минуту.

Молитва — это общение с Богом

“Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть” (Псалом 64:3). Молитва — общение между твоим духом и Великим Духом вселенной, который есть Живой Бог.

Молитва — это исследование сердца

Молитва — это исследование сердца, потому что во время молитвы ты начинаешь видеть свое сердце так же, как видит Бог. Молитва — это школа, где учатся истинам, которым невозможно больше нигде научиться. Вместо того чтобы попусту терять время, беспокоясь о возникшей проблеме или трудности, я начинаю молиться. Когда я молюсь, Бог показывает мне выход из создавшейся ситуации.

Молитва — это сильное желание

Молитва — это сильное желание увидеть, как что-то происходит или исполняется, может быть, желание, вложенное Богом. Именно об этом говорит Слово Божье: “Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными” (Римлянам 8:26).

Молитва — это духовный компас

На всех кораблях и самолетах есть компасы, которые являются жизненно важной составляющей навигационного оборудования. Наряду с другими функциями компасы помогают пилотам и штурманам определить направление движения и в любое время указать точное месторасположение. Во время одного из полетов на небольшом самолете пилот указал на маленький городок, лежащий под нами, и сказал: “Думаю, вот наш пункт назначения”. Но, сверившись с компасом, понял, что мы сбились с курса на пятнадцать миль. Это был не тот город, в который мы направлялись.

Молитва — это работа с Богом

Благодаря божественному средству — молитве — мы можем достигнуть самого Бога. Эта истина скрыта в словах пророка Исаии: “И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его подержала Его” (Исайя 59:16).

Молитва — божественное почтение

Если мы хотим, чтобы наши молитвы были эффективными, мы должны приходить в божественном благоговении перед Отцом. Кажется, что в сегодняшнем мире непочтение в порядке вещей. Мы можем видеть вокруг неуважение к своей стране, флагу, правительству, даже к самому Богу. Если хотим, чтобы наши молитвы стали сильными, тогда мы не должны позволить духу неуважения овладеть нами.

Молитва — божественное послушание

Прежде чем ты дочитаешь эту главу до конца, остановись и спроси себя: “Скрываю ли я дух непослушания в себе?”

Молитва — это сила, открывающая Божьи сокровища

Молитва — это ключ, сила, энергия, мощь, отпирающая небесные сокровища и высвобождающая их на землю.

Молитва — первый шаг в познании Господа Иисуса Христа

“Ибо “всякий, кто призовет имя Господне, спасется” (Римлянам 10:13). Первый шаг в познании Господа Иисуса — встретиться с Ним в молитве, говоря: “Господь Иисус, войди в мое сердце. Прости меня за мои грехи. Очисти от всех беззаконий. Сделай меня чадом Божьим”.

Нужно заполнить жизнь молитвой…

Протоиерей Николай Катальников: «Нужно заполнить жизнь молитвой…»

Пост и молитва – неразрывные вещи в православном понимании. По слову святых отцов, это два крыла, на которых человек может перелететь бушующее житейское море и достичь спасительного берега.

Что же такое молитва? Какие опасности подстерегают человека, неправильно приступающего к молитвенному деланию? Что делать, если не получаешь просимого? Об этом – беседа с настоятелем Свято-Серафимовского храма города Макеевки, преподавателем отделения Духовной культуры Донецкого Национального университета, протоиереем Николаем Катальниковым.

— Батюшка, прежде чем говорить о молитве, хотелось бы уяснить, а что, собственно, вкладывается в это понятие? Проще говоря, что значит «молиться»?

— «Молитва» – от слова «молвить», разговаривать, с кем-то, общаться. То есть молитва – это общение с Богом. Чтобы было более понятно, нужно сопоставить её с таким распространенным явлением, как заговор или заклятие, то есть языческое общение с высшими силами. Они не подразумевают личности на «той» стороне. Это – безличное отношение к вышним силам. То же относится и к такой духовной практике как медитация. Очень часто йоги думают, что медитация близка к молитве. Но это – заблуждение.

