Молитва кол нидре

Советуем ознакомиться молитва кол нидре с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Молитва кол нидре

Материал предназначен для работы со старшеклассниками, студентами и взрослой аудиторией. Продолжительность занятия – минимум 2 академических часа.

Для проведения занятия необходимы соответствующие тексты (релевантные oтрывки из “Мишней Тора”, “Кицур Шулхан Аруха”, махзора “Врата раскаяния” и т.д.) в количестве, достаточном для самостоятельной работы в группах.

  1. Познакомить учащихся с интегральной частью литургии Судного Дня – молитвой “Коль Нидрей”.
  2. Развить у учащихся навык самостоятельной работы галахическими и историческими еврейскими текстами.
  3. Дать учащимся знания и навыки, необходимые для эффективной защиты иудаизма от антисемитских инвектив.
  4. Ознакомить учащихся с некоторыми базовыми еврейскими концептами: Раскаяние, заповеди “между человеком и Всевышним”, заповеди “между человеком и ближним” и некоторыми др.

Комментарий для ведущего:

Спросите у студентов, что они знают про Йом Кипур, законы, обычаи и смысл этого праздника (см. Приложение 1).

Если кто-то из группы был на Йом Кипур в Израиле – попросите его поделиться впечатлениями.

Всякий, кто хоть раз побывал в Йом Кипур в Израиле, не мог не заметить, сколь разительно отличается этот день ото всех остальных. Закрыты абсолютно все магазины и кафе, даже те, которые работяют по субботам и праздникам. Прекращается вещание государственного радио и телевидения.

На улицах практически нет машин (кроме карет скорой помощи). Множество людей, которые обычно не молятся, в этот день идет в синагогу.

Аналогичная картина наблюдается и в диаспоре. Как писал американский писатель Герман Вук:

Первая молитва, с которой начинается молитва Судного дня – молитва ” Коль нидрей ” (“Все обеты”, на арамейском), о которой мы и будем говорить сегодня.

Комментарий для ведущего:

Если есть возможность, прослушайте вместе с аудиторией запись “Коль нидрей” в исполнении какого-нибудь кантора.

По окончании прочтения и прослушивания спросите студентов, как они понимают эту молитву, и о каких “обетах, клятвах и обещаниях” идет в ней речь.

Постарайтесь получить от группы несколько вариантов ответов.

Итак, мы поняли, как понимаем текст этой молитвы мы. А сейчас мы увидим, как понимали иногда этот текст нееврейские власти:

Комментарий для ведущего:

Группа из двух-трех студентов, предупрежденных заранее (желательно, из наиболее продвинутых) читает написанный ею указ, запрещающий евреям читать молитву “Коль Нидрей” (если преподаватель не может найти в своей группе студентов, которым он мог бы поручить это задание, то придется написать этот указ самому). Указ должен содержать обоснование данного запрета.

В качестве материала для подготовки можно воспользоваться, например, следущими текстами:

Большинство евреев считает самым “святым” и торжественным актом в богослужебном календаре иудаизма (важном для многих евреев, весьма далеких от религии), известную молитву “Коль Нидрей”. Эта молитва, произносимая в канун Йом Кипура, является декламацией бессмысленных и лживых самоувещеваний, согласно которым все личные обеты, которые будут сделаны молящимся в следующем году, заранее объявляются недействительными .

В этой молитве просят заранее освободить от всех невыполненных клятв. В XIX в. Шимшон-Рефаэль Гирш — видная фигура германского ортодоксального иудаизма — на несколько лет прекратил произнесение «Коль нидрей», чтобы у неевреев не создалось впечатление, что евреи не держат обещаний.

Подобные указы переодически появлялись в различных странах. Ибо, по мнению властей, данная молитва освобождала евреев от всех клятв и обещаний, которые они давали в течение года – например, от присяги государству, от обещания вернуть долг и т.д. Поэтому, по утверждениям антисемитов, никаким еврейским клятвам и обещаниям верить в принципе нельзя.