Медитация – состояние, центром которого является человеческое «я». Оно доводится до такой степени, чтобы это «я» исчезло и растворилось в самом этом состоянии. Медитация предполагает расслабленность, растворение. В молитве всё наоборот. Она требует, прежде всего, бодрого состояния духа, трезвения. Но главное различие – обращение к конкретной личности, к Богу.

Почему это так принципиально? Потому, что обращение к безличному не предполагает свободного ответа с «той» стороны. «Нажал кнопку – получил результат». И неважно, что происходит там. Главное, чтобы я здесь сделал все правильно.

В противоположность этому молитва – это живое общение с живыми личностями.

— Вы говорите, что молитва – это разговор. А может Бог не ответить на наше обращение?

— Когда есть общение, «нет» – это тоже ответ. Представим такую ситуацию: твой ребенок у тебя что-то просит. Любой родитель может дать ребенку просимое, а может и не дать. Но в любом случае это действие будет продиктовано любовью. Это – опекание, забота о ребенке. Господь всегда отвечает с любовью. Об этом написано в Евангелии: «Если с верой просите, то будет вам».

Но не всегда родители будут потакать своим детям, ради их жизни и благополучия. Потому и Господь не всегда отвечает на наши просьбы. Приведу пример. Двое студентов идут на экзамен: «Господи, благослови, чтобы я сдал на «отлично». Один получил «отлично», а другой – нет. И в том, и в другом случае Господь ответил на молитву. Он дал тебе то, что ты должен получить.

— Существуют ли в молитве какие-то правила?

— Обязательно. Существует несколько правил, которые отделяют православную молитву от другого делания. Одно из главных правил: молитва – не бессловесная. Если мы остановимся на корне молитвы, то мы увидим два слова: с одной стороны – мольба, прошение, а с другой стороны – молчание. Молчание перед лицом Божьим, которое рождает в сердце человека некое движение, некое состояние, которое выливается в благодарение, в славословие, в покаяние.

И ещё один из главных принципов православной аскетики: молитву нельзя визуализировать. То есть нельзя рисовать себе картинок, когда ты молишься.

Картинками мы закрываем себя от Бога, потому, что Он бесконечен в своих проявлениях в отношении к человеку. Поэтому когда ты помолился Богу, и сердце твоё умилилось, и ты пережил необыкновенные состояния, то очень велико искушение отождествлять это состояние с Богом. И человек уже ищет не Бога, а этого состояния. Очень часто человек «подкручивает» себя, не понимая, что Бог бесконечно шире любых состояний. А люди один раз уяснили для себя, что это – Бог, что именно так Он себя проявил и, не находя этого, страдают. Они и говорят: «Бог нас не слышит, Бог нас бросил, у нас все плохо, все рушится». На самом деле Бог не бросит никогда. Он всегда с тобой. Просто когда-то ты поставил знак равенства между этим возвышенным состоянием и тем, что Бог с тобой. Такая визуализация – самый быстрый путь построить вокруг себя стену, и через эту стену никогда не пройти к Богу.

И хотя кажется, что человеку очень тяжело без воображения, но на самом деле для того, чтобы услышать говорящего, лучше на него не смотреть. Такой феномен отслежен. Это – духовный опыт.

— А как же молиться перед иконой?

— Это интересный момент. Икона – то, что нужно до молитвы. Она помогает предстать перед Господом, почувствовать Его. Она напоминает нам о незримом присутствии Господа и святых.

Что касается визуализации, то главная связанная с ней проблема, когда человеку во время молитвы в храме или дома начинаются видения. Показательно отношение к таким видениям Силуана Афонского, который говорил своим ученикам: «Если ко мне придет человек и скажет, что я видел то и то, я скажу этому человеку: выбрось, это все неправда». Любому человеку, в любом случае. Если человека действительно посетил Бог (а посещение Бога неразрывно с таким понятием, как смирение), то он по послушанию соглашается с тем, что это действительно привидилось. Но если человек продолжает настаивать, говорить: «Я видел то-то и то-то, а вы ничего не понимаете», то понятно, что это не имеет никакого отношения к Богу и является порождением гордыни. Поэтому духовно полезно и мне, как духовнику, и всем остальным считать, что мы недостойны видений.

— Как быть, когда мы их всё-таки увидим?

— Духовное трезвение предполагает максимально критичное отношение к тому, что ты видишь. Молитва – это такое состояние, когда мы открыты духовному миру. А духовный мир населен не только светом. И ради безопасности, чтобы не погибнуть, нам дается это максимально жесткое правило «не принимать». В этом отношении есть еще одно духовное поучение, сказанное Силуаном Афонским. «Если тебе что-то привиделось во сне, в молитве, любая визуализация, любое состояние, любое чувство, святые отцы учат: не отрицайте и не принимайте». Здесь очень глубокая мудрость. Отмахнемся – тогда мы становимся атеистами или иеговистами: духовной жизни нет, ничего святого нет. Тогда мы становимся духовно плоскими. Но если мы примем любое из этих явлений как дар, как откровение, очень легко попасть на удочку прелести, на удочку сатаны, который маскируется под святых, свет и Бога. Этот момент принципиально важен. Дары, которые человек получает, должны быть плодом огромного труда и бесконечного покаяния.

И еще одно правило: если ты видишь новоначального, идущего по небу, схвати его за ногу, и стащи. Это в первую очередь относится к неофитам, т. е. людям, которые только уверовали в Бога. Господь много дает людям, только что пришедшим к Богу. Большая беда, что люди эти дары, среди которых и благодатные ощущения во время молитвы, принимают как их собственное. На самом деле – это Господь так поднял над землей и говорит: «Вот что такое духовная жизнь». А потом опускает человека на землю, для смирения.

— Для чего нужно молиться по молитвослову? Не правильнее ли обращаться к Богу от себя лично?

— Молитвослов – это школа нашей молитвы. Большая беда протестантских ветвей – косноязычие в молитве. Кроме трех-четырех формулировок люди не могут ничего придумать, кроме мира, согласия, благополучия и денег. А если мы откроем православный молитвослов, то увидим бесконечное богатство тончайших духовных, душевных переживаний, которые вмещаются в поток молитвы. И молитвослов – это только маленькая часть того духовного богатства молитвы, которое оставили нам святые подвижники. Мы можем вспомнить Симеона Нового Богослова, великого молитвенника, книги которого составляли гимн отношения человека с Богом. Как школьнику дали букварь, чтобы научиться читать и писать, а потом уже он занимается творчеством, так и молитвослов учит человека молитве. Неслучайно молитву называют художеством из художеств. Нет предела совершенству этого делания.

Значит, в принципе, можно молиться и своими словами?

— Перефразируя вопрос, добавлять что-то к молитвам святых или не добавлять? Я думаю, что тех слов, которые бисером рассыпаны в православном молитвослове, бесконечное множество. Сколько ты их ни будешь повторять, можно вкладывать все более новое, глубокое понимание. Это как канон иконописца. Слова те же самые, канон один, а содержание у них может быть бесконечным.

В идеале, молитвы, написанные в молитвослове, должны стать твоими молитвами. Ты должен ими дышать. Ты должен их оживить. Пока они как бы посторонний опыт. Но в идеале, те состояния и чувства, которые двигали святых отцов, должны стать твоими.

— Насколько обязательны утреннее и вечернее правила?