Во имя Бога и закона мы разрешаем от обетов и такого рода клятв, которыми кто-либо, давая обет или клятву, через это сам возложил на себя воздержание или какое-либо решение, и вообще клятвы, относящиеся лично и единственно к самому давшему клятву. Но да сохранит Бог каждого помыслить, что мы разрешаем нарушать клятвы или присяги, даваемые правительству, или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица, какого бы происхождения или веры он ни был. Сии клятвы и присяги, о которых писано, что Бог не оставит нарушителей их без наказания, должны пребывать в неизменной силе, и кто их преступит, да подвергнется гневу Божию и вечному позору.

Изд-ва «Маханаим», Иерусалим, 1995

Итак, перед нами два утверждения касательно молитвы “Коль нидрей”. Согласно первому, эта молитва освобождает человека ото всех клятв и обетов, которые человек дает. Согласно второму, это касается лишь обетов, которые человек неосмотрительно накладывает на себя лично (например: “Обещаю , что не буду пить пива”; “Зуб даю, что ноги моей в этом доме не будет”, “Никогда не подам руки этому мерзавцу” и т.д), и не касается обещаний, данных третьим лицам.

Комментарий для ведущего:

Раздайте каждой группе тексты для самостоятельной работе. Первой группе желательно так же предоставить для работы текст молитвы “Коль нидрей” (напр., махзор “Врата раскаяния”, стр. 519-521). Кроме того, 1-й и 3-й группе желательно раздать текст Приложения 2, в котором дается краткая информация о первоисточниках, с которыми им предстоит работать.

* Доклад 1-й группы

Комментарий для ведущего:

Крайне важно, чтобы в нем прозвучало, что, по мнению, ряда исследователей и авторитетов в области еврейской традиции и галахи, молитва “Коль Нидрей” вошла в еврейскую литургию в эпоху испанского марранизма. Возможно, ведущему даже имеет смысл подойти к группе и обратить ее внимания на соответствующие места.

Ведущий подводит итог доклада: как мы услышали, есть мнение, что молитва «Коль нидрей» вашла в еврейскую литургию в эпоху инквизиции в Испании, когда многие евреи из страха перед инквизицией для виду перешли в христианство. Однако что мы знаем о той эпохе? Чтобы лучше понять обстоятельства возникновения этой молитвы, послушаем доклад 2- группы.

На этот вопрос нам поможет ответить 3-я группа.

Комментарий для ведущего:

Так что те из нас, кто захочет в Йом Кипур пойти в синагогу, нижет читать эту молитву совершенно спокойно – нкакого противоречия общечеловеческой морали в этой молитве нет.

Молитва кол нидре

Это наверное тем кто думал что сможет соблюсти обет, но не смог.

а что за обеты, только Ашему или обещания людям, клятвы зароки ит.д. ?

Может я чего-то недопонимаю, но смысл тогда давать эти обеты?

Это когда человек не рассчитал своих сил.

А если рассчитал, и выполнил?

Если выполнил обет это хорошо, а может дал какой обет и забыл о нём – поэтому наверное и существует молитва Кол Нидрей.

Молитва Кол Нидрей содержит отмену всех будущих обетов, которые нам суждено будет дать, а по мнению некоторых законоучителей – и всех данных в прошлом обетов. Наши мудрецы учат: «Тот, кто хочет, чтобы обеты, данные им в наступающем году были недействительны, должен сказать в Рош Гашана: «Все мои будущие обеты отменяются». (Недарим, 23)

Такое заявление отменяет любой обет, если в момент его произнесения человек не помнит об этом заявлении. Талмуд считает, что если бы в момент принятия нового обета человек вспомнил, что уже объявил будущие обеты недействительными, он не стал бы принимать новый обет, и, стало быть, его принятие – ошибка.

Что такое «Кол Нидрей»

В Йом Кипур человек должен очиститься от грехов. В том, что касается некоторых проступков, ему помогает сделать это молитва Кол Нидрей.