— Общение с Богом, общение с Жизнью является собственно жизнью. Все остальное – меньше жизни, и на самом деле – не жизнь. Молитва к Богу, общение с Богом – это и есть, собственно, жизнь. Точно также как физическое наше тело требует гигиены, утром помыли руки – а вечером они уже грязные, потому что мы тремся об этот мир, какими бы не были чистюлями, как бы себя не блюли, мы обрастаем грязью этого мира. Точно так же душа наша, вращаясь в мире, обрастает нежизнью, нечистотой этого мира, распадом, смертью. Почему нужна молитва утром и вечером? Можно зубы не чистить, можно не мыться; какие последствия – мы знаем. Абсолютно четкая аналогия с утренним и вечерним правилом. Это есть закон жизни. Если мы не переживаем этого так – это проблема. Тогда утренние и вечерние молитвы для человека становятся обузой.

Но утренние и вечерние молитвы – это отправные точки, а все остальное время мы должны заполнить молитвой. Все, что происходит в нашем внутреннем мире, все движения, мысли, превратить в движение к Богу. Если конкретно, то выглядит это следующим образом. Идешь, споткнулся, чертыхнулся и тут же: «Прости меня за это, Господи». В чем суть? Любое явление твоей жизни – это повод для молитвы. Нет такого явления на земле, чтобы мы не могли превратить в молитву. Это и есть проявление нашей жизни, ощущение нашей жизни перед лицом Божьим. Это и есть та самая, заповеданная апостолами, непрестанная молитва…»

Беседовала Екатерина Громовая

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Молитва это общение человека с Богом, та связывающая нить, которая роднит земное и небесное. Но не только. Молитва вообще и молитва «Отче наш» в особенности с

Молитва — это общение человека с Богом, та связывающая нить, которая роднит земное и небесное. Но не только. Молитва вообще и молитва «Отче наш» в особенности связывает не только человека с Богом, но и человека с человеком.

Молитва «Отче наш» помогает членам Церкви Христовой почувствовать, что мы — одно Тело, мы зависим друг от друга и должны заботиться и молиться друг о друге. Ведь мы говорим: «Отче НАШ», не «Отче мой».

Эта молитва, данная Иисусом, также помогает понять, насколько важно нам иметь связь с миром. Церковь не должна быть замкнутым обществом. Напротив, мы должны идти в мир, неся окружающим свет Евангелия и молясь о них Господу, молясь о том, чтобы Божья воля осуществлялась на земле, в людях, так же, как и на небе.

Молитва «Отче наш», соединяя в себе прошлое, настоящее и будущее и оставаясь той же в течение веков, позволяет нам почувствовать мимолетность нашей жизни, а также единение с теми, кто прошел земной путь до нас, и теми, кто будет после нас.

В разное время я и Виктор Ахтёров составили серии радиопрограмм по молитве «Отче наш». Эти программы звучали на волнах «Радиоцеркви». В этой брошюре собран материал из обеих серий радиопрограмм.

В конце каждой главы мы поместили отрывок из стихотворения Любови Васениной, замечательной христианской поэтессы. Я люблю ее стихи за правдивость и глубину чувства.

Я надеюсь, что, прочитав изложенные здесь мысли, вы станете больше размышлять о молитве и больше молиться. Сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда души многих застывают от отсутствия общения с Творцом, нам всем нужна молитва — согревающая и объединяющая нас в Боге.

МОЛИТЬСЯ НУЖНО УЧИТЬСЯ

«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих»

Люди молились Богу, начиная от Адама, но интересно заметить, что в законе Моисея не было заповеди или конкретных указаний о молитве. Даже ветхозаветные пророки не много говорят о молитвенных обязанностях верующего. Но Христос, как никто другой, придавал молитве огромное значение. Он учит молиться и нас. Время перед возвращением Господа на землю еще более напряженно — силы зла в действии, мир движется к хаосу, а в Церкви начинается пробуждение. В этих обстоятельствах мы не можем себе позволить отвести молитве второстепенное значение. Нам нужно молиться, и нам всем нужно учиться молиться — эффективно, целенаправленно, по-библейски.

МОЛИТВА ДЛЯ УЧЕНИКОВ. И КАНДИДАТОВ В УЧЕНИКИ

Иисус учил молиться апостолов, тех, кто знал Его и следовал за Ним. В этом контексте мы и должны рассматривать всю молитву. Богослов Уильям Ерб пишет о христианах первых столетий: «В ранней церкви людям не разрешалось молиться молитвой «Отче наш» до того, как они. принародно исповедуют свою веру. Эта молитва только для тех, кто может принести ее с искренней верой». Действительно, только в устах учеников, всецело отдавших себя Господу и глубоко понимающих, что они говорят, молитва обретает свое истинное значение. Чем лучше мы будем понимать принципы, заложенные в молитве Господней, тем эффективнее будет наше общение с Отцом.

Однако когда начинается ученичество? Никто не приходит ко Христу, если его не привлечет Отец. Это Божье действие, это влечение зачастую начинается задолго до покаяния. Сам Господь не ставил определенных жестких условий, которые нужно исполнить прежде, чем человек может начать молиться этой молитвой. Если ищущий человек начнет называть Бога Отцом — это хорошо, его путь в Царство начался. Молитва «Отче наш» для многих стала той ступенью, взойдя на которую человек понимает, что у него нет другого пути — только к Отцу.

УЧЕНИКИ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ

«Научи нас молиться. » Это единственное место в Новом Завете, где ученики прямо просят Христа научить их чему-то. Часто евангельские христиане делают ударение на то, что молиться нужно от сердца, искренне, а не просто повторять заученные молитвы. Это бесспорно. Как писал Джон Буньян, «лучше сердечная молитва без слов, чем молитва из бессердечных слов». Но с другой стороны, молиться нужно учиться. Желание учиться, познавать духовные законы и пользоваться ими — индикатор мудрости. Если человек впервые приходит к Богу с раскаянием и неумело произносит слова своей первой молитвы — кто станет его осуждать? Его слова так же дороги Богу и христианам, как первые слова ребенка. Но если через несколько лет следования за Господом молитва этого человека все еще строится по принципу «прости-благослови-аминь», то ему нужно подойти к Господу с просьбой: научи меня молиться.

Мы, ученики Христа, должны познавать, какое значение в молитве имеют благодарение, славословие, краткость, ясность выражения мысли, исповедание своей веры, смелость и дерзновение, поклонение, согласие с волей Божьей. Все эти принципы заложены в молитве «Отче наш».

Чтобы на практике познавать эти и многие другие принципы, необходимо посвящать этому много времени и сил. Христианский писатель Д. О. Сандерс говорил: «Достижение совершенства в искусстве молитвы, как в любом другом искусстве, требует времени. И количество времени, которое мы уделяем ей — вот истинный показатель понимания нами важности молитвы». Сколько времени мы уделяем молитве? Если бы все христиане отдавали молитве хотя бы 2% времени (полчаса в сутки), Церковь была бы на совершенно ином духовном уровне.

Интересно заметить, что ученик, обратившийся к Иисусу с просьбой научить их молиться, говорил от имени всех. «Научи НАС молиться».

Сегодня, в век индивидуализма, мы должны помнить, что каждый из нас — часть общего организма Церкви, и только в этом контексте наша индивидуальность раскроется наиболее полно.

УЧИТЬСЯ СЕЙЧАС, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПРОБЛЕМ

На каком качественном уровне наша молитвенная жизнь? Испытываем ли мы на практике различные виды молитвы? Хорошо знать, как молятся другие, но как молимся мы? Стала ли молитва нашей ежедневной потребностью? Или, как многие, мы начинаем по-настоящему искать Бога в молитве только тогда, когда у нас возникают сложности, с которыми мы не справляемся сами?

Как в этой старой шутке:

ПИЛОТ: Аэропорт? Сообщаю свои координаты: высота 300 метров, до суши 500 километров, горючее на исходе! Прием.

ДИСПЕТЧЕР: Внимание! Повторяйте за мной: «Отче наш, сущий на небесах. »

Молиться нужно не только в подобных случаях.