Если в прошлом году человек дал обет, Йом Кипур не освобождает его от необходимости его выполнить. Неисполнение обета – тяжелый грех. Что же делать, если человек забыл о данном им обете?

В таком случае может помочь лишь разрешение обета. Поэтому перед Йом Кипуром община разрешает все обеты, которые человек может не выполнить в будущем году. Таким образом в День Раскаяния евреи оказываются неповинными в этом грехе.

Грех неисполнения обета весьма серьезен и влечет за собой суровое наказание. Тора очень серьезно относится к проступкам, совершаемым посредством слов, наказывая их строже, чем многие греховные деяния, потому что человек отличается от животного прежде всего своей способностью говорить и, злоупотребляя этим даром, он становится хуже животного, которое неспособно осквернить свои уста. Поэтому наши мудрецы и ввели обычай читать Кол Нидрей.

Внутренний смысл молитвы «Кол нидрей» («Все обеты»)

Торжественность, с которой протекает эта молитва, ее особая мелодия и троекратное повторение призваны подчеркнуть ее особенную важность в качестве «старта», сразу бросается в глаза. Смысл ее гораздо шире и глубже, чем только имеющее форму и силу законодательного постановления освобождение от обетов и клятв и их упразднение (как уже принятых, так и на весь наступающий год вперед).

Это целенаправленное действие, происходящее в материальном мире, эффект которого распространяется именно на сферу духовного. И будучи зафиксировано в форме судебного решения, этот эффект фиксируется Всевышним и получает от Него особую силу влияния.

Чтобы понять о каком эффекте идет речь, нужно понять что собой представляет «обет» и в чем его польза.

Любой «обет» есть запрет каких-то вещей материального мира, который человек решает наложить на себя, обязать себя в этом. Это решение вызвано тем, что человек находит себя подпавшим под сильное влияние этих материальных вещей, испытывает к ним сильное влечение.

И если человек уже открыл для себя область Святости (Всевышнего и Его частицу, которую он носит в себе — свою душу), и пришел к пониманию, что страсть к материальному является сильной помехой раскрытию Б-жественного Света в нем самом и в мире вовне, он будет стараться бороться с этим влечением.

Эффективным средством в этой борьбе является «обет» — волевое действие, которым человек запрещает себе то, что его так соблазняет. Это подобно лекарству, к которому прибегают обнаружив опасный симптом (в данном случае — опасный для души…)

На иврите «запрет» (чем, как сказано выше, «обет» и является) — это «исур». То же самое слово имеет еще одно значение — «связаный». Например, арестованый называется «асир». Как мы говорим в утренних благословениях «Благословен Ты… освобождающий узников от оков» — «матир (букв. „развязывающий“) асурим (узников, которые обычно связаны, заключены в оковы)».

Связь между этими двумя значениями такова: любая материальная оболочка является «оковами», которые сковывают (утаивают в себе, не позволяя раскрыться) «искры» Святости, творящие и оживляющие каждую материальную вещь. Есть среди них такие, которые можно «освободить», дать им возможность раскрыться — это «искры» находящиеся в вещах разрешенных Торой — если пользоваться ими в соответствии с ее предписаниями. И Всевышний дает нам силы для этого.

Есть такие, которые «освободить» не представляется возможным — это все вещи, Торой запрещенные. Получается, что все то время, что существует необходимость в «обете» (его принятии на себя и выполнении) — человек пока еще связан («асур») с определенным материальным вожделением и борется с ним тем, что запрещает себе («осэр») контакт с ним. «Осэр» (запрещает, беря «обет») то, с чем «асур» (к чему чувствует сильную привязанность). Подобно тому, как принятие лекарства означает наличие болезни… А отмена лекарства — означает прекращение болезни.

И поэтому духовный смысл «освобождения от обета» — это прежде всего аннулирование самой негативной связи, причины, приведшей к обету (а не только снятие обязательства, неисполнение которого является проблемой…). «Освобождение от излишней привязанности» к материальному миру, столь вредной для души.