Для того, чтобы познавать Бога, нужно как минимум регулярно, ежедневно беседовать с Ним. Совершенно не имеет значения, хочется нам этого или нет в данный момент! Наша задача — начать говорить с Ним. Чарльз Сперджен писал: «Когда мы в молитвенном настроении — нужно молиться; грешно упустить такую хорошую возможность. Когда мы не в молитвенном настроении, нужно молиться, так как опасно оставаться в таком нездоровом состоянии».

Если сначала мы не заметим изменений в своей жизни — это говорит о том, что молиться нужно чаще, не реже. Это значит, между нами и Богом выросла стена, которую смогут разрушить либо страдания (удивительно быстрый метод разрушения барьеров между Богом и человеком!), либо наши молитвы.

Существует много форм и видов молитвы. Как их постигнуть, с чего начинать? Начинать нужно так же, как начинает говорить ребенок. Сначала он картавит, потом начинает составлять предложения, позже — убеждает маму дать ему еще одну конфету. Научившись, ребенок не перестает говорить. У него тьма вопросов. Обо всем, что он увидит, обо всем, что произведет на него впечатление, он должен рассказать. Позже человек учится, как, что и когда говорить, но начинают все одинаково — просто говорят. Хотите научиться молиться? Начните молиться. Начните говорить.

ГДЕ И КАК МОЛИТЬСЯ?

Говоря ученикам как молиться, Иисус НЕ говорил о том, в каком положении или в каком месте мы должны находиться, в какое время или в каких ситуациях нужно прибегать к молитве.

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, что говорит по этому поводу Священное Писание.

Из Библии мы видим, что люди могут молиться в любом положении, выражающем их искренние чувства перед Господом:

• стоя (Быт. 24:13,14),

• с поднятыми руками (1 Тим. 2:8),

• склоняя колени (Дан. 6:10),

• поднимая взор (Иоан. 17:1),

• кланяясь до земли (Исх. 34:8),

• падая ниц (Матф. 26:39),

• пряча лицо между колен (3 Цар. 18:42),

• ударяя себя в грудь (Лук. 18:13).

А вот в каких местах молились и призывали нас молиться библейские личности:

• на поле битвы (2 Пар. 13:14),

• в пещере (3 Цар. 19:9,10),

• в комнате (Мат. 6:6),

• на горе (Лук. 6:12),

• у реки (Деян. 16:13),

• в храме (3 Цар. 8:27-30),

• в постели (Пс. 62:7),

• на крыше дома (Деян. 10:9),

• в тюрьме (Деян. 16:24-25),

• на кресте (Лук. 23:33-34, 46),

• на небе (Рим. 8:34),

• НА ВСЯКОМ МЕСТЕ (1 Тим. 2:8).

Библия говорит, что молиться можно в любое время:

• рано утром (Мар. 1:35),

• трижды в день (Дан. 6:10),

• вечером (3 Цар. 18:36),

• перед принятием пищи (Мат. 14:19),

• ночью (Деян. 16:25),

• днем и ночью (Лук. 2:37; 18:7),

• в день скорби (Пс. 49:15),

• каждый день (Пс. 85:3),

• НЕПРЕСТАННО (1 Фес. 5:17).

В каком состоянии может молиться человек? Вот несколько примеров из Библии:

• во вретище (Пс. 34:13),

• с обритой головой (Иов 1:20),

• со слезами (Пс. 6:7),

• посыпая голову прахом (И. Нав. 7:6),

• воздерживаясь от пищи (Втор. 9:18),

• с сильным воплем и со слезами (Евр. 5:7),

• в борении (Лук. 22:44),

• в торжестве победы (Пс. 17:29-50),

• в трепетной радости (Лук. 1:46-55).

Итак, молиться можно в любом месте, в любое время, в любом эмоциональном состоянии и в положении, выражающем наши истинные чувства.

ПЛАН ИЛИ ЗАКОНЧЕННЫЙ ТЕКСТ?

Часто говорят, что молитва «Отче наш» — это план для наших молитв. Мы должны понимать принципы, заложенные в этой молитве, и использовать их в своих молитвах. Когда корейского пастора Йонги Чо спросили, как он может проводить несколько часов в день в молитве, он ответил: «Я становлюсь на беговую дорожку и делаю круг за кругом». Дорожка, о которой он говорил, — это молитва «Отче наш», указывающая, как и о чем молиться.

Но если мы хотим, чтобы молитва практически стала частью ежедневного хождения перед Господом, мы не должны пренебрегать и собственно молитвой «Отче наш». Если несколько раз в день мы сможем вырвать 30 секунд из своей бесконечной занятости и, сосредоточившись, помолиться Отцу, мы не найдем лучших слов, чем проникновенные и мудрые слова молитвы «Отче наш».

Повторяя слова этой, продиктованной Самим Господом, молитвы, мы становимся членами великого множества христиан, живших до нас и в наше время, которые молились и молятся этими же словами.

Молитва «Отче наш» объединяет нас, и мы снова чувствуем себя членами одного Тела, Его Церкви.

. Так и теперь. К Спасителю приходит

Огромное число учеников.

Но очень скоро многие уходят,

Не понимая Иисуса слов.

Им трудно слышать о небесном, вечном,

Они привыкли говорить, шутя.

«Как странны эти мысли, эти речи. » —

Бросают на прощанье, уходя.

Я ближе к Иисусу подходила.

«И ты уйдешь?» — звучал вопрос ко мне.

Но я ответить Господу спешила,

Как Петр когда-то, кратким словом «нет».

«Нет, мой Господь, спасенье смог Ты дать мне,

Глаголы вечной жизни — у Тебя.

Мне некуда идти от благодати,

Ты — жизнь моя и Ты — моя судьба».

МЫ — ДЕТИ ОДНОГО ОТЦА

«Когда молитесь, говорите: Отче наш. »

ЯВЛЕНИЕ ОТЦА НАРОДУ — ИИСУС

Немецкий поэт и философ Гёте писал: «Все мы сироты. Нам хотелось бы иметь Отца, но все в мире указывает на то, что Его нет. Я должен быть честным и не вести себя так, будто у меня есть Отец. Соответственно, мне нужно оставить молитву и лучше говорить с собою, как ребенок в темноте, ребенок, который боится темноты, но не признается в этом. » Слова великого литератора до боли точно выражают состояние человека, не верящего, не знающего, что Отец есть. А самый доступный путь узнать об этом — начать беседовать с Ним в молитве.

Однако многим трудно начать молиться Небесному Отцу, так как, говоря «отец», мы прежде всего представляем себе своего земного отца — с его недостатками и особенностями. Это естественно. Недавно проведенное научное исследование подтверждает, что отношения людей с земным отцом напрямую связаны с их восприятием Бога. Но Иисус хотел, чтобы образ Небесного Отца создавался у нас на основании информации, имеющейся у нас о Нем, об Иисусе. Когда-то Филипп, видимо, уверенный в том, что Иисус может практически все, дерзнул высказать просьбу: «Покажи нам Отца!» Возможно, Филипп предполагал, что эта просьба шокирует Иисуса, но получилось, что Иисус (как это нередко случалось) шокировал учеников Своим ответом. «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? — сказал Он. — Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9).

Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18).

Думая об Отце, мы должны думать об Иисусе. Иисус был заботливым, добрым, отзывчивым, справедливым, прямым, нежным, понимающим — таков и Отец, к Которому мы обращаем свою молитву.