Избавление от этих связей приводит к духовному очищению («капара»). Поэтому при освобождении от обетов те, кто принимают в этом участие, произносят: «Да будешь ты освобожден от всех обязательств… да будут все они упразднены, нет на тебе вины в обетах, клятвах, запретах… и да будет дарованы тебе помилование и прощение, и да будешь ты очищен…»

Но в «Йом Кипур», день прощения и искупления, требуется еще большее очищение. Ведь в этот день душа поднимается на максимально высокий уровень — «…перед Именем Г-спода очиститесь»: поднятие выше (— что и означает «перед» —) Имени Всевышнего («Г-сподь»), что само по себе требует особой духовной чистоты и что, в свою очередь, приводит к совершенному очищению, когда душа на этом уровне окажется.

Ибо тогда Всевышний раскрывает Свою великую любовь к каждому еврею, которою Он окутывает каждую душу, как бы погружая ее в очищающую микву. Весь Йом Кипур душа находится в том свете, в этой «микве».

И поэтому вся работа, предшествовавшая Йом Кипуру — тшува в месяц Элул, упразднение обетов перед Рош а-Шана, раскаяние в Рош а-Шана и в десять дней раскаяния — пока что недостаточны.

В Йом Кипур от еврея требуется работа совершенно иного уровня, наивысшая степень раскаяния и духовной чистоты. Поэтому слово «хэт» («грех»), применяется в этот день в другом своем значении — «хитуй» («чистота», «очищение»). В свете этого, слова молитвы — «Ибо в этот день я сниму с вас вину за грехи ваши, очищу (прощу) вас от всех ваших провинностей (грехов), будете чисты перед именем Г-спода» — следует понимать так:

«…Очищу вас от ваших грехов («хэт»)» — очищу вас от всего того, что вы считаете чистотой («хэт» в смысле «хитуй»), что выглядит правотой и достоинством в ваших глазах, того, чего вы добились своей напряженной работой… ибо все это еще не является истиной чистотой, ведь где-то глубоко, в какой-то степени еще существует привязанность к материальному миру и его удовольствиям.

И Всевышний говорит, что Он сам очистит нас в этот день, избавит нас от самоощущения как такового, что позволит нам на хотя бы на сутки забыть о себе вообще. Даст нам ясное понимание, что мы оказались в этом мире только в качестве Его посланников, только с целью раскрыть в этом мире Желание Творца, Его свет.

Это и есть глубинный смысл молитвы «Кол Нидрэй»: «Все(!) обеты» — все привязанности, которые сковывают нас и мешают подняться к Тебе — «будут (Тобой) упразднены… отменены… станут недействительными… будут полностью аннулированы, утратят свою силу и перестанут существовать(!)»…

Только надо очень желать этого.

Это есть настоящий отрыв от всего материального, разрыв с этим миром, подъем над ним… на один день. Поэтому это должно произойти в преддверие Йом Кипура, на старте — чтобы «взлет» стал возможным. Поэтому каждый еврей в этот день — существо иного мира! Связан с Творцом напрямую! Выше ангелов! И это пребывание в ином мире способно столь кардинально повлиять на еврея, что изменит саму его внутреннюю сущность, «превратит» в другого, нового человека.

Удачно всем взлета! (А о посадке можно не беспокоиться…)

Молитвы Йом Кипура

Молитвы в Йом-Кипур – самые длинные в году. В этот день мы читаем пять обязательных молитв: "Маарив", "Шахарит", "Мусаф", "Минха" и "Неила". Хотя заповедь облачаться в талит относится только к светлому времени суток, в Йом-Кипур мы облачаемся в талит также и вечером.

В первый вечер служба открывается молитвой "Коль нидрей" ("Все клятвы"). Суть этой молитвы, которую в каждой общине читают на свои традиционные, сохранившиеся с древнейших времен мотивы, – заявление о том, что если мы будем по какой-либо причине вынуждены давать в наступившем году клятвы и заверения, которые не могут быть исполнены, а также подобного рода клятвы и заверения, которые мы дали в прошедшем году, – то они недействительны.

Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением "Коль нидрей" вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося прощения за то, что они, может быть, чем-нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго соблюдать ее законы. Затем повторяют несколько раз слова: "Свет посеян Им для праведников и для прямодушных – радость" (Тегилим, 97:11)

Затем два наиболее уважаемых члена общины вынимают два свитка Торы и становятся по обе стороны от ведущего молитву, и он провозглашает: "С позволения Всевышнего и с позволения общества, с одобрения Небес и с одобрения совета мудрецов мы разрешаем грешникам молиться вместе с нами".

Молитва "Коль нидрей" написана на арамейском языке. Вот ее перевод:

"Во всех обетах, и запретах, и клятвах, и заверениях, и самоограничениях, и наказаниях, и обещаниях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв, заверений и запретов – от одного Йом-Кипура до следующего Йом-Кипура, который принесет нам добро, – во всем этом я раскаиваюсь. Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и перестанут существовать! Да не будут обеты наши обетами, и запреты наши – запретами, и клятвы наши – клятвами!"

После "Коль нидрей" свитки Торы возвращают на место и молятся "Маарив", в который включены особые пиюты и "слихот".

Служба в Йом-Кипур обычно длится с утра до ночи с короткими перерывами. Характерна повторяющаяся молитва Аль хет – "3а грехи" (которые мы совершили), которой признаются во множестве грехов, совершенных в прошлый год. Повторяя эту молитву, люди ударяют себя в грудь кулаками, перечисляя свои грехи. Подавляющее большинство этих грехов моральные: обвинения других, обиды учителей и родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни.

Самое странное признание "Аль хет" гласит: "За грехи, которые мы совершили под давлением". Многие поколения евреев недоумевали, почему совершенное под давлением нужно считать грехом. Покойный еврейский ученый Эрнст Симон полагал, что хотя люди утверждают, что их заставили что-то сделать, это часто неправда.

В "Аль хет" перечисляется множество грехов. Даже если лично вы их не совершали, традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.

Многочисленные пиюты и "слихот" добавлены также к молитве "Мусаф". Кроме того, частью "Мусафа" этого дня является и молитва "Унтанэ токеф" , составленная р. Амноном из Майнца. После "Унтанэ токеф" все присутствующие произносят в полный голос: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор". Особое место занимает в молитве "Мусаф" описание работы Первосвященника в Йом-Кипур в Храме . Каждый раз, когда в этом описании говорится, как молящиеся в Храме падали ниц пред Богом, то же делаем и мы – кланяемся и падаем ниц.

Во время "Минхи" – послеполуденной службы – читается книга Ионы . Ее главная тема – желание Б-га простить искренне раскаявшихся.

Заключительная молитва Йом-Кипура называется "Неила" (дословно "запирание [ворот]"). Ее читают перед заходом солнца, когда "запираются" ворота Небес. В эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения. "Неилу" читают при раскрытых дверях арон-кодеша.

Во время "Неилы" евреи молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Б-га до того, как ворота, ведущие к Нему, закроются. Это – последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде, чем будет окончательно "подписана" его судьба на грядущий год. Молитву читают на традиционный мотив, ведущий молитву и все молящиеся говорят: "Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!"

Читать "Неилу" заканчивают с появлением на небе первых звезд. Завершающие ее слова мы повторяем семь раз: "Господь – Он Б-г!" Затем трубят в шофар – знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают друг другу: "В будущем году – в Иерусалиме!"

Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Б-гом. К окончанию поста люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.

Четыре дня между Йом-Кипур и Суккот – дни радости. В эти дни не постятся, не произносят Таханун, покаянную молитву. Это связано с тем, что именно в эти дни было завершено строительство жертвенника в Храме . Многие начинают строительство сукки ночью на исходе Йом-Кипура.

Оценка 4.9 проголосовавших: 914
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here