МЫ ПРИНЯЛИ ДУХА УСЫНОВЛЕНИЯ

Как видно, имея множество имен, Бог предпочитает, чтобы Его называли Отцом. Ведь недаром более двухсот раз, практически во всех Своих молитвах, записанных в Писании, Иисус обращается к Богу как к Отцу. Исключения — Его возглас на кресте в тот момент, когда Он Сам должен был нести грехи человечества, а также слова: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже», где Он в обоих случаях повторяет пророческие слова Давида (Пс. 21:2 и Пс. 39:8-9). Всю Свою жизнь, начиная от встречи со священниками в храме, «доме Отца», до последних минут на кресте, предавая Дух в руки Отца, Иисус чувствовал Себя Сыном.

Очень редко в молитвах древних евреев мы находим такое нежное обращение к Богу: Отче. Иисус был первым, кто обыкновенно говорил с Богом как с любящим Отцом, называя Его «Авва». Сегодня мы привыкли в молитве называть Всемогущего Отцом, но во времена жизни Господа в Израиле это обращение было революционным. Таким обращением к Богу Иисус показывал, насколько интимны Его взаимоотношения с Тем, Кого автор Послания к Евреям называет «поядающим огнем». Замечательно, что Иисус приглашает и учеников разделить это доверительное общение с Богом, пребывающем в «неприступном свете». Творец вселенной — наш Отец. Апостол Павел пишет: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:15-16). Дух Христов, живущий в нас, делает нас истинными детьми Бога, мы перестаем быть сиротами.

О. У. Холмс как-то сказал: «Вся моя религия суммируется в первых двух словах молитвы Господней». Наверное, многие из нас, ставших детьми Бога, согласятся с этим. Называя Бога Отцом, мы не только находим Защитника и Покровителя, но и начинаем перерождаться в Его образ. Мы становимся такими, как Он, становимся частью Его естества — и это главное.

Когда мы говорим Отче НАШ — это не снятие ответственности с себя, не попытка стать частью безличной массы и избежать сугубо личного контакта с Господом, а заодно и ответственности за свои личные поступки. В наше время многие пытаются возложить ответственность за свое поведение на общество. Такое мышление все шире проникает в философию, психологию и религию. Оно не ново, люди со времен Адама и Евы обвиняют в своих грехах других, но сегодня накатывается новая волна общественного «просвещенного» мышления, которое пытается убедить нас, что мы, общество (страна, человечество), — одно, и это каким-то образом избавляет нас от личной ответственности за наши мысли и поступки. Как мы увидим далее, сама молитва «Отче наш», да и вся Библия, возлагает на нас громадную ответственность за то, что и как мы делаем. Почему же, молясь, нам нужно обращаться к Отцу не от своего личного имени?

Подсчитано, что 80 процентов молитв, записанных как в Ветхом, так и в Новом Заветах, — это ходатайственные молитвы, т. е. молитвы за других. Молитва «Отче наш» — не исключение. В ней раскрывается таинство единства Церкви Иисуса Христа на земле.

Прообразом Церкви, согласно апостолу Павлу, является тело. Страдает один член — с ним страдают и другие. Мы, члены Церкви Христовой, связаны нитями Его любви, нас роднит Его кровь, мы знаем друг о друге и молимся друг за друга.

Мы часто вспоминаем о первых мучениках, но в наши дни Тело Христово страдает как никогда раньше. В двадцатом столетии было убито больше христиан, чем за все предыдущие 19 столетий, вместе взятых. Около 160 тысяч христиан погибают каждый год от рук убийц, ненавидящих дело Божье. Каждый год тысячи христиан теряют имущество, дома, работу; у них отбирают детей, их насилуют, избивают, унижают и оскорбляют. Поэтому, прося насущного хлеба на сегодняшний день, мы молимся не только о себе, мы молимся о тех, кому сегодня хлеба может и не достаться. А прося сохранить нас от искушения, мы молимся и о тех, у кого, возможно, в пылу борьбы с врагом нет сил поднять глаза к небу. Мы, Церковь, вместе навечно, и сегодня время помогать друг другу молитвой.

Оценка 4.9 проголосовавших: 939
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